На страже Заполярья. 2021 год. Май.
з стр. * на СТFaЖЕ запDлIFы 14 мая 2021 года .ш. Предназначение этих систем опреде ляется самой терминологией - "специальное назначение". В на шем случае - доставка развед чиков и групп спецназа в глубо кий тыл противника. Высажи ваясь с высоты до 8 тысяч мет ров, они могут "раскрываться" на 4 - 5 тысячах и, оставаясь неза меченными, пролетать по воз духу расстояние в 20 - 30 кило метров. ному спорту, тренером которой является майор Александр Кау нов. Она достаточно молода - образована в 2019 году и зани мается на классических пара шютных системах "Мальва-24". НЕБО - НЕ ТОЛЬКО РОМАНТИКА Этот спортивный парашют позволяет выполнять все виды прыжков из самолётов и верто лётов как отдельным спортсме нам, так и группам парашютис тов, вводится в действие как немедленно после отделения от летательного аппарата, так и с задержкой. ПРЫЖКИ с параmютом в программе воздуmно-десантной подготовки - это способ доставки подразделений на территорию противника для выполнения боевой задачи "Арбалет-2", к примеру, по праву считается уникальной па рашютной системой. Он позво ляет десантироваться с грузо вым контейнером массой до 50 кг с транспортных само лётов при скорости полёта до 400 км/час. Но, что не менее важно - эта система обеспечивает безопасное приземление парашютис та и груза на любые пло щадки даже в сложных метеоусловиях. В настоящий момент в соединении подготовлены две полноценные группы, способные в полном объ ёме выполнять поставлен ные задачи с использо ванием "Арбалетов-2", и группа - на "Арбалетах-1". Опыт заброски подразде лений на большое удале ние уже есть. В ходе пла новой учёбы, высадившись над Мончегорском, прак тически в центре Кольского края, разведчики пролете ли более пяти километров и успешно приземлились в Тренер команды майор Алек сандр Каунов касательно воз душно-десантной подготовки в чения, и позволяет, может быть, в чём-то по-новому понять тео рию парашютизма, - искренне считает Александр Александ рович. - Мы стараемся совершен ствоваться сами и учим людей. Это приносит ожидаемый ре зультат и как следствие - чувство удовлетворения от хорошо вы полненной работы. Те, кто про шёл с нами курс AFF, уже изучают воздушную акробатику и успешно работают на точ ность приземления. Так что не за горами в наших планах участие в сорев нованиях высокого уровня. По признанию майора Каунова, в перспективе команда стремится и к групповой акробатике, но важнее всего Александр считает появление после дователей, которые разде ляют его влюблённость в небо. В первую очередь он называет старшего сер жанта Александра Морош кина. районе заданного объекта. ПроверlCУ десантниlCов на старте проводит Что же касается нара- за,местите.4Ь lCо,мандира роты по ВДП стар - Это тот случай, когда ученик во многом превзо шёл своего учителя, - не скрывает офицер. - Он не только замечательный человек, но и образцовый подчинённыЙ. Умеет обу чать людей, при этом вла деет методикой не хуже шиd .4edmeHaHm Иван HumICUn. своих командиров. Успех куётся на земле восьми тысяч метров. Это станет серьёзным прорывом, ведь вы сотные прыжки обеспечивают дальность планирования на десятки километров от точки десантирования и позволяют подразделениям скрытно дейст вовать на значительном уда лении от объекта разведки, в любом регионе и даже в аркти ческих условиях. Пока это только в планах, и будут ли они реализованы, пока жет время, но всё же перспек тивы развития вселяют опти мизм. Подготовительная работа по формированию подразделе ний воздушных "дальнобойщи ков" уже проведена, по крайней мере разработаны предложе ния их предполагаемой струк туры, в основу которой легла ор ганизация роты глубинной раз ведки мотострелкового соеди- нения. Несмотря на капризы запо лярной погоды, морская пехота продолжает наращивать мас терство. На каждом занятии во еннослужащие, не успевшие выполнить установленную нор му, увеличивают свой актив, а для некоторых, особенно целе устремлённых, это и продвиже ние к очередному этапу профес сионализма. Остались в прошлом времена, где само понятие "материально техническое обеспечение войск и сил флота" не выдерживало никакой критики. Последние годы заметно изменили сам об- купола рассыnались по небесноd сини - десант nошёл! состав, смоделировать больше ситуаций, которые могут сло житься в воздухе при десан тировании подразделения. мой обучения предусмотрено достаточно много. щивания мастерства инс трукторского состава, то, по словам майора Александра Кау нова, эта работа ведётся непре рывно, и скоро ещё двое морских пехотинцев отправятся в 309-й центр специальной парашютной подготовки воздушно-десантных войск для обучения свободному падению, или, выражаясь более привычной терминологией, со вершению затяжных прыжков. морской пехоте, да, пожалуй, и на флоте - личность легендар ная. Уже много лет он обучает личный состав десантирован ию с парашютными десантными системами Д-6 и Д-10. Кроме этого, является инструктором специальной парашютной под готовки, а в перспективе плани рует стать инструктором AFF - это прогрессивный курс обучения свободному падению. Система обучения личного состава морской пехоты, в том числе и в рамках воздушно-де сантной подготовки, развивается не только за счёт совершенст вования методики. В рамках названной уже концепции пред полагается создание на Север ном флоте филиала 309-го цент ра СПП ВДВ, что позволит совер шенствовать высотную подготов ку парашютистов. Здесь и будут тренировать группы разведчиков и спецназа, способные десанти роваться с высот от четырёх до Чтобы не случилось беды, действия десантника в воздухе должны быть доведены до автоматизма Но совершение прыжка с па рашютом - не самоцель. Преж де всего это способ доставки подразделения к месту выпол нения боевой задачи, а по сути и один из элементов подготовки к бою. Недаром шутят в ВДВ: "Де сантник - это три секунды ангел, три минуты орёл, а остальное время - ломовая лошадь". Оста ётся только конкретизировать - хорошо обученная, до зубов во оружённая "лошадь", готовая выполнить приказ любой ценой. Спорт И служба Одним из значимых событий в жизни морских пехотинцев и своего рода достижением стало создание команды по парашют- - Хорошо иметь в своём бага же такой запас знаний, навыков и умений, который поможет усо вершенствовать и методику обу- "Корабе.4ьная группа! Для nосадlCи в вертолёт шага,м ,маршl" лик морской пехоты и её осна щение, при этом прогресс наб людается непрерывно. Косну лось это И снабжения имущест вом воздушно-десантной служ бы, которым в настоящее время бригада обеспечена в полном объёме. При этом самые старые из парашютов выпушены в 2014 году при сроке их эксплуатации в два десятилетия. Методика обучения десант ника действиям на снарядах воздушно-десантного комплекса совершенствуется, обновляет ся учебно-материальная база. Этим летом будут установлены новые тренажёры. В первой оче реди - стапели подвесных си стем, на которых парашютисты тренируются действовать в воз духе с момента отделения от ле тательного аппарата и раскры тия парашюта до подготовки к приземлению. По словам заместителя ко мандира бригады по воздушно десантной подготовке подпол ковника Виталия Некрасова, новое оборудование значитель но совершеннее старого и поз воляет лучше готовить личный Алгоритм поведения в небе очень важен: осмотр купола, заправка подвесной системы, ориентирование в воздухе, дей ствия при схождении, разворо ты, раскрытие запасного пара шюта, изготовка к приземлению, отработка действий при прыж ках с оружием. Чтобы не случилось беды здесь, на земле, действия пара шютиста в воздухе должны быть доведены до автоматизма, ведь при десантирован ии с высоты 600 метров время сближения с землёй составляет всего полто ры минуты, и дорога каждая се кунда. Исходя из этого, и време ни для подготовки до соверше ния первого прыжка програм- Командир десантно-штурмо вого батальона подполковник Илья Титов объясняет: - Воздушно-десантная подго товка - один из основных видов боевой учёбы для личного со става ДШБ морской пехоты, и мы уделяем этому самое серьёзное внимание. От успеха действий подразделений, высаженных в тыл противника, может зависеть результат проведения общевой сковой или морской десантной операции в целом. Программа ВДП морской пехоты тесно увязана со всеми дисциплинами. Насколько эффективен процесс обучения, пока зывают результаты учений с боевой стрельбой и высадкой тактического воздушного десанта, которые проводятся регулярно. В целом же материальная база соединения вполне современна и позволяет в полном объёме проводить наземную подготовку для совершения прыжков из самолётов и вертолётов. - Нам бы ещё авиацию свою, - сетует майор Каунов, - чтобы не зависеть от планов лётчиков. Тогда вообще никаких про6лем не будет. Владимир ЛЕВЧУК Фото аВтора. СИЛА ЛЕТАЮЩИХ РОБОТОВ нуждаются в грамотных специалистах. Полк БЛА пополняют первые выпуск ники факультета беспилотной авиации из Воронежского военного учебно-науч ного центра ВВС "Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю,А. Гагарина" и из Челябинского фи лиала этого учебного заведения. За время службы в противолодочной авиации Николай Борисович приобрёл колоссальный опыт. Его налёт на Ил-38 составил почти 2000 часов. В 2015 году он был в составе экипажа майора Игоря Будаева, который завоевал кубок "Мор ской ас". • ш. Как свидетельствуют исто- рические документы, первое боевое применение беспилотных лета тельных аппаратов произошло в 1849 году, когда войска Австро-Венгрии по давляли восстание в Венеции. На аэро статы были установлены бомбы, кото рые сбрасывались на восставших. Про шёл почти целый век, прежде чем в Великобритании создали первые в мире радиоуправляемые БЛА-мишени "Quееп Вее". В США выпустили БЛА "Rаdiорlапе оа-2". Технологии создания БЛА активно развивались во времена холодной фективное оружие беспилотные лета тельные аппараты. Последние несколько лет беспилот ная авиация в России развивается не виданными темпами. Подразделения БЛА созданы в каждом военном округе. Активно совершенствуются имеющиеся типы БЛА "Орион", "Гранит", "Застава", разрабатываются новые, в том числе большой дальности. На Северном флоте отряд беспи лотных летательных аппаратов был сформирован в 2013 году. Его личный состав составлял всего 20 военнослу жащих. Беспилотные летательные аппараты выполняют воздушную разведку в реальном времени, что позволяет быстро оценить ситуацию и принять необходимые меры войны. Следует отметить, что Советский Союз добился больших успехов в деле создания таких аппаратов. В СССР с 1970 по 1991 год производили различ ные типы БЛА - Ту-123 "Ястреб", Ту-141 "Стриж" и Ту-143 "Рейс", "Пчела-1Т" и "Шмель-1". Мы уступили пальму первен ства лишь после 1991 года. Ныне в США парк БЛА насчитывает около 8000 единиц. Основа - это малые БЛА. США участвовали во многих локаль ных конфликтах, в ходе которых хорошо зарекомендовали именно такие ап параты. Всё передовое - на вооружение Опыт современных локальных конф ликтов (Ливия, Сирия, Ирак, Донбасс, Нагорный Карабах) в очередной раз подтвердил, насколько грозное и эф- • Ныне на СФ набираются опыта и от тачивают мастерство роты беспилотных летательных аппаратов, подчиняющие ся береговым частям. В 2016 году соз дан первый в Российской Федерации полк беспилотной авиации армии ВВС и ПВО Северного флота. На вооружении полка стоят два вида комплексов: "Форпост" - среднего ра диуса действия и мобильный комплекс "Орлан-10" - малого радиуса действия. Крепить боевое мастерство По словам командира полка БЛА полковника Сергея Степанова, беспи лотные летательные аппараты выпол няют воздушную разведку в реальном времени, что позволяет быстро оценить ситуацию и принять необходимые меры. С помощью так называемых дронов упрощаются корректировка артилле- • рийского огня И наведение на цель авиации. В мае прошлого года БЛА полка вы полняли полёты над Кольским полу островом и прибрежными районами Баренцева моря. При этом операторы беспилотных летательных аппаратов "Орлан-10" совершенствовали навыки наблюдения за районами действий кораблей, отработали обмен данными между силами флота и береговыми подразделениями. В ходе боевой учёбы были проведены лётно-тактические учения в составе эскадрилий, а потом и полка, тактико специальные занятия с ротой связи, отделением обработки информации, а также с взводами охраны и обеспече ния, отметил командир полка. В 2020 году военнослужащие эскад рильи БЛА "Орлан-10" заняли 1-е место в ВМФ и отправились соревноваться с коллегами из других родов войск в одну из артиллерийских бригад Западного военного округа. В течение пяти дней се вероморцы боролись за звание лучшего расчёта в конкурсе "Соколиная охота". Начальник расчёта БЛА старший лей тенант Игорь Гейко, техник прапорщик Тимур Кац, операторы старшина 2 ста тьи Георгий Гаврилов, ефрейтор Иван Старолавников показали высокий уро вень профессиональной подготовки и по итогам конкурса "Лучшая команда" и "Лучший расчёт" комплекса БЛА "Ор лан-1 О" заняли 2-е место. Это можно назвать настоящим прорывом, так как до этого призовых мест на конкурсе АрМИ североморцы не занимали. Кадры решают всё Созданные подразделения беспи лотных летательных аппаратов остро . . ' Узнав, что при армии ВВС и ПВО Северного флота создаётся подразделение беспилотной авиации, офицер решил по пробовать себя в новом деле. В 2016 году он был назна- чен на должность началь ника группы дистанционного управления эскадрильи БЛА "Форпост". А с 1 декабря 2016 года, по сути с момента фор мирования полка БЛА, он - его штурман. Богатый опыт капитана Ковязина пришёлся как нельзя кстати, потребо валось лишь пройти 1 О-ме сячное обучение в Коломен ском центре беспилотной авиации. Штур,ман nОЛlCа БЛА lCanumaH HUlCo.4ad Ковязин. По словам заместителя командира части по военно политической работе подпол ковника Юрия Онуфрийчука, Молодые офицеры - это будущее пол ка, пройдёт некоторое время, прежде чем они станут настоящими асами. Но в связи с активной учебно-боевой дея тельностью опытные специалисты тре буются уже сейчас. И, к счастью, таковые есть. Штурман полка капитан Николай Ковязин - выпускник Челябинского Краснознамённого высшего военного училища штурманов 2001 года. В ввузе он освоил самолёты Ан-26Ш, Ту-134Ш, а прибыв лейтенантом на Северный флот, был назначен штурманом-опера тором самолёта Ил-38 отдельного смешанного авиационного полка. • как в любом ответственном деле - кадры решают всё. Благодаря таким специалистам, как подполковник Игорь Копелаш, майор Дмитрий Реше тов, капитаны Николай Ковязин, Стани слав Фесенко, Пётр Щербань, Виталий Кочережко, лейтенант Никита Беднин, главный старшина Александр Зайцев, сержант Илья Рацевич, рядовой Кирилл Макаров, старший матрос Артём Аля сов, рядовой Илья Мудров, И многим другим беспилотная авиация Северного флота, как говорится, встала на крыло, окрепла и активно развивается. А.4еlCсандр ЯКОВЛЕВ. Фото аВтора. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz