На страже Заполярья. 2021 год. Март.
3 стр. на стrаЖI зanDлlrы 19 марта 2021 года Командуюшнii CeBepHbIM флотом адмнрал Александр МОИСЕЕВ: ''НАША ГЛАВНАЯЗЩАЧА - ПОДДЕРЖАНИЕБОЕГОТОВНОСТИ МОРСКИХСТРАТЕГИЧЕСКИХядЕрныIxСИЛ" 4Wli Подводные - -- лодки России, как и других государств, прежде всего являются средством вооруж~нной борьбы на море. В силу своих специ фических особенностей - возможности скрытно дей ствовать и универсальности носимого оружия - для ве роятного противника они способны проецировать уг розу из-под воды практи чески из любой точки Миро вого океана. Подводные лодки Се верного флота, как дизель электрические, так и атом ные, способны решать весь спектр задач, свойственных корабельным силам ВМФ в составе разнородных груп пировок флота и самосто ятельно. - Рассказывая об уни версальности современ ных подводныхлодок, вы не акцентировали внима ния на ещё одной из сос тавляющих подводных сил Северного флота - ракетныхподводныхкрей серах стратегического назначения. - Несомненно, это важ ная составляющая Север- ного флота. Ракетные под водные крейсеры страте гического назначения Се верного флота - основа мор ских стратегических ядер ных сил нашего государ ства. Их роль и место ч~тко определены в наших док тринальных документах. Глава государства - Прези дент России Владимир Пу тин в ноябре 2020 года на совещании с руководящим составом Министерства обо роны, руководителями фе деральных ведомств ч~тко определил роль и место ядерных сил: "Несмотря на меняющийся характер во енных угроз, именно ядер ная триада оста~тся важ нейшей, ключевой гаран тией военной безопасности России. А если смотреть шире, то и глобальной ста бильности. Сохранение это го баланса сил сводит на нет угрозу крупномасштаб ного военного конфликта, по сути, делает бессмыс ленными любые попытки шантажа или давления в отношении нашей страны". Так мы к этому и отно симся. И наша главная за- дача - поддержание готов ности и способности ра кетных подводных лодок стратегического наз начения решать за дачи по предназна чению. Именно в та ком состоянии они и находятся. - Что вы можете сказать о теку щем состоянии и nepcneюnивахразви тия подплава, под водных сил Север ного флота? - Я уже говорил, что Военно-морской флот России облада- ет самыми современными подводными кораблями, как атомными, так и не атомными - дизель-элект рическими. И в составе Северного флота они, не сомненно, есть. Срок службы подводных лодок в среднем состав ляет 30 лет. Некоторые, к примеру РПКСН, в силу спе цифики решаемых ими за дач служат и больше - 35 - 40 лет. Мы сейчас находимся на этапе смены поколений данного вида вооружения. I , l' На смену третьему поко лению - многоцелевым под водным лодкам проектов 971, 945, 949, подводным крейсерам проекта 667 БДРМ - приходят новые - четв~ртого поколения - корабли проектов "Ясень" и "Борей". Новые подводные лодки воплотили в себе все пере довые технологические ре шения, в том числе стали универсальными носителя ми современного ракетно- ные лодки составят основу подводных сил Северного флота. Освоение новых ко раблей наверняка тре бует от их экипажей до полнительныхусилий ... - Военная служба в под плаве практически всегда связана с освоением но вого: самих подводных ло док, отдельного вооруже ния или оружия, того, что находится в постоянном развитии. Современная атомная подводная лод ка - одна из самых сложных технических систем, соз данных человечеством. Здесь совмещается, каза- -- ...-;.- лось бы, несовместимое: все виды энергии, в том числе атомная, практичес ки все виды оружия, агрес сивные среды, жидкости и другое. Bc~ это должно при меняться в условиях океана на значительных глубинах. Важнейшее значение в вопросах освоения новых образцов современной тех ники и вооружения имеет подготовленность военных кадров - подводников. Существующий принцип го и противолодочного ору- комплектования экипажей Исторически сложившиеся отношения с нашим соседом - Королевством Норвегия - всегда носили ДРYJКеский характер даже в самые сложные годы "холодной войны". Нет сомнений, что данные традиции будут сохранены жия - я имею в виду "Ка либры", "Ониксы", "Цир коны" и другие, способные поражать любые объекты на большом расстоянии как в море, так и на берегу. В ближайшие десяти летия именно эти подвод- подводных лодок, система подготовки кадров - офице ров, мичманов, рядового и старшинского состава - в це лом эффективны и позво ляют готовить команди ров и грамотных специа листов, эксплуатирующих современную технику. Надо отметить, что ком плектование экипажей под водных лодок уже бо лее 1 О лет осущест вляется на контракт ной основе. Личного состава, проходящего службу по призыву, на подводных лодках нет, что, несомненно, повысило общий уро вень профессиона лизма подводников. Важным этапом изучения новых кораб лей является участие экипажей "новостро ек" на различных эта пах их строительства и испы таний. Это - основа успеш ного освоения новых под водных лодок после при~ ма их в эксплуатацию от промышленности. - Расскажите, пожа луйста, какие особен ности отличают службу подводников сегодня? - Характер решаемых задач, их уникальнасть на кладывают отпечаток на особенности военной служ бы подводников. Конечно же, это связано с требова ниями высокой готовности, постоянством их примене ния, длительностью автоном ных дальних ПОХОДОВ в раз личные районы, зачастую выходящие за пределы от ветственности Северного флота, "непубличностью" действий подводных лодок даже в мирное время, тре бованиями высокого про фессионализма каждого отдельного специалиста и экипажа в целом, и многим другим. Достигается это в резуль тате интенсивной боевой уч~бы в учебных центрах подготовки, на корабле и, конечно же, отработкой всех задач при плавании в море. Арктика предъявляет тре бования быть готовыми действовать в суровых усло виях Заполярья, ледовых районах Северного Ледови того океана. Надо отметить, что служ ба в подплаве, особенно здесь, на Северном флоте, простой никогда не была. Месяцы под водой в авто номных походах, в условиях искусственной атмосферы, где газовый состав воздуха, давление в отсеках под держивается в допустимых пределах для обеспечения жизни личного состава, питьевая вода, получаемая из забортной морской, - BC~ это было и есть особен ностью службы подвод- ников. Она была и оста~тся на пряж~нной. Показатель ным примером является наплаванность отдельных категорий подводников, ко торая превышает 200 суток в год. Это относится к ко мандованию, офицерам штабов соединений и объ единений подводных лодок, к тем, кто готовит экипажи и принимает непосредствен ное участие в походах. - А как обстоит дело с развитием самой систе мы базирования подвод ных лодок? Подходят ли старые причалы для но вых кораблей? - Развитие системы бази рования подводных сил Се верного флота реализуется в рамках существующих пла нов и программ при~ма в состав флота современных подводных лодок проектов "Борей" и "Ясень" и носит комплексный характер с уч~том всех современных требований. ходимо решать военными методами или силовым ПУТ~М. Тем не менее в по следнее время значитель но активизировалась дея тельность корабельных сил и авиации иностранных государств в ближней мор ской зоне Северного флота. Нас не может не бес покоить практическая реа лизация планов предос тавления военной инфра структуры - аэродромов, военно-морских баз и дру гих территорий Норвегии для размещения воору ж~нных сил США и НАТО. Размещение на авиа базе Эрланн в центральной части Норвегии модернизи- Именно ядерная триада остаётся важней шей, ключевой гарантией военной безо пасности России. А если смотреть шире, то и глобальной стабильности Предусматривается раз витие причального фронта и всей береговой инфра структуры, системы хране ния, подготовки всех видов оружия и эксплуатации под водных лодок. Это уже реализовано в основном пункте базирова ния подводных сил Север ного флота гарнизоне Гад жиево и частично - в Зао з~рске. Серь~зное внимание уделяется развитию соци альной инфраструктуры в местах проживания подвод- ников и их семей. - Интенсивное разви тие Северного флота и его подводных сил, как мы видим, не остаётся незамеченным со сто роны государств, входя щих в блок НАТО. Обраща ют на себя внимание пуб ликации в иностранных СМИ о действиях ракет ного крейсера "Маршал рованных американских стратегических бомбарди ровщиков В-1 В "Лансер", использование других аэро дромов для них, безуслов но, является делом самой Норвегии. Но данные об стоятельства не способ ствуют укреплению стабиль ности в регионе. Несомненно, мы осу ществляем контроль за деятельностью вооруж~н ных сил иностранных госу дарств в регионе и вынуж дены предпринимать уп реждающие действия, так как это происходит в не посредственной близости от наших границ. Действия сил Северного флота, выполняющих пла новые мероприятия боевой подготовки в традиционных районах Баренцева моря, и крейсера "Маршал Устинов" в частности, носят ответные меры и направлены на за щиту своих границ и терри- дружеский характер и поз воляли исключать какие либо конфликты даже в са мые сложные во взаимоот ношениях годы холодной войны. И нет сомнений, что данные традиции будут сохранены. - Труд людей, рискую щих своей жизнью, вы полняя задачи в инте ресах обеспечения безо пасности государства, должен высоко цениться. Как сегодня поощряют моряков-подводников? - Государство по достоин ству оценивает вклад под водников в обеспечение своей безопасности. За период новейшей россий ской истории 17 подводни ков-североморцев удостое ны звания Героя Россий ской Федерации. В декабре прошлого года за выпол нение задач, связанных с риском для жизни, во время одного из дальних ПОХОДОВ Указом Президента РФ при своено звание Герой Рос сийской Федерации началь нику штаба соединения атомных подводных лодок Северного флота капитану 1 ранга Дмитрию Маслову. В прошлом месяце я вручил орден Мужества ко мандиру ракетного подвод ного крейсера стратегичес кого назначения "Тула" ка питану 2 ранга Михаилу Жежелю. В преддверии профес сионального праздника хо чу от души поздравить всех причастных к подводно му флоту! Тех, кто проек тирует и строит подводные лодки, тех, кто ходил и ходит на них в море, и, конечно же, тех, кто с нетерпени ем жд~т своих родных И лю бимых мужчин на берегу. Желаю всем крепкого здо ровья, счастья и удачи! - Вас тоже с празд ником, уважаемый Алек- -- - - -- - . - - .-- - - ~ - . - , ~ ~ - ___ - -- ~ - - - . - - . -- ...... - -"- ~ - Устинов" в западной час ти Баренцева моря в фев рале - марте. Как сейчас обстоят дела во взаимо отношениях с иностран ными коллегами, особен но в условияхразницы во взглядах на Арктику? - В первую очередь я хо тел бы обратить внимание на то, что в Арктике нет проблем, которые необ- торий. Они полностью соот ветствуют нормам между народного морского права, а также соответствующим обязательствам, соглаше ниям и договор~нностям Российской Федерации с e~ партн~рами. Исторически сложивши еся отношения с нашим соседом - Королевством Норвегия - всегда носили сандр Алексеевич, и спа сибо за беседу. (На снимке 1-й ПОЛОСbl: из рук командующего фло том адмирала Александ ра Моисеева орден Му жества получает коман дир ракетного подвод ного крейсера стратеги ческого назначения "Тула" капитан 2 ранга Михаил Жежель). ТОЧНОСТЬ - ВЕЖЛИВОСТЬ ШТУРМАНОВ пасности плавания вузкостях. - В нашем деле учиться нужно постоянно - отслеживать и за поминать все изменения в лоци ях, совершенствовать навыки ведения сложных расч~тов, не забывая о проверенных време нем способах определения мес та, перископ лодки устроен так, что можно определить высоту солнца или зв~зд, когда они вид ны, и вычислить место по ним, - рассказывает Роман Юрьевич. Каждый выход в море склады вается по-своему. Бывают до статочно сложные метеороло гические условия. В северных ши ротах они наиболее благопри ятные летом, в остальные вре мена года погода может вести себя очень капризно. 4Wli В 2019 году Никулин - -- был назначен коман диром БЧ-1 РПКСН "Новомос ковск". - Без постоянных выходов в море, участия в учениях и дальних походах никогда не получить хороших профес сиональных навыков. Ведь море, оно огромное, и, не умея ориентироваться, мож но легко заблудиться. Все по ставленные учебно-боевые задачи я воспринимаю как проверку на профессиона лизм, - объясняет офицер. В настоящее время капи тан 3 ранга Роман Никулин считается одним из лучших специалистов в экипаже "Но вомосковска". Командование характеризует его как ответ ственного и исполнительно- го. И подчин~нная ему боевая часть на хорошем счету. Секретная формула Ни для кого не тайна, что большой объ~м работы штурман выполняет на карте, где отобра жается информация о движении корабля по маршруту. • - В нашем деле главное - точность, аккуратность и внима тельность. Прич~м требования к штурману при выходе корабля в море увеличиваются. Он отве чает за безопасность плавания. Работа нел~гкая, но очень ин тересная. По словам Романа, избежать каких-либо неточностей и оши бок может только знающий CBO~ дело профессионал, изучивший перед выходом в море район плавания и отлично знающий нахождения. технику от сложных спутниковых систем навигации до ви зира. - Штурман, поми мо знаний, должен обладать ещ~ и ин туитивным навига ционным чуть~м. Та кое качество приоб ретается только на практике, - подч~р кивает офицер. - Например, точность показаний компаса и лага не слишком вы сокая, поэтому при каждом всплытии на сеанс связи кор- ректируется место Не умаляя преимуществ и достоинств современного нави гационного комплекса, капитан 3 ранга Никулин считает важным постоянно практиковаться в так называемых ручных способах определения местоположения • подводной лодки. Ведь в случае отказа всех навигационных сис тем штурман должен опреде лить, где находится корабль, и вывести его в заданный район. - Если же лодка в пределах видимости берега, то определить место e~ нахождения можно разными способами. Например, взять три пеленга на разные ма- изменениями погоды. - Здесь нужны не только зна ния метеорологии, но и ана литические способности, чтобы правильно предсказать разви тие событий и подготовить пред ложения командиру, - говорит навигатор. Большое внимание на РПКСН "Новомосковск" уделяется штур- в базе не останавливается боевая учёба, специалисты БЧ -1 атомохода совершенствуют профессиональное мастерство на тренировках по обеспечению безо пасности плавания вузкостях яки. Точка их пересечения и бу дет местом подлодки, - поясня ет штурман. - Помимо этого, мы определяем место по глубинам, по дистанциям, смешанным спо собом, а современные спутнико вые навигационные системы по могают себя проверить и убе диться в точности обсервован ного места. Штурман также руководит службой точного времени на подводной лодке, следит за манской подготовке членов эки пажа. Командир БЧ-1 капитан 3 ранга Роман Никулин проВО дит занятия с офицерским сос тавом, занимается обучени ем вахтенных офицеров и спе циалистов боевого информа ционного центра. В базе не оста навливается боевая уч~ба, спе циалисты БЧ-1 атомохода совер шенствуют профессиональ ное мастерство на трениров ках по обеспечению безо- • "Ответственность в кубе, плюс знания в квадрате, исполнитель ность, аккуратность и самоконт роль обеспечивают точность и безопасность плавания" - эта формула лучше всего характери зует работу штурмана. Ошибка в миллиметре на карте приводит к отклонению от курса на мили. Поэтому "ответственность" - глав ное слово в этой профессии. В.,ад.,ена КЛЮШИНА. Фото автора. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz