На страже Заполярья. 2021 год. Май.

з стр. * на СТFaЖЕ запDлIFы 14 мая 2021 года .ш. Предназначение этих систем опреде­ ляется самой терминологией - "специальное назначение". В на­ шем случае - доставка развед­ чиков и групп спецназа в глубо­ кий тыл противника. Высажи­ ваясь с высоты до 8 тысяч мет­ ров, они могут "раскрываться" на 4 - 5 тысячах и, оставаясь неза­ меченными, пролетать по воз­ духу расстояние в 20 - 30 кило­ метров. ному спорту, тренером которой является майор Александр Кау­ нов. Она достаточно молода - образована в 2019 году и зани­ мается на классических пара­ шютных системах "Мальва-24". НЕБО - НЕ ТОЛЬКО РОМАНТИКА Этот спортивный парашют позволяет выполнять все виды прыжков из самолётов и верто­ лётов как отдельным спортсме­ нам, так и группам парашютис­ тов, вводится в действие как немедленно после отделения от летательного аппарата, так и с задержкой. ПРЫЖКИ с параmютом в программе воздуmно-десантной подготовки - это способ доставки подразделений на территорию противника для выполнения боевой задачи "Арбалет-2", к примеру, по праву считается уникальной па­ рашютной системой. Он позво­ ляет десантироваться с грузо­ вым контейнером массой до 50 кг с транспортных само­ лётов при скорости полёта до 400 км/час. Но, что не менее важно - эта система обеспечивает безопасное приземление парашютис­ та и груза на любые пло­ щадки даже в сложных метеоусловиях. В настоящий момент в соединении подготовлены две полноценные группы, способные в полном объ­ ёме выполнять поставлен­ ные задачи с использо­ ванием "Арбалетов-2", и группа - на "Арбалетах-1". Опыт заброски подразде­ лений на большое удале­ ние уже есть. В ходе пла­ новой учёбы, высадившись над Мончегорском, прак­ тически в центре Кольского края, разведчики пролете­ ли более пяти километров и успешно приземлились в Тренер команды майор Алек­ сандр Каунов касательно воз­ душно-десантной подготовки в чения, и позволяет, может быть, в чём-то по-новому понять тео­ рию парашютизма, - искренне считает Александр Александ­ рович. - Мы стараемся совершен­ ствоваться сами и учим людей. Это приносит ожидаемый ре­ зультат и как следствие - чувство удовлетворения от хорошо вы­ полненной работы. Те, кто про­ шёл с нами курс AFF, уже изучают воздушную акробатику и успешно работают на точ­ ность приземления. Так что не за горами в наших планах участие в сорев­ нованиях высокого уровня. По признанию майора Каунова, в перспективе команда стремится и к групповой акробатике, но важнее всего Александр считает появление после­ дователей, которые разде­ ляют его влюблённость в небо. В первую очередь он называет старшего сер­ жанта Александра Морош­ кина. районе заданного объекта. ПроверlCУ десантниlCов на старте проводит Что же касается нара- за,местите.4Ь lCо,мандира роты по ВДП стар­ - Это тот случай, когда ученик во многом превзо­ шёл своего учителя, - не скрывает офицер. - Он не только замечательный человек, но и образцовый подчинённыЙ. Умеет обу­ чать людей, при этом вла­ деет методикой не хуже шиd .4edmeHaHm Иван HumICUn. своих командиров. Успех куётся на земле восьми тысяч метров. Это станет серьёзным прорывом, ведь вы­ сотные прыжки обеспечивают дальность планирования на десятки километров от точки десантирования и позволяют подразделениям скрытно дейст­ вовать на значительном уда­ лении от объекта разведки, в любом регионе и даже в аркти­ ческих условиях. Пока это только в планах, и будут ли они реализованы, пока­ жет время, но всё же перспек­ тивы развития вселяют опти­ мизм. Подготовительная работа по формированию подразделе­ ний воздушных "дальнобойщи­ ков" уже проведена, по крайней мере разработаны предложе­ ния их предполагаемой струк­ туры, в основу которой легла ор­ ганизация роты глубинной раз­ ведки мотострелкового соеди- нения. Несмотря на капризы запо­ лярной погоды, морская пехота продолжает наращивать мас­ терство. На каждом занятии во­ еннослужащие, не успевшие выполнить установленную нор­ му, увеличивают свой актив, а для некоторых, особенно целе­ устремлённых, это и продвиже­ ние к очередному этапу профес­ сионализма. Остались в прошлом времена, где само понятие "материально­ техническое обеспечение войск и сил флота" не выдерживало никакой критики. Последние годы заметно изменили сам об- купола рассыnались по небесноd сини - десант nошёл! состав, смоделировать больше ситуаций, которые могут сло­ житься в воздухе при десан­ тировании подразделения. мой обучения предусмотрено достаточно много. щивания мастерства инс­ трукторского состава, то, по словам майора Александра Кау­ нова, эта работа ведётся непре­ рывно, и скоро ещё двое морских пехотинцев отправятся в 309-й центр специальной парашютной подготовки воздушно-десантных войск для обучения свободному падению, или, выражаясь более привычной терминологией, со­ вершению затяжных прыжков. морской пехоте, да, пожалуй, и на флоте - личность легендар­ ная. Уже много лет он обучает личный состав десантирован ию с парашютными десантными системами Д-6 и Д-10. Кроме этого, является инструктором специальной парашютной под­ готовки, а в перспективе плани­ рует стать инструктором AFF - это прогрессивный курс обучения свободному падению. Система обучения личного состава морской пехоты, в том числе и в рамках воздушно-де­ сантной подготовки, развивается не только за счёт совершенст­ вования методики. В рамках названной уже концепции пред­ полагается создание на Север­ ном флоте филиала 309-го цент­ ра СПП ВДВ, что позволит совер­ шенствовать высотную подготов­ ку парашютистов. Здесь и будут тренировать группы разведчиков и спецназа, способные десанти­ роваться с высот от четырёх до Чтобы не случилось беды, действия десантника в воздухе должны быть доведены до автоматизма Но совершение прыжка с па­ рашютом - не самоцель. Преж­ де всего это способ доставки подразделения к месту выпол­ нения боевой задачи, а по сути и один из элементов подготовки к бою. Недаром шутят в ВДВ: "Де­ сантник - это три секунды ангел, три минуты орёл, а остальное время - ломовая лошадь". Оста­ ётся только конкретизировать - хорошо обученная, до зубов во­ оружённая "лошадь", готовая выполнить приказ любой ценой. Спорт И служба Одним из значимых событий в жизни морских пехотинцев и своего рода достижением стало создание команды по парашют- - Хорошо иметь в своём бага­ же такой запас знаний, навыков и умений, который поможет усо­ вершенствовать и методику обу- "Корабе.4ьная группа! Для nосадlCи в вертолёт шага,м ,маршl" лик морской пехоты и её осна­ щение, при этом прогресс наб­ людается непрерывно. Косну­ лось это И снабжения имущест­ вом воздушно-десантной служ­ бы, которым в настоящее время бригада обеспечена в полном объёме. При этом самые старые из парашютов выпушены в 2014 году при сроке их эксплуатации в два десятилетия. Методика обучения десант­ ника действиям на снарядах воздушно-десантного комплекса совершенствуется, обновляет­ ся учебно-материальная база. Этим летом будут установлены новые тренажёры. В первой оче­ реди - стапели подвесных си­ стем, на которых парашютисты тренируются действовать в воз­ духе с момента отделения от ле­ тательного аппарата и раскры­ тия парашюта до подготовки к приземлению. По словам заместителя ко­ мандира бригады по воздушно­ десантной подготовке подпол­ ковника Виталия Некрасова, новое оборудование значитель­ но совершеннее старого и поз­ воляет лучше готовить личный Алгоритм поведения в небе очень важен: осмотр купола, заправка подвесной системы, ориентирование в воздухе, дей­ ствия при схождении, разворо­ ты, раскрытие запасного пара­ шюта, изготовка к приземлению, отработка действий при прыж­ ках с оружием. Чтобы не случилось беды здесь, на земле, действия пара­ шютиста в воздухе должны быть доведены до автоматизма, ведь при десантирован ии с высоты 600 метров время сближения с землёй составляет всего полто­ ры минуты, и дорога каждая се­ кунда. Исходя из этого, и време­ ни для подготовки до соверше­ ния первого прыжка програм- Командир десантно-штурмо­ вого батальона подполковник Илья Титов объясняет: - Воздушно-десантная подго­ товка - один из основных видов боевой учёбы для личного со­ става ДШБ морской пехоты, и мы уделяем этому самое серьёзное внимание. От успеха действий подразделений, высаженных в тыл противника, может зависеть результат проведения общевой­ сковой или морской десантной операции в целом. Программа ВДП морской пехоты тесно увязана со всеми дисциплинами. Насколько эффективен процесс обучения, пока­ зывают результаты учений с боевой стрельбой и высадкой тактического воздушного десанта, которые проводятся регулярно. В целом же материальная база соединения вполне современна и позволяет в полном объёме проводить наземную подготовку для совершения прыжков из самолётов и вертолётов. - Нам бы ещё авиацию свою, - сетует майор Каунов, - чтобы не зависеть от планов лётчиков. Тогда вообще никаких про6лем не будет. Владимир ЛЕВЧУК Фото аВтора. СИЛА ЛЕТАЮЩИХ РОБОТОВ нуждаются в грамотных специалистах. Полк БЛА пополняют первые выпуск­ ники факультета беспилотной авиации из Воронежского военного учебно-науч­ ного центра ВВС "Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю,А. Гагарина" и из Челябинского фи­ лиала этого учебного заведения. За время службы в противолодочной авиации Николай Борисович приобрёл колоссальный опыт. Его налёт на Ил-38 составил почти 2000 часов. В 2015 году он был в составе экипажа майора Игоря Будаева, который завоевал кубок "Мор­ ской ас". • ш. Как свидетельствуют исто- рические документы, первое боевое применение беспилотных лета­ тельных аппаратов произошло в 1849 году, когда войска Австро-Венгрии по­ давляли восстание в Венеции. На аэро­ статы были установлены бомбы, кото­ рые сбрасывались на восставших. Про­ шёл почти целый век, прежде чем в Великобритании создали первые в мире радиоуправляемые БЛА-мишени "Quееп Вее". В США выпустили БЛА "Rаdiорlапе оа-2". Технологии создания БЛА активно развивались во времена холодной фективное оружие беспилотные лета­ тельные аппараты. Последние несколько лет беспилот­ ная авиация в России развивается не­ виданными темпами. Подразделения БЛА созданы в каждом военном округе. Активно совершенствуются имеющиеся типы БЛА "Орион", "Гранит", "Застава", разрабатываются новые, в том числе большой дальности. На Северном флоте отряд беспи­ лотных летательных аппаратов был сформирован в 2013 году. Его личный состав составлял всего 20 военнослу­ жащих. Беспилотные летательные аппараты выполняют воздушную разведку в реальном времени, что позволяет быстро оценить ситуацию и принять необходимые меры войны. Следует отметить, что Советский Союз добился больших успехов в деле создания таких аппаратов. В СССР с 1970 по 1991 год производили различ­ ные типы БЛА - Ту-123 "Ястреб", Ту-141 "Стриж" и Ту-143 "Рейс", "Пчела-1Т" и "Шмель-1". Мы уступили пальму первен­ ства лишь после 1991 года. Ныне в США парк БЛА насчитывает около 8000 единиц. Основа - это малые БЛА. США участвовали во многих локаль­ ных конфликтах, в ходе которых хорошо зарекомендовали именно такие ап­ параты. Всё передовое - на вооружение Опыт современных локальных конф­ ликтов (Ливия, Сирия, Ирак, Донбасс, Нагорный Карабах) в очередной раз подтвердил, насколько грозное и эф- • Ныне на СФ набираются опыта и от­ тачивают мастерство роты беспилотных летательных аппаратов, подчиняющие­ ся береговым частям. В 2016 году соз­ дан первый в Российской Федерации полк беспилотной авиации армии ВВС и ПВО Северного флота. На вооружении полка стоят два вида комплексов: "Форпост" - среднего ра­ диуса действия и мобильный комплекс "Орлан-10" - малого радиуса действия. Крепить боевое мастерство По словам командира полка БЛА полковника Сергея Степанова, беспи­ лотные летательные аппараты выпол­ няют воздушную разведку в реальном времени, что позволяет быстро оценить ситуацию и принять необходимые меры. С помощью так называемых дронов упрощаются корректировка артилле- • рийского огня И наведение на цель авиации. В мае прошлого года БЛА полка вы­ полняли полёты над Кольским полу­ островом и прибрежными районами Баренцева моря. При этом операторы беспилотных летательных аппаратов "Орлан-10" совершенствовали навыки наблюдения за районами действий кораблей, отработали обмен данными между силами флота и береговыми подразделениями. В ходе боевой учёбы были проведены лётно-тактические учения в составе эскадрилий, а потом и полка, тактико­ специальные занятия с ротой связи, отделением обработки информации, а также с взводами охраны и обеспече­ ния, отметил командир полка. В 2020 году военнослужащие эскад­ рильи БЛА "Орлан-10" заняли 1-е место в ВМФ и отправились соревноваться с коллегами из других родов войск в одну из артиллерийских бригад Западного военного округа. В течение пяти дней се­ вероморцы боролись за звание лучшего расчёта в конкурсе "Соколиная охота". Начальник расчёта БЛА старший лей­ тенант Игорь Гейко, техник прапорщик Тимур Кац, операторы старшина 2 ста­ тьи Георгий Гаврилов, ефрейтор Иван Старолавников показали высокий уро­ вень профессиональной подготовки и по итогам конкурса "Лучшая команда" и "Лучший расчёт" комплекса БЛА "Ор­ лан-1 О" заняли 2-е место. Это можно назвать настоящим прорывом, так как до этого призовых мест на конкурсе АрМИ североморцы не занимали. Кадры решают всё Созданные подразделения беспи­ лотных летательных аппаратов остро . . ' Узнав, что при армии ВВС и ПВО Северного флота создаётся подразделение беспилотной авиации, офицер решил по­ пробовать себя в новом деле. В 2016 году он был назна- чен на должность началь­ ника группы дистанционного управления эскадрильи БЛА "Форпост". А с 1 декабря 2016 года, по сути с момента фор­ мирования полка БЛА, он - его штурман. Богатый опыт капитана Ковязина пришёлся как нельзя кстати, потребо­ валось лишь пройти 1 О-ме­ сячное обучение в Коломен­ ском центре беспилотной авиации. Штур,ман nОЛlCа БЛА lCanumaH HUlCo.4ad Ковязин. По словам заместителя командира части по военно­ политической работе подпол­ ковника Юрия Онуфрийчука, Молодые офицеры - это будущее пол­ ка, пройдёт некоторое время, прежде чем они станут настоящими асами. Но в связи с активной учебно-боевой дея­ тельностью опытные специалисты тре­ буются уже сейчас. И, к счастью, таковые есть. Штурман полка капитан Николай Ковязин - выпускник Челябинского Краснознамённого высшего военного училища штурманов 2001 года. В ввузе он освоил самолёты Ан-26Ш, Ту-134Ш, а прибыв лейтенантом на Северный флот, был назначен штурманом-опера­ тором самолёта Ил-38 отдельного смешанного авиационного полка. • как в любом ответственном деле - кадры решают всё. Благодаря таким специалистам, как подполковник Игорь Копелаш, майор Дмитрий Реше­ тов, капитаны Николай Ковязин, Стани­ слав Фесенко, Пётр Щербань, Виталий Кочережко, лейтенант Никита Беднин, главный старшина Александр Зайцев, сержант Илья Рацевич, рядовой Кирилл Макаров, старший матрос Артём Аля­ сов, рядовой Илья Мудров, И многим другим беспилотная авиация Северного флота, как говорится, встала на крыло, окрепла и активно развивается. А.4еlCсандр ЯКОВЛЕВ. Фото аВтора. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz