На страже Заполярья. 2021 год. Ноябрь.
* на стrаж1 1аnал1rь1 3 В ЗОНЕ ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ - Если показатели пре вышают норму, то действия повторяются до тех пор, по ка опасность не будет лик видирована. Загруженность колоссальная, но я нежа луюсь, - поясняет Алек сандр Васильевич. - Успешно применять ин дикаторные трубки зимой можно при использовании грелки, которой оттаивают ампулы, подогревают труб· ки с красным кольцом и красной точкой при темпе ратуре ниже О градусов, трубки с жёлтым кольцом nри температуре ниже +15 градусов, - поясняет специ фику своей работы химик. На БДК "Георгий Победоносец" служба РХБЗ призвана решать широкий спектр задач Раздаётся сигнал тревоги: "Химическая опас ность!". Через несколько секунд все моряки, облачённые в средства индивидуальной за щиты, поднимаются на верхнюю палубу. Дей ствовать в такой ситуации они должны быстро и уверенно. От того, насколько грамотно и слаженно все сработают, зависят жизнь и здоровье всех членов экипажа корабля. которые смогут защитить моряка от химических от равляющих веществ, и изо лирующие, предназначен ные для защиты органов дыхания, лица, глаз от лю бой вредной примеси в воз духе независимо от её кон центрации, при выполне нии работ в условиях недо статка или отсутствия кис лорода. ционно-химического наблю дения, в средней части БДК располагаются БП управ ления системой универ сальной водяной защиты корабля, БП приготовления дезинфицирующих раство ров и пост радиационного и химического наблюдения. зации. Следует в кратчай ший срок произвести поло женные расчёты. где во вни мание берутся и мощность О своей специальности ефрейтор Хорошавин мо- Без тренировок никуда мик должен досконально знать свою материальную часть. Как подчеркнул Алек сандр Васильевич, перед выходом на разведку следу ет проверить укомплекто· ванность приборов, целост ность ампул в индикатор· ных трубках и исправность насоса. К службе - с любовью Основная задача служ бы РХБЗ БДК "Георгий По бедоносец", возглавляемой ефрейтором Александром Хорошавиным, - обеспечи вать радиационную, хими ческую и биологическую бе зопасность корабля. Фор мально в штате он единст венный специалист РХБЗ, но если нужно, то в случае опасности весь корабль ста новится единой командой. Перед началом трени ровки начальник службы раздаёт личному составу аварийных партий изоли рующие противогазы. Затем по команде старшего по мощника командира ко рабля капитан-лейтенанта Станислава Ермолюка "Га зы!" моряки должны быстро надеть противогазы. Естественно, это должно быть выполнено в пределах При проведении учений по РХБЗ каждому моряку следует облачиться в комп лект КЗИ (костюм защитный индивидуальный). Это спе циальный прорезиненный костюм, в котором нужно работать на верхней палубе при дегазации и дезактива ции корабля. В заведовании ефрей тора Александра Хороша вина также есть аппаратура радиационного контроля. Так, например, система противохимической защиты состоит из фильтров грубой очистки. При применении противником ядерного или химического оружия соз даётся герметизация внеш него контура корабля - все переборки, двери и люки задраиваются, включается система универсальной во дяной защиты. Фильтры вентиляционных установок запускают и создают под пор воздуха, благодаря че му радиация и отравляю щие вещества не смогут проникнуть внутрь корабля. В ходе химическоu разведки специа.tист РХЫ ефреu тор А.лександр Хорошавин опреде.tяет, какие боевые от рамяющие вещества находятся в воздухе. Александр Васильевич о своей службе говорит с энтузиазмом, как человек, по-настоящему влюблён ный в профессию. А вот если оглянуться назад, то можно с удивлением обна ружить, что было время , когда он и не представлял, что свяжет жизнь с морем. - Например, прибор КДГ-1 - корабельный дози метр, предназначенный для измерения мощности экспозиционной дозы гам ма-излучения и индикации наличия бета-излучения на поверхностях корабля. - Система запускается очень легко, а вот для её обслуживания нужны опыт и знания, - поясняет на чальник службы. взрыва, и направление вет ра, и движение радиоак тивных осадков, их ско рость, степень, определя ется зона заражения. На основании полученных дан ных следует доклад коман дованию с предложением дальнейших действий. жет рассказывать долго и в деталях. Начинал службу no конт ракту в отдельной мото стрелковой Печенгской Крас нознамённой ордена Куту зова бригаде командиром отделения. Через три года Александр решил попробо вать свои силы на флоте и пошёл на фрегат "Адмирал флота Касатонов" на долж ность химика. А через не сколько лет оказался на БДК "Георгий Победоносец" на равнозначной должности. Так, Александр пояснил , что при химической тревоге нужно обязательно опреде лить, какие боевые отрав ляющие вещества находят ся в воздухе, на местности и на технике: Стоп, вирус! Идёт дезинфекция корабля. Как объяснил Александр Васильевич, КДГ-1 состоит из пульта, провода и датчи ка. В комплект также входит источник ионизирующего излучения. Задача химика при подготовке к работе - найти источник, например , спрятанный в бумаге. Если задача решена, то прибор исправен и готов к приме нению. Система универсальной водяной защиты предусмот рена для противодействия поражающим элементам оружия массового пораже ния (ОМП). - Она работает в двух ре жимах - либо образует над кораблём водяной купол, что спасает от радиоак тивных и отравляющих ве ществ, либо обрабатывает поверхность корабля спе- В это время в непрерыв ном режиме работает ко рабельная дозиметричес кая аппаратура, обеспечи вающая постоянный ра диационный и химический контроль как в помещениях корабля, так и на верхней палубе. Нештатные дози метристы БДК в это время в - с помощью войскового прибора химической раз ведки (ВПХР) я могу опре делить такие отравляющие вещества, как зарин, зоман , иприт, фосген, дифосген, синильная кислота, хлор циан, а таюке пары V-газов. Например, для определе ния наличия в воздухе фос гена, хлорциана, синильной кислоты необходимо ва<рыть специальную индикатор ную трубку с тремя зелё ными кольцами, разбить в ней ампулу, вставить её в насос и сделать 10-15 качков. Затем сравнить окраску на полнителя трубки с этало ном, нанесённым на кассе те. После этого определя ют наличие в воздухе паров иприта (с помощью трубки с одним жёлтым кольцом). На корабле изучением своих обязанностей ефрей тор Хорошавин не ограни чивался и просил наставни ков-командиров, чтобы ста вили ему дополнительные задачи. Всё свободное вре мя он посвящал изучению руководящих документов , определяющих цели и за дачи службы РХБЗ на над водном корабле. В настоящее время он отлично знает специфику подразделения. - Регулярная плановая боевая учёба - непремен ное условие для готовности подразделения РХБЗ к борь бе с реальными угрозами. Учения на корабле прово дятся, для того чтобы каж дый член экипажа усвоил действия по обеспечению РХБЗ. Поэтому мы постоянно тренируемся и оттачиваем навыки, - поясняет ефрей тор Александр Хорошавин. При условном пожаре на корабле химик развора чивает пост для анализа воздуха. После ликвидации возгорания в аварийном отсеке при помощи спе циального прибора опреде ляется количество вредных примесей. Найти и обезвредить При проведении учений по РХБЗ каждому моряку следует облачиться в комплект КЗИ (костюм защитный индивидуальный). Это специальный прорезиненный костюм, в котором можно работать на верхней палубе при дегазации и дезактивации корабля Общекорабельные тре нировки по РХБЗ на корабле проходят раз в неделю. Тео рия чередуется с практи кой. Ведь корабельный хи- установленного временно го норматива. Оценка "от лично" - 7 секунд, "хоро шо" - 8 секунд, "удовлетво рительно" - 1 О секунд. Каза лось бы, ничего сложного. Но чем быстрее человек на денет средство индивиду альной защиты органов ды хания, тем меньше отрав ляющих веществ попадёт в его организм. Поэтому каж дая сэкономленная секун да - это шанс выжить. В заведовании службы РХБЗ БДК "Георгий Победо носец" есть два типа про тивогазов: фильтрующие, У химика ефрейтора Алек сандра Хорошавина не сколько заведований. В но совой части корабля нахо дится боевой пост радиа- циальным раствором, ко торый деактивирует вред ные вещества, - продолжа ет Александр Васильевич. В таких ситуациях верные помощники химика - ра бочая карта, справочники, средства малой механи- защитных костюмах и про тивогазах с переносными приборами контроля про водят разведку на верхней палубе, фиксируя уровень радиации. Далее - обезза раживание и дезактивация, и опять контроль. В зимнее время, как объ яснил мне ефрейтор Хоро шави н , при пониженных температурах чувствитель ность трубок снижается. Ефрейтор Александр Хо рошавин на хорошем счету у командования корабля, и о нём отзываются как о грамотном специалисте, це леустремлённом и перспек тивном военнослужащем. Влад..ита КЛЮШИНА. Фото а&тора. ЗЕМНЬIЕ ЗАБОТЬ! БЕРУТ НА СЕБЯ Специалисты авиационно-технической базы трудятся, чтобы самолёты легко взлетали в небо .f Шlj На этот раз очис- мать как тренировку, возмож ность отточить мастерство. Кузнецы победы При этом и в основном пункте базирования работа не прекра щается: пока лётчики готовятся на других аэродромах, на "до- прошлом году отправился на Землю Франца-Иосифа обучать применению тепловых машин при содержании взлётно-поса дочной полосы местных специ алистов. Он давно числится в главных укротителях "Горыныча" и не только. - В нашей части старший пра порщик Ярлыкапов служит уже более 20 лет, в совершенстве ос воил всю технику роты - и шнека- - - тить полосу и добиться нужного коэффициента сцепле ния удалось с помощью АКПМ . Но на случай сильного обле денения полосы у специалистов авиационно-технической базы есть "козырь" . При необходи мости они задействуют "Горыны ча" - так прозвали ТМГ (тепловая машина гололёдная) - грузовой автомобиль, спереди н а нём закреплён турбореактивный авиационный двигатель. С по мощью "Горыныча" происходит очистка аэродрома от снега, льда, влаги благодаря мощной тепловой струе, которая дости гает +650 градусов по Цельсию. Расхожая крылатая фраза о том, что победа в небе куётся на земле, в полной мере примени ма к техникам. Ни одно учение лётчиков не проходит без них. В числе задач специалистов АТБ - подготовка, содержание, своевременная по дача средств авиационного во оружения на летательные аппа раты. Начальник инженерной аэро дромной службы капитан Васи лий Курбатов может говорить о работе часами. Он и находящий ся в его подчинении личный сос тав занимаются контролем сос тояния покрытия аэродрома, мар кировкой его элементов. А ведь общая площадь одной только взлётно-nосадочной полосы составляет 150 тысяч квадрат ных метров. А ещё нужно нала дить взаимодействие с комму нальными службами , следить за грамотной эксплуатацией котель ных, электроснабжением, об служиванием кабельных сетей. - Мы трудимся, чтобы лётчики летали - не думали о земных заботах, а просто выполняли свои зада чи, - рассказывает командир авиационно технической базы полковник Сергей Саблин Но хотя на земле к полётам всё было готово (в противостоя нии с метелью снегоуборочная техника оказалась сильнее), в этот день лётчикам так и не уда лось подняться в небо. - С утра погода благоволи ла, мы всё подготовили, но бли же ко времени вылета граница оказалась ниже метео мини мума , - рассказал врио командира роты аэро дромно-технического обеспечения старший лейтенант Андрей Му- ха. - В такие момен- - Мы обеспечиваем авиапол ки оружием - от автоматов и пи столетов до авиабомб, авиаци онных управляемых и неуправ ляемых ракет, - рассказал на чальник службы авиационного вооружения капитан Артём Пун дель. - Причём и на аэродроме, и перед выходом на боевую службу. Участвуем в подготовке к учебному бомбометанию: загру жаем авиабомбы в машины, подвозим их к самолётам, гото вим, проверяем, подаём. Лётчикам необходимо вести подготовку постоянно. Во время нашего недолгого северного ле та они также тренируются и в Крыму, и под Санкт-Петербургом. Но на новое место первыми прибывают не они. Когда нужно перелететь на другой аэродром, туда сначала отправляется лич ный состав наземного обеспече ния. чтобы всё подготовить. про верить. ' машнем" идут ремонт вэлётно посадочной полосы и подготовка техники. И в Крыму, и в Арктике Недавно личный состав АТБ выполнял задачи по подготовке лётчиков корабельной авиации на аэродроме Саки в Крыму - на учебно-тренировоч ном комп лексе, хорошо известном по аббревиатуре НИТКА. - Дополнительная сложность на НИТКЕ - удалённость от пункта постоянной дислокации. Поэтому заранее плани руем, прогнозируем, соз даём заnас материальных средств, - объясняет пол ковник Саблин. - К приме ру, на аэродроме Саки ты, конечно, становит- отсутствуют самолёты, ко- ся обидно: сделать при- торые есть у нас, поэтому, шлось много, подача зная количество дней ко- средств наземногообес- мандировки, предвари- печения была запла- тельно производим рас- нирована на 4 утра, за чёт, и всё необходимое час до этого времени (топливо, масла, средства личный состав уже был наземного обеспечения) в парке . Все хорошо доставляем на аэродром потрудились, до полуд- базирования . ня ожидали, позволит Выполнять задачи при- ли погода проводить ходится и в арктических полёты, и в итоге их _,__~ широтах. Так, старшина аэ- отменили. Бывает и та- родромно-эксплуатацион- кое. Подобные ситуа- АКПМ- ЗУ-zлавная сила авиационно- техническоu базы в борьбе со снеzом на ной роты старший прапор- ции следует восприни- взлётно-посадочноu полосе. щик Рафаил Ярлыкапов в ротеры, и тракторы, и бульдозе ры, и грейдеры, - поясняет пол ковник Саблин. Не увидеть на параде Парк техники АТБ огромен. Основная единица - автомобиль АПА-5Д. Это электрический гене ратор на колёсах, предназначен ный для подготовки самолё та, подачи электроэнергии, за пуска авиационных двигателей, питания бортовой электроаппа ратуры в наземных условиях, что бы не допустить выхода из строя дорогостоящих аккумуляторов. В заполярном климате, при сильных ветрах, снегопадах при меняются унифицированные моторные подогреватели (УМП), они доводят механизмы само лёта до той температуры, при которой возможна нормальная эксплуатация техники. Авиакон диционеры во влажную погоду сдувают конденсат, чтобы избе жать короткого замыкания , ле том с помощью холодильной ус тановки все полости воздуш ных судов продуваются холод ным воздухом. Станция УГЗС МК нужна, чтобы заправить само лёт медицинским кислородом . Вновь стоит вспомнить АКПМ и "Горыныча", благодаря которым полосу приводят в порядок пе ред полётами. И хоть немало специальной • • • • • техники создано на шасси при вычного "Урала", чтобы сесть за руль, недостаточно уметь водить машину. - Это же не простой грузо вой автомобиль, который пере двигается по дорогам общего пользования , - говорит коман дир АТБ. - Тут важно соблюдать правила движения по аэродро му, режим скоростей. Подъезд к летательному аппарату должен проходить на определённом рас стоянии . Важно и соблюдение схемы подачи средств ... Это тонкости, которым нужно учить ся, причём долго. Но что особен но интересно: даже совсем ещё мальчишки, которые проходят у нас службу по призыву, за год осваивают всю эту сложную тех н и ку. После прохождения под готовки они участвуют в органи зации полётов. С такими специа листами мы обычно не рас стаёмся - предлагаем заключить контракт. Да и сами они, пони мая, что всё у них получается, решают не покидать часть. Не хотят с ней расставаться и многие ветераны АТБ. Немало гражданских сnециалистов про ходили здесь военную службу. Например, на продовольствен ном складе трудится Иван Кап чук. Он служил здесь "срочную" ещё в 70-е годы, после неё ре шил продолжить военную стезю. И даже когда ушёл в запас, ос тался верен части . Представитель ещё одной во енной династии • подполковник Константин Бакуменко. Его отец п рослужил в авиационно-тех нической базе более 30 лет, был старшиной, командиром взвода . Теперь его сын Константин Ива нович возглавляет штаб АТБ. И таких примеров много. По большому счёту, все здесь трудя ги . И пусть их вклад в общее дело не всегда виден, без него общий ycnex невозможен. А значит, службу эдесь выбирают люди, преданные в первую очередь не личным амбициям, а общему делу. Анна ВИХРОВА. Фото автора и из архива АТБ. 12 ноября 2021 года • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz