На страже Заполярья. 2021 год. Октябрь.

10 КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 4 октября Международный день врача. Всемирный день архитектуры. День Космических войск России. В 1957 году со­ стоялся запуск первого искусственного спутника Земли ПС-1. День гражданской обороны МЧС России. Система гражданской обороны страны сформирована в 1932 году. В 1894 году родился конструктор стрелкового оружия Герой Социалистического Труда Сергей Симонов. В 1895 году родился один из выдающихся разведчиков сто­ летия советский разведчик Вто­ рой мировой войны Герой Со­ ветского Союза Рихард Зорге. В 1914 году родился коман­ дир звена 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Северного флота Герой Со­ ветского Союза гвардии капитан Андрей Баштырков. В 1916 году из посёлков, воз­ никших у Семёновской бухты Кольского залива, был образован город Романов-на­ Мурмане. В апреле 1917 года переименован в Мурманск. В 1922 году началась Приморская наступательная операция войск народно-революционной армии Даль­ невосточной Республики главнокомандующего Василия Константиновича Блюхера, проводимая совместно с партизанами. В её ходе было завершено освобождение от интервентов и белогвардейцев Дальнего Востока. 25 октября части народно-революционной армии вступили в г. Владивосток. В 1940 году родился советский офицер-подводник, командир электромеханической боевой части атомной подводной лодки К-171, участник трансокеанского перехода атомных подводных лодок с Северного на Тихоокеанский флот Герой Советского Союза капитан 2 ранга Юрий Таптунов. 5 октября День учителя в России. День работников уголовного розыска. В 1888 году в Севастополе освящён Морской собор во имя равноапостольного князя Владимира, служивший усыпальницей многих офицеров Черноморского флота. В 1910 году лейтенант Григорий Пиотровский на самолёте "Блерио Xll" первым в России совершил полёт над морем, перелетев из Петербурга в Кронштадт. В 1930 году родился лётчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Павел Попович. Совершил полёты на кораблях "Восток-4", "Союз-14" и на орбитальной станции "Салют-3". В 1931 году в горном массиве Хибин у города Ки­ ровска Мурманской области основан Полярно-альпий­ ский ботанический сад. Это самый северный ботани­ ческий сад - единственный в мире, расположенный в полярных широтах. Сад занимает 570 га в долине и на склонах горы Вудъяврчорр. В 1971 году в средней школе пос. Росляково открыт музей Сергея Есенина. В настоящее время он распо­ лагается в Мурманской областной детско-юношеской библиотеке. 6 октября В 1768 году Турция, провоцируемая Австрией и Францией, объявила войну России. Началась Русско­ турецкая война 1768-1777 гг. В 1863 году в Нью-Йорк с визитом прибыла эскадра паровых кораблей русского флота под командованием контр-адмирала С.С. Лесовского для демонстрации со­ лидарности с Северными штатами Америки в их борьбе против рабовладельческого Юга. В 1898 году в Санкт-Петербурге вышел первый номер "Вестника общества морских инженеров" (в последую­ щем - журнал "Судостроение"). 1923 год - основание первой советской полярной станции и начало работы гидрометеорологической об­ серватории в проливе Маточкин Шар на островах архи­ пелага Новая Земля. В 1914 году родился известный норвежский учёный, путешественник и писатель Тур Хейердал . Во время Великой Отечественной войны в 1944 году в составе норвежского отряда побывал в Полярном. В 1991 году состоялся подъём Военно- морского флага на малом противолодочном корабле Северного флота "Онега". 7 октября В 1835 году в Петербурге заложен первый отечест­ венный пароходофре гат "Богатырь". В 1896 году на Невском механическом заводе в Санкт­ Петербурге спущен на воду паровой транспорт "Бакан" - первый корабль флот илии Северного Ледовитого океана. С началом Первой мировой войны оказался единственным военным кораблём Российского флота на европейском Севере, нёсшим дозорную службу. С него началась история создания флотилии Северного Ледовитого океана. В 1918 году в Архангельске экипаж "Бакана" перешёл на сторону советской власти. Вкпю­ чён в состав гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана . В 1918 году приказом Реввоенсовета Республики для подготовки высших командных кадров из рабочих и крестьян создана Академия Генерального штаба РККА. С 1925 года - Военная академия им. М.В. Фрунзе. В 1932 году родился командир атомной подводной лодки К-8 162-й бригады подводных лодок 1 7-й дивизии подводных лодок Йоканьгской военно- морской базы Краснознамённого Северного флота Герой Советского Союза капитан 2 ранга Всеволод Бессонов. 1 октября 2021 года • * на стrажЕ 31DDЛIFLI ПОСЛЕДНИЙ ГОРОД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Дворец культуры им. С. М. Ки­ рова, состоялась торжест­ венная церемония заклад­ ки храма покровителя мо­ реплавателей Николая­ угодника. 105 лет назад был заложен Романов-на-Мурмане - будущий Мурманск Мурманск быстро пре­ вратился в центр общест­ венно-политической, эко­ номической и военно-ад­ министративной жизни Коль­ ского полуострова. В то же время условия жизни в нём оставляли желать лучше­ го - несмотря на амбици­ озные градостроительные В 1915 году на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря был создан морской порт и при нём - портовый посёлок Семё­ новский. Официальная дата основания го­ рода 4 октября 1916 года. Это последний го­ род, основанный в Российской империи, ему дали имя Романов-на-Мурмане, а через пол­ года, 3 апреля 1917 года, после Февральской революции его переименовали в Мурманск. Кольский полуостров в те времена являлся одной из самых глухих, труднодоступ­ ных окраин страны, исполь­ зуемых как место ссылки, был крайне мало заселён и плохо освоен . В XIX веке он периодически подвер­ гался нападениям англий­ ских и французских военных кораблей, что способство­ вало ещё большему упадку края. Экономическая ак­ тивность в регионе обеспе­ чивалась главным образом сезонными артельными мор­ скими промыслами, лесо­ пильной промышленностью. Поэтому к началу ХХ века на территории Кольского полу­ острова проживало не бо­ лее 10 тысяч человек по­ стоянного населения. в конце 80-х годов r. инфраструктуры - было ор­ ганизовано постоянное па­ роходное сообщение, по­ строен телеграф. Однако с приходом к власти Николая 11 его лич­ ным указом проект строи­ тельства военно-морской базы в Екатерининской гавани был отклонён. Не­ смотря на это, министру финансов Сергею Витте в начале 1896 года удалось добиться принятия реше­ ния о закладке в данной бухте коммерческого порта и уездного города Алек­ сандровска-на-Мурмане (в настоящее время город Полярный) . Дальнейшее интенсив­ ное развитие региона прио- i·:i:tocт;rвыn Госу;tарь · r ор1fС'Ъ В.11е..;иuо1ровl!!ч1t. становило произошедшее в конце XIX века появление ещё одного вектора страте­ гических интересов России - экспансии на Дальний Вос­ ток. Данное направление требовало колоссальных ресурсов, в силу чего стро­ ительство железной дороги прекратилось. Без неё Александровск-на-Мурма­ не как порт был неэффекти­ вен и не мог нормально развиваться. Вследствие этого он достаточно быстро превратился в обычный заштатный уездный город. Ключевым моментом , давшим новый толчок раз­ витию региона, стало на­ чало Первой мировой вой­ ны, когда подтвердились уже имевшиеся до этого на­ ихудшие опасения - черно­ морские порты и Санкт-Пе­ тербург оказались блоки­ рованы противником, а с наступлением зимы пре­ кратилась навигация через Архангельск. Александровск­ на-Мурмане был слишком мал, изолирован и распо- лагался в трудно­ доступной удалён­ ной скалистой мест­ ности, что затруд- XIX века в связи с актив­ ным развитием гер­ манского флота, а так- же невозможностью в зимнее время осущест­ влять вывод боевых кораблей и судов из Финского залива у Рос­ сии появилась потреб­ ность в строительстве незамерзающего во­ енного порта в евро­ пейской части страны. В силу природной спе­ цифики он мог распо­ ложиться только на побережье Кольского полуострова. ~9 ui1нyвuo.ro iJOlfR J11 иu.ьn' Ъ очас~1о всоnод~:~ 11.1 ...... "'" ~оклОJl ~ве.тъ ~:го 1~.:J!EPATOPCKO~:Y вr;,1;:чЕ.:т~sУ сообР"­ •ен111 свок объ об~зован1и~ вь свяам С'Ь 6nиsя.•1r.1ъ открt.:тiеu• сnло111иоrо реnьсова.110 nути,соодинйJ.Оtаnrо побвре1;ъе Ледов1111а.rо океана С'Ъ Имперском сLтью • " – лt.энuх'Ь дороrъ, - 1о1аъ ъoaftKKiArO у ста.нц !м '"!lyr11.a.н,· ае11 ~8HOAOp<.J;.Нa.ro поселка roooлcY.oro посеп~н f 111. няло быстрый рост его портовых мощ­ ностей. К этому вре­ мени он больше под­ ходил для стоянки военных кораблей, а не для перевалки большого объёма грузов. В соответствии с разработанным пла­ ном предполагалось не только обустройст­ во укреплённой воен­ но-морской базы, но и прокладка железной дороги, связывавшей её с центром страны. Эти намерения прак­ тически сразу привели к заметному увеличе­ нию государственного финансирования ре­ гиона, что способство­ вало формированию ГОСУ,;АР:J l!"!:EPATOPY блаrоугод110 а1шо Ь!"GОЧА..ШЕ О;J;обр1"'' В'Ь cyaw;tc"вi. поодnоло1·онi11 мом по уко.аn.11110 ... иу воnросу. З..с-JNъ ЕГО ШШЕРАТОРСКОЕ ВЕЛV.ЧЕСТВО , no всunод ~о.нн 't.и111еwу дОКЛ4,АJ' моему, В'Ь 6-11 день cero 1.юnl'I, i1овел-t"ь co:!знo.rнtn'li поnеч.е111е о(iъ yc"J)011C1'Bt. 11 1 1 1Н u ~" vpuд U llVU 01110, 80 1 ,~ f· 110. Cбep1.-• 1'1'\ )t.tt' i с repo ULl.1.aJ'-lt\ ША.1'0 Д1tоре. ,.!.,.. j<i. J'иpoJ.iA 01. ",,..,,, ч1'о(щ nрод11ол ·•н.)11 i" о Onн111a11t1KX'1t Jlf>j 'IJQ.IC " • oo:к,tщ11uc.·rJ1X1f uro по сому .i:ьnr 11 'tJ"H'1'nмt•нн (Hl"h 1.111ою, 110 cor11NJ~111ю с1, 8n.1щ&111 в,1сскоn1'(111осхо ,111·•н~J·- о:-"0ц", 11n. Я 1 !С(1111А L1Y..E Ef'() в~ ЛJ.l:'ПX:f~A lS~r1roeo:<111pt. 1111, 80 i'Cll0,11(111{0 COl'O 11 11Lil1JIJ1~0Я f\L1t.cтt1 С') Т1ч1' •о l\Jlltt.U\lt 10 1 \f.":'O 11}1о1 OC)'ll:~C1'8nt."HJ 111 lk."}lx'). 11~ 1·'1<.'1 ('lflll'X1o 11 lllЧ),\110110,ftll{ " 1101'Jlflб)"!JT~I Cl,)l\J.1t,rт11n11 l"<\OOTi\. ;1111111't'11" Щ•~€\ItAltl110:." tlilДOl.ICl'1'1. 1 ДD'IГ<J\!'Ъ 111,)tj\ITaJO llJ"IJI '(HIOДllrЪ П\Щ С'1".,, ltn 1що11ор1t (\ttio 81\IDOГO 8t1t:OKOll()('l'DOCX0;:111•(1Л'," от •n l((нt111 )'ll<'l1~ll)'TllX" IJC('llOд.1n1щf111t'lllX1o 1U),;,.,0Д0111ii, llJ)NJY n1111tJll':"I· Y'°'f".'Hlo 111. COUЩI ·~t./IOЦf, )'IИU1011tм ,, 11<.·.-щ,1111.;~~ n1•1"'ЛO.llllOCтt1 • Письмо министра nymeu сообщения Александра Трепова инженеру-проекти­ ровщику Борису Сабанину оообразова~ши у станции Мур.мап городскоlо посе.tепия Ро.манов-ш~-Мур.мане. Еди нственным выходом стало сроч­ ное одновремен­ ное строительство нового крупного тор­ гового порта на Мур­ манском берегу не­ замерзающей части Баренцева моря и соединяющей его с центральной Рос­ сией железной до­ роги, призванных обеспечить беспе­ ребойный грузообо­ рот с союзниками по Антанте. Соответ - ствующее решение было принято, и в результате прове­ дённых изысканий и расчётов местом для порта выбрали участок правого берега Кольского залива - неболь­ шую бухту Семёновская, рядом с располагавшимся на возвышенности озером Зак.tадка храма па .месте будущеlо lорода Ро.мапов­ на-Мур.мапе. (в настоящее время Се­ мёновское озеро), в отно­ сительной близости к го­ роду Кола. Начавшиеся в июне 1915 года работы были завер­ шены к ноябрю 1916 года, когда произошла стыковка путей на последнем участке Мурманской железной до­ роги, соединившей южную и северную части Кольского полуострова. 6 июля 1916 года им­ ператор Николай 11 повелел назвать новое городское поселение в конце желез­ нодорожного пути от Пет­ рограда до Северного Ле­ довитого океана Романов­ на-Мурмане. 4 октября 1916 года сос­ тоялось официальное ос­ нование города Романов­ на-Мурмане, который стал главным транспортным уз­ лом на севере страны. В этот день посёлок Семё­ новский был провозглашён городом , ему присвоено новое название. На невы­ соком холме, где сейчас располагается областной планы (начальный проект включал 17 проспектов и улиц), в первые годы своего существования Мурманск фактически представлял собой конгломерат несколь­ ких посёлков, различавших­ ся основным видом дея­ тельности жителей (пор­ товики , строител и, желе­ знодорожники , военные) , застроенных бараками и хозяйственными построй­ ками. Город быстро рос. К 1917 году в нём проживало около 15000 человек, и он яв­ лялся крупнейшим насе­ лённым пунктом регио­ на. Под именем Мурманск город развивался, строил­ ся и мужал, пережил во­ енную интервенцию и Ве­ ликую Отечественную войну, стал городом-героем и крупным стратегическим портом, под этим именем он известен на весь мир и сейчас как крупнейший экономический , культурный и пром ышленный центр европейского севера Рос­ сии. В 2019 году на сайте ·петиция-Президенту" разместили предложение вернуть Мурманску имя, которое город носил при императоре Николае 11. Однако большинство голосовавших высказались. против этой идеи. Подготовила А.tьбина НЕКРАСОВА. УДИВИТЕЛЬНАЯ СУДЬБА ''БАКАНА" Простому паровому транспорту было суждено стать первым военным кораблём флотилии Северного Ледо­ витого океана, а значит, и дедушкой Северного флота. Судно "Бакан" было спущено на воду ровно 125 лет назад в Санкт­ Петербурге. Оно сошло со стапелей 7 октября 1896 года с Галерного острова, где располагался Невский механический завод. Строили его по типу минного транспорта "Алеут". Дальность плавания - до 1800 миль, водоизмещение - 885 тонн, мощ­ ность машин - 835 лошадиных сил , скорость - 11,3 узла, вооружение - 4 орудия, из них два - 47-мм, ос­ тальные - 37-мм (в годы Первой ми­ ровой войны заменены на 75-мм). 26 февраля 1898 года "Бакан" отправился в своё первое плавание на охрану промыслов морского зве­ ря, проведение гидрографических работ и обслуживание маяков. С 1909 года "Бакан" - посыльное судно Балтийского флота. Много славных дел для нужд российской науки было на счету этого малень­ кого корабля. Видели его юкагиры у неприветливого Югорского Шара, и ненцы на Новой Земле, и поморы у скалистых берегов Мурмана. Не­ однократно "Бакан" принимал участие в экспедициях на остров Шпицберген, а в 191 З году прив­ лекался для поисков сведений о пропавших экспедициях Георгия Седова и Владимира Русанова . Но описание далёких берегов и уста­ новка на безжизненном побере­ жье навигационных знаков - это далеко не самая главная задача корабля ... На "Бакан", как на единственное в этих отдалённых водах русское • • вооружённое судно, была возложе­ на задача охраны российского ры­ боловства и зверобойных промыс­ лов. В летнюю пору оно крейсиро­ вало в Северном Ледовитом океа­ не от границы с Норвегией до льдов Карского моря и по всему Белому морю, южнее мысов Святой Нос и Канин Нос, а зимой мирно бази­ ровалось на внутреннем рейде Либавы . Так случилось, что к началу Пер­ вой мировой войны един­ ственным боевым кораб­ лём на Кольском Севере оказался "Бакан". 17 июля 1914 года переоборудован­ ный транспорт стоял в га­ вани Александровска (ны­ не город Полярный ЗАТО Александровск). Команда устроила прощальный обед, готовясь отбыть к берегам Новой Земли . По­ лучив сигнал о мобили­ зации, судно отправилось в Архангельск. По пути "Бакан" встретил 9 гер­ манских торговых парохо­ дов, беспечно следовавших вдоль Мурманского побережья на запад. "Бакан" задержал и отконвоировал их в Архангельск. Архангельский rубернатор Сергей Бибиков созвал совещание, на котором было принято решение преградить неприятелю вход в порт. Оборону города с моря возглавил командир "Бакана" капитан 2 ранга Сергей Поливанов. По его инициативе для затрудне- ния плавания кораблей противни­ ка были выключены маяки и снято навигационное ограждение. Эки­ паж "Бакана" на подходах к Архан­ гельску оборудовал оборонитель­ ные позиции. На побережье Горла Белого мо­ ря был и развёрнуты наблюда ­ тельные посты, имевшиесвязьдруг с другом и с "Баканом". Готовилась позиция на острове Мудьюг, где можно было установить при необ­ ходимости 47-мм орудия, сняв их с посыльного судна. На подходах к острову выставили в шахматном порядке 130 донных мин . Все суда, входящие в порт, проходили пред­ варительный досмотр. Для экстрен­ ной связи между городом, остро­ вом Мудьюг, моряками и несущим дозор судном "Бакан" было уст­ роено телефонное сообщение. Транспорт нёс дозор близ Ар­ хангельска до конца навигации 1914 года. К навигации 1915 года на нём было установлено два до­ полнительных орудия. Постепенно происходило фор- • • мирован ие военно-морских сил Русского Севера. Летом 1915 года был создан отряд кораблей осо­ бого назначения, в который вошёл и "Бакан". К 1916 году отряд попол­ нился новыми кораблями и имел в своём составе 9 посыльных судов и 6 транспортов. 3 июня 1916 года отряд перефор­ мирован во флотилию Северного Ледовитого океана, которая осуще­ ствляла меры оборонительного ха­ рактера, главным образом по за­ щите морских сообщений. Таким образом, история будущего Север­ ного флота началась именно с па­ рового транспорта "Ба­ кан". До окончания Первой мировой войны он прини­ мал участие в обороне се­ верных морских рубежей, в основном близ Архан­ гельска. 17 февраля 1918 года экипаж "Бакана" пе­ решёл на сторону совет­ ской власти. В 1918-1920 годах "Бакан" применяли в качестве гидрографиче­ ского судна в составе фло­ тилии Северного Ледови ­ того океана. С 1921 года судно находилось в Ар­ хангельском порту на хранении, а в 1924 году сдано для разборки на металл . Именем отважного "Бакана" названы бухта на Шпицберген е, рейд на Новой Земле и стамик в Онежском заливе Белого моря . Во всех исследованиях, посвящённых Северному флоту, он упоминается как первый военный корабль, поло­ живший начало его истории. ПодlОтов~ма О.tыа ЧЕРНЫШЕВА. • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz