На страже Заполярья. 2021 год. Май.
3 СТр. *: на стrаЖI 3aIIDлlrы 28 мая 2021 года ДЕСАНТ НА АРКТИЧЕСКИЙ ФОРПОСТ РОССИИ ОН высадился на российской военной базе, расположенной на 80-м градусе северной широты • ШII А ещё разлетев- шиеся по информа ционному полю тезисы коррес пондентов о фактическом ли дерстве России в Арктике, ещё одно признание способности наших Вооружённых сил гаран тированно обеспечить защиту российских интересов в регионе. Сам же пресс-тур с участием иностранных СМИ, вне всякого сомнения, заблаговременно задал позитивный вектор обсуж дению вопросов, поднимаемых на совете, и повысил объектив ность освещения в междуна родном медиапространстве рос сийской государственной поли тики и действий Вооружённых сил РФ В арктической зоне. "Арктический трилистник" "рас цвёл" в зоне вечной мерзлоты на Земле Франца-Иосифа. Это са мый северный российский архи пелаг арктических островов, расположенных в бассейне Се верного Ледовитого океана за восьмидесятой параллелью. Около полусотни журналис тов, в числе которых предста вители СМИ из США, Велико британии, Франции, Испании, Германии, Китая, Японии, смог- ли впервые увидеть базу "Арк тический трилистник" и показа тельную тренировку расчётов бе реговых ракетных комплексов "Бастион". Преодолев непогоду и попав туда, где сегодня, несмотря на календарную весну, держится суровый минус, они получили неизгладимое впечатление от увиденного. Но прежде чем воен ные лётчики доставили сюда информационный десант, на помним, что корреспонденты побывали ещё и на флагмане Северного флота, самом круп- факты без внимания. Тут же по следовал уточняющий вопрос: "А принять стратегический бом бардировщик Ту-95 может?". Начальник штаба армии ВВС и ПВО Северного флота, не раздумывая, уверенно заявил: 1 октября 2018 года на острове Земля Александры была сформирована тактическая (арктическая) группа Северного флота, ставшая самым северным постоянным гарнизоном Российской армии ном неавианесущем ударном боевом корабле в мире, где для них состоялся брифинг с учас тием командующего Северным флотом Героя России адмирала Александра Моисеева. Принимал гостей арктический аэродром Нагурская. После вве дения в эксплуатацию новой взлётно-посадочной полосы здесь могут садиться воздушные суда любого класса. Об этом журналистам сообщил началь ник штаба армии ВВС и ПВО Северного флота генерал-май ор Игорь Чуркин. - Аэродром, на котором мы с вами произвели посадку, сдан в эксплуатацию в прошлом году, длина взлётно-посадочной по лосы - З,5 тысячи метров, что позволяет аэродрому прини мать все классы воздушных су дов, - сказал он. Естественно, журналисты не оставили столь существенные "Может!". По его словам, совершенст вование аэродромной сети в Арк тике значительно повышает воз можности применения авиации СФ в интересах контроля в пер вую очередь воздушного про странства в районе акватории Северного морского пути и по зволит обеспечить безопасность этой транспортной артерии с воздуха. Помимо этого, генерал-майор Игорь Чуркин в беседе с журна листами отметил, что Северный флот отрабатывает применение истребительной авиации с арк- тических аэродромов. - В нынешнем году мы про верили возможности примене ния авиации, речь идёт об ис требителях МиГ-31, в рамках не сения опытного боевого дежур ства по ПВО с аэродрома Рога чёво архипелага Новая Земля, - сказал он, напомнив также при- сутствующим О том, что на архи пелаге Земля Франца-Иосифа два месяца назад под руко водством Главнокомандующего ВМФ России проходила комп лексная арктическая экспеди ции "Умка-2021", в ходе которой был выполнен длительный по лёт двух истребителей МиГ-31 с аэродрома Нагурское. - Прошли географическую точ ку Северного полюса, успешно выполнили учебно-боевую за дачу и вернулись, совершили по садку на этот же аэродром, - рас сказал генерал-майор Игорь Чуркин и подчеркнул: - Важно отметить, что на Северном фло те постоянно отрабатывается применение самолётов опера тивно-тактической авиации, в том числе истребителей, с аэро дромов в арктической зоне от ветственности. Отвечая на вопросы журна листов, он также рассказал, что авиация Северного флота пе риодически сопровождает само лёты-разведчики НАТО над Ба ренцевым морем и у Кольского полуострова. - Обеспечение мира и безо пасности в Арктике - это важ нейшая государственная задача, решать которую доверено Се верному флоту, - подчеркнул он. Как рассказал журналистам начальник штаба армии ВВС и ПВО Северного флота генерал майор Игорь Чуркин, военная инфраструктура создаётся на удалённых островах и побере жье Арктики с 2014 года. Кор респондентам показали уни кальный административно-жи- лой комплекс. - Сегодня это единственный в мире объект капитального строи тельства, возведённый на 80-м градусе северной широты. Его площадь более 14 тысяч квад ратных метров. Автономность комплекса позволяет обеспе чить достаточно комфортное проживание и выполнение слу жебных обязанностей группы военнослужащих до 150 человек в течение полутора лет, - расска зал генерал-майор Игорь Чуркин. Склады горюче-смазочных материалов, продовольствия и вещевого имущества позволяют содержать полуторагодовые запасы. Строительство этого, без вся кого преувеличения, уникаль ного объекта велось с 2014 по 2017 год. При этом использо вались инновационные и энер гоэффективные технологии, по- зволяющие минимизировать расход энергии. Здесь впервые использован принцип создания технического этажа, который по зволяет комфортно обслуживать все коммуникации, в том числе и в холодное время. Между всеми объектами инф раструктуры, которые включают в себя энергоблок, состоящий из котельной и электростанции, комплексы водоочистных и кана лизационных сооружений, ути лизации бытовых отходов, гаражи, склады и хранилища, функцио нируют переходы, позволяющие личному составу не выходить в зимнее время на улицу. На острове отсыпаны дороги, построена и функционирует бе реговая насосная станция, по зволяющая принимать топливо от танкеров и подавать его на склад горюче-смазочных мате риалов. - Уникальность комплекса заключается также в том, что он не наносит никакого ущерба окружающей среде. От него практически нет теплового излу чения. Он максимально эко логичен и работает по замкну тому циклу, за исключением, наверное, продуктов горения, которые также проходят филь трацию перед выбросом в атмо сферу. Этот комплекс можно сравнить с космической станци ей, с той лишь разницей, что на ходится он не на околоземной ор бите, а в арктической пустыне, - подчеркнул начальник штаба армии. Он рассказал, что "Арктический трилистник" - второй ункальный жилой комплекс замкнутого цик ла, возведённый в интересах Се верного флота в высокоширот ных районах Арктики. Первым, на 75-м градусе северной широ ты, был построен "Северный кле вер" на острове Котельный архи пелага Новосибирские острова. В ходе экскурсии по военной базе журналисты смогли озна комиться с условиями прожива ния тех, кто служит среди снега и льдов, и они самые что ни на есть комфортные. Столовая, сау на, спортзал и даже медицин ские кабинеты с возможностью телемедицины в администра тивно-жилом комплексе - всё оборудовано по последнему слову техники. Посетили корреспонденты и позиции береговых ракетных комплексов "Бастион". Как рас сказал командир тактической (арктической) группы подпол ковник Балабег Эминов, данный ракетный комплекс уже заре комендовал себя - показал свою эффективность как при испы таниях, так и в ходе тактических учений на островной зоне в условиях высоких широт и низких температур. Юлия КОЗАК. "Красная звезда". МАСТЕРА КОРАБЕЛЬНЬIХ "СЕРДЕЦ" ставили и проверили теп ловые зазоры впускных и выпускных клапанов, за тяжку болтов крепления к станине, работу форсунок. В работах участвовали и представители электро механической БЧ. ект "Охотник", кроме всего прочего, предназначен для работы с беспилотными ле тательными аппаратами и новыми многоцелевыми вертолётами. .ШII Экипаж сторо- жевика не теряет времени даром - моряки наводят порядок, подкра шивают некоторые элемен ты корабля, пострадавшие от солёных волн. Механиков среди них не видно. Они, как и положено, трудятся в нед рах корабля - в машинном отделении. Подошло время планового технического об луживания - нужно менять масло, фильтры. В короткую арктическую навигацию нельзя впустую тратить дра гоценные дни. Граница са ма себя охранять не будет, да и нарушители тоже сами себя не поймают. Моряки ра ботают быстро и слаженно, чтобы скорее вновь уйти за горизонт. Ведь, как поётся в песне, только в море может счастлив быть моряк! Корабли проекта "Охот ник" поступили на вооруже ние морских пограничников сравнительно недавно - первый сошёл со стапелей в 2009 году. Сторожевик мо жет нести службу при силь ном волнении моря и при этом уверенно маневриро вать. Он имеет новую форму корпуса и повышенную мо реходность, что позволяет ему достигать заданной ско рости. По заявлениям раз работчиков этого проекта, внешние обводы корабля выполнены с применени ем стелс-технологии. В кор мовой части имеется слип для спуска быстроходного катера или другого спе циального оборудования. Морской страж границы неплохо вооружён. На нём имеются шестиствольная артиллерийская установка, а также два пулемёта. Не обошли вниманием раз работчики и организацию внутреннего быта экипажа. Одно- и двухместные каюты на корабле оборудованы спальными местами, ра бочим столом, а также от- • дельным санузлом с ду шем. Есть на корабле спортуголок, сауна и даже небольшой бассейн. "Преданный" - уже 7-й по счёту корабль этой серии. Его строительство пришлось на период усиления анти российских экономических санкций, в связи с чем на заводе-изготовителе сто рожевик оснастили новыми силовыми установками. Упреждая вопросы по поводу качества продукции, скажу, что за 2,5 года не прерывной эксплуатации они зарекомендовали себя неплохо. Так что заверения представителей "Алмаза" оказались верными. Да, не сомненно, силовые уста новки требуют к себе осо бого внимания со стороны механиков, но при своевре менном обслуживании и ре гулировке уверенно дви гают махину водоизмеще нием более 630 тонн. - Работы ниже ватерли нии не заканчиваются никог да, - произнёс встретивший меня у борта ПСКР замес титель начальника отделе ния эксплуатации, судоре- насосы, задвижки, реле, тумблеры, кнопки, выклю чатели - это лишь малая часть того, что находится в ведении механиков. Вместе с офицером быст ро поднимаюсь по крутому трапу, миновав вахтенного, спускаемся в святая святых - кормовое машинное отде ление. К слову, представи телям "верхней" команды сюда путь закрыт. Как потом мне сказали механики - дурная при мета. Но мне кажется, всё дело в безо пасности. Посторонний че ловек, оказавшись в царст ве механизмов, может по просту нанести себе травму или, хуже того, нечаянно что-нибудь сломать. Как бы там ни было, для корреспондента погранич ной газеты "механические боги" сделали исключение и приоткрыли завесу про фессиональной тайны. - Носовое машинное от деление и кормовое на ко рабле "зеркальные". В каж дом установлены два глав ных двигателя и один вспо могательный дизель-гене ратор - для обеспечения "механическим зверем", обильно окроплённое че ловеческим потом и мас лом, но ничего этого не бы ло. Всё новенькое - конт рольные щиты, лампочки, приборы. На главной ма шине ни пылинки! В этом же по мещении находит ся система управ- ления винтами. "Преданный" снабжён гребны ми винтами регу лируемого шага, лопасти которых поворачиваются для изменения скорости движе ния. Кроме того, здесь располага ется главный рас пределительный щит, питающий все системы жизне обеспечения, вооружение, навигацию и связь. Считается, что машин ное отделение на этом про екте - необслуживаемое. То есть диагностировать и уп равлять всеми системами можно с ходового мостика. Это не совсем так. Техника БЧ-S можно сравнить с малым предприятием жилищно-ком мунального хозяйства. Километры электросетей, трубопроводов, насосы, задвижки, реле, тумблеры, кнопки, выключатели - это лишь малая часть того, что находится в ведении механиков монта и базирования отря да пограничных сторожевых кораблей. - Механики без дела не сидят. На корабле очень много различных ме ханизмов и систем, требую щих постоянного внимания, не говоря уже об устране нии поломок и неисправ ностей ... БЧ-5 можно сравнить с малым предприятием жи лищно-коммунального хо зяйства. Километры элект росетей, трубопроводов, корабля и всех его систем электропитаниеМ,-начина ет рассказ о своём хлопот ном хозяйстве командир БЧ-5 "Преданного". - Име ется также компрессор, ко торый подаёт сжатый воз дух для запуска двигателей и работы артиллерии. Первое, что бросается в глаза, когда заходишь в "подвал" "Преданного", - это чистота и порядок. Честно говоря, я ожидал увидеть красочное "поле битвы" с • любит своевременное и правильное обслуживание. Регулярные осмотры и про верки агрегатов, затаивших ся в недрах корабля, - залог их работоспособности. - Необходимо всегда контролировать парамет ры работы механизмов, - продолжает рассказ коман дир БЧ-5. - Конечно, авто матика позволяет исклю чить присутствие человека, но на практике бывает вся кое - где-то масло потечёт, где-то хомут ослабнет ... Каждый корабль - ин дивидуален. После схода со стапелей он требует после дующей доводки и притир ки. Мой собеседник небез основательно полагает, что половина этого непростого пути уже пройдена. Неис правностей становится всё меньше. Жизнь корабель ного механика лёгкой и беззаботной не назовёшь. При этом не имеет значе ния - в море находится ко рабль или у причала. Всегда есть плановые работы - еже месячные, ежекварталь ные, полугодовые ... А ещё и техника иногда выходит из строя. Благо прошли те времена, когда, чтобы одно му кораблю выйти на грани цу, приходилось частично разукомплектовывать дру гой. Теперь запасными час тями, инструментами и при способлениями в полном объёме снабжены все ко рабли отряда без исклю чения, причём не только новых, но и старых проектов. Стоит отметить, что но вая техника находится "на гарантии" завода-изгото вителя. Так, недавно пред ставители "Алмаза" про водили регламентные ра боты на всех главных дви гателях "Преданного". Вы- • - Ещё не существует ус тойчивой, наработанной практики по эксплуатации и обслуживанию этих двига телей, - отметил замести тель начальника отделения эксплуатации, судоремонта и базирования. - Механики, проходящие службу на дан ных проектах, без преуве личения, являются своего рода первопроходцами. Быть впереди всегда не просто. Тем более когда те бе, помимо привычных за дач, приходится выполнять другие, например, контро лировать работу авиацион ного комплекса, а также ка чество топлива для верто лётов. Дело в том, что про- Примечательно то, что долгое время корабли дан ного проекта с авиацией не работали. Причина проста - не был принят на вооруже- ние соответствующий вертолёт, который по своим характеристи- кам мог бы использо ваться в паре с этим кораблём. С появле нием в ведомственной авиации таких вер толётов изначальная идея судостроителей начала воплощаться в жизнь. На сегодняш ний день "Предан ный" фактически за вершил весь цикл ис пытаний, необходи мых для введения в строй авиационного комплекса. Лётчики уже успели познакомиться и обкатать новую машину, а также провести необходи мые занятия с экипажем. - Сразу двум кораблям Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району - "Пре данному" и "Бдительному" - выпала честь стать первыми в серии, где авиационный комплекс будет введён в строй, - с гордостью подчерк нул заместитель началь ника отделения эксплуата ции, судоремонта и бази рования отряда погранич ных сторожевых кораблей. Короткое знакомство с технической частью ко рабля подошло к концу. Механики, несмотря на обе денное время, вернулись к своим обычным делам. Раз говоры - разговорами, но ·ПреданныЙ· должен выйти в море полностью исправным и вовремя. Уже по пути со стоянки пограничных сторожевыхкораблейя понял простую истину: заслуга моряков-пограничников БЧ-5 вовсе не в том, что они в экстренном порядке могут что-то починить, а в их постоянном добро совестном, качественном, если хотите, трепетном отношении к своей службе, от которой напрямую зависит боеготовность всего корабля. Кош;mаumиu ПОГАДАЕВ. Фото автора. "Граница России". •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz