На страже Заполярья. 2021 год. Май.

7 стр. * на стrажЕ 3аПОШLl ПЛАНЕТА НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА к 105-летию со дня рождения лётчика, ставшего "Проснулся Алексей поздно, когда солнечные зайчики лежали уже посреди палаты, что служило признаком по­ лудня, - и проснулся с сознанием чего-то радостного. Сон? Какой сон ... Взгляд его упал на журнал, который и во сне крепко сжимала его рука. Поручик Карпович всё также натянуто и лихо улыбался с помятой страницы. Ме­ ресьев бережно разгладил журнал и подмигнул ему. Уже умытый и причёсанный комиссар с улыбкой следил за Алексеем. - Чего ты с ним перемигиваешься? - довольно спросил он. - Полетим, - ответил Алексей. - А как же? У него только одной ноги не хватает, а у тебя обеих. - Так ведь я же советский, русский, - отозвался Мересьев. Он произнёс это слово так, будто оно гарантировало ему, что он обязательно превзойдёт поручика Карповича и будет летать". Эти слова из книги Бориса Поле­ вого "Повесть о настоящем челове­ ке" стали жизненным кредо многих сильных духом людей. При мер л~тчика, сумевшего вер- нуться в небо после ам­ путации обеих ног и сбить почти в два раза больше фашистских самолётов, чем до ранения, возвра­ тил к нормальной жизни сотни, если не тысячи по­ калеченных мужчин и жен­ щин. И не только в годы войны, но и после He~ ... У человека, победив­ шего невидимых, но страш­ ных врагов - боль, апатию, равнодушие, казалось бы, и истоки должны быть уникальные. Однако в биографии Алексея Петровича нет ничего необычного. Будущий герой родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии. Лёшу и двух его братьев, Петра и Николая, воспитывала мать. Отец будущего лётчика, прошедший Пер­ вую мировую войну, умер от много­ численных ранений, когда Алексею было всего три года. В детские годы Маресьев не отличался особым здоровьем, часто болел и перенёс тяжёлую форму малярии, послед­ ствием которой стал ревматизм. Парнишку мучили страшные боли в суставах, а соседи шептались о том, что долго он не протянет. Однако от отца, которого Алексей практи­ чески не знал и не помнил, ему достались в наследство огромная сила воли и упрямый характер. После окончания 8 классов сред­ ней школы в Камышине Алексей Маресьев получил специальность токаря по металлу в местном учили­ ще при лесозаводе. Здесь же он начал свою трудовую деятельность. Дважды в это время он подавал документы в лётное училище, но оба раза их возвращали назад. Не проходил будущий безногий ас в лётчики по здоровью. В 1934 году Камышинский рай­ ком комсомола направил Алексея на строительство Комсомольска­ на-Амуре. Именно на Дальнем Востоке без отрыва от работы Алек­ сей начал заниматься в аэроклубе, всё-таки реализовав свою мечту подняться в небо. В 1937 году Маресьева призвали в армию. Первоначально он служил в 12-м авиапогранотряде, располо­ женном на острове Сахалин, но затем был переведён в 30-ю Читин­ скую школу военных лётчиков, ко­ торую В 1938 году передислоциро­ вали в БатаЙск. Батайское авиационное учили­ ще имени А.К. Серова Маресьев окончил в 1940 году, получив звание младший лейтенант. После оконча­ ния обучения он был оставлен в училище в качестве инструктора. Именно в Батайске Маресьев встре­ тил Великую Отечественную войну. С началом боевых действий лётчика-инструктора отправили на Юго-Западный фронт, где он воевал в составе 296-го истребительного авиаполка. Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Первые месяцы войны были для советской авиации очень непрос­ тым временем. Немцы превосходи­ ли советских пилотов в опыте, уров­ не владения техникой, на которой они летали достаточно давно. Ма­ ресьева долгое время спасало то, что он был тогда уже опытным лётчиком. И хотя В 1941 году У него не было воздушных побед, он ос­ тался жив. Позднее прославлен­ ный советский ас Александр По­ крышкин скажет, что тот, кто не воевал в 1941-1942 годах, не знает настоящей войны. Свой первый немецкий самолёт, транспортник Ю-52, он сбил в начале 1942 года. В марте этого же года Алексей Ма­ ресьев был отправлен на Се­ веро-Западный фронт, к тому моменту на его счету было уже 4 сбитых немецких самолёта. Именно здесь произошёл воз­ душный бой, который навсегда изменил его жизнь. О том, как лётчик 18 дней выбирался к своим, как пол­ года изнурял себя трениров­ ками написал Борис Полевой. А что было дальше? За время Великой Отечест­ венной войны Маресьев со­ вершил 86 боевых вылетов, сбив 11 немецких самолётов: 4 до ранения и 7 - после. На военной службе он находился до 1946 года, пока не вышел в отставку по состоянию здоровья. При этом бывший лётчик-истреби­ тель старался поддерживать себя в очень хорошей физической фор­ ме. Человек, лишившийся на войне ног, увлекался коньками, лыжами, плаванием и велосипедом. В итоге он даже сумел установить рекорд в санатории под Куйбышевом, пере­ плыв здесь Волгу (2200 метров) за 55 минут. Свои последние вылеты на учебном самолёте У-2 Маресьев совершил в начале 50-х годов, ра­ ботая инструктором спецшколы ВВС в Москве. Алексей Маресьев стал тем са­ мым человеком, про которого мож­ но сказать: вся жизнь - подвиг. Тем более что уже после войны он всё равно приносил очень большую поль­ зу ВВС страны, занимаясь процес- легендой сом подготовки будущих лётчиков. Кроме того, начиная с 1956 года, когда был образован Советский (а позднее Российский) комитет вете­ ранов войны и военной службы, полковник в отставке Маресьев возглавлял его. Он находился на этом общественном, но по-своему также боевом посту до последних дней своей жизни. Алексей Петрович, несмотря ни на что, прожил достаточно долгую жизнь. Каким-то образом ему уда­ лось преодолеть последствия и тя­ жёлого детства, и полученного во время войны ранения. 18 мая 2001 года в Театре Российской армии должен был пройти торжественный вечер, посвящённый 85-летию Алексея Маресьева. Он как раз со­ бирался прибыть на это мероприя­ тие, когда его сразил инфаркт. Вете­ ран был доставлен в реанимацию одной из московских клиник, но спасти его жизнь врачи не смогли. В итоге торжественный вечер в его честь начали с минуты молчания. Часто бывает так, что человек, который становится прототипом литературного персонажа, в жизни не дотягивает до созданного писа­ телем образа. Однако Маресьев - живой пример обратного. Он всей своей жизнью доказал, что книга "Повесть о настоящем человеке" - это не красочный миф, а реальная история, которая рассказывает о большом мужестве и непревзой­ дённой силе духа. В честь столетия со дня рожде­ ния Героя Советского Союза и прославленного лётчика Алексея Петровича Маресьева в городе Ка­ мышине был открыт Центр патрио­ тического воспитания, а также сос­ тоялся парад с участием авиагрупп "Русские витязи" и "Стрижи". Имя Алексея Маресьева присвоено самолёту МЧС России и одной из новых улиц Волгограда. Российское военно-историческое общество продолжает поиск истребителя Як-1, на котором в 1942 году лётчик был сбит во время воздушного боя в районе "Демянского котла". А 1 апреля 1980 года в честь Алексея Петровича названа малая планета (2173), открытая 22 августа 1974 года в Крымской астрофизи· ческой обсерватории астрономом Людмилой ЖуравлёвоЙ. В катало­ гах она записана как планета Ма­ ресьев, но, думается, ей бы подо­ шло и другое имя - планета На­ стоящего человека. Подготовuл Вя.,еслав ЧЕРКАСОВ. С октября 1941 по сентябрь 1943 года замес­ титель командира эскадрильи 10В-го авиа­ полка старший лейтенант Константин Плато­ нов совершил 179 боевых вылетов на бом­ бардировку важных объектов в глубоком тылу противника, скоплений вражеских войск, уничтожил 15 самолётов на аэро­ дромах. ПЛАКАЛ ВЕСЬ ПОЛК Герой-североморец ро­ дился 15 мая 1921 года в деревне Мелихово (ныне Жуковского района Калуж­ ской области) в семье крестьянина. Окончил 7 классов. С 1934 по 1936 год он учился в Стремиловской школе и жил в интернате при этом учебном заве­ дении, о чём напоминает мемориальная доска на здании школы, музей кото­ рой сегодня носит имя Ге­ роя Советского Союза Кон­ стантина Платонова. Работал слесарем на Втором шарикоподшипни­ ковом заводе в Москве. В 1940 году поступил на во­ енную службу и был направ­ лен в Кировабадскую воен­ ную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1941 году. Но воевать начал не сразу, лишь в октябре состоялся первый вылет молодого лётчика на бое­ вое задание. И он доказал, что молодо не всегда зе­ лено. - Вся боевая жизнь това­ рища Платонова - образец мужества, геройства и от­ ваги. Его ратные подвиги знает вся дивизия, они из­ вестны и далеко за e~ пре­ делами. Молодой, скром­ ный, исключительно сме­ лый и отважный лётчик, любимец всего л~тного сос­ тава. Первоклассный мас­ тер дальних полётов, - так характеризовал воздушного аса командир полка Герой Советского Союза подпол­ ковник Серафим Бирюков. О бесстрашии, смелости Константина ходили леген­ ды. Его экипаж выполнял задание по блокаде и унич­ тожению 16-й немецкой армии в районе Демянска. Платонов поднимал свою • к 100-летию со дня рождения заполярного аса машину в воздух по 3-4 раза за ночь. Участвовал в обес­ печении безопасности тран­ спортов союзников, следо· вавших в наши северные порты. В ночь на 13 апреля 1943 года экипаж Плато­ нова бомбил Кёнигсбер~ Город прикрывался мощ­ ным заградительным ог­ нём, по небу шарили лу­ чи прожекторов. Проявив упорство и пренебрегая опасностью, Платонов смело и уверенно вы­ вел машину на цель и точно сбросил бомбы. В городе возникло 7 очагов пожара. Ночью 12 августа 1943 года, находясь точно над целью в рай­ оне города Мга, экипаж Платонова сбросил пер­ вую половину освети­ тельных авиабомб. При отходе от объекта самолёт подвергся ата­ ке Ме-110 и попал под для обеспечения атаки следовавших за ним эки­ пажей, мужественный лёт­ чик снова зашёл на объект и сбросил вторую половину осветительных бомб. В это время фашистский истребитель вторично ата­ ковал и поджёг бомбарди­ ровщик. Был убит штурман Помазан. Кабину охватило пламя, на Платонове заго­ релась одежда. На горящем самолёте Константин всё же дотянул до своей терри­ тории и только после этого выбросился с парашютом. С 22 ноября 1943 по 20 февраля 1944 года экипаж Платонова входил в состав оперативной группы 8-го авиакорпуса • "Север-3", самолёты Ил-4 которой ба­ зировались на аэродроме под Мурманском. Главной задачей этой группы явля­ лась боевая работа в инте­ ресах Северного флота. В ночь на 11 февраля 1944 го­ да экипаж участвовал в бомбардировке гитлеров­ ского линкора "Тирпиц" в Альтен-фьорде. ДБ-ЗФ, ко­ торым командовал стар­ ший лейтенант Константин пулемётную очередь. Ил-4 в nолёте. Был убит стрелок-ра­ дист Олейников, а бомбар­ дировщик получил повреж· дение. Не имея связи с землёй, стремясь во что бы то ни стало осветить цель Платонов, первым прор­ вался к "Тирпицу" и атако­ вал его, сбросив на линкор почти 4 тонны бомб. В Подольске, в Цент- • ральном архиве Министер­ ства обороны РФ, от фо­ тографии Платонова нель­ зя оторвать глаз - сказочный Бова-королевич ... Волнис­ тые волосы, ясный взор, красивый вырез губ, точё­ ная линия прямого носа. Удалая натура сквозит в каж­ дой чёрточке лица, и в то же время - доброта, ещё юно­ шеская мягкость, какое-то задумчиво-грустное отра­ жение душевной красоты. В его личном деле значилось: "Любимец всего лётного состава". В сухие служеб­ ные аттестации не часто вписывают такие фразы. - Как лётчик Платонов считался одним из лучших в полку. Что значит на войне считаться хорошим лётчи­ ком? Однозначный ответ трудно дать, но обобщаю­ щий признак, как мне ка­ жется, - это желание с ним летать на боевые задания. Когда в середине 1943 года я вошёл в его экипаж как штурман эскадрильи, - пи­ сал о Платонове штурман Владимиров, - я был рад. О своём первом командире, с которым я принял боевое крещение, могу сказать только хорошее. Но Костя (а его все офицеры полка так звали) для меня был идеа­ лом лётчика и человека. Он выделялся среди нас внеш­ ностью, приятным лицом, военной подтянутостью. И при таких данных, при все­ общей к нему любви оста­ вался прост, скромен, рас­ судителен. В воздухе, я имею в виду вылеты на боевые зада­ ния, он оставался очень спокоен, хотя я знаю, что лётчик не может быть спо­ коен при полётах в слож­ ных метеоусловиях, над целью - в зоне огня зенит­ ной артиллерии или в про­ жекторном луче, когда тебя ловят светом и расстре­ ливают с земли ... Но по­ смотришь - на боевом курсе самолёт у Кости идёт, как по линеечке. Пожалуй, это был прирождённый лётчик. 13 марта 1944 года за мужество и героизм, прояв­ ленные в боях с немецко­ фашистскими захватчика­ ми, старшему лейтенанту Платонову Константину Пет­ ровичу было присвоено зва­ ние Герой Советского Со­ юза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда", а через 25 дней капитан Платонов погиб в авиакатастрофе на аэро­ дроме Ваенга Мурман­ ской области. Случалось на войне и такое ... По свидетельствам очевидцев, на похоронах Платонова плакал весь полк, хотя все стоявшие в строю авиаторы на тре­ тьем году войны уже уме­ ли не плакать. Сегодня на месте род­ ного дома Константина Платонова в Мельхове растёт берёзка. В день рождения лётчика к ней приходят школьники из Стремилова. Хочется на­ деяться, что придут они сю­ да и 15 мая сего года - через 100 лет после рождения прославленного земляка. Светлана АНИСИМОВА. • 14 мая 2021 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 17 мая Международный день электросвязи. В 1920 году во время Гражданской войны Волжско­ Каспийская флотилия под командованием Ф~дора Раскольникова начала Энзелийскую операцию с целью возвращения русских кораблей, YBeД~HHЫX бело­ гвардейцами в иранский порт Энзели. В 1945 году Краснознамённая ордена Нахимова Дунайская флотилия награждена орденом Кутузова 11 степени. 18 мая День дважды Краснознамённого Балтийского флота. Международный день музеев. В 1884 году родился участник Русско-японской войны, участник гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, исследователь Арктики лейтенант Российского флота Георгий Брусилов. В 1912 году организовал и возглавил собственную полярную экспедицию на шхуне "Святая Анна" с целью пройти Северным морским путём из Атлантического океана в Тихий. В 1915 году на Русско-Балтийском заводе в Риге проведены испытания первого в мире танка "Вездеход" конструктора Александра Пороховщикова. В 1920 году родился морской пехотинец заместитель командира роты 112-го стрелкового полка 52-й стрел­ ковой дивизии 14-й армии Карельского фронта Герой Советского Союза младший лейтенант Александр Торцев. В 1933 году началась экспедиция особого назначе­ ния NQ 1. Переход первой группы кораблей Красно­ знамённого Балтийского флота под командованием Захара Закуп нева из Ленинграда в Мурманск по Беломорско-Балтийскому каналу. В 1943 году одной из подводных лодок СФ типа "М", построенной на средства комсомольцев, присвоено наименование "Ленинский комсомол". В 2001 году образована Всероссийская обществен­ ная организация морских пехотинцев "Тайфун". 19 мая В 1850 году в Николаеве заложен 120-пушечный линейный корабль "Великий князь Константин". Особо отличился в Синопском сражении. 20 мая В 1916 году родился советский лётчик Герой Совет­ ского Союза Алексей Маресьев, прототип героя "По­ вести о настоящем человеке" Бориса Полевого. В 1942 году учреждён орден Отечественной войны двух степеней. В 1942 году учреждён нагрудный знак "Гвардия" для личного состава гвардейских частей и соединений Красной армии и ВМФ, а также нагрудные знаки "Снайпер", "Отличный артиллерист", "Отличный танкист", "Отличный подводник", "Отличный торпедист". ДЛЯ ВМФ в качестве гвардейского знака утверждена прямоуголь· ная пластина с георгиевской лентой. В 1945 году в Кольский залив прибыл последний союзный конвой Второй мировой войны - JW-67. 21 мая День военного переводчика в России. Годовой праздник Тихоокеанского флота. В 1800 году император Павел 1 повелел, чтобы во время летней морской практики российские гарде­ марины посещали иностранные порты Балтики с целью знакомства "с берегами здешнего моря". В 1936 году само­ лёт "СССР Н-170", пилотируемый Ге­ роем Советского Со­ юза Михаилом Водо­ пьяновым, высадил на лёд вблизи Се­ верного полюса груп­ пу "Северный по­ люс" Ивана Папа­ нина. 60 лет назад ро­ дился лётчик мор­ ской авиации СФ Ге­ рой Российской Фе­ дерации полковник Игорь МатковскиЙ. В 1955 году ро­ дился российский военный и государ­ ственный деятель министр обороны Российской Федера­ ции Герой Российской Федерации генерал армии Сергей ШоЙгу. В 1962 году принято политическое решение о проведении секретной операции Генерального штаба Вооружённых сил СССР "Анадырь" по скрытной доставке и размещению на острове Куба армейских боевых частей и подразделений, имевших на воору­ жении атомное оружие. Единственными надводными кораблями, перебазированными на Кубу, были 12 ракетных катеров проекта 183Р с крылатыми ракетами П-15, перевезённых в трюмах сухогрузов. Безопасность морских перевозок советских войск и военных грузов в Атлантике обеспечивали семь дизельных ударных подводных лодок Военно-морского флота СССР, вооружённых ракетами и торпедами с атомными боевыми головными частями. 22 мая В 1712 году во время совместных действий русской армии и флота по овладению Южной Финляндией высажен крупный десант в районе Гельсингфорса. Спустя три дня был высажен десант в районе Борго. В 1912 году родился штурман 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Северного флота Герой Советского Союза гвардии майор Александр Скнарёв. В 1913 году родился командир эскадрильи 118-го разведывательного авиаполка Северного флота Герой Советского Союза капитан Николай Турков. В 1914 году родился советский конструктор оружия, лауреат Сталинской и Государственной премий, премии имени С.И. Мосина Герой Социалистического Труда Николай Макаров. В 1940 году учреждена золотая медаль "Серп и Молот" - знак особого отличия в СССР, вручавшийся Герою Социалистического Труда наряду с высшей наградой СССР - орденом Ленина. 23 мая В 1736 году началась осада русскими войсками турецкой крепости Азов в ходе Русско-турецкой войны 1735-1739 гг. В осаде и взятии крепости принимали участие 50 кораблей и судов русского флота под начальством контр-адмирала Петра Бредаля. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz