На страже Заполярья. 2021 год. Ноябрь.

* на стrаж1 3аnал1rы УМЕЛО ДЕЙСТВОВАТЬ В ЛЮБЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ начальника РЭБ 14-го армей­ ского корпуса подполковника Александра Яшина. Все под­ чинённые ему подразделения справляются с задачами на оценку "отлично" или "хорошо". Если обобщать, то учебный год сложился для нас продуктив­ ным, удачным. Это одна из ключевых задач североморцев - Какие задачи сто- 4Фll - ят перед корпусом, и чего удалось добиться в ны­ нешнем учебном году? - В первую очередь хочу отме­ тить, что все мероприятия бое­ вой ПОДГОТОВКИ в нашем армей­ ском корпусе по состоянию на сегодняшний день приносят хо­ роший результат в полном соот­ ветствии с планом боевой под­ готовки на 2021 год. Мотострелков и морских пехо­ тинцев Северного флота обуча­ ем, как правило, на полигонах соединений. Основное внима­ ние уделяется подготовке лично­ го состава к ведению боевых дей­ ствий в условиях Крайнего Севе­ ра и Арктики с учётом всей спе­ цифики. присущей данной мест­ ности, - это низкие температуры воздуха, сильный ветер, откры­ тый рельеф, высокий снежный покров ... Во взаимодействии с авиа­ цией армии ВВС и ПВО Север­ ного флота военнослужащие разведывательных подразделе­ ний мотострелковых бригад, а также бойцы десантно-штур­ мового батальона морской пехо­ ты выполняют запланирован­ ные прыжки с парашютом. Помимо одиночной подготовки личного состава в зимнем и лет­ нем периодах обучения, было проведено более 600 боевых стрельб отделений, около 240 бо­ евых стрельб взводов, более 170 тактических учений рот и бата­ рей, а также 20 батальонных и дивизионных тактических учений с боевой стрельбой. Можно с удовлетворением сказать, что основной объём спланированных мероприятий реализован полностью. В зим­ нем периоде обучения мы в пол­ ном составе отработали слажи­ вание подразделений вплоть до батальонов. Завершили под­ готовку, характерную для этого этапа обучения. В летнем про­ должили совершенствование в профессиональном плане. Так­ же проводили подготовку к вы­ полнению задач по предназна­ чению и специальных задач, ко­ торые ставят перед нами в тече­ ние всего года. Эффективной получилась оди­ ночная подготовка сержантов и солдат, цель которой - дать воен­ нослужащим знания, привить умения и навыки, необходимые для применения в бою, при об­ ращении с оружием, военной техникой и несении повседне­ вной службы. Предметной была подготовка отделений, взводов, рот, батарей, батальонов и диви­ зионов. В ходе крупных манёвров сил и войск Северного флота мы про­ вели двусторонние бригадные тактические учения, в которых были задействованы морские пехотинцы и мотострелки, в том числе арктические. По итогам этих двусторонних учений полу­ чили оценку "хорошо". - В каких ещё значимых ме­ роприятияхучаствовали сое­ динения армейского корпуса Северного флота в текущем году? Как вы оцениваете по­ казанный на ученияхобщийре­ зультат? - В марте этого года наши мо­ тострелки принимали участие в комплексной арктической экспе­ диции ''Умка-2021", где впервые по единому замыслу и плану вы­ полняли комплекс учебно-бое­ вых мероприятий в полярных ус­ ловиях. Средняя температура воздуха в районе экспедиции не превышала минус 25 градусов, а порывы ветра достигали 30-32 м/с. В качестве полигона использо­ вались архипелаг Земля Фран­ ца-Иосифа, остров Земля Алек­ сандры и ближайшие акватории, покрытые сплошными льдами. Такое тактическое учение аркти­ ческой мотострелковой брига­ ды на островах Северного Ле­ довитого океана проводилось впервые в отечественной прак­ тике учебно-боевых мероприя­ тий. Его отличали масштабность и особая сложность решаемых задач. В августе состоялся комплекс специальных учений по видам обеспечения. В них были задей­ ствованы специалисты мате­ риально-технического обеспе­ чения, военно-политической ра­ боты, медицинской службы, инженерной службы, развед- ки. Военнослужащие 61-й от­ дельной бригады морской пе­ хоты приняли участие в дву­ стороннем тактическом уче­ нии с боевой стрельбой. Вели оборонительные и наступа­ тельные действия, применяли тактику современного обще­ войскового боя. Кроме того, отработали вопросы , связан­ ные с занятием опорных пунк­ тов, противодействием раз­ ведывательным летательным аппаратам. Для создания об­ становки, максимально прибли­ женной к боевой, все меропри­ ятия выполнялись в зоне ак­ тивного радиоэлектронного воздействия. Подразделения нашего кор­ пуса участвовали в арктичес­ ком походе кораблей и су- ПРОГУЛКА ПО ''ЛУНЕ'' Лётчики-североморцы завершили проrрамму подrотовки на наземном комплексе, имитирующем палубу авианесущего крейсера - Первое ощущение при зацепе - резкий рывок вперёд, за которым следует произвести множество действий. Первый мой зацеп был с инструктором. И когда я наблюдал за его работой, не понимал, как же можно всё это успеть. Но практика показала, что всё реально и возможно, главное - тренироваться, - о сво­ ём опыте лётной подготовки на наземном испы­ тательном тренировочном комплексе авиационном (НИТКА) старший лётчик корабельного истребитель­ ного авиационного полка Северного флота старший лейтенант Александр Майоров рассказывает без лишних эмоций и пафоса, с необходимым в его про­ фессии хладнокровием. Не так давно на аэродроме Саки в Крыму завершилась двух­ месячная подготовка лётчиков КИАП на наземном учебно-тре­ нировочном комплексе, имити­ рующем палубу авианесущего крейсера. Под руководством ин­ структоров полковника Павла Подгузова и командира авиа­ полка подполковника Вячесла­ ва Лунина опытные лётчики вос­ станавливались и готовили мо­ лодой состав к взлётам с трамп- - Путь к комплексу, а затем и кораблю всегда довольно дол­ гий, непростой, потому что в на­ шем полку три типа самолё­ тов. Чтобы дойти до основного - Су-33 - нужно освоить Су-25УТГ и Су-ЗОСМ. Лишь после освоения Су-33 можно приступать к кора­ бельной программе. Но прежде необходимо выполнить полёты на профпригодность, - объясня­ ет Александр Майоров. - Их ос­ новная цель - подтвердить спо- - А затем следует снижение по "Луне" - оптической системе посадки на палубу. Это своеобразный светофор для лётчиков, лучи, в свете которых нужно идти на снижение лина и посадкам с зацепом за трос аэрофинишёра . Североморцы летали на учеб­ но-тре н и ро воч но м самолёте Су-25 УТГ и на боевых самолётах Су-33. в числе молодых ПИЛОТОВ, которых подготовили к посадкам на палубу, был старший лейте­ нант Александр Майоров. • собность лётчика к нестандарт­ ному мышлению, а также умение работать в условиях дефицита времени . Старший лейтенант Алек­ сандр Майоров говорит о долгом пути к "Нитке", при этом и его путь к нынешней профессии был не самым быстрым . Офицер приз- нался, что в детстве мечтал стать космонавтом. Если вспомнить о том, что палубных лётчиков у нас в стране даже меньше, чем покорителей космоса, то и не скажешь, что мечта не осуществи­ лась: здоровье и там и там нуж­ но одинаково железное, слож­ ность ПОДГОТОВКИ, нагрузки сопо­ ставимы, да и престиж профес­ сии палубного лётчика высок. Но после школы Александр Майоров поступил в строитель­ ный университет. Там быстро почувствовал, что зто не то, к чему лежит сердце. Дальше была служба по призыву. А после неё - Краснодарское военное авиа­ ционное училище лётчиков им . Героя Советского Союза А.К.Серова, по окончании кото­ рого молодой офицер получил распределение в морскую авиа­ цию Северного флота. - Я всегда занимался спор­ том, это очень помогло, так как лётчику необходимо иметь от­ личное здоровье, быть в хоро­ шей физической форме . К тому же авиация - это ещё и наука, а науку я люблю, - признаётся старший лейтенант Майоров. - Когда я поступал, сразу знал , что хочу служить в палубной авиа­ ции, потому что она считается элитой. Учился на отлично, чтобы иметь право выбора при рас­ пределении и попасть на Север­ ный флот. Я не рассматривал вариант, при котором что-то могло не получиться. И пока всё получается. В полку Александр Майоров уже три года. После распределения успешно прошёл переучивание на новые типы летательных аппаратов. • дов арктической группиров­ ки, а также в комплексной экспе­ диции Северного флота по арк­ тическим архипелагам. За выполнение поставленных задач я хотел бы поблагодарить в первую очередь командира 200-й отдельной мотострелко­ вой бригады полковника Дени­ са Курило, который вложил свои знания и умения в подготовку и выполнение эпизодов с нашим участием. Хочу отметить и командира 80-й отдельной мотострелковой - Одной из форм боевой учё­ бы стали особые состяза­ ния - АрМИ. Участвуют ли ваши подчинённые в них? - Военнослужащие 14-го ар­ мейского корпуса пробовали си­ лы на всероссийских и между­ народных этапах конкурсов про­ фессионального мастерства. Мы приняли участие в 18 состяза­ ниях АрМИ-2021. И выступили, считаю, достаточно успешно. Военнослужащие отдельной бригады морской пехоты заня­ ли призовые места в конкурсе Подразделения армейского корпуса участвовали в арктическом походе кораблей и судов арктической rруппировки, а также в комплексной экспедиции Северного флота по арктическим архипелагам бригады полковника Александ­ ра Безбородова. Он и его под­ чинён н ые отличились на спе­ циальных учениях под руковод­ ством заместителя министра обороны по материально-техни­ ческому обеспечению генерала армии Дмитрия Булгакова, а также главнокомандующего Во­ енно-морским флотом России адмирала Николая Евменова, а ещё проявили себя в командно­ штабном учении. Хотелось бы также выделить Его довольно быстро поставили на крыло. Ну а главные итоги этого года в том, что он закрыл программу подготовки на "Нит­ ке", выполнив самостоятельные зацепы на Су-33. - Взлёт с трамплина - это старт корабельной программы. Трамплин приподнят на 14 гра­ дусов, а визуально кажется, что перед тобой стена. Причём сте­ на эта очень близко. Взлететь будто бы нереально. На самом же деле это всё высчитано, из­ мерено. Но дефицит времени как нигде ощущается именно здесь: после схода с трамплина требуется мгновенное переклю­ чение внимания - за доли секунды нужно "поймать" самолёт и выдержать необхо­ димый угол атаки, - делится впечатлени­ ями лётчик. "Морской десант". Наше отде­ ление попало в сборную России, заняв первое место. Есть и лич­ ные достижения. Так, в конкурсе "Снайперский рубеж" военно­ служащий роты снайперов бри­ гады морской пехоты Северного флота старший матрос Андрей Шаркав занял второе место. -Дмитрий Владимирович, в самом разгаре призыв ново­ бранцев. К вам их приходит большое количество. Можно ли всего за год обучить их ной посадки, который в ходе снижения подсказывал, направ­ лял лётчика, а затем на земле разбирал с ним ошибки , качество полётов становилось всё лучше. - Ты не просто смотришь на "Луну" и снижаешься - ты контро­ лируешь множество парамет­ ров. А к их изменению ведёт даже небольшое усиление ветра, бол­ танка. Потерял один из парамет­ ров - начинаешь исправлять, тут Далее идут, каза­ лось бы, привычные полёты по кругу, но вся сложность заклю- Старшиd леdтенант Александр Маdоров. чается в том , что са- молёт летит на высоте 300 мет­ ров на малой скорости, это тре­ бует от пилота повышенного вни­ мания и высокой концентрации . - А затем следует снижение по "Луне" - оптической системе по­ садки на палубу. Это своеоб­ разный светофор для лётчиков, лучи, в свете которых нужно идти на снижение . Необходимо войти в огни этого "светофора" и удер­ жаться в нужном цвете до самой посадки . Это сложно. Визуально всё понятно, но физически это ощущается плохо, непросто вы­ держать свой цвет. Александр Майоров при з­ нался , что его первые полёты, как и у большинства молодых лётчиков, были "прогулкой" по всем цвета м . Но с опытом и помощью руководителя визуаль- же теряется другой". Одновре­ менно устранять все ошибки не у каждого получается , так что приходилось делать всё после­ довательно, - говорит Александр Майоров. - Мне сначала было чуть сложнее справиться с на­ правлением. Визуально мне ка­ залось , что я иду ровно, а руко­ водитель подсказывал, что с отклонением в 2-3 метра. Это экскурсантам палуба тя­ жёлого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Со­ юза Кузнецов" кажется огром­ ной, а вот для лётчика, который собирается посадить на неё са­ молёт, она крошечная. Поэтому при снижении нужны ювелирная точность и умение чётко дей­ ствовать в стрессовой ситуации. - Скорости во время полёта по • • 3 использованию такой слож­ ной техники? - Можно. Прибывающие на службу по призыву парни уже, как правило, подготовлены в ДОСМФ на те или иные образ­ цы техники. Тот, кто имеет води­ тельские права и соответствую­ щую категорию, проходит допод­ готовку на базе соединения, при­ нимает вверенную технику и эк­ сплуатирует её. В соединениях и воинских частях корпуса мы так- же занимаемся переподготов­ кой либо подготовкой специа­ листов на такие образцы воору­ жения и военной техники, на которых им предстоит служить. Военнослужащие по контракту также отбираются пунктами на­ бора по конкретной специаль­ ности, поэтому приходят в войска подготовленными. Их задача та­ кая же, как у призывников, - при­ нять технику, освоить её и умело эксплуатировать. Освоение новой техники в на­ ших соединениях органично увя­ зано с повседневной деятель­ ностью и боевой подготовкой. Как правило, в зависимости от важности и сложности машин мы отправляем военнослужащих, которые будут их эксплуатиро­ вать, на курсы при предприяти­ ях-изготовителях и специализи­ рованных учебных центрах. Обобщая, можно сказать, что проблем с освоением техники нет. Главное, чтобы у человека была надлежащая гражданская специальность, соответствую­ щее удостоверение о её получе­ нии и глубокое желание осваи­ вать что-то новое, самое совре­ менное. Юлия КОЗАК. "Красная звезда". кругу маленькие, поэтому в ка­ кой-то момент перед посадкой со стороны может показаться, будто самолёт просто висит в воздухе. А в кабине чувствуешь, что время летит очень быст ­ ро, - делится старший лейте­ нант. - Первое впечатление, ког­ да я совершил зацеп самостоя ­ тельно, сложно описать. Всё ­ таки для лётчика нашего полка учёба на наземном тренажёре - момент определяю­ щий. Если не получит­ ся взлететь-сесть, то под большим вопро­ сом целесообразность пребывания в полку. Помню, как после по­ садки я порадовался, что вся подготови ­ тельная работа ока ­ зал ась не напрас ­ ной, дала свои пло­ ды, - у меня получи ­ лось. Сейчас все лётчи - с ки полка вернулись в Заполярье на аэрод­ ром постоянного ба­ зирования. Они под- нялись на ещё одну ступеньку выбранной профессии. Ну а вершиной этой лестницы должно стать про­ хождение подготовки на кораб­ ле . Пока тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Совет­ ского Союза Кузнецов" находит­ ся на ремонте, поэтому трениров­ ки проходят на наземном комп ­ лексе, но все лётчики к этой си ­ туации относятся с пониманием. - До этого времени ещё не раз потренируемся на "Нитке" - лиш­ ним не будет, - говорит старший лейтенант Майоров. - Это ведь не велосипед: если научился, то уже не потеряешь навык. Здесь нужно постоянно поддерживать себя в форме, поскольку этот вид подготовки является одним из самых сложных . Анна ВИХРОВА. Фото из архива полка. 26 ноября 2021 года • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz