На страже Заполярья. 2021 год. Ноябрь.
* на crraж1 3ааал1rы 1 ПЕРВЫЙ ПОХОД осадка - 5 м при полной загрузке, ледовый класс - Аге 4, дедвейт - 1560 тонн, дальность плава ния - 1,5 тысячи морских миль, автономность - 30 суток. БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ ТРЕБУЕТ МАСТЕРСТВА Испытание морем проходит новое вспомогательное судно Черноморского флота В октябре малый морской танкер "Вице-адмирал Паромов" под командованием Фаика Кафисова отправился из Севастополя в дальнюю морскую зону на свою первую боевую службу. На капитана 3 ранга запаса Фаика Кафисова легла большая ответственность. Именно ему выпала честь и обязанность ввести в строй новейший танкер, стать первопроходцем в освое нии перспективного судна для всего ВМФ. Экипаж сдал все по ложенные курсовые задачи и вы шел в свой первый и, можно ска зать, тестовый дальний поход. Поэтому проводить его и напут ствовать экипаж прибыли на чальник управления транспорт ного обеспечения ЧФ капитан 1 ранга Александр Лытин, на чальник вспомогательного фло та ЧФ капитан 1 ранга Владимир Протасевич, врио начальника отряда судов обеспечения Алек сей Кашлак, групповой капитан Владимир Гудков. За спасение корабля борется весь экипаж - это непреложный закон моряков Обеспечением топливом, во дой, продовольствием кораблей ВМФ России в Средиземном море занимаются большой мор ской танкер "Иван Бубнов", впер вые поднявший Военно-морс кой флаг 19 июля 1975 года, и средний морской танкер "Иман", построенный в 1966 году на судо верфи "Репола" в финском горо- - Малый морской танкер про екта 03182 предназначен для приёма, хранения, транспор тировки, передачи жидких грузов, к которым можно отнести флот ский мазут, дизельное и авиа ционное топливо, пресную воду, снабжения кораблей грузами в бочках-тарах, ящиках, поддонах, контейнерах, а также сбора В условиях активного плавания кораблей, выполне ния экипажами ответственных учебно-боевых задач в море необходимость данного вида подготовки для каждого военного моряка не вызывает сомнений. В реализации этой важной задачи решающая роль при надлежит электромеханической службе, флагманским специа листам по ЭМЧ. Именно на них возложена ответственность за подготовку экипажей к борьбе за живучесть. Осознавая важность вий аварийной партии, кото рую возглавляет командир БЧ-5 МПК-221 лейтенант Данил Чере панов. Назовём основные принципы ведения борьбы за живучесть. Первое - это локализация пожара или распространения ности в соответствии с обязан ностями, указанными в распи саниях по боевой тревоге и по БЗЖК, в боевых инструкциях. Каждый офицер, мичман, старшина и матрос должен уметь выполнять первичные меропри ятия по борьбе за живучесть, использовать технические сред ства , аварийно-спасательное имущество, а также средства связи. Временный личный сос- тав , Танкер представляет собой мноrоцелевое судно, предназначенное для перевозки жидких, сухих и разрядных rрузов, с возможностью приёма вертолётной техники и беспилотных летатель ных аппаратов Вместе с Фаиком Кафисовым в качестве капитана-наставника в поход вышел многоопытный капитан БМТ "Иван Бубнов" ка питан 2 ранга запаса Юрий Тро фимов, за плечами которого не сколько дальних походов. Эки паж усилили четырьмя опытны ми специалистами с БМТ "Иван Бубнов". решаемых задач и исхо дя из требований соот ветствующих инструкций и наставлений , строит свою работу командир дивизиона малых про тиволодочных кораблей капитан 3 ранга Андрей Манжосов. например , десант, также должен иметь обязан ности по БЗЖК. Никто не имеет права без разрешения поки нуть аварийный отсек. Третий принцип пре дусматривает опреде ление наиболее угро жающего направления распространения ава рии, способного при вести корабль к гибе ли или значительно снизить его боеспособ ность, и сосредоточе ние основных СИЛ и средств на данном на правлении. Наиболее де Рауми. Почтенный возраст этих судов делает их эксплу атацию достаточно непростой. Ремонтировать их приходится нередко. 55-летний "Иман" вер нулся с последней боевой служ бы на буксире. На смену "старич кам" для работы в дальней мор ской зоне приходят новые суда, и ОДНО из них - ммт "Вице-ад мирал Паромов". 29 мая в состав Черноморс кого флота был торжественно принят построенный на ниже городском предприятии "Волга" по проекту 03182, разработанному АО "Зеленодольское проектно-конструк торское бюро", тан кер, который являет ся головным судном данного проекта. Танкер представ ляет собой многоце левое судно, пред назначенное для пе ревозки жидких, су хих и разрядных гру зов, с возможностью приёма вертолётной техники и беспилот ных летательных ап- паратов. ММТ способен эффек тивно выполнять снабжение надводных кораблей и судов флота, передавать им различ ные грузы, принимать льяльные воды и твёрдые отходы. Кон струкция корпуса предусматри вает возможность работы в арк тической зоне. Судно названо в честь леген дарного военного моряка вице адмирала Рудольфа Васильеви ча Паромова, который в сере дине 80-х годов командовал 8-й оперативной эскадрой ВМФ СССР, а с 1987 по 1991 год воз главлял вспомогательный флот ВМФ Советского Союза. льяльных, сточно-фекальных вод, сухого мусора и пищевых отходов, - пояснил начальник вспомогательного флота Де партамента транспортного обес печения МО РФ Сергей Епифа нов, - для этого у него имеется всё необходимое, начиная от вертолётной площадки, которая может принимать вертолёты разных модификаций и назначе ний, до нескольких плавсредств и крана, способного поднимать контейнеры весом в 12 тонн. У танкера нет ограничений по дальности плавания, он снаб жён ледовым поясом, может ходить в разных широтах и про биваться в ледовом поле с тол щиной льда от 60 сантиметров до метра. - Малый морской танкер "Ви це-адмирал Паромов" проекта 03182 является многоцелевым судном, - говорит капитан новей шего судна Фаик Кафисов. - Он создан для эффективного снаб жения кораблей и судов, а также выполнения аварийно-спаса тельных работ на море. Экипаж 33 человека. Его длина - почти 80 метров, водоизмещение - без малого 4000 тонн, ширина - 15,4 м, Есть в экипаже и женщины. Например, повар с 25-летним стажем Светлана Колесниченко, камбузник Татьяна Мельникова, буфетчица Гульнара Иксанова, артельщик Инна Островская. - Наш отряд судов обеспе чения вспомогательного флота планомерно прирастает новыми судами, - говорит врио началь ника отряда судов обеспечения ЧФ Алексей Кашлак. - Уже в 2014 году мы получили целую серию рейдовых букси ров и малый морской танкер ВТН-73, два но вейших плавкрана, сов ременный морской бук сир "Сергей Балк". Гото вится к переходу из Санкт-Петербурга на Чер номорский флот экипаж новейшего судна комплек сного снабжения "Все волод Бобров", на кото ром в сентябре был под нят флаг. Его возглавляет Олег Герман. - В скором времени мы ожидаем ещё один новейший морской буксир, ана логичный "Сергею Балку", кото рый уже успел показать свои вы сокие мореходные качества. Это МБ "Капитан Найден", - говорит Алексей Кашлак. - Мы продолжа ем выполнять поставленные нам задачи. ММТ "Вице-адмирал Паромов" уже вышел в Средиземное мо ре, решает задачи боевой служ бы. На его борту находится груп па антитеррористической дея тельности (АТД) из состава от дельной гвардейской ордена Жукова бригады морской пехоты. ВАадимир ПАСЯКИН. Фото автора. В практику его работы по организации борьбы за живучесть корабля (БЗЖК) вошли регулярно проводимые тренировки пожарных расчётов и аварийных партий. Осо бо пристальное внима ние уделяется прове дению учений перед вы- ходом в море. Но основная ра бота по приобретению опыта по ликвидации возгораний и поступ ления воды проводится каждо дневно. Для военного моряка подго товка к борьбе за живучесть яв ляется неотъемлемой частью его профессиональной подго товки . Об этом хорошо помнят в экипаже, где служит капитан лейтенант Алексей Клинов . Здесь завели правило: на кораб ле необходимо уметь быстро и грамотно тушить пожары, бороть ся с распространением воды. На корабле, получившем бое вые или аварийные повреж дения, чтобы выполнить постав ленную задачу, должны быть немедленно начаты необходи мые мероприятия и предпри няты действия, направленные на поддержание и восстановление боеспособности повреждённого заведования. Для этого в экипа же регулярно проводятся трени ровки и учения. Организация борьбы за живу честь является составной частью боевой организации корабля и должна предусматривать чёткое распределение обязанностей и наиболее рациональное ис пользование всего личного сос тава, оружия, технических средств и аварийно-спасатель ного имущества при получении корабл6м боевых и аварийных повреждений. Это понимают и активно ис пользуют в организации дейст- воды путём создания и удержа ния рубежей обороны. Здесь создаются два рубежа обороны по границам непроницаемых и герметичных отсеков . Границы рубежей обороны и их командиров назначает ко мандир корабля на основе реко мендаций, разработанных в посту энергетики и живучести (ПЭЖ). Командирами рубежей обороны, как правило, назнача ют командиров подразделений или командиров боевых постов, командные пункты или боевые посты которых расположены в районах рубежей обороны. В распоряжение командиров ру бежей обороны выделяют лич ный состав боевых постов, рас положенных в районах рубежей обороны, и при необходимости личный состав аварийных пар- угрожающее направле ние определяет командир ко рабля, основываясь на рекомен дациях и расчётах ПЭЖ. Он же определяет состав сил и средств, которые должны быть сосредо точены на данном направлении. Назначенные дополнительные силы и средства поступают в распоряжение командиров ру бежей обороны, которые нахо дятся на данном направлении. И четвёртый принци п - это централизация руководства по борьбе за живучесть в сочетании с инициативными и решитель ными действиями личного сос тава. Исходя из этого, общее ру ководство борьбой с пожарами и за непотопляемость осущест вляет командир корабля с ГКП. Аварийные партии - особая категория личного состава, наи более обученная для ведения Для военного моряка подготовка к борьбе за живучесть является неотъемлемой частью его профессиональной подготовки тий и других боевых постов. Ко мандиры рубежей обороны должны оперативно доклады вать в ПЭЖ об обстановке в рай оне аварии. Основа успеха в борьбе за живучесть - не допус тить распространения огня, ды ма или воды по кораблю. Второй принцип заключает ся в том, что борьбу за живучесть корабля ведёт весь личный сос тав независимо от специаль- борьбы за живучесть. Они тре буют постоянной заботы коман дира корабля и систематичес кого контроля со стороны долж ностных лиц. Бороться за живучесть долж ны профессионалы, но иметь прочные навыки этой работы обязан каждый член экипажа. ВАадимир БОЧАРОВ. "БоеGая вахта". Тихоо?<.еанс?<.uй флот. Фото alJmopa. ВНИМАНИЕ ВСЕМ БОЕВЬIМ ПОСТАМ! тиллерийских комплексов "Палаш" и артиллерийских установок АК-630 . его подъёма на поверх ность было принято реше ние об уничтожении бомбы на месте обнаружения - методом дистанционного подрыва накладным заря дом. Что и было профес сионально исполнено. Экипажи кораблей в Чёрном, Каспийском и Средиземном морях приняли участие в командно-штабном учении Решая учебно-боевые задачи, хранители южных морей России в очередной раз дока зали, что черноморцы и каспийцы - элита Юж ного военного округа. Убедительное тому сви детельство то, как корабли Черноморского флота отразили массированный ракетный авиационный удар противника. По замыслу учения, гвар дейский ракетный крейсер "Москва", фрегат "Адмирал Григорович", сторожевой корабпь "Ладный", ракетные катера "Ивановец" и Р-60 выполняли поставленные задачи по защите граж данского судоходства и ох ране объектов морской эко номической деятельности страны в Чёрном море. • В это время самолёты соединения ВВС и ПВО ЮВО, базирующиеся на аэ родромах Крымского полу острова, получили команду на взлёт, для исполнения роли условного противника, решившего нанести мас сированны й ракетный удар по целям в акватории Чёр ного моря. Получив данные о напа- давших, на кораблях при вели средства противовоз душной обороны в готов ность к отражению атаки , активировали средства ра диоэлектронной и визуаль ной маскировки. ний Волочёк", патрульного корабля "Василий Быков". Экипаж малого танкера "Вице-адмирал Паромов" выполнил снабжение ко раблей горюче-смазочны ми материалами различны- Корабли также отработали порцок совмест ноrо и одиночного маневрирования - с заня тием наиболее удобных позиций для приёма передачи rрузов На следующем этапе уче ния расчёты корабельных боевых постов своевремен но обнаружили и классифи цировали цели, а зенитные ракетные и артиллерий ские расчёты уничтожили авиацию условного против ника на максимально уда лённом рубеже обороны. Особую бирюзовость ок ружав шей воды экипажи кораблей Черноморского флота наблюдали в ходе учения по приёму и пере даче запасов материаль ных средств между судами и кораблями в акватории Средиземного моря. В мероприятии были за действованы экипажи фре гата "Адмирал Эссен•, ма лого ракетного корабля "Выш- • ми способами - как при сто я нке на якоре, так и на ходу. В соответствии с единым планом итоговой проверки сил Черноморского флота за летний период обучения корабли также отработали порядок совместного и оди ночного маневрирования - с занятием наиболее удоб ных позиций для приёма передачи грузов. На Каспийском море то же первым делом прове рили противовоздушную оборону. Экипажи кораб лей Каспийской флотилии во взаимодействии с де журной сменой террито риального центра управле ния выполнили на прикас пийском направлении учеб но-боевые задачи по об- наружению воздушных це лей и отражению авиацион ных ударов неприятеля. В учении были задей ствованы дежурные расчё ты ПВО центров управле ния соединений флотилии, ракетный корабль "Дагес тан", малые ракетные ко рабли "Углич", "Град Сви яжск", "Великий Устюг", ма лые артиллерийские ко рабли, минные тральщики, суда обеспечения флоти лии, а также радиотехни ческие подразделения объ единения ВВС и ПВО округа. По сипналу из центра уп равления флотилии экипа жи кораблей привели в бо евую готовность средства ПВО, осуществили приём и анализ данных по воздуш ной обстановке, активизи ровал и средства радио электронной защиты. Условный противник, ко торого обозначили истреби тели Су-27 и штурмовики Су-25 объединения ВВС и ПВО округа, должен был нанести удары крылатыми ракетами по кораблям, но моряки-каспийцы точным огнём уничтожили светящи еся авиабомбы САБ-250 , имитирующие объекты ата кующих. При этом отличи лись расчёты зенитно-ар- • • Военные моряки ЧФ и КФл также успешно сдали экзамены по противодивер сионной подготовке. Хотя и самим подводным специа листам всегда найдётся дело и без итоговой провер- ки. К примеру, водолазы от ряда противодействия ди версионным силам и сред ствам Новороссийской во енно-морской базы Черно морского флота накануне итогового КШУ ликвидиро вали авиационную бомбу врем~н Вел икой Отечест венной войны . Взрывоопасный пред мет был обнаружен на глу бине всего около двух мет ров вблизи побережья Юж ного района Новороссий ска. И в связи с опасностью После завершения ме роприятия место уничтоже- ния авиабомбы было об следовано водолазами ЧФ для фиксации факта ликви дации боеприпаса. Что ка сается КШУ, то впереди мо ряков-черноморцев и кас пийцев ждали новые испы тания . Но разве военно морские внезапности - не обязательная часть мор ской службы, тем более на финише года? ААександр САПРОНОВ. Фото alJmopa. "Военнь1й 1Jестни1<. юzа России". Материалы публикуются в сокращении . 12 ноября 2021 года • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz