На страже Заполярья. 2021 год. Октябрь.

* на стrаж1 1аnал1rь1 ДОСТИГНУТЬ! ВЬIСОКИЕ РЕЗУЛЬТАТЬI Североморцам есть чем гордиться 4 ф j Длительное гu~а- вание для экипа­ жа фрегата во многом было познавательным и насыщен­ ным различными события­ ми, которые случались впер­ вые в истории корабля. Взять хотя бы прокладку курса в Норвежском, Северном мо­ рях, форсирование проли­ вов Ла-Манш и Гибралтар­ ского. Почти четыре месяца моряки вдали от родных бе­ регов выполняли постав­ ленные перед ними задачи . Их было немало. Всё же од­ ной из основных можно на­ звать демонстрацию воен­ но-морскоrо присутствия Рос­ си и в оперативно важных районах Мирового океана. Большую часть дальнего похода североморцы про­ вели в Средиземном и Эгей­ ском морях. Здесь экипаж корабля, помимо отработки мероприятий боевой под­ готовки, выполнял предста­ вительские функции, совер­ шая деловые заходы в ино­ странные порты. Моряки фрегата побывали в Алжи­ ре, Египте, Турции, Сирии, на Кипре. Кроме этого, совер­ шили неофициальный визит в греческий порт Пирей. сказывает заместитель ко­ мандира корабля по военно­ политической работе капи­ тан 2 ранга Валентин Завдо­ вьев, - предлагали соседям совершить обменные экс­ курсии. Но наши иностран­ ные коллеги, ссылаясь на пандемию (у нас-то были сде­ ланы прививки от COVID-19 у всего экипажа), ограничи­ лись вручением сувениров командирам кораблей. Затем североморцы сно­ ва приступили к выполне­ нию задач дальнего похо­ да . Они обеспечивали кон­ воирование российских тан­ керов, демонстрировали вероятному противнику ре­ шительную готовность при- специфики, приходится ра­ ботать больше других спе­ циалистов. Прежде всего, это относится к морякам электромеханической бое­ вой части, которой коман­ дует капитан 3 ранга Павел Штерн. Между прочим, его старший брат Евгений тоже служит командиром БЧ-5 на головном фрегате этого же проекта "Адмирал Флота Советского Союза Горшков". Как шутят в соединении, братья Штерны "захватили" электромеханические под­ разделения на фрегатах. Так вот, на плечах капи­ тана 3 ранга Павла Штерна и его подчинённых лежала вся полнота ответственное- Инженер БЧ-4 старшиd .леdтенант Денис Лут про­ веряетработу канаАа связи. менить оружие для защиты ти за исход плавания, ус- национальных интересов Российской Федерации. все потребители. За этим стоял труд моряков элект­ ротехнической группы во главе с лейтенантом Ники­ той Соиным. Например, командир от­ деления машинистов­ газотурбинистов стар­ шина 1 статьи Азат Шарифуллин в БЧ-5 служит около года. До этого был командиром отделения машинис­ тов трюмных на тя­ жёлом авианесущем крейсере "Адмирал Флота Советского Сою­ за Кузнецов". Азат по­ менял не только место службы, но и профиль деятельности . - Хотелось послу­ жить на новом кораб­ ле - это и престижно, и от­ ветственно, - говорит стар­ шина 1 статьи Шарифуллин. - Здесь нужно больше знать, глубже понимать происхо­ дящие технические процес­ сы. На новом корабле и ма­ териальная часть более интересна. Освоиться в должности ему помогал командир груп­ пы капитан-лейтенант Де­ нис Косарин. По словам Азата, на корабле достаточ­ но литературы по его спе­ циальности, технических описаний агрегатов, кото­ рые приходится обслужи­ вать. К тому же военнослу­ жащий сейчас обучается в инженерном колледже, и разобраться с технической документацией для него не составляет труда. В море - будь то дальний поход или непродолжи­ тельный выход в полигоны боевой подготовки - стар­ шина 1 статьи Шарифуллин постоянно несёт ходовые вахты у действующих меха­ низмов. В его подчинении ещё два специалиста. Втро- гата капитан 3 ранга Вяче­ слав Шульга, командир ар­ тиллерийской батареи стар­ ший лейтенант Александр Плющаков, техник гидро­ акустической группы стар- ший мичман Сергей Остро­ умов, старшина команды связи мичман Максим Олин и многие другие. Среди них можно также выделить техника авиаци­ онного оборудования фре­ гата мичмана Илью Глушае­ ва. Он из состава первого экипажа корабля. Прини­ мал от промышленности ма­ териальную часть, прове­ рял её работоспособность. В заведовании мичмана Ильи Глушаева вертолёт­ ная площадка, ангар , све­ тосигнальное оборудование. Его основная задача - обес­ печение посадки и взлёта винтокрылой машины с па­ лубы корабля. Также при необходимости он помогает техническому составу в об­ служивании воздушного суд­ на - подаёт электропитание, осуществляет его транспор­ тировку в ангар, контроли­ рует раскрепление там ле­ тательного аппарата. Во время дальнего похо­ да обеспечивал полёты ко­ рабельного вертолёта, сле­ дил, чтобы все палубные происшествию недалеко. Поэтому так тщательно выполняет свои обязан­ ности техник авиационного оборудования, чтобы полё­ ты с палубы корабля про- ходили без замечаний. Вернувшись домой , североморцы включились в боевую учёбу соединения. Одним из серьёзных испы­ таний этого периода стало специальное учение по ма­ тери ал ьно-техническому обеспечению. Экипажу ко­ рабля выпало под руковод­ ством командира фрегата капитана 2 ранга Алексея Рябоштана проводить по­ грузку торпед. Основными действующими лицами в этом эпизоде стали спе­ циалисты минно-торпедной боевой части, которой ко­ мандует старший лейтенант Алексей Чупин. Было немало забот у эки­ пажа фрегата "Адмирал флота Касатонов" и во вре­ мя работы в морских поли­ гонах Северного флота. Мо­ рякам корабля, правда, не довелось демонстрировать его огневую мощь. На них были возложены иные функ­ ции. Корабельные специа­ листы закрывали районы для выполнения другими кораблями учебно-боевых 3 водную. Отлично справля­ лись с возложенными на них обязанностями военно­ служащие группы освеще­ ния воздушной и надводной обстановки под руководст- вом старшего лей­ тенанта Евгения Ши­ пилова. На высоте были и гидроакус­ тики во главе со своим командиром старшим лейтенан­ том Максимом Маев­ ским. Не отставали от своих коллег и спе­ ц иалисты боевой части связи, кото­ рыми командует старший лейтенант Ринат Бакасов. - Лично мне нра­ вится работать с тех­ никой, - рассказывает ин­ женер БЧ-4 старший лей­ тенант Денис Лут. - Просто получаешь удовольствие от того , что она в море дей­ ствует безотказно. Прибыв на фрегат после окончания военно-морско­ го училища , молодой офи­ цер быстро освоился в кол­ лективе, разобрался с по­ рядком работы аппаратуры связи, перед дальним по­ ходом приобрёл определён­ ный опыт. И это пригодилось ему в последующем. Тем более, что с некоторыми об­ разцами техники познако­ мился только на корабле. - В море была обычная служба, вопросов с мате­ риальной частью не возни­ кало, - продолжает старший лейтенант Денис Лут. - Ко­ рабль новый, аппаратура со­ временная, с обеспечени­ ем её работы проблем нет. Кстати, данный заход не был запланирован, как все остальные. Получилось так, что правительство Греции обратилось к российским властям с просьбой при­ слать военный корабль для участия в праздновании 200-летия независимости государства. Поскольку в это время в том районе нахо­ дился фрегат "Адмирал фло­ та Касатонов", его экипажу и была поставлена задача совершить неофициальный визит и представить Рос­ сийскую Федерацию и её Во­ енно-морской флот на тор­ жественных мероприятиях. Фрегат за время длитель­ ного плавания провёл на ходу 115 суток и оставил за кормой 21500 миль. В этот период моряки выполнили практические стрельбы комп­ лексам и оружия, осущест­ вили поиск иностранных подводных лодок, отрабо­ тали другие мероприятия боевой подготовки. Оцени­ вая итоги пребывания мо­ ряков в Средиземном море официальным языком, мож­ но было бы сказать так: пешное выполнение постав­ ленных перед экипажем за­ дач. И они не подвели кол­ лектив. Да и после возвра­ щения в базу им не раз приходилось демонстриро­ вать своё мастерство на оче­ редных выходах в море. Надёжно обеспечивал заданный ход личный сос­ тав машинной группы под командованием капитан­ лейтенанта Дениса Коса­ ри на. Успешно справля­ лись со своими обязаннос­ тями специалисты трюмной группы, которой руководит старший лейтенант Вла­ димир Новиков. В том, что экипаж не испытывал дис­ комфорта в вопросах оби­ таемости, не ощущал не­ достатка в постоянном по­ ступлении воды и холода - их заслуга. Та кже беспе­ ребойно осуществлялась подача электроэнергии на Распоряжение командования было для моряков фрегата неожидан­ ностью. Ведь они не готовились к участию в праздновании 200-ле­ тия независимости Греции, но сделали всё, чтобы бьпь на высоте положения, и с честью выполнили возложенную на них миссию После выполнения по­ ставленных задач экипажу фрегата "Адмирал флота Касатонов" некогда почи ­ вать на лаврах. Для кора­ бельных специалистов, об­ разно говоря, нет выходных. Вот и сейчас они несут в базе дежурства, пребывают в постоянной готовности выйти в море и выполнить поставленную задачу. Понятно, что такое рас­ поряжение командования было для моряков фрегата неожиданностью. Ведь они специально не готовились к участию в праздновании 200-летия независимости Греции. Тем не менее сде­ лали всё, чтобы быть на вы­ соте положения, и с честью выполнили возложенную на них миссию. - Мы стояли у причала ря­ дом с французскими и гре­ ческими кораблями, - рас- "Экипажем корабля успеш­ но решены задачи дальне­ го похода, достигнуты высо­ кие результаты в боевой и морской выучке". Трудиться в походе не покладая рук приходилось всем. Однако в команде ко­ рабля есть воинские кол­ лективы, которым, в силу их ём во время своей смены они обеспечивают ход ко­ рабля. Задача Азата - от­ рабатывать поступающие с ходовой рубки сигналы ма­ шинного телеграфа, дер­ жать требуемые обороты главной энергетической ус­ тановки для придания ко­ раблю установленной ско­ рости хода. Достойный вклад в до­ стижения экипажа вносят помощник командира фре- механизмы и оборудова­ ние работали без сбоев. В этом деле нужны не только высокий профессиона­ лизм, но и щепетильность, внимательность. - Не дай бог, просмот­ ришь, и кусок ветоши, ос­ тавленный кем-то после приборки , может затянуть воздушным потоком в дви­ гатель , - говорит мичман Илья Глушаев , - так и до предпосылки к лётному упражнений, выдавали их экипажам целеуказания, ор­ ганизовывали между ними взаимодействие по связи. Тут пришлось порабо­ тать на совесть личному со­ ставу радиотехнической боевой части, которой ко­ мандует капитан 3 ранга Василий Аралов. Моряки этого коллектива постоян­ но отслеживали обстанов­ ку вокруг корабля - воз­ душную, надводную и под- Впереди корабельных специалистов фрегата "Ад­ мирал флота Касатонов" ожидают длительные пла­ вания, работа в полигонах Северного флота, выполне­ ние учебно-боевых упраж­ нений. Но неи зменными остаются мастерство моря­ ков корабля, их ответствен­ ность за порученное дело. ААеtссандр БОНДАРЬ. Фото автора и Алексея АКЕНТЬЕВА . ПРОСТЬIЕ ТРУЖЕНИКИ НЕБА - Мы суеверны, и у каждого из нас есть свои обычаи, которые неукоснительно соблюдаем, - рассказывает лётчик. санта Тулупова незабываемым. Долгожданный день первого полёта ... Ранним утром кур­ санты прибыли строем на аэро­ дром в лётном обмундировании. Первым воздушным кораблём Бориса стал самолёт Л-39. Конечно, они совершенству­ ются годами. Как признался сам Борис Иванович, оказавшись за штурвалом учебного самолёта Л-39 в первый раз, он ничего не понял. Для военнослужащих транспортной эскадрильи отдельного смешанного гвардейского авиационного полка армии ВВС и ПВО Северного флота этот учебный год был весьма насыщенным. Тем не менее все поставленные задачи выполнены в срок. За это время перевезено более 50 тонн грузов и около тысячи человек личного состава. Летать всегда, летать везде Основные задачи эскадрильи - перевозка пассажиров , грузов, десантирование морских пехотин­ цев, спецназа, аварийно-спаса­ тельного имущества, техники, выполнение специальных задач в интересах жизне­ обеспечения аркти­ ческой группировки СФ. Порой прихо­ дится экстренно до­ ставлять раненых и больных в медицин­ ские учреждения. Они перевозят продукты, медикаменты на Но­ вую Землю и Землю Франца-Иосифа. скромничает командир авиаци­ онной эскадрильи ОСАП гвардии майор Борис Тулупов. Уровень лётной подготовки у экипажей его эскадрильи очень высокий. Во многом это дости­ гается благодаря частым полё- в зависимости от того, на какую из моделей требуется переучить­ ся. Служба лётчиков авиацион­ ной эскадрильи не из лёгких, связана с разными рисками. К примеру, в этом году они осу­ ществляли транспортировку вак­ цины от коронавирусной инфек­ ции на архипелаг Новая Земля. Так как биоматериалы класси­ фицируются как опасный груз, транспортировка должна была проводиться в строгом тем­ пературном режиме. Особое внимание в - Погода вблизи архипелагов меня­ ется очень быстро , предсказать её слож­ но, да и связь там Гвардии маdор Борис ТуАупов за штурваАом са­ моАёmа АН-26. эскадрилье уделяется вопросу подготовки мо­ лодых лётчиков. Когда в подразделение при­ ходят новые ПИЛОТЫ, комэск проверяет их знания, а дальше ими занимаются команди­ ры экипаже й - опыт­ ные лётчики . Коман­ дир отряда гвардии майор Николай Гусев, заместитель команди­ ра эскадрильи гвардии майор Андрей Анись­ кевич , командир звена гвардии майор Андрей Гнутов во МНОГОМ им плохая, а самолёт посадить нужно, - рассказывает гвардии майор Борис Тулупов. - Как-то перелетали мы с одного аэро­ порта в другой. Погода стояла хорошая, но затем резко ухуд­ шилась. Руководитель полётов посоветовал нам приземляться как можно быстрее. У нас полу­ чилось, сели! Но было очень тя­ жело, к тому времени метель бушевала вовсю . И если бы , к примеру, задержались на взлё­ те, то пришлось бы совсем туго. - Мы простые труженики неба, - • там и ежедневным занятиям по специальности. - Перед каждым полётом мы изучаем маршрут, просчитываем безопасные высоты, эшелоны полёта , учитываем метеоусло­ вия. Затем проводится контроль готовности, получаем "добро" на вылет, и вперёд! - рассказывает гвардии майор Тулупов. Время от времени лётчиков отправляют на переобучение на другие типы самолётов. Освое­ ние самолётов проходит в Севе­ роморске, Краснодаре и Ейске, помогают. - Все выпускники прошлого го­ да, прибывшие в наше подраз­ деление, доведены до уровня лётчика 3-го класса и летают по­ стоянно, - отмечает гвардии майор Тулупов. Лётчики чтят приметы, кото­ рые давным-давно стали тради­ цией . Они никогда не фотографи­ руются перед вылетом, не найти на аэродроме самолёт с борто­ вым номером 13. Ну и, конечно, по словам авиаторов, никогда не бывает последнего полёта, толь­ ко крайний. • Но есть одна традиция, кото­ рая для всех лётчиков одина­ кова. Это осмотр самолёта пе- Перед каждым полётом мы изучаем маршрут, про­ считываем безопасные высоты, эшелоны полёта, учитываем метеоусловия. Затем проводится контроль готовности, получаем "добро" на вылет, и вперёд! ред вылетом . И это совсем не примета, а важнейшее из тре­ бований безопасности . - Я провожу осмотр самолёта для определения его готовности к полёту: нет ли течи жидкостей из систем и незакрытых люков, - делится гвардии майор Тулупов . Первым делом - люди! Родился и вырос Борис Тулу­ пов в городе Бала- шове Саратовской области. После окон­ чания школы без труда поступил в Ба­ лашовское высшее военное авиацион­ ное училище лётчи­ ков. Полёт с инструктором он за­ помнил на всю жизнь, несмотря на то, что управление машиной полностью осуществлял инструк­ тор, находившийся в задней ка­ бине. В последующих полётах инструктор постепенно приобщал его к управлению самолётом . В небе он не просто показывал, как и что надо делать, но и объяс- - Уже со временем приобща­ ешься к этому делу и "горишь" им. Не каждому дано управлять самолётом. Машину нужно чувст­ вовать, - с улыбкой делится Бо­ рис Иванович. После окончания учёбы Борис был назначен в смешанный гвар­ дейский авиаполк на должность помощника командира экипажа самолёта Ан-26. Проблем в ста­ новлении у дисциплинирован­ ного лётчика не возникло. По мере приобретен ия лёт­ ных навыков и з н аний Борис Иванович прошёл переучивание на командира экипажа. Уже че­ рез несколько лет занял долж­ ность командира экипажа Ан-26, затем стал командиром звена , а с 2020 года руководит военно- транспортной эскадриль­ ей авиаполка. Служба у комэска не­ простая, требует пре ­ дельной концентрации и полной отдачи. Глав­ ным в своей работе гвардии майор Тулупов считает заботу о людях. Он беспокоится и о сво­ их подчинённых, и о пас­ сажирах. - Забавная по ­ лучилась история. Честно , летать ни­ когда не мечтал, - вспоминает Борис Иванович. - Пришёл с одноклассниками попробовать посту­ пить, и получилось! А у моих товарищей, к сожалению, нет. Первые два курса Борису как-то не Бортовоu механиrс zвардии сержант Васи.ле Сэу проверяет zотовность авиационных двиzатеАеn К6ЫАету. В обязанности гвар­ дии майора Тулупова вхо­ дит не только следить за дисциплиной в подраз­ делении, но и за закреп­ лённой авиационной тех­ никой, чтобы в короткий срок самолёты были го­ товы к выполнению задач по предназначению. очень запомнились - не было ничего "лётного", просто обще­ об разовательные дисципли ­ ны . Зато третий курс, когда на­ чалась практика, стал для кур- нял, почему нужно делать имен­ но так. Таким образом, от вылета к вылету каждый курсант плано­ мерно улучшал свои навыки в пилотировании самолёта. • • - Самолёт - часть мо­ ей жизни . Мне очень нравится моя работа, и пока позволяет здоровье, буду летать! ВАадАена КЛЮШИНА. Фото а/Jтора. 15 октября 2021 года • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz