На страже Заполярья. 2021 год. Октябрь.
* на стrаж1 1аnал1rь1 ДОСТИГНУТЬ! ВЬIСОКИЕ РЕЗУЛЬТАТЬI Североморцам есть чем гордиться 4 ф j Длительное гu~а- вание для экипа жа фрегата во многом было познавательным и насыщен ным различными события ми, которые случались впер вые в истории корабля. Взять хотя бы прокладку курса в Норвежском, Северном мо рях, форсирование проли вов Ла-Манш и Гибралтар ского. Почти четыре месяца моряки вдали от родных бе регов выполняли постав ленные перед ними задачи . Их было немало. Всё же од ной из основных можно на звать демонстрацию воен но-морскоrо присутствия Рос си и в оперативно важных районах Мирового океана. Большую часть дальнего похода североморцы про вели в Средиземном и Эгей ском морях. Здесь экипаж корабля, помимо отработки мероприятий боевой под готовки, выполнял предста вительские функции, совер шая деловые заходы в ино странные порты. Моряки фрегата побывали в Алжи ре, Египте, Турции, Сирии, на Кипре. Кроме этого, совер шили неофициальный визит в греческий порт Пирей. сказывает заместитель ко мандира корабля по военно политической работе капи тан 2 ранга Валентин Завдо вьев, - предлагали соседям совершить обменные экс курсии. Но наши иностран ные коллеги, ссылаясь на пандемию (у нас-то были сде ланы прививки от COVID-19 у всего экипажа), ограничи лись вручением сувениров командирам кораблей. Затем североморцы сно ва приступили к выполне нию задач дальнего похо да . Они обеспечивали кон воирование российских тан керов, демонстрировали вероятному противнику ре шительную готовность при- специфики, приходится ра ботать больше других спе циалистов. Прежде всего, это относится к морякам электромеханической бое вой части, которой коман дует капитан 3 ранга Павел Штерн. Между прочим, его старший брат Евгений тоже служит командиром БЧ-5 на головном фрегате этого же проекта "Адмирал Флота Советского Союза Горшков". Как шутят в соединении, братья Штерны "захватили" электромеханические под разделения на фрегатах. Так вот, на плечах капи тана 3 ранга Павла Штерна и его подчинённых лежала вся полнота ответственное- Инженер БЧ-4 старшиd .леdтенант Денис Лут про веряетработу канаАа связи. менить оружие для защиты ти за исход плавания, ус- национальных интересов Российской Федерации. все потребители. За этим стоял труд моряков элект ротехнической группы во главе с лейтенантом Ники той Соиным. Например, командир от деления машинистов газотурбинистов стар шина 1 статьи Азат Шарифуллин в БЧ-5 служит около года. До этого был командиром отделения машинис тов трюмных на тя жёлом авианесущем крейсере "Адмирал Флота Советского Сою за Кузнецов". Азат по менял не только место службы, но и профиль деятельности . - Хотелось послу жить на новом кораб ле - это и престижно, и от ветственно, - говорит стар шина 1 статьи Шарифуллин. - Здесь нужно больше знать, глубже понимать происхо дящие технические процес сы. На новом корабле и ма териальная часть более интересна. Освоиться в должности ему помогал командир груп пы капитан-лейтенант Де нис Косарин. По словам Азата, на корабле достаточ но литературы по его спе циальности, технических описаний агрегатов, кото рые приходится обслужи вать. К тому же военнослу жащий сейчас обучается в инженерном колледже, и разобраться с технической документацией для него не составляет труда. В море - будь то дальний поход или непродолжи тельный выход в полигоны боевой подготовки - стар шина 1 статьи Шарифуллин постоянно несёт ходовые вахты у действующих меха низмов. В его подчинении ещё два специалиста. Втро- гата капитан 3 ранга Вяче слав Шульга, командир ар тиллерийской батареи стар ший лейтенант Александр Плющаков, техник гидро акустической группы стар- ший мичман Сергей Остро умов, старшина команды связи мичман Максим Олин и многие другие. Среди них можно также выделить техника авиаци онного оборудования фре гата мичмана Илью Глушае ва. Он из состава первого экипажа корабля. Прини мал от промышленности ма териальную часть, прове рял её работоспособность. В заведовании мичмана Ильи Глушаева вертолёт ная площадка, ангар , све тосигнальное оборудование. Его основная задача - обес печение посадки и взлёта винтокрылой машины с па лубы корабля. Также при необходимости он помогает техническому составу в об служивании воздушного суд на - подаёт электропитание, осуществляет его транспор тировку в ангар, контроли рует раскрепление там ле тательного аппарата. Во время дальнего похо да обеспечивал полёты ко рабельного вертолёта, сле дил, чтобы все палубные происшествию недалеко. Поэтому так тщательно выполняет свои обязан ности техник авиационного оборудования, чтобы полё ты с палубы корабля про- ходили без замечаний. Вернувшись домой , североморцы включились в боевую учёбу соединения. Одним из серьёзных испы таний этого периода стало специальное учение по ма тери ал ьно-техническому обеспечению. Экипажу ко рабля выпало под руковод ством командира фрегата капитана 2 ранга Алексея Рябоштана проводить по грузку торпед. Основными действующими лицами в этом эпизоде стали спе циалисты минно-торпедной боевой части, которой ко мандует старший лейтенант Алексей Чупин. Было немало забот у эки пажа фрегата "Адмирал флота Касатонов" и во вре мя работы в морских поли гонах Северного флота. Мо рякам корабля, правда, не довелось демонстрировать его огневую мощь. На них были возложены иные функ ции. Корабельные специа листы закрывали районы для выполнения другими кораблями учебно-боевых 3 водную. Отлично справля лись с возложенными на них обязанностями военно служащие группы освеще ния воздушной и надводной обстановки под руководст- вом старшего лей тенанта Евгения Ши пилова. На высоте были и гидроакус тики во главе со своим командиром старшим лейтенан том Максимом Маев ским. Не отставали от своих коллег и спе ц иалисты боевой части связи, кото рыми командует старший лейтенант Ринат Бакасов. - Лично мне нра вится работать с тех никой, - рассказывает ин женер БЧ-4 старший лей тенант Денис Лут. - Просто получаешь удовольствие от того , что она в море дей ствует безотказно. Прибыв на фрегат после окончания военно-морско го училища , молодой офи цер быстро освоился в кол лективе, разобрался с по рядком работы аппаратуры связи, перед дальним по ходом приобрёл определён ный опыт. И это пригодилось ему в последующем. Тем более, что с некоторыми об разцами техники познако мился только на корабле. - В море была обычная служба, вопросов с мате риальной частью не возни кало, - продолжает старший лейтенант Денис Лут. - Ко рабль новый, аппаратура со временная, с обеспечени ем её работы проблем нет. Кстати, данный заход не был запланирован, как все остальные. Получилось так, что правительство Греции обратилось к российским властям с просьбой при слать военный корабль для участия в праздновании 200-летия независимости государства. Поскольку в это время в том районе нахо дился фрегат "Адмирал фло та Касатонов", его экипажу и была поставлена задача совершить неофициальный визит и представить Рос сийскую Федерацию и её Во енно-морской флот на тор жественных мероприятиях. Фрегат за время длитель ного плавания провёл на ходу 115 суток и оставил за кормой 21500 миль. В этот период моряки выполнили практические стрельбы комп лексам и оружия, осущест вили поиск иностранных подводных лодок, отрабо тали другие мероприятия боевой подготовки. Оцени вая итоги пребывания мо ряков в Средиземном море официальным языком, мож но было бы сказать так: пешное выполнение постав ленных перед экипажем за дач. И они не подвели кол лектив. Да и после возвра щения в базу им не раз приходилось демонстриро вать своё мастерство на оче редных выходах в море. Надёжно обеспечивал заданный ход личный сос тав машинной группы под командованием капитан лейтенанта Дениса Коса ри на. Успешно справля лись со своими обязаннос тями специалисты трюмной группы, которой руководит старший лейтенант Вла димир Новиков. В том, что экипаж не испытывал дис комфорта в вопросах оби таемости, не ощущал не достатка в постоянном по ступлении воды и холода - их заслуга. Та кже беспе ребойно осуществлялась подача электроэнергии на Распоряжение командования было для моряков фрегата неожидан ностью. Ведь они не готовились к участию в праздновании 200-ле тия независимости Греции, но сделали всё, чтобы бьпь на высоте положения, и с честью выполнили возложенную на них миссию После выполнения по ставленных задач экипажу фрегата "Адмирал флота Касатонов" некогда почи вать на лаврах. Для кора бельных специалистов, об разно говоря, нет выходных. Вот и сейчас они несут в базе дежурства, пребывают в постоянной готовности выйти в море и выполнить поставленную задачу. Понятно, что такое рас поряжение командования было для моряков фрегата неожиданностью. Ведь они специально не готовились к участию в праздновании 200-летия независимости Греции. Тем не менее сде лали всё, чтобы быть на вы соте положения, и с честью выполнили возложенную на них миссию. - Мы стояли у причала ря дом с французскими и гре ческими кораблями, - рас- "Экипажем корабля успеш но решены задачи дальне го похода, достигнуты высо кие результаты в боевой и морской выучке". Трудиться в походе не покладая рук приходилось всем. Однако в команде ко рабля есть воинские кол лективы, которым, в силу их ём во время своей смены они обеспечивают ход ко рабля. Задача Азата - от рабатывать поступающие с ходовой рубки сигналы ма шинного телеграфа, дер жать требуемые обороты главной энергетической ус тановки для придания ко раблю установленной ско рости хода. Достойный вклад в до стижения экипажа вносят помощник командира фре- механизмы и оборудова ние работали без сбоев. В этом деле нужны не только высокий профессиона лизм, но и щепетильность, внимательность. - Не дай бог, просмот ришь, и кусок ветоши, ос тавленный кем-то после приборки , может затянуть воздушным потоком в дви гатель , - говорит мичман Илья Глушаев , - так и до предпосылки к лётному упражнений, выдавали их экипажам целеуказания, ор ганизовывали между ними взаимодействие по связи. Тут пришлось порабо тать на совесть личному со ставу радиотехнической боевой части, которой ко мандует капитан 3 ранга Василий Аралов. Моряки этого коллектива постоян но отслеживали обстанов ку вокруг корабля - воз душную, надводную и под- Впереди корабельных специалистов фрегата "Ад мирал флота Касатонов" ожидают длительные пла вания, работа в полигонах Северного флота, выполне ние учебно-боевых упраж нений. Но неи зменными остаются мастерство моря ков корабля, их ответствен ность за порученное дело. ААеtссандр БОНДАРЬ. Фото автора и Алексея АКЕНТЬЕВА . ПРОСТЬIЕ ТРУЖЕНИКИ НЕБА - Мы суеверны, и у каждого из нас есть свои обычаи, которые неукоснительно соблюдаем, - рассказывает лётчик. санта Тулупова незабываемым. Долгожданный день первого полёта ... Ранним утром кур санты прибыли строем на аэро дром в лётном обмундировании. Первым воздушным кораблём Бориса стал самолёт Л-39. Конечно, они совершенству ются годами. Как признался сам Борис Иванович, оказавшись за штурвалом учебного самолёта Л-39 в первый раз, он ничего не понял. Для военнослужащих транспортной эскадрильи отдельного смешанного гвардейского авиационного полка армии ВВС и ПВО Северного флота этот учебный год был весьма насыщенным. Тем не менее все поставленные задачи выполнены в срок. За это время перевезено более 50 тонн грузов и около тысячи человек личного состава. Летать всегда, летать везде Основные задачи эскадрильи - перевозка пассажиров , грузов, десантирование морских пехотин цев, спецназа, аварийно-спаса тельного имущества, техники, выполнение специальных задач в интересах жизне обеспечения аркти ческой группировки СФ. Порой прихо дится экстренно до ставлять раненых и больных в медицин ские учреждения. Они перевозят продукты, медикаменты на Но вую Землю и Землю Франца-Иосифа. скромничает командир авиаци онной эскадрильи ОСАП гвардии майор Борис Тулупов. Уровень лётной подготовки у экипажей его эскадрильи очень высокий. Во многом это дости гается благодаря частым полё- в зависимости от того, на какую из моделей требуется переучить ся. Служба лётчиков авиацион ной эскадрильи не из лёгких, связана с разными рисками. К примеру, в этом году они осу ществляли транспортировку вак цины от коронавирусной инфек ции на архипелаг Новая Земля. Так как биоматериалы класси фицируются как опасный груз, транспортировка должна была проводиться в строгом тем пературном режиме. Особое внимание в - Погода вблизи архипелагов меня ется очень быстро , предсказать её слож но, да и связь там Гвардии маdор Борис ТуАупов за штурваАом са моАёmа АН-26. эскадрилье уделяется вопросу подготовки мо лодых лётчиков. Когда в подразделение при ходят новые ПИЛОТЫ, комэск проверяет их знания, а дальше ими занимаются команди ры экипаже й - опыт ные лётчики . Коман дир отряда гвардии майор Николай Гусев, заместитель команди ра эскадрильи гвардии майор Андрей Анись кевич , командир звена гвардии майор Андрей Гнутов во МНОГОМ им плохая, а самолёт посадить нужно, - рассказывает гвардии майор Борис Тулупов. - Как-то перелетали мы с одного аэро порта в другой. Погода стояла хорошая, но затем резко ухуд шилась. Руководитель полётов посоветовал нам приземляться как можно быстрее. У нас полу чилось, сели! Но было очень тя жело, к тому времени метель бушевала вовсю . И если бы , к примеру, задержались на взлё те, то пришлось бы совсем туго. - Мы простые труженики неба, - • там и ежедневным занятиям по специальности. - Перед каждым полётом мы изучаем маршрут, просчитываем безопасные высоты, эшелоны полёта , учитываем метеоусло вия. Затем проводится контроль готовности, получаем "добро" на вылет, и вперёд! - рассказывает гвардии майор Тулупов. Время от времени лётчиков отправляют на переобучение на другие типы самолётов. Освое ние самолётов проходит в Севе роморске, Краснодаре и Ейске, помогают. - Все выпускники прошлого го да, прибывшие в наше подраз деление, доведены до уровня лётчика 3-го класса и летают по стоянно, - отмечает гвардии майор Тулупов. Лётчики чтят приметы, кото рые давным-давно стали тради цией . Они никогда не фотографи руются перед вылетом, не найти на аэродроме самолёт с борто вым номером 13. Ну и, конечно, по словам авиаторов, никогда не бывает последнего полёта, толь ко крайний. • Но есть одна традиция, кото рая для всех лётчиков одина кова. Это осмотр самолёта пе- Перед каждым полётом мы изучаем маршрут, про считываем безопасные высоты, эшелоны полёта, учитываем метеоусловия. Затем проводится контроль готовности, получаем "добро" на вылет, и вперёд! ред вылетом . И это совсем не примета, а важнейшее из тре бований безопасности . - Я провожу осмотр самолёта для определения его готовности к полёту: нет ли течи жидкостей из систем и незакрытых люков, - делится гвардии майор Тулупов . Первым делом - люди! Родился и вырос Борис Тулу пов в городе Бала- шове Саратовской области. После окон чания школы без труда поступил в Ба лашовское высшее военное авиацион ное училище лётчи ков. Полёт с инструктором он за помнил на всю жизнь, несмотря на то, что управление машиной полностью осуществлял инструк тор, находившийся в задней ка бине. В последующих полётах инструктор постепенно приобщал его к управлению самолётом . В небе он не просто показывал, как и что надо делать, но и объяс- - Уже со временем приобща ешься к этому делу и "горишь" им. Не каждому дано управлять самолётом. Машину нужно чувст вовать, - с улыбкой делится Бо рис Иванович. После окончания учёбы Борис был назначен в смешанный гвар дейский авиаполк на должность помощника командира экипажа самолёта Ан-26. Проблем в ста новлении у дисциплинирован ного лётчика не возникло. По мере приобретен ия лёт ных навыков и з н аний Борис Иванович прошёл переучивание на командира экипажа. Уже че рез несколько лет занял долж ность командира экипажа Ан-26, затем стал командиром звена , а с 2020 года руководит военно- транспортной эскадриль ей авиаполка. Служба у комэска не простая, требует пре дельной концентрации и полной отдачи. Глав ным в своей работе гвардии майор Тулупов считает заботу о людях. Он беспокоится и о сво их подчинённых, и о пас сажирах. - Забавная по лучилась история. Честно , летать ни когда не мечтал, - вспоминает Борис Иванович. - Пришёл с одноклассниками попробовать посту пить, и получилось! А у моих товарищей, к сожалению, нет. Первые два курса Борису как-то не Бортовоu механиrс zвардии сержант Васи.ле Сэу проверяет zотовность авиационных двиzатеАеn К6ЫАету. В обязанности гвар дии майора Тулупова вхо дит не только следить за дисциплиной в подраз делении, но и за закреп лённой авиационной тех никой, чтобы в короткий срок самолёты были го товы к выполнению задач по предназначению. очень запомнились - не было ничего "лётного", просто обще об разовательные дисципли ны . Зато третий курс, когда на чалась практика, стал для кур- нял, почему нужно делать имен но так. Таким образом, от вылета к вылету каждый курсант плано мерно улучшал свои навыки в пилотировании самолёта. • • - Самолёт - часть мо ей жизни . Мне очень нравится моя работа, и пока позволяет здоровье, буду летать! ВАадАена КЛЮШИНА. Фото а/Jтора. 15 октября 2021 года • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz