На страже Заполярья. 2021 год. Март.
2 стр. * на СТraжE 3апалlFы КАЖДЫЙ КОРАБЛЬ - ~ ВОПЛОЩЕНИЕНОВЫХРЕШЕНИИ Мы идём В ногу, а зачастую - опере1Каем научно-технический прогресс подводного кораблестроения 4ф!j Такая задача постав- лена перед проектан тами, научными организациями и Военным учебно-научным цент ром ВМФ России, который осу ществляет военно-научное соп ровождение проектирования и строительства кораблей на про тяжении всего цикла. Хотел бы подчеркнуть, что про цесс проектирования и строи тельства подводных лодок серии имеет важную особенность. Каж дый последующий корабль од ного и того же проекта вопло щает в себе всё более новые технологические решения. В этом есть неоспоримая логика, следуя которой, мы идём В ногу, а зачастую и опережаем миро вой научно-технический про гресс в области подводного ко раблестроения. Для этого у нас есть всё - и научная база, и блес тящая проектно-конструктор ская мысль, и предприятия, спо собные строить надёжные и сов ременные подводные лодки. - А как обстоят дела в сфе ре неатомного подводного кораблестроения? На вооружении этих подводных лодок новейший инерциальный навигационный комплекс, сов ременная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное торпедно-ра кетное вооружение, в том числе высокоточные ракеты. - А какова судьба строящих ся дизель-электрических под водныхлодок nроекта 677 ти па ·Лада·? Будет ли продол жение их серии? - В ближнесрочной перспек тиве ВМФ также получит в свой состав неатомные подводные лодки типа "Лада" проекта 677 "Великие Луки" и "Кронштадт". Отмечу, что их тактико-техниче ские характеристики и возмож ности существенно улучшены. Что касается перспектив этих под водных лодок, то могу сказать, что планируется строительство ещё двух единиц. Относительно дальнейшего продолжения се рии хочу отметить, что это всегда обосновывается опытом экс плуатации того или иного проек та. Исходя из этого опыта и будем поступать. Хочу отметить, что в Военно морском флоте сегодня активно развивается система сервисного обслуживания и судоремонта, задача которой обес печить высокую тех ническую готовность кораблей и подводных лодок на протяжении всего цикла их экс плуатации. - С ·металлом· всё понятно, а что скажете о людском ресурсе? Как сегодня чувствуют себя на ши подводники в мо ре? Какой объём за дач они выполняют и как оттачивают своё мастерство? - Наши подводники чувствуют себя в море уверенно, как и подо бает военным моря кам Российского фло та. Могу заверить чита и практическом умении. Учеб ные центры Военно-морского флота обладают серьёзным на учным и педагогическим потен- циалом, современной учебно тренажёрной базой, позволяю щей отработать практические действия каждого члена экипа жа до автоматизма. Учебно-материальная база постоянно обновляется. Так, совершенно недавно в учебном соком уровне эффективности проводить подготовку экипажей. Учитывая тот факт, что Черно морский флот оснащён дизель электрическими подводными лодками проекта 636.3, учебно тренировочный комплекс в Но вороссийске, безусловно, зани мает важное место в системе подготовки подводников-черно морцев. В День моряка-подводника открылся новейший учебно-тре нажёрный комплекс "Мостик" в Черноморском высшем военно морском училище имени П.С. На химова в Севастополе. На нём смогут отрабатывать практиче ские действия будущие подвод ники и надводники. Наличие столь современной учебно-тренажёрной базы в структурных подразделениях ВУНЦ ВМФ и её постоянное обновление подтверждает тот факт, что мы со всей ответствен ностью относимся к подготовке экипажей подводных лодок как стоящих на вооружении, так и строящихся для ВМФ. - Николай Анатольевич, а каково состояние береговой инфраструктуры базирова ния подводных сил ВМФ Рос сии? - Огромный фронт работ по созданию комплексных пунктов базирования выполнен на Тихо океанском и Северном флотах. В Гаджиево создание самого сов ременного пункта базирования для подводных сил завершено. До конца 2021 года планируется полное завершение строитель ства и ввод в эксплуатацию всех 26 марта 2021 года обеспечения безопасности на шей страны. Практически мы удерживаем здесь первенство во всех сферах - надводной, воз душной и подводной. Наши подводные силы имеют колоссальный опыт подлёдного плавания в Арктике, выполнения задач с применением торпед ного и ракетного оружия в этом сложном по гидрометеоуслови ям регионе. Мы полностью сохра нили и приумножаем школу и традиции арктических подвод ных ПОХОДОВ, В том числе и в при полюсных районах. Подчеркну: не только сохранили, но и при умножаем. В 2021 году подводные силы ВМФ России также примут учас тие в мероприятиях боевой под готовки, проведение которых за планировано. Это широкий круг задач во взаимодействии с над водными кораблями, авиацией, с береговой составляющей. Профессионализм подводни ков и надёжность наших подвод ных лодок позволяют арктиче ские задачи выполнять на высо ком уровне эффективности с це лью недопущения угроз безо пасности нашего государства в этом регионе. - Николай Анатольевич, профессия подводника оста ётся одной из самых роман тичных - nогружения на глу бину, nодлёдные nоходы ... Но это лишь с одной стороны. С другойже - всё это сопряжено со значительными труднос тями, лишениями. Сохрани лась ли nривлекательность профессии подводника? - В этой области мы чувствуем себя так же уверенно. В ближай шее время в состав ВМФ будет принят "Магадан". После дострой ки на воде и испытаний дизель электрическая подводная лодка "Магадан" совершит переход на Тихоокеанский флот. В текущем году для подводных сил ТОФ на Адмиралтейских верфях будут заложены ещё две подводные лодки проекта 636.3 "Можайск" и "Якутск". Ведутся активные строительные работы "Уфы". Две предыдущие подводные лодки этого проекта "Петропавловск Камчатский" и "Волхов" уже при няты в состав ВМФ. Вся серия из шести единиц неатомных под водных лодок проекта 636.3 будет построена и передана в состав Тихоокеанского флота до 2024 года, что существенно уси лит его составляющую носителей высокоточного ракетного оружия. - Главное командование ВМФ неоднократно заявляло о ведущемся ремонте и мо дернизации атомных подвод ных лодок существующих nроектов. Насколько это по могает им оставаться в бое вомстрою? телей "Красной звезды", что мастерство подводников ВМФ России находится на уровне, позволяющем решать по-нас тоящему масштабные задачи. Они отрабатывают и повышают своё мастерство на учениях различного масштаба, в боевых походах. Например, наплаван ность экипажей подводных ло док в 2020 году составила более 2700 суток, а за два месяца 2021-го - более 400 суток. В 2020-2021 годах подводниками выполнено более 60 боевых упражнений с практически м применением торпедного и ра кетного оружия, минными пос тановками. Сегодня подводные силы - фактОР, подтвеР}lЩаю ЩИЙ и олицетворяющий морскую мощь России - Не только сохранилась, но и значительно повысилась. При влекательность этой профессии заключается в том, что она по зволяет мальчишкам, а в буду щем - офицерам, реализовать свои мужские качества - сме лость, упорство, выдержку. Кон курс при поступлении в военно морские учебные заведения, в частности среди желающих по ступить на факультет ядерных энергетических установок в Во енно-морском политехническом институте, сохраняется высоким. В прошлом и в текущем году - око ло семи человек на место. Этот по казатель характерен и для дру гих военно-морских институтов. ~ -f!!~~~~~~--s"";-~.",~--~-~ _ - Чем хороши эти подвод ные корабли? - Напомню, что подводные лодки проекта 636.3 справедли во считаются самыми малошум ными в мире. При их создании была проделана огромная рабо та с целью добиться эффектив ного сочетания характеристик скрытности и возможностей по дальности обнаружения целей. - Действительно, такая ра бота ведётся, и она достаточно кропотливая, с привлечением проектно-конструкторских орга низаций, судоремонтных мощ ностей предприятий. Будет про должаться ремонт и модерни зация атомных подводных лодок проектов 949А, 971. Могу с уве ренностью отметить, что эти подводные лодки станут облада телями новых характеристик по оружию и техническому оборудо ванию. Это повысит эффектив ность выполнения этими под водными лодками задач в усло виях современной обстановки в Мировом океане. И, конечно же, в два раза будет увеличен срок службы подводных лодок про ектов 949А и 971 . Их модерниза ционный запас и уникальные технологические решения, при меняемые при ремонте и мо дернизации, позволят с ещё большим уважением относиться к этим кораблям с солидным опытом и стажем службы. Подводники продолжают вы полнять совместные с надвод ными кораблями учебные стрель бы по надводным целям, упраж нения с использованием комп лексов "Калибр". В 2021 году ин тенсивность боевой учёбы под водников возрастёт. На сегод няшний день ими уже выполне но около 10 боевых упражнений. - ' - Такая интенсивность бое вой учёбы в море требует серьёзной nодготовки nодвод ников на берегу, в структур ныхподразделенияхВМФ ... - Сегодня подготовка подвод ников атомных и дизель-элект рических подводных лодок нахо дится на таком уровне, который позволяет им выходить в море, не сомневаясь в своих знаниях центре подготовки экипажей подводных лодок в Сосновом Бору введён в строй новейший береговой тренировочный комп лекс "Клён-85". Он используется для групповой и одиночной под готовки расчётов отсеков, ко мандного пункта и экипажа в целом. С использованием этого комп лекса существенно повысится качество отработки основных элементов курсовых задач, под готовки к использованию эки пажем штатного вооружения и технических средств, ведению действий как одиночной подвод ной лодкой, так и в составе групп. Комплекс позволяет отраба тывать практические навыки всех категорий личного состава по борьбе за живучесть и ис пользованию спасательных уст ройств и средств корабля. Для подготовки личного состава ис пользуются новейшие тренажё ры, учебные классы оборудо ваны техникой и учебно-мето дическими материалами, стен дами и макетами в реальном масштабе. В Новороссийской военно морской базе открыт и успешно функционирует современный учебно-тренировочный комп лекс ВМФ, предназначенный для легководолазной и спаса тельной подготовки экипажей подводных лодок. Он оснащён самым современным оборудо ванием, позволяющим на вы- объектов пункта базирования в Вилючинске. Всего здесь и в Гаджиево по строено около 40 объектов ин фраструктуры. Они полностью обеспечат базирование подвод ных лодок, строящихся для ВМФ, так как обладают самодостаточ ностью. Причём отмечу, что при строительстве в Вилючинске в соответствии с особенностями Камчатского полуострова были внедрены новые технологии, обеспечивающие высокую сейс моустойчивость объектов. На Балтийском флоте рекон струировано свыше 70 процентов причального фронта для над водных кораблей и подводных лодок. Планируется, что до кон ца года будут завершены все ра боты по созданию системы ба зирования в Новороссийске в районе Геопорта. Как видите, работы по созда нию и развитию инфраструктуры базирования подводных лодок ведутся активно, синхронно с темпами подводного корабле строения в интересах ВМФ и про гнозируемым его пополнением подводными лодками следую щих поколениЙ. - Сегодня большое внима ние уделяется Арктике. Ка кая роль отводится дейст виям подводных сил в этой зоне? - ВМФ России традиционно удерживает лидирующие пози ции в освоении Арктики с целью - Большая честь для всех без исключения моряков, в том числе и подводников, - участие в главном военно морском параде. Кто в этом году будет nредставлять подводные силы ВМФ? - Раньше времени полностью раскрывать эту информацию не стану. Но отвечу, что зрителям главного военно-морского пара да будет на что посмотреть, и уж тем более испытать гордость за наших подводников. Конечно же, будет представ лена и атомная, и неатомная со ставляющая подводных сил ВМФ России. Подготовка к параду уже ведётся. Параллельно интен сивно идёт работа по подготовке к участию ВМФ России в Между народном военно-морском са лоне, который пройдёт в Санкт Петербурге и на котором его по сетители увидят много интерес ного из области подводного ко раблестроения. Юлия КОЗАК. "Красная звезда". РЬIЦАРЬ НЕБА Аккуратность, сила духа, стойкость и упорство - таковы качества штурмана в авиации ного корабля. Они должны пони мать друг друга с полуслова и полувзгляда. Иногда и разговаривать не нужно, вырабатываются свои знаки. В военной авиации штурманская специальность будет востребована всегда, поскольку именно штурман обеспечивает безопасность полётов и эффективность боевого применения воздушного корабля. Эти люди - нас тоящие рыцари неба, которые даже в условиях плохой видимости выведут практике действительно критический случай, - делится штурман. В полёте при заходе на посадку само лёт попал в двойной сдвиг ветра на ма лой высоте, но именно это явление и представляет наибольшую опасность. Небо не терпит слабых. Быть штурманом воздушного судна - это настоящая мужская работа, которая возлагает на человека большую ответственность, требует абсолютной точности, со вершенного знания специальности, а ореол романтики только добавляет изюминку в это ремесло. Влюблённый в облака и уверенности. Мечта начала сбываться. Штурман отдельного смешанного авиационного полка армии ВВС и ПВО Северного флота гвардии майор Алек сандр Заверуха - уроженец Краснодара. В детстве, как и многие мальчишки, меч тал стать лётчиком или космонавтом. С юности с упоением зачитывался кни гами О пилотах, самолётах. Авиацией Александр буквально бредил. После окончания средней школы юноша отправился поступать в Луган ское высшее военное авиационное учи лище штурманов. Успешно сдав всту- пительные экзамены, он надел курсант скую форму. Уже после первых учебных полётов понял: штурманское дело - то, чему он хочет и должен учиться. - Осваивать специальность было сложно, но интересно, ведь для этого нужно не только желание, но и врож дённые задатки, - считает гвардии май ор Александр Заверуха. - Находиться в кабине самолёта оказалось очень интересно. В полёте внимание штур мана всегда приковано к картам и приборам. Осознание причастности к выполнению общего дела придаёт сил • Лётная практика в училище довольно разнообразна. Уже на первом курсе Александр совершил первый прыжок с парашютом, на втором - освоил Ан-26, а на четвёртом - летал на Ту-142. - Только в небе можно получить практические навыки в штурманском деле, научиться держать курс в задан ный район. Как у нас говорится, нужно всегда идти навстречу солнцу, - делится гвардии майор. После окончания военного училища Александр по распределению попал на Северный флот в отдельный противоло дочный авиаполк, преобразованный ныне в гвардейский отдельный смешан ный авиационный полк армии ВВС и ПВО Северного флота. Становление в должности штурмана-оператора и ос воение военного дела проходили без издержек. Здесь он поднялся по карьер ной лестнице от штурмана-оператора до штурмана полка. Конечно, не обошлось без помощи опытных наставников. Экипаж - одна семья Штурман - это мозг экипажа и первый главный помощник командира воздуш- • Навигация для Александра Заверухи начинается задолго до того, как руково дитель полётами отдаёт разрешение командиру экипажа на взлёт самолёта. Она берёт начало ещё в учебном классе с постановки задач, описания схем предстоящих полётов, с расчётов ско ростей, времени и топлива, опреде ления координат условных целей на картах. самолёт на цель. - Многие полёты достаточно слож ны и тем самым интересны. Но од нажды был в моей • - Не совсем корректно отработали наземные службы, дав нам неверный прогноз погоды. Мы не виде ли взлётно-посадочную поло су из-за метели. Посадку вы полнили только с третьего за хода по приборам. Живы оста лись благодаря грамотной ра боте всего экипажа. В таких си туациях главное - действовать сообща, - рассказывает штур ман. - Пришлось проявить мас терство и сохранить хладно кровие. При попадании в та кой режим требуется определённая техника пилотирования, отличная от техники на эксплуатационных режимах. За обеспечение безаварийной по садки самолёта штурман был удостоен ведомственной медали Министерства обороны РФ "За воинскую доблесть" 11 степени. Вскоре гвардии майору Александ ру Заверухе предстоит подтвер дить высшую категорию класснос ти - штурман-снайпер, которая nри сваивается настоящим асам лёт ного искусства. Для того чтобы получить эту категорию, нужно в совершенстве владеть тактикой боя, искусно управлять авиационной техникой и сдать все необходимые нормативы. Владлена КЛЮШИНА. Фото из архива Александра 3АВЕРУХИ. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz