На страже Заполярья. 2021 год. Май.

3 СТр. *: на стrаЖI 3aIIDлlrы 28 мая 2021 года ДЕСАНТ НА АРКТИЧЕСКИЙ ФОРПОСТ РОССИИ ОН высадился на российской военной базе, расположенной на 80-м градусе северной широты • ШII А ещё разлетев- шиеся по информа­ ционному полю тезисы коррес­ пондентов о фактическом ли­ дерстве России в Арктике, ещё одно признание способности наших Вооружённых сил гаран­ тированно обеспечить защиту российских интересов в регионе. Сам же пресс-тур с участием иностранных СМИ, вне всякого сомнения, заблаговременно задал позитивный вектор обсуж­ дению вопросов, поднимаемых на совете, и повысил объектив­ ность освещения в междуна­ родном медиапространстве рос­ сийской государственной поли­ тики и действий Вооружённых сил РФ В арктической зоне. "Арктический трилистник" "рас­ цвёл" в зоне вечной мерзлоты на Земле Франца-Иосифа. Это са­ мый северный российский архи­ пелаг арктических островов, расположенных в бассейне Се­ верного Ледовитого океана за восьмидесятой параллелью. Около полусотни журналис­ тов, в числе которых предста­ вители СМИ из США, Велико­ британии, Франции, Испании, Германии, Китая, Японии, смог- ли впервые увидеть базу "Арк­ тический трилистник" и показа­ тельную тренировку расчётов бе­ реговых ракетных комплексов "Бастион". Преодолев непогоду и попав туда, где сегодня, несмотря на календарную весну, держится суровый минус, они получили неизгладимое впечатление от увиденного. Но прежде чем воен­ ные лётчики доставили сюда информационный десант, на­ помним, что корреспонденты побывали ещё и на флагмане Северного флота, самом круп- факты без внимания. Тут же по­ следовал уточняющий вопрос: "А принять стратегический бом­ бардировщик Ту-95 может?". Начальник штаба армии ВВС и ПВО Северного флота, не раздумывая, уверенно заявил: 1 октября 2018 года на острове Земля Александры была сформирована тактическая (арктическая) группа Северного флота, ставшая самым северным постоянным гарнизоном Российской армии ном неавианесущем ударном боевом корабле в мире, где для них состоялся брифинг с учас­ тием командующего Северным флотом Героя России адмирала Александра Моисеева. Принимал гостей арктический аэродром Нагурская. После вве­ дения в эксплуатацию новой взлётно-посадочной полосы здесь могут садиться воздушные суда любого класса. Об этом журналистам сообщил началь­ ник штаба армии ВВС и ПВО Северного флота генерал-май­ ор Игорь Чуркин. - Аэродром, на котором мы с вами произвели посадку, сдан в эксплуатацию в прошлом году, длина взлётно-посадочной по­ лосы - З,5 тысячи метров, что позволяет аэродрому прини­ мать все классы воздушных су­ дов, - сказал он. Естественно, журналисты не оставили столь существенные "Может!". По его словам, совершенст­ вование аэродромной сети в Арк­ тике значительно повышает воз­ можности применения авиации СФ в интересах контроля в пер­ вую очередь воздушного про­ странства в районе акватории Северного морского пути и по­ зволит обеспечить безопасность этой транспортной артерии с воздуха. Помимо этого, генерал-майор Игорь Чуркин в беседе с журна­ листами отметил, что Северный флот отрабатывает применение истребительной авиации с арк- тических аэродромов. - В нынешнем году мы про­ верили возможности примене­ ния авиации, речь идёт об ис­ требителях МиГ-31, в рамках не­ сения опытного боевого дежур­ ства по ПВО с аэродрома Рога­ чёво архипелага Новая Земля, - сказал он, напомнив также при- сутствующим О том, что на архи­ пелаге Земля Франца-Иосифа два месяца назад под руко­ водством Главнокомандующего ВМФ России проходила комп­ лексная арктическая экспеди­ ции "Умка-2021", в ходе которой был выполнен длительный по­ лёт двух истребителей МиГ-31 с аэродрома Нагурское. - Прошли географическую точ­ ку Северного полюса, успешно выполнили учебно-боевую за­ дачу и вернулись, совершили по­ садку на этот же аэродром, - рас­ сказал генерал-майор Игорь Чуркин и подчеркнул: - Важно отметить, что на Северном фло­ те постоянно отрабатывается применение самолётов опера­ тивно-тактической авиации, в том числе истребителей, с аэро­ дромов в арктической зоне от­ ветственности. Отвечая на вопросы журна­ листов, он также рассказал, что авиация Северного флота пе­ риодически сопровождает само­ лёты-разведчики НАТО над Ба­ ренцевым морем и у Кольского полуострова. - Обеспечение мира и безо­ пасности в Арктике - это важ­ нейшая государственная задача, решать которую доверено Се­ верному флоту, - подчеркнул он. Как рассказал журналистам начальник штаба армии ВВС и ПВО Северного флота генерал­ майор Игорь Чуркин, военная инфраструктура создаётся на удалённых островах и побере­ жье Арктики с 2014 года. Кор­ респондентам показали уни­ кальный административно-жи- лой комплекс. - Сегодня это единственный в мире объект капитального строи­ тельства, возведённый на 80-м градусе северной широты. Его площадь более 14 тысяч квад­ ратных метров. Автономность комплекса позволяет обеспе­ чить достаточно комфортное проживание и выполнение слу­ жебных обязанностей группы военнослужащих до 150 человек в течение полутора лет, - расска­ зал генерал-майор Игорь Чуркин. Склады горюче-смазочных материалов, продовольствия и вещевого имущества позволяют содержать полуторагодовые запасы. Строительство этого, без вся­ кого преувеличения, уникаль­ ного объекта велось с 2014 по 2017 год. При этом использо­ вались инновационные и энер­ гоэффективные технологии, по- зволяющие минимизировать расход энергии. Здесь впервые использован принцип создания технического этажа, который по­ зволяет комфортно обслуживать все коммуникации, в том числе и в холодное время. Между всеми объектами инф­ раструктуры, которые включают в себя энергоблок, состоящий из котельной и электростанции, комплексы водоочистных и кана­ лизационных сооружений, ути­ лизации бытовых отходов, гаражи, склады и хранилища, функцио­ нируют переходы, позволяющие личному составу не выходить в зимнее время на улицу. На острове отсыпаны дороги, построена и функционирует бе­ реговая насосная станция, по­ зволяющая принимать топливо от танкеров и подавать его на склад горюче-смазочных мате­ риалов. - Уникальность комплекса заключается также в том, что он не наносит никакого ущерба окружающей среде. От него практически нет теплового излу­ чения. Он максимально эко­ логичен и работает по замкну­ тому циклу, за исключением, наверное, продуктов горения, которые также проходят филь­ трацию перед выбросом в атмо­ сферу. Этот комплекс можно сравнить с космической станци­ ей, с той лишь разницей, что на­ ходится он не на околоземной ор­ бите, а в арктической пустыне, - подчеркнул начальник штаба армии. Он рассказал, что "Арктический трилистник" - второй ункальный жилой комплекс замкнутого цик­ ла, возведённый в интересах Се­ верного флота в высокоширот­ ных районах Арктики. Первым, на 75-м градусе северной широ­ ты, был построен "Северный кле­ вер" на острове Котельный архи­ пелага Новосибирские острова. В ходе экскурсии по военной базе журналисты смогли озна­ комиться с условиями прожива­ ния тех, кто служит среди снега и льдов, и они самые что ни на есть комфортные. Столовая, сау­ на, спортзал и даже медицин­ ские кабинеты с возможностью телемедицины в администра­ тивно-жилом комплексе - всё оборудовано по последнему слову техники. Посетили корреспонденты и позиции береговых ракетных комплексов "Бастион". Как рас­ сказал командир тактической (арктической) группы подпол­ ковник Балабег Эминов, данный ракетный комплекс уже заре­ комендовал себя - показал свою эффективность как при испы­ таниях, так и в ходе тактических учений на островной зоне в условиях высоких широт и низких температур. Юлия КОЗАК. "Красная звезда". МАСТЕРА КОРАБЕЛЬНЬIХ "СЕРДЕЦ" ставили и проверили теп­ ловые зазоры впускных и выпускных клапанов, за­ тяжку болтов крепления к станине, работу форсунок. В работах участвовали и представители электро­ механической БЧ. ект "Охотник", кроме всего прочего, предназначен для работы с беспилотными ле­ тательными аппаратами и новыми многоцелевыми вертолётами. .ШII Экипаж сторо- жевика не теряет времени даром - моряки наводят порядок, подкра­ шивают некоторые элемен­ ты корабля, пострадавшие от солёных волн. Механиков среди них не видно. Они, как и положено, трудятся в нед­ рах корабля - в машинном отделении. Подошло время планового технического об­ луживания - нужно менять масло, фильтры. В короткую арктическую навигацию нельзя впустую тратить дра­ гоценные дни. Граница са­ ма себя охранять не будет, да и нарушители тоже сами себя не поймают. Моряки ра­ ботают быстро и слаженно, чтобы скорее вновь уйти за горизонт. Ведь, как поётся в песне, только в море может счастлив быть моряк! Корабли проекта "Охот­ ник" поступили на вооруже­ ние морских пограничников сравнительно недавно - первый сошёл со стапелей в 2009 году. Сторожевик мо­ жет нести службу при силь­ ном волнении моря и при этом уверенно маневриро­ вать. Он имеет новую форму корпуса и повышенную мо­ реходность, что позволяет ему достигать заданной ско­ рости. По заявлениям раз­ работчиков этого проекта, внешние обводы корабля выполнены с применени­ ем стелс-технологии. В кор­ мовой части имеется слип для спуска быстроходного катера или другого спе­ циального оборудования. Морской страж границы неплохо вооружён. На нём имеются шестиствольная артиллерийская установка, а также два пулемёта. Не обошли вниманием раз­ работчики и организацию внутреннего быта экипажа. Одно- и двухместные каюты на корабле оборудованы спальными местами, ра­ бочим столом, а также от- • дельным санузлом с ду­ шем. Есть на корабле спортуголок, сауна и даже небольшой бассейн. "Преданный" - уже 7-й по счёту корабль этой серии. Его строительство пришлось на период усиления анти­ российских экономических санкций, в связи с чем на заводе-изготовителе сто­ рожевик оснастили новыми силовыми установками. Упреждая вопросы по поводу качества продукции, скажу, что за 2,5 года не­ прерывной эксплуатации они зарекомендовали себя неплохо. Так что заверения представителей "Алмаза" оказались верными. Да, не­ сомненно, силовые уста­ новки требуют к себе осо­ бого внимания со стороны механиков, но при своевре­ менном обслуживании и ре­ гулировке уверенно дви­ гают махину водоизмеще­ нием более 630 тонн. - Работы ниже ватерли­ нии не заканчиваются никог­ да, - произнёс встретивший меня у борта ПСКР замес­ титель начальника отделе­ ния эксплуатации, судоре- насосы, задвижки, реле, тумблеры, кнопки, выклю­ чатели - это лишь малая часть того, что находится в ведении механиков. Вместе с офицером быст­ ро поднимаюсь по крутому трапу, миновав вахтенного, спускаемся в святая святых - кормовое машинное отде­ ление. К слову, представи­ телям "верхней" команды сюда путь закрыт. Как потом мне сказали механики - дурная при мета. Но мне кажется, всё дело в безо­ пасности. Посторонний че­ ловек, оказавшись в царст­ ве механизмов, может по­ просту нанести себе травму или, хуже того, нечаянно что-нибудь сломать. Как бы там ни было, для корреспондента погранич­ ной газеты "механические боги" сделали исключение и приоткрыли завесу про­ фессиональной тайны. - Носовое машинное от­ деление и кормовое на ко­ рабле "зеркальные". В каж­ дом установлены два глав­ ных двигателя и один вспо­ могательный дизель-гене­ ратор - для обеспечения "механическим зверем", обильно окроплённое че­ ловеческим потом и мас­ лом, но ничего этого не бы­ ло. Всё новенькое - конт­ рольные щиты, лампочки, приборы. На главной ма­ шине ни пылинки! В этом же по­ мещении находит­ ся система управ- ления винтами. "Преданный" снабжён гребны­ ми винтами регу­ лируемого шага, лопасти которых поворачиваются для изменения скорости движе­ ния. Кроме того, здесь располага­ ется главный рас­ пределительный щит, питающий все системы жизне­ обеспечения, вооружение, навигацию и связь. Считается, что машин­ ное отделение на этом про­ екте - необслуживаемое. То есть диагностировать и уп­ равлять всеми системами можно с ходового мостика. Это не совсем так. Техника БЧ-S можно сравнить с малым предприятием жилищно-ком­ мунального хозяйства. Километры электросетей, трубопроводов, насосы, задвижки, реле, тумблеры, кнопки, выключатели - это лишь малая часть того, что находится в ведении механиков монта и базирования отря­ да пограничных сторожевых кораблей. - Механики без дела не сидят. На корабле очень много различных ме­ ханизмов и систем, требую­ щих постоянного внимания, не говоря уже об устране­ нии поломок и неисправ­ ностей ... БЧ-5 можно сравнить с малым предприятием жи­ лищно-коммунального хо­ зяйства. Километры элект­ росетей, трубопроводов, корабля и всех его систем электропитаниеМ,-начина­ ет рассказ о своём хлопот­ ном хозяйстве командир БЧ-5 "Преданного". - Име­ ется также компрессор, ко­ торый подаёт сжатый воз­ дух для запуска двигателей и работы артиллерии. Первое, что бросается в глаза, когда заходишь в "подвал" "Преданного", - это чистота и порядок. Честно говоря, я ожидал увидеть красочное "поле битвы" с • любит своевременное и правильное обслуживание. Регулярные осмотры и про­ верки агрегатов, затаивших­ ся в недрах корабля, - залог их работоспособности. - Необходимо всегда контролировать парамет­ ры работы механизмов, - продолжает рассказ коман­ дир БЧ-5. - Конечно, авто­ матика позволяет исклю­ чить присутствие человека, но на практике бывает вся­ кое - где-то масло потечёт, где-то хомут ослабнет ... Каждый корабль - ин­ дивидуален. После схода со стапелей он требует после­ дующей доводки и притир­ ки. Мой собеседник небез­ основательно полагает, что половина этого непростого пути уже пройдена. Неис­ правностей становится всё меньше. Жизнь корабель­ ного механика лёгкой и беззаботной не назовёшь. При этом не имеет значе­ ния - в море находится ко­ рабль или у причала. Всегда есть плановые работы - еже­ месячные, ежекварталь­ ные, полугодовые ... А ещё и техника иногда выходит из строя. Благо прошли те времена, когда, чтобы одно­ му кораблю выйти на грани­ цу, приходилось частично разукомплектовывать дру­ гой. Теперь запасными час­ тями, инструментами и при­ способлениями в полном объёме снабжены все ко­ рабли отряда без исклю­ чения, причём не только новых, но и старых проектов. Стоит отметить, что но­ вая техника находится "на гарантии" завода-изгото­ вителя. Так, недавно пред­ ставители "Алмаза" про­ водили регламентные ра­ боты на всех главных дви­ гателях "Преданного". Вы- • - Ещё не существует ус­ тойчивой, наработанной практики по эксплуатации и обслуживанию этих двига­ телей, - отметил замести­ тель начальника отделения эксплуатации, судоремонта и базирования. - Механики, проходящие службу на дан­ ных проектах, без преуве­ личения, являются своего рода первопроходцами. Быть впереди всегда не­ просто. Тем более когда те­ бе, помимо привычных за­ дач, приходится выполнять другие, например, контро­ лировать работу авиацион­ ного комплекса, а также ка­ чество топлива для верто­ лётов. Дело в том, что про- Примечательно то, что долгое время корабли дан­ ного проекта с авиацией не работали. Причина проста - не был принят на вооруже- ние соответствующий вертолёт, который по своим характеристи- кам мог бы использо­ ваться в паре с этим кораблём. С появле­ нием в ведомственной авиации таких вер­ толётов изначальная идея судостроителей начала воплощаться в жизнь. На сегодняш­ ний день "Предан­ ный" фактически за­ вершил весь цикл ис­ пытаний, необходи­ мых для введения в строй авиационного комплекса. Лётчики уже успели познакомиться и обкатать новую машину, а также провести необходи­ мые занятия с экипажем. - Сразу двум кораблям Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району - "Пре­ данному" и "Бдительному" - выпала честь стать первыми в серии, где авиационный комплекс будет введён в строй, - с гордостью подчерк­ нул заместитель началь­ ника отделения эксплуата­ ции, судоремонта и бази­ рования отряда погранич­ ных сторожевых кораблей. Короткое знакомство с технической частью ко­ рабля подошло к концу. Механики, несмотря на обе­ денное время, вернулись к своим обычным делам. Раз­ говоры - разговорами, но ·ПреданныЙ· должен выйти в море полностью исправным и вовремя. Уже по пути со стоянки пограничных сторожевыхкораблейя понял простую истину: заслуга моряков-пограничников БЧ-5 вовсе не в том, что они в экстренном порядке могут что-то починить, а в их постоянном добро­ совестном, качественном, если хотите, трепетном отношении к своей службе, от которой напрямую зависит боеготовность всего корабля. Кош;mаumиu ПОГАДАЕВ. Фото автора. "Граница России". •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz