На страже Заполярья. 2021 год. Март.
5 стр. * на стrаЖl 3аПОЛlrьи 26 марта 2021 года ПРИЗРАК "БЕЛОГО ТИГРА" ВОЗВРАЩАЕТСЯ I1ротивостояние России и Запада обостряется, поскольку наша страна стала активно защищать свои национальные интересы 4фlj Из наблюде- ний за тем, куда движется мир, как склады ваются взаимоотношения разных центров силы, на прашивался вывод, что и в новом веке судьба уготовит нам серьёзные испытания. Хотелось бы, конечно, на деяться, что здравый смысл победит и мы избе жим всего того, что свали лось на наши головы в ушед- шем столетии. показала, что у нас нет ос нований сомневаться в бо евом потенциале Россий ской армии. - Карен Георгиевич, всезнающая ·Википе дия· почему-то умал чивает о вашей армей ской службе. Давайте это поправим ... ный долг. Это имеет прин ципиальное значение. Я не случайно заострил внимание на том, что в ны- барьер на пути проникно вения в страну зарубежной кинопродукции. В этом смысле и индий цы, и китайцы очень плот но контролируют свой ры нок. В результате у них бурно развивается своё кино. В Китае производят 700-800 картин в год, в Индии раза в полтора больше. Это о многом го ворит. А в ряде стран Ев росоюза, например, на законодательном уровне закреплено правило, в со ответствии с которым те левидение может пока зывать не более 20 про центов продукции с кон тентом иностранного производства. И там ник- В этой связи как мини мум было бы полезно дер жать наше общество в то нусе. Ибо оно должно по ни мать, что на планете не наступила эра благоден ствия и возможное противо стояние с нашим потен циальным противником приобретает всё более мрачные очертания. Ко нечно, бросаться здесь в крайности и совсем уж за пугивать население не на до, это тоже не лучший ва риант в нынешней и без того непростой ситуации. Но население должно пони мать, что самая настоящая холодная война против Рос сии уже развязана. И лично я, например, готов клюбому развитию событий. - Это были 1975-1976 годы. Гвардейская танко вая Кантемировская ди визия, 42З-й гвардейский мотострелковый Ямполь ский орденов Суворова и Кутузова полк. Меня при звали туда уже после института, и я был пуле мётчиком. Воспомина ния о службе остались самые хорошие. В любом Карен Шахназаров. случае не считаю это время вычеркнутым из жизни. Вспоминаю о них с ностальгией и удовольст вием. Хотя вырос я в ин теллигентной московской семье гуманитарного на правления, служить мне нравилось. Конечно, пер вые полгода было сложно. Это было определённой формой воинской дис циплины. Старослужащие поддерживали порядок в подразделении. Не разре шали, например, нам, са лагам, смотреть после от боя телевизор. Потом я и сам мог кому-то из молодых замечание сделать. то не говорит о необхо димости отмены таких ЧЕМ КРЕПЧЕ АРМИЯ, ТЕМ МЕНЬШЕ ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЙНЫ - Видимо, вы согласи тесь и с тем, что об становка вокруг России обуславливает необходи мость иметь сильную ар- :.. мию. К счастью, 1990-е годы с их недофинанси рованием Вооружённых сил, пренебрежением к людям в погонах уже в прошлом. Вселяет ли в вас такой же оптимизм нынешнее состояние Российской армии? - Не отношу себя к воен ным экспертам, поскольку занимаюсь другими веща ми. Кстати, сам я служил в Советской армии и знал её, как говорится, изнутри. Там тоже были свои проблемы - а где их нет? - но в целом это был мощный, консоли дированный организм, ко торому под силу были лю- А уходил из армии, не поверите, даже с опреде лённым сожалением. С некоторыми сослуживцами до сих пор поддерживаю контакты, но они, как и я, уже люди в возрасте. А на студии у нас работает во дитель, с которым мы слу жили вместе не только в одном полку, но и в одной роте! МЕЖДУ ДВУМЯ СТУЛЬЯМИ - Армия - это не толь ко могучая техника, но вейшие технологии, но и люди, состояние духа во еннослужащих, общест ва в целом. Здесь многое зависит от позиции творческой интеллиген ции, властителей чело веческих умов. В своё вре мя Максим Горький задал вопрос: ·С кем вы, мас- Население должно понимать, что самая настояIЦая холодная война против России уже развязана бые задачи. За нынешней армией я наблюдаю со сто роны, и могу судить, что она ничем не хуже. А по состоя нию вооружения, техниче ской и иной оснащённости на голову выше. Не надо быть специали стом, чтобы видеть, какие уникальные ракетные комп лексы поступают в войска, сколько учений сейчас про водится, причём на самых разных уровнях. На мой взгляд, их даже больше, чем в советское время. Бо евая учёба сейчас гораздо интенсивнее, наверное, и потому что личный состав не так часто отвлекается на хозработы, как в наше вре мя. И это не может не ра довать, поскольку, чем крепче армия, тем меньше вероятность войны. Ведь та же сирийская кампания • тера культуры?·. Не ка жется ли вам, что этот вопрос актуален и сегод ня? - Более чем актуален! Посмотрите, что происхо дит. С одной стороны, мы добились суверенитета по литического и военного, а вот в области культуры этот суверенитет в значитель ной степени утратили. На мой взгляд, государство не в полной степени понимает значение культуры и всего того, что связано с идео логией, как для всего об щества, так и для армии. Ведь одно дело - непре рывные учения, современ ная боевая техника, и дру гое - кто в этой технике си дит, ею управляет. Как он воспитан, с какими нравст венными установками при шёл отдать Родине священ- нешней российской куль туре совсем нет такой суве ренизации, как во многих других областях. И это очень опасно. Фактически мы выпустили культуру на ограничений. Тогда как на некоторых наших телека налах такой контент может составлять до 70-80 про центов ... Здесь ведь всё то же Сирийская кампания показала, что у нас нет оснований сомневаться в боевом потенциале Российской армии волны свободного рынка. И пока проигрываем эту кон куренцию. Понятно почему. Проиллюстрирую это на та ком примере. Допустим, у нас в стране производят какие-то това ры. И на такие же товары, поступающие к нам из-за границы, в этом случае обя зательно вводится пошли- на. Это обычная мировая практика. А вот, к примеру, в области культуры у нас такого нет. Те же зарубеж ные кинофильмы пошли ной никто не облагает, по скольку рынок наш абсо лютно свободный. Но так ли это хорошо? Ведь нашим "мастерам культуры" трудно противостоять всему тому, что поступает к нам из-за границы, не имея на своём же рынке никаких преиму ществ перед зарубежным производителем. Поймите, я не сторонник того, чтобы снова отгородиться от всех железным занавесом и вариться в собственном COK~ но я приверженец того, чтобы в области куль туры был разумный про текционизм. Такие наши союзники и близкие партнёры, как Ки тай или Индия, проводят В этом плане очень жёсткую политику. В КНР, например, можно выпустить в прокат не больше двадцати ино странных фильмов в год. Причём они обязательно проходят цензурирование. В Индии то же самое. Я выпускал там в прокат свою "Анну Каренину". И там та кие жёсткие правила, что мы просто замучились. Во первых, там есть государ ственный комитет, который отбирает иностранные кар тины на предмет того, на сколько соответствуют они представлениям о том, что может быть показано жите лям этой страны. Во-вто рых, все фильмы нужно дуб лировать на трёх языках - хинди, английском и та мильском. Это значит, что производитель должен по тратить какие-то средства. И это тоже определённый • самое, что в других отрас лях. Почему так бурно раз вивается сегодня наше сельское хозяйство, кото рое ещё вчера считалось чуть ли не безнадёжным? С одной стороны, помогают санкции, благодаря кото рым у нас выросло произ водство зерна, овощей, мя са, а зарубежного продо вольствия на наш рынок поступает уже не так много. С другой стороны, государ ство вкладывается в тех нику, горючее, семена. Мы оглянуться не успели, как забыли вкус "ножек Буша" и пластмассовых турецких помидоров. А если бы не было санкций, контрсанк ций, других протекционист ских мер, боюсь, наше сельхозпроизводство так и дышало бы на ладан. В нашем кино такие меры не применяются, и оно просто не выдерживает конкурен ции с западной киноэкс пансией. А она, замечу, не так уж безобидна, как те же помидоры или курятина ... - Увы, образ положи тельного героя - муже ственного, порядочного, справедливого - в наше общество по-прежнему привносят фильмы с участием Чака Норриса, Сильвестра Сталлоне, Стивена Сигала ... Наш кинематограф в принци пе может обойти Гол ливуд на российской пло щадке? Или время уже упущено? - Ему вполне это по си лам, что подтверждает про катный успех некоторых наших фильмов. Но чтобы развить эту тенденцию, на- до правильно организовать весь кинопроцесс. Безус ловно, нужны такие же ог раничения, какие приняты в Евросоюзе, Китае и Ин дии. Пусть и не в такихжёст ких масштабах (а, может быть, и в таких). С другой стороны, нужна поддержка национального кинемато графа. А с третьей - необхо дима правильная органи зация всей нашей киноин дустрии. Я говорил и буду говорить, что она у нас, мяг ко говоря, далека от совер шенства. - И всё же отечест венных фильмов, в том числе на военно-патрио тические темы, в по следнее время стало больше. Но зачастую они получают плохую, а то и уничижительную крити ку - за слабенькие сцена рии, бесконечные штампы, неубедительную игру ак тёров ... - Да, фильмов много, а вот хороших - мало. Согла сен. Почему? Отвечу пре дельно просто. Я считаю, что в области кино и куль туры в целом есть только две системы, которые реально доказали свою дукции. Например, для того чтобы в советское время сценарий был принят на студии к постановке, сце наристам надо было сде лать как минимум три ва рианта. В России сегодня - не та и не другая система. Го сударство по-прежнему фи нансирует кинематограф, но ... ничего от него не тре бует. Не заботясь, на самом деле о том, какого качества будет конечный продукт. Это и не американский рынок, и не жёсткий совет ский подход со всеми его плюсами и минусами. Я считаю, что это неправиль но. Так не работают. Потому что между двумя стульями не усидишь. Либо государ ство должно задать высо кую планку качества и не тратить деньги на весь тот кинохлам, который демон стрируется в кинотеатрах и Если хотите воспитать хороших, правильных бойцов, показывайте им советское кино эффективность. Первая система по своей модели - американская, где госу дарство вообще не зани мается финансированием. Оно только регулирует ры нок таким образом, чтобы помочь своему производи телю, не вкладывая в него деньги. Эта модель ока залась довольно эффектив ной. Надо сказать, что аме риканцы действительно создали очень мощный ки нематограф. Американскую культуру оценивать можно по-разному, но нельзя не признать, что она тоже очень мощная, оказываю щая влияние на весь мир. Вторая успешная мо дель - советская. Она была по-другому устроена, фи нансировало её полностью государство, и оно же высту- пало в роли продюсера. То есть предъявляло опреде лённые требования к каче ству снимаемых фильмов. Да, порой это была откро венная цензура, но, поми мо цензуры, была ещё и полноценная работа над повышением качества про- • по телевизору. Либо нужно переводить всё на само финансирование ... КАКИМ БЫТЬ АРМЕЙСКОМУ КИНОМЕНЮ? - Карен Георгиевич, в советское время моло дые военнослужащие об ретали нравственные ориентиры благодаря отечественному кино. Достаточно назвать фильмы ·Офицеры·, ·В зоне особого внимания·. Для солдат или курсан тов план выходного дня немыслим бьm без культ похода в кинотеатр. Се годня и кинотеатров практически не оста лось, и фильмы мы чаще смотрим по телевизору или в гаджетах. И тем не менее какой контент, по вашему, должен домини ровать сегодня в томже солдатском клубе? - Вы знаете, недавно я вспомнил свой родной 42З-й гвардейский мотострелко вый полк, и мы подарили ему современный домаш- ний кинотеатр - с большим экраном, объёмным звуком и прочими прибамбасами, а также несколько десятков дисков с фильмами, в ос новном советскими. Мне ка жется, ребята были очень благодарны. Ведь интерне та в казармах сегодня нет, с культпоходами тоже не всегда получается, а иметь в подразделениях такие вот домашние кинотеатры - они сегодня очень высокого ка чества - думаю, было бы неплохо. Мы же, кинемато графисты, совместно с го сударством должны поза ботиться и о контенте. Если хотите воспитать хороших, правильных бойцов, пока зывайте им советское кино. Ничего лучшего для воспи тания личного состава пока что не наЙдёте. В этом пла не оно было и остаётся эта лоном. Современное рос сийское кино до этого уров ня пока не дотягивает. - Позволю себе немно го возразить, Карен Геор гиевич. Ведь даже Врон ский в вашем кинопро чтении ·Анны Карени ной· в финале картины остаётся прикрывать отход обоза с ранеными русскими бойцами, то есть обрекает себя на верную гибель. Это разве не воспитание личного состава?1 - Безусловно, в армей ское киноменю можно и нужно добавлять какую-то часть современных филь мов. Есть среди них и бо лее-менее приличные. О своих говорить не буду, по скольку это нескромно. Но костяк такой кинотеки, на мой взгляд, должен быть именно советским. - Не страшит вас воз можность возвращения нацизма в Европу, пере живающую ныне глубо кий кризис? Нацистская Германия в 1945-м потер пела военное поражение, но бьmали она тогда окон чательно повержена идео логически?В вашем филь ме ·БелыЙ тигр· так и не был уничтожен ... - Конечно, страшит, по скольку я тоже не исключаю такую вероятность. На са мом деле нацистская идео логия в разных формах вре мя от времени пребывала в европейской мысли очень долго. Колониализм - тоже по-своему нацизм. Ведь суть нацизма - пропаганда исключительности конкрет ной расы. А это было свой ственно на протяжении тысячелетий как раз ро мано-германской цивили зации. И это вполне может вернуться при условии ка ких-то политических или экономических катаклиз мов, национальных проти воречий, которые в Европе как раз нарастают сегодня по причине наплыва миг рантов. Увы, история до казывает, что на нашей грешной планете нет ничего невозможного. Могли ли мы ещё вчера представить, что элементы нацистской идео логии проявятся на тер ритории современной Ук раины? А ведь это про исходит у нас на глазах ... Беседовал Владимир МОХОВ. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz