На страже Заполярья. 2021 год. Октябрь.

* на стrаж1 1аnал1rы 1 МАСТЕРСТВО, ПРОВЕРЕННОЕ ПРАКТИКОЙ В ходе учебно-тренировочных полётов лётчики выполнили более 20 посадок на корабль в дрейфе и на ходу в светлое и тёмное время суток. С ПАЛУБЬI - В НЕБО В учебном центре подводных сил Тихоокеанского флота проводятся занятия с экипажами по орrанизации борьбы с поступлением воды в отсек Экипажи противолодочных и поисково-спасательных вертолётов Ка-27 отработали взлёт и посадку на палубу корабля Учитывая задачи, которые они выполняют, экипажи подводных лодок обязаны быть готовыми к любым неожиданностям. Будь то последствия аварий или боевых повреждений. Живучесть при поступлении воды в корпус ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ обеспечивается её непотопляе­ мостью. Затопление может про­ изойти по разным причинам: пробоина или трещина в обшивке прочного корпуса при взрыве или столкновении, не- щиты, герметизации аварийного отсека. Далее начинается пода­ ча воды в отсек через отверстие в корпусе, и подводники присту­ пают к отработке практических навыков по установке пластыря и раздвижных упоров. По словам капитан-лейтенан- Живучесть при поступлении воды в корпус подводной лодки обеспечивается её непотопляемостью. Затоп­ ление может произойти по разным причинам: про­ боина или трещина в обшивке прочного корпуса, ненадё:ж:ное закрыmе при погружении магистралей, связанных с забортным пространством, и так далее своевременное или ненадёжное закрытие при погружении маги­ стралей , связанных с забортным пространством, нарушение при пожаре герметичности уплот­ нений в местах прохода через прочный корпус кабелей, раз­ рыв трубопровода под действием забортного давления. Вот почему сегодня экипажи суб­ марин активно осваи­ вают правила борьбы за живучесть. Как рассказывает начальник учебно-тре­ нировочного комплек­ са (УТК) лёгкой водо­ лаз ной подготовки и борьбы за живучесть УЦ ПС ТОФ капитан­ лейтенант Денис Резни­ ков, тренажёры учебного центра предназначены для отработки дейст­ вий экипажей атомных подводных ЛОДОК в раз­ личных аварийных си­ туациях. На учебном месте создаются усло­ вия, максимально при­ ближенные к реальным, что по­ зволяет морякам-подводникам качественно отработать все не­ обходимые действия . - Тренажёр по борьбе с по­ ступлением воды в ПЛ имитирует один из отсеков совреме нного атомного подводного крейсера, в котором имеется несколько отверстий, аналогичных пробои­ нам в прочном корпусе , - пояс­ няет капитан-лейтенант Резников. На тренировке моряки вы ­ полняют нормативы надевания индивидуальных средств за - та Дениса Резникова , на тре­ нировке особое внимание уде­ ляется достижению чётких и слаженных действий личного состава аварийной партии атом­ ного подводного крейсера. От эффективности первичных • мероприятий аварийной партии может зависе ть жизнь всего экипажа, поэтому ответствен­ ность за подготовку подводников к действиям в экстремальных ситуациях разделяют военно­ служащие УЦ подводных сил ТОФ. Начальник учебно-тренажёр­ ного комплекса обращает вн и­ мание на то, что его подчинён­ ные обеспечивают безопас­ ность моряков во время всего учебного процесса, и отмечает хорошую подготовку и профес- сионализм мичманов Влади­ мира Миронова, Алексея Мун­ теньёла, Игоря Юрьева, Яна Ко­ былецкого, старшин 1 статьи Евгения Емельянова и Дениса Михальцова. Как поясняет капитан-лейте­ нант Резников, использование аварийно-спасательного имуще­ ства при заделке пробоины представляет собой определён­ ную сложность. Во-первых, внут­ ренняя поверхность прочного корпуса на 80-90% закрыта раз­ личными системами, устройст­ вами, кабельными трассами, что затрудняет или вообще исклю­ чает доступ к пробоине без демонтажа механизмов и рас­ чистки места в районе пробои­ ны; во-вторых, струя воды, по­ ступая через пробоину под дав­ лением, препятствует исполь­ зованию противоаварийного имущества. Расчистка места и демонтаж устройств могут занять продолжи­ тельное время, за которое в отсек подводной лодки поступит значи­ тельное количество воды. Динамический напор струи воды зависит от глубины погружения подводной лодки, размера пробоины, противодавления в ава­ рийном отсеке. Известно, что человек способен преодолеть сопротивле­ ние струи силой 80-90 кгс. На глубинах плавания со­ временных АПЛ, даже при незначительном по пло­ щади отверстии, через ко­ торое поступает вода, ско­ рость затопления может достигать десятков тонн в минут~ а интенсивность продувания ограничи ва­ ется расходом сжатого воздуха и падает с уве­ личением глубины . Большое значение имеет оперативность , с которой приводятся в дей­ ствие противоаварийные средства. В случае серьёз­ ной аварии недопустима за­ держка начала проведения борьбы за живучесть даже на одну минуту. Поэтому, по словам начальника учебно-тренажёр­ ного центра ПС ТОФ, очень важ­ но в период базовой подготовки отработать и закрепить действия личного состава АПЛ при всех возможных аварийных ситуа­ циях во время выполнения суб­ мариной боевой задачи в море. Cepzeu КОНОВАЛОВ. Фото автора. Несмотря на то, что надвод­ ные корабли с управляемым ракетным оружием обладают мощными системами ПВО, авиа­ ция в войне на море продолжает сохранять свою важность как разведывательное и ударное средство. Наличие корабельной авиации в разы увеличивает и дальность обнаружения про­ тивника, и поисковые возмож­ ности корабля или группы кораб­ лей, и дистанцию, с которой ко­ рабельное соединение может атаковать обнаруженную цель. "С высоты из кабины верто­ лёта кажется , что корабль нахо­ дится в каком- то космическом пространстве, без всякой привяз­ ки к поверхности моря, к линии горизонта. Ночью складывается такое ощущение, что просто в чёрном пространстве горит лам­ па, и ты пытаешься на неё по­ пасть. У человека могут созда­ ваться определённые иллюзии относительно восприятия про­ странственного положения вер­ толёта". Это слова о полёте на Ка-27 лётчика-испытателя. В таких условиях пилот идёт до определённого расстояния по приборам, только на удалении 500 м до среза палубы корабля и на высоте не ниже 50 м он имеет право оторвать взгляд от зависнуть над палубой и уже подбирать момент, когда фаза колебательного движения ко­ рабля позволит выполнить без­ опасную посадку. Возможность выполнения посадки задаётся теми углами крена и дифферента , которые создаются на корабле при вол­ нении моря. Понятно, что боль­ шой корабль в открытом море может выдержать определён­ ную волну и не качаться, а другой - более скромных размеров, типа С высоть1 из кабины вертолёта кажется, что корабль находится в каком-то космическом пространстве, без всякой привязки к поверхности моря, к линии горизонта. Ночью складывается такое ощущение, что просто в чёрном пространстве горит лампа, и ты пытаешься на неё попасть пилотажных приборов и заце­ питься визуально за корабль. Если ты не видишь ни естест­ венного горизонта, ни поверх­ ности воды, то визуально при­ вязываться к поверхности палу­ бы нельзя. Так как если ты к ней привяжешься, то начнёшь не­ произвольно вводить вертолёт в колебания и никогда не выпол­ нишь посадку нормально. При­ ходится абстрагироваться от ка­ чающейся поверхности палубы, использовать инструменталь­ ные средства, системы посадки, которые помогают лётчику. Эти системы позволяют пило­ ту зацепиться взглядом за искус­ ственный горизонт, который ус­ ловно соответствует естествен­ ному горизонту. Дальше - подойти на необходимое расстоя н ие , корвета, при этом будет "мо­ тылять" достаточно сильно. При­ чём килевая качка опаснее, чем бортовая. В этом хорошо убедились вертолётчики , которым не раз довелось сажать винтокрылую машину в штормовом море. Там их работа напоминает действия эквилибриста. Бала н сировать приходится при посадке на грани допустимого. Что касается взлёта с палубы , то пилот старается как можно быстрее отойти, уйти от опасной близости к элементам корабля. Когда плавсредство движется , в районе взлётно- посадочной площадки может создаваться завихрение, похожее на эффект, скажем так, воздушного пузыря. То есть на границе этого пузыря вертолёт "выталкивается", а внут­ ри "подсасывается" к надстрой­ кам корабля. Пилот должен очень чётко всё это отслеживать. С точки зрения пилотирова­ ния Ка-27 очень нравится лётчи- кам, он лишён многих недостат­ ков , которые присущи одновин­ товым машинам. К-27 не так чув­ ствителен к боковому ветру. Он компактен, имеет особые конст­ руктивные решения, которые по­ зволяют ему выполнять посадки и взлёты с палубы. Например, прочность шасси, заложенная в эту машину. Не всегда получается лётчику выполнить посадку на палубу в условиях качки доста­ точно мягко , но грубая посадка происходит не в силу того, что мастерства не хватает, а потому что есть внешний фактор, ко­ торый создаёт пилоту сложные условия. И после таких посадок лётчик думает: "Какая крепкая машина! Насколько она всё-таки совершенна , что позволяет та­ кие вещи выполнять". В рамках полётного задания экипажи Ка-27ПЛ Тихоокеанско­ го флота также отработали поиск и слежение за под водными лодками противника. Тренировку экипажей проти­ володочных и поисково-спаса­ тельных вертолётов обеспечи­ вал корвет "Громкий". Кроме того, в ходе мероприя­ тия были проведены облёты ко­ рабля с целью проверки его ра­ диотехнического вооружения , комплексов противовоздушной обороны, систем связи и управ­ ления авиацией . Капитан 3 ранга Илья КОЛЕСНИКОВ. Тихоокеашжиd флот Фото автора. ДИВИЗИОН ПРОФЕССИОНАЛОВ В назван ии деса нтн ых катеров решением Главно­ кома ндующего ВМФ в оз­ на менова ние 200-летия Отечественной войны 1812 года уве ковечена па мять её героев. Денис Давыдов - русски й поэт, идеолог и один из командиров пар- вместном стратегическом учении "Запад-2021". За год дивизионом было выпол­ нено более 35 высадок. В ходе манёвров апробиро­ ваны новы е тактические приёмы боевого использо­ вания десантных катеров. С помощью заблаго времен- военнослужащего является село Уллугатаг в Сулейман­ Стальском районе на юге Республики Дагестан. Личный состав дивизиона десантных катеров демонстрирует высокий уровень воинскоrо мастерства и морской выучки Необходимость надёжной защиты западных рубежей России, гаран­ тирующей национальную безопасность, ставит перед Балтийским флотом задачи по поддержанию высокой боеготовности соединений, частей и кораблей, повышению качества и интенсивности боевой учёбы, совершенствованию воинского мастерства, освоению современного вооружения и технических средств . Одним из корабельных соединений, определяю­ щих решение Балтийским флотом этих задач, явля­ ется ордена Красной Звез­ ды бригада десантных ко­ раблей под командованием капитана 1 ранга Александ­ ра Лысенко, которая гото­ вится отметить 60-ю годов­ щину со дня своего образо­ ва ния . Эта составляющая флота предназначена для доставки и высадки войск в назначенный район на обо­ рудованное или необору­ дованное побережье, что обеспечивает проведение боевых опе раци й и миро­ творческих миссий в любом ре ги оне мира. Необходимость быстро перебрасывать море м це­ лые армии, а затем и снаб­ жать их возникл а ещё в давние времена. Вплоть до Первой мировой войны для этих целей использовал ись не специ ализированны е десантные корабли, а граж­ данские суда с малой осад­ кой . Пе ред Великой Оте­ чественной робкие попытки создать в Советском Союзе та кие корабли не увенча­ лись успехом. Военно-мор­ ской флот, высадивший в • годы войны 114 десантов, использовал в основном несамоходные баржи под буксирами, небольшие бо­ ты и подходящие плавсред­ ства. И только во второй половине 50-х годов прош­ лого ве ка положение дел изменилось, и в ВМФ по­ явился первы й десантный корабль п роекта 188. В этом соединении Бал­ тийского флота получили путёвку в жиз н ь практи ­ чески все проекты десант­ ных кораблей ВМФ России, в том числе высокоскорост- ные с динамическим прин­ ципом поддержания. В составе бригады , начи­ ная с 70-х годов, находятся и десантные катера, кото­ рые м огут как са мостоя ­ тельно, так и с БДК достав­ лять десант к труднодос­ тупному для больших ко­ раблей побережью, обес­ печивать снабжение войск. И если десантные катера на воздушной подушке про­ ектов "Скат" и "Кальмар" об­ ладали высокой скоростью, то ка тера п рое кта 1176 "Акула" , так называемые • плашкоуты , были тихоход­ ными . Для ускорения до­ ставки десанта на берег в 90-е годы был создан десант­ ный катер проекта 11 770 "Серна" на воздушной кавер­ не, которая позво­ ляла дв игаться с большой скорое- тью. Семь лет назад в соединение по­ ступили десантные катера на воздуш­ но й каверне про­ е кта 21820 "Дю­ гонь". Став развитием про­ екта "Серна" и имея такую же габаритную осадку, они превосходят его по водо­ изм еще ни ю , скорости, грузоподъёмности, десанто­ вместимости и мореходнос­ ти. Они могут взять на борт два танка или четыре БТР (БМП), или 90 человек. В отличие от своих предшест­ венни ков, катер оснащён эффекти вным вооружени­ ем огневой поддержки де­ санта - двумя тумбовыми установками крупнокали­ берных пулемётов Влади­ мирова и несколькими ПЗРК. В составе ВМФ Рос­ сии сегодня пять десант­ ных катеров этого проекта, из которых три - на Бал­ тийском флоте: "Денис Да­ выдов", "Мичман Лермон­ тов" и "Лейтенант Римский­ Корсаков" . тизан, лейтенант Николай Римски й-Корсаков и мич­ ман Миха ил Лермонтов - офи церы морского гвар­ дейского экипажа, отличив­ шиеся на полях сражений. Эти высокоскоростн ые боевые единицы, не имею­ щие аналогов в мире, се­ годня составляют основу дивизион а десантных ка­ теров, входящего в бригаду десантных кораблей Бал­ тийского флота. Кроме них, в составе соединения есть катера проектов "Акула" и "Серна". Десантный катер "Лей­ тенант Римский-Корсаков" два года носит звание удар­ ного, а катер "Мичман Лер­ монтов" представляется на это зван ие сейчас. Основным мероприяти­ ем боевой учёбы для ди­ визиона стало участие в со- • • но принятых на борт пере­ носных средств осуществ­ лялась о гневая поддержка сил десанта. В этом году "Мичман Лермонтов" был участником Международного военно­ морского салона в Санкт­ Петербурге. Дивизион при­ нял активное участие в про­ ведении военно-морского парада в Балтийске. "Мич­ ман Лермонтов" проходил в День ВМФ с ЗСУ "Шилка" на борту, "Лейтенант Римский­ Корсаков" впервые в исто­ рии высадил в морском ка­ нале на плав три БТРа, а "Денис Давыдов" был от­ крыт для посещения жите­ лями и гостями города . Командует дивизионо м десантных катеров грамот­ ный и ответственный офи­ цер капитан-лейтенант Са­ ид Егибегов. Малой родиной Десантным катером "Мич­ ман Лермонтов" с момента подъёма на нём Андреев­ ско го флага ко м а ндует старший мичман Виталий Грошев . Он родил ­ ся в латвийском го­ роде Лиепая в се­ мье воен нослужа­ щего Балти йского флота . В 201 3 году Виталий Грошев по­ шёл служить по контракту минёром на БДК "Королёв", а через год воз гл а ­ вил экипаж десант­ ного катера "Мич ­ ман Лермонтов". - Конечно, мы не ходим в дальние по­ ходы, - рассказывает стар­ ший мичман Витали й Гро­ шев, - но решае м свой­ ствен н ые десантн ы м ко­ раблям задачи, исходя из своей автономности и даль­ ности плавания. Наши пре­ имущества - скорость и спо­ собность высадить десант там , где это не сможет сде­ лать большой корабль . Знакомство с моряками­ десантниками показы вает, что дружны й коллекти в профессионалов под ко­ мандованием капитан-лей­ тенанта Саида Е гибегова достойно встречает юбилей соединен и я, продолжая его славн ые традици и вы ­ сокими результатам и в бое­ вой под готовке. Виктор МАКСИМЕНКО. Фото автора и из архива zазеты "Страж Балтики" . Пе<еатается с сокращения:ми. 22 октября 2021 года • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz