На страже Заполярья. 2021 год. Май.

4 стр. на сmжЕ зanaлlFы 28 мая 2021 года ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ РОССИИ СДЕЛАЛИ Реализация кардинальных мер по военной реформе позволила по ряду направлений обогнать ..W[j Система управле- ния, которая предпо­ лагает не только большие зна­ ния, но и концентрацию всего накопленного до этого опыта. А следовательно, должен быть очень большой массив информации, которая од­ номоментно, единовре­ менно обрабатывается и позволяет вырабатывать единственно верное и правильное решение. Для этого нужна супермашина (которая, как вы пони­ маете, тоже есть), нужен огромный объём про­ граммного продукта. Здесь появилась не­ обходимость в наших мо­ лодых ребятах, програм­ мистах. Они были соб­ раны и объединены. Было время, когда мак­ симальное количество тех, кто работал над соз­ данием программного продукта для Националь­ ного центра управления, а это основной инструмент управления, доходило до 2,5 тысячи программистов. Они писали и делали программы. Это позволяет нам сегодня предельно эффективно управ­ лять всем хозяйством, потому что сам по себе центр состоит из крупных блоков. Это Центр по­ вседневного управления и Центр боевого управления. Мы можем сделать отдельную лекцию для жённых силах, на флотах, всего 2,4 про цента от необходимого количества приборов учёта, ста­ ло понятно, что эту задачу надо решать. И решать достаточно энергично. И мы практически за год установили все при боры учёта - почти 120 тысяч. Это газ, электричество, вода, тепловая энергия. Эффект не заставил себя долго ждать - 3,5 млрд руб­ лей экономии. Мы перестали от­ носиться к, казалось бы, мело­ чам без должного внимания. Все мелочи учитываются, и это естественным образом влияет Пришло осознание того, что необходимо принимать кардинальные меры, и была принята большая программа по реформе вашей армии общества "Знание" по системам управления в Вооружённых си­ лах. Оно, кстати сказать, должно быть, на наш взгляд, применено и в гражданской сфере, в уп­ равлении субъектами Россий­ ской Федерации. Сегодня созданы простые вещи, например, для сельского хозяйства, когда можно сделать спутниковые снимки посевов и определить урожайность. Есть и другие спутниковые системы, которые в состоянии опреде­ лить урожайность и на конкрет­ ном гектаре, и по всей стране ... Это может быть применено для гражданской сферы. Или аэрофотосъёмка, допус­ тим, при помощи тепловизора тепловых сетей больших горо­ дов, мегаполисов. Для того чтобы понять качество состояния сетей по завершении отопительного сезона. Это то, что может быть взято из нашей военной уп­ равленческой системы. Я спрашиваю некоторых гу­ бернаторов: вы знаете, сколько вы потребляете тепла и энергии? Вы не назовёте ни одного города, в котором мэр скажет, сколько за день потребили электро­ энергии, воды, тепла, газа. А мы не просто с ходу можем назвать, но и на каждый час, сколько потребили Вооружённые силы. Это современные системы управления. Когда мы поняли, что мы имеем во всех Воору- на качество службы. Вы видите, что у нас войска переодеты, переобуты. Мы ушли от шинелей, от портянок, ушли от сапог и подворотничков. Душе­ вые кабины - отдельная история. Первый вопрос, который оша­ рашивал сразу: сколько раз вы ходите в душ? Минимум раз в сутки - утром или вечером. Или дважды, если был трудный день. Тогда почему все остальные должны ходить в баню один раз в семь дней? Мы поставили за полгода 14900 душевых кабин во всех казармах, во всех гарнизонах. Дальше - больше. Приобрели и поставили во все казармы пы­ лесосы. Сегодня уборка - это одна из технологических опера­ ций, которая необходима в лю­ бом доме. И она стала не какой­ то унизительной процедурой, а совершенно естественной ве­ щью для дежурных. Кстати, по большей части это всё проис­ ходит по аутсорсингу. Я привожу только простые примеры, которые лежат на по­ верхности. Задавая самим себе, казалось бы, простые, житей­ ские вопросы, начиная на них от­ вечать, начинаются поиски не просто новых элементов управ­ ления, а поиск целых новых ко­ ординатных систем управлен­ ческой науки. Коль скоро мы говорим об обществе "Знание", важно пони- мать, насколько эффективно мы используем знания. Мы здесь, в Министерстве обороны, задали себе этот вопрос. Это, безуслов­ но, тоже можно подсчитать. Когда вы берёте и опреде- ляете количество призывников с высшим образованием. Их про­ цент растёт. Но другое дело, как мы их используем. Когда вы по­ нимаете, что мы человека с не­ оконченным средним образова­ нием используем так же, как че­ ловека с высшим университет­ ским образованием, то становит­ ся понятно, что это крайне неэф­ фективно. Мы для чего его при­ звали - чтобы обучить ползать по полигону и стрелять из автома­ та? Или мы всё-таки хотим с учётом его высшего образования получить из него человека, кото­ рый будет обслуживать слож­ ные системы? Таким образом появилась идея, и сегодня она довольно хорошо прижилась в Вооружён­ ных силах, это создание научных рот. Мы на сегодня создали уже 18 научных рот. Для того чтобы попасть туда служить, конкурс - 25 человек на место. - Серьёзнее, чем конкурс в самые nрестижные вузы в стране ... - И не только в нашей стране. Вообще трудно найти службу, куда будет такой конкурс. А тут - срочная служба ... Мы, конечно, ушли от этого, когда поняли, что это крайне востребован но. Скажу, может быть, крамольную вещь - во многом мы увидели это, когда пришло понимание, что этих лю­ дей надо использовать макси­ мально. В данном случае я бы не хотел, конечно, сравнивать это всё. Но подход примерно та­ кой же - максимально эффек­ тивное использование тех зна­ ний и того опыта, который эти ре­ бята приобрели. Сегодня это де­ сятки изобретений с патентами. Причём изобретений внедрён­ ных. Это огромное количество программного продукта, кото­ рый делают эти научные роты, и который, естественно, исполь­ зуется у нас на направлении и тактического звена, и на других направлениях. Конечно, здесь мы должны говорить не только о тех, кого мы ДОРОГА КАК МАГНИТ призываем после университе­ тов. Но и о тех, кого мы учим у себя. И здесь, конечно, нужна - не буду говорить новая, сов­ ременная, - но эффективная сис­ тема образования, которую надо выстраивать по-новому, не разрушая старое. Нужна оптимизация, нуж­ ны новые подходы к управ­ лению. В чём они заключаются? у нас есть возможность не только декларировать и определять узкие места, но и расшивать их. Всё в наших руках. Если за забором Во­ оружённых сил сегодня го­ ворят и много обсуждают: семь учебников истории - для чего они нужны в сис­ теме образования, то мы провели конкурс и выбрали учебник истории. Мы на эту тему не спорим - у нас учеб­ ник истории понятный И яс­ ный. Надо преподавать то, что действительно говорит об истории нашей страны, а не разного рода домыслы и фантазии, которыми обросла историческая наука. Дальше пошло всё, что свя­ зано с созданием электронной библиотеки. Единая электрон­ ная библиотека - библиотечный фонд всех Вооружённых сил и учебных заведений. Мы этому уделили огромное внимание, приобрели большой объём обо­ рудования для оцифровки. А с учётом того, что У нас есть откры­ тая часть и есть закрытая, её надо каким-то образом сделать доступной тем, кому она должна быть доступной. А с другой стороны, чтобы это всё было оперативно. Сейчас мы находимся на ста­ дии ухода от этих больших порт­ фелей с учебниками и тетрад­ ками. Занимаемся тем, чтобы у нас у всех курсантов и слуша­ телей были ноутбуки, чтобы они могли из любой точки войти в Сеть. Во многих учебных заве­ дениях это уже сделано. Конеч­ но, есть сложности, есть труд­ ности. Но всё это преодолимо и решаемо. Дальше у нас идёт, естест­ венно, дистанционное препо­ давание. Дальше мы идём к при влечению лучших специа- листов по преподаванию. Мы, естественно, смотрим за внеш­ ним пери метром и видим луч­ ших экспертов. Их привлекаем для чтения лекций в наших выс­ ших учебных заведениях. У нас начали преподавать конструкто­ ры самого современного ору­ жия. И здесь возник следующий вопрос. Вообще, вся жизнь сос­ тоит из вопросов, ответы на ко­ торые, казалось бы, лежат на поверхности. Почему мы в сос­ тоянии подготовить офицера за два года военной кафедры и за полтора месяца полевых сборов и не в состоянии за то же время подготовить рядового или сер­ жанта, который бы мог работать на современной технике, об­ служивать её и встать в моби­ лизационный резерв? Тогда мы посмотрели - а дей­ ствительно, почему? Человек учится в институте, после этого он должен на год оторваться от профессии и уйти служить. Не по профессии. И после этого вер­ нуться, может быть, утратив те возможности, которые у него были изначально после оконча­ ния высшего учебного заведе­ ния. Президент России в одном из своих посланий дал нам пору­ чение. Оно было отработано, и сегодня мы имеем в 109 вузах, центрах подготовки 60 тысяч человек, проходящих службу без отрыва от учёбы. Главное, мы за это время подтягиваем и выби­ раем тех специалистов, которые в дальнейшем могут пойти на контрактную службу и служить на "Искандерах", на С-300, С-400. На сложных системах. Конечно, очень много таких ребят, которые, обретя эту про­ фессию, имеют возможность пойти служить на контракт. Уви­ дев это и поняв, что это достаточ­ но важная составляющая для военно-промышленного ком­ плекса, когда можно пройти службу и дальше работать в ВПК, мы создали уже научно-произ­ водственные роты. И я надеюсь, что этот наш опыт будет распространяться, потому что мы бы хотели, чтобы создание мобилизационного резерва приобрело новое ка­ чество. Это не просто те, как в советское время их называли, "партизаны", которых сняли с комбайна, сказали - вот тебе танк, будем "воевать". Сейчас нужно, чтобы этот резерв был хорошо подготовлен, обучен, чтобы мы его отмобилизовы­ вали осознанно. Не как живую силу, когда надо сформировать полк Сухопутных войск. Нет, это тот резерв, который готов, ко­ торый уже состоит из людей, про­ фессионально подготовленных. Здесь я перехожу к проверке всего того, что было наработано нашим военно-промышленным комплексом за это время, во­ енной наукой. Где можно ещё проверить оружие? На войне. Как бы мы ни хотели, государ­ ственные испытания, войсковые испытания - это, конечно, хо­ рошо. Но главная оценка всё­ таки ставится в зачётку. И тут мы не можем обойти Сирию. Что нам дала Сирия? Я понимаю, что в простом, обы­ вательском ухе застревает то, что ему туда посылают каждый день и по многу раз. "Зачем нам эта война? К чему мы там?". Я попробую вытащить эти "беруши". У нас были моменты, когда на авиабазе Хмеймим были конструкторы и специа­ листы из 76 различных пред­ приятий и КБ. Мы специально построили там цех, там и сегодня есть оборудование. Мы отра­ ботали более 300 видов разного оружия. Прямо скажу - мы там встретили очень большое коли­ чество неприятных неожидан­ ностей. То оружие, которое при­ нято на вооружение и прошло госиспытания, оружием по сути своей не является. Это и связь, и средства радиоэлектронной борьбы и разведки, и ударные комплексы. Мы полтора десятка образцов просто вообще сняли с вооружения и перестали про­ изводить. Здесь я должен сказать слова благодарности нашей науке, которая очень оперативно вклю­ чилась в это. Она, собственно, довела всё то, что У нас сегодня находится на вооружении, до верхней планки. И сегодня ар­ мия у нас является хорошо обу­ ченной, хорошо оснащённоЙ. Она является одной из лучших армий мира. - Мы живём в мире, в ко­ тором всё очень быстро ме­ няется. Ежедневно, ежеми­ нутно. Появляются новые цели, новые вызовы - внешние и внутренние. Что значит сегодня быть военным? - Быть военным сегодня - это очень престижно. Наш Верхов­ ный главнокомандующий прини­ мал решения, которые, каза­ лось, на тот момент были трудно­ выполнимыми. Он принял ре­ шение о том, что денежное до­ вольствие наших офицеров должно быть выше, чем в веду­ щих отраслях промышленности. И это действительно сегодня со­ блюдается. Сделано всё, чтобы служба в Вооружённых силах была действительно службой Ро­ дине, а не службой на выжива­ ние. Многое ещё надо сделать, но у наших военнослужащих - га­ рантированное получение жилья. От отношения шофёра к вверенной технике зависит успех выполнения учебно-боевых задач 2000-го военнослужащие флотского автобата в сос­ таве десантно-штурмового батальона морской пехоты Северного флота принима­ ли участие в операциях по восстановлению консти­ туционного порядка на тер­ ритории Чеченской Респуб­ лики и ликвидации банд­ формирований на террито­ рии Северного Кавказа. 42 автомобилиста были пред­ ставлены к государствен­ ным наградам. Некоторые из них и по сей день рабо­ тают в части уже в качест­ Be гражданских специа­ листов. Водитель - профессия актуальная, спрос на которую остаётся всегда высоким и "на граж­ данке", и в войсках. Военный автомобилист должен не только обеспечить своевремен­ ность и безопасность перемещения личного состава либо воинских грузов, но и поддер­ живать техническое состояние железного "напарника" . Всеrда в пути - Без нашей работы мо­ жет быть парализована деятельность подразделе­ ний Северного флота, - считает заместитель ко­ мандира отдельного авто­ мобильного батальона по вооружению майор Вла­ димир Ломако. Основная задача ба­ тальона - своевременное обеспечение частей Се­ верного флота всеми ви­ дами имущества. Водители перевозят воинские грузы не только по территории Кольского полуострова и • северо-запада страны, их маршруты пролегают и по дорогам Центральной Рос­ сии. Доставка материаль­ ных ценностей осуществля­ ется непрерывно, а воен­ нослужащие несут кругло­ суточное дежурство. - Это очень ответствен­ ная работа, которая при­ зывает к полной концент­ рации. От каждого водителя требуется не только вы­ сокое профессиональное мастерство, но и внимание, сосредоточеННОСТЬ,неукос­ нительное выполнение ус­ тановленных правил пере- возки особо опасного гру­ за, - говорит майор Ломако. Отдельный автомобиль­ ный батальон Северного флота, которым командует подполковник Дмитрий Ли- гостаев, был сформирован 29 апреля 1955 года на ба­ зе отдельной автотран­ спортной роты. С января по март 1995 го­ да и с октября 1999 по июль Авто.моби,льная техни1Са в ар.мии неза.менu.ма . • С 1959 по 1988 год лич­ ный состав батальона ока­ зывал помощь сельскому хозяйству различных ре­ гионов России, за что мно­ гие военнослужащие были награждены орденом "Знак Почёта" и медалью "За тру­ довую доблесть". В рабочем режиме В батальоне несколько автомобильных рот и под­ разделений обеспечения, техническая часть. Автомобильная рота под- • А1С1Су.му,лятор авто.моби,ля, 1Са1С и ,любое другое техни· чеС1Сое устроиство, нуждается в nериодичес1СО.м обс,лу· живаниu. воза горючего занимается доставкой на военные объ­ екты горюче-смазочных ма­ териалов. Её машины обо­ рудованы специальными цистернами для перевоз­ ки ГСМ. Водители другой роты перевозят всё, начиная от боеприпасов, вооружения и заканчивая продоволь­ ствием и вещевым имущест­ вом. Также подразделение занимается и перевозкой личного состава. Мелкий и средний ремонт машин осуществляют воен­ нослужащие отделения тех­ нического обслуживания, но основная нагрузка в слу­ чаях серьёзных поломок ложится на плечи специа­ листов ремонтного взвода. Командует подразделением старший прапорщик Евге­ ний Ветошкин. В отдельном автомобильном батальоне он прошёл путь от водителя до командира взвода. - Работа есть всегда. Тех- •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz