На страже Заполярья. 2021 год. Ноябрь.
* на стrаж1 3аnал1rы УМЕЛО ДЕЙСТВОВАТЬ В ЛЮБЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ начальника РЭБ 14-го армей ского корпуса подполковника Александра Яшина. Все под чинённые ему подразделения справляются с задачами на оценку "отлично" или "хорошо". Если обобщать, то учебный год сложился для нас продуктив ным, удачным. Это одна из ключевых задач североморцев - Какие задачи сто- 4Фll - ят перед корпусом, и чего удалось добиться в ны нешнем учебном году? - В первую очередь хочу отме тить, что все мероприятия бое вой ПОДГОТОВКИ в нашем армей ском корпусе по состоянию на сегодняшний день приносят хо роший результат в полном соот ветствии с планом боевой под готовки на 2021 год. Мотострелков и морских пехо тинцев Северного флота обуча ем, как правило, на полигонах соединений. Основное внима ние уделяется подготовке лично го состава к ведению боевых дей ствий в условиях Крайнего Севе ра и Арктики с учётом всей спе цифики. присущей данной мест ности, - это низкие температуры воздуха, сильный ветер, откры тый рельеф, высокий снежный покров ... Во взаимодействии с авиа цией армии ВВС и ПВО Север ного флота военнослужащие разведывательных подразделе ний мотострелковых бригад, а также бойцы десантно-штур мового батальона морской пехо ты выполняют запланирован ные прыжки с парашютом. Помимо одиночной подготовки личного состава в зимнем и лет нем периодах обучения, было проведено более 600 боевых стрельб отделений, около 240 бо евых стрельб взводов, более 170 тактических учений рот и бата рей, а также 20 батальонных и дивизионных тактических учений с боевой стрельбой. Можно с удовлетворением сказать, что основной объём спланированных мероприятий реализован полностью. В зим нем периоде обучения мы в пол ном составе отработали слажи вание подразделений вплоть до батальонов. Завершили под готовку, характерную для этого этапа обучения. В летнем про должили совершенствование в профессиональном плане. Так же проводили подготовку к вы полнению задач по предназна чению и специальных задач, ко торые ставят перед нами в тече ние всего года. Эффективной получилась оди ночная подготовка сержантов и солдат, цель которой - дать воен нослужащим знания, привить умения и навыки, необходимые для применения в бою, при об ращении с оружием, военной техникой и несении повседне вной службы. Предметной была подготовка отделений, взводов, рот, батарей, батальонов и диви зионов. В ходе крупных манёвров сил и войск Северного флота мы про вели двусторонние бригадные тактические учения, в которых были задействованы морские пехотинцы и мотострелки, в том числе арктические. По итогам этих двусторонних учений полу чили оценку "хорошо". - В каких ещё значимых ме роприятияхучаствовали сое динения армейского корпуса Северного флота в текущем году? Как вы оцениваете по казанный на ученияхобщийре зультат? - В марте этого года наши мо тострелки принимали участие в комплексной арктической экспе диции ''Умка-2021", где впервые по единому замыслу и плану вы полняли комплекс учебно-бое вых мероприятий в полярных ус ловиях. Средняя температура воздуха в районе экспедиции не превышала минус 25 градусов, а порывы ветра достигали 30-32 м/с. В качестве полигона использо вались архипелаг Земля Фран ца-Иосифа, остров Земля Алек сандры и ближайшие акватории, покрытые сплошными льдами. Такое тактическое учение аркти ческой мотострелковой брига ды на островах Северного Ле довитого океана проводилось впервые в отечественной прак тике учебно-боевых мероприя тий. Его отличали масштабность и особая сложность решаемых задач. В августе состоялся комплекс специальных учений по видам обеспечения. В них были задей ствованы специалисты мате риально-технического обеспе чения, военно-политической ра боты, медицинской службы, инженерной службы, развед- ки. Военнослужащие 61-й от дельной бригады морской пе хоты приняли участие в дву стороннем тактическом уче нии с боевой стрельбой. Вели оборонительные и наступа тельные действия, применяли тактику современного обще войскового боя. Кроме того, отработали вопросы , связан ные с занятием опорных пунк тов, противодействием раз ведывательным летательным аппаратам. Для создания об становки, максимально прибли женной к боевой, все меропри ятия выполнялись в зоне ак тивного радиоэлектронного воздействия. Подразделения нашего кор пуса участвовали в арктичес ком походе кораблей и су- ПРОГУЛКА ПО ''ЛУНЕ'' Лётчики-североморцы завершили проrрамму подrотовки на наземном комплексе, имитирующем палубу авианесущего крейсера - Первое ощущение при зацепе - резкий рывок вперёд, за которым следует произвести множество действий. Первый мой зацеп был с инструктором. И когда я наблюдал за его работой, не понимал, как же можно всё это успеть. Но практика показала, что всё реально и возможно, главное - тренироваться, - о сво ём опыте лётной подготовки на наземном испы тательном тренировочном комплексе авиационном (НИТКА) старший лётчик корабельного истребитель ного авиационного полка Северного флота старший лейтенант Александр Майоров рассказывает без лишних эмоций и пафоса, с необходимым в его про фессии хладнокровием. Не так давно на аэродроме Саки в Крыму завершилась двух месячная подготовка лётчиков КИАП на наземном учебно-тре нировочном комплексе, имити рующем палубу авианесущего крейсера. Под руководством ин структоров полковника Павла Подгузова и командира авиа полка подполковника Вячесла ва Лунина опытные лётчики вос станавливались и готовили мо лодой состав к взлётам с трамп- - Путь к комплексу, а затем и кораблю всегда довольно дол гий, непростой, потому что в на шем полку три типа самолё тов. Чтобы дойти до основного - Су-33 - нужно освоить Су-25УТГ и Су-ЗОСМ. Лишь после освоения Су-33 можно приступать к кора бельной программе. Но прежде необходимо выполнить полёты на профпригодность, - объясня ет Александр Майоров. - Их ос новная цель - подтвердить спо- - А затем следует снижение по "Луне" - оптической системе посадки на палубу. Это своеобразный светофор для лётчиков, лучи, в свете которых нужно идти на снижение лина и посадкам с зацепом за трос аэрофинишёра . Североморцы летали на учеб но-тре н и ро воч но м самолёте Су-25 УТГ и на боевых самолётах Су-33. в числе молодых ПИЛОТОВ, которых подготовили к посадкам на палубу, был старший лейте нант Александр Майоров. • собность лётчика к нестандарт ному мышлению, а также умение работать в условиях дефицита времени . Старший лейтенант Алек сандр Майоров говорит о долгом пути к "Нитке", при этом и его путь к нынешней профессии был не самым быстрым . Офицер приз- нался, что в детстве мечтал стать космонавтом. Если вспомнить о том, что палубных лётчиков у нас в стране даже меньше, чем покорителей космоса, то и не скажешь, что мечта не осуществи лась: здоровье и там и там нуж но одинаково железное, слож ность ПОДГОТОВКИ, нагрузки сопо ставимы, да и престиж профес сии палубного лётчика высок. Но после школы Александр Майоров поступил в строитель ный университет. Там быстро почувствовал, что зто не то, к чему лежит сердце. Дальше была служба по призыву. А после неё - Краснодарское военное авиа ционное училище лётчиков им . Героя Советского Союза А.К.Серова, по окончании кото рого молодой офицер получил распределение в морскую авиа цию Северного флота. - Я всегда занимался спор том, это очень помогло, так как лётчику необходимо иметь от личное здоровье, быть в хоро шей физической форме . К тому же авиация - это ещё и наука, а науку я люблю, - признаётся старший лейтенант Майоров. - Когда я поступал, сразу знал , что хочу служить в палубной авиа ции, потому что она считается элитой. Учился на отлично, чтобы иметь право выбора при рас пределении и попасть на Север ный флот. Я не рассматривал вариант, при котором что-то могло не получиться. И пока всё получается. В полку Александр Майоров уже три года. После распределения успешно прошёл переучивание на новые типы летательных аппаратов. • дов арктической группиров ки, а также в комплексной экспе диции Северного флота по арк тическим архипелагам. За выполнение поставленных задач я хотел бы поблагодарить в первую очередь командира 200-й отдельной мотострелко вой бригады полковника Дени са Курило, который вложил свои знания и умения в подготовку и выполнение эпизодов с нашим участием. Хочу отметить и командира 80-й отдельной мотострелковой - Одной из форм боевой учё бы стали особые состяза ния - АрМИ. Участвуют ли ваши подчинённые в них? - Военнослужащие 14-го ар мейского корпуса пробовали си лы на всероссийских и между народных этапах конкурсов про фессионального мастерства. Мы приняли участие в 18 состяза ниях АрМИ-2021. И выступили, считаю, достаточно успешно. Военнослужащие отдельной бригады морской пехоты заня ли призовые места в конкурсе Подразделения армейского корпуса участвовали в арктическом походе кораблей и судов арктической rруппировки, а также в комплексной экспедиции Северного флота по арктическим архипелагам бригады полковника Александ ра Безбородова. Он и его под чинён н ые отличились на спе циальных учениях под руковод ством заместителя министра обороны по материально-техни ческому обеспечению генерала армии Дмитрия Булгакова, а также главнокомандующего Во енно-морским флотом России адмирала Николая Евменова, а ещё проявили себя в командно штабном учении. Хотелось бы также выделить Его довольно быстро поставили на крыло. Ну а главные итоги этого года в том, что он закрыл программу подготовки на "Нит ке", выполнив самостоятельные зацепы на Су-33. - Взлёт с трамплина - это старт корабельной программы. Трамплин приподнят на 14 гра дусов, а визуально кажется, что перед тобой стена. Причём сте на эта очень близко. Взлететь будто бы нереально. На самом же деле это всё высчитано, из мерено. Но дефицит времени как нигде ощущается именно здесь: после схода с трамплина требуется мгновенное переклю чение внимания - за доли секунды нужно "поймать" самолёт и выдержать необхо димый угол атаки, - делится впечатлени ями лётчик. "Морской десант". Наше отде ление попало в сборную России, заняв первое место. Есть и лич ные достижения. Так, в конкурсе "Снайперский рубеж" военно служащий роты снайперов бри гады морской пехоты Северного флота старший матрос Андрей Шаркав занял второе место. -Дмитрий Владимирович, в самом разгаре призыв ново бранцев. К вам их приходит большое количество. Можно ли всего за год обучить их ной посадки, который в ходе снижения подсказывал, направ лял лётчика, а затем на земле разбирал с ним ошибки , качество полётов становилось всё лучше. - Ты не просто смотришь на "Луну" и снижаешься - ты контро лируешь множество парамет ров. А к их изменению ведёт даже небольшое усиление ветра, бол танка. Потерял один из парамет ров - начинаешь исправлять, тут Далее идут, каза лось бы, привычные полёты по кругу, но вся сложность заклю- Старшиd леdтенант Александр Маdоров. чается в том , что са- молёт летит на высоте 300 мет ров на малой скорости, это тре бует от пилота повышенного вни мания и высокой концентрации . - А затем следует снижение по "Луне" - оптической системе по садки на палубу. Это своеоб разный светофор для лётчиков, лучи, в свете которых нужно идти на снижение . Необходимо войти в огни этого "светофора" и удер жаться в нужном цвете до самой посадки . Это сложно. Визуально всё понятно, но физически это ощущается плохо, непросто вы держать свой цвет. Александр Майоров при з нался , что его первые полёты, как и у большинства молодых лётчиков, были "прогулкой" по всем цвета м . Но с опытом и помощью руководителя визуаль- же теряется другой". Одновре менно устранять все ошибки не у каждого получается , так что приходилось делать всё после довательно, - говорит Александр Майоров. - Мне сначала было чуть сложнее справиться с на правлением. Визуально мне ка залось , что я иду ровно, а руко водитель подсказывал, что с отклонением в 2-3 метра. Это экскурсантам палуба тя жёлого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Со юза Кузнецов" кажется огром ной, а вот для лётчика, который собирается посадить на неё са молёт, она крошечная. Поэтому при снижении нужны ювелирная точность и умение чётко дей ствовать в стрессовой ситуации. - Скорости во время полёта по • • 3 использованию такой слож ной техники? - Можно. Прибывающие на службу по призыву парни уже, как правило, подготовлены в ДОСМФ на те или иные образ цы техники. Тот, кто имеет води тельские права и соответствую щую категорию, проходит допод готовку на базе соединения, при нимает вверенную технику и эк сплуатирует её. В соединениях и воинских частях корпуса мы так- же занимаемся переподготов кой либо подготовкой специа листов на такие образцы воору жения и военной техники, на которых им предстоит служить. Военнослужащие по контракту также отбираются пунктами на бора по конкретной специаль ности, поэтому приходят в войска подготовленными. Их задача та кая же, как у призывников, - при нять технику, освоить её и умело эксплуатировать. Освоение новой техники в на ших соединениях органично увя зано с повседневной деятель ностью и боевой подготовкой. Как правило, в зависимости от важности и сложности машин мы отправляем военнослужащих, которые будут их эксплуатиро вать, на курсы при предприяти ях-изготовителях и специализи рованных учебных центрах. Обобщая, можно сказать, что проблем с освоением техники нет. Главное, чтобы у человека была надлежащая гражданская специальность, соответствую щее удостоверение о её получе нии и глубокое желание осваи вать что-то новое, самое совре менное. Юлия КОЗАК. "Красная звезда". кругу маленькие, поэтому в ка кой-то момент перед посадкой со стороны может показаться, будто самолёт просто висит в воздухе. А в кабине чувствуешь, что время летит очень быст ро, - делится старший лейте нант. - Первое впечатление, ког да я совершил зацеп самостоя тельно, сложно описать. Всё таки для лётчика нашего полка учёба на наземном тренажёре - момент определяю щий. Если не получит ся взлететь-сесть, то под большим вопро сом целесообразность пребывания в полку. Помню, как после по садки я порадовался, что вся подготови тельная работа ока зал ась не напрас ной, дала свои пло ды, - у меня получи лось. Сейчас все лётчи - с ки полка вернулись в Заполярье на аэрод ром постоянного ба зирования. Они под- нялись на ещё одну ступеньку выбранной профессии. Ну а вершиной этой лестницы должно стать про хождение подготовки на кораб ле . Пока тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Совет ского Союза Кузнецов" находит ся на ремонте, поэтому трениров ки проходят на наземном комп лексе, но все лётчики к этой си туации относятся с пониманием. - До этого времени ещё не раз потренируемся на "Нитке" - лиш ним не будет, - говорит старший лейтенант Майоров. - Это ведь не велосипед: если научился, то уже не потеряешь навык. Здесь нужно постоянно поддерживать себя в форме, поскольку этот вид подготовки является одним из самых сложных . Анна ВИХРОВА. Фото из архива полка. 26 ноября 2021 года • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz