На страже Заполярья. 2021 год. Май.

6 сТр. * на стrаЖЕ 3апалlrьи 28 мая 2021 года Виталии ТРЕТЬЯКОВ: мощныIE вооружЁнныIE силыI нЕоБходимыI РОССИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ Защита Отечества для нашего человека - это реальность, в которой жили сотни миллионов наших предков 4Ш. Любому здраво- мыслящему человеку понятно: чем протяжённее твои границы, тем больше усилий и средств необходимо для того, чтобы их охранять. Подчёркиваю - здравомыслящему. Когда же гра­ ницы твоего "участка" прости­ раются на 60 тысяч километров и находится он, увы, в окружении не только союзников и партнё­ ров, ты как дальновидный и от­ ветственный хозяин не должен питать иллюзий. Ибо войны и вооружённые конфликты на пла­ нете, к сожалению, не иссякли. Казалось бы, я говорю о ба­ нальных и вполне очевидных вещах. Но некоторые люди в силу разных причин либо вообще не представляют, что такое реаль­ ная международная обстановка, реальная история, либо созна­ тельно игнорируют эти факторы, выбирая идеологически удобную и выгодную для себя позицию. Между тем со стороны Юга и Запада, и прежде всего нынеш­ ней Европы, на протяжении последних веков военная сила в отношении России при меня­ лась регулярно. При этом стра­ ны, пытавшиеся нас поработить, всегда обладали определённой идеологической и политической сплочённостью, которую им обеспечивала, в частности, Рим­ ская католическая церковь. Ибо Священная Римская империя германской нации - это не только немцы. Фактически это прообраз нынешнего Евросоюза и, между прочим, гитлеровского "антико­ минтерновского пакта". В силу того, что технический прогресс в этих странах до середины хх века шёл быстрее, чем у других на­ родов, они, как правило, обла­ дали более совершенным ору­ жием, которое использовали против других весьма безжало- стно. И именно эти страны послед­ ние 500 лет всё время пытались расшириться, распространить своё влияние на восток. В том числе и на наши земли, на земли, заселённые теми, кого мы назы­ ваем великороссами, малорос­ сами, белорусами. Как дейст­ вовала при этом Русь, а потом и Россия? Естественно, сопротив­ лялась. С большим или мень­ шим успехом отстаивала свои рубежи. А иногда была вынуж­ дена заходить и в глубь клас­ сической Западной Европы для того, чтобы зафиксировать свою военную и политическую победу на несколько десятилетий. Доль­ ше века это практически никогда не длилось. То есть мы можем констати­ ровать, что угроза, включая во­ енную угрозу независимости Рос­ сийского государства, как бы оно при этом ни называлось, и на­ шей православной вере, кото­ рая в прошлые века была клю­ чевой ценностью нашего насе­ ления, основой его мировоззре­ ния, самосознания и националь­ ной психологии, всегда исходила именно от Запада. Более того, в ряде случаев ре­ лигиозные, политические и во­ енные доктрины государств, ко­ торые наступали на нас с запад­ ного направления, помимо за­ хвата земель, предполагали внедрение своей идеологии, прежде всего как раз в виде ре­ лигии. Чего, например, никогда не требовала Золотая Орда. А то и замышлялось полное уничто­ жение нас как нации. Особенно явственно это проявилось во время Великой Отечественной войны. Именно поэтому в истории России последних веков наибо- • лее значимы три даты. Это 1612 год - изгнание поляков после Смутного времени. Это 1812 год­ изгнание Наполеона. И 1945-й - изгнание и разгром Гитлера. При Вита",и" ТретЫIlСО6. этом людоедская сущность гитле­ ровского нашествия сомнению не подлежит, поскольку в основе его лежало уничтожение русских как нации или перевод их в со­ стояние рабов, призванных об­ служивать арийскую расу. За­ метьте, это было не мрачное Средневековье, а середина ми­ нувшего столетия. Следовательно, Россия имеет как минимум три повода ежегод­ но проводить грандиозные воен­ ные парады. Ибо победы в этих кровопролитных войнах она одерживала и силой духа, и си­ лой оружия. Такая нормальная, совершенно не идеологизиро­ ванная логика для нас крайне важна. Потому что благодаря этим победам мы сохранились и как народ, и как независимое государство. Почему же мы не можем отмечать эти историче­ ские события в том числе в фор­ ме военного парада? - Продолжая военную тему, замечу, что из школ факти­ чески ушёл военрук - подчас единственный мужчина в пе­ дагогическом коллективе. Мин­ обороны пытается как-то компенсировать эту пусто­ ту: курирует "Юнармию", со­ здаёт центры военно-патрио­ тического воспитания "Аван­ гард". Но разве это не задача всего нашего социума? - Я учился в обычной совет­ ской школе, где, естественно, был военрук. На занятия по начальной военной подготовке мы приходили в рубашках и галстуках защитного цвета, то есть армейский ритуал в облег­ чённой форме там присутство­ вал. Мальчики изучали различ­ ные аспекты военного дела, девочки постигали азы медицин­ ской подготовки. На журфаке МГУ, куда я затем поступил, была военная кафедра, после оконча­ ния которой мы получали офи­ церские звания. Один день в неделю у нас был "военным". Были и военные лагеря, учебные стрельбы, обкатка танками, нужным. Множеству других лю­ дей, параллельно со своей про­ фессией осваивавших военное дело, это потом ещё как при­ годилось. Спросите их: они столь же иронично отзываются теперь о военной подготовке, которую давали им в школе и вузе? Ду­ маю, что нет. Как и любой навык, который неожиданно может пригодиться в жизни, навыки военные лишними не будут. Я уже не говорю о важности такой подготовки с учётом того, что мощные Вооружённые силы необходимы России по опреде­ лению. Армии ведь есть даже у малых государств. Даже у Швей­ царии, нейтралитету которой, причём подтверждавшемуся и всеми воюющими сторонами во время войн, более 300 лет. Что уж говорить о России, которой требуется не только профессио­ нальная армия, но и хорошо обученный мобилизационный резерв. Требуются не хлюпики и неучи, а здо­ ровые, грамотные, мно­ гое знающие и умеющие люди. Конечно, всё нужно постоянно обновлять и модифицировать. По­ чему бы сейчас, напри­ мер, в рамках военной подготовки не осваи­ вать в современной школе вождение авто­ мобиля? Это же многим потребуется не только на военной службе. Всё равно все выпускники школ через год-два будут этому обучаться уже по собственной инициа­ тиве. Одно это, на мой взгляд, сделало бы ны­ нешнюю школьную во­ енную подготовку гораз­ до более привлекатель­ ной даже для самых записных иронистов и так называемых пацифистов. А разве не может пригодиться в жизни умение оказывать пер­ вую медицинскую помощь, вы­ живать в экстремальных усло­ виях? Я не специалист в этой сфере, не берусь давать ка­ кие-то конкретные рекоменда­ ции. Но уверен, что военная подготовка в стены школы долж­ на в той или иной форме вер­ нуться. Дело это со всех точек зрения полезное. Однако надо по­ нимать, что во мно­ гом оно диссонирует со взглядами, насаж­ даемыми сегодня среди молодёжи. По­ этому кто-то, напри­ мер, начинает рас­ суждать о пацифиз­ ме, не отдавая себе отчёта в том, кто тебя, пацифиста, будет за­ щищать в случае воо­ ружённого нападе­ ния на твою страну. Во многом всё это сводится к отсутствию чёткой общенацио­ нальной идеологии, которая подчас за­ меняется либо квази­ идеологиями местного разлива, либо идеологией, привнесённой с Запада, поскольку там на этой ниве задействована мощнейшая пропагандистская машина. Она методично обрабатывает наше население, и молодёжь в первую очередь. Оказывает своё нега­ тивное влияние и противоречие между идеей возрождения во­ енной подготовки в школе и тем, что слышит молодой человек из телевизора, а порой и на уроках истории или литературы. Ведь если советский период описы­ вается как непрерывная череда преступлений и репрессий ... Так Русские на ПРОТЯ1Кении веков сопротивлялись и сопротивляются экспансии Запада - военной, экономической, идеолоmческой марш-бросок "в полной выклад­ ке" и в финале - сдача госэкза­ мена по военной подготовке. И у большинства особой аллергии это не вызывало. Хотя студенты - народ ироничный. Они к боль­ шинству предметов, которые изучают, относятся с иронией. Только тот, кто уже пожил, многое повидал и узнал после окончания школы и вуза, может быть в этом смысле объективен. Он понимает, что в жизни ничего в принципе не может быть не- что дело не столько в присут­ ствии военной подготовки в шко­ ле, сколько в том, что она всту­ пает в противоречие с суммой тех идеологий, под давлением ко­ торых находится современный школьник. - Вы не раз отмечали, что современное образование дви­ гается не в том направле­ нии ... - Я действительно против об­ разовательной реформы в шко­ лах и вузах в том виде, в котором • она осуществлялась в 1990-е годы и во многом продолжается сейчас. Ибо я вижу тот продукт, который поступает в том числе к нам, в Высшую школу телевиде­ ния МГУ. Университетское об­ разование мне тем более зна­ комо, и смею утверждать, что такой бюрократии, такого коли- рушение того, что можно назвать "пантеоном советских святых". Если ты забываешь, что история твоей страны и основа её сегод­ няшней независимости - это во многом и история сражений на поле брани, ты неминуемо мини­ мизируешь героическое в своей истории.Чем,естественно, поль- Победы в кровопролитных войнах Россия одер­ живала и силой духа, и силой оружия чества бумаг, которые ныне нуж­ но оформлять и куда-то отправ­ лять, я не видел никогда в жиз­ ни. Давно доказано, что система образования формирует созна­ ние населения, будущих поко­ лений. И разные системы обра­ зования могут привести к прямо противоположному результату, поскольку они по-разному воз- действуют на людей. Советская система образования факти­ чески повторяла дореволюцион­ ную систему. Кстати, она пришла к нам в XVIII веке из Германии - одной из самых просвещённых на тот момент стран. Основой этой системы были классические фундаментальные науки. Вклю­ чая математику, которая разви­ вает логическое мышление. Включая историю, литературу и родной язык. Ибо на каком языке ты говоришь, тому коллек­ тивному сознанию ты подчиня­ ешься. Бандеровцы не случайно зуются идеологические против­ ники. И ты неминуемо отрица­ ешь в своей истории всё то, что отрицать нельзя. Потому что защита Отечества для нашего человека - это не какие-то спущенные сверху идео­ логические догмы, а реальность, в которой жили сотни миллионов наших предков. Идущее фоном патриотическое воспитание без достаточного знания нашей исто­ рии, включая военную, неми­ нуемо обесценится. Потому как под любым лозунгом должен быть факт, событие, знакомое тебе и понимаемое тобой. Вот чем оборачивается упро­ щенчество, облегчение процесса обучения. По этой формуле каж­ дое последующее поколение бу­ дет стремиться к тому, чтобы ему было легче овладевать знания­ ми. Тогда невежество будет воз­ водиться в принцип обучения. Тогда будут ориентироваться не на первого, а на последнего, кто lIе знать своей великой истории, а тем более стесняться её - грех и невежества, и исторического предательства так настойчиво борются с рус­ ским языком на Украине. Они-то как раз понимают, что, уничтожив русский язык, уничтожишь как самих русских на Украине, так и всякое позитивное упоминание о России. А вот У нас порой люди как будто не понимают значения русского языка, его связи с на­ циональной психологией и на­ циональным сознанием. То же самое касается связки литературы и истории. Многие великие произведения русской литературы, вошедшие в ми­ ровую сокровищницу, как извест­ но, основаны на нашей военной истории, о которой мы уже гово­ рили. Это "Война и мир", "Тихий Дон", "Они сражались за Родину" и т. д. Сужая изучение в школе русской, советской литературы, мы автоматически выбрасыва­ ем элементы нашей истории. При этом нередко оправдыва­ ются тем, что такую литературу, дескать, школьнику ... трудно по­ нять. Тезис, мягко говоря, стран­ ный. Школа - это институт обу­ чения. И давать там исключи­ тельно то, что легко для понима­ ния, значит, снижать планку обу­ чения. Школа для того и сущест­ вует, чтобы овладевать сложны­ ми знаниями. При этом не стоит забывать, что литература и история непо­ средственно связаны с идео­ логией. Отказываясь от совет­ ской литературы, мы отказы­ ваемся и от многого из того, что всегда формировало наш куль­ турно-исторический код. Под эту сурдинку из школьной програм­ мы вымарали целый ряд за­ мечательных произведений, которые, вообще-то говоря, не о КПСС, а о любви к Родине! Они о наших военных победах и пора­ жениях, о героизме людей. В этой связи совершенно созна­ тельным деянием я считаю раз- ничего не знает и знать не хочет. У России великая история, в том числе и военная. В част­ ности, и поэтому нас многие (те, кто раз за разом проигрывал нам геополитически) не любят, а фактически - нам завидуют, а некоторые и опасаются. Не знать своей великой истории, а тем более стесняться её - грех и не­ вежества, и исторического пре­ дательства. В конце концов, стратегически это и опасно, ибо чревато поражения ми в буду­ щем. Модернизация образователь­ ных систем, безусловно, нужна. Но прежде всего нужно осмыс­ ление того, что мы потеряли, что нужно восстановить, а от чего окончательно отказаться ... - Виталий Товиевич, вы об­ ращали внимание и на то, что из-за рубежа нас пытаются учить уму-разуму те, кто сами, образно говоря, если и не • идут ко дну, то гребут явно не в том направлении ... - Для меня это очевидно. Я не считаю себя обладателем всей суммы знаний, накопленной че­ ловечеством, но в любом случае не могу считать себя невеждой. И человеком, которого каждый, кому это взбредёт в голову, будет поучать, а я буду безмолвно слу­ шать. Так пытались долгое вре­ мя и пытаются до сих пор поучать и нашу страну. Правда, в период "перестройки" , а затем и в 1990-е годы Россия сама позволила по­ ставить себя в позу такого по­ учаемого, который-де не разби­ рается ни в политике, ни в эко­ номике,не понимает, что такое "ценности современной цивили­ зации". Слава богу, со значитель­ ной части населения этот морок сошёл. Тем не менее отдельные его рецидивы остаются. Мы порой слишком мало зна­ ем о "цивилизованности" других стран. Присутствует здесь и тот фактор, что в прошлые века европей­ ская наука и культура действительно во мно­ гом способствовали раз­ витию России. Собст­ венно, так у русской ин­ теллигенции и появи­ лась убеждённость в том, что с Запада к нам приходит всё самое цен­ ное. Ещё одним сущест­ венным фактором стал проигрыш советского проекта, чему сопутство­ вало резкое падение жизненного уровня насе­ ления. Это тоже спо­ собствовало формиро­ ванию стереотипа, что за границей всё лучше, вкус­ ней, красивей. Справед­ ливости ради надо при­ знать, что Западная Европа на протяжении почти 500 лет первенствовала в мире и по уровню жизни, и по техноло­ гическому развитию. Но сейчас это уже не так. В Европе на наших глазах всё рушится, и прежде всего разрушается её класси­ ческий культурный код. Но пси­ хология лидерства, основанного в том числе на колониализме, расизме, у многих европейцев остаётся. Быстро она не уле­ тучится. Поэтому европейцы подчас не понимают, почему мы, русские, на которых их расизм тоже распространялся, не счи­ таем их высшей расой. Почему в отличие от многих других народов русские на протяжении веков сопротивлялись и сопротивля­ ются их экспансии - военной, экономической, идеологиче­ ской. Они не могут с этим согла­ ситься, по привычке продолжая считать себя лучшими, часто жестоко в этом ошибаясь. Не надо забывать, что значи­ тельное число европейских стран, не будучи классическими колониями, сами находились под чьим-то господством - гер­ манским, британским ... Для них это нормальное состояние. И они тоже не могут взять в толк, почему русские не хотят согла­ ситься с тем, чтобы они были под кем-то. Такие европейцы не по­ нимают, что инстинкт государст­ венной независимости в России формировался все те 500 лет, что Запад правил остальным миром. Поэтому в Европе есть фанаберия хозяев - немцев, анг­ личан, отчасти французов и фанаберия лакеев, подчинённых. Их возмущает, что они-то под­ чинились, а русские - не хотят! Беседу вё", B",aдu.миp МОХОВ. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz