На страже Заполярья. 2021 год. Март.
5 стр. 19 марта 2021 года ХОТЬ под ЛЁД, ХОТЬ в КОСМОС - я не уговаривал, это пол ностью его решение. Узнаю в сы не себя. Я тоже мечтал стать подводником, чтобы быть, как папа. А когда наконец оказался Экипаж АПЛ "Новомосковск" отлично справляется с широчайшим спектром задач Последовательный залп всеми шестнадцатью раке тами из подводного положения, первый в истории освоения космического пространства вывод спутника на околоземную орбиту со стартом ракеты из-под воды, всплытие на Северном полюсе ... Да, в более чем 3D-летней истории "Новомосковска" - последней атомной подводной лодки, построенной в СССР, - немало знаковых событий. Нынешний её экипаж, с достоинством рассказывая о былых заслугах, и теперь с честью выполняет поставленные задачи, продолжая нести дежурство в море, совершая походы подо льдом, выполняя стрельбы ракетами причиной распространения огня по всему кораблю, поэтому пер вое, что нужно сделать, - сразу же загерметизировать отсек и доложить о случившемся на глав ный командный пункт. Члены экипажа, находящиеся в аварий ном отсеке, должны закрыться в нём. И уже там, рискуя собст венной жизнью, но обезопасив остальных, продолжить борьбу с аварией. - Изучив теорию, военнослу жащие попадают в учебно-тре нировочный комплекс, начинают изучение простейших действий: использование огнетушителя, средств защиты органов ды хания, заделывание пробоины при поступлении воды, - объяс нил капитан 1 ранга Морозов. - Нужно пони мать, что подводник, который спустился на корабль через верхний руБОчный люк, На УТК всё сделано очень реалистично: спе циально построен отсек, который находится на пла ву, в нём есть пробоины, че рез них поступает вода под большим давлением. Ава рийные ситуации имитиру ются вполне реалистично. - Военнослужащий дол жен быть готов к тому, что хлынет вода, и она будет очень холодной (на глубине она в любой точке океана ледяная), а напор окажет ся таким, что от брызг види мость будет нулевой. И не обходимо в темноте рабо- на корабле, стал мечтать поскорее отправиться в свой первый поход на полную автоном ность, - говорит ко мандир корабля - Это было начало 2000-х годов, тогда в связи с гибелью "Курска" корабли стали ходить в мо ре намного реже. Уходили только луч шие из лучших. Мне удалось отправить ся в дальний поход лишь в 2005 году - через три года пос ле начала моей службы. А всё пред- и торпедами. Несмотря на то, что АПЛ "Но вомосковск" в прошлом году ис полнилось ЗО лет, её оборудо вание устаревшим не назвать, ведь несколько лет подлодка находилась на модернизации. - На кораблях, которые стро ились в 80-е годы прошлого века, кардинально поменять ничего нельзя, но многое можно значи- тельно улучшить, при вести в соответствие с требованиями време- ни: компьютеризация ряда систем, увеличе ние вычислительных мощностей, улучшение гидроакустического во оружения, - рассказал командир экипажа АПЛ "Новомосковск" капитан 1 ранга Ми хаил Морозов. и психологическая подготовка. Ведь любая техника не застра хована от поломок, сбоев, поэ- тому и подготовка, скажем, к стрельбе всегда завершается тренировкой действий по борь бе за живучесть. И тут важно сох- ранять спокойствие и хладно кровие, потому что при устране нии любого рода аварии на под- ........ , Ко,мандир 3ICиnажа ато,мной nодлодlCи "Ново· тать со средствами, кото- MOCICOBClC lCanumaH 1 ранга Михаил Морозов. рые помогут, в зависимости от ситуации, остановить по ступление воды или потушить огонь, - рассказывает командир корабля. - После учебно-трени- ровочного комплекса со вершенствование этих на выков моряки продолжают на корабле. И не урывочно, а постоянно. Такая подготовка гаран тирует слаженность дей ствий экипажа на глубине, вдали от базы. Внепростой профессии подводника, особенно, ког да приходится находиться более двух месяцев в зам кнутом пространстве, спа сает чувство юмора, умение радоваться простым ве щам. Так, всегда во время продолжительных выхо дов в море военнослужа щие отмечают так называе мый "экватор" - середину похода. сека в кают-компанию. Понят- но, что роль Русалки на подлод- ке приходится играть мужчи не. Поэтому исполнителя най ти непросто - образу надо соот- ветствовать, - смеясь, расска зывает Михаил Евгеньевич. - Роль Русалки в моей первой "ав тономке" исполнял бруталь ный бородатый морской волк с расписанным татуировками те лом . Любопытно, что того первого похода нынешнему командиру экипажа АПЛ "Новомосковск" пришлось ждать долго. Сам Михаил Морозов решил стать шествующее время я упорно трудился, доказывая, что достоин выхода в море. Теперь такой проблемы нет: боевое дежурство, учения, стрель бы - всё проходит по плану и в должном объёме. - После возвращения из от пуска в начале 2020 года личный состав занимался подготовкой корабля к выполнению задач, - рассказал капитан 1 ранга Мо розов. - С сентября по декабрь мы совершили три выхода в мо ре, подготовились к ракетной стрельбе и 9 декабря приняли участие в стратегическом учении под руководством Верховного ~ихаил ~орозов решил стать ПОДВОДНИКОМ по примеру отца, ПОЧТИ за 20 лет службы в подплаве ПРОIIIёл путь от иН]Кеиера электронавигационной группы ДО командира корабля, а теперь и его сын собирается продоmкить династию Для работы на бо лее современном и совершенном обору довании требуются со ответствующие знания и навыки, и подводни ки получают их регуляр но. Теоретическая под готовка в отрыве от ко рабля проходит раз в три года в учебном центре ВМФ имени Л.Г. Осипенко в Об нинске. Всё новое, что появляется на флоте, изучается там, а затем осваивается на местах. Юнар,меdцы ШlCолы N!1276 города Гаджиево остались под большим Bne1lam.teHueM от 3ICCICYPCuu по АЛЛ "Ново.мосховсх ". - В его честь у нас каж дый раз проходят пред ставления, парни готовят сценки. Содержание их всегда разное, но есть по- стоянные герои, без ко торых ни один "экватор" не подводником по примеру отца, почти за 20 лет службы в под плаве прошёл путь от инженера электронавигационной группы до командира корабля, а теперь и его сын собирается продол жить династию - планирует посту пать в училище подводного пла вания. главнокомандующего Президен та России Владимира Путина. Учение было с выполнением практической ракетной стрельбы одной ракетой. По его итогам экипаж получил оценку "отлично". лодке счёт идёт на секунды. точно готов к любой нештатной ситуации, потому что почти каж дую из них прошёл на учебно-тре нировочном комплексе. обходится: на корабль прихо дят Нептун с Русалкой в соп ровождении свиты чертей. Вся процессия идёт из первого от- Но на берегу в ходе обучения, освоения необходимых профес сиональных навыков проходит l"hРЩЗi·JIt@@iit:ii I К примеру, в случае задым ления или возгорания малей шее промедление может стать ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ПО ПЛАНУ Старшего лейтенанта Антона Жукова громовержец "Зевс" домой не отпустил Уроженец Новгородской области Антон Жуков думал, что, получив высшее образование, будет работать инженером в Санкт-Петер бурге на одном из крупнейших машино строительных заводов, а вместо этого от правился на Север, чтобы служить на заве довании, принадлежащем "богу". Полу чилось это не по религиозным причинам, а по распределению: в Заполярье на радио станции, названной в честь древнегреческого повелителя неба, грома и молний "3евсом", он проходил службу по призыву. И за не сколько месяцев понял, что расставаться с частью совсем не хочет. - Старший лейтенант Жу ков начинал здесь води телем. А сейчас ответствен ный за техническое состоя ние средств связи, их учёт И списание, за подготовку специалистов к конкурсу "Уверенный приём", а ещё за организацию противо действия терроризму. В общем, во всех отношениях человек ответственный, - с улыбкой охарактеризовал его начальник радиостан ции ВМФ "Зевс" капитан 2 ранга Игорь Пилипенко. Игорь Пилипенко, расска зывая о своей части, кото рая обеспечивает связь с подводными лодками на любом театре военных дей ствий, и лучших специалис тах, перечислял немало фа милий. Но старшего лейте нанта Жукова - заместителя начальника пункта связи, управления передающими средствами - назвал одним из первых. За 1 О лет службы тот зарекомендовал себя грамотным специалистом, который отлично знает и ор- После школы Антон Жу ков поступил в Санкт-Пе тербургский институт ма шиностроения по специ альности автоматизация технологических процессов и производств. Казалось бы, всё в его жизни было распланировано: получить высшее образование, по том отдать долг Родине и после года службы в армии устроиться работать по специальности. - Военных у меня в семье нет. Как и многие студенты нашего вуза, я в будущем хотел работать инженером на производстве - на Ле нинградском металличес ком заводе (одном из са мых крупных в стране по изготовлению турбинных лопаток) или на заводе "Арсенал". Но судьба рас порядилась иначе. После окончания института, как и планировал, отправился в военкомат. И получил рас пределение на Северный флот, - вспоминает старший лейтенант Жуков. - А ведь я Всему приходилось учиться в процессе не сения дежурства, по книгам и учебни KaM' спраIIIивая совета у более опытных сослуживцев ганизационную, и матери альную часть, а ведь пона чалу и не думал о военной карьере, да и о радиовол нах знал не больше средне статистического обывателя. • был почти уверен, что "срочную" мне придётся проходить в Санкт-Петер бурге. Поэтому, когда наз вали мою фамилию и ска зали, что служить отправ- люсь в Мурманскую область, я был в некотором смя тении. Но, когда уже сел в поезд, который вёз меня сюда, подумал, что так, наверное, намного лучше. Только вдали от дома мож но научиться самостоя тельности, полностью сос редоточиться на службе. Тогда в нашу часть ещё направляли военнослужа щих, проходящих службу по После назначения было присвоено звание мичман. Через несколько лет он перешёл уже на офицер скую должность - замес тителя начальника пункта связи. Высшее образова ние по смежной специ альности позволило, не отправляясь на учёбу, стать лейтенантом. - Хотя мне здесь из по лученных в институте зна- Антона ЖУfCова с nрисвоение,м звания старшего Аейтенанта nоздрав.tяет Ha1la.tbHUIC радиостанции ВМФ "Зевс" lCanumaH 2 ранга Игорь ЛилиnенlCО. призыву. Нас было около 40 человек. Сначала матрос Жуков был водителем автомобиль ного отделения взвода обес печения. Отслужив 9 ме сяцев и посовещавшись с семьёй, принял решение поступить на службу по кон тракту. - Как-то всё мне тут сразу понравилось - порядок, дисциплинированность. Я сам человек очень педан тичный, поэтому, столкнув шись с военным укладом, понял, что это моё. И даже полярная ночь не испуга ла, - делится воспоминани ями офицер. - Командова ние предложило мне долж ность техника пункта связи радиопередающего устрой ства мощностью 2500 кВт. • НИЙ пригодилось совсем немного. Скорее, помог сам опыт учёбы в вузе, ког да получаешь навык быстро находить и усваивать необ ходимую информацию. В радиоволнах, передающих их устройствах я не слиш ком-то разбирался, поэ тому всему приходилось учиться в процессе несения дежурства, по книгам и учебникам, спрашивая со вета у более опытных сос луживцев. Мне даже при годилась книга "Юный ра диолюбитель", которую я случайно увидел в гараже у одного из знакомых, - приз нался старший лейтенант Жуков. - Впрочем, не факт, что посещение кружка ра диолюбителей в детстве существенно бы помогло, потому что здесь техника уникальная, не похожая ни на что, с чем я когда-либо сталкивался. Тут происхо дит обеспечение всеми ро дами связи: спутниковой, космической, радиорелей ной. Несмотря на сложность профессии, благодаря лич ному усердию Антон Жуков быстро вник в тонкости службы на радиостанции, работающей в диапазо не очень низких частот, по сылающей радиоволны на большую глубину в поверх ностный слой земли и в морскую воду. Причём И теорию, и практику он ос воил настолько хорошо, что теперь занимается под готовкой участников тра диционного всеармейско го конкурса военных связис тов "Уверенный приём". - От нашей части туда отправляются специалисты по двум направлениям - радиотелеграфисты и IT– специалисты, - рассказы вает старший лейтенант Антон Жуков. - Моя задача - подготовить их к работе на средствах связи и к сдаче нормативов по физпод готовке, потому что сам конкурс проходит в виде эстафеты, где, помимо сво их профессиональных на выков, применения КРИП томаршрутизатора и дат чика кода Морзе, нужно показать ещё и готовность справляться с физичес кими нагрузками. И команда "Зевса" не раз демонстрировала отлич ные результаты на "Уверен ном приёме", в том числе благодаря своей подготовке. Сегодня старший лей тенант Антон Жуков рад, что 1 О лет назад в его распи санной на годы вперёд жизни "что-то пошло не по плану" и он пришёл служить именно на эту радиостан цию, в итоге полюбил новую профессию и Север. Анна ТВЕРДОВА. Фото uз альбома Антона ЖУКОВА. • Анна ВИХРОВА. Фото автора и из архива юнармеUцев. ПРАВО НА БЕСПЛАТНЫЙ ПРОЕЗД ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона "О статусе воен нослужащих" офицеры, уво ленные с военной службы по достижении ими пре дельного возраста пре бывания на военной служ бе, состоянию здоровья или в связи с организа ционно-штатными меро приятиями, общая продол жительность военной служ бы которых в льготном ис числении составляет 20 лет и более, а при общей про должительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и ав томобильным (за исключе нием такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационар ных условиях в соответствии с заключением военно врачебной комиссии или в санаторно-курортные ор ганизации и оздоровитель- ные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на про езд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно курортные организации и оздоровительные органи зации, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по дости жении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность воен ной службы которых сос тавляет 20 лет и более. Данное право реализуется путём выдачи указанным лицам воинских перево зочных документов. Порядок, случаи и осо бенности оформления, вы дачи и использования воин ских перевозочных доку ментов утверждены прика зом министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 г. NQ 815. Согласно пунктам 59 - 60 Порядка воинские пере возочные документы вы даются в военных комис- сариатах по месту пенсион ного (воинского) учёта во еннослужащих, уволенных с военной службы. Газета Северного флота в социальной сети "В Контакте" O~!~! ОфUщuuu.1Ю и не nимыш.[ •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz