На страже Заполярья. 2021 год. Октябрь.

8 * на стrаж1 3аnал1rь1 ТЕХНИКА С ОСОБОЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗАКАЛКОЙ Минобороны активно реализует программу создания машин для эксплуатации в Заполярье Северный флот провёл масштабные учения в акваториях Баренцева и Карского морей, моря Лаптевых, в районе Новосибирских островов и архипелага Земля Франца-Иосифа. В них, помимо летательных ап­ паратов, кораблей и судов обеспечения, использовалось около 800 единиц боевой и специальной техники, в том числе 460 боевых бро­ нированных машин . Помимо этого, было задействовано до 240 ору­ дий, миномётов и реактивных систем залпового огня, которые приме­ няются или обслуживаются с использованием автомобильных базо­ вых шасси. По оценкам экспертов, Минобороны убедительно продемонстри­ ровало, что обладает техникой, необходимой для применения в составе разнородных сил флота по защите коммуникаций Северного морского пути, охране и обороне Арктического региона России. Арктический вектор В настоящее время кли­ матическое потепление де­ лает Арктику привлекатель­ ной по многим факторам, в том числе по использованию нового транспортного пути, добыче полезных ископае­ мых_ Западные страны пы­ таются незаконно взять под контроль Арктический реги­ он нашей страны. Они уже не раз угрожали выполне­ нием своих планов с помо­ щью военной силы. реализацию комплекса ме­ роприятий, направленных на обеспечение сформи­ рованной группировки войск (сил) вооружением, военной и специальной техникой (ВВСТ) для эксп­ луатации в этом регионе. Особая роль здесь отведе­ на Главному автобронетан­ ковому управлению, 21-му Научно-исследовательско­ му испытательному инсти­ туту военной автомобиль­ ной техники (21-му НИИИ), 25-му Государственному научно-исследовательско­ му институту химмотологии (25-му ГосНИИ). Они коор- сущий" {ДТ-1 ОПМ, ДТ-20ПМ, ДТ-30ПМ грузоподъёмнос­ тью соответственно 1 О, 20 и 30 тонн). На замену устаревшим однозвенным неброниро­ ванным снегоболотоход­ ным гусеничным транспор­ тёрам-тягачам ГТ-СМ и ГТ-Т грузоподъёмностью одна и две тонны соответственно разработана небронирован­ ная ДГМ ГАЗ-3344-20 грузо­ подъёмностью три тонны_ Колёсные автомобили многоцелевого назначения (АМН) в автопарке аркти­ ческих подразделений ос­ таются востребованными _ вых шасси нового поколе­ ния. Подводя итоги, полков­ ник Роман Петухов конста­ тировал , что научно обос­ нованные предложения по номенклатуре образцов техники для применения в Арктическом регионе и представленные в Типаже ВАТ 2011-2020 гг. реали­ зованы практически пол­ ностью. Приняты на снабже­ ние и закупаются по гос­ оборонзаказу около 10 различных образцов ВАТ Проверена и подтверж­ дена в ходе типовых ис­ пытаний в 2014 году и арктической зимней экс­ педиции в 2017 году эф­ фективность доработок конструкции ДГМ семей­ ства "Вездесущий" , его готовности к применению. Доработаны и проверены в ходе типовых испытаний комплектации АМН "Урал" и КамАЗ в исполнении ХЛ. Проводится работа по со­ зданию ремонтно-эвакуа­ ционной машины РЭМ-ГТ на базе ДТ-30ПМ. Осенью 2008 года Пре­ зидент России утвердил "Ос­ новы государственной по­ литики в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу". Одной из ос­ новных задач государствен­ ной политики стало созда­ ние группировки войск (сил) общего назначения Воору­ жённых сил, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения благоприятного оператив­ ного режима в арктической зоне России. В новом доку­ менте по Основам государ­ ственной политики в Аркти­ ке на период до 2035 года поставлена задача по укомплектованию этой груп­ пировки современной сне­ гоболотоходной техникой и ВВСТ на её базе. Доработаны и проверены в ходе типовых испытаний комплектации АМН "Урал" и КамАЗ в исполнении ХЛ Здесь уместно вспом­ нить, что в Арктике и на Крайнем Севере ярко вы­ ражено преобладание озёр­ но-болотистой и тундровой слабозаселённой местнос­ ти. В физико-географиче­ ских условиях арктической зоны доминирует суро­ вый климат с резкой про­ странственно-временной изменчивостью парамет­ ров атмосферы. Наибо­ лее характерные особен­ ности в ЗИМНИЙ период - экстремально низкие от­ рицательные температу­ ры окружающего воздуха, динируют работы, а также участвуют в реализации различных тематик по со­ зданию военной автотех­ ники для Арктического ре­ гиона России. Вехи большого пути Начальни к 21-го НИИИ полковник Роман Петухов выступил с весьма насы­ щенным в информацион­ ном плане докладом "Со­ стояние и перспективы раз­ вития ВАТ, предназначен­ ной для применения в Арк­ тическом регионе"_ С 2008 по 2017 год про­ ведён комплекс научно-ис­ спедовательских работ (НИР) и практических исследова­ ний путей повышения эф- При этом было запланиро­ вано две работы по их мо­ дернизации. Первая - по созданию модификаций АМН "Урал" и КамАЗ в ис­ полнении ХЛ (холодный климатический район), ра­ ботоспособных при темпе­ ратуре окружающего воз­ духа до минус 60°С - уже выполнена_ Другая работа - по по­ вышению их проходимости путём установки шин уве­ личенного радиуса низкого давления - проводится в настоящее время. Дополнительно в состав парка колёсных машин предложено ввести вне­ дорожн ые сп ециальные транспортные средства на ш инах сверхнизкого дав- В соответствии с утверж­ дённым "Перечнем ВАТ для ВС РФ на 2020-2031 гг." и "Концепцией развития под­ вижных средств ремонта и восстановления ВАТ до 2025 года" определены ос­ новные направления раз­ вития техники для Аркти­ ческого региона_ Прежде всего, это дальнейшее со­ вершенствование конст­ рукций машин с учётом накопления опыта их эксп­ луатации в войсках и за­ вершение ведущихся ОКР_ требования должны мак­ симально реализовывать­ ся в ходе выполнения ОКР по созданию или модерни­ зации машин в первую оче­ редь конструктивными ме­ роприятия ми и примене- нием горюче-смазочных ма­ териалов (ГСМ) с соответ­ ствующим температурным диапазоном применения. Для наиболее полной реализации тактика-техни­ ческих характеристик об­ разцов и обеспечения их соответствия требованиям тактика-технического зада­ ния система подготовки об­ разца ВАТ к движению в арктическом регионе долж­ на дополняться эксплуата­ ционными мероприятия­ ми, выполняемыми в ходе автотехнического обеспе­ чения (АТО). Общая система обеспе­ чения готовности образца техники к применению по назначению в Арктике и на Крайнем Севере была рас­ смотрена в докладе, а в дальнейшем вызвала ак­ тивное обсуждение. В идеале любой образец должен быть готов к немед­ ленному применению по назначению в арктической климатической зоне. К это­ му необходимо стремиться. И часть задач этой тема­ тики уже решена. В направлении содержа­ ния, обслуживания и ремон­ та транспортных средств и базовых шасси в отапливае­ мых помещениях заверше­ но строительство новых баз, выполненных с применени­ ем всех современных техно­ логий. Так, на Земле Фран­ ца-Иосифа действует база "Арктический трилистник", а органов воинских частей завершаются ОКР по созда­ нию ремонтно-эвакуацион­ ной машины гусеничной двухзвенной РЭМ-ГТ на ДТ-30ПМ машины техни­ ческой разведки МТР-Г на базе двухзвенного гусенич­ ного транспортёра-тягача ГАЗ-3344-20. Заместитель начальни­ ка 21-го НИИИ по научной работе довёл до собрав­ шихся состояние дел и ос­ новные проблемные воп­ росы, связанные с необ­ ходимостью создания комп­ лектующих изделий и новых материалов, без решения которых реализовать номен­ клатуру "Перечня ВАТ для ВС РФ на период до 2030 года" для применения её в условиях арктической кли­ матической зоны будет до­ статочно затруднительно_ Представитель 21 - го НИИИ предложил включить в Государственную програм­ му развития ОПК на период до 2027 года НИОКР по со­ зданию комплектующих из­ делий двойного назначе­ ния, в том числе резинотех­ нических изделий для ВАТ и БТВТ, работоспособных при температуре окружаю­ щего воздуха до минус 6О 0 С со сроком сохраняемости не менее 1 О лет, новых ти­ пов электрообогревных мо­ дульных аккумуляторных батарей с системой авто­ матического регулирования температуры электролита "САРТА", типоразмерного ряда бортовых автономных источников электрической и пнев матической энергии для ВАТ. Институт готов осу­ ществлять их военно-науч­ ное сопровождение. ры и формирование груп­ пировок войск в районах Аркти ки и Край него Севера предъявляют особые тре­ бования к свойствам ГСМ по обеспечению надёжной эксплуатации техники при температурах до минус 60°С и кратковременно - до минус 65°С. Необходимы горюче-сма- зочные материалы, обла­ дающие прежде всего улучшенными низко­ температурными ха­ рактеристиками при сохранении других эксп­ луатационных свойств на заданном уровне. При этом, с учётом политики санкций За­ пада, особенно актуаль­ но решение задач, свя­ занных с обеспечени­ ем импортонезависи­ мости в производстве моторных масел. Для решения по­ ставленных задач 25-м ГосНИИ химмотологии совместно с другими научно-исследователь- ски ми организациями, конструкторскими бюро и нефтяными компаниями страны разработан и внед­ рён комплекс новых вы­ сокоэффективных ГСМ с требуемым уровнем эксп­ луатационных свойств. Новые ГСМ и специаль­ ные жидкости обладают уникальными вязкостно-тем­ пературными свойствами и призваны обеспечить на­ дёжную эксплуатацию тех­ ники в экстремальных кли­ матических условиях. Ряд новых материалов уже используется, а остал ь­ ные планируется допустить к применению по мере за­ вершения полного комплек­ са испытаний и освоения в промышленном производ­ стве. Возможности их изго­ товителей гарантированно удовлетворяют потребнос­ ти Минобороны в полном объёме. В целом , комплекс про­ водимых научных исследо­ ваний и полученные прак­ тические разработки в об­ ласти химмотологии позво­ ляют обеспечить имеющей­ ся номенклатурой ГСМ эксп­ луатацион ную надёжность ВВСТ в условиях Арктики и Крайнего Севера. В завершени е остаётся отметить, что на конферен­ ции с докладами о проде­ ланной работе и перспектив­ ных образцах, разрабаты­ ваемых для Арктического региона, выступили пред- а также наземный по ­ кров в виде снежной це­ лины с достаточно высо­ кой ПЛОТНО СТЬЮ, ЧТО ПО­ ЗВОЛЯеТ её поверхности выдерживать высокие ве­ со в ые и динамические нагрузки. Сильные ветра формируют снежные пе­ ремёты, обр азующие си ль но п ер есечённую местность. Всё это в сово­ купности с неразвитой се­ тью доро г делает регион труднодоступным для авто­ мобилей в неспеци ализи­ рованном исполне нии. Далее в ряду приорите­ тов идёт модернизация ДГМ всех категорий, снего­ ходной и мотовездеходной техники, принятой на снаб­ жение , создание модифи­ каций АМН КамАЗ и "Урал" в исполнении ХЛ на ароч­ ных шинах или шинах низ­ кого давления, создание полноприводного трёхосно­ го армейского мотовезде­ хода. Отмечена необходи­ мость разработки высоко­ мобильного особо лёгкого амфибийного транспортно­ го средства . Оно должно обладать расширенными возможностями по приме­ нению, в том числе на пере­ сечённой местности, снеж­ ной целине и на водной по­ верхности. Отдельной стро­ кой указано создание под­ вижных средств техническо­ го обслуживания и ремонта в кузов ах-контейн е рах в арктическом вариа нте на базе АМН в исполнении ХЛ. Особенно актуально решение задач, связанных с обеспечением им­ портонезависимости в производстве моторных масел Своеобразным нагл яд­ ным техническим отчётом о проделан ной ра боте стал форум "Армия-2021". Боль­ шой интерес у посетителей вызвала экспозиция "Аркти­ ка". В рамках научно-дело­ вой программы форума под председательством началь­ ника Научно-технического комитета ГАБТУ полковни­ ка Владимира Кужева про­ шла конференция "Состоя­ ние и перспективы разви­ тия ВАТ, объектов ВВТ на её базе и системы АТО , пред­ наз наченных дл я прим е­ нения в Арктическом р е­ гионе"_ В мероприятии, ор­ гани зованном ГАБТУ, при­ няли участие около 60 пред­ став ителей из более 30 ор­ ганов военного управления , научно-исследовательских организаций и п редп ри я­ тий оборонн о-промышлен- наго комплекса. Во вступительном слове Владимир Кужев отм етил актуальность решаемых за­ дач. Они стоят н а особом контроле у министра оборо­ ны и его заместителей . В настоящее время Минобо­ роны в рамках обеспечения воен но й безоп асности и по,одержа ния необходимо­ го боевого потенциала Рос­ си и в Аркти ке продолжает 15 октября 2021 года • фекти вности применения снегоболотоходных машин и других наземных транс­ портных средств в Арктике. Они стали базовой основой для создания необходимо­ го задела в но р м ати вно­ технической базе, а также в формировании тактико­ технических требований на доработку и тактике-техни­ ческих заданий на опытно­ ко нструкторски е раб оты (ОКР) по перспективным об­ разцам техники для эксп­ луатации в Арктическом ре­ гионе. Исследования показали , что для общевойсковых фор­ мирований в Арктике не­ обходимо сформиро вать новую структуру перспектив­ ного парка. Предложен переход на единое снегоболотоходное легкобронированное двух­ з венное гусе ничное базо­ вое шасси грузоподъёмнос­ тью до четырёх тонн под м о нтаж лёгких объектов ВВСТ, ранее размещавших­ ся на более чем десяти об­ разцах базовых шасси гусе­ ничной и колесной ВАТ, а также бронетан ковой воен­ ной технике (БТВТ). Устаревшие образцы ба­ зовых шасси грузоподъём­ ностью от 6 до 30 тонн за­ меняются высокоунифици­ рова н н ы м сем ейством сн егоболотоходных двух­ звенных гусеничных машин (ДГМ) - семейством "Везде- ления "Трэкол", принятые на снабжение Вооружён ­ ных сил. Перспективным пр изна­ но расш ирение модельного ряда пар ка ВАТ за счёт сне­ гоходов , в том числе обо­ рудованных кабиной , и ко­ лёсных мотовездеходов - двухосных и т рёхосных , адапти рованных из граж­ данского сектора путём до­ работки их по требованиям Минобороны . Результаты НИР нашли отражение при формиро­ вании "Концеп ции развития и Типажей ВАТ на период до 2020 года " , "Ти п ажа ВВСТ ВС РФ до 2025 года", "Перечня ВАТ для ВС РФ на период до 2030 года". Выполненные исследо­ вания, созданная норматив­ но-техническая база и ра­ бота, органи зованная со­ вместно с предприятиями ОПК, позволили успешно ре­ шать задачу по оснащению соединений, частей ВС но­ выми серийными образца­ ми автотехн и ки , предназ­ наченной для использова­ ния в Арктическом регионе. На перспективу предусмот­ рели модернизацию (адап­ тацию) существующих образ­ цов техники для эксплуа­ тации в условиях низкихтем­ ператур в Арктическом ре­ гионе и создание научно-тех­ нического задела, проведе­ ние ОКР по разработке перс­ пективных образ цов база- • Запланированная перспектива В настоящее время Мин­ обороны РФ с целью гаран­ тированно го выполнения боевых задач ужесточило требования к эксплуатации машин в Арктическом ре­ гионе . В частности, созда­ ваемые перспективные об­ разцы должны быть рабо­ тоспособны п ри темпе­ ратуре окружающего воздуха до минус 60°С. Только одно это усло- в ие потребовало опе­ ративно решить ряд довольно сложных за- дач. Пути их выполнения и зложил заместител ь начальника 21 -го НИИИ п о н ауч но й работе полков н ик Вадим Дё­ ми к в докладе "Сис­ тема обеспечения го­ товности образцов ВАТ к применению по на­ зн ач ению в а р ктиче­ ской климатической зо- н е, реализуемая его конструктивным испол­ н ением и эксплуатацион­ ными мероприятиями АТО в войсках, и основные пути её реализации" . Докладчик подробно рас­ смотрел решен ие задачи, связан ной с влия нием низ­ ких температур на готов­ н ость техники к при мене­ н ию. Это и другие новые на острове Котельный работает "Севе рный кле­ вер"_ П ри отсутствии ста­ ционарных хранилищ ма­ шины в Арктическом регио­ не целесообразно хранить, обслуживать и ремонтиро­ вать в индивидуальных и групповых каркасных или н адувных отапливаемых тентовых укрытиях. Полковник Дёмик отме­ тил , что в системе АТО в Арктическом реги он е со­ гласно "Концеп ции разви­ тия средств ремонта и эва­ куации до 2025 г. ", утверж­ дённой заместителем ми­ нистра обороны генералом армии Дмитрием Булгако­ вым, предусмотрено созда­ ние мастерской техн и ч е­ ского обслуживания и ре­ монта ВАТ и БТВТ в кузовах­ контейнерах, смонтирован­ ных на базе АМН в испол­ нении ХЛ. Помимо этого, для ре­ монтно-восстановител ьных • • Кроме того , в связи с воз­ росшими требова ниями к отдельным показателям и свойствам техники для при­ менения в Арктическом ре­ гионе необходимо в кл ю­ чить в план разработку но­ вых, пересмотр и уточнение действующих нормативно­ технических документов, в частности по микроклимату на рабочих местах экипажа, общим требованиям по оби­ таемости и автоматизиро­ ва нн ым жидкостным по ­ догревателя м. Со стороны участни ков конференции особый отклик получил доклад "Состояние и перспективы разработки горюче-смазочных материа­ лов для эксплуатации воен­ ной автомобильной техники в арктической зоне", с кото­ рым выступил заместитель начальника 25-го ГосНИИ химмотологи и по науч ной работе Александр Улитько. Развитие инфраструкту- ставители ведущих компа­ н ий автомобилестроения. После заслушиван ия каж­ дого доклада происходил обмен мнениями. По ито­ га м жи вого об суждения полковник Владимир Кужев довёл решения, принятые на конференции , и поста­ вил ряд задач_ В частности, по созданию полнопривод­ ного трёхосного армейского мотовездехода , авто мати­ ческой гидромеханической коробки передач мощнос­ тью до 1000 л.с. для модер­ низации ДГМ се мейства "Вездесущий", модифика­ ции двигателя ЯМЗ-534 мощ- ностью 300 л. с . для м одер низа ци и ДГМ лёг кой категор и и по массе ГАЗ 3344-20 и ДТ-3 П М. В свя зи с возросшими требова­ ни я ми к отдельным показателям и свой­ ствам ВАТ для п риме­ нения в Арктич еском регионе рекомендо ­ ва н о выполнит ь п е ­ реработку устаревших и разработку новых на­ учно-технических доку­ ментов . Отмеч ено, что ос­ новные направления развития ВАТ и си с­ темы АТО для приме­ нения в Арктическом регионе признан ы научно обоснованн ыми , а достиг­ нутый в настоящее время уро вень реализа ции Ти­ пажа ВАТ 201 1-2020 гг. в части её создания или мо­ дернизации - удовлетвори- тельным. Юриd АВДЕЕВ. "Красиая звезда". • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz