На страже Заполярья. 2021 год. Октябрь.

* на стrаж1 1аnал1rы КОРАБЛИ ПОПАЛИ В СЕТИ Гидрографы СФ рассказали об итогах нескольких этапов комплексной экспедиции флота и РГО 5 увеличилась более чем в 20 раз, - де­ лится Алексей Корнис. Благодаря новой технике участники экспедиции находили отголоски траге­ дий разных лет. Так, когда гидрографы производили инструментальную оценку рельефа дна в губе Белушья, они обна­ ружили немецкую донную мину ТМС, установленную там подводной лодкой U-956 осенью 1944 года. А в районе Новой Земли был найден рыболовный траулер "Онега", затонувший от обле­ денения в конце 2020 года. В первый раз закинул рыбак невод - потерял, закинул снова - потерял и второй, в третий раз закинул невод - снова остался ни с чем ... Это не начало новой сказки, а реальность, в которой рыболовные суда часто теряют тралы в одних и тех же районах северных морей. И причина тут не в колдовстве. А "сказочность" повествования объясняется просто: на дне этих морей находятся опутанные рыболовными сетями, обросшие ракушками, по­ крывшиеся илом корабли и суда, погибшие в основном в годы Великой Отечественной войны. И именно для их поиска пред­ ставители гидрографической службы Северного флота и Русского географического общества отправились в очередную комплексную экспедицию под названием "Помни войну". - Исходя из архивных данных, были предварительно определены 22 рай­ она поиска. Радиус каждого - 3-5 миль. Их нанесли на карту, а потом галсами исследовали, - рассказывает капитан гидрографического судна "Ромуальд Муклевич" Руслан Дильмухаметов . - С помощью многолучевых эхолотов про­ изводили обследование того, что нахо­ дится на дне. Такой эхолот способен обнаружить под водой объект, опре­ делить его размер и примерный внеш­ ний вид. Можно получить трёхмерную модель, понять, что это - подлодка или корабль, определить тип судна. Капитан cyдtta "Ромуа,,~ьд Муклевич" Рус,,~ан Ди,,~ь.мухаметов. - На первом этапе экспедиции мы нашли рыболовное судно. С большой вероятностью мы можем сказать, что это судно "Метрострой", которое, как и "Онега", затонуло от обледенения более 30 лет назад. Тогда были обнаружены четверо погибших. А вот остальных чле­ нов экипажа, место гибели самого судна много лет обнаружить не удавалось, - рассказал капитан 1 ранга Корнис. В результате обследования в четырёх районах науч но-исследовательской группой были подтверждены коорди­ наты ранее обнаруженных силами поисково-спасательного обеспечения "большого охотника" БО-224 и под­ водной лодки Д-3 "Красногвардеец", немецких подлодок U-307 и U-387. Скептики могут задаться вопросом , можно ли считать результативной экс­ педицию, в ходе которой удалось под­ твердить местонахождение лишь четы­ рёх кораблей, подлодок из намеченных двадцати двух. На это Руслан Дильму­ хаметов уверенно отвечает: был экипаж, помешать выполнению поставленных задач могла погода. - Сложные метеоусловия не позво­ ляют нам качественно произвести съём­ ку. При сильной качке "картинка", кото­ рую снимает эхолот, нечёткая, а значит, информация не достоверна, - говорит капитан гидрографического судна Рус­ лан Дильмухаметов . - К счастью, с Благодаря экспедиции, возможно , будет исправлена историческая неточ­ ность, связанная с местом гибели сто­ рожевого корабля "Туман", который был В результате обследования в четырёх районах научно­ исследовательской группой были подтверждены координаты ранее обнаруж:енных силами поисково-спасательного обес­ печения "большого охотника" БО-224 и подводной лодки Д-3 "Красногвардеец", немецких подлодок U-307 и U-387 погодой в Баренцевом море нам по­ везло. Зато в районе Диксона метео­ условия были более суровыми. Мы находились там неделю, и четыре из семи дней штормило. расстрелян немецкими эсминцами в августе 1941 года. Во время перехода в раuон порта Диксои lидроlрафы Северноlо флота осу­ ществили маршрутиые промеры ма,,~оизучениых морскихраuонов. - Это наука. У нас океан изучен мень­ ше, чем космос, поэтому важны любые сведения о дне морей и океанов, о том, что там находится. В нашем случае отсут­ ствие объекта в исследуемом районе - тоже информация. Благодаря ей отмет­ ки "ПС" (положение сомнительно) или "белые пятна" исчезнут и будут замене­ ны точными данными, которые вскоре окажутся нанесёнными на карты. Такая информация очень важна для море­ плавателей, в большей степени - для рыбаков. Чёткость "картинки" зависит не толь­ ко от погоды, но и от аппаратуры. - Развитие техники позволило на бо­ лее качественном уровне осуществлять поиск. В ходе недавнего ремонта на гидрографическом судне "Ромуальд Муклевич" заменили поисковую аппара­ туру, благодаря новому оборудованию сейчас есть возможность более при­ цельно работать. На судне появился современный многолучевой эхолот, в котором разрешающая способность - Долгое время местом его гибели считалась чёткая точка на карте. "Ту­ ман" не раз пытались найти на дне, но ничего не получалось. Работая в архи­ вах, я предположил, что в первичных донесениях, на основании которых и было установлено место гибели, могла быть допущена ошибка. Мы определили ещё один район возможной гибели "Ту­ мана", и в ходе комплексной экспедиции этого года именно в этом районе было найдено судно , опутанное сетями. По ряду признаков мы можем предпо­ ложить, что это СКР "Туман". Вопросы, причины, задачи Чуть меньше двух месяцев в аквато­ риях Баренцева и Карского морей, у по­ бережья острова Северный и континен­ тального побережья, вдоль которого проходили маршруты северных кон­ воев, свои задачи выполняли экипаж гидрографического судна СФ "Ромуальд Муклевич" и члены РГО. Экспедиция помогла решить ряд исторических вопросов. Её проведение обусловлено целым рядом причин . Среди них и дань памяти погибшим морякам, и возможная экологическая угроза из-за оставшегося на кораблях топлива, и уже названные регулярные потери тралов рыбаками. Разумеется, все данные, полученные во время этого похода, будут нанесены на карты. где находятся затонувшие объекты, рыбаки теряют тралы, рвут сети. А при наличии этих знаний рыбаки могут избегать, обходить потенциально не­ безопасное место или, наоборот, сокра­ щать путь, зная, что он проверен и не таит в себе угрозы. Координаты памяти Перед началом похода гидрографы провели огромную подготовительную работу. Помимо маршрутных промеров, измерения глубин, изучения свойств воды, то есть, своих прямых обязан­ ностей , они выполняли историческую особую миссию, уточняли и устанавли­ вали "координаты памяти". Чёткая "картинка" Но насколько бы точной и кропот­ ливой ни была подготовительная рабо­ та , каким бы профессиональным ни Тема не закрыта Хотя "Ромуальд Муклевич" вернулся в пункт базирования гидрографических судов СФ, совместная комплексная экспедиция Северного флота и РГО не завершена, и тема "Помни войну" гидро­ графами не закрыта. В октябре запла­ нировано ещё два этапа экспедиции, в которых примут участие "Ромуальд Мук­ левич" и малое гидрографическое судно "Николай Скосырев". - Будем искать подлодки. Мы долгое время не можем найти подводную лодку М-122. Известно, что она погибла в ре­ зультате атаки двух немецких бомбар­ дировщиков. Но до сих пор не удалось точно установить место её гибели, - поясняет Алексей Корнис. - Мы вели поиск в нескольких районах, но п ока ничего не нашли. Сейчас хотим про­ верить ещё одну версию и надеемся на успех. - Очень важно понимать, что каждый найденный в ходе этой экспедиции объект имеет свою историю. И, к сожа­ лению, она не со счастливым концом, потому что корабль погиб. Но, изучая архивные данные, погружаясь к зато­ нувшим судам, можно сделать выводы о том, как такие трагедии можно предот­ вращать, - объясняет начальник отдела гидрографической службы СФ капитан 1 ранга Алексей Корнис. Не зная того, Как рассказал Алексей Корнис, боль­ шую помощь в подготовке оказал один из лучших знатоков Военно-морского флота времён Великой Отечественной историк Мирослав Морозов. Он стал научным консультантом гидрографов. Также согласились помочь два истори­ ка-любителя -Андрей Кузнецов и Игорь Борисен ко. Да и самому Алексею Корни­ су пришлось искать необходимые дан­ ные в Центральном военно-морском архиве в Гатчине , в штабе Северного флота. На основе собранной информа­ ции строилась работа в Баренцевом и Карском морях. В течеиие 52 днеu lидрОlрафическое судно "Ромуальд Муклевич" выполияло постамеииые задачи врамках зкспедиции "Помни воdиу". Attнa ВИХРОВА. Фото из архива гидрографической службье СФ. "БАЛ" И "БАСТИОН" ВЫПОЛНИЛИ ПУСКИ На полигонах в Калининградской об­ ласти боевые расчёты противокора­ бельных береговых ракетных комп­ лексов "Бал" и "Бастион" Балтийского флота (БФ) приняли участие в такти­ ческом учении по нанесению ракетных ударов по морским целям. В учебном мероприятии были задействованы более 100 военнослужащих и 1 О единиц военной и специальной техники , а также мобильные бере­ говые комплексы разведки морской и воздушной обстановки . Пресс-с,,~ужба Западноlо вoettнolo окруlа. "ЛЕНИНСКИЙ КОМСОМОЛ" ОТБУКСИРОВАН ВКРОНШТАДТ По приказанию Главкома ВМФ адми­ рала Николая Евменова первая совет­ ская атомная подводная лодка К-3 "Ле­ нинский комсомол" была отбуксиро­ вана из "Северной верфи" в Санкт­ Петербурге в Кронштадт. В мероприя­ тии были задействованы 3 буксира и 2 катера. • - Принимавший участие в операции личный со­ став Ленинградской военно-морской базы и судов обеспечения справился с поставленной задачей успешно. Следующим этапом станет переобору­ дование К-3 в уникальный музей , - заявил Главком ВМФ России адмирал Николай Евменов. СПРАВКА: "Ленинский комсомол" - первая советская и третья в мире атомная подводная лодка, была заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске. Спущена на воду 9 августа 1957 года. В 1961 году она ушла на первую боевую службу в Атлантику. Ещё через год совершила первый в истории проход подо льдами Северного Ледовитого океана. В 1991 году лодка выведена из состава Се­ верного флота. В 2005 году К-3 поставлена в акватории судоремонтного завода "Нерпа" (филиал Центра судоремонта "Звёздочка'J. В 2010 году Главком ВМФ принял решение не утилизировать К-3, а сохранить её для истории. Департамеит информации и массовых коммуникациu Министерства обороны Россиuскоu Федерации. КОСМИЧЕСКИЕ СПАСАТЕЛИ ПРИВЕДЕНЫ В ГОТОВНОСТЬ Поисково-спасательная группа и пара­ шютно-десантная служба (ПС и ПДС) Центрального военного округа (ЦВО) были приведены в готовность No 1 для обеспечения запуска транспортного пилотируемого корабля "Союз МС-19" проекта "Вызов" со съёмочной группой Первого канала. • • Около 150 военнослужащих, входящих в состав группы поиска и спасения, а также инженерно­ технические группы, бригады военных медиков расположились по всей траектории запуска. Вертолёты Ми-8, самолёты Ан-26 и Ан-12; около 20 единиц наземной автомобильной техники, в том числе четыре поисково-эвакуационные машины "Синяя птица" находились на оперативных аэро­ дромах в Байконуре, Жезказгане, Караганде, Аркалыке Республики Казахстан и Горно-Алтайске. Общее руководство группами осуществлялось из Центра боевого управления (ЦБУ) в Екатеринбурге. Запуск ракеты-носителя "Союз-2.1 а" с пилоти­ руемым космических кораблём "Союз МС-19" проекта "Вызов" со съёмочной группой Первого канала на борту осуществлён 5 октября 2021 года. В основной экипаж пилотируемого корабля "Союз МС-19" вошли космонавт Роскосмоса - командир экипажа Антон Шкаплеров, актриса Юлия Пере­ сильд и режиссёр Клим Шипенко. Пресс- с,,~ужба Цеитра,,~ьноlо вoettttolo окруlа. ОТРАЗИЛИ НАПАДЕНИЕ Подразделения отдельной бригады морской пехоты Черноморского флота во время совершения марша на поли­ гон Опук отразили нападение диверси­ онно-разведывательной группы услов­ ного противника, используя данные, полученные от подразделения беспи­ лотных летательных аппаратов (БпЛА). Цель учения: отработка мероприятий по все­ сторонней защите подразделений на марше. В нём принимали участие более 200 военнослужащих, около 20 единиц бронетехники, в том числе бро­ нетранспортёры БТР-82А. КШУ НА КАСПИИ Разнородная группировка корабель­ ных сил Каспийской флотилии (КФл) вышла из Махачкалы в Каспийское море для проведения двустороннего командно-штабного учения (КШУ). После за нятия назначенного района были отрабатаны контрольно-разведывательный поиск мин с использованием контактных тралов и их уничтожение путём выполнения боевых стрельб из штатного вооружения кораблей. • • В учении приняли участие более 20 боевых ко­ раблей флотилии, в их числе ракетный корабль "Дагестан", малые ракетные корабли "Град Свияжск", "Углич", "Великий Устюг", малые артил­ лерийские корабли, базовые тральщики, катера и суда обеспечения. Пресс-с,,~ужба Южноlо военнОlо окруlа. МОРПЕХИ СРАЖАЮТСЯ ДРУГ С ДРУГОМ Личный состав Камчатского соедине­ ния морской пехоты Тихоокеанского флота, действующий в нападении в ходе двустороннего бригадного такти­ ческого учения, совершил подход к на­ значенным позициям перед загрузкой на большие десантные корабли (БДК). В свою очередь, десантный отряд в составе трёх БДК "Ослябя", "Пересвет" и "Адмирал Невельской" скрытно подошёл к месту погрузки техники и личного состава морской пехоты для последующего перехода на полигон. Колонна военной техники перебросила силы десанта в район погрузки на БдК, после чего морские пехотинцы отправились на полигон боевой подго­ товки Клерк, к которому подошли со стороны моря для выполнения задач совместной высадки десанта на необорудованное побережье и захвата плацдар­ ма, удерживаемого обороняющейся бригадой мор­ ской пехоты, дислоцированной в Приморском крае. В ходе активной фазы учения на полигоне Клерк проведены боевые стрельбы из вооружения бронетранспортёров БТР-82А, БМП-3, 122-мм самоходных гаубиц "Гвоздика", танков Т-80БВ, ЗСУ "Шилка", а также из артиллерийских установок кораблей ТОФ . Пресс-служба Восточно~о воеиноlо otфyla. 8 октября 2021 года • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz