На страже Заполярья. 2021 год. Май.
4 стр. на сmжЕ зanaлlFы 28 мая 2021 года ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ РОССИИ СДЕЛАЛИ Реализация кардинальных мер по военной реформе позволила по ряду направлений обогнать ..W[j Система управле- ния, которая предпо лагает не только большие зна ния, но и концентрацию всего накопленного до этого опыта. А следовательно, должен быть очень большой массив информации, которая од номоментно, единовре менно обрабатывается и позволяет вырабатывать единственно верное и правильное решение. Для этого нужна супермашина (которая, как вы пони маете, тоже есть), нужен огромный объём про граммного продукта. Здесь появилась не обходимость в наших мо лодых ребятах, програм мистах. Они были соб раны и объединены. Было время, когда мак симальное количество тех, кто работал над соз данием программного продукта для Националь ного центра управления, а это основной инструмент управления, доходило до 2,5 тысячи программистов. Они писали и делали программы. Это позволяет нам сегодня предельно эффективно управ лять всем хозяйством, потому что сам по себе центр состоит из крупных блоков. Это Центр по вседневного управления и Центр боевого управления. Мы можем сделать отдельную лекцию для жённых силах, на флотах, всего 2,4 про цента от необходимого количества приборов учёта, ста ло понятно, что эту задачу надо решать. И решать достаточно энергично. И мы практически за год установили все при боры учёта - почти 120 тысяч. Это газ, электричество, вода, тепловая энергия. Эффект не заставил себя долго ждать - 3,5 млрд руб лей экономии. Мы перестали от носиться к, казалось бы, мело чам без должного внимания. Все мелочи учитываются, и это естественным образом влияет Пришло осознание того, что необходимо принимать кардинальные меры, и была принята большая программа по реформе вашей армии общества "Знание" по системам управления в Вооружённых си лах. Оно, кстати сказать, должно быть, на наш взгляд, применено и в гражданской сфере, в уп равлении субъектами Россий ской Федерации. Сегодня созданы простые вещи, например, для сельского хозяйства, когда можно сделать спутниковые снимки посевов и определить урожайность. Есть и другие спутниковые системы, которые в состоянии опреде лить урожайность и на конкрет ном гектаре, и по всей стране ... Это может быть применено для гражданской сферы. Или аэрофотосъёмка, допус тим, при помощи тепловизора тепловых сетей больших горо дов, мегаполисов. Для того чтобы понять качество состояния сетей по завершении отопительного сезона. Это то, что может быть взято из нашей военной уп равленческой системы. Я спрашиваю некоторых гу бернаторов: вы знаете, сколько вы потребляете тепла и энергии? Вы не назовёте ни одного города, в котором мэр скажет, сколько за день потребили электро энергии, воды, тепла, газа. А мы не просто с ходу можем назвать, но и на каждый час, сколько потребили Вооружённые силы. Это современные системы управления. Когда мы поняли, что мы имеем во всех Воору- на качество службы. Вы видите, что у нас войска переодеты, переобуты. Мы ушли от шинелей, от портянок, ушли от сапог и подворотничков. Душе вые кабины - отдельная история. Первый вопрос, который оша рашивал сразу: сколько раз вы ходите в душ? Минимум раз в сутки - утром или вечером. Или дважды, если был трудный день. Тогда почему все остальные должны ходить в баню один раз в семь дней? Мы поставили за полгода 14900 душевых кабин во всех казармах, во всех гарнизонах. Дальше - больше. Приобрели и поставили во все казармы пы лесосы. Сегодня уборка - это одна из технологических опера ций, которая необходима в лю бом доме. И она стала не какой то унизительной процедурой, а совершенно естественной ве щью для дежурных. Кстати, по большей части это всё проис ходит по аутсорсингу. Я привожу только простые примеры, которые лежат на по верхности. Задавая самим себе, казалось бы, простые, житей ские вопросы, начиная на них от вечать, начинаются поиски не просто новых элементов управ ления, а поиск целых новых ко ординатных систем управлен ческой науки. Коль скоро мы говорим об обществе "Знание", важно пони- мать, насколько эффективно мы используем знания. Мы здесь, в Министерстве обороны, задали себе этот вопрос. Это, безуслов но, тоже можно подсчитать. Когда вы берёте и опреде- ляете количество призывников с высшим образованием. Их про цент растёт. Но другое дело, как мы их используем. Когда вы по нимаете, что мы человека с не оконченным средним образова нием используем так же, как че ловека с высшим университет ским образованием, то становит ся понятно, что это крайне неэф фективно. Мы для чего его при звали - чтобы обучить ползать по полигону и стрелять из автома та? Или мы всё-таки хотим с учётом его высшего образования получить из него человека, кото рый будет обслуживать слож ные системы? Таким образом появилась идея, и сегодня она довольно хорошо прижилась в Вооружён ных силах, это создание научных рот. Мы на сегодня создали уже 18 научных рот. Для того чтобы попасть туда служить, конкурс - 25 человек на место. - Серьёзнее, чем конкурс в самые nрестижные вузы в стране ... - И не только в нашей стране. Вообще трудно найти службу, куда будет такой конкурс. А тут - срочная служба ... Мы, конечно, ушли от этого, когда поняли, что это крайне востребован но. Скажу, может быть, крамольную вещь - во многом мы увидели это, когда пришло понимание, что этих лю дей надо использовать макси мально. В данном случае я бы не хотел, конечно, сравнивать это всё. Но подход примерно та кой же - максимально эффек тивное использование тех зна ний и того опыта, который эти ре бята приобрели. Сегодня это де сятки изобретений с патентами. Причём изобретений внедрён ных. Это огромное количество программного продукта, кото рый делают эти научные роты, и который, естественно, исполь зуется у нас на направлении и тактического звена, и на других направлениях. Конечно, здесь мы должны говорить не только о тех, кого мы ДОРОГА КАК МАГНИТ призываем после университе тов. Но и о тех, кого мы учим у себя. И здесь, конечно, нужна - не буду говорить новая, сов ременная, - но эффективная сис тема образования, которую надо выстраивать по-новому, не разрушая старое. Нужна оптимизация, нуж ны новые подходы к управ лению. В чём они заключаются? у нас есть возможность не только декларировать и определять узкие места, но и расшивать их. Всё в наших руках. Если за забором Во оружённых сил сегодня го ворят и много обсуждают: семь учебников истории - для чего они нужны в сис теме образования, то мы провели конкурс и выбрали учебник истории. Мы на эту тему не спорим - у нас учеб ник истории понятный И яс ный. Надо преподавать то, что действительно говорит об истории нашей страны, а не разного рода домыслы и фантазии, которыми обросла историческая наука. Дальше пошло всё, что свя зано с созданием электронной библиотеки. Единая электрон ная библиотека - библиотечный фонд всех Вооружённых сил и учебных заведений. Мы этому уделили огромное внимание, приобрели большой объём обо рудования для оцифровки. А с учётом того, что У нас есть откры тая часть и есть закрытая, её надо каким-то образом сделать доступной тем, кому она должна быть доступной. А с другой стороны, чтобы это всё было оперативно. Сейчас мы находимся на ста дии ухода от этих больших порт фелей с учебниками и тетрад ками. Занимаемся тем, чтобы у нас у всех курсантов и слуша телей были ноутбуки, чтобы они могли из любой точки войти в Сеть. Во многих учебных заве дениях это уже сделано. Конеч но, есть сложности, есть труд ности. Но всё это преодолимо и решаемо. Дальше у нас идёт, естест венно, дистанционное препо давание. Дальше мы идём к при влечению лучших специа- листов по преподаванию. Мы, естественно, смотрим за внеш ним пери метром и видим луч ших экспертов. Их привлекаем для чтения лекций в наших выс ших учебных заведениях. У нас начали преподавать конструкто ры самого современного ору жия. И здесь возник следующий вопрос. Вообще, вся жизнь сос тоит из вопросов, ответы на ко торые, казалось бы, лежат на поверхности. Почему мы в сос тоянии подготовить офицера за два года военной кафедры и за полтора месяца полевых сборов и не в состоянии за то же время подготовить рядового или сер жанта, который бы мог работать на современной технике, об служивать её и встать в моби лизационный резерв? Тогда мы посмотрели - а дей ствительно, почему? Человек учится в институте, после этого он должен на год оторваться от профессии и уйти служить. Не по профессии. И после этого вер нуться, может быть, утратив те возможности, которые у него были изначально после оконча ния высшего учебного заведе ния. Президент России в одном из своих посланий дал нам пору чение. Оно было отработано, и сегодня мы имеем в 109 вузах, центрах подготовки 60 тысяч человек, проходящих службу без отрыва от учёбы. Главное, мы за это время подтягиваем и выби раем тех специалистов, которые в дальнейшем могут пойти на контрактную службу и служить на "Искандерах", на С-300, С-400. На сложных системах. Конечно, очень много таких ребят, которые, обретя эту про фессию, имеют возможность пойти служить на контракт. Уви дев это и поняв, что это достаточ но важная составляющая для военно-промышленного ком плекса, когда можно пройти службу и дальше работать в ВПК, мы создали уже научно-произ водственные роты. И я надеюсь, что этот наш опыт будет распространяться, потому что мы бы хотели, чтобы создание мобилизационного резерва приобрело новое ка чество. Это не просто те, как в советское время их называли, "партизаны", которых сняли с комбайна, сказали - вот тебе танк, будем "воевать". Сейчас нужно, чтобы этот резерв был хорошо подготовлен, обучен, чтобы мы его отмобилизовы вали осознанно. Не как живую силу, когда надо сформировать полк Сухопутных войск. Нет, это тот резерв, который готов, ко торый уже состоит из людей, про фессионально подготовленных. Здесь я перехожу к проверке всего того, что было наработано нашим военно-промышленным комплексом за это время, во енной наукой. Где можно ещё проверить оружие? На войне. Как бы мы ни хотели, государ ственные испытания, войсковые испытания - это, конечно, хо рошо. Но главная оценка всё таки ставится в зачётку. И тут мы не можем обойти Сирию. Что нам дала Сирия? Я понимаю, что в простом, обы вательском ухе застревает то, что ему туда посылают каждый день и по многу раз. "Зачем нам эта война? К чему мы там?". Я попробую вытащить эти "беруши". У нас были моменты, когда на авиабазе Хмеймим были конструкторы и специа листы из 76 различных пред приятий и КБ. Мы специально построили там цех, там и сегодня есть оборудование. Мы отра ботали более 300 видов разного оружия. Прямо скажу - мы там встретили очень большое коли чество неприятных неожидан ностей. То оружие, которое при нято на вооружение и прошло госиспытания, оружием по сути своей не является. Это и связь, и средства радиоэлектронной борьбы и разведки, и ударные комплексы. Мы полтора десятка образцов просто вообще сняли с вооружения и перестали про изводить. Здесь я должен сказать слова благодарности нашей науке, которая очень оперативно вклю чилась в это. Она, собственно, довела всё то, что У нас сегодня находится на вооружении, до верхней планки. И сегодня ар мия у нас является хорошо обу ченной, хорошо оснащённоЙ. Она является одной из лучших армий мира. - Мы живём в мире, в ко тором всё очень быстро ме няется. Ежедневно, ежеми нутно. Появляются новые цели, новые вызовы - внешние и внутренние. Что значит сегодня быть военным? - Быть военным сегодня - это очень престижно. Наш Верхов ный главнокомандующий прини мал решения, которые, каза лось, на тот момент были трудно выполнимыми. Он принял ре шение о том, что денежное до вольствие наших офицеров должно быть выше, чем в веду щих отраслях промышленности. И это действительно сегодня со блюдается. Сделано всё, чтобы служба в Вооружённых силах была действительно службой Ро дине, а не службой на выжива ние. Многое ещё надо сделать, но у наших военнослужащих - га рантированное получение жилья. От отношения шофёра к вверенной технике зависит успех выполнения учебно-боевых задач 2000-го военнослужащие флотского автобата в сос таве десантно-штурмового батальона морской пехоты Северного флота принима ли участие в операциях по восстановлению консти туционного порядка на тер ритории Чеченской Респуб лики и ликвидации банд формирований на террито рии Северного Кавказа. 42 автомобилиста были пред ставлены к государствен ным наградам. Некоторые из них и по сей день рабо тают в части уже в качест Be гражданских специа листов. Водитель - профессия актуальная, спрос на которую остаётся всегда высоким и "на граж данке", и в войсках. Военный автомобилист должен не только обеспечить своевремен ность и безопасность перемещения личного состава либо воинских грузов, но и поддер живать техническое состояние железного "напарника" . Всеrда в пути - Без нашей работы мо жет быть парализована деятельность подразделе ний Северного флота, - считает заместитель ко мандира отдельного авто мобильного батальона по вооружению майор Вла димир Ломако. Основная задача ба тальона - своевременное обеспечение частей Се верного флота всеми ви дами имущества. Водители перевозят воинские грузы не только по территории Кольского полуострова и • северо-запада страны, их маршруты пролегают и по дорогам Центральной Рос сии. Доставка материаль ных ценностей осуществля ется непрерывно, а воен нослужащие несут кругло суточное дежурство. - Это очень ответствен ная работа, которая при зывает к полной концент рации. От каждого водителя требуется не только вы сокое профессиональное мастерство, но и внимание, сосредоточеННОСТЬ,неукос нительное выполнение ус тановленных правил пере- возки особо опасного гру за, - говорит майор Ломако. Отдельный автомобиль ный батальон Северного флота, которым командует подполковник Дмитрий Ли- гостаев, был сформирован 29 апреля 1955 года на ба зе отдельной автотран спортной роты. С января по март 1995 го да и с октября 1999 по июль Авто.моби,льная техни1Са в ар.мии неза.менu.ма . • С 1959 по 1988 год лич ный состав батальона ока зывал помощь сельскому хозяйству различных ре гионов России, за что мно гие военнослужащие были награждены орденом "Знак Почёта" и медалью "За тру довую доблесть". В рабочем режиме В батальоне несколько автомобильных рот и под разделений обеспечения, техническая часть. Автомобильная рота под- • А1С1Су.му,лятор авто.моби,ля, 1Са1С и ,любое другое техни· чеС1Сое устроиство, нуждается в nериодичес1СО.м обс,лу· живаниu. воза горючего занимается доставкой на военные объ екты горюче-смазочных ма териалов. Её машины обо рудованы специальными цистернами для перевоз ки ГСМ. Водители другой роты перевозят всё, начиная от боеприпасов, вооружения и заканчивая продоволь ствием и вещевым имущест вом. Также подразделение занимается и перевозкой личного состава. Мелкий и средний ремонт машин осуществляют воен нослужащие отделения тех нического обслуживания, но основная нагрузка в слу чаях серьёзных поломок ложится на плечи специа листов ремонтного взвода. Командует подразделением старший прапорщик Евге ний Ветошкин. В отдельном автомобильном батальоне он прошёл путь от водителя до командира взвода. - Работа есть всегда. Тех- •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz