На страже Заполярья. 2021 год. Октябрь.

8 * ва стrаж1 1аnал1rь1 НАДЁЖНАЯ БРОНЯ НА КОЛЁСНОМ ХОДУ В Вооружённых силах продолжается планомерное обновление парка бронетранспортёров и бронеавтомобилей 4 WlJ ВПК постоянно ра- -- ботает в направлении укрепления военно-технического потенциала страны и техниче­ ского перевооружения Россий­ ской армии. На данный момент мы участвуем в более чем 20 опытно-конструкторских работах (ОКР). Кроме этого, мы создаём некоторые перспективные об­ разцы вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в инициативном порядке. Еже­ годно на Международном воен­ но-техническом форуме "Армия" мы демонстрируем по четыре - шесть таких образцов, и они вызывают огромный интерес у руководства наших силовых структур. - Выполнение гособорон­ заказа - важное направление деятельности вашей компа­ нии, надёжно обеспечивающее занятость персонала и за­ груженность производствен­ ныхмощностейна многие го­ ды вперёд. При этом начиная с прошлого года условия вы­ полнения ГОЗ усложнились из-за распространения коро­ навируса. Удалось ли уже пре­ одолеть последствия двух волн пандемии COVID-19 и вер­ нуть производственные про­ цессы в нормальный ритм? Сказалась ли сложная эпиде­ миологическая ситуация на темпах проведения научно­ исследовательскихиопытно­ конструкторских работ, на серийном производстве? Безусловно, пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения для мно гих стали своего рода проверкой на проч­ ность. Наша компания тоже столкнулась с совершенно новы ­ ми вызовами и с честью их пре­ одолела. Мы не сократили ни одного предприятия, не оста - Алеf(.сандр КРАСОВИЦКИН. - Министерство обороны сегодня уделяет большое внимание организации обслу­ живания вооружения и тех­ ники на протяжении всего их жизненного цикла, то есть от разработки и серийного про­ изводства до сервиса, ремон­ та и утилизации. В вашем слу­ чае удалось уже эффективно выстроить всю эту цепочку во взаимодействии с военным ведомством? - Без ложной скромности ска­ жу, что Военно-промышленная компания стала одним из пер­ вых предприятий российского оборонно-промышленного комп­ лекса, которое стало реализо­ вывать эту самую цепочку взаи­ модействия и организации об­ служивания производимых и поставляемых нами ВВСТ на протяжении всего их жизненного цикла - от разработки до ути­ лизации . У нас налажена чёткая обрат­ ная связь с теми, кто эксплуа­ тирует нашу технику, в том числе и в горячих точках. Мы ведём учёт Прототип мощного внедорожника, который может использоваться и как обычный гражданский автомобиль, мы показали на форуме "Армия-2021", и в первый же день эта машина буквально взорвала Интернет навливали производство. В ус­ ловиях пандемии и ограничений Военно-промышленная компа ­ ния обеспечила досрочное вы­ полнение государственных конт­ рактов на поставку техники для нужд силовых ведомств Россий­ ской Федерации. Кстати, досроч­ ное выполнение обязательств по ГОЗ Военно- промышленная компания осуществляет уже на протяжении последних пяти лет из года в год. Исполнены и все экспортные обязательства . Ос­ ваиваем и вышли на новые рын ­ ки . В 2020 году реализовали ре­ кордное за последние шесть лет количество машин . Подчеркну: сделано всё это в условиях пан ­ демии . Работы по ОКР проводятся в чётком соответствии с утверж­ дёнными графиками. Более того, в 2020-м и в этом году нами были разработаны и созданы опыт ­ ные образцы бронеавтомоби­ лей новых сем ейств. Они про ­ извели сильное впечатление на руководство Министерства обо­ роны России и других силовых ведомств страны. 8 октября 2021 года состояния по каждой поставлен­ ной нами единице техники как на территории Российской Феде­ рации, так и за рубежом. При необходимост и для оказа ния помощи в обслуживании и ре­ монте мы отправляем к нашим партнёрам выездные бригады, подчеркну, в том числе и в горя­ чие точки, в отдалённые гарни­ зоны . Оказывали помощь в об­ служивании нашей техники даже странам НАТО - есть такие, где эксплуатируют нашу технику. Кроме этого, мы организова­ ли процесс подготовки специа­ листов, в том числе по обслужи­ ванию и ремонту нашей техники. Для этого у нас оборудованы специальные классы, имеется учебная база, разработаны про­ граммы обучения, подобран персонал, способный осущест­ влять обучение с высоким ка­ чеством . - На какие технологические вызовы, по вашему мнению, предстоит ответить в бли­ жайшие годы российскому ОПК с учётом продолжающе­ гося научно-технического прогресса? Каково ваше виде- ние будущего оборонной про­ мышленности в двадцатые годы в связи с ростом воз­ можностей искусственного интеллекта, роботизацией производства и цифровой трансформацией технологи­ ческих процессов? - Мы чётко идём в ногу со временем и используем все достижения научно-технического прогресса. Если мы не будем этого делать, нас мгновенно вы­ давят с рынка. На протяжении последних 10-15 лет мы провели ряд НИОКР и НИР по изучению возможностей использования в нашей технике цифровых техно­ логий, в том числе и искусствен­ ного интеллекта. Нами была раз­ работана и испытана многоколёс­ ная бронированная платформа с использованием гибридной трансмиссии (НИР "Крымск"). Результаты испытаний этой плат­ формы превзошли самые оп­ тимистичные ожидания. Мы разработали и испыта­ ли линейку бронеавтомобилей "Волк", в конструкции которых бы­ ли использованы регулируемая гидропневматическая подвеска и бортовая информационно-уп­ равляющая система (БИУС). С нашими коллегами из 766-го УПТК (Управления производст­ венно-технологической комп­ лектации. - Ред.) мы создали бронированную разведыватель­ но-штурмовую машину (БРШМ) "Тигр", в которой использовался боевой модуль с 30-мм автома­ тической пушкой, в системе уп­ равления которого применены технологии искусственного ин­ теллекта. Другими словами, цифровые технологи и и искусственный интеллект для нас не новость. Все н аработки мы используем в наших новых проектах. К при­ меру, унифицированная межви­ довая колёсная бронированная платформа "Бумеранг" - это не что иное, как "цифровой борт" с открытой архитектурой. Бурное развитие в последние годы беспилотных летательных аппаратов повлечёт создание и оснащение боевых машин сред­ ствам и противодействия им, средствами снижения замет­ ности и другими. • • • Что касается роботизации производства, то этим мы тоже занимаемся. Надо отметить, что на предприятиях нашего хол­ динга производится по меньшей мере порядка десяти тысяч на­ именований комплектующих, ко- торые используются для произ­ водства как нашей техники, так и коммерческих автомобилей. В связи с этим мы активно обновляем станочный парк на­ ших предприятий. Выделяем солидные средства для закупки современного станочного обо­ рудования с цифровым управ­ лением, устанавливаем про­ мышленные сварочные роботы для производства комплектую­ щих и сварки бронированных корпусов бронетранспортёров и бронеавтомобилей. Для циф­ ровой трансформации техноло­ гических процессов устанав­ ливаем на заводах цеховые компьютеры. Безусловно, все современные цифровые технологии исполь­ зуем в процессе проектирования техники нашими конструктора­ ми. Для этого закупаем мощные компьютерные станции и соот­ ветствующее программное обес­ печение. - В последние годы немало говорится о проблеме импор­ тозамещения, возникшей в связи с недружественной по­ зицией западных стран в от­ ношенииРоссии, особенно пос­ ле Крымской весны 2014 года. Говоря шире, речь идёт об обеспечении технологиче­ ской независимости нашей страны. Как этот вопрос ре­ шается в вашей компании? - В основном мы стараемся избегать применения зарубеж­ ных комплектующих, используя их только в той технике, которая поставляется на экспорт, когда установка таких комплектующих определена заказчиком. Что ка­ сается продукции военного наз­ начения, которая поставляется для нужд Министерства обороны России или других наших силовых структур, то тут никаких импорт­ ных комплектующих быть не мо­ жет. В противном случае машину просто не примет военная при­ ёмка. Другими словами, проб­ лема импортозамещения нами решена. - Создание современных вооружений, военной и спе- циальной техники немыслимо без опоры на фундаменталь­ ные и прикладные науки. На этом участке сегодня всё активнее заявляет о себе военный технополис ЭРА в Анапе. Осуществляет ли ва- ша компания взаимодействие с ним? Хотелось бы услы­ шать ваше мнение и отно­ сительно инициативы Мин­ обороны России о создании научных и научно-производ­ ственныхрот. - Мы активно сотрудничаем и взаимодействуем со многими российскими научными учреж­ дениями, прекрасно понимая , что без фундаментальной науки сейчас, как говорится , далеко не уедешь. Мы очень плотно рабо­ таем с МВТУ имени Э.Н. Баумана, совместно с ним мы работаем по нескольким направлениям в рамках ОКР "Стрела", в частнос­ ти, проектирование подвески , гибридного привода, создание - Президент России не раз обращал внимание на необхо­ димость решать проблемы диверсификации в высокотех­ нологичных отраслях ОПК в меняющихся рыночных усло­ виях. Каковы в этом плане возможности вашей компа­ нии? - ООО "ВПК", выполняя пору­ чение Президента , рассмат­ ривает различные возможности для диверсификации своей про­ дукции и создания гражданской продукции , увеличения её доли в общем объёме производства. Уже сегодня поставляем парт­ нёрам, работающим в газа- и нефтедобывающей промышлен­ ности, уникальные гусеничные снегоболотоходы, тягачи-транс­ портёры. Производим и постав­ ляем на экспорт колёсные ам­ фибийные машины, которые хорошо зарекомендовали себя при ликвидации последствий па­ водков и наводнений в Азиатско- В условиях пандемии и ограничений Военно­ промышленная компания обеспечила досрочное вьmолнение государственных контрактов на поставку техники для нужд силовых ведомств Российской Федерации небронированных корпусов . В этом направлении мы работаем с Конструкторским бюро моло­ дёжи Технического университета , тем самым став первым оте­ чественным производителем, привлёкшим молодёжь в про­ ектную и инженерную деятель­ ность. По сути, мы создаём но­ вую автомобильную субкультуру в нашей стране! Сейчас совместно с ФГУП "ЦНИИчермет имени ИЛ . Бар­ дина" ведём большую работу по созданию новых сталей для легкобронированной колёсной и гусеничной техники, которые позволят существенно снизить массу бронированных машин при сохранении необходимого уровня защищённости. Что касается военного техно­ полиса ЭРА, то с ним пока мы ещё не наладили взаимодейст­ вия . Думаю, что это вопрос вре­ мени. Считаю создание науч­ ных и научно-производственных рот в Министерстве обороны России оправданным и необхо­ димым. Тихоокеанском регионе. В рам­ ках недавно открытой опытно­ конструкторской работы "Стре­ ла" разрабатываем неброни­ рованную версию многоцеле­ вого автомобиля. По сути, это мощный внедорожник, который может использоваться и как обычный гражданский автомо­ биль. Прототип этой машины мы показали на форуме "Ар ­ мия-2021 ", и в первый же день эта машина буквально взорвала Интернет, настолько огромным был к ней интерес. Так что ско­ вородки из броневой стали де­ лать не станем, а будем вы ­ пускать конкурентоспособную высокотехнологичную технику. Безусловно , будем расширять нашу линейку гражданской про­ дукции. - Оборонно-промышлен­ ный комплекс, как и Вооружён­ ные силы, славится своими многолетними традициями верного служения Отечест­ ву. Что делается у вас в ком­ пании для сохранения исто­ рической памяти, для герои­ ко-патриотического воспи­ тания нового поколения обо­ ронщиков, которым не до­ велось пройти через испы­ тания ни Великой Отечест­ венной, нихолодной войны? - Мы свято чтим традиции и память н аших представителей старшего поколения, которым пришлось пройти огненными до­ рогами Великой Отечественной, Афганистана, Кавказа и других регионов. На н аших предприя ­ тиях созданы музеи , где расска­ зывается о военных и трудовых подвигах наших ветеранов. Надо отметить, ч то молодое поко ­ ление с интересом относится к истории предприятий, их тра ­ дициям . У нас на заводах уже немало трудовых династий , и это как раз показатель правиль­ ного патриотического воспита­ ния. Эту работу нужно продол ­ жать и расширять, и мы будем это делать. Александр Тихонов. "Красная звезда" . • • • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz