На страже Заполярья. 2021 год. Июнь.

25 июня 2021 года * на стrаЖЕ заПDМIrьи .f1!П!I у бригады мор- ской пехоты Се­ верного флота богатая ис­ тория. "Ч~рные береты" всегда верны девизу "Там, где мы, там - победа!", по­ нимая свою ответствен­ ность и предъявляя к себе самые высокие требова­ ния. Особенно их желание выполнить свой воинский долг проявлялось, когда командование отказывало некоторым морпехам в от­ правке в Чечню. К примеру, матрос Евгений Кушаев трижды подавал рапорт с ходатайством о его от­ правке в южную рес­ публику. Однако коман­ ДВЕ ВОЙНЫ - ОДНО ГОРЕ На Северном флоте чтут память североморцев, погибших при выполнении воинского долга в ходе боевых действий доходили до третьего, но были вынуждены отступать перед многократно пре­ восходящими силами ду­ даевцев. Только за первые сутки десантно-штурмовая рота потеряла убитыми и ранеными тридцать пять человек. Однако морпехи продолжали удерживать занятые позиции и отби­ ваться от боевиков, пы­ тавшихся проникнуть в зда­ ние Совета министров со стороны Президентского дворца и реки Сунжи. служащих Северного флота. лу начальника береговых Двое числились пропавши- войск Северного флота ге- ми без вести. Во вторую не нерал-майора Александра стало ещ~ 16 морских пехо- Отраковского, который во тинцев. время третьей боевой ко- 82 имени бойцов, отдав- мандировки, вплоть до сво- ших свои жизни в ходе контр- ей смерти, бессменно коман- Во время первой кам­ пании погибли 64 военно- террористических опера- довал действиями объеди- ций, выбиты на памятном н~нной группировки мор- дир бригады каждый раз "заворачивал" его обращение. Причина отказа была в том, что Кушаев - отец троих де­ тей. Но матрос BC~ же добился своего и уехал в Чечню. Вот только в Спутник он уже не вер­ нулся ... В ходе первой че­ ченской кампании в Грозном вторая де­ сантно-штурмовая ро­ та получила боевую задачу - взять и удер­ живать комплекс зда­ ний Совета министров. 13 января 1995 года морские пехотинцы по­ шли на штурм. Они дважды врывались на первые этажи зданий, знаке, который был уста- ской пехоты всех флотов новлен в 1995 году в пос~л- России. Именно благодаря ке Спутник. его грамотному руководству Традиционно 26 июня потери среди "чёрных бе- здесь проходит построение ретов" были минимальны. личного состава бригады, Александр Отраковский открывается митинг памя- умер в возрасте 54 лет от раз- ти. Морские пехотинцы воз- рыва сердца ночью 6 марта лагают венки и цветы к мо- 2000 года на командном нументу. пункте батальона морской В Североморске в этот пехоты возле селения Ве- день ветераны чеченской дено. Посмертно ему было кампании и офицеры фло- присвоено звание Герой та возлагают цветы на моги- России. За мужество и героизм, проявленные в ходе вы­ полнения задач в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, почти две тысячи военно­ служащих отдельной Киркенесской Краснознамённой бригады морской nехоты Северного флота были награждены различными государственными награ­ дами. Звания Героя Российской Федерации удостоены 10 моряков-североморцев, из нихтрое - генерал-майор Александр Отраковский, лейтенант Юрий Курягин и сержант Владимир Таташвили - посмертно. ПодlOmовu-ла Анна ВИХРОВА. Фото из архива. НОВАТОР МЕТАЛЛИЧЕСКОГО САМОЛЁТОСТРОЕНИЯ Он был создателем бомбардировщика Пе-2 и многих других невероятных для того времени машин в следующем году исполнится 80 лет заключению сов­ местного договора между СССР и Великобританией о союзе в войне против нацистской Германии. Договор со стороны СССР подписал нарком иностранных дел Вячеслав Молотов, вояж которого в Англию в мае-июне 1942 года был сопряжён с большим риском для жизни. Полёт на высоте 1 О тысяч метров с высокопоставленным пассажиром на борту мог закончиться плачевно - немалая часть трассы проходила над оккупированной нацистами Европой. Доставил Молотова в Англию самолёт Пе-8 авиаконструктора Владимира Петлякова. 27 июня исполняется 130 лет со дня рождения этого выдающего­ ся создателя летательных аппа­ ратов - одного из основателей отечественного металлического самол~тостроения. Рекордсмена АНТ-4 восторженно встречали в Нью-Йорке, совершенством АНТ -20 восхищался Антуан де Сент-Экзю­ пери, легендарные "пешки" само­ отверженно приближали нашу Победу. Окончив восьмиклассное техни­ ческое училище в Таганроге, Вла­ димир Петляков мечтал поступить в Московское высшее техническое училище. В 1911 году, скопив 25 рублей, он направился в Москву и успешно сдал вступительные экза­ мены на механический факультет МВТУ, но в связи с материальными В этот же период Владимир Михайлович работал над диплом­ ным проектом по теме "Лёгкий одноместный спортивный моно­ план". Под руководством авиакон­ структора Андрея Туполева он раз­ работал исключительно л~гкую, прочную и простую В производстве конструкцию свободнонесущего крыла. Некоторые детали самол~­ та предполагалось выполнить из дюралюминия. Дипломный проект был успешно защищ~н, и Владимир Петляков стал инженером-механи­ ком. Научный сотрудник ЦАГИ (та­ кова была должность молодого инженера) по поручению Андрея Туполева начинает работу в отделе опытного самол~тостроения. Ис­ пользуя свой производственный опыт, Петляков созда~т мастер- Летом 1945 года в газете "Правда" была помещена фотография пикирующего бомбардировщика Пе-2 с надписью "Оружие Победы" затруднениями вынужден был пре­ рвать уч~бу. Ему пришлось пора­ ботать сначала лаборантом на руд­ ничной спасательной станции, затем помощником машиниста Таган рогского железнодорожного депо, потом токарем на Брянском заводе и даже прорабом архитек­ турного бюро в Москве. Лишь после революции 1917 года Петляков по­ лучил возможность снова вернуть­ ся в Московское высшее техниче­ ское училище. В 1922-1923 годах предприни­ маются первые шаги к освоению цельнометаллического самол~то­ строения в нашей стране. В лабора­ ториях МВТУ, ЦАГИ и на заводах начались работы по созданию отечественного дюралюминия. В 1922 году Кольчугинский завод вы­ пустил первые образцы дюралюми­ ния. В 1920 - 1921 годах Владимир Петляков участвовал в создании и испытании глиссера, который по­ строили в ЦАГИ. ЭТО был первый отечественный глиссер с мотором мощностью 160 л. с. и водяным винтом. Он имел один основной редан и два подвижных плавника, которые служили кормовой опор­ ной поверхностью и давали воз­ можность на ходу менять угол ата­ ки. В ноябре 1921 года этот аппарат был спущен на воду. Испытывался он на Москве-реке, скорость его достигала 75 км/ч. • ские, внедряет новые технические при~мы. Владимир Михайлович занимал­ ся конструированием и одновре­ менно являлся организатором про­ изводства аэросаней, глиссеров, торпедных катеров, самол~тов и даже дирижаблей. Он активно участвовал в постройке дирижабля мягкой системы "Химик-Резинщик". Первый пол~т аппарата состоялся в июне 1926 года в Ленинграде, а в 1928 году на H~M был совершён перел~т из Ленин града в Москву. Разнообразная деятельность Петлякова, в том числе участие в аэросанных пробегах в качестве водителя в 1924,1926 и 1929 годах не мешала ему выполнять обшир­ ные научно-исследовательские работы. Почти 40 лет назад в День воздушного флота Владимир Ми­ хайлович опубликовал статью под названием "Шесть требований к авиационным конструкциям". Вы­ сказанные в ней мысли не поте­ ряли своей актуальности и в нас­ тоящее время. В течение ряда лет Петляков принимал непосредственное учас­ тие в создании конструкций, раз­ работанных Туполевым. С 1925 по 1936 год он возглавлял конструк­ торскую бригаду, занимавшуюся проектированием крыльев само­ лётов, начиная с одноместного АНТ-1 и заканчивая гигантом АНТ-20. Владимир Михайлович Петляков занимался запуском в серийное производство одного из крупней­ ших самол~тов середины двадца­ тых годов - тяж~лого бомбардиров­ щика ТБ-1. В дальнейшем на Петля­ кова было возложено усовершен­ ствование конструкций четырёхмо­ торного бомбардировщика ТБ-3, который использовался ещ~ и как самол~т-матка. В конце 1935 года этот "летающий аэродром" был поднят в воздух лётчиком-испыта­ телем ГК НИИ ВВС Петром Сте­ фановским. Опыт, приобретённый Владими­ ром Петляковым в работе над са­ мол~том ТБ-3, позволил ему в дальнейшем создать широко из­ вестную модификацию самолёта ТБ-7 (АНТ-42) - Пе-8. Первый пол~т на этом самол~те выполнил экипаж во главе с Ми­ хаилом Громовым. Он прошёл ус­ пешно. Лётчик-испытатель доло­ жил, что самол~тустойчив в пол~те и легко управляется. В 1941 году началось формиро­ вание полка тяжёлых бомбарди­ ровщиков, входившего в 81-ю авиа­ дивизию, а уже 12 августа 1941 года две эскадрильи самолётов ТБ-7 стартовали с аэродрома Пушкино близ Ленинграда для нанесения бомбового удара по военным объ­ ектам Берлина. Позже ТБ-7 получил марку Пе-8 • в память о CBO~M создателе Вла­ димире Михайловиче Петлякове. Но самым заслуженным боевым самол~том Петлякова стал само­ лёт Пе-2, разработанный на базе "100". Самол~т "100" создавался в необычных - тюремных - условиях. Петляков, арестованный в 1937 году, работал в так называемом спецтехотделе. На параде над Красной пло­ щадью в 1940 году летел второй эк­ земпляр самол~та. После парада было получено указание - из "сот­ ки"-истребителя сделать "сотку" - пикирующий бомбардировщик. Чер­ тежи новой модификации самол~та были изготовлены за два месяца. Так родился самолёт Пе-2. В начале 1941 года коллектив создателей самол~та Пе-2 получил денежную премию, а его руково­ дитель - Сталинскую премию 1 сте­ пени. Всего за период войны авиаци­ онными заводами было выпущено 11427 самол~тов марки Пе-2. Пикирующие бомбардировщики Пе-2 сражались от начала до конца войны. В конце апреля 1945 года группа этих самол~тов под коман­ дованием Михаила Воронкова и Александра Якобсона провели точечную бомбардировку взл~тно­ посадочной полосы В центре Бер­ лина, предназначенную для бег­ ства руководителей Третьего рейха, и полностью вывели её из строя. На самол~тах Пе-2 воевали лёт­ чицы 125-го гвардейского авиаци­ онного полка имени Марины Раско­ вой, которые начали свой боевой путь на Волге, а окончили в Вос­ точной Пруссии. Летом 1945 года в газете "Прав­ да" была помещена фотография пикирующего бомбардировщика Пе-2 с надписью "Оружие Победы". Часто именно упоминание о легендарной "пешке" возвращает имя Петлякова из прошлого. По злому року судьбы Владимир Петляков погиб в авиакатастрофе 12 января 1942 года, возвращаясь из Казани в Москву на самол~те Пе-2. На центральной аллее Арского кладбища в Казани стоит памятник лауреату Сталинской премии, кава­ леру двух орденов Ленина выдаю­ щемуся авиаконструктору Влади­ миру Михайловичу Петлякову. ПодlOmoви-л А-леf(.сандр ЯКОВЛЕВ. • КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 28 июня 7стр. В 1902 году родился советский уч~ный, инженер­ конструктор, кораблестроитель, начальник и главный конструктор специального конструкторского бюро NQ 143 (СКБ-143) Герой Социалистического Труда капитан 1 ранга Владимир Перегудов. В 1910 году родился Герой Советского Союза по­ литрук роты 325-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии 14-й армии Северного фронта Сергей Ва­ силисин. В 1919 году подписан Версальский мирный договор, завершивший Первую мировую войну. В 1934 году ледорез "Ф~дор Литке" во главе с Вла­ димиром Визе начал переход по Северному морскому пути из Владивостока в Мурманск, впервые в истории соверш~нный в ходе одной навигации. 29 июня Памятная дата России - День партизан и подполь­ щиков. День кораблестроителя. В 1849 году родился Сергей Витте - выдающийся государственный деятель, министр финансов. Вместе со специалистами морского дела отметил Екатери­ нинскую гавань как место постройки нового города - Александровска. В 1906 году родился дважды Герой Советского Союза генерал армии Иван Черняховский. В годы Великой Отечественной войны командовал танковой дивизией, армией, командующий войсками Западного, а затем 3-го Белорусского фронтов. 30 июня В 1941 году совместным Постановлением Прези­ диума Верховного Совета СССР, Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) в СССР образован Государственный Комитет Обороны во главе с Иосифом Сталиным. В 1971 году при приземлении погиб экипаж косми­ ческого корабля "Союз-11" в составе Георгия Добро­ вольского, Виктора Пацаева, Владислава Волкова. Тра­ гедия произошла из-за разгерметизации спускаемого аппарата. 1 июля В 1866 году на воду спущена первая в России под­ водная лодка с механическим двигателем, построенная по проекту Ивана Александровского. В 1911 году родился Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Сергей Соколов, с 1984 по 1987 год - министр обороны СССР. В 1934 году образовано Кольское соединение ПВО. Сформирован 58-й отдельный зенитный артилле­ рийский дивизион ПВО СФ с местом базирования в Мурманске. В 1960 году советский истребитель МиГ-19 174-го гвардейского Краснознам~нного Печенгского истре­ бительного авиационного полка имени Бориса Сафо­ нова, который пилотировал капитан Василий Поляков, сбил американский самол~т-разведчик RB-47 над Баренцевым морем. В 1968 году в Москве подписан Договор между СССр, США и Англией о нераспространении ядерного оружия, к которому в дальнейшем присоединилось более 100 государств. В 1977 году командующим Северным флотом на­ значен вице-адмирал Владимир Чернавин. В 1982 году образована Краснознам~нная Кольская флотилия разнородных сил Северного флота. В 1998 году в России восстановлен орден Святого апостола Андрея Первозванного. 2 июля В 1556 году в царствование Ивана Грозного ликвиди­ ровано Астраханское ханство, и Астрахань присоеди­ нена к русскому государству. В 1788 году с вторжением в русскую Финляндию 38-тысячного шведского войска под командованием короля Густава 111 началась Русско-шведская война 1788- 1790 ГГ., в ходе которой шведы стремились вернуть территории, отошедшие России по прежним договорам. В 1916 году официально приказом по морскому ведомству было объявлено о сформировании флотилии Северного Ледовитого океана. В 1933 году для судоходства открыт Беломорско­ Балтийский канал, по которому началась проводка ко­ раблей с Балтийского на Белое море для Формирую­ щейся Северной военной флотилии. 1936 год - начало первой экспедиции военных ко­ раблей - эскадренных миноносцев "Войков" и "Сталин" по Северному морскому пути. В 1938 году установлен международный рекорд дальности полёта на гидросамолёте МП-1 конструкции Дмитрия Григоровича - 2416 км. Беспосадочный перелёт из Севастополя в Архангельск совершил экипаж в составе Полины Осипенко, Марины Расковой, Веры Ломако. 3 июля В 1923 году родился командующий авиацией ВМФ с 1982 по 1988 год заслуженный военный лётчик СССР Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Георгий Кузнецов. В 1930 году родился заместитель начальника электромеханической службы по спецэнергоустановкам 3-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота, участник самого дальнего в истории ВМФ подводного перехода Герой Советского Союза капитан 2 ранга-инженер Иван Морозов. В 1981 году атомным ракетным подводным крейсе­ ром стратегического назначения проекта 667Б "Мурена" Северного флота К-447 "Кисловодск" под командова­ нием капитана 1 ранга Леонида Куверского впервые произведена стрельба баллистическими ракетами после всплытия с проламыванием льда. 4 июля В 1958 году был поднят Военно-морской флаг на первой советской атомной подводной лодке К-3 "Ленин­ ский КОМСОМОЛ". В 1979 году родился морской пехотинец Северного флота Герой Российской Федерации сержант Владимир Таташвили. Геройски погиб 31 декабря 1999 года, за­ щищая от боевиков позиции на важной в оперативном отношении высоте. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz