На страже Заполярья. 2021 год. Октябрь.

5 РАВНЕНИЕ НА ОТЦА Адмирала Флота Совет­ ского Союза Н.Г.Кузне­ цова". ракетного крейсера мно­ гократно совершенство­ вал военно-морскую выуч­ ку, выполнял плановые за­ дачи боевой ПОДГОТОВКИ в Баренцевом и Норвежском морях. Сын адмирала Высоцкого Сергей достойно продолжает дело своего отца В нынешнем году деятельность тяжёлого атомного ракетного крейсера "Пётр Великий" не включила в себя такие масштабные мероприятия боевой подготовки флота, как поход в Арктику, Атлан­ тику или южные моря. Однако практически весь летний период обучения экипаж корабля был занят интенсивной боевой под­ готовкой в пределах Норвежского и Баренцева морей. Как известно, значительная роль в успехе выполнения любых поставленных командованием задач принадлежит старшему помощнику командира корабля. С грузом ответственности капитан 3 ранга Сергей Высоцкий успешно справился, а вскоре он сделал новый шаг в своей офицер­ ской карьере. Памяти адмирала военно-морское училище, затем также с отличием - ЧВВМУ имени П.С. Нахи­ мова. Офицерскую карье­ ру начинал на Тихоокеан­ ском флоте в должнос­ ти командира противоло­ год. По воспоминаниям многих офицеров, он любил флот и радел за его будущее. таву. Сам прошедший не­ мало морских миль, не понаслышке знающий труд­ ности дальних походов, он заботился и о социально­ бытовых аспектах жизни моряков не только в море, но и на берегу, - вспоминал бывший заместитель ко­ мандующего Северным флотом по воспитательный работе контр-адмирал Александр Дьяконов. !!: - - Капитан 3 ранга Сергеd Высоцкиd в бОевом инфор­ мационном центре ТАРКР "Пётр Ве.~икиd" во время учениа. Вся служба офицера прошла в соединении ракетных кораблей Се­ верного флота. Первые три года на новейшем фрегате "Адмирал Фло­ та Советского Союза Горшков", а затем на различных должнос­ тях на тяжёлом атом­ ном ракетном крейсере "Пётр Великий". При ракетно-артил­ лерийских стрельбах Сергей Владимирович неоднократно был от­ мечен командованием соединения и Северно­ го флота. Экипажем проведены корабельные учения по противовоздушной оборо­ не, отрабатывались поход­ ная организация службы, совместное маневрирова­ ние, проверка оружия и технических средств, борьба за живучесть на ходу и на якорной стоянке. Боевые расчёты постов освеще­ ния воздушной, надводной обстановки и гидроакустики на боевых постах совер­ шенствовали навыки по обнаружению и классифи­ кации целей в различных средах. Крейсер обеспечил безопасность проведения глубоководных испытаний атомных ПОДВОДНЫХ ЛОДОК и многие другие мероприя­ тия боевой подготовки. В начале текущего года старпома постигло непо­ правимое горе - не стало его отца адмирала Влади- - С первого курса учёбы в ЧВВМУ он был старшиной класса и пользовался сре­ ди нас безусловным авто­ ритетом. Учёбе уделял осо­ бое внимание - даже в увольнение ходил нечасто, как будто тогда уже видел своё высокое предназна­ чение. Потом я служил под его началом на Севере. Как моряк он был, безусловно, ОПЫТНЫЙ. Среди нас, одно­ кашников, пользовался за­ служенным уважением, - вспоминал контр-адмирал Александр Литенков. Брать пример с отца сантские годы в Калинин­ градском филиале учебно­ н ауч ного центра Военно­ морского флота "Военно­ морская академия имени В 2019 году он был назначен на должность старшего помощника ко­ мандира ТАРКР "Пётр Ве­ ликий". дочной группы и минно­ торпедной боевой части большого противолодоч­ ного корабля, а затем - помощника командира крейсера управления "Адмирал Сенявин". По окончании Высших спе­ циальных офицерских классов ВМФ был назна­ чен старшим помощни­ ком ракетного крейсе­ ра "Севастополь", затем занимал аналогичную должность на тяжёлом авианесущем крейсере "Минск". Так же, как его отец, Сергей Высоцкий окончил Нахимовское военно-мор­ ское училище. Затем - кур- С того времени экипаж Ад.мира.с ВАадимир Серге­ евич Высоцкиd. мира Сергеевича Высоц­ кого. На Северном флоте служит много офицеров, которые помнят его. В 1971 году Владимир Высоцкий, для которого отец-фронтовик был об­ разцом служения Отечест­ ву, с отличием окончил Ле­ нинградское Нахимовское Адмирал Высоцкий прошёл все ступени флот­ ской службы на надвод­ ных кораблях, не пропус­ тив ни ОДНОЙ, окончил две военные академии, обе с золотой медалью. В 2005 году был назначен коман­ дующим Северным фло­ том, а через два года стал главнокомандующим ВМФ России. Адмирал Владимир Вы­ соцкий возглавлял Россий­ ский флот с 2007 по 2012 - С Владимиром Сер­ геевичем я впервые по­ знакомился в 1999 году, когда он прибыл на Се­ верный флот на должность начальника штаба Коль­ ской флотилии разнород­ ных сил. Уже тогда чув­ ствовалось, что зто грамот­ ный и очень способный, перспективный руководи­ тель. Видно было , что за плечами у него колоссаль­ ный опыт. Адмирала Вы­ соцкого, где бы он ни слу­ жил, всегда отличало осо­ бое, чуткое, внимательное отношение к личному сос- В ходе выполнения всех этих задач капитан 3 ранга Сергей Высоцкий показал высокий уровень опера­ тивно-тактической подго­ товки, при этом постоянно стремился к совершенст­ вованию методов управ­ ления корабл~м. Масштабные учения по защите арктических рубе­ жей России, состоявшиеся в сентябре, в которых при­ нял участие флагман Се­ верного флота, прошли уже с другим старшим помощ­ ником командира крейсе­ ра "Пётр Великий". В офицерской карье­ ре капитана 3 ранга Сергея Высоцкого произошло но­ вое событие - он отправил­ ся на учёбу в Военно-мор­ скую академию имени Ад­ мирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова. ААександр ЯКОВЛЕВ. Фото автора и из архива. "ЭЙ, ДВУНОГИЙ! ТЫ КТО ТАКОЙ?" волнение моря 4-5 баллов, во­ круг отмели - опасно. Не спустить ни плашкоут, ни катер. Мы чётко видели в бинокль остров: ну вот же он, его даже сфотографиро­ вать можно, а подойти к нему и высадиться нельзя". А для того, чтобы официально зафиксиро­ вать открытие, на этот участок су­ ши нужно высадить группу, кото­ рая должна его обойти с прибо­ рам и, определить площадь, длину береговой линии, прове­ рить грунт, установить коорди- Экипаж гидрографического судна "Горизонт" в арктическом походе едва не открыл новый остров До сих пор на карте арктических территорий много белых пятен, но военные гидрографы Северного флота постепенно "закрашивают" их. В этом году экипаж гидрографического судна "Горизонт" полтора месяца посвятил изучению малоисследованных акваторий у самой северной территории нашей страны - Земли Франца-Иосифа. - Мы работали на 82-м градусе северной широты - в районе, в который из -за льдов не могли попасть на протяжении послед­ них четырёх лет, - говорит капи- ному морскому пути для гидрог­ рафов стали привычным делом. Но стоящие перед ними задачи и их значимость за эти годы не утратили своей актуальности. Средства отпугивания гидрографам СФ не понадобиАись: .моржи бы.си настроены дружелюбно. тан гидрографического судна "Горизонт" Виталий Хопрячков. - В 2017 году мы пришли туда, а та м всё во льдах. Поработать нам почти не удалось . А вот в этом году мы нормально проб­ рались - весь лёд был выше. Во время нынешнего похода специалисты обследовали дно возле островов архипелага Зем­ ля Франца-Иосифа (ЗФИ), фик­ сируя глубины и проклады вая путь для тех, кто пойдёт следом. 8 лет назад именно "Горизонт" был первым гидрографическим судном, отправившимся на ре­ когносцировку в Арктику после почти 30-летнего перерыва. И тогда его поход воспринимался едва ли не как полёт в космос. Теперь путешествия по Север- • - В 201 З году всё было новым, незнакомым, а теперь, когда эту "дорогу" мы немного освоили, стали относиться к большинству задач , как к рядовым . Уже мень­ ше удивляемся, - рассказывает капитан "Горизонта". - Галс 8 часов в одну сторону, потом в другую столько же . Зато после этого экипажи других кораблей и судов знают, в каких районах ходить безопасно. Да, работа рутинная, но она важная, к тому же очень интересная. И действительно, зто не мо­ жет превратиться в скуку, ведь гидрографы первыми исследуют акватории, где до них ещё не делались промеры глубин . И их деятельность почти всегда со­ пряжена с риском. - Приходится применять оп­ редел~нные меры безопаснос­ ти: идти малым ходом, высылать вперёд маломерные средства, катера, - объясняет Виталий Хопрячков. - К тому же погода в Арктике переменчивая. А у кате­ ров ограниченная мореход­ ность, высадиться на необо­ рудованное побережье мы мо­ жем далеко не всегда, мало­ мерным судам важно ни на что не напороться. А если катер выбросит на берег волной, об­ ратно его спустить на воду будет непросто. А айсберги? Выглядят они, конечно, потрясающе, но опасность представляют огром­ ную, поэтому и восхищаемся их красотой с большого расстояния. Помимо гидрографов, "за об­ становкой" в Арктике внима­ тельно следят моржи и белые медведи. И они тоже представ­ ляют немалую опасность. Не­ смотря на то, что вместе с ис­ следователями на побережье высаживается группа охраны с оружием, а у каждого гидрографа с собой средства отпугивания, заставить животных денёк-дру­ гой посидеть спокойно и не мешать работе вряд ли кто-то сможет. - Известно, что белые медве­ ди - одиночки, но в последнее время мы стали замечать, что они начали ходить стаями. И встретиться с такой стаей точно не хотелось бы . Ведь белый медведь может бежать со ско­ ростью до 40 километров в час, прыгать метров на 6-8 с места. Плавает он тоже очень быстро. Но в этом году мы ни одного медведя не встретили, зато видели немало моржей. И все они совершенно непуга ные. Проходишь в нескол ьких метрах от моржа, а он спокойно, просто с некоторым удивлением смот­ рит на тебя . Во взгляде так и читается : "Эй, двуногий! Ты кто такой?", - смеясь, рассказывает капитан " Горизонта" Виталий Хопрячков. В общем, на этот раз живот- • ные не помешали гидрографам выполнить задачи на побе ­ режье и при обследовании дна. Зато в очень ответственный момент сильно подвела погода. Ледовая обстановка в рос­ сийской Арктике в последние годы улучшается, поэтому с каж­ дым годом гидрографы доби- но вписать своё имя в историю изучения Арктики. - Мы заметили, что со време­ нем очень сильно меняются очертания берегов. На ЗФИ мы проводили высадки для опреде­ ления критических точек - тех са­ мых, через которые проводятся исходные линии для отсчёта тер- Средняя температура в Арктике за прошедшие не­ сколько лет поднялась на 2-3 градуса, из-за чего ледники начали таять, из-под них стали появляться новые острова. И в недавнем походе "Горизонт" был как никогда близок к тому, чтобы совершить географическое открытие раются в~ севернее. Прошлые несколько лет они работали на Северной Земле, ЗФИ , Ново­ сибирских островах. При этом ещё и средняя температура в Арктике за прошедшие несколько лет подня - лась на 2-3 градуса, из- за чего ледники начали таять, из-под них стали появляться новые ост­ рова. И в недавнем по­ ходе "Горизонт" был как никогда близок к тому, чтобы совершить геог­ рафическое открытие. - Бывают спонтанные открытия, но чаще они готовятся. Сейчас боль- риториальных вод, экономичес­ кой зоны и континентального шельфа Российской Федера­ ции, - объясняет капитан "Гори­ зонта". - Плюс ко всему Алексей наты. Суровый, опасный и непред­ сказуемый арктический климат не позволил гидрографам сде­ лать открытие в этом году. Воз­ можно, в следующем природа будет более благосклон на к исследователям. Сейчас гидрографы зани­ маются обработкой полученной в походе информации - всё нуж­ но упорядочить, нанести на кар­ ты и пособия. Затем суда будут готовиться к следующему поле­ вому сезону, который начнётся в апреле грядущего года. Несмот­ ря на все превратности, тяжё­ лые погодные условия, местами сложную ледовую обстановку, гидрографы очень ждут очеред- . . шое развитие получили дистанционные сред­ ства зондирования Зем­ ли. Сравнивая косми­ ческие снимки с картой, мы предположили, что около района з апла ­ нированных работ "Го­ ризонт" может открыть новый остров, - объяс- " Горизонт" яв.~яется постоянным участником исс.~едовате.сьских нил начальник отдела океанографических экспедициd по морям Северного Ледовитого океана. гидрографической служ- бы СФ капитан 1 ранга Алексей Корнис. Обнаружить пока ещё не на­ несённый на карты участок суши среди льдов было заданием дополнительным, приятным бо­ нусом, благодаря которому мож- Викторович Корнис дал наводку, где примерно может находиться новый остров, но когда мы приб­ лизились к тому месту, погода слишком сильно испортил ась : ветер 25-30 метров в секунду, • • ных походов. Они не раз гово­ рили, что Арктика не отпускает. Да к тому же долг зовёт. Анна ВИХРОВА. Фото Максима САПРОНОВА и из архива редакции. 22 октября 2021 года • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz