На страже Заполярья. 2021 год. Ноябрь.

8 * на стrаж1 1аnал1rь1 НА РУБЕЖЕ БЕСПИЛОТНОГО ПРОРЬIВА При сотрудничестве с Министерством обороны РФ сформирован новый российский авиакластер 4 ф j Вместе с Министер- ством обороны фирма прошла этапы по разработке, испытаниям. По нашей оценке, это сотрудничество дало пло­ дотворные результаты. "Кронш­ тадт" первым в России создал линейку крупных разведыва­ тельно-ударных беспилотных авиационных комплексов. Мы первыми в России получили заключение на право серийного производства крупноразмерных беспилотников. Наш вклад в укрепление во­ енно-технического потенциала страны предлагаю рассмотреть на примере беспилотного авиа­ ционного комплекса "Орион", известного российским военным под именем "Иноходец" . Прежде всего его планер имеет совер­ шенную аэродинамическую фор­ му, которая позволяет беспи­ лотному воздушному судну дости­ гать высоких показателей по дальности и продолжительнос­ ти полёта. Оно может находиться в воздухе более суток. Кроме того, мы первыми раз­ работали и внедрили на воз­ душном судне, созданном почти полностью из композиционных материалов, энергоэффектив­ ную противообледенительную систему. Её уникальность в том, что она предотвращает обледе­ нение планера с минимальны ­ ми затратами электроэнергии. Беспилотник "Орион" - един­ ственный в России аппарат, ко­ торый может взлетать и при ­ земляться в условиях отсутствия спутниковой навигации . В его инерциальный навигационный комплекс входит автономная радиолокационная система. Его узлы и агрегаты, а также про­ граммное обеспечение (ПО) созданы инженерами компании "Кронштадт" в кооперации с другими российскими компа­ ниями. Кроме того, мы гордимся соз­ данной нашими специалистами системой управления и связи. Технические средства и ПО, заложенные в систему управ­ ления "Ориона", позволяют осу­ ществлять прямой обмен видео­ и командной информацией с пилотируемой авиацией, артил­ лерией, ПВО и другими родами войск, что значительно сокра­ щает время принятия решений . Следующий наш вклад в по­ вышение оборонного потенциа­ ла - это наземный пункт уп ­ равления (НПУ) комплекса "Орион". Он унифицирован и обеспечивает управление большинством российских беспилотников. На его базе можно создать централизо­ ванную систему управления разнородными беспилотными летательными аппаратами разного типажа, назначения . В этом году под эгидой воен­ ного ведомства мы провели военно-технический экспери­ мент и проверили управляе­ мость с НПУ разнотипных ап­ паратов разработки ООО "Специальный технологиче­ ский центр" ("Орлан- 1 О") и АО "Концерн "Калашников" (ZALA). Были успешно смоделированы и отработаны совместные действия смешанной группи­ ровки беспилотников в усло­ виях , близких к реальному полю боя , насыщенному сред­ ствами радиоэлектронного и огневого противодействия . По­ лученный положительный ре ­ зультат по управлению этой группировкой наглядно про ­ демонстрировал перспектив ­ ность и правильность выбран ­ ного пути развития в части ис­ пользования технологий ис ­ кусственного интеллекта. Данные технологии позволяют реш ать задачи автономного 19 ноября 2021 года • группового и роевого приме­ нения с управлением от одного НПУ разработки АО "Кронштадт". При этом решение задач раз­ ведки, нанесения ударов, ра­ диоэлектронного противодейст­ вия и подавления выполняется автономно либо с высокой сте­ пенью автоматизации. Мы стре­ мимся минимизировать участие оператора, оставить в его ком­ петенции лишь принятие кри­ тически важных решений. По­ этому скрупулёзно проводим по­ этапную проверку надёжности и апробирования каждого эле­ мента программного обеспече­ ния. Ещё раз подчеркну, что уни­ фицированный наземный пункт управления полностью функ­ ционирует под управлением ПО, разработанного нашими спе­ циалистами. К тому же специализирован­ ное ПО для всех типов наших беспилотных авиакомплексов и средства обработки накоплен­ ных данных по результатам ос­ мотров и обследований позво­ ляют прогнозировать состояние объектов во времени, а также с учётом условий их эксплуата­ ции. О повышении военно-техни­ ческого потенциала свидетель- ствует ещё один факт - опре­ делённый интерес к "Ориону" проявляют другие российские силовые ведомства, а также за­ казчики из Азиатско-Тихоокеан­ ского региона и Ближнего Вос­ тока. Не вдаваясь в детали, от­ мечу: приятной неожиданнос­ тью стал интерес к нашей про­ дукции со стороны государств, ранее не выступавших в роли клиентов по линии Рособорон­ экспорта. По нашим оценкам, это обус­ ловлено тем, что комплекс "Ори­ он" применим для выполнения широкого круга задач, в том числе патрулирования границ, - Мы решили сконцентри­ ровать усилия на авиацион­ ной тематике, так как, на наш взгляд, сегодня это наиболее перспективное направление бизнеса. Cepzeu БОГАТИКОВ. С приобретением научно-про­ изводствен ного предприятия "Стрела" мы получили хорошие компетенции. "Стрела" имеет большой опыт в создании бес­ пилотных воздушных судов вер­ толётного типа . Таким образом, мы вошли в новую для себя перспективную рыночную нишу, расширили продуктовый ряд и ещё заполучили команду опыт­ ных и высококвалифицирован­ ных разработчиков . К тому же производствен­ ные мощности строящегося завода в Дубне позволят про­ изводить различные беспи­ лотные авиационные комп­ лексы . - Министерство обороны сегодня уделяет большое внимание организации об­ служивания вооружения и техники на протяжении все­ го их жизненного цикла. В вашем случае насколько эффективно выстраивает­ ся этот цикл во взаимо­ действии с военным ведом­ ством? - Сегодня мы готовы заклю­ чать контракты полного жиз­ ненного цикла и поддержи- вать работоспособность на­ шей продукции. В случае с комп­ лексом "Орион" это срок не ме­ нее 20 лет. Одновременно с освоением серийного производства мы приступили к подготовке базы для сервисного обслуживания. Создали информационную сис­ тему на основе технологий xml под управлением РLМ-системы. Пилотный проект прошёл апро­ бацию и уже успешно внедрён. Для комплектов эксплуатацион­ ной документации разработаны и интерактивные анимирован­ ные руководства. Такие циф­ ровые двойники изделия уско- Если раньше "Кронштадт" специализировался на крупных беспилотниках самолётноrо типа, то в этом году мы предложили рынку новый тип воздушноrо судна морской акватории. Его привле­ кательность для инозаказчиков и в том, что он имеет открытую архитектуру. Мы можем по же­ ланию заказчика осуществлять доработку "Ориона" по его бое­ вым и разведывательным ха­ рактеристикам за счёт интегра- ции целевого оборудования, авиационных средств пораже­ ния, в том числе иностранного произ водства. - АО "Кронштадт" ушло от так называемой морской те­ мы, а не так давно приросло вертолётной. По каким при­ чинам выполнена смена при­ оритетов? ряют и упрощают обслуживание комплекса как конструкторами, так и эксплуатантами . Налажи­ ваем систему по оперативному изменению электронной доку­ ментации с учётом сделанных конструктивных изменений , усо­ вершенствований. - Научно-технический прог­ ресс не стоит на месте. На какие технологические вызо­ вы, по вашему мнению, пред­ стоит ответить в ближай­ шие годы российскому ОПК? Ваше видение будущего обо­ ронной промышленности в двадцатые годы в связи с ростом возможностей искус­ ственного интеллекта, робо- • тизацией производства и цифровой трансформацией технологических процессов? - Говорить за всю российскую промышленность и даже за всю оборонку не могу. Но повторюсь: в настоящее время мы вместе с Минобороны фактически созда­ ём новую отрасль. Вот это наш главный технологический вызов. Имеется и другой вызов. У нас в стране и за рубежом не сформирована законодатель­ ная база в области гражданского беспилотья . Россия может стать первопроходцем в этом вопросе, мы активно участвуем в его решении. " В последние годы немало говорится о проблеме импор­ тозамещения, возникшей в связи с недружественной по­ зицией западных стран в от­ ношении России, особенно пос­ ле Крымской весны 2014 года. На каком этапе решения это­ го вопроса мы сегодня нахо­ димся? может решать и наш более круп­ ный беспилотник "Гелиос-РЛД". Этот комплекс также может обеспечивать радиосвязь в слу­ чае чрезвычайных ситуаций в качестве ретранслятора. Его можно использовать и для конт­ роля воздушной обстановки в районе бедствия. Притчей во язьщех стали лес­ ные пожары. Беспилотники боль­ шой продолжительности полёта могут применяться для проти­ вопожарного патрулирования лесов и раннего обнаружения возгораний. "Орион", "Гелиос-РЛД" мы предлагаем Авиалесохране и МЧС, но пока для них это дорого. Есть вполне понятный фронт ра­ бот, известны цифры о лётных часах, потребностях в обслужи­ вании, выполнен расчёт суммы требуемого ежегодного финан­ сирования . Проект можно на­ чать в экспериментальном ре­ жиме . Если государство хочет реализовать такой гражданский Продукция нашей компании полностью состоит из отечественных комплектующих. Мы работаем в интересах безопасности страны как в военном, так и в гражданском секторе - Продукция нашей компании проект, то необходимо принятие полностью состоит из отечест­ венных комплектующих. Мы ра­ ботаем в интересах безопаснос­ ти страны как в военном, так и в гражданском секторе. Комплек­ тующие иностранного произ­ водства можем установить в рам­ ках выполнения контрактов с инозаказчиками. - Создание современных воо­ ружений, военной и специаль­ ной техники сегодня немыс­ лимо без опоры на фундамен­ тальные и прикладные науки. На этом участке сегодня всё активнее заявляет о себе военный техно- полис ЭРА в Анапе. Осуществляет ли ваша компания взаи­ модействие с ним? - "Кронштадт" входит в перечень организа­ ций, с которыми у во­ енного технополиса ЭРА заключено согла­ шение о партнёрстве. Компания поставила в технополис своё про­ граммное обеспечение для виртуальной тре­ нажёрной среды. Мы внимательно следим за тем, что происходит в лаборатории искус­ ственного интеллекта технополиса. - Президент России не раз обращал вни- мание на необходимость ре­ шать проблемы диверсифи­ кации в высокотехнологич­ ных отраслях ОПК в меняю­ щихся рыночных условиях. Есть ли здесь у российских оборонщиков серьёзный задел в этой области? Насколько оборонка способна стать ло­ комотивом в развитии граж­ данского сектора промыш­ ленности? - Беспилотные авиакомплек­ сы - это продукция двойного на­ значения . Они создаются по мо­ дульному принципу - на них мож­ но устанавливать и быстро ме­ нять разные полезные нагруз- ки . Наш флагманский проект "Орион'', диверсифицирован­ ный для гражданского рынка , сейчас проходит через ком­ плекс сертификационных ра­ бот по его соответствию дей­ ствующим нормам, требова­ ниям и правилам воздушного законодательства. Беспилот­ ник оснащён всеми специа­ лизированными системами в соответствии с нормативными требованиями, действующими в отношении гражданских воз­ душных судов, в том числе си­ стемой оповещения об опас­ ном сближении с воздушным судном или земной поверх­ ностью. В такой конфигурации "Ори­ он" может выполнять авиацион­ ные работы, связанные с воз­ душным патрулированием, мо­ ниторингом, аэросъёмкой и до­ ставкой грузов в труднодоступ­ ные районы. В частности, он может вести ледовую разведку в Арктике для обеспечения судо­ ходства на трассе Северного морского пути. Подобные задачи в будущем решения на правительственном уровне по его субсидированию по линии Авиалесохраны или МЧС. В данном случае диверсифи­ кация возможна при форми­ ровании рыночной ниши для беспилотников при участии госу­ дарства, которое определит за­ конодательно-правовую основу и другие правила игры как для госструктур, так и для частного бизнеса. Только в этом случае диверсификация даст нам воз­ можность вести более сбалан- сированный бизнес и выйти на гражданский рынок. Если раньше "Кронштадт" спе­ циализировался на крупных бес­ пилотниках самолётного типа , то в этом году мы предложили рын­ ку новый тип воздушного судна . Например, на Международ­ ном военно-техническом фору­ ме "Армия-2021" мы представи­ ли беспилотный вертолёт для тушения пожаров БВС-ВТ 450 с максимальной взлётной массой 450 кг. Он способен действовать в температурном диапазоне на­ ружного воздуха от -30°С до +4О 0 С. По желанию заказчика мы можем изготовить и поста­ вить комплекс в нужном клима­ тическом исполнении для тем­ ператур от -50°С до+ 50°С хоть в Арктику, хоть в пустыню. Этот ап­ парат вертолётного типа может использоваться для мониторин­ га, грузоперевозок и выполне­ ния противопожарных миссий. Например, "Орион" выполня­ ет противопожарный монито­ ринг. При обнаружении очага возгорания в район бедствия вылетает группа БВС-ВТ450 и приступает к борьбе с пожаром. При необходимости унифициро­ ванный НПУ позволяет увели­ чить состав и типаж противо­ пожарной авиагруппы. - Что вы думаете о перспек­ тивах государственно-част­ ного партнёрства в оборон­ но-промышленном комплек­ се? Созданыли эффективные и взаимовыгодныемеханизмы такого партнёрства? Ведь не секрет, что сфера ОПКдо по­ следнего времени считалась малопривлекательной для частного бизнеса. - Мне сложно ответить на этот вопрос . Мы были и остаёмся • • одной из немногих полностью частных компаний в оборонке . Для нашей фирмы партнёрство с государством перспективно. Конечно же, нам приходится решать сложные организацион­ ные, конструкторские, техниче­ ские, технологические задачи. Вместе с тем они интересны для любого творческого специалис­ та - как руководителя, и нже­ нерно-технического работника, так и рабочего. С другой стороны, Минобо­ роны - надёжный заказчик в финансовом плане, а зто прив­ лекательно для любого частного бизнеса. Тем более сейчас, когда военное ведомство проводит долгосрочное авансирование работ по заключённым контрак­ там. Стабильные денежные по­ ступления привлекательны для компании и её коллектива . - Оборонно-промышленный комплекс, как и Вооружённые силы, славится своими мно­ голетними традициями вер­ ного служения Отечеству. Что делается сегодня для со­ хранения исторической памя­ ти?Для героико-патриотиче­ ского воспитания нового поко­ ления оборонщиков, которым недовелось пройти через испы­ тания ни Великой Отечест­ венной, нихолоднойвойны? - Компания "Кронштадт" ведёт свою историю с новой России, она создана в 1991 году и рань­ ше именовалась "Транзас". Мы специализировались в том числе на разработке интерактивных комплексов для образования и военно-патриотического воспи­ тания, так что со времён своего создания мы тоже сохраняем историческую память и воспиты­ ваем патриотов. В настоящее время в нашей компании патриотизм выража­ ется в постоянном её развитии и в заботе о персонале. Мы стро­ им в Дубне серийный завод по производству беспилотных авиа­ ционных комплексов. Создаём современное инновационное производство мирового уровня. Мы заботимся и об экологии. На производственной площадке создаются высокотехнологич ­ ные , комфортабельные , свет­ лые, чистые рабочие места. Сроки установлены жёсткие, строительство ведётся макси ­ мально быстро. Параллельно с этим набира­ ем команду сотрудников. На но­ вом предприятии запланирова­ ны вакансии для около 1500 че­ ловек. Им, помимо всего прочего, предстоит создавать новую стра­ ницу авиационной истории . Каж­ дый новый сотрудник станет зве­ ном крепкой цепи будущего оте­ чественной и мировой авиаци­ онной промышленности и сможет проявить себя. Поэтому мы ищем не просто инженеров и рабочих, а единомышленников, которые помогут нам создавать в России новую подотрасль авиапрома. Мы прорабатываем жилищ­ ную программу для сотрудников в Дубне, в которой в том числе предусмотрена частичная ком­ пенсация аренды жилья, с не­ которыми банками есть догово­ рённость о льготной ипотеке. Всё вышеперечисленное раз­ ве не способствует повышению патриотизма и гордости за стра­ ну? Мы вошли в очень малень­ кий круг создателей беспилот­ ных авиационных комплексов мирового уровня. Нашими комп ­ лексами военного и граждан­ ского назначения активно инте­ ресуются иностранные заказ ­ чики в СНГ, Ближневосточном и Азиатско-Тихоокеанском регио­ нах. Это п рямое свидетельство роста престижа нашей Родины на мировом рынке беспилотни ­ ков . Здесь и сейчас компания создаёт то, чем в будущем будут гордиться наши внуки. юриu АВДЕЕВ. "Красная з8езда" . • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz