На страже Заполярья. 2021 год. Март.
7 стр. * на ~raжЕ запалIFы отчАянныIй ЛЁТЧИК КОЛЕСНИКОВ Этому воздушному разведчику Герою COBeTCKoro Союза 17 марта исполнилось бы 100 лет Рассказывая о своей профессии, вспоминая военные будни, лётчик 118-й отдельной дальнеразведывательной эскадрильи 7-й воздушной армии Карельского фронта Алек сей Васильевич Колесников говорил, что авиаразведчик должен обладать смелостью, хотя и не всегда за неё могут похвалить. Ведь в самом начале войны он оказался перед вы бором: нарушить приказ и сделать так, как подсказывало ему сердце, или пойти против себя, но не ослушаться командира. Он выб рал первый вариант. И едва не оказался под арестом, но в итоге получил благодарность. боялся сам пойти на штурм танковой колонны немцев. Вместо ареста лётчику объ явили благодарность и за числили в авиаразведку Карельского фронта. полётов. Тогда казалось, что в Карелии и всей Скан динавии уже не было угол ка, который бы он не сфото графировал. Всего за годы войны Алек сей Колесников совершил более 300 успешных бое вых вылетов на разведку и бомбардировку противни ка. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, орденом Отечественной войны 11 сте пени, орденом Красной Звезды и медалями. Алексей Колесников ро дился 17 марта 1921 года в селе Македоновка (ныне - Лутугинский район Луган ской области). С детства хо тел стать лётчиком, поэто му поступил в аэроклуб, где изучал азы авиации, летая на "кукурузниках". В 1938 го ду поступил в лётное учили ще, которое окончил в мае 1940-го. фронта из 80-го бомбар дировочного авиаполка, где для него началась Великая Отечественная война. Од нажды, когда его авиагруп па возвращалась на свой аэродром после бомбоме тания,Колесниковзаметил, как к линии фронта идёт колонна немецких танков. Отстал от группы и пошёл на штурм фашистов. Ну а когда вернулся, к нему в ярости подлетел командир полка со словами: "Как посмел нарушить приказ?!". Старший лейтенант Алек сей Колесников до середи ны ноября 1943 года совер шил 168 вылетов на развед ку позиций, аэродромов, полос обороны и других важных военных объектов противника. В 1942 году пилот-разведчик Колесни ков без прикрытия, несмот ря на сильное противодей ствие истребительной ави ации врага, раскрыл аэрод ромную сеть и базирования авиации противника на юж ном участке Карельского фронта. Несколько позже он трижды сфотографиро вал оборонительную поло су противника. все нервы в кулак и лететь. Потом, бывало, взлетел все го на 50 метров - и уже попал в сплошной "кисель" облаков ... Лупили по нам зенитки фашистов нещад но. С одного вылета привёз 180 пробоин в самолёте, несколько раз еле дотяги вал до своих на одном мо торе. А садиться на терри тории врага было смерти подобно. Ни один наш раз ведчик, совершивший такую вынужденную посадку, до мой живым не вернулся. Среди всех наград ока залась у него и ненастоя щая, но очень ценная для лётчика. В 80-е годы прош лого века на Алексея Ва сильевича напали и изби ли, когда он возвращался домой после одного из па мятных мероприятий, куда следовало прийти при пол ном параде. Когда очнулся, понял, что деньги, докумен ты, ключи на месте, а Золо той Звезды Героя на пид жаке нет. Узнавшие об этом знакомые похлопотали и из готовили копию награды. А наградной отдел облиспол кома направил ходатайство в Президиум Верховного Совета СССР о выдаче дуб ликата награды ввиду чрез вычайных обстоятельств. Ходатайство удовлетворили, дубликат прислали. - Нас тогда очень торопи ли, готовили на финскую кампанию, но она закончи лась. Поэтому попал на служ бу в боевой полк аж в Ар хангельск. Попал в хорошую группу со старыми и опыт ными лётчиками. А в августе 1941-го меня отправили на Карельский фронт. Первый боевой вылет произошёл 1 сентября, - рассказывал в многочисленных интер вью Алексей Васильевич. - Я старался летать в любую погоду и фотографировал военные аэродромы. У ме ня на бомбодержателях вместо бомб были уста новлены два фотоаппара та, которые вели съёмку с восьми тысяч метров. Делясь с журналистами воспоминаниями о войне, он часто говорил, как на Севере трудно летать из-за В феврале 1944 года Указом Президиума Вер ховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий и прояв ленные при этом мужество и героизм старшему лей тенанту Алексею Колесни кову присвоено звание Ге рой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Начинал летать Колес ников на самолёте СБ, а по том получил переоборудо ванный для разведки Пе-2. И всю войну прошёл на нём. Командир приказал Колес никова арестовать и не допускать к полётам. очень сложного рельефа местности, часто бывает непогода: Воздушных разведчиков к такому званию представ ляли за сотню успешных боевых вылетов. Когда чис ло вылетов Колесникова преодолело этот рубеж, его представили к награде. Но получил он её несколькими месяцами позже, когда на его счету было уже 160 После окончания войны Алексей Колесников про должил военную службу. В 1948 году окончил Высшие офицерские лётно-такти ческие курсы усовершенст вования офицерского сос тава. В 1960 году в звании подполковник он был уво лен в запас. Жил в Днепро петровске. Умер 15 апреля 2015 года. Интересна причина ne– рехода в разведыватель ную авиацию Карельского А в это время как раз начали создавать разве дывательную эскадрилью фронта. И кому-то "наверху" доложили, что, мол, есть такой отчаянный лётчик Ко лесников, который не no- - Разведчик должен под ниматься в воздух в любых погодных условиях. Поэтому важна техника пилотирова ния. И я тренировался днём, ночью, в облаках по при борам. Нужно было собрать Подlотовила Анна ВИХРОВА. КУЗНИЦА МОРСКИХ КАДРОВ Первое профессиональное учебное заведение в Арханrельской rубернии отметит юбилей 23 марта 1781 года указом императрицы Екатерины 11 в Холмогорах на родине великого русского учёного Михаила Ломоносова была учреждена мореходная школа. С этой даты ведёт отсчёт своей истории старейшее учебное заведение Архангельска - Арктический морской институт имени В. и. Воронина - филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала с.о. Макарова. Первые воспитанники Исторически сложилось так, что Архангельск был первым и до нача ла XVIII века оставался единствен ным морским портом России. Население северного края века ми занималось морским промыслом и рыболовством. Жизненная необ ходимость вынуждала поморов ос ваивать npocTopbI Белого, Барен цева и Карского морей. Знание мор ского дела, течений, ветров, ледо вых условий, судостроения переда валось из поколения в поколение. Через Архангельск велась тор говля России с западноевропейски ми государствами и прежде всего с сопредельной Норвегией. Объек тивные условия диктовали необхо димость иметь в стране морское учебное заведение для подготовки грамотных судоводителей торгово гофлота. 23 марта 1781 года в Холмогорах была учреждена мореходная шко ла. Через пять лет она была ne– реведена в Архангельск. В октябре 1781 года первые 33 ученика сели за парты, чтобы постигать сложные морские науки. В школе учили российской грамо те и письму, арифметике, геомет рии, купеческой навигации, сфери ке, астрономии, круглой навигации, бухгалтерству на италианский об разец, кроме того, были обязатель ны четыре иностранных языка - голландский, английский, немец кий, французский. Эти науки долж- • ны были постичь почти неграмот ные мещанские дети и сироты. Оценивались знания весьма кате горично: "тупы", "посредственны", "понятливы". Постижение такого объёма дис циплин требовало огромных физи ческих и умственных затрат, потому в немалой степени успешности обу чения способствовало хорошее пи тание. Был заключён контракт. В числе его nYHKToB был и такой: "Содержать слушателей свежею и здоровой пищею. Производство пи щи должно быть не менее трёх раз в сутки и, не ограничивая количест ва на каждого слушателя, но так, чтобы все были сыты и довольны". С 1784 года учеников начинают направлять на купеческие суда. Уходящим в море выдавались спе циальные паспорта за подписью архангельского губернатора, cKpen– лённые гербовой печатью. Сохра нился любопытный документ, дати рованный сентябрём 1785 года: "Объявитель сего Архангельского наместничества Холмогорской мо реходной школы ученик Николай Патракеев отпущен от Архангель ского приказа общественного при зрения для примечания навигации в море на идущем от архангельско го купца Матфея Стукачева в ино странные государства корабле ...". Первое время поморы очень неохотно брали на свои суда мало возрастных (им было по 14 лет) практикантов. И тогда министер ство финансов приняло довольно жёсткое решение: "За отход из бе ломорских портов судна без воспи танников или же без свидетельств от преподавателей оных о том, что в заведении нет свободного для сего воспитанника, виновный в том судохозяин подвергается денеж ному в пользу курсов взысканию". Морские карты, компасы и дру гие навигационные инструменты выдавались только на те суда, на которых находились воспитанники шкиперских курсов. Сибиряков" с тяжёлым немецким крейсером "Адмирал Шеер" стар ший механик Бочурко, выполняя приказ капитана, открыл кингсто ны, и горящее, израненное судно с развевающимся флагом скрылось под водой. Бочурко повторил бес смертный подвиг двух матросов с эсминца "Стерегущий", которые во время Русско-японской войны, не желая отдавать врагу эсминец и Андреевский флаг, открыли кингсто ны и погибли вместе с кораблёМ. к концу XIX столетия выпускники мореходки полностью заменили на поморских судах иностранных штурманов и шкиперов, в результате торговый флот Севера обрёл определённую независимость. Тем самым была решена задача большой государственной важности Ученики, успешно справившиеся с обучением, награждались раз личными штурманскими принадлеж ностями, с которыми затем прихо дили на самостоятельную работу. Беречь традиции К концу XIX столетия выпускники мореходки полностью заменили на поморских судах иностранных штур манов и шкиперов, в результате торговый флот Севера обрёл оп ре делённую независимость. Тем са мым была решена задача большой государственной важности. В последующем курсанты учили ща успешно осваивали Арктику, Северный морской путь, Антаркти ду. Удивительную стойкость и само обладание в 1937-1938 годах про явил экипаж парохода "Смидович" во главе с капитаном Василием Глотовым, захваченный испански ми фашистами. Почти весь команд ный состав судна состоял из вы пускников училища. В суровые годы Великой Оте чественной войны многие выпуск ники с оружием в руках защищали Родину, проявляли массовый геро изм при плавании в составе север ных конвоев и опасных одиночных рейсах. Более двадцати из них ко мандовали боевыми кораблями и вспомогательными судами Север ного флота. Троим - Ивану Красно сельскому, Дмитрию Пономарёву и Архипу Шестакову - за проявленное личное мужество было присвоено звание Герой Советского Союза. В августе 1942 года в Карском море во время неравного боя ледо кольного парохода "Александр • А выпускнику Александру Холину, единственному из уроженцев Ар хангельской области, как начальни ку радиоузла 1-го Белорусского фронта довелось присутствовать в ночь с 8 на 9 мая 1945 года на под писании немцами Акта о безогово рочной капитуляции. Более того, через развёрнутую им радиостанцию было передано в Москву первое со общение о том, что капитуляция под писана немецким командованием. Совет Министров РСФСР своим Постановлением от 13 февраля 1980 года присвоил Архангельско му мореходному училищу имя вы дающегося ледового капитана Вла димира Воронина, окончившего училище в 1916 году. 18 марта 1981 года училище за большой вклад в подготовку вы сококвалифицированных специ алистов для торгового флота на граждено орденом Трудового Крас ного Знамени. А 23 марта 1981 года учреждение первым среди всех средних мор ских учебных заведений нашей страны отметило 200-летие со дня своего основания. Большинство современных вы пускников зарекомендовали себя авторитетными капитанами, штур манами и механиками судов, ко торые достойно представляют нашу Родину за рубежом, работают на руководящих должностях в Росмор флоте, Северном и Мурманском морских napoxoAcTBax, Архангель ском и Мурманском морских портах, на судостроительных и судоремонт ных заводах. Подlотовила Владлена КЛЮШИНА. • 12 марта 2021 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 15 марта День Ленинградской военно-морской базы. 15 марта 1919 года Морские силы Петрограда были преобразо ваны в Петроградскую морскую базу, ставшую впослед ствии Ленинградской военно-морской базой. В 1711 году Пётр 1 выдал грамоту кабардинским владельцам и всему народу в том, что Россия согласна принять их в своё подданство и защищать от внешних врагов. В 1941 году приказом НКО N!! 138 введены индиви дуальные медальоны для военнослужащих с nepra– ментными вкладышами, где указывались фамилия, имя, отчество, воинское звание, год и место рождения, адрес семьи. Введено положение о персональном учёте потерь и погребении личного состава РККА в военное время. В 1951 году сформирована Краснознамённая ордена Ушакова 111 степени 161-я бригада подводных лодок Се верного флота. В 1953 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Военное и Военно-морское министерства объединены в Министерство обороны СССР. 16 марта В 1945 году началась Венская наступательная опе рация войск 3-го и 2-го Украинских фронтов, одной из характерных черт которой было успешное использо вание речных десантов, высадка которых осуществля лась кораблями Дунайской военной флотилии под ко мандованием контр-адмирала Георгия Никитича Хо лостякова. 17 марта В 1921 году родился лётчик 118-й отдельной даль неразведывательной эскадрильи 7-й воздушной армии Карельского фронта Герой Советского Союза Алексей Васильевич Колесников. В 1922 году родился командир звена 119-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи 7-й воз душной армии Карельского фронта Герой Советского Союза Алексей Васильевич Анохин. Приказом командующего Северным флотом от 17 марта 1948 г. N!! 075 Дом Военно-морского флота в го роде Полярном переименован в Дом офицеров флота и передислоцирован в посёлок Ваенга. В 1951 году посёлок Ваенга переименован в город Североморск и Дом офицеров флота директивой начальника штаба СФ переименован в Североморский Дом офицеров флота. 1 мая 1954 года с постройкой нового здания Северо морский Дом офицеров флота передислоцирован с улицы Советской на улицу Сафонова, дом 1А. 18 марта В 1895 году родился советский военный деятель, начальник разведуправления РККА комкор Семён Петрович УрицкиЙ. 19 марта День моряка-подводника. В 1906 году издан указ им ператора Николая 11 о внесении изменений в класси фикацию судов военного флота, куда вошёл разряд подводных лодок. В 1809 году родился контр-адмирал Владимир Ива нович Истомин - участник Наваринского и Синопского сражений, блокады Дарданелл, один из руководителей обороны Севастополя в 1854-1855 гг. Возглавлял обо рону Малахова кургана. Погиб в сражении за Севасто поль 19 марта 1855 года. В 1945 году Дунайская военная флотилия начала боевые действия в районе Эстергона. 20 марта В 1918 году родился командир отделения 3-й стрел ковой роты 311-го стрелкового полка 65-й Новгородской Краснознамённой ордена Суворова 11 степени стрелко вой дивизии 14-й армии Карельского фронта Герой Со ветского Союза младший сержант Тимофей Петрович Васильев. В 1944 году войска 1-го Украинского фронта освобо дили от немцев город Винницу. В 1992 году утверждено положение о звании Герой Российской Федерации и описание медали "Золотая Звезда". Также установлены почётные звания "Лётчик космонавт РФ", "Заслуженный военный лётчик РФ" и "За служенный военный штурман РФ". В 1947 году газета Северного флота "Краснофлотец" переименована в "На страже Заполярья". 21 марта День работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства. В 1825 году родился контр-адмирал Александр Фё дорович Можайский, автор npoeKTa первого в мире са молёта. В 1891 году родился участник Первой мировой, Граж данской и Великой Отечественной войн Герой Совет ского Союза генерал армии Александр Васильевич Гор батов. Перед войной репрессирован, прошёл колым ские лагеря, затем возвращён в армию. О твёрдом ха рактере этого боевого генерала Сталин как-то сказал: "Да, таков Горбатов. Горбатова только могила испра вит". После войны был комендантом Берлина, коман довал Воздушно-десантными войсками, войсками При балтийского военного округа. В 1900 году согласно решению управляющего Морс ким министерством началось радиооснащение Рос сийского императорского флота. В 1904 году приказом командующего Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала Семёна Осиповича Макарова корабельным связистам поручено в обязательном по рядке записывать неприятельские депеши, определять направление на работающую радиостанцию, устанав ливать радиосвязь. В этот день в России родилась ра диоразведка. 1910 год - с поля Одесского ипподрома состоялся первый полёт Михаила Никифоровича Ефимова на аэроплане "Фар mah-IV" в при сутствии публи ки (100 тысяч человек), пер вый публичный полёт на терри тории Россий ской империи. После призем ления на Михаи ла Никифорови ча Ефимова был надет лавровый венок с надписью: "Первому русскому авиатору". После Октябрьской революции Ефимов проходил службу в авиации Черноморского флота. Захвачен в плен деникинцами и расстрелян в 1919 году. В 1929 году родился первый командир легендарного РПКСН "К-137" "Ленинец", командир 339-й отдельной бригады строящихся атомных подводных лодок Крас нознамённого Северного флота Герой Советского Со юза контр-адмирал Вадим Леонидович Березовский. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz