На страже Заполярья. 2021 год. Ноябрь.

* на crraж1 3ааал1rы 1 ПЕРВЫЙ ПОХОД осадка - 5 м при полной загрузке, ледовый класс - Аге 4, дедвейт - 1560 тонн, дальность плава­ ния - 1,5 тысячи морских миль, автономность - 30 суток. БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ ТРЕБУЕТ МАСТЕРСТВА Испытание морем проходит новое вспомогательное судно Черноморского флота В октябре малый морской танкер "Вице-адмирал Паромов" под командованием Фаика Кафисова отправился из Севастополя в дальнюю морскую зону на свою первую боевую службу. На капитана 3 ранга запаса Фаика Кафисова легла большая ответственность. Именно ему выпала честь и обязанность ввести в строй новейший танкер, стать первопроходцем в освое­ нии перспективного судна для всего ВМФ. Экипаж сдал все по­ ложенные курсовые задачи и вы­ шел в свой первый и, можно ска­ зать, тестовый дальний поход. Поэтому проводить его и напут­ ствовать экипаж прибыли на­ чальник управления транспорт­ ного обеспечения ЧФ капитан 1 ранга Александр Лытин, на­ чальник вспомогательного фло­ та ЧФ капитан 1 ранга Владимир Протасевич, врио начальника отряда судов обеспечения Алек­ сей Кашлак, групповой капитан Владимир Гудков. За спасение корабля борется весь экипаж - это непреложный закон моряков Обеспечением топливом, во­ дой, продовольствием кораблей ВМФ России в Средиземном море занимаются большой мор­ ской танкер "Иван Бубнов", впер­ вые поднявший Военно-морс­ кой флаг 19 июля 1975 года, и средний морской танкер "Иман", построенный в 1966 году на судо­ верфи "Репола" в финском горо- - Малый морской танкер про­ екта 03182 предназначен для приёма, хранения, транспор­ тировки, передачи жидких грузов, к которым можно отнести флот­ ский мазут, дизельное и авиа­ ционное топливо, пресную воду, снабжения кораблей грузами в бочках-тарах, ящиках, поддонах, контейнерах, а также сбора В условиях активного плавания кораблей, выполне­ ния экипажами ответственных учебно-боевых задач в море необходимость данного вида подготовки для каждого военного моряка не вызывает сомнений. В реализации этой важной задачи решающая роль при­ надлежит электромеханической службе, флагманским специа­ листам по ЭМЧ. Именно на них возложена ответственность за подготовку экипажей к борьбе за живучесть. Осознавая важность вий аварийной партии, кото­ рую возглавляет командир БЧ-5 МПК-221 лейтенант Данил Чере­ панов. Назовём основные принципы ведения борьбы за живучесть. Первое - это локализация пожара или распространения ности в соответствии с обязан­ ностями, указанными в распи­ саниях по боевой тревоге и по БЗЖК, в боевых инструкциях. Каждый офицер, мичман, старшина и матрос должен уметь выполнять первичные меропри­ ятия по борьбе за живучесть, использовать технические сред­ ства , аварийно-спасательное имущество, а также средства связи. Временный личный сос- тав , Танкер представляет собой мноrоцелевое судно, предназначенное для перевозки жидких, сухих и разрядных rрузов, с возможностью приёма вертолётной техники и беспилотных летатель­ ных аппаратов Вместе с Фаиком Кафисовым в качестве капитана-наставника в поход вышел многоопытный капитан БМТ "Иван Бубнов" ка­ питан 2 ранга запаса Юрий Тро­ фимов, за плечами которого не­ сколько дальних походов. Эки­ паж усилили четырьмя опытны­ ми специалистами с БМТ "Иван Бубнов". решаемых задач и исхо­ дя из требований соот­ ветствующих инструкций и наставлений , строит свою работу командир дивизиона малых про­ тиволодочных кораблей капитан 3 ранга Андрей Манжосов. например , десант, также должен иметь обязан­ ности по БЗЖК. Никто не имеет права без разрешения поки нуть аварийный отсек. Третий принцип пре­ дусматривает опреде­ ление наиболее угро­ жающего направления распространения ава­ рии, способного при­ вести корабль к гибе­ ли или значительно снизить его боеспособ­ ность, и сосредоточе­ ние основных СИЛ и средств на данном на­ правлении. Наиболее де Рауми. Почтенный возраст этих судов делает их эксплу­ атацию достаточно непростой. Ремонтировать их приходится нередко. 55-летний "Иман" вер­ нулся с последней боевой служ­ бы на буксире. На смену "старич­ кам" для работы в дальней мор­ ской зоне приходят новые суда, и ОДНО из них - ммт "Вице-ад­ мирал Паромов". 29 мая в состав Черноморс­ кого флота был торжественно принят построенный на ниже­ городском предприятии "Волга" по проекту 03182, разработанному АО "Зеленодольское проектно-конструк­ торское бюро", тан­ кер, который являет­ ся головным судном данного проекта. Танкер представ­ ляет собой многоце­ левое судно, пред­ назначенное для пе­ ревозки жидких, су­ хих и разрядных гру­ зов, с возможностью приёма вертолётной техники и беспилот­ ных летательных ап- паратов. ММТ способен эффек­ тивно выполнять снабжение надводных кораблей и судов флота, передавать им различ­ ные грузы, принимать льяльные воды и твёрдые отходы. Кон­ струкция корпуса предусматри­ вает возможность работы в арк­ тической зоне. Судно названо в честь леген­ дарного военного моряка вице­ адмирала Рудольфа Васильеви­ ча Паромова, который в сере­ дине 80-х годов командовал 8-й оперативной эскадрой ВМФ СССР, а с 1987 по 1991 год воз­ главлял вспомогательный флот ВМФ Советского Союза. льяльных, сточно-фекальных вод, сухого мусора и пищевых отходов, - пояснил начальник вспомогательного флота Де­ партамента транспортного обес­ печения МО РФ Сергей Епифа­ нов, - для этого у него имеется всё необходимое, начиная от вертолётной площадки, которая может принимать вертолёты разных модификаций и назначе­ ний, до нескольких плавсредств и крана, способного поднимать контейнеры весом в 12 тонн. У танкера нет ограничений по дальности плавания, он снаб­ жён ледовым поясом, может ходить в разных широтах и про­ биваться в ледовом поле с тол­ щиной льда от 60 сантиметров до метра. - Малый морской танкер "Ви­ це-адмирал Паромов" проекта 03182 является многоцелевым судном, - говорит капитан новей­ шего судна Фаик Кафисов. - Он создан для эффективного снаб­ жения кораблей и судов, а также выполнения аварийно-спаса­ тельных работ на море. Экипаж 33 человека. Его длина - почти 80 метров, водоизмещение - без малого 4000 тонн, ширина - 15,4 м, Есть в экипаже и женщины. Например, повар с 25-летним стажем Светлана Колесниченко, камбузник Татьяна Мельникова, буфетчица Гульнара Иксанова, артельщик Инна Островская. - Наш отряд судов обеспе­ чения вспомогательного флота планомерно прирастает новыми судами, - говорит врио началь­ ника отряда судов обеспечения ЧФ Алексей Кашлак. - Уже в 2014 году мы получили целую серию рейдовых букси­ ров и малый морской танкер ВТН-73, два но­ вейших плавкрана, сов­ ременный морской бук­ сир "Сергей Балк". Гото­ вится к переходу из Санкт-Петербурга на Чер­ номорский флот экипаж новейшего судна комплек­ сного снабжения "Все­ волод Бобров", на кото­ ром в сентябре был под­ нят флаг. Его возглавляет Олег Герман. - В скором времени мы ожидаем ещё один новейший морской буксир, ана­ логичный "Сергею Балку", кото­ рый уже успел показать свои вы­ сокие мореходные качества. Это МБ "Капитан Найден", - говорит Алексей Кашлак. - Мы продолжа­ ем выполнять поставленные нам задачи. ММТ "Вице-адмирал Паромов" уже вышел в Средиземное мо­ ре, решает задачи боевой служ­ бы. На его борту находится груп­ па антитеррористической дея­ тельности (АТД) из состава от­ дельной гвардейской ордена Жукова бригады морской пехоты. ВАадимир ПАСЯКИН. Фото автора. В практику его работы по организации борьбы за живучесть корабля (БЗЖК) вошли регулярно проводимые тренировки пожарных расчётов и аварийных партий. Осо­ бо пристальное внима­ ние уделяется прове­ дению учений перед вы- ходом в море. Но основная ра­ бота по приобретению опыта по ликвидации возгораний и поступ­ ления воды проводится каждо­ дневно. Для военного моряка подго­ товка к борьбе за живучесть яв­ ляется неотъемлемой частью его профессиональной подго­ товки . Об этом хорошо помнят в экипаже, где служит капитан­ лейтенант Алексей Клинов . Здесь завели правило: на кораб­ ле необходимо уметь быстро и грамотно тушить пожары, бороть­ ся с распространением воды. На корабле, получившем бое­ вые или аварийные повреж­ дения, чтобы выполнить постав­ ленную задачу, должны быть немедленно начаты необходи­ мые мероприятия и предпри­ няты действия, направленные на поддержание и восстановление боеспособности повреждённого заведования. Для этого в экипа­ же регулярно проводятся трени­ ровки и учения. Организация борьбы за живу­ честь является составной частью боевой организации корабля и должна предусматривать чёткое распределение обязанностей и наиболее рациональное ис­ пользование всего личного сос­ тава, оружия, технических средств и аварийно-спасатель­ ного имущества при получении корабл6м боевых и аварийных повреждений. Это понимают и активно ис­ пользуют в организации дейст- воды путём создания и удержа­ ния рубежей обороны. Здесь создаются два рубежа обороны по границам непроницаемых и герметичных отсеков . Границы рубежей обороны и их командиров назначает ко­ мандир корабля на основе реко­ мендаций, разработанных в посту энергетики и живучести (ПЭЖ). Командирами рубежей обороны, как правило, назнача­ ют командиров подразделений или командиров боевых постов, командные пункты или боевые посты которых расположены в районах рубежей обороны. В распоряжение командиров ру­ бежей обороны выделяют лич­ ный состав боевых постов, рас­ положенных в районах рубежей обороны, и при необходимости личный состав аварийных пар- угрожающее направле­ ние определяет командир ко­ рабля, основываясь на рекомен­ дациях и расчётах ПЭЖ. Он же определяет состав сил и средств, которые должны быть сосредо­ точены на данном направлении. Назначенные дополнительные силы и средства поступают в распоряжение командиров ру­ бежей обороны, которые нахо­ дятся на данном направлении. И четвёртый принци п - это централизация руководства по борьбе за живучесть в сочетании с инициативными и решитель­ ными действиями личного сос­ тава. Исходя из этого, общее ру­ ководство борьбой с пожарами и за непотопляемость осущест­ вляет командир корабля с ГКП. Аварийные партии - особая категория личного состава, наи­ более обученная для ведения Для военного моряка подготовка к борьбе за живучесть является неотъемлемой частью его профессиональной подготовки тий и других боевых постов. Ко­ мандиры рубежей обороны должны оперативно доклады­ вать в ПЭЖ об обстановке в рай­ оне аварии. Основа успеха в борьбе за живучесть - не допус­ тить распространения огня, ды­ ма или воды по кораблю. Второй принцип заключает­ ся в том, что борьбу за живучесть корабля ведёт весь личный сос­ тав независимо от специаль- борьбы за живучесть. Они тре­ буют постоянной заботы коман­ дира корабля и систематичес­ кого контроля со стороны долж­ ностных лиц. Бороться за живучесть долж­ ны профессионалы, но иметь прочные навыки этой работы обязан каждый член экипажа. ВАадимир БОЧАРОВ. "БоеGая вахта". Тихоо?<.еанс?<.uй флот. Фото alJmopa. ВНИМАНИЕ ВСЕМ БОЕВЬIМ ПОСТАМ! тиллерийских комплексов "Палаш" и артиллерийских установок АК-630 . его подъёма на поверх­ ность было принято реше­ ние об уничтожении бомбы на месте обнаружения - методом дистанционного подрыва накладным заря­ дом. Что и было профес­ сионально исполнено. Экипажи кораблей в Чёрном, Каспийском и Средиземном морях приняли участие в командно-штабном учении Решая учебно-боевые задачи, хранители южных морей России в очередной раз дока­ зали, что черноморцы и каспийцы - элита Юж­ ного военного округа. Убедительное тому сви­ детельство то, как корабли Черноморского флота отразили массированный ракетный авиационный удар противника. По замыслу учения, гвар­ дейский ракетный крейсер "Москва", фрегат "Адмирал Григорович", сторожевой корабпь "Ладный", ракетные катера "Ивановец" и Р-60 выполняли поставленные задачи по защите граж­ данского судоходства и ох­ ране объектов морской эко­ номической деятельности страны в Чёрном море. • В это время самолёты соединения ВВС и ПВО ЮВО, базирующиеся на аэ­ родромах Крымского полу­ острова, получили команду на взлёт, для исполнения роли условного противника, решившего нанести мас­ сированны й ракетный удар по целям в акватории Чёр­ ного моря. Получив данные о напа- давших, на кораблях при­ вели средства противовоз­ душной обороны в готов­ ность к отражению атаки , активировали средства ра­ диоэлектронной и визуаль­ ной маскировки. ний Волочёк", патрульного корабля "Василий Быков". Экипаж малого танкера "Вице-адмирал Паромов" выполнил снабжение ко­ раблей горюче-смазочны­ ми материалами различны- Корабли также отработали порцок совмест­ ноrо и одиночного маневрирования - с заня­ тием наиболее удобных позиций для приёма­ передачи rрузов На следующем этапе уче­ ния расчёты корабельных боевых постов своевремен­ но обнаружили и классифи­ цировали цели, а зенитные ракетные и артиллерий­ ские расчёты уничтожили авиацию условного против­ ника на максимально уда­ лённом рубеже обороны. Особую бирюзовость ок­ ружав шей воды экипажи кораблей Черноморского флота наблюдали в ходе учения по приёму и пере­ даче запасов материаль­ ных средств между судами и кораблями в акватории Средиземного моря. В мероприятии были за­ действованы экипажи фре­ гата "Адмирал Эссен•, ма­ лого ракетного корабля "Выш- • ми способами - как при сто­ я нке на якоре, так и на ходу. В соответствии с единым планом итоговой проверки сил Черноморского флота за летний период обучения корабли также отработали порядок совместного и оди­ ночного маневрирования - с занятием наиболее удоб­ ных позиций для приёма­ передачи грузов. На Каспийском море то­ же первым делом прове­ рили противовоздушную оборону. Экипажи кораб­ лей Каспийской флотилии во взаимодействии с де­ журной сменой террито­ риального центра управле­ ния выполнили на прикас­ пийском направлении учеб­ но-боевые задачи по об- наружению воздушных це­ лей и отражению авиацион­ ных ударов неприятеля. В учении были задей­ ствованы дежурные расчё­ ты ПВО центров управле­ ния соединений флотилии, ракетный корабль "Дагес­ тан", малые ракетные ко­ рабли "Углич", "Град Сви­ яжск", "Великий Устюг", ма­ лые артиллерийские ко­ рабли, минные тральщики, суда обеспечения флоти­ лии, а также радиотехни­ ческие подразделения объ­ единения ВВС и ПВО округа. По сипналу из центра уп­ равления флотилии экипа­ жи кораблей привели в бо­ евую готовность средства ПВО, осуществили приём и анализ данных по воздуш­ ной обстановке, активизи­ ровал и средства радио ­ электронной защиты. Условный противник, ко­ торого обозначили истреби­ тели Су-27 и штурмовики Су-25 объединения ВВС и ПВО округа, должен был нанести удары крылатыми ракетами по кораблям, но моряки-каспийцы точным огнём уничтожили светящи­ еся авиабомбы САБ-250 , имитирующие объекты ата­ кующих. При этом отличи­ лись расчёты зенитно-ар- • • Военные моряки ЧФ и КФл также успешно сдали экзамены по противодивер­ сионной подготовке. Хотя и самим подводным специа­ листам всегда найдётся дело и без итоговой провер- ки. К примеру, водолазы от­ ряда противодействия ди­ версионным силам и сред­ ствам Новороссийской во­ енно-морской базы Черно­ морского флота накануне итогового КШУ ликвидиро­ вали авиационную бомбу врем~н Вел икой Отечест­ венной войны . Взрывоопасный пред­ мет был обнаружен на глу­ бине всего около двух мет­ ров вблизи побережья Юж­ ного района Новороссий­ ска. И в связи с опасностью После завершения ме­ роприятия место уничтоже- ния авиабомбы было об­ следовано водолазами ЧФ для фиксации факта ликви­ дации боеприпаса. Что ка­ сается КШУ, то впереди мо­ ряков-черноморцев и кас­ пийцев ждали новые испы­ тания . Но разве военно­ морские внезапности - не обязательная часть мор­ ской службы, тем более на финише года? ААександр САПРОНОВ. Фото alJmopa. "Военнь1й 1Jестни1<. юzа России". Материалы публикуются в сокращении . 12 ноября 2021 года • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz