На страже Заполярья. 2021 год. Июнь.
25 июня 2021 года * на стrаЖЕ заПDМIrьи .f1!П!I у бригады мор- ской пехоты Се верного флота богатая ис тория. "Ч~рные береты" всегда верны девизу "Там, где мы, там - победа!", по нимая свою ответствен ность и предъявляя к себе самые высокие требова ния. Особенно их желание выполнить свой воинский долг проявлялось, когда командование отказывало некоторым морпехам в от правке в Чечню. К примеру, матрос Евгений Кушаев трижды подавал рапорт с ходатайством о его от правке в южную рес публику. Однако коман ДВЕ ВОЙНЫ - ОДНО ГОРЕ На Северном флоте чтут память североморцев, погибших при выполнении воинского долга в ходе боевых действий доходили до третьего, но были вынуждены отступать перед многократно пре восходящими силами ду даевцев. Только за первые сутки десантно-штурмовая рота потеряла убитыми и ранеными тридцать пять человек. Однако морпехи продолжали удерживать занятые позиции и отби ваться от боевиков, пы тавшихся проникнуть в зда ние Совета министров со стороны Президентского дворца и реки Сунжи. служащих Северного флота. лу начальника береговых Двое числились пропавши- войск Северного флота ге- ми без вести. Во вторую не нерал-майора Александра стало ещ~ 16 морских пехо- Отраковского, который во тинцев. время третьей боевой ко- 82 имени бойцов, отдав- мандировки, вплоть до сво- ших свои жизни в ходе контр- ей смерти, бессменно коман- Во время первой кам пании погибли 64 военно- террористических опера- довал действиями объеди- ций, выбиты на памятном н~нной группировки мор- дир бригады каждый раз "заворачивал" его обращение. Причина отказа была в том, что Кушаев - отец троих де тей. Но матрос BC~ же добился своего и уехал в Чечню. Вот только в Спутник он уже не вер нулся ... В ходе первой че ченской кампании в Грозном вторая де сантно-штурмовая ро та получила боевую задачу - взять и удер живать комплекс зда ний Совета министров. 13 января 1995 года морские пехотинцы по шли на штурм. Они дважды врывались на первые этажи зданий, знаке, который был уста- ской пехоты всех флотов новлен в 1995 году в пос~л- России. Именно благодаря ке Спутник. его грамотному руководству Традиционно 26 июня потери среди "чёрных бе- здесь проходит построение ретов" были минимальны. личного состава бригады, Александр Отраковский открывается митинг памя- умер в возрасте 54 лет от раз- ти. Морские пехотинцы воз- рыва сердца ночью 6 марта лагают венки и цветы к мо- 2000 года на командном нументу. пункте батальона морской В Североморске в этот пехоты возле селения Ве- день ветераны чеченской дено. Посмертно ему было кампании и офицеры фло- присвоено звание Герой та возлагают цветы на моги- России. За мужество и героизм, проявленные в ходе вы полнения задач в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, почти две тысячи военно служащих отдельной Киркенесской Краснознамённой бригады морской nехоты Северного флота были награждены различными государственными награ дами. Звания Героя Российской Федерации удостоены 10 моряков-североморцев, из нихтрое - генерал-майор Александр Отраковский, лейтенант Юрий Курягин и сержант Владимир Таташвили - посмертно. ПодlOmовu-ла Анна ВИХРОВА. Фото из архива. НОВАТОР МЕТАЛЛИЧЕСКОГО САМОЛЁТОСТРОЕНИЯ Он был создателем бомбардировщика Пе-2 и многих других невероятных для того времени машин в следующем году исполнится 80 лет заключению сов местного договора между СССР и Великобританией о союзе в войне против нацистской Германии. Договор со стороны СССР подписал нарком иностранных дел Вячеслав Молотов, вояж которого в Англию в мае-июне 1942 года был сопряжён с большим риском для жизни. Полёт на высоте 1 О тысяч метров с высокопоставленным пассажиром на борту мог закончиться плачевно - немалая часть трассы проходила над оккупированной нацистами Европой. Доставил Молотова в Англию самолёт Пе-8 авиаконструктора Владимира Петлякова. 27 июня исполняется 130 лет со дня рождения этого выдающего ся создателя летательных аппа ратов - одного из основателей отечественного металлического самол~тостроения. Рекордсмена АНТ-4 восторженно встречали в Нью-Йорке, совершенством АНТ -20 восхищался Антуан де Сент-Экзю пери, легендарные "пешки" само отверженно приближали нашу Победу. Окончив восьмиклассное техни ческое училище в Таганроге, Вла димир Петляков мечтал поступить в Московское высшее техническое училище. В 1911 году, скопив 25 рублей, он направился в Москву и успешно сдал вступительные экза мены на механический факультет МВТУ, но в связи с материальными В этот же период Владимир Михайлович работал над диплом ным проектом по теме "Лёгкий одноместный спортивный моно план". Под руководством авиакон структора Андрея Туполева он раз работал исключительно л~гкую, прочную и простую В производстве конструкцию свободнонесущего крыла. Некоторые детали самол~ та предполагалось выполнить из дюралюминия. Дипломный проект был успешно защищ~н, и Владимир Петляков стал инженером-механи ком. Научный сотрудник ЦАГИ (та кова была должность молодого инженера) по поручению Андрея Туполева начинает работу в отделе опытного самол~тостроения. Ис пользуя свой производственный опыт, Петляков созда~т мастер- Летом 1945 года в газете "Правда" была помещена фотография пикирующего бомбардировщика Пе-2 с надписью "Оружие Победы" затруднениями вынужден был пре рвать уч~бу. Ему пришлось пора ботать сначала лаборантом на руд ничной спасательной станции, затем помощником машиниста Таган рогского железнодорожного депо, потом токарем на Брянском заводе и даже прорабом архитек турного бюро в Москве. Лишь после революции 1917 года Петляков по лучил возможность снова вернуть ся в Московское высшее техниче ское училище. В 1922-1923 годах предприни маются первые шаги к освоению цельнометаллического самол~то строения в нашей стране. В лабора ториях МВТУ, ЦАГИ и на заводах начались работы по созданию отечественного дюралюминия. В 1922 году Кольчугинский завод вы пустил первые образцы дюралюми ния. В 1920 - 1921 годах Владимир Петляков участвовал в создании и испытании глиссера, который по строили в ЦАГИ. ЭТО был первый отечественный глиссер с мотором мощностью 160 л. с. и водяным винтом. Он имел один основной редан и два подвижных плавника, которые служили кормовой опор ной поверхностью и давали воз можность на ходу менять угол ата ки. В ноябре 1921 года этот аппарат был спущен на воду. Испытывался он на Москве-реке, скорость его достигала 75 км/ч. • ские, внедряет новые технические при~мы. Владимир Михайлович занимал ся конструированием и одновре менно являлся организатором про изводства аэросаней, глиссеров, торпедных катеров, самол~тов и даже дирижаблей. Он активно участвовал в постройке дирижабля мягкой системы "Химик-Резинщик". Первый пол~т аппарата состоялся в июне 1926 года в Ленинграде, а в 1928 году на H~M был совершён перел~т из Ленин града в Москву. Разнообразная деятельность Петлякова, в том числе участие в аэросанных пробегах в качестве водителя в 1924,1926 и 1929 годах не мешала ему выполнять обшир ные научно-исследовательские работы. Почти 40 лет назад в День воздушного флота Владимир Ми хайлович опубликовал статью под названием "Шесть требований к авиационным конструкциям". Вы сказанные в ней мысли не поте ряли своей актуальности и в нас тоящее время. В течение ряда лет Петляков принимал непосредственное учас тие в создании конструкций, раз работанных Туполевым. С 1925 по 1936 год он возглавлял конструк торскую бригаду, занимавшуюся проектированием крыльев само лётов, начиная с одноместного АНТ-1 и заканчивая гигантом АНТ-20. Владимир Михайлович Петляков занимался запуском в серийное производство одного из крупней ших самол~тов середины двадца тых годов - тяж~лого бомбардиров щика ТБ-1. В дальнейшем на Петля кова было возложено усовершен ствование конструкций четырёхмо торного бомбардировщика ТБ-3, который использовался ещ~ и как самол~т-матка. В конце 1935 года этот "летающий аэродром" был поднят в воздух лётчиком-испыта телем ГК НИИ ВВС Петром Сте фановским. Опыт, приобретённый Владими ром Петляковым в работе над са мол~том ТБ-3, позволил ему в дальнейшем создать широко из вестную модификацию самолёта ТБ-7 (АНТ-42) - Пе-8. Первый пол~т на этом самол~те выполнил экипаж во главе с Ми хаилом Громовым. Он прошёл ус пешно. Лётчик-испытатель доло жил, что самол~тустойчив в пол~те и легко управляется. В 1941 году началось формиро вание полка тяжёлых бомбарди ровщиков, входившего в 81-ю авиа дивизию, а уже 12 августа 1941 года две эскадрильи самолётов ТБ-7 стартовали с аэродрома Пушкино близ Ленинграда для нанесения бомбового удара по военным объ ектам Берлина. Позже ТБ-7 получил марку Пе-8 • в память о CBO~M создателе Вла димире Михайловиче Петлякове. Но самым заслуженным боевым самол~том Петлякова стал само лёт Пе-2, разработанный на базе "100". Самол~т "100" создавался в необычных - тюремных - условиях. Петляков, арестованный в 1937 году, работал в так называемом спецтехотделе. На параде над Красной пло щадью в 1940 году летел второй эк земпляр самол~та. После парада было получено указание - из "сот ки"-истребителя сделать "сотку" - пикирующий бомбардировщик. Чер тежи новой модификации самол~та были изготовлены за два месяца. Так родился самолёт Пе-2. В начале 1941 года коллектив создателей самол~та Пе-2 получил денежную премию, а его руково дитель - Сталинскую премию 1 сте пени. Всего за период войны авиаци онными заводами было выпущено 11427 самол~тов марки Пе-2. Пикирующие бомбардировщики Пе-2 сражались от начала до конца войны. В конце апреля 1945 года группа этих самол~тов под коман дованием Михаила Воронкова и Александра Якобсона провели точечную бомбардировку взл~тно посадочной полосы В центре Бер лина, предназначенную для бег ства руководителей Третьего рейха, и полностью вывели её из строя. На самол~тах Пе-2 воевали лёт чицы 125-го гвардейского авиаци онного полка имени Марины Раско вой, которые начали свой боевой путь на Волге, а окончили в Вос точной Пруссии. Летом 1945 года в газете "Прав да" была помещена фотография пикирующего бомбардировщика Пе-2 с надписью "Оружие Победы". Часто именно упоминание о легендарной "пешке" возвращает имя Петлякова из прошлого. По злому року судьбы Владимир Петляков погиб в авиакатастрофе 12 января 1942 года, возвращаясь из Казани в Москву на самол~те Пе-2. На центральной аллее Арского кладбища в Казани стоит памятник лауреату Сталинской премии, кава леру двух орденов Ленина выдаю щемуся авиаконструктору Влади миру Михайловичу Петлякову. ПодlOmoви-л А-леf(.сандр ЯКОВЛЕВ. • КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 28 июня 7стр. В 1902 году родился советский уч~ный, инженер конструктор, кораблестроитель, начальник и главный конструктор специального конструкторского бюро NQ 143 (СКБ-143) Герой Социалистического Труда капитан 1 ранга Владимир Перегудов. В 1910 году родился Герой Советского Союза по литрук роты 325-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии 14-й армии Северного фронта Сергей Ва силисин. В 1919 году подписан Версальский мирный договор, завершивший Первую мировую войну. В 1934 году ледорез "Ф~дор Литке" во главе с Вла димиром Визе начал переход по Северному морскому пути из Владивостока в Мурманск, впервые в истории соверш~нный в ходе одной навигации. 29 июня Памятная дата России - День партизан и подполь щиков. День кораблестроителя. В 1849 году родился Сергей Витте - выдающийся государственный деятель, министр финансов. Вместе со специалистами морского дела отметил Екатери нинскую гавань как место постройки нового города - Александровска. В 1906 году родился дважды Герой Советского Союза генерал армии Иван Черняховский. В годы Великой Отечественной войны командовал танковой дивизией, армией, командующий войсками Западного, а затем 3-го Белорусского фронтов. 30 июня В 1941 году совместным Постановлением Прези диума Верховного Совета СССР, Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) в СССР образован Государственный Комитет Обороны во главе с Иосифом Сталиным. В 1971 году при приземлении погиб экипаж косми ческого корабля "Союз-11" в составе Георгия Добро вольского, Виктора Пацаева, Владислава Волкова. Тра гедия произошла из-за разгерметизации спускаемого аппарата. 1 июля В 1866 году на воду спущена первая в России под водная лодка с механическим двигателем, построенная по проекту Ивана Александровского. В 1911 году родился Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Сергей Соколов, с 1984 по 1987 год - министр обороны СССР. В 1934 году образовано Кольское соединение ПВО. Сформирован 58-й отдельный зенитный артилле рийский дивизион ПВО СФ с местом базирования в Мурманске. В 1960 году советский истребитель МиГ-19 174-го гвардейского Краснознам~нного Печенгского истре бительного авиационного полка имени Бориса Сафо нова, который пилотировал капитан Василий Поляков, сбил американский самол~т-разведчик RB-47 над Баренцевым морем. В 1968 году в Москве подписан Договор между СССр, США и Англией о нераспространении ядерного оружия, к которому в дальнейшем присоединилось более 100 государств. В 1977 году командующим Северным флотом на значен вице-адмирал Владимир Чернавин. В 1982 году образована Краснознам~нная Кольская флотилия разнородных сил Северного флота. В 1998 году в России восстановлен орден Святого апостола Андрея Первозванного. 2 июля В 1556 году в царствование Ивана Грозного ликвиди ровано Астраханское ханство, и Астрахань присоеди нена к русскому государству. В 1788 году с вторжением в русскую Финляндию 38-тысячного шведского войска под командованием короля Густава 111 началась Русско-шведская война 1788- 1790 ГГ., в ходе которой шведы стремились вернуть территории, отошедшие России по прежним договорам. В 1916 году официально приказом по морскому ведомству было объявлено о сформировании флотилии Северного Ледовитого океана. В 1933 году для судоходства открыт Беломорско Балтийский канал, по которому началась проводка ко раблей с Балтийского на Белое море для Формирую щейся Северной военной флотилии. 1936 год - начало первой экспедиции военных ко раблей - эскадренных миноносцев "Войков" и "Сталин" по Северному морскому пути. В 1938 году установлен международный рекорд дальности полёта на гидросамолёте МП-1 конструкции Дмитрия Григоровича - 2416 км. Беспосадочный перелёт из Севастополя в Архангельск совершил экипаж в составе Полины Осипенко, Марины Расковой, Веры Ломако. 3 июля В 1923 году родился командующий авиацией ВМФ с 1982 по 1988 год заслуженный военный лётчик СССР Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Георгий Кузнецов. В 1930 году родился заместитель начальника электромеханической службы по спецэнергоустановкам 3-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота, участник самого дальнего в истории ВМФ подводного перехода Герой Советского Союза капитан 2 ранга-инженер Иван Морозов. В 1981 году атомным ракетным подводным крейсе ром стратегического назначения проекта 667Б "Мурена" Северного флота К-447 "Кисловодск" под командова нием капитана 1 ранга Леонида Куверского впервые произведена стрельба баллистическими ракетами после всплытия с проламыванием льда. 4 июля В 1958 году был поднят Военно-морской флаг на первой советской атомной подводной лодке К-3 "Ленин ский КОМСОМОЛ". В 1979 году родился морской пехотинец Северного флота Герой Российской Федерации сержант Владимир Таташвили. Геройски погиб 31 декабря 1999 года, за щищая от боевиков позиции на важной в оперативном отношении высоте. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz