На страже Заполярья. 2021 год. Март.

2 стр. * на СТraжE 3апалlFы КАЖДЫЙ КОРАБЛЬ - ~ ВОПЛОЩЕНИЕНОВЫХРЕШЕНИИ Мы идём В ногу, а зачастую - опере1Каем научно-технический прогресс подводного кораблестроения 4ф!j Такая задача постав- лена перед проектан­ тами, научными организациями и Военным учебно-научным цент­ ром ВМФ России, который осу­ ществляет военно-научное соп­ ровождение проектирования и строительства кораблей на про­ тяжении всего цикла. Хотел бы подчеркнуть, что про­ цесс проектирования и строи­ тельства подводных лодок серии имеет важную особенность. Каж­ дый последующий корабль од­ ного и того же проекта вопло­ щает в себе всё более новые технологические решения. В этом есть неоспоримая логика, следуя которой, мы идём В ногу, а зачастую и опережаем миро­ вой научно-технический про­ гресс в области подводного ко­ раблестроения. Для этого у нас есть всё - и научная база, и блес­ тящая проектно-конструктор­ ская мысль, и предприятия, спо­ собные строить надёжные и сов­ ременные подводные лодки. - А как обстоят дела в сфе­ ре неатомного подводного кораблестроения? На вооружении этих подводных лодок новейший инерциальный навигационный комплекс, сов­ ременная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное торпедно-ра­ кетное вооружение, в том числе высокоточные ракеты. - А какова судьба строящих­ ся дизель-электрических под­ водныхлодок nроекта 677 ти­ па ·Лада·? Будет ли продол­ жение их серии? - В ближнесрочной перспек­ тиве ВМФ также получит в свой состав неатомные подводные лодки типа "Лада" проекта 677 "Великие Луки" и "Кронштадт". Отмечу, что их тактико-техниче­ ские характеристики и возмож­ ности существенно улучшены. Что касается перспектив этих под­ водных лодок, то могу сказать, что планируется строительство ещё двух единиц. Относительно дальнейшего продолжения се­ рии хочу отметить, что это всегда обосновывается опытом экс­ плуатации того или иного проек­ та. Исходя из этого опыта и будем поступать. Хочу отметить, что в Военно­ морском флоте сегодня активно развивается система сервисного обслуживания и судоремонта, задача которой обес­ печить высокую тех­ ническую готовность кораблей и подводных лодок на протяжении всего цикла их экс­ плуатации. - С ·металлом· всё понятно, а что скажете о людском ресурсе? Как сегодня чувствуют себя на­ ши подводники в мо­ ре? Какой объём за­ дач они выполняют и как оттачивают своё мастерство? - Наши подводники чувствуют себя в море уверенно, как и подо­ бает военным моря­ кам Российского фло­ та. Могу заверить чита­ и практическом умении. Учеб­ ные центры Военно-морского флота обладают серьёзным на­ учным и педагогическим потен- циалом, современной учебно­ тренажёрной базой, позволяю­ щей отработать практические действия каждого члена экипа­ жа до автоматизма. Учебно-материальная база постоянно обновляется. Так, совершенно недавно в учебном соком уровне эффективности проводить подготовку экипажей. Учитывая тот факт, что Черно­ морский флот оснащён дизель­ электрическими подводными лодками проекта 636.3, учебно­ тренировочный комплекс в Но­ вороссийске, безусловно, зани­ мает важное место в системе подготовки подводников-черно­ морцев. В День моряка-подводника открылся новейший учебно-тре­ нажёрный комплекс "Мостик" в Черноморском высшем военно­ морском училище имени П.С. На­ химова в Севастополе. На нём смогут отрабатывать практиче­ ские действия будущие подвод­ ники и надводники. Наличие столь современной учебно-тренажёрной базы в структурных подразделениях ВУНЦ ВМФ и её постоянное обновление подтверждает тот факт, что мы со всей ответствен­ ностью относимся к подготовке экипажей подводных лодок как стоящих на вооружении, так и строящихся для ВМФ. - Николай Анатольевич, а каково состояние береговой инфраструктуры базирова­ ния подводных сил ВМФ Рос­ сии? - Огромный фронт работ по созданию комплексных пунктов базирования выполнен на Тихо­ океанском и Северном флотах. В Гаджиево создание самого сов­ ременного пункта базирования для подводных сил завершено. До конца 2021 года планируется полное завершение строитель­ ства и ввод в эксплуатацию всех 26 марта 2021 года обеспечения безопасности на­ шей страны. Практически мы удерживаем здесь первенство во всех сферах - надводной, воз­ душной и подводной. Наши подводные силы имеют колоссальный опыт подлёдного плавания в Арктике, выполнения задач с применением торпед­ ного и ракетного оружия в этом сложном по гидрометеоуслови­ ям регионе. Мы полностью сохра­ нили и приумножаем школу и традиции арктических подвод­ ных ПОХОДОВ, В том числе и в при­ полюсных районах. Подчеркну: не только сохранили, но и при­ умножаем. В 2021 году подводные силы ВМФ России также примут учас­ тие в мероприятиях боевой под­ готовки, проведение которых за­ планировано. Это широкий круг задач во взаимодействии с над­ водными кораблями, авиацией, с береговой составляющей. Профессионализм подводни­ ков и надёжность наших подвод­ ных лодок позволяют арктиче­ ские задачи выполнять на высо­ ком уровне эффективности с це­ лью недопущения угроз безо­ пасности нашего государства в этом регионе. - Николай Анатольевич, профессия подводника оста­ ётся одной из самых роман­ тичных - nогружения на глу­ бину, nодлёдные nоходы ... Но это лишь с одной стороны. С другойже - всё это сопряжено со значительными труднос­ тями, лишениями. Сохрани­ лась ли nривлекательность профессии подводника? - В этой области мы чувствуем себя так же уверенно. В ближай­ шее время в состав ВМФ будет принят "Магадан". После дострой­ ки на воде и испытаний дизель­ электрическая подводная лодка "Магадан" совершит переход на Тихоокеанский флот. В текущем году для подводных сил ТОФ на Адмиралтейских верфях будут заложены ещё две подводные лодки проекта 636.3 "Можайск" и "Якутск". Ведутся активные строительные работы "Уфы". Две предыдущие подводные лодки этого проекта "Петропавловск­ Камчатский" и "Волхов" уже при­ няты в состав ВМФ. Вся серия из шести единиц неатомных под­ водных лодок проекта 636.3 будет построена и передана в состав Тихоокеанского флота до 2024 года, что существенно уси­ лит его составляющую носителей высокоточного ракетного оружия. - Главное командование ВМФ неоднократно заявляло о ведущемся ремонте и мо­ дернизации атомных подвод­ ных лодок существующих nроектов. Насколько это по­ могает им оставаться в бое­ вомстрою? телей "Красной звезды", что мастерство подводников ВМФ России находится на уровне, позволяющем решать по-нас­ тоящему масштабные задачи. Они отрабатывают и повышают своё мастерство на учениях различного масштаба, в боевых походах. Например, наплаван­ ность экипажей подводных ло­ док в 2020 году составила более 2700 суток, а за два месяца 2021-го - более 400 суток. В 2020-2021 годах подводниками выполнено более 60 боевых упражнений с практически м применением торпедного и ра­ кетного оружия, минными пос­ тановками. Сегодня подводные силы - фактОР, подтвеР}lЩаю­ ЩИЙ и олицетворяющий морскую мощь России - Не только сохранилась, но и значительно повысилась. При­ влекательность этой профессии заключается в том, что она по­ зволяет мальчишкам, а в буду­ щем - офицерам, реализовать свои мужские качества - сме­ лость, упорство, выдержку. Кон­ курс при поступлении в военно­ морские учебные заведения, в частности среди желающих по­ ступить на факультет ядерных энергетических установок в Во­ енно-морском политехническом институте, сохраняется высоким. В прошлом и в текущем году - око­ ло семи человек на место. Этот по­ казатель характерен и для дру­ гих военно-морских институтов. ~ -f!!~~~~~~--s"";-~.",~--~-~ _ - Чем хороши эти подвод­ ные корабли? - Напомню, что подводные лодки проекта 636.3 справедли­ во считаются самыми малошум­ ными в мире. При их создании была проделана огромная рабо­ та с целью добиться эффектив­ ного сочетания характеристик скрытности и возможностей по дальности обнаружения целей. - Действительно, такая ра­ бота ведётся, и она достаточно кропотливая, с привлечением проектно-конструкторских орга­ низаций, судоремонтных мощ­ ностей предприятий. Будет про­ должаться ремонт и модерни­ зация атомных подводных лодок проектов 949А, 971. Могу с уве­ ренностью отметить, что эти подводные лодки станут облада­ телями новых характеристик по оружию и техническому оборудо­ ванию. Это повысит эффектив­ ность выполнения этими под­ водными лодками задач в усло­ виях современной обстановки в Мировом океане. И, конечно же, в два раза будет увеличен срок службы подводных лодок про­ ектов 949А и 971 . Их модерниза­ ционный запас и уникальные технологические решения, при­ меняемые при ремонте и мо­ дернизации, позволят с ещё большим уважением относиться к этим кораблям с солидным опытом и стажем службы. Подводники продолжают вы­ полнять совместные с надвод­ ными кораблями учебные стрель­ бы по надводным целям, упраж­ нения с использованием комп­ лексов "Калибр". В 2021 году ин­ тенсивность боевой учёбы под­ водников возрастёт. На сегод­ няшний день ими уже выполне­ но около 10 боевых упражнений. - ' - Такая интенсивность бое­ вой учёбы в море требует серьёзной nодготовки nодвод­ ников на берегу, в структур­ ныхподразделенияхВМФ ... - Сегодня подготовка подвод­ ников атомных и дизель-элект­ рических подводных лодок нахо­ дится на таком уровне, который позволяет им выходить в море, не сомневаясь в своих знаниях центре подготовки экипажей подводных лодок в Сосновом Бору введён в строй новейший береговой тренировочный комп­ лекс "Клён-85". Он используется для групповой и одиночной под­ готовки расчётов отсеков, ко­ мандного пункта и экипажа в целом. С использованием этого комп­ лекса существенно повысится качество отработки основных элементов курсовых задач, под­ готовки к использованию эки­ пажем штатного вооружения и технических средств, ведению действий как одиночной подвод­ ной лодкой, так и в составе групп. Комплекс позволяет отраба­ тывать практические навыки всех категорий личного состава по борьбе за живучесть и ис­ пользованию спасательных уст­ ройств и средств корабля. Для подготовки личного состава ис­ пользуются новейшие тренажё­ ры, учебные классы оборудо­ ваны техникой и учебно-мето­ дическими материалами, стен­ дами и макетами в реальном масштабе. В Новороссийской военно­ морской базе открыт и успешно функционирует современный учебно-тренировочный комп­ лекс ВМФ, предназначенный для легководолазной и спаса­ тельной подготовки экипажей подводных лодок. Он оснащён самым современным оборудо­ ванием, позволяющим на вы- объектов пункта базирования в Вилючинске. Всего здесь и в Гаджиево по­ строено около 40 объектов ин­ фраструктуры. Они полностью обеспечат базирование подвод­ ных лодок, строящихся для ВМФ, так как обладают самодостаточ­ ностью. Причём отмечу, что при строительстве в Вилючинске в соответствии с особенностями Камчатского полуострова были внедрены новые технологии, обеспечивающие высокую сейс­ моустойчивость объектов. На Балтийском флоте рекон­ струировано свыше 70 процентов причального фронта для над­ водных кораблей и подводных лодок. Планируется, что до кон­ ца года будут завершены все ра­ боты по созданию системы ба­ зирования в Новороссийске в районе Геопорта. Как видите, работы по созда­ нию и развитию инфраструктуры базирования подводных лодок ведутся активно, синхронно с темпами подводного корабле­ строения в интересах ВМФ и про­ гнозируемым его пополнением подводными лодками следую­ щих поколениЙ. - Сегодня большое внима­ ние уделяется Арктике. Ка­ кая роль отводится дейст­ виям подводных сил в этой зоне? - ВМФ России традиционно удерживает лидирующие пози­ ции в освоении Арктики с целью - Большая честь для всех без исключения моряков, в том числе и подводников, - участие в главном военно­ морском параде. Кто в этом году будет nредставлять подводные силы ВМФ? - Раньше времени полностью раскрывать эту информацию не стану. Но отвечу, что зрителям главного военно-морского пара­ да будет на что посмотреть, и уж тем более испытать гордость за наших подводников. Конечно же, будет представ­ лена и атомная, и неатомная со­ ставляющая подводных сил ВМФ России. Подготовка к параду уже ведётся. Параллельно интен­ сивно идёт работа по подготовке к участию ВМФ России в Между­ народном военно-морском са­ лоне, который пройдёт в Санкт­ Петербурге и на котором его по­ сетители увидят много интерес­ ного из области подводного ко­ раблестроения. Юлия КОЗАК. "Красная звезда". РЬIЦАРЬ НЕБА Аккуратность, сила духа, стойкость и упорство - таковы качества штурмана в авиации ного корабля. Они должны пони мать друг друга с полуслова и полувзгляда. Иногда и разговаривать не нужно, вырабатываются свои знаки. В военной авиации штурманская специальность будет востребована всегда, поскольку именно штурман обеспечивает безопасность полётов и эффективность боевого применения воздушного корабля. Эти люди - нас­ тоящие рыцари неба, которые даже в условиях плохой видимости выведут практике действительно критический случай, - делится штурман. В полёте при заходе на посадку само­ лёт попал в двойной сдвиг ветра на ма­ лой высоте, но именно это явление и представляет наибольшую опасность. Небо не терпит слабых. Быть штурманом воздушного судна - это настоящая мужская работа, которая возлагает на человека большую ответственность, требует абсолютной точности, со­ вершенного знания специальности, а ореол романтики только добавляет изюминку в это ремесло. Влюблённый в облака и уверенности. Мечта начала сбываться. Штурман отдельного смешанного авиационного полка армии ВВС и ПВО Северного флота гвардии майор Алек­ сандр Заверуха - уроженец Краснодара. В детстве, как и многие мальчишки, меч­ тал стать лётчиком или космонавтом. С юности с упоением зачитывался кни­ гами О пилотах, самолётах. Авиацией Александр буквально бредил. После окончания средней школы юноша отправился поступать в Луган­ ское высшее военное авиационное учи­ лище штурманов. Успешно сдав всту- пительные экзамены, он надел курсант­ скую форму. Уже после первых учебных полётов понял: штурманское дело - то, чему он хочет и должен учиться. - Осваивать специальность было сложно, но интересно, ведь для этого нужно не только желание, но и врож­ дённые задатки, - считает гвардии май­ ор Александр Заверуха. - Находиться в кабине самолёта оказалось очень интересно. В полёте внимание штур­ мана всегда приковано к картам и приборам. Осознание причастности к выполнению общего дела придаёт сил • Лётная практика в училище довольно разнообразна. Уже на первом курсе Александр совершил первый прыжок с парашютом, на втором - освоил Ан-26, а на четвёртом - летал на Ту-142. - Только в небе можно получить практические навыки в штурманском деле, научиться держать курс в задан­ ный район. Как у нас говорится, нужно всегда идти навстречу солнцу, - делится гвардии майор. После окончания военного училища Александр по распределению попал на Северный флот в отдельный противоло­ дочный авиаполк, преобразованный ныне в гвардейский отдельный смешан­ ный авиационный полк армии ВВС и ПВО Северного флота. Становление в должности штурмана-оператора и ос­ воение военного дела проходили без издержек. Здесь он поднялся по карьер­ ной лестнице от штурмана-оператора до штурмана полка. Конечно, не обошлось без помощи опытных наставников. Экипаж - одна семья Штурман - это мозг экипажа и первый главный помощник командира воздуш- • Навигация для Александра Заверухи начинается задолго до того, как руково­ дитель полётами отдаёт разрешение командиру экипажа на взлёт самолёта. Она берёт начало ещё в учебном классе с постановки задач, описания схем предстоящих полётов, с расчётов ско­ ростей, времени и топлива, опреде­ ления координат условных целей на картах. самолёт на цель. - Многие полёты достаточно слож­ ны и тем самым интересны. Но од­ нажды был в моей • - Не совсем корректно отработали наземные службы, дав нам неверный прогноз погоды. Мы не виде­ ли взлётно-посадочную поло­ су из-за метели. Посадку вы­ полнили только с третьего за­ хода по приборам. Живы оста­ лись благодаря грамотной ра­ боте всего экипажа. В таких си­ туациях главное - действовать сообща, - рассказывает штур­ ман. - Пришлось проявить мас­ терство и сохранить хладно­ кровие. При попадании в та­ кой режим требуется определённая техника пилотирования, отличная от техники на эксплуатационных режимах. За обеспечение безаварийной по­ садки самолёта штурман был удостоен ведомственной медали Министерства обороны РФ "За воинскую доблесть" 11 степени. Вскоре гвардии майору Александ­ ру Заверухе предстоит подтвер­ дить высшую категорию класснос­ ти - штурман-снайпер, которая nри­ сваивается настоящим асам лёт­ ного искусства. Для того чтобы получить эту категорию, нужно в совершенстве владеть тактикой боя, искусно управлять авиационной техникой и сдать все необходимые нормативы. Владлена КЛЮШИНА. Фото из архива Александра 3АВЕРУХИ. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz