На страже Заполярья. 2021 год. Ноябрь.
8 * на стrаж1 1аnал1rь1 НА РУБЕЖЕ БЕСПИЛОТНОГО ПРОРЬIВА При сотрудничестве с Министерством обороны РФ сформирован новый российский авиакластер 4 ф j Вместе с Министер- ством обороны фирма прошла этапы по разработке, испытаниям. По нашей оценке, это сотрудничество дало пло дотворные результаты. "Кронш тадт" первым в России создал линейку крупных разведыва тельно-ударных беспилотных авиационных комплексов. Мы первыми в России получили заключение на право серийного производства крупноразмерных беспилотников. Наш вклад в укрепление во енно-технического потенциала страны предлагаю рассмотреть на примере беспилотного авиа ционного комплекса "Орион", известного российским военным под именем "Иноходец" . Прежде всего его планер имеет совер шенную аэродинамическую фор му, которая позволяет беспи лотному воздушному судну дости гать высоких показателей по дальности и продолжительнос ти полёта. Оно может находиться в воздухе более суток. Кроме того, мы первыми раз работали и внедрили на воз душном судне, созданном почти полностью из композиционных материалов, энергоэффектив ную противообледенительную систему. Её уникальность в том, что она предотвращает обледе нение планера с минимальны ми затратами электроэнергии. Беспилотник "Орион" - един ственный в России аппарат, ко торый может взлетать и при земляться в условиях отсутствия спутниковой навигации . В его инерциальный навигационный комплекс входит автономная радиолокационная система. Его узлы и агрегаты, а также про граммное обеспечение (ПО) созданы инженерами компании "Кронштадт" в кооперации с другими российскими компа ниями. Кроме того, мы гордимся соз данной нашими специалистами системой управления и связи. Технические средства и ПО, заложенные в систему управ ления "Ориона", позволяют осу ществлять прямой обмен видео и командной информацией с пилотируемой авиацией, артил лерией, ПВО и другими родами войск, что значительно сокра щает время принятия решений . Следующий наш вклад в по вышение оборонного потенциа ла - это наземный пункт уп равления (НПУ) комплекса "Орион". Он унифицирован и обеспечивает управление большинством российских беспилотников. На его базе можно создать централизо ванную систему управления разнородными беспилотными летательными аппаратами разного типажа, назначения . В этом году под эгидой воен ного ведомства мы провели военно-технический экспери мент и проверили управляе мость с НПУ разнотипных ап паратов разработки ООО "Специальный технологиче ский центр" ("Орлан- 1 О") и АО "Концерн "Калашников" (ZALA). Были успешно смоделированы и отработаны совместные действия смешанной группи ровки беспилотников в усло виях , близких к реальному полю боя , насыщенному сред ствами радиоэлектронного и огневого противодействия . По лученный положительный ре зультат по управлению этой группировкой наглядно про демонстрировал перспектив ность и правильность выбран ного пути развития в части ис пользования технологий ис кусственного интеллекта. Данные технологии позволяют реш ать задачи автономного 19 ноября 2021 года • группового и роевого приме нения с управлением от одного НПУ разработки АО "Кронштадт". При этом решение задач раз ведки, нанесения ударов, ра диоэлектронного противодейст вия и подавления выполняется автономно либо с высокой сте пенью автоматизации. Мы стре мимся минимизировать участие оператора, оставить в его ком петенции лишь принятие кри тически важных решений. По этому скрупулёзно проводим по этапную проверку надёжности и апробирования каждого эле мента программного обеспече ния. Ещё раз подчеркну, что уни фицированный наземный пункт управления полностью функ ционирует под управлением ПО, разработанного нашими спе циалистами. К тому же специализирован ное ПО для всех типов наших беспилотных авиакомплексов и средства обработки накоплен ных данных по результатам ос мотров и обследований позво ляют прогнозировать состояние объектов во времени, а также с учётом условий их эксплуата ции. О повышении военно-техни ческого потенциала свидетель- ствует ещё один факт - опре делённый интерес к "Ориону" проявляют другие российские силовые ведомства, а также за казчики из Азиатско-Тихоокеан ского региона и Ближнего Вос тока. Не вдаваясь в детали, от мечу: приятной неожиданнос тью стал интерес к нашей про дукции со стороны государств, ранее не выступавших в роли клиентов по линии Рособорон экспорта. По нашим оценкам, это обус ловлено тем, что комплекс "Ори он" применим для выполнения широкого круга задач, в том числе патрулирования границ, - Мы решили сконцентри ровать усилия на авиацион ной тематике, так как, на наш взгляд, сегодня это наиболее перспективное направление бизнеса. Cepzeu БОГАТИКОВ. С приобретением научно-про изводствен ного предприятия "Стрела" мы получили хорошие компетенции. "Стрела" имеет большой опыт в создании бес пилотных воздушных судов вер толётного типа . Таким образом, мы вошли в новую для себя перспективную рыночную нишу, расширили продуктовый ряд и ещё заполучили команду опыт ных и высококвалифицирован ных разработчиков . К тому же производствен ные мощности строящегося завода в Дубне позволят про изводить различные беспи лотные авиационные комп лексы . - Министерство обороны сегодня уделяет большое внимание организации об служивания вооружения и техники на протяжении все го их жизненного цикла. В вашем случае насколько эффективно выстраивает ся этот цикл во взаимо действии с военным ведом ством? - Сегодня мы готовы заклю чать контракты полного жиз ненного цикла и поддержи- вать работоспособность на шей продукции. В случае с комп лексом "Орион" это срок не ме нее 20 лет. Одновременно с освоением серийного производства мы приступили к подготовке базы для сервисного обслуживания. Создали информационную сис тему на основе технологий xml под управлением РLМ-системы. Пилотный проект прошёл апро бацию и уже успешно внедрён. Для комплектов эксплуатацион ной документации разработаны и интерактивные анимирован ные руководства. Такие циф ровые двойники изделия уско- Если раньше "Кронштадт" специализировался на крупных беспилотниках самолётноrо типа, то в этом году мы предложили рынку новый тип воздушноrо судна морской акватории. Его привле кательность для инозаказчиков и в том, что он имеет открытую архитектуру. Мы можем по же ланию заказчика осуществлять доработку "Ориона" по его бое вым и разведывательным ха рактеристикам за счёт интегра- ции целевого оборудования, авиационных средств пораже ния, в том числе иностранного произ водства. - АО "Кронштадт" ушло от так называемой морской те мы, а не так давно приросло вертолётной. По каким при чинам выполнена смена при оритетов? ряют и упрощают обслуживание комплекса как конструкторами, так и эксплуатантами . Налажи ваем систему по оперативному изменению электронной доку ментации с учётом сделанных конструктивных изменений , усо вершенствований. - Научно-технический прог ресс не стоит на месте. На какие технологические вызо вы, по вашему мнению, пред стоит ответить в ближай шие годы российскому ОПК? Ваше видение будущего обо ронной промышленности в двадцатые годы в связи с ростом возможностей искус ственного интеллекта, робо- • тизацией производства и цифровой трансформацией технологических процессов? - Говорить за всю российскую промышленность и даже за всю оборонку не могу. Но повторюсь: в настоящее время мы вместе с Минобороны фактически созда ём новую отрасль. Вот это наш главный технологический вызов. Имеется и другой вызов. У нас в стране и за рубежом не сформирована законодатель ная база в области гражданского беспилотья . Россия может стать первопроходцем в этом вопросе, мы активно участвуем в его решении. " В последние годы немало говорится о проблеме импор тозамещения, возникшей в связи с недружественной по зицией западных стран в от ношении России, особенно пос ле Крымской весны 2014 года. На каком этапе решения это го вопроса мы сегодня нахо димся? может решать и наш более круп ный беспилотник "Гелиос-РЛД". Этот комплекс также может обеспечивать радиосвязь в слу чае чрезвычайных ситуаций в качестве ретранслятора. Его можно использовать и для конт роля воздушной обстановки в районе бедствия. Притчей во язьщех стали лес ные пожары. Беспилотники боль шой продолжительности полёта могут применяться для проти вопожарного патрулирования лесов и раннего обнаружения возгораний. "Орион", "Гелиос-РЛД" мы предлагаем Авиалесохране и МЧС, но пока для них это дорого. Есть вполне понятный фронт ра бот, известны цифры о лётных часах, потребностях в обслужи вании, выполнен расчёт суммы требуемого ежегодного финан сирования . Проект можно на чать в экспериментальном ре жиме . Если государство хочет реализовать такой гражданский Продукция нашей компании полностью состоит из отечественных комплектующих. Мы работаем в интересах безопасности страны как в военном, так и в гражданском секторе - Продукция нашей компании проект, то необходимо принятие полностью состоит из отечест венных комплектующих. Мы ра ботаем в интересах безопаснос ти страны как в военном, так и в гражданском секторе. Комплек тующие иностранного произ водства можем установить в рам ках выполнения контрактов с инозаказчиками. - Создание современных воо ружений, военной и специаль ной техники сегодня немыс лимо без опоры на фундамен тальные и прикладные науки. На этом участке сегодня всё активнее заявляет о себе военный техно- полис ЭРА в Анапе. Осуществляет ли ваша компания взаи модействие с ним? - "Кронштадт" входит в перечень организа ций, с которыми у во енного технополиса ЭРА заключено согла шение о партнёрстве. Компания поставила в технополис своё про граммное обеспечение для виртуальной тре нажёрной среды. Мы внимательно следим за тем, что происходит в лаборатории искус ственного интеллекта технополиса. - Президент России не раз обращал вни- мание на необходимость ре шать проблемы диверсифи кации в высокотехнологич ных отраслях ОПК в меняю щихся рыночных условиях. Есть ли здесь у российских оборонщиков серьёзный задел в этой области? Насколько оборонка способна стать ло комотивом в развитии граж данского сектора промыш ленности? - Беспилотные авиакомплек сы - это продукция двойного на значения . Они создаются по мо дульному принципу - на них мож но устанавливать и быстро ме нять разные полезные нагруз- ки . Наш флагманский проект "Орион'', диверсифицирован ный для гражданского рынка , сейчас проходит через ком плекс сертификационных ра бот по его соответствию дей ствующим нормам, требова ниям и правилам воздушного законодательства. Беспилот ник оснащён всеми специа лизированными системами в соответствии с нормативными требованиями, действующими в отношении гражданских воз душных судов, в том числе си стемой оповещения об опас ном сближении с воздушным судном или земной поверх ностью. В такой конфигурации "Ори он" может выполнять авиацион ные работы, связанные с воз душным патрулированием, мо ниторингом, аэросъёмкой и до ставкой грузов в труднодоступ ные районы. В частности, он может вести ледовую разведку в Арктике для обеспечения судо ходства на трассе Северного морского пути. Подобные задачи в будущем решения на правительственном уровне по его субсидированию по линии Авиалесохраны или МЧС. В данном случае диверсифи кация возможна при форми ровании рыночной ниши для беспилотников при участии госу дарства, которое определит за конодательно-правовую основу и другие правила игры как для госструктур, так и для частного бизнеса. Только в этом случае диверсификация даст нам воз можность вести более сбалан- сированный бизнес и выйти на гражданский рынок. Если раньше "Кронштадт" спе циализировался на крупных бес пилотниках самолётного типа , то в этом году мы предложили рын ку новый тип воздушного судна . Например, на Международ ном военно-техническом фору ме "Армия-2021" мы представи ли беспилотный вертолёт для тушения пожаров БВС-ВТ 450 с максимальной взлётной массой 450 кг. Он способен действовать в температурном диапазоне на ружного воздуха от -30°С до +4О 0 С. По желанию заказчика мы можем изготовить и поста вить комплекс в нужном клима тическом исполнении для тем ператур от -50°С до+ 50°С хоть в Арктику, хоть в пустыню. Этот ап парат вертолётного типа может использоваться для мониторин га, грузоперевозок и выполне ния противопожарных миссий. Например, "Орион" выполня ет противопожарный монито ринг. При обнаружении очага возгорания в район бедствия вылетает группа БВС-ВТ450 и приступает к борьбе с пожаром. При необходимости унифициро ванный НПУ позволяет увели чить состав и типаж противо пожарной авиагруппы. - Что вы думаете о перспек тивах государственно-част ного партнёрства в оборон но-промышленном комплек се? Созданыли эффективные и взаимовыгодныемеханизмы такого партнёрства? Ведь не секрет, что сфера ОПКдо по следнего времени считалась малопривлекательной для частного бизнеса. - Мне сложно ответить на этот вопрос . Мы были и остаёмся • • одной из немногих полностью частных компаний в оборонке . Для нашей фирмы партнёрство с государством перспективно. Конечно же, нам приходится решать сложные организацион ные, конструкторские, техниче ские, технологические задачи. Вместе с тем они интересны для любого творческого специалис та - как руководителя, и нже нерно-технического работника, так и рабочего. С другой стороны, Минобо роны - надёжный заказчик в финансовом плане, а зто прив лекательно для любого частного бизнеса. Тем более сейчас, когда военное ведомство проводит долгосрочное авансирование работ по заключённым контрак там. Стабильные денежные по ступления привлекательны для компании и её коллектива . - Оборонно-промышленный комплекс, как и Вооружённые силы, славится своими мно голетними традициями вер ного служения Отечеству. Что делается сегодня для со хранения исторической памя ти?Для героико-патриотиче ского воспитания нового поко ления оборонщиков, которым недовелось пройти через испы тания ни Великой Отечест венной, нихолоднойвойны? - Компания "Кронштадт" ведёт свою историю с новой России, она создана в 1991 году и рань ше именовалась "Транзас". Мы специализировались в том числе на разработке интерактивных комплексов для образования и военно-патриотического воспи тания, так что со времён своего создания мы тоже сохраняем историческую память и воспиты ваем патриотов. В настоящее время в нашей компании патриотизм выража ется в постоянном её развитии и в заботе о персонале. Мы стро им в Дубне серийный завод по производству беспилотных авиа ционных комплексов. Создаём современное инновационное производство мирового уровня. Мы заботимся и об экологии. На производственной площадке создаются высокотехнологич ные , комфортабельные , свет лые, чистые рабочие места. Сроки установлены жёсткие, строительство ведётся макси мально быстро. Параллельно с этим набира ем команду сотрудников. На но вом предприятии запланирова ны вакансии для около 1500 че ловек. Им, помимо всего прочего, предстоит создавать новую стра ницу авиационной истории . Каж дый новый сотрудник станет зве ном крепкой цепи будущего оте чественной и мировой авиаци онной промышленности и сможет проявить себя. Поэтому мы ищем не просто инженеров и рабочих, а единомышленников, которые помогут нам создавать в России новую подотрасль авиапрома. Мы прорабатываем жилищ ную программу для сотрудников в Дубне, в которой в том числе предусмотрена частичная ком пенсация аренды жилья, с не которыми банками есть догово рённость о льготной ипотеке. Всё вышеперечисленное раз ве не способствует повышению патриотизма и гордости за стра ну? Мы вошли в очень малень кий круг создателей беспилот ных авиационных комплексов мирового уровня. Нашими комп лексами военного и граждан ского назначения активно инте ресуются иностранные заказ чики в СНГ, Ближневосточном и Азиатско-Тихоокеанском регио нах. Это п рямое свидетельство роста престижа нашей Родины на мировом рынке беспилотни ков . Здесь и сейчас компания создаёт то, чем в будущем будут гордиться наши внуки. юриu АВДЕЕВ. "Красная з8езда" . • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz