На страже Заполярья. 2021 год. Октябрь.
* на стrаж1 1аnал1rы 1 МАСТЕРСТВО, ПРОВЕРЕННОЕ ПРАКТИКОЙ В ходе учебно-тренировочных полётов лётчики выполнили более 20 посадок на корабль в дрейфе и на ходу в светлое и тёмное время суток. С ПАЛУБЬI - В НЕБО В учебном центре подводных сил Тихоокеанского флота проводятся занятия с экипажами по орrанизации борьбы с поступлением воды в отсек Экипажи противолодочных и поисково-спасательных вертолётов Ка-27 отработали взлёт и посадку на палубу корабля Учитывая задачи, которые они выполняют, экипажи подводных лодок обязаны быть готовыми к любым неожиданностям. Будь то последствия аварий или боевых повреждений. Живучесть при поступлении воды в корпус ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ обеспечивается её непотопляе мостью. Затопление может про изойти по разным причинам: пробоина или трещина в обшивке прочного корпуса при взрыве или столкновении, не- щиты, герметизации аварийного отсека. Далее начинается пода ча воды в отсек через отверстие в корпусе, и подводники присту пают к отработке практических навыков по установке пластыря и раздвижных упоров. По словам капитан-лейтенан- Живучесть при поступлении воды в корпус подводной лодки обеспечивается её непотопляемостью. Затоп ление может произойти по разным причинам: про боина или трещина в обшивке прочного корпуса, ненадё:ж:ное закрыmе при погружении магистралей, связанных с забортным пространством, и так далее своевременное или ненадёжное закрытие при погружении маги стралей , связанных с забортным пространством, нарушение при пожаре герметичности уплот нений в местах прохода через прочный корпус кабелей, раз рыв трубопровода под действием забортного давления. Вот почему сегодня экипажи суб марин активно осваи вают правила борьбы за живучесть. Как рассказывает начальник учебно-тре нировочного комплек са (УТК) лёгкой водо лаз ной подготовки и борьбы за живучесть УЦ ПС ТОФ капитан лейтенант Денис Резни ков, тренажёры учебного центра предназначены для отработки дейст вий экипажей атомных подводных ЛОДОК в раз личных аварийных си туациях. На учебном месте создаются усло вия, максимально при ближенные к реальным, что по зволяет морякам-подводникам качественно отработать все не обходимые действия . - Тренажёр по борьбе с по ступлением воды в ПЛ имитирует один из отсеков совреме нного атомного подводного крейсера, в котором имеется несколько отверстий, аналогичных пробои нам в прочном корпусе , - пояс няет капитан-лейтенант Резников. На тренировке моряки вы полняют нормативы надевания индивидуальных средств за - та Дениса Резникова , на тре нировке особое внимание уде ляется достижению чётких и слаженных действий личного состава аварийной партии атом ного подводного крейсера. От эффективности первичных • мероприятий аварийной партии может зависе ть жизнь всего экипажа, поэтому ответствен ность за подготовку подводников к действиям в экстремальных ситуациях разделяют военно служащие УЦ подводных сил ТОФ. Начальник учебно-тренажёр ного комплекса обращает вн и мание на то, что его подчинён ные обеспечивают безопас ность моряков во время всего учебного процесса, и отмечает хорошую подготовку и профес- сионализм мичманов Влади мира Миронова, Алексея Мун теньёла, Игоря Юрьева, Яна Ко былецкого, старшин 1 статьи Евгения Емельянова и Дениса Михальцова. Как поясняет капитан-лейте нант Резников, использование аварийно-спасательного имуще ства при заделке пробоины представляет собой определён ную сложность. Во-первых, внут ренняя поверхность прочного корпуса на 80-90% закрыта раз личными системами, устройст вами, кабельными трассами, что затрудняет или вообще исклю чает доступ к пробоине без демонтажа механизмов и рас чистки места в районе пробои ны; во-вторых, струя воды, по ступая через пробоину под дав лением, препятствует исполь зованию противоаварийного имущества. Расчистка места и демонтаж устройств могут занять продолжи тельное время, за которое в отсек подводной лодки поступит значи тельное количество воды. Динамический напор струи воды зависит от глубины погружения подводной лодки, размера пробоины, противодавления в ава рийном отсеке. Известно, что человек способен преодолеть сопротивле ние струи силой 80-90 кгс. На глубинах плавания со временных АПЛ, даже при незначительном по пло щади отверстии, через ко торое поступает вода, ско рость затопления может достигать десятков тонн в минут~ а интенсивность продувания ограничи ва ется расходом сжатого воздуха и падает с уве личением глубины . Большое значение имеет оперативность , с которой приводятся в дей ствие противоаварийные средства. В случае серьёз ной аварии недопустима за держка начала проведения борьбы за живучесть даже на одну минуту. Поэтому, по словам начальника учебно-тренажёр ного центра ПС ТОФ, очень важ но в период базовой подготовки отработать и закрепить действия личного состава АПЛ при всех возможных аварийных ситуа циях во время выполнения суб мариной боевой задачи в море. Cepzeu КОНОВАЛОВ. Фото автора. Несмотря на то, что надвод ные корабли с управляемым ракетным оружием обладают мощными системами ПВО, авиа ция в войне на море продолжает сохранять свою важность как разведывательное и ударное средство. Наличие корабельной авиации в разы увеличивает и дальность обнаружения про тивника, и поисковые возмож ности корабля или группы кораб лей, и дистанцию, с которой ко рабельное соединение может атаковать обнаруженную цель. "С высоты из кабины верто лёта кажется , что корабль нахо дится в каком- то космическом пространстве, без всякой привяз ки к поверхности моря, к линии горизонта. Ночью складывается такое ощущение, что просто в чёрном пространстве горит лам па, и ты пытаешься на неё по пасть. У человека могут созда ваться определённые иллюзии относительно восприятия про странственного положения вер толёта". Это слова о полёте на Ка-27 лётчика-испытателя. В таких условиях пилот идёт до определённого расстояния по приборам, только на удалении 500 м до среза палубы корабля и на высоте не ниже 50 м он имеет право оторвать взгляд от зависнуть над палубой и уже подбирать момент, когда фаза колебательного движения ко рабля позволит выполнить без опасную посадку. Возможность выполнения посадки задаётся теми углами крена и дифферента , которые создаются на корабле при вол нении моря. Понятно, что боль шой корабль в открытом море может выдержать определён ную волну и не качаться, а другой - более скромных размеров, типа С высоть1 из кабины вертолёта кажется, что корабль находится в каком-то космическом пространстве, без всякой привязки к поверхности моря, к линии горизонта. Ночью складывается такое ощущение, что просто в чёрном пространстве горит лампа, и ты пытаешься на неё попасть пилотажных приборов и заце питься визуально за корабль. Если ты не видишь ни естест венного горизонта, ни поверх ности воды, то визуально при вязываться к поверхности палу бы нельзя. Так как если ты к ней привяжешься, то начнёшь не произвольно вводить вертолёт в колебания и никогда не выпол нишь посадку нормально. При ходится абстрагироваться от ка чающейся поверхности палубы, использовать инструменталь ные средства, системы посадки, которые помогают лётчику. Эти системы позволяют пило ту зацепиться взглядом за искус ственный горизонт, который ус ловно соответствует естествен ному горизонту. Дальше - подойти на необходимое расстоя н ие , корвета, при этом будет "мо тылять" достаточно сильно. При чём килевая качка опаснее, чем бортовая. В этом хорошо убедились вертолётчики , которым не раз довелось сажать винтокрылую машину в штормовом море. Там их работа напоминает действия эквилибриста. Бала н сировать приходится при посадке на грани допустимого. Что касается взлёта с палубы , то пилот старается как можно быстрее отойти, уйти от опасной близости к элементам корабля. Когда плавсредство движется , в районе взлётно- посадочной площадки может создаваться завихрение, похожее на эффект, скажем так, воздушного пузыря. То есть на границе этого пузыря вертолёт "выталкивается", а внут ри "подсасывается" к надстрой кам корабля. Пилот должен очень чётко всё это отслеживать. С точки зрения пилотирова ния Ка-27 очень нравится лётчи- кам, он лишён многих недостат ков , которые присущи одновин товым машинам. К-27 не так чув ствителен к боковому ветру. Он компактен, имеет особые конст руктивные решения, которые по зволяют ему выполнять посадки и взлёты с палубы. Например, прочность шасси, заложенная в эту машину. Не всегда получается лётчику выполнить посадку на палубу в условиях качки доста точно мягко , но грубая посадка происходит не в силу того, что мастерства не хватает, а потому что есть внешний фактор, ко торый создаёт пилоту сложные условия. И после таких посадок лётчик думает: "Какая крепкая машина! Насколько она всё-таки совершенна , что позволяет та кие вещи выполнять". В рамках полётного задания экипажи Ка-27ПЛ Тихоокеанско го флота также отработали поиск и слежение за под водными лодками противника. Тренировку экипажей проти володочных и поисково-спаса тельных вертолётов обеспечи вал корвет "Громкий". Кроме того, в ходе мероприя тия были проведены облёты ко рабля с целью проверки его ра диотехнического вооружения , комплексов противовоздушной обороны, систем связи и управ ления авиацией . Капитан 3 ранга Илья КОЛЕСНИКОВ. Тихоокеашжиd флот Фото автора. ДИВИЗИОН ПРОФЕССИОНАЛОВ В назван ии деса нтн ых катеров решением Главно кома ндующего ВМФ в оз на менова ние 200-летия Отечественной войны 1812 года уве ковечена па мять её героев. Денис Давыдов - русски й поэт, идеолог и один из командиров пар- вместном стратегическом учении "Запад-2021". За год дивизионом было выпол нено более 35 высадок. В ходе манёвров апробиро ваны новы е тактические приёмы боевого использо вания десантных катеров. С помощью заблаго времен- военнослужащего является село Уллугатаг в Сулейман Стальском районе на юге Республики Дагестан. Личный состав дивизиона десантных катеров демонстрирует высокий уровень воинскоrо мастерства и морской выучки Необходимость надёжной защиты западных рубежей России, гаран тирующей национальную безопасность, ставит перед Балтийским флотом задачи по поддержанию высокой боеготовности соединений, частей и кораблей, повышению качества и интенсивности боевой учёбы, совершенствованию воинского мастерства, освоению современного вооружения и технических средств . Одним из корабельных соединений, определяю щих решение Балтийским флотом этих задач, явля ется ордена Красной Звез ды бригада десантных ко раблей под командованием капитана 1 ранга Александ ра Лысенко, которая гото вится отметить 60-ю годов щину со дня своего образо ва ния . Эта составляющая флота предназначена для доставки и высадки войск в назначенный район на обо рудованное или необору дованное побережье, что обеспечивает проведение боевых опе раци й и миро творческих миссий в любом ре ги оне мира. Необходимость быстро перебрасывать море м це лые армии, а затем и снаб жать их возникл а ещё в давние времена. Вплоть до Первой мировой войны для этих целей использовал ись не специ ализированны е десантные корабли, а граж данские суда с малой осад кой . Пе ред Великой Оте чественной робкие попытки создать в Советском Союзе та кие корабли не увенча лись успехом. Военно-мор ской флот, высадивший в • годы войны 114 десантов, использовал в основном несамоходные баржи под буксирами, небольшие бо ты и подходящие плавсред ства. И только во второй половине 50-х годов прош лого ве ка положение дел изменилось, и в ВМФ по явился первы й десантный корабль п роекта 188. В этом соединении Бал тийского флота получили путёвку в жиз н ь практи чески все проекты десант ных кораблей ВМФ России, в том числе высокоскорост- ные с динамическим прин ципом поддержания. В составе бригады , начи ная с 70-х годов, находятся и десантные катера, кото рые м огут как са мостоя тельно, так и с БДК достав лять десант к труднодос тупному для больших ко раблей побережью, обес печивать снабжение войск. И если десантные катера на воздушной подушке про ектов "Скат" и "Кальмар" об ладали высокой скоростью, то ка тера п рое кта 1176 "Акула" , так называемые • плашкоуты , были тихоход ными . Для ускорения до ставки десанта на берег в 90-е годы был создан десант ный катер проекта 11 770 "Серна" на воздушной кавер не, которая позво ляла дв игаться с большой скорое- тью. Семь лет назад в соединение по ступили десантные катера на воздуш но й каверне про е кта 21820 "Дю гонь". Став развитием про екта "Серна" и имея такую же габаритную осадку, они превосходят его по водо изм еще ни ю , скорости, грузоподъёмности, десанто вместимости и мореходнос ти. Они могут взять на борт два танка или четыре БТР (БМП), или 90 человек. В отличие от своих предшест венни ков, катер оснащён эффекти вным вооружени ем огневой поддержки де санта - двумя тумбовыми установками крупнокали берных пулемётов Влади мирова и несколькими ПЗРК. В составе ВМФ Рос сии сегодня пять десант ных катеров этого проекта, из которых три - на Бал тийском флоте: "Денис Да выдов", "Мичман Лермон тов" и "Лейтенант Римский Корсаков" . тизан, лейтенант Николай Римски й-Корсаков и мич ман Миха ил Лермонтов - офи церы морского гвар дейского экипажа, отличив шиеся на полях сражений. Эти высокоскоростн ые боевые единицы, не имею щие аналогов в мире, се годня составляют основу дивизион а десантных ка теров, входящего в бригаду десантных кораблей Бал тийского флота. Кроме них, в составе соединения есть катера проектов "Акула" и "Серна". Десантный катер "Лей тенант Римский-Корсаков" два года носит звание удар ного, а катер "Мичман Лер монтов" представляется на это зван ие сейчас. Основным мероприяти ем боевой учёбы для ди визиона стало участие в со- • • но принятых на борт пере носных средств осуществ лялась о гневая поддержка сил десанта. В этом году "Мичман Лермонтов" был участником Международного военно морского салона в Санкт Петербурге. Дивизион при нял активное участие в про ведении военно-морского парада в Балтийске. "Мич ман Лермонтов" проходил в День ВМФ с ЗСУ "Шилка" на борту, "Лейтенант Римский Корсаков" впервые в исто рии высадил в морском ка нале на плав три БТРа, а "Денис Давыдов" был от крыт для посещения жите лями и гостями города . Командует дивизионо м десантных катеров грамот ный и ответственный офи цер капитан-лейтенант Са ид Егибегов. Малой родиной Десантным катером "Мич ман Лермонтов" с момента подъёма на нём Андреев ско го флага ко м а ндует старший мичман Виталий Грошев . Он родил ся в латвийском го роде Лиепая в се мье воен нослужа щего Балти йского флота . В 201 3 году Виталий Грошев по шёл служить по контракту минёром на БДК "Королёв", а через год воз гл а вил экипаж десант ного катера "Мич ман Лермонтов". - Конечно, мы не ходим в дальние по ходы, - рассказывает стар ший мичман Витали й Гро шев, - но решае м свой ствен н ые десантн ы м ко раблям задачи, исходя из своей автономности и даль ности плавания. Наши пре имущества - скорость и спо собность высадить десант там , где это не сможет сде лать большой корабль . Знакомство с моряками десантниками показы вает, что дружны й коллекти в профессионалов под ко мандованием капитан-лей тенанта Саида Е гибегова достойно встречает юбилей соединен и я, продолжая его славн ые традици и вы сокими результатам и в бое вой под готовке. Виктор МАКСИМЕНКО. Фото автора и из архива zазеты "Страж Балтики" . Пе<еатается с сокращения:ми. 22 октября 2021 года • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz