На страже Заполярья. 2021 год. Май.
7 стр. * на стrажЕ 3аПОШLl ПЛАНЕТА НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА к 105-летию со дня рождения лётчика, ставшего "Проснулся Алексей поздно, когда солнечные зайчики лежали уже посреди палаты, что служило признаком по лудня, - и проснулся с сознанием чего-то радостного. Сон? Какой сон ... Взгляд его упал на журнал, который и во сне крепко сжимала его рука. Поручик Карпович всё также натянуто и лихо улыбался с помятой страницы. Ме ресьев бережно разгладил журнал и подмигнул ему. Уже умытый и причёсанный комиссар с улыбкой следил за Алексеем. - Чего ты с ним перемигиваешься? - довольно спросил он. - Полетим, - ответил Алексей. - А как же? У него только одной ноги не хватает, а у тебя обеих. - Так ведь я же советский, русский, - отозвался Мересьев. Он произнёс это слово так, будто оно гарантировало ему, что он обязательно превзойдёт поручика Карповича и будет летать". Эти слова из книги Бориса Поле вого "Повесть о настоящем челове ке" стали жизненным кредо многих сильных духом людей. При мер л~тчика, сумевшего вер- нуться в небо после ам путации обеих ног и сбить почти в два раза больше фашистских самолётов, чем до ранения, возвра тил к нормальной жизни сотни, если не тысячи по калеченных мужчин и жен щин. И не только в годы войны, но и после He~ ... У человека, победив шего невидимых, но страш ных врагов - боль, апатию, равнодушие, казалось бы, и истоки должны быть уникальные. Однако в биографии Алексея Петровича нет ничего необычного. Будущий герой родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии. Лёшу и двух его братьев, Петра и Николая, воспитывала мать. Отец будущего лётчика, прошедший Пер вую мировую войну, умер от много численных ранений, когда Алексею было всего три года. В детские годы Маресьев не отличался особым здоровьем, часто болел и перенёс тяжёлую форму малярии, послед ствием которой стал ревматизм. Парнишку мучили страшные боли в суставах, а соседи шептались о том, что долго он не протянет. Однако от отца, которого Алексей практи чески не знал и не помнил, ему достались в наследство огромная сила воли и упрямый характер. После окончания 8 классов сред ней школы в Камышине Алексей Маресьев получил специальность токаря по металлу в местном учили ще при лесозаводе. Здесь же он начал свою трудовую деятельность. Дважды в это время он подавал документы в лётное училище, но оба раза их возвращали назад. Не проходил будущий безногий ас в лётчики по здоровью. В 1934 году Камышинский рай ком комсомола направил Алексея на строительство Комсомольска на-Амуре. Именно на Дальнем Востоке без отрыва от работы Алек сей начал заниматься в аэроклубе, всё-таки реализовав свою мечту подняться в небо. В 1937 году Маресьева призвали в армию. Первоначально он служил в 12-м авиапогранотряде, располо женном на острове Сахалин, но затем был переведён в 30-ю Читин скую школу военных лётчиков, ко торую В 1938 году передислоциро вали в БатаЙск. Батайское авиационное учили ще имени А.К. Серова Маресьев окончил в 1940 году, получив звание младший лейтенант. После оконча ния обучения он был оставлен в училище в качестве инструктора. Именно в Батайске Маресьев встре тил Великую Отечественную войну. С началом боевых действий лётчика-инструктора отправили на Юго-Западный фронт, где он воевал в составе 296-го истребительного авиаполка. Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Первые месяцы войны были для советской авиации очень непрос тым временем. Немцы превосходи ли советских пилотов в опыте, уров не владения техникой, на которой они летали достаточно давно. Ма ресьева долгое время спасало то, что он был тогда уже опытным лётчиком. И хотя В 1941 году У него не было воздушных побед, он ос тался жив. Позднее прославлен ный советский ас Александр По крышкин скажет, что тот, кто не воевал в 1941-1942 годах, не знает настоящей войны. Свой первый немецкий самолёт, транспортник Ю-52, он сбил в начале 1942 года. В марте этого же года Алексей Ма ресьев был отправлен на Се веро-Западный фронт, к тому моменту на его счету было уже 4 сбитых немецких самолёта. Именно здесь произошёл воз душный бой, который навсегда изменил его жизнь. О том, как лётчик 18 дней выбирался к своим, как пол года изнурял себя трениров ками написал Борис Полевой. А что было дальше? За время Великой Отечест венной войны Маресьев со вершил 86 боевых вылетов, сбив 11 немецких самолётов: 4 до ранения и 7 - после. На военной службе он находился до 1946 года, пока не вышел в отставку по состоянию здоровья. При этом бывший лётчик-истреби тель старался поддерживать себя в очень хорошей физической фор ме. Человек, лишившийся на войне ног, увлекался коньками, лыжами, плаванием и велосипедом. В итоге он даже сумел установить рекорд в санатории под Куйбышевом, пере плыв здесь Волгу (2200 метров) за 55 минут. Свои последние вылеты на учебном самолёте У-2 Маресьев совершил в начале 50-х годов, ра ботая инструктором спецшколы ВВС в Москве. Алексей Маресьев стал тем са мым человеком, про которого мож но сказать: вся жизнь - подвиг. Тем более что уже после войны он всё равно приносил очень большую поль зу ВВС страны, занимаясь процес- легендой сом подготовки будущих лётчиков. Кроме того, начиная с 1956 года, когда был образован Советский (а позднее Российский) комитет вете ранов войны и военной службы, полковник в отставке Маресьев возглавлял его. Он находился на этом общественном, но по-своему также боевом посту до последних дней своей жизни. Алексей Петрович, несмотря ни на что, прожил достаточно долгую жизнь. Каким-то образом ему уда лось преодолеть последствия и тя жёлого детства, и полученного во время войны ранения. 18 мая 2001 года в Театре Российской армии должен был пройти торжественный вечер, посвящённый 85-летию Алексея Маресьева. Он как раз со бирался прибыть на это мероприя тие, когда его сразил инфаркт. Вете ран был доставлен в реанимацию одной из московских клиник, но спасти его жизнь врачи не смогли. В итоге торжественный вечер в его честь начали с минуты молчания. Часто бывает так, что человек, который становится прототипом литературного персонажа, в жизни не дотягивает до созданного писа телем образа. Однако Маресьев - живой пример обратного. Он всей своей жизнью доказал, что книга "Повесть о настоящем человеке" - это не красочный миф, а реальная история, которая рассказывает о большом мужестве и непревзой дённой силе духа. В честь столетия со дня рожде ния Героя Советского Союза и прославленного лётчика Алексея Петровича Маресьева в городе Ка мышине был открыт Центр патрио тического воспитания, а также сос тоялся парад с участием авиагрупп "Русские витязи" и "Стрижи". Имя Алексея Маресьева присвоено самолёту МЧС России и одной из новых улиц Волгограда. Российское военно-историческое общество продолжает поиск истребителя Як-1, на котором в 1942 году лётчик был сбит во время воздушного боя в районе "Демянского котла". А 1 апреля 1980 года в честь Алексея Петровича названа малая планета (2173), открытая 22 августа 1974 года в Крымской астрофизи· ческой обсерватории астрономом Людмилой ЖуравлёвоЙ. В катало гах она записана как планета Ма ресьев, но, думается, ей бы подо шло и другое имя - планета На стоящего человека. Подготовuл Вя.,еслав ЧЕРКАСОВ. С октября 1941 по сентябрь 1943 года замес титель командира эскадрильи 10В-го авиа полка старший лейтенант Константин Плато нов совершил 179 боевых вылетов на бом бардировку важных объектов в глубоком тылу противника, скоплений вражеских войск, уничтожил 15 самолётов на аэро дромах. ПЛАКАЛ ВЕСЬ ПОЛК Герой-североморец ро дился 15 мая 1921 года в деревне Мелихово (ныне Жуковского района Калуж ской области) в семье крестьянина. Окончил 7 классов. С 1934 по 1936 год он учился в Стремиловской школе и жил в интернате при этом учебном заве дении, о чём напоминает мемориальная доска на здании школы, музей кото рой сегодня носит имя Ге роя Советского Союза Кон стантина Платонова. Работал слесарем на Втором шарикоподшипни ковом заводе в Москве. В 1940 году поступил на во енную службу и был направ лен в Кировабадскую воен ную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1941 году. Но воевать начал не сразу, лишь в октябре состоялся первый вылет молодого лётчика на бое вое задание. И он доказал, что молодо не всегда зе лено. - Вся боевая жизнь това рища Платонова - образец мужества, геройства и от ваги. Его ратные подвиги знает вся дивизия, они из вестны и далеко за e~ пре делами. Молодой, скром ный, исключительно сме лый и отважный лётчик, любимец всего л~тного сос тава. Первоклассный мас тер дальних полётов, - так характеризовал воздушного аса командир полка Герой Советского Союза подпол ковник Серафим Бирюков. О бесстрашии, смелости Константина ходили леген ды. Его экипаж выполнял задание по блокаде и унич тожению 16-й немецкой армии в районе Демянска. Платонов поднимал свою • к 100-летию со дня рождения заполярного аса машину в воздух по 3-4 раза за ночь. Участвовал в обес печении безопасности тран спортов союзников, следо· вавших в наши северные порты. В ночь на 13 апреля 1943 года экипаж Плато нова бомбил Кёнигсбер~ Город прикрывался мощ ным заградительным ог нём, по небу шарили лу чи прожекторов. Проявив упорство и пренебрегая опасностью, Платонов смело и уверенно вы вел машину на цель и точно сбросил бомбы. В городе возникло 7 очагов пожара. Ночью 12 августа 1943 года, находясь точно над целью в рай оне города Мга, экипаж Платонова сбросил пер вую половину освети тельных авиабомб. При отходе от объекта самолёт подвергся ата ке Ме-110 и попал под для обеспечения атаки следовавших за ним эки пажей, мужественный лёт чик снова зашёл на объект и сбросил вторую половину осветительных бомб. В это время фашистский истребитель вторично ата ковал и поджёг бомбарди ровщик. Был убит штурман Помазан. Кабину охватило пламя, на Платонове заго релась одежда. На горящем самолёте Константин всё же дотянул до своей терри тории и только после этого выбросился с парашютом. С 22 ноября 1943 по 20 февраля 1944 года экипаж Платонова входил в состав оперативной группы 8-го авиакорпуса • "Север-3", самолёты Ил-4 которой ба зировались на аэродроме под Мурманском. Главной задачей этой группы явля лась боевая работа в инте ресах Северного флота. В ночь на 11 февраля 1944 го да экипаж участвовал в бомбардировке гитлеров ского линкора "Тирпиц" в Альтен-фьорде. ДБ-ЗФ, ко торым командовал стар ший лейтенант Константин пулемётную очередь. Ил-4 в nолёте. Был убит стрелок-ра дист Олейников, а бомбар дировщик получил повреж· дение. Не имея связи с землёй, стремясь во что бы то ни стало осветить цель Платонов, первым прор вался к "Тирпицу" и атако вал его, сбросив на линкор почти 4 тонны бомб. В Подольске, в Цент- • ральном архиве Министер ства обороны РФ, от фо тографии Платонова нель зя оторвать глаз - сказочный Бова-королевич ... Волнис тые волосы, ясный взор, красивый вырез губ, точё ная линия прямого носа. Удалая натура сквозит в каж дой чёрточке лица, и в то же время - доброта, ещё юно шеская мягкость, какое-то задумчиво-грустное отра жение душевной красоты. В его личном деле значилось: "Любимец всего лётного состава". В сухие служеб ные аттестации не часто вписывают такие фразы. - Как лётчик Платонов считался одним из лучших в полку. Что значит на войне считаться хорошим лётчи ком? Однозначный ответ трудно дать, но обобщаю щий признак, как мне ка жется, - это желание с ним летать на боевые задания. Когда в середине 1943 года я вошёл в его экипаж как штурман эскадрильи, - пи сал о Платонове штурман Владимиров, - я был рад. О своём первом командире, с которым я принял боевое крещение, могу сказать только хорошее. Но Костя (а его все офицеры полка так звали) для меня был идеа лом лётчика и человека. Он выделялся среди нас внеш ностью, приятным лицом, военной подтянутостью. И при таких данных, при все общей к нему любви оста вался прост, скромен, рас судителен. В воздухе, я имею в виду вылеты на боевые зада ния, он оставался очень спокоен, хотя я знаю, что лётчик не может быть спо коен при полётах в слож ных метеоусловиях, над целью - в зоне огня зенит ной артиллерии или в про жекторном луче, когда тебя ловят светом и расстре ливают с земли ... Но по смотришь - на боевом курсе самолёт у Кости идёт, как по линеечке. Пожалуй, это был прирождённый лётчик. 13 марта 1944 года за мужество и героизм, прояв ленные в боях с немецко фашистскими захватчика ми, старшему лейтенанту Платонову Константину Пет ровичу было присвоено зва ние Герой Советского Со юза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда", а через 25 дней капитан Платонов погиб в авиакатастрофе на аэро дроме Ваенга Мурман ской области. Случалось на войне и такое ... По свидетельствам очевидцев, на похоронах Платонова плакал весь полк, хотя все стоявшие в строю авиаторы на тре тьем году войны уже уме ли не плакать. Сегодня на месте род ного дома Константина Платонова в Мельхове растёт берёзка. В день рождения лётчика к ней приходят школьники из Стремилова. Хочется на деяться, что придут они сю да и 15 мая сего года - через 100 лет после рождения прославленного земляка. Светлана АНИСИМОВА. • 14 мая 2021 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 17 мая Международный день электросвязи. В 1920 году во время Гражданской войны Волжско Каспийская флотилия под командованием Ф~дора Раскольникова начала Энзелийскую операцию с целью возвращения русских кораблей, YBeД~HHЫX бело гвардейцами в иранский порт Энзели. В 1945 году Краснознамённая ордена Нахимова Дунайская флотилия награждена орденом Кутузова 11 степени. 18 мая День дважды Краснознамённого Балтийского флота. Международный день музеев. В 1884 году родился участник Русско-японской войны, участник гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, исследователь Арктики лейтенант Российского флота Георгий Брусилов. В 1912 году организовал и возглавил собственную полярную экспедицию на шхуне "Святая Анна" с целью пройти Северным морским путём из Атлантического океана в Тихий. В 1915 году на Русско-Балтийском заводе в Риге проведены испытания первого в мире танка "Вездеход" конструктора Александра Пороховщикова. В 1920 году родился морской пехотинец заместитель командира роты 112-го стрелкового полка 52-й стрел ковой дивизии 14-й армии Карельского фронта Герой Советского Союза младший лейтенант Александр Торцев. В 1933 году началась экспедиция особого назначе ния NQ 1. Переход первой группы кораблей Красно знамённого Балтийского флота под командованием Захара Закуп нева из Ленинграда в Мурманск по Беломорско-Балтийскому каналу. В 1943 году одной из подводных лодок СФ типа "М", построенной на средства комсомольцев, присвоено наименование "Ленинский комсомол". В 2001 году образована Всероссийская обществен ная организация морских пехотинцев "Тайфун". 19 мая В 1850 году в Николаеве заложен 120-пушечный линейный корабль "Великий князь Константин". Особо отличился в Синопском сражении. 20 мая В 1916 году родился советский лётчик Герой Совет ского Союза Алексей Маресьев, прототип героя "По вести о настоящем человеке" Бориса Полевого. В 1942 году учреждён орден Отечественной войны двух степеней. В 1942 году учреждён нагрудный знак "Гвардия" для личного состава гвардейских частей и соединений Красной армии и ВМФ, а также нагрудные знаки "Снайпер", "Отличный артиллерист", "Отличный танкист", "Отличный подводник", "Отличный торпедист". ДЛЯ ВМФ в качестве гвардейского знака утверждена прямоуголь· ная пластина с георгиевской лентой. В 1945 году в Кольский залив прибыл последний союзный конвой Второй мировой войны - JW-67. 21 мая День военного переводчика в России. Годовой праздник Тихоокеанского флота. В 1800 году император Павел 1 повелел, чтобы во время летней морской практики российские гарде марины посещали иностранные порты Балтики с целью знакомства "с берегами здешнего моря". В 1936 году само лёт "СССР Н-170", пилотируемый Ге роем Советского Со юза Михаилом Водо пьяновым, высадил на лёд вблизи Се верного полюса груп пу "Северный по люс" Ивана Папа нина. 60 лет назад ро дился лётчик мор ской авиации СФ Ге рой Российской Фе дерации полковник Игорь МатковскиЙ. В 1955 году ро дился российский военный и государ ственный деятель министр обороны Российской Федера ции Герой Российской Федерации генерал армии Сергей ШоЙгу. В 1962 году принято политическое решение о проведении секретной операции Генерального штаба Вооружённых сил СССР "Анадырь" по скрытной доставке и размещению на острове Куба армейских боевых частей и подразделений, имевших на воору жении атомное оружие. Единственными надводными кораблями, перебазированными на Кубу, были 12 ракетных катеров проекта 183Р с крылатыми ракетами П-15, перевезённых в трюмах сухогрузов. Безопасность морских перевозок советских войск и военных грузов в Атлантике обеспечивали семь дизельных ударных подводных лодок Военно-морского флота СССР, вооружённых ракетами и торпедами с атомными боевыми головными частями. 22 мая В 1712 году во время совместных действий русской армии и флота по овладению Южной Финляндией высажен крупный десант в районе Гельсингфорса. Спустя три дня был высажен десант в районе Борго. В 1912 году родился штурман 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Северного флота Герой Советского Союза гвардии майор Александр Скнарёв. В 1913 году родился командир эскадрильи 118-го разведывательного авиаполка Северного флота Герой Советского Союза капитан Николай Турков. В 1914 году родился советский конструктор оружия, лауреат Сталинской и Государственной премий, премии имени С.И. Мосина Герой Социалистического Труда Николай Макаров. В 1940 году учреждена золотая медаль "Серп и Молот" - знак особого отличия в СССР, вручавшийся Герою Социалистического Труда наряду с высшей наградой СССР - орденом Ленина. 23 мая В 1736 году началась осада русскими войсками турецкой крепости Азов в ходе Русско-турецкой войны 1735-1739 гг. В осаде и взятии крепости принимали участие 50 кораблей и судов русского флота под начальством контр-адмирала Петра Бредаля. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz