На страже Заполярья. 2021 год. Октябрь.
8 * на стrаж1 3аnал1rь1 ТЕХНИКА С ОСОБОЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗАКАЛКОЙ Минобороны активно реализует программу создания машин для эксплуатации в Заполярье Северный флот провёл масштабные учения в акваториях Баренцева и Карского морей, моря Лаптевых, в районе Новосибирских островов и архипелага Земля Франца-Иосифа. В них, помимо летательных ап паратов, кораблей и судов обеспечения, использовалось около 800 единиц боевой и специальной техники, в том числе 460 боевых бро нированных машин . Помимо этого, было задействовано до 240 ору дий, миномётов и реактивных систем залпового огня, которые приме няются или обслуживаются с использованием автомобильных базо вых шасси. По оценкам экспертов, Минобороны убедительно продемонстри ровало, что обладает техникой, необходимой для применения в составе разнородных сил флота по защите коммуникаций Северного морского пути, охране и обороне Арктического региона России. Арктический вектор В настоящее время кли матическое потепление де лает Арктику привлекатель ной по многим факторам, в том числе по использованию нового транспортного пути, добыче полезных ископае мых_ Западные страны пы таются незаконно взять под контроль Арктический реги он нашей страны. Они уже не раз угрожали выполне нием своих планов с помо щью военной силы. реализацию комплекса ме роприятий, направленных на обеспечение сформи рованной группировки войск (сил) вооружением, военной и специальной техникой (ВВСТ) для эксп луатации в этом регионе. Особая роль здесь отведе на Главному автобронетан ковому управлению, 21-му Научно-исследовательско му испытательному инсти туту военной автомобиль ной техники (21-му НИИИ), 25-му Государственному научно-исследовательско му институту химмотологии (25-му ГосНИИ). Они коор- сущий" {ДТ-1 ОПМ, ДТ-20ПМ, ДТ-30ПМ грузоподъёмнос тью соответственно 1 О, 20 и 30 тонн). На замену устаревшим однозвенным неброниро ванным снегоболотоход ным гусеничным транспор тёрам-тягачам ГТ-СМ и ГТ-Т грузоподъёмностью одна и две тонны соответственно разработана небронирован ная ДГМ ГАЗ-3344-20 грузо подъёмностью три тонны_ Колёсные автомобили многоцелевого назначения (АМН) в автопарке аркти ческих подразделений ос таются востребованными _ вых шасси нового поколе ния. Подводя итоги, полков ник Роман Петухов конста тировал , что научно обос нованные предложения по номенклатуре образцов техники для применения в Арктическом регионе и представленные в Типаже ВАТ 2011-2020 гг. реали зованы практически пол ностью. Приняты на снабже ние и закупаются по гос оборонзаказу около 10 различных образцов ВАТ Проверена и подтверж дена в ходе типовых ис пытаний в 2014 году и арктической зимней экс педиции в 2017 году эф фективность доработок конструкции ДГМ семей ства "Вездесущий" , его готовности к применению. Доработаны и проверены в ходе типовых испытаний комплектации АМН "Урал" и КамАЗ в исполнении ХЛ. Проводится работа по со зданию ремонтно-эвакуа ционной машины РЭМ-ГТ на базе ДТ-30ПМ. Осенью 2008 года Пре зидент России утвердил "Ос новы государственной по литики в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу". Одной из ос новных задач государствен ной политики стало созда ние группировки войск (сил) общего назначения Воору жённых сил, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения благоприятного оператив ного режима в арктической зоне России. В новом доку менте по Основам государ ственной политики в Аркти ке на период до 2035 года поставлена задача по укомплектованию этой груп пировки современной сне гоболотоходной техникой и ВВСТ на её базе. Доработаны и проверены в ходе типовых испытаний комплектации АМН "Урал" и КамАЗ в исполнении ХЛ Здесь уместно вспом нить, что в Арктике и на Крайнем Севере ярко вы ражено преобладание озёр но-болотистой и тундровой слабозаселённой местнос ти. В физико-географиче ских условиях арктической зоны доминирует суро вый климат с резкой про странственно-временной изменчивостью парамет ров атмосферы. Наибо лее характерные особен ности в ЗИМНИЙ период - экстремально низкие от рицательные температу ры окружающего воздуха, динируют работы, а также участвуют в реализации различных тематик по со зданию военной автотех ники для Арктического ре гиона России. Вехи большого пути Начальни к 21-го НИИИ полковник Роман Петухов выступил с весьма насы щенным в информацион ном плане докладом "Со стояние и перспективы раз вития ВАТ, предназначен ной для применения в Арк тическом регионе"_ С 2008 по 2017 год про ведён комплекс научно-ис спедовательских работ (НИР) и практических исследова ний путей повышения эф- При этом было запланиро вано две работы по их мо дернизации. Первая - по созданию модификаций АМН "Урал" и КамАЗ в ис полнении ХЛ (холодный климатический район), ра ботоспособных при темпе ратуре окружающего воз духа до минус 60°С - уже выполнена_ Другая работа - по по вышению их проходимости путём установки шин уве личенного радиуса низкого давления - проводится в настоящее время. Дополнительно в состав парка колёсных машин предложено ввести вне дорожн ые сп ециальные транспортные средства на ш инах сверхнизкого дав- В соответствии с утверж дённым "Перечнем ВАТ для ВС РФ на 2020-2031 гг." и "Концепцией развития под вижных средств ремонта и восстановления ВАТ до 2025 года" определены ос новные направления раз вития техники для Аркти ческого региона_ Прежде всего, это дальнейшее со вершенствование конст рукций машин с учётом накопления опыта их эксп луатации в войсках и за вершение ведущихся ОКР_ требования должны мак симально реализовывать ся в ходе выполнения ОКР по созданию или модерни зации машин в первую оче редь конструктивными ме роприятия ми и примене- нием горюче-смазочных ма териалов (ГСМ) с соответ ствующим температурным диапазоном применения. Для наиболее полной реализации тактика-техни ческих характеристик об разцов и обеспечения их соответствия требованиям тактика-технического зада ния система подготовки об разца ВАТ к движению в арктическом регионе долж на дополняться эксплуата ционными мероприятия ми, выполняемыми в ходе автотехнического обеспе чения (АТО). Общая система обеспе чения готовности образца техники к применению по назначению в Арктике и на Крайнем Севере была рас смотрена в докладе, а в дальнейшем вызвала ак тивное обсуждение. В идеале любой образец должен быть готов к немед ленному применению по назначению в арктической климатической зоне. К это му необходимо стремиться. И часть задач этой тема тики уже решена. В направлении содержа ния, обслуживания и ремон та транспортных средств и базовых шасси в отапливае мых помещениях заверше но строительство новых баз, выполненных с применени ем всех современных техно логий. Так, на Земле Фран ца-Иосифа действует база "Арктический трилистник", а органов воинских частей завершаются ОКР по созда нию ремонтно-эвакуацион ной машины гусеничной двухзвенной РЭМ-ГТ на ДТ-30ПМ машины техни ческой разведки МТР-Г на базе двухзвенного гусенич ного транспортёра-тягача ГАЗ-3344-20. Заместитель начальни ка 21-го НИИИ по научной работе довёл до собрав шихся состояние дел и ос новные проблемные воп росы, связанные с необ ходимостью создания комп лектующих изделий и новых материалов, без решения которых реализовать номен клатуру "Перечня ВАТ для ВС РФ на период до 2030 года" для применения её в условиях арктической кли матической зоны будет до статочно затруднительно_ Представитель 21 - го НИИИ предложил включить в Государственную програм му развития ОПК на период до 2027 года НИОКР по со зданию комплектующих из делий двойного назначе ния, в том числе резинотех нических изделий для ВАТ и БТВТ, работоспособных при температуре окружаю щего воздуха до минус 6О 0 С со сроком сохраняемости не менее 1 О лет, новых ти пов электрообогревных мо дульных аккумуляторных батарей с системой авто матического регулирования температуры электролита "САРТА", типоразмерного ряда бортовых автономных источников электрической и пнев матической энергии для ВАТ. Институт готов осу ществлять их военно-науч ное сопровождение. ры и формирование груп пировок войск в районах Аркти ки и Край него Севера предъявляют особые тре бования к свойствам ГСМ по обеспечению надёжной эксплуатации техники при температурах до минус 60°С и кратковременно - до минус 65°С. Необходимы горюче-сма- зочные материалы, обла дающие прежде всего улучшенными низко температурными ха рактеристиками при сохранении других эксп луатационных свойств на заданном уровне. При этом, с учётом политики санкций За пада, особенно актуаль но решение задач, свя занных с обеспечени ем импортонезависи мости в производстве моторных масел. Для решения по ставленных задач 25-м ГосНИИ химмотологии совместно с другими научно-исследователь- ски ми организациями, конструкторскими бюро и нефтяными компаниями страны разработан и внед рён комплекс новых вы сокоэффективных ГСМ с требуемым уровнем эксп луатационных свойств. Новые ГСМ и специаль ные жидкости обладают уникальными вязкостно-тем пературными свойствами и призваны обеспечить на дёжную эксплуатацию тех ники в экстремальных кли матических условиях. Ряд новых материалов уже используется, а остал ь ные планируется допустить к применению по мере за вершения полного комплек са испытаний и освоения в промышленном производ стве. Возможности их изго товителей гарантированно удовлетворяют потребнос ти Минобороны в полном объёме. В целом , комплекс про водимых научных исследо ваний и полученные прак тические разработки в об ласти химмотологии позво ляют обеспечить имеющей ся номенклатурой ГСМ эксп луатацион ную надёжность ВВСТ в условиях Арктики и Крайнего Севера. В завершени е остаётся отметить, что на конферен ции с докладами о проде ланной работе и перспектив ных образцах, разрабаты ваемых для Арктического региона, выступили пред- а также наземный по кров в виде снежной це лины с достаточно высо кой ПЛОТНО СТЬЮ, ЧТО ПО ЗВОЛЯеТ её поверхности выдерживать высокие ве со в ые и динамические нагрузки. Сильные ветра формируют снежные пе ремёты, обр азующие си ль но п ер есечённую местность. Всё это в сово купности с неразвитой се тью доро г делает регион труднодоступным для авто мобилей в неспеци ализи рованном исполне нии. Далее в ряду приорите тов идёт модернизация ДГМ всех категорий, снего ходной и мотовездеходной техники, принятой на снаб жение , создание модифи каций АМН КамАЗ и "Урал" в исполнении ХЛ на ароч ных шинах или шинах низ кого давления, создание полноприводного трёхосно го армейского мотовезде хода. Отмечена необходи мость разработки высоко мобильного особо лёгкого амфибийного транспортно го средства . Оно должно обладать расширенными возможностями по приме нению, в том числе на пере сечённой местности, снеж ной целине и на водной по верхности. Отдельной стро кой указано создание под вижных средств техническо го обслуживания и ремонта в кузов ах-контейн е рах в арктическом вариа нте на базе АМН в исполнении ХЛ. Особенно актуально решение задач, связанных с обеспечением им портонезависимости в производстве моторных масел Своеобразным нагл яд ным техническим отчётом о проделан ной ра боте стал форум "Армия-2021". Боль шой интерес у посетителей вызвала экспозиция "Аркти ка". В рамках научно-дело вой программы форума под председательством началь ника Научно-технического комитета ГАБТУ полковни ка Владимира Кужева про шла конференция "Состоя ние и перспективы разви тия ВАТ, объектов ВВТ на её базе и системы АТО , пред наз наченных дл я прим е нения в Арктическом р е гионе"_ В мероприятии, ор гани зованном ГАБТУ, при няли участие около 60 пред став ителей из более 30 ор ганов военного управления , научно-исследовательских организаций и п редп ри я тий оборонн о-промышлен- наго комплекса. Во вступительном слове Владимир Кужев отм етил актуальность решаемых за дач. Они стоят н а особом контроле у министра оборо ны и его заместителей . В настоящее время Минобо роны в рамках обеспечения воен но й безоп асности и по,одержа ния необходимо го боевого потенциала Рос си и в Аркти ке продолжает 15 октября 2021 года • фекти вности применения снегоболотоходных машин и других наземных транс портных средств в Арктике. Они стали базовой основой для создания необходимо го задела в но р м ати вно технической базе, а также в формировании тактико технических требований на доработку и тактике-техни ческих заданий на опытно ко нструкторски е раб оты (ОКР) по перспективным об разцам техники для эксп луатации в Арктическом ре гионе. Исследования показали , что для общевойсковых фор мирований в Арктике не обходимо сформиро вать новую структуру перспектив ного парка. Предложен переход на единое снегоболотоходное легкобронированное двух з венное гусе ничное базо вое шасси грузоподъёмнос тью до четырёх тонн под м о нтаж лёгких объектов ВВСТ, ранее размещавших ся на более чем десяти об разцах базовых шасси гусе ничной и колесной ВАТ, а также бронетан ковой воен ной технике (БТВТ). Устаревшие образцы ба зовых шасси грузоподъём ностью от 6 до 30 тонн за меняются высокоунифици рова н н ы м сем ейством сн егоболотоходных двух звенных гусеничных машин (ДГМ) - семейством "Везде- ления "Трэкол", принятые на снабжение Вооружён ных сил. Перспективным пр изна но расш ирение модельного ряда пар ка ВАТ за счёт сне гоходов , в том числе обо рудованных кабиной , и ко лёсных мотовездеходов - двухосных и т рёхосных , адапти рованных из граж данского сектора путём до работки их по требованиям Минобороны . Результаты НИР нашли отражение при формиро вании "Концеп ции развития и Типажей ВАТ на период до 2020 года " , "Ти п ажа ВВСТ ВС РФ до 2025 года", "Перечня ВАТ для ВС РФ на период до 2030 года". Выполненные исследо вания, созданная норматив но-техническая база и ра бота, органи зованная со вместно с предприятиями ОПК, позволили успешно ре шать задачу по оснащению соединений, частей ВС но выми серийными образца ми автотехн и ки , предназ наченной для использова ния в Арктическом регионе. На перспективу предусмот рели модернизацию (адап тацию) существующих образ цов техники для эксплуа тации в условиях низкихтем ператур в Арктическом ре гионе и создание научно-тех нического задела, проведе ние ОКР по разработке перс пективных образ цов база- • Запланированная перспектива В настоящее время Мин обороны РФ с целью гаран тированно го выполнения боевых задач ужесточило требования к эксплуатации машин в Арктическом ре гионе . В частности, созда ваемые перспективные об разцы должны быть рабо тоспособны п ри темпе ратуре окружающего воздуха до минус 60°С. Только одно это усло- в ие потребовало опе ративно решить ряд довольно сложных за- дач. Пути их выполнения и зложил заместител ь начальника 21 -го НИИИ п о н ауч но й работе полков н ик Вадим Дё ми к в докладе "Сис тема обеспечения го товности образцов ВАТ к применению по на зн ач ению в а р ктиче ской климатической зо- н е, реализуемая его конструктивным испол н ением и эксплуатацион ными мероприятиями АТО в войсках, и основные пути её реализации" . Докладчик подробно рас смотрел решен ие задачи, связан ной с влия нием низ ких температур на готов н ость техники к при мене н ию. Это и другие новые на острове Котельный работает "Севе рный кле вер"_ П ри отсутствии ста ционарных хранилищ ма шины в Арктическом регио не целесообразно хранить, обслуживать и ремонтиро вать в индивидуальных и групповых каркасных или н адувных отапливаемых тентовых укрытиях. Полковник Дёмик отме тил , что в системе АТО в Арктическом реги он е со гласно "Концеп ции разви тия средств ремонта и эва куации до 2025 г. ", утверж дённой заместителем ми нистра обороны генералом армии Дмитрием Булгако вым, предусмотрено созда ние мастерской техн и ч е ского обслуживания и ре монта ВАТ и БТВТ в кузовах контейнерах, смонтирован ных на базе АМН в испол нении ХЛ. Помимо этого, для ре монтно-восстановител ьных • • Кроме того , в связи с воз росшими требова ниями к отдельным показателям и свойствам техники для при менения в Арктическом ре гионе необходимо в кл ю чить в план разработку но вых, пересмотр и уточнение действующих нормативно технических документов, в частности по микроклимату на рабочих местах экипажа, общим требованиям по оби таемости и автоматизиро ва нн ым жидкостным по догревателя м. Со стороны участни ков конференции особый отклик получил доклад "Состояние и перспективы разработки горюче-смазочных материа лов для эксплуатации воен ной автомобильной техники в арктической зоне", с кото рым выступил заместитель начальника 25-го ГосНИИ химмотологи и по науч ной работе Александр Улитько. Развитие инфраструкту- ставители ведущих компа н ий автомобилестроения. После заслушиван ия каж дого доклада происходил обмен мнениями. По ито га м жи вого об суждения полковник Владимир Кужев довёл решения, принятые на конференции , и поста вил ряд задач_ В частности, по созданию полнопривод ного трёхосного армейского мотовездехода , авто мати ческой гидромеханической коробки передач мощнос тью до 1000 л.с. для модер низации ДГМ се мейства "Вездесущий", модифика ции двигателя ЯМЗ-534 мощ- ностью 300 л. с . для м одер низа ци и ДГМ лёг кой категор и и по массе ГАЗ 3344-20 и ДТ-3 П М. В свя зи с возросшими требова ни я ми к отдельным показателям и свой ствам ВАТ для п риме нения в Арктич еском регионе рекомендо ва н о выполнит ь п е реработку устаревших и разработку новых на учно-технических доку ментов . Отмеч ено, что ос новные направления развития ВАТ и си с темы АТО для приме нения в Арктическом регионе признан ы научно обоснованн ыми , а достиг нутый в настоящее время уро вень реализа ции Ти пажа ВАТ 201 1-2020 гг. в части её создания или мо дернизации - удовлетвори- тельным. Юриd АВДЕЕВ. "Красиая звезда". • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz