На страже Заполярья. 2021 год. Март.

7 стр. * на ~raжЕ запалIFы отчАянныIй ЛЁТЧИК КОЛЕСНИКОВ Этому воздушному разведчику Герою COBeTCKoro Союза 17 марта исполнилось бы 100 лет Рассказывая о своей профессии, вспоминая военные будни, лётчик 118-й отдельной дальнеразведывательной эскадрильи 7-й воздушной армии Карельского фронта Алек­ сей Васильевич Колесников говорил, что авиаразведчик должен обладать смелостью, хотя и не всегда за неё могут похвалить. Ведь в самом начале войны он оказался перед вы­ бором: нарушить приказ и сделать так, как подсказывало ему сердце, или пойти против себя, но не ослушаться командира. Он выб­ рал первый вариант. И едва не оказался под арестом, но в итоге получил благодарность. боялся сам пойти на штурм танковой колонны немцев. Вместо ареста лётчику объ­ явили благодарность и за­ числили в авиаразведку Карельского фронта. полётов. Тогда казалось, что в Карелии и всей Скан­ динавии уже не было угол­ ка, который бы он не сфото­ графировал. Всего за годы войны Алек­ сей Колесников совершил более 300 успешных бое­ вых вылетов на разведку и бомбардировку противни­ ка. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, орденом Отечественной войны 11 сте­ пени, орденом Красной Звезды и медалями. Алексей Колесников ро­ дился 17 марта 1921 года в селе Македоновка (ныне - Лутугинский район Луган­ ской области). С детства хо­ тел стать лётчиком, поэто­ му поступил в аэроклуб, где изучал азы авиации, летая на "кукурузниках". В 1938 го­ ду поступил в лётное учили­ ще, которое окончил в мае 1940-го. фронта из 80-го бомбар­ дировочного авиаполка, где для него началась Великая Отечественная война. Од­ нажды, когда его авиагруп­ па возвращалась на свой аэродром после бомбоме­ тания,Колесниковзаметил, как к линии фронта идёт колонна немецких танков. Отстал от группы и пошёл на штурм фашистов. Ну а когда вернулся, к нему в ярости подлетел командир полка со словами: "Как посмел нарушить приказ?!". Старший лейтенант Алек­ сей Колесников до середи­ ны ноября 1943 года совер­ шил 168 вылетов на развед­ ку позиций, аэродромов, полос обороны и других важных военных объектов противника. В 1942 году пилот-разведчик Колесни­ ков без прикрытия, несмот­ ря на сильное противодей­ ствие истребительной ави­ ации врага, раскрыл аэрод­ ромную сеть и базирования авиации противника на юж­ ном участке Карельского фронта. Несколько позже он трижды сфотографиро­ вал оборонительную поло­ су противника. все нервы в кулак и лететь. Потом, бывало, взлетел все­ го на 50 метров - и уже попал в сплошной "кисель" облаков ... Лупили по нам зенитки фашистов нещад­ но. С одного вылета привёз 180 пробоин в самолёте, несколько раз еле дотяги­ вал до своих на одном мо­ торе. А садиться на терри­ тории врага было смерти подобно. Ни один наш раз­ ведчик, совершивший такую вынужденную посадку, до­ мой живым не вернулся. Среди всех наград ока­ залась у него и ненастоя­ щая, но очень ценная для лётчика. В 80-е годы прош­ лого века на Алексея Ва­ сильевича напали и изби­ ли, когда он возвращался домой после одного из па­ мятных мероприятий, куда следовало прийти при пол­ ном параде. Когда очнулся, понял, что деньги, докумен­ ты, ключи на месте, а Золо­ той Звезды Героя на пид­ жаке нет. Узнавшие об этом знакомые похлопотали и из­ готовили копию награды. А наградной отдел облиспол­ кома направил ходатайство в Президиум Верховного Совета СССР о выдаче дуб­ ликата награды ввиду чрез­ вычайных обстоятельств. Ходатайство удовлетворили, дубликат прислали. - Нас тогда очень торопи­ ли, готовили на финскую кампанию, но она закончи­ лась. Поэтому попал на служ­ бу в боевой полк аж в Ар­ хангельск. Попал в хорошую группу со старыми и опыт­ ными лётчиками. А в августе 1941-го меня отправили на Карельский фронт. Первый боевой вылет произошёл 1 сентября, - рассказывал в многочисленных интер­ вью Алексей Васильевич. - Я старался летать в любую погоду и фотографировал военные аэродромы. У ме­ ня на бомбодержателях вместо бомб были уста­ новлены два фотоаппара­ та, которые вели съёмку с восьми тысяч метров. Делясь с журналистами воспоминаниями о войне, он часто говорил, как на Севере трудно летать из-за В феврале 1944 года Указом Президиума Вер­ ховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий и прояв­ ленные при этом мужество и героизм старшему лей­ тенанту Алексею Колесни­ кову присвоено звание Ге­ рой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Начинал летать Колес­ ников на самолёте СБ, а по­ том получил переоборудо­ ванный для разведки Пе-2. И всю войну прошёл на нём. Командир приказал Колес­ никова арестовать и не допускать к полётам. очень сложного рельефа местности, часто бывает непогода: Воздушных разведчиков к такому званию представ­ ляли за сотню успешных боевых вылетов. Когда чис­ ло вылетов Колесникова преодолело этот рубеж, его представили к награде. Но получил он её несколькими месяцами позже, когда на его счету было уже 160 После окончания войны Алексей Колесников про­ должил военную службу. В 1948 году окончил Высшие офицерские лётно-такти­ ческие курсы усовершенст­ вования офицерского сос­ тава. В 1960 году в звании подполковник он был уво­ лен в запас. Жил в Днепро­ петровске. Умер 15 апреля 2015 года. Интересна причина ne– рехода в разведыватель­ ную авиацию Карельского А в это время как раз начали создавать разве­ дывательную эскадрилью фронта. И кому-то "наверху" доложили, что, мол, есть такой отчаянный лётчик Ко­ лесников, который не no- - Разведчик должен под­ ниматься в воздух в любых погодных условиях. Поэтому важна техника пилотирова­ ния. И я тренировался днём, ночью, в облаках по при­ борам. Нужно было собрать Подlотовила Анна ВИХРОВА. КУЗНИЦА МОРСКИХ КАДРОВ Первое профессиональное учебное заведение в Арханrельской rубернии отметит юбилей 23 марта 1781 года указом императрицы Екатерины 11 в Холмогорах на родине великого русского учёного Михаила Ломоносова была учреждена мореходная школа. С этой даты ведёт отсчёт своей истории старейшее учебное заведение Архангельска - Арктический морской институт имени В. и. Воронина - филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала с.о. Макарова. Первые воспитанники Исторически сложилось так, что Архангельск был первым и до нача­ ла XVIII века оставался единствен­ ным морским портом России. Население северного края века­ ми занималось морским промыслом и рыболовством. Жизненная необ­ ходимость вынуждала поморов ос­ ваивать npocTopbI Белого, Барен­ цева и Карского морей. Знание мор­ ского дела, течений, ветров, ледо­ вых условий, судостроения переда­ валось из поколения в поколение. Через Архангельск велась тор­ говля России с западноевропейски­ ми государствами и прежде всего с сопредельной Норвегией. Объек­ тивные условия диктовали необхо­ димость иметь в стране морское учебное заведение для подготовки грамотных судоводителей торгово­ гофлота. 23 марта 1781 года в Холмогорах была учреждена мореходная шко­ ла. Через пять лет она была ne– реведена в Архангельск. В октябре 1781 года первые 33 ученика сели за парты, чтобы постигать сложные морские науки. В школе учили российской грамо­ те и письму, арифметике, геомет­ рии, купеческой навигации, сфери­ ке, астрономии, круглой навигации, бухгалтерству на италианский об­ разец, кроме того, были обязатель­ ны четыре иностранных языка - голландский, английский, немец­ кий, французский. Эти науки долж- • ны были постичь почти неграмот­ ные мещанские дети и сироты. Оценивались знания весьма кате­ горично: "тупы", "посредственны", "понятливы". Постижение такого объёма дис­ циплин требовало огромных физи­ ческих и умственных затрат, потому в немалой степени успешности обу­ чения способствовало хорошее пи­ тание. Был заключён контракт. В числе его nYHKToB был и такой: "Содержать слушателей свежею и здоровой пищею. Производство пи­ щи должно быть не менее трёх раз в сутки и, не ограничивая количест­ ва на каждого слушателя, но так, чтобы все были сыты и довольны". С 1784 года учеников начинают направлять на купеческие суда. Уходящим в море выдавались спе­ циальные паспорта за подписью архангельского губернатора, cKpen– лённые гербовой печатью. Сохра­ нился любопытный документ, дати­ рованный сентябрём 1785 года: "Объявитель сего Архангельского наместничества Холмогорской мо­ реходной школы ученик Николай Патракеев отпущен от Архангель­ ского приказа общественного при­ зрения для примечания навигации в море на идущем от архангельско­ го купца Матфея Стукачева в ино­ странные государства корабле ...". Первое время поморы очень неохотно брали на свои суда мало­ возрастных (им было по 14 лет) практикантов. И тогда министер­ ство финансов приняло довольно жёсткое решение: "За отход из бе­ ломорских портов судна без воспи­ танников или же без свидетельств от преподавателей оных о том, что в заведении нет свободного для сего воспитанника, виновный в том судохозяин подвергается денеж­ ному в пользу курсов взысканию". Морские карты, компасы и дру­ гие навигационные инструменты выдавались только на те суда, на которых находились воспитанники шкиперских курсов. Сибиряков" с тяжёлым немецким крейсером "Адмирал Шеер" стар­ ший механик Бочурко, выполняя приказ капитана, открыл кингсто­ ны, и горящее, израненное судно с развевающимся флагом скрылось под водой. Бочурко повторил бес­ смертный подвиг двух матросов с эсминца "Стерегущий", которые во время Русско-японской войны, не желая отдавать врагу эсминец и Андреевский флаг, открыли кингсто­ ны и погибли вместе с кораблёМ. к концу XIX столетия выпускники мореходки полностью заменили на поморских судах иностранных штурманов и шкиперов, в результате торговый флот Севера обрёл определённую независимость. Тем самым была решена задача большой государственной важности Ученики, успешно справившиеся с обучением, награждались раз­ личными штурманскими принадлеж­ ностями, с которыми затем прихо­ дили на самостоятельную работу. Беречь традиции К концу XIX столетия выпускники мореходки полностью заменили на поморских судах иностранных штур­ манов и шкиперов, в результате торговый флот Севера обрёл оп ре­ делённую независимость. Тем са­ мым была решена задача большой государственной важности. В последующем курсанты учили­ ща успешно осваивали Арктику, Северный морской путь, Антаркти­ ду. Удивительную стойкость и само­ обладание в 1937-1938 годах про­ явил экипаж парохода "Смидович" во главе с капитаном Василием Глотовым, захваченный испански­ ми фашистами. Почти весь команд­ ный состав судна состоял из вы­ пускников училища. В суровые годы Великой Оте­ чественной войны многие выпуск­ ники с оружием в руках защищали Родину, проявляли массовый геро­ изм при плавании в составе север­ ных конвоев и опасных одиночных рейсах. Более двадцати из них ко­ мандовали боевыми кораблями и вспомогательными судами Север­ ного флота. Троим - Ивану Красно­ сельскому, Дмитрию Пономарёву и Архипу Шестакову - за проявленное личное мужество было присвоено звание Герой Советского Союза. В августе 1942 года в Карском море во время неравного боя ледо­ кольного парохода "Александр • А выпускнику Александру Холину, единственному из уроженцев Ар­ хангельской области, как начальни­ ку радиоузла 1-го Белорусского фронта довелось присутствовать в ночь с 8 на 9 мая 1945 года на под­ писании немцами Акта о безогово­ рочной капитуляции. Более того, через развёрнутую им радиостанцию было передано в Москву первое со­ общение о том, что капитуляция под­ писана немецким командованием. Совет Министров РСФСР своим Постановлением от 13 февраля 1980 года присвоил Архангельско­ му мореходному училищу имя вы­ дающегося ледового капитана Вла­ димира Воронина, окончившего училище в 1916 году. 18 марта 1981 года училище за большой вклад в подготовку вы­ сококвалифицированных специ­ алистов для торгового флота на­ граждено орденом Трудового Крас­ ного Знамени. А 23 марта 1981 года учреждение первым среди всех средних мор­ ских учебных заведений нашей страны отметило 200-летие со дня своего основания. Большинство современных вы­ пускников зарекомендовали себя авторитетными капитанами, штур­ манами и механиками судов, ко­ торые достойно представляют нашу Родину за рубежом, работают на руководящих должностях в Росмор­ флоте, Северном и Мурманском морских napoxoAcTBax, Архангель­ ском и Мурманском морских портах, на судостроительных и судоремонт­ ных заводах. Подlотовила Владлена КЛЮШИНА. • 12 марта 2021 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 15 марта День Ленинградской военно-морской базы. 15 марта 1919 года Морские силы Петрограда были преобразо­ ваны в Петроградскую морскую базу, ставшую впослед­ ствии Ленинградской военно-морской базой. В 1711 году Пётр 1 выдал грамоту кабардинским владельцам и всему народу в том, что Россия согласна принять их в своё подданство и защищать от внешних врагов. В 1941 году приказом НКО N!! 138 введены индиви­ дуальные медальоны для военнослужащих с nepra– ментными вкладышами, где указывались фамилия, имя, отчество, воинское звание, год и место рождения, адрес семьи. Введено положение о персональном учёте потерь и погребении личного состава РККА в военное время. В 1951 году сформирована Краснознамённая ордена Ушакова 111 степени 161-я бригада подводных лодок Се­ верного флота. В 1953 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Военное и Военно-морское министерства объединены в Министерство обороны СССР. 16 марта В 1945 году началась Венская наступательная опе­ рация войск 3-го и 2-го Украинских фронтов, одной из характерных черт которой было успешное использо­ вание речных десантов, высадка которых осуществля­ лась кораблями Дунайской военной флотилии под ко­ мандованием контр-адмирала Георгия Никитича Хо­ лостякова. 17 марта В 1921 году родился лётчик 118-й отдельной даль­ неразведывательной эскадрильи 7-й воздушной армии Карельского фронта Герой Советского Союза Алексей Васильевич Колесников. В 1922 году родился командир звена 119-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи 7-й воз­ душной армии Карельского фронта Герой Советского Союза Алексей Васильевич Анохин. Приказом командующего Северным флотом от 17 марта 1948 г. N!! 075 Дом Военно-морского флота в го­ роде Полярном переименован в Дом офицеров флота и передислоцирован в посёлок Ваенга. В 1951 году посёлок Ваенга переименован в город Североморск и Дом офицеров флота директивой начальника штаба СФ переименован в Североморский Дом офицеров флота. 1 мая 1954 года с постройкой нового здания Северо­ морский Дом офицеров флота передислоцирован с улицы Советской на улицу Сафонова, дом 1А. 18 марта В 1895 году родился советский военный деятель, начальник разведуправления РККА комкор Семён Петрович УрицкиЙ. 19 марта День моряка-подводника. В 1906 году издан указ им­ ператора Николая 11 о внесении изменений в класси­ фикацию судов военного флота, куда вошёл разряд подводных лодок. В 1809 году родился контр-адмирал Владимир Ива­ нович Истомин - участник Наваринского и Синопского сражений, блокады Дарданелл, один из руководителей обороны Севастополя в 1854-1855 гг. Возглавлял обо­ рону Малахова кургана. Погиб в сражении за Севасто­ поль 19 марта 1855 года. В 1945 году Дунайская военная флотилия начала боевые действия в районе Эстергона. 20 марта В 1918 году родился командир отделения 3-й стрел­ ковой роты 311-го стрелкового полка 65-й Новгородской Краснознамённой ордена Суворова 11 степени стрелко­ вой дивизии 14-й армии Карельского фронта Герой Со­ ветского Союза младший сержант Тимофей Петрович Васильев. В 1944 году войска 1-го Украинского фронта освобо­ дили от немцев город Винницу. В 1992 году утверждено положение о звании Герой Российской Федерации и описание медали "Золотая Звезда". Также установлены почётные звания "Лётчик­ космонавт РФ", "Заслуженный военный лётчик РФ" и "За­ служенный военный штурман РФ". В 1947 году газета Северного флота "Краснофлотец" переименована в "На страже Заполярья". 21 марта День работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства. В 1825 году родился контр-адмирал Александр Фё­ дорович Можайский, автор npoeKTa первого в мире са­ молёта. В 1891 году родился участник Первой мировой, Граж­ данской и Великой Отечественной войн Герой Совет­ ского Союза генерал армии Александр Васильевич Гор­ батов. Перед войной репрессирован, прошёл колым­ ские лагеря, затем возвращён в армию. О твёрдом ха­ рактере этого боевого генерала Сталин как-то сказал: "Да, таков Горбатов. Горбатова только могила испра­ вит". После войны был комендантом Берлина, коман­ довал Воздушно-десантными войсками, войсками При­ балтийского военного округа. В 1900 году согласно решению управляющего Морс­ ким министерством началось радиооснащение Рос­ сийского императорского флота. В 1904 году приказом командующего Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала Семёна Осиповича Макарова корабельным связистам поручено в обязательном по­ рядке записывать неприятельские депеши, определять направление на работающую радиостанцию, устанав­ ливать радиосвязь. В этот день в России родилась ра­ диоразведка. 1910 год - с поля Одесского ипподрома состоялся первый полёт Михаила Никифоровича Ефимова на аэроплане "Фар­ mah-IV" в при­ сутствии публи­ ки (100 тысяч человек), пер­ вый публичный полёт на терри­ тории Россий­ ской империи. После призем­ ления на Михаи­ ла Никифорови­ ча Ефимова был надет лавровый венок с надписью: "Первому русскому авиатору". После Октябрьской революции Ефимов проходил службу в авиации Черноморского флота. Захвачен в плен деникинцами и расстрелян в 1919 году. В 1929 году родился первый командир легендарного РПКСН "К-137" "Ленинец", командир 339-й отдельной бригады строящихся атомных подводных лодок Крас­ нознамённого Северного флота Герой Советского Со­ юза контр-адмирал Вадим Леонидович Березовский. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz