На страже Заполярья. 2021 год. Март.

5 стр. * на стrаЖl 3аПОЛlrьи 26 марта 2021 года ПРИЗРАК "БЕЛОГО ТИГРА" ВОЗВРАЩАЕТСЯ I1ротивостояние России и Запада обостряется, поскольку наша страна стала активно защищать свои национальные интересы 4фlj Из наблюде- ний за тем, куда движется мир, как склады­ ваются взаимоотношения разных центров силы, на­ прашивался вывод, что и в новом веке судьба уготовит нам серьёзные испытания. Хотелось бы, конечно, на­ деяться, что здравый смысл победит и мы избе­ жим всего того, что свали­ лось на наши головы в ушед- шем столетии. показала, что у нас нет ос­ нований сомневаться в бо­ евом потенциале Россий­ ской армии. - Карен Георгиевич, всезнающая ·Википе­ дия· почему-то умал­ чивает о вашей армей­ ской службе. Давайте это поправим ... ный долг. Это имеет прин­ ципиальное значение. Я не случайно заострил внимание на том, что в ны- барьер на пути проникно­ вения в страну зарубежной кинопродукции. В этом смысле и индий­ цы, и китайцы очень плот­ но контролируют свой ры­ нок. В результате у них бурно развивается своё кино. В Китае производят 700-800 картин в год, в Индии раза в полтора больше. Это о многом го­ ворит. А в ряде стран Ев­ росоюза, например, на законодательном уровне закреплено правило, в со­ ответствии с которым те­ левидение может пока­ зывать не более 20 про­ центов продукции с кон­ тентом иностранного производства. И там ник- В этой связи как мини­ мум было бы полезно дер­ жать наше общество в то­ нусе. Ибо оно должно по­ ни мать, что на планете не наступила эра благоден­ ствия и возможное противо­ стояние с нашим потен­ циальным противником приобретает всё более мрачные очертания. Ко­ нечно, бросаться здесь в крайности и совсем уж за­ пугивать население не на­ до, это тоже не лучший ва­ риант в нынешней и без того непростой ситуации. Но население должно пони­ мать, что самая настоящая холодная война против Рос­ сии уже развязана. И лично я, например, готов клюбому развитию событий. - Это были 1975-1976 годы. Гвардейская танко­ вая Кантемировская ди­ визия, 42З-й гвардейский мотострелковый Ямполь­ ский орденов Суворова и Кутузова полк. Меня при­ звали туда уже после института, и я был пуле­ мётчиком. Воспомина­ ния о службе остались самые хорошие. В любом Карен Шахназаров. случае не считаю это время вычеркнутым из жизни. Вспоминаю о них с ностальгией и удовольст­ вием. Хотя вырос я в ин­ теллигентной московской семье гуманитарного на­ правления, служить мне нравилось. Конечно, пер­ вые полгода было сложно. Это было определённой формой воинской дис­ циплины. Старослужащие поддерживали порядок в подразделении. Не разре­ шали, например, нам, са­ лагам, смотреть после от­ боя телевизор. Потом я и сам мог кому-то из молодых замечание сделать. то не говорит о необхо­ димости отмены таких ЧЕМ КРЕПЧЕ АРМИЯ, ТЕМ МЕНЬШЕ ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЙНЫ - Видимо, вы согласи­ тесь и с тем, что об­ становка вокруг России обуславливает необходи­ мость иметь сильную ар- :.. мию. К счастью, 1990-е годы с их недофинанси­ рованием Вооружённых сил, пренебрежением к людям в погонах уже в прошлом. Вселяет ли в вас такой же оптимизм нынешнее состояние Российской армии? - Не отношу себя к воен­ ным экспертам, поскольку занимаюсь другими веща­ ми. Кстати, сам я служил в Советской армии и знал её, как говорится, изнутри. Там тоже были свои проблемы - а где их нет? - но в целом это был мощный, консоли­ дированный организм, ко­ торому под силу были лю- А уходил из армии, не поверите, даже с опреде­ лённым сожалением. С некоторыми сослуживцами до сих пор поддерживаю контакты, но они, как и я, уже люди в возрасте. А на студии у нас работает во­ дитель, с которым мы слу­ жили вместе не только в одном полку, но и в одной роте! МЕЖДУ ДВУМЯ СТУЛЬЯМИ - Армия - это не толь­ ко могучая техника, но­ вейшие технологии, но и люди, состояние духа во­ еннослужащих, общест­ ва в целом. Здесь многое зависит от позиции творческой интеллиген­ ции, властителей чело­ веческих умов. В своё вре­ мя Максим Горький задал вопрос: ·С кем вы, мас- Население должно понимать, что самая настояIЦая холодная война против России уже развязана бые задачи. За нынешней армией я наблюдаю со сто­ роны, и могу судить, что она ничем не хуже. А по состоя­ нию вооружения, техниче­ ской и иной оснащённости на голову выше. Не надо быть специали­ стом, чтобы видеть, какие уникальные ракетные комп­ лексы поступают в войска, сколько учений сейчас про­ водится, причём на самых разных уровнях. На мой взгляд, их даже больше, чем в советское время. Бо­ евая учёба сейчас гораздо интенсивнее, наверное, и потому что личный состав не так часто отвлекается на хозработы, как в наше вре­ мя. И это не может не ра­ довать, поскольку, чем крепче армия, тем меньше вероятность войны. Ведь та же сирийская кампания • тера культуры?·. Не ка­ жется ли вам, что этот вопрос актуален и сегод­ ня? - Более чем актуален! Посмотрите, что происхо­ дит. С одной стороны, мы добились суверенитета по­ литического и военного, а вот в области культуры этот суверенитет в значитель­ ной степени утратили. На мой взгляд, государство не в полной степени понимает значение культуры и всего того, что связано с идео­ логией, как для всего об­ щества, так и для армии. Ведь одно дело - непре­ рывные учения, современ­ ная боевая техника, и дру­ гое - кто в этой технике си­ дит, ею управляет. Как он воспитан, с какими нравст­ венными установками при­ шёл отдать Родине священ- нешней российской куль­ туре совсем нет такой суве­ ренизации, как во многих других областях. И это очень опасно. Фактически мы выпустили культуру на ограничений. Тогда как на некоторых наших телека­ налах такой контент может составлять до 70-80 про­ центов ... Здесь ведь всё то же Сирийская кампания показала, что у нас нет оснований сомневаться в боевом потенциале Российской армии волны свободного рынка. И пока проигрываем эту кон­ куренцию. Понятно почему. Проиллюстрирую это на та­ ком примере. Допустим, у нас в стране производят какие-то това­ ры. И на такие же товары, поступающие к нам из-за границы, в этом случае обя­ зательно вводится пошли- на. Это обычная мировая практика. А вот, к примеру, в области культуры у нас такого нет. Те же зарубеж­ ные кинофильмы пошли­ ной никто не облагает, по­ скольку рынок наш абсо­ лютно свободный. Но так ли это хорошо? Ведь нашим "мастерам культуры" трудно противостоять всему тому, что поступает к нам из-за границы, не имея на своём же рынке никаких преиму­ ществ перед зарубежным производителем. Поймите, я не сторонник того, чтобы снова отгородиться от всех железным занавесом и вариться в собственном COK~ но я приверженец того, чтобы в области куль­ туры был разумный про­ текционизм. Такие наши союзники и близкие партнёры, как Ки­ тай или Индия, проводят В этом плане очень жёсткую политику. В КНР, например, можно выпустить в прокат не больше двадцати ино­ странных фильмов в год. Причём они обязательно проходят цензурирование. В Индии то же самое. Я выпускал там в прокат свою "Анну Каренину". И там та­ кие жёсткие правила, что мы просто замучились. Во­ первых, там есть государ­ ственный комитет, который отбирает иностранные кар­ тины на предмет того, на­ сколько соответствуют они представлениям о том, что может быть показано жите­ лям этой страны. Во-вто­ рых, все фильмы нужно дуб­ лировать на трёх языках - хинди, английском и та­ мильском. Это значит, что производитель должен по­ тратить какие-то средства. И это тоже определённый • самое, что в других отрас­ лях. Почему так бурно раз­ вивается сегодня наше сельское хозяйство, кото­ рое ещё вчера считалось чуть ли не безнадёжным? С одной стороны, помогают санкции, благодаря кото­ рым у нас выросло произ­ водство зерна, овощей, мя­ са, а зарубежного продо­ вольствия на наш рынок поступает уже не так много. С другой стороны, государ­ ство вкладывается в тех­ нику, горючее, семена. Мы оглянуться не успели, как забыли вкус "ножек Буша" и пластмассовых турецких помидоров. А если бы не было санкций, контрсанк­ ций, других протекционист­ ских мер, боюсь, наше сельхозпроизводство так и дышало бы на ладан. В нашем кино такие меры не применяются, и оно просто не выдерживает конкурен­ ции с западной киноэкс­ пансией. А она, замечу, не так уж безобидна, как те же помидоры или курятина ... - Увы, образ положи­ тельного героя - муже­ ственного, порядочного, справедливого - в наше общество по-прежнему привносят фильмы с участием Чака Норриса, Сильвестра Сталлоне, Стивена Сигала ... Наш кинематограф в принци­ пе может обойти Гол­ ливуд на российской пло­ щадке? Или время уже упущено? - Ему вполне это по си­ лам, что подтверждает про­ катный успех некоторых наших фильмов. Но чтобы развить эту тенденцию, на- до правильно организовать весь кинопроцесс. Безус­ ловно, нужны такие же ог­ раничения, какие приняты в Евросоюзе, Китае и Ин­ дии. Пусть и не в такихжёст­ ких масштабах (а, может быть, и в таких). С другой стороны, нужна поддержка национального кинемато­ графа. А с третьей - необхо­ дима правильная органи­ зация всей нашей киноин­ дустрии. Я говорил и буду говорить, что она у нас, мяг­ ко говоря, далека от совер­ шенства. - И всё же отечест­ венных фильмов, в том числе на военно-патрио­ тические темы, в по­ следнее время стало больше. Но зачастую они получают плохую, а то и уничижительную крити­ ку - за слабенькие сцена­ рии, бесконечные штампы, неубедительную игру ак­ тёров ... - Да, фильмов много, а вот хороших - мало. Согла­ сен. Почему? Отвечу пре­ дельно просто. Я считаю, что в области кино и куль­ туры в целом есть только две системы, которые реально доказали свою дукции. Например, для того чтобы в советское время сценарий был принят на студии к постановке, сце­ наристам надо было сде­ лать как минимум три ва­ рианта. В России сегодня - не та и не другая система. Го­ сударство по-прежнему фи­ нансирует кинематограф, но ... ничего от него не тре­ бует. Не заботясь, на самом деле о том, какого качества будет конечный продукт. Это и не американский рынок, и не жёсткий совет­ ский подход со всеми его плюсами и минусами. Я считаю, что это неправиль­ но. Так не работают. Потому что между двумя стульями не усидишь. Либо государ­ ство должно задать высо­ кую планку качества и не тратить деньги на весь тот кинохлам, который демон­ стрируется в кинотеатрах и Если хотите воспитать хороших, правильных бойцов, показывайте им советское кино эффективность. Первая система по своей модели - американская, где госу­ дарство вообще не зани­ мается финансированием. Оно только регулирует ры­ нок таким образом, чтобы помочь своему производи­ телю, не вкладывая в него деньги. Эта модель ока­ залась довольно эффектив­ ной. Надо сказать, что аме­ риканцы действительно создали очень мощный ки­ нематограф. Американскую культуру оценивать можно по-разному, но нельзя не признать, что она тоже очень мощная, оказываю­ щая влияние на весь мир. Вторая успешная мо­ дель - советская. Она была по-другому устроена, фи­ нансировало её полностью государство, и оно же высту- пало в роли продюсера. То есть предъявляло опреде­ лённые требования к каче­ ству снимаемых фильмов. Да, порой это была откро­ венная цензура, но, поми­ мо цензуры, была ещё и полноценная работа над повышением качества про- • по телевизору. Либо нужно переводить всё на само­ финансирование ... КАКИМ БЫТЬ АРМЕЙСКОМУ КИНОМЕНЮ? - Карен Георгиевич, в советское время моло­ дые военнослужащие об­ ретали нравственные ориентиры благодаря отечественному кино. Достаточно назвать фильмы ·Офицеры·, ·В зоне особого внимания·. Для солдат или курсан­ тов план выходного дня немыслим бьm без культ­ похода в кинотеатр. Се­ годня и кинотеатров практически не оста­ лось, и фильмы мы чаще смотрим по телевизору или в гаджетах. И тем не менее какой контент, по­ вашему, должен домини­ ровать сегодня в томже солдатском клубе? - Вы знаете, недавно я вспомнил свой родной 42З-й гвардейский мотострелко­ вый полк, и мы подарили ему современный домаш- ний кинотеатр - с большим экраном, объёмным звуком и прочими прибамбасами, а также несколько десятков дисков с фильмами, в ос­ новном советскими. Мне ка­ жется, ребята были очень благодарны. Ведь интерне­ та в казармах сегодня нет, с культпоходами тоже не всегда получается, а иметь в подразделениях такие вот домашние кинотеатры - они сегодня очень высокого ка­ чества - думаю, было бы неплохо. Мы же, кинемато­ графисты, совместно с го­ сударством должны поза­ ботиться и о контенте. Если хотите воспитать хороших, правильных бойцов, пока­ зывайте им советское кино. Ничего лучшего для воспи­ тания личного состава пока что не наЙдёте. В этом пла­ не оно было и остаётся эта­ лоном. Современное рос­ сийское кино до этого уров­ ня пока не дотягивает. - Позволю себе немно­ го возразить, Карен Геор­ гиевич. Ведь даже Врон­ ский в вашем кинопро­ чтении ·Анны Карени­ ной· в финале картины остаётся прикрывать отход обоза с ранеными русскими бойцами, то есть обрекает себя на верную гибель. Это разве не воспитание личного состава?1 - Безусловно, в армей­ ское киноменю можно и нужно добавлять какую-то часть современных филь­ мов. Есть среди них и бо­ лее-менее приличные. О своих говорить не буду, по­ скольку это нескромно. Но костяк такой кинотеки, на мой взгляд, должен быть именно советским. - Не страшит вас воз­ можность возвращения нацизма в Европу, пере­ живающую ныне глубо­ кий кризис? Нацистская Германия в 1945-м потер­ пела военное поражение, но бьmали она тогда окон­ чательно повержена идео­ логически?В вашем филь­ ме ·БелыЙ тигр· так и не был уничтожен ... - Конечно, страшит, по­ скольку я тоже не исключаю такую вероятность. На са­ мом деле нацистская идео­ логия в разных формах вре­ мя от времени пребывала в европейской мысли очень долго. Колониализм - тоже по-своему нацизм. Ведь суть нацизма - пропаганда исключительности конкрет­ ной расы. А это было свой­ ственно на протяжении тысячелетий как раз ро­ мано-германской цивили­ зации. И это вполне может вернуться при условии ка­ ких-то политических или экономических катаклиз­ мов, национальных проти­ воречий, которые в Европе как раз нарастают сегодня по причине наплыва миг­ рантов. Увы, история до­ казывает, что на нашей грешной планете нет ничего невозможного. Могли ли мы ещё вчера представить, что элементы нацистской идео­ логии проявятся на тер­ ритории современной Ук­ раины? А ведь это про­ исходит у нас на глазах ... Беседовал Владимир МОХОВ. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz