На страже Заполярья. 2021 год. Июнь.
18 июня 2021 года * на стrажЕ 3аПОШLl ЭХО ВОЙНЬI - в ТЕЛЕФОН И В МУЗЕЙ Участники экспедиции Северного флота и Русского географического общества сохраняют историю и несут её в массы • GJ lj Научно-исследователь- ские экспедиции уже по бывали в Алакуртти, на хребте Мус та-Тунтури. В прошлом году иссле дователи отправились в Лиинаха мари, чтобы потом рассказать о во енно-исторической значимости этого порта и его окрестностей. товом, который находится на другой стороне залива. Десант советских воинов, высадившийся в порту, со ставил более шестисот человек. можно, а вот взять что-то получится только при наличии спецсредств. К примеру, одна из главных на ходок прошлого года - французская Романов мы обнаружили танковую башню "Сомуа" С-35. И были увере ны, что без особых трудностей по грузим её на катер. Но даже по Главной задачей экспедиции ста- После того штурма 14 бойцов стали Героями Советского Союза. Так что ещё с 40-х годов прошлого столетия Лиинахамари хранит не только память о событиях тех лет, пушка образца 1897 года, которая ещё в Первую ми ровую использовалась. Немцы взяли её как трофей, водрузили на лафет, и она стреляла по кораблям, ка терам, по всему, что двига лось по Печенгскому зали ву. Она лежала там с 1945 года. И только прошлым ле том участники экспедиции её забрали, а раньше та кой возможности просто не было. - Для эвакуации пушки использовались две стальные тру бы. Пятнадцать человек с их помо щью вручную перекатили орудие на берег полуострова, откуда по пол ной воде её погрузили на десант ный катер, - вспоминает руководи тель экспедиции. большой воде к берегу было не по дойти из-за большого количества камней. Наступил момент пусть не отчаяния, но смятения. И тут на по мощь пришли водолазы. Они сбро сили нашу находку в воду. Потом с помощью судоподъёмных меха низмов подняли на свой катер. ло исследование мест боёв в Запо лярье - Печенгского залива, порта Лиинахамари, осмотр оборони тельных сооружений, приведение в порядок воинских захоронений и мемориалов на побережье. но и вполне материальные свиде тельства боёв. И до сих пор отго лоски войны встречаются там едва ли не на каждом шагу. Интересно, что даже при столь тщательной подготовке случаются сюрпризы - как приятные, так и не очень. Исследователи после изу чения отчёта об организации обо роны немцев, который находился в Музее Северного флота, были уве рены, что где-то на берегу непо далёку от бухты Аарес-вуоно нахо дится укрытие с установленной в нём чешской противотанковой каземат ной пушкой образца 1936 года. Бы ло решено силами 1 О - 12 человек перекатить орудие к воде. Но оказа- Многие экспонаты уже отрестав рированы и недавно были отправ лены в Москву. Но совсем скоро они должны вернуться на Север, где по падут в фонды Музея Северного флота. При этом многие объекты так и остаются на местах боёв, потому что их транспортировать невозможно. Но исследователи уверены, что это и ни к чему. - Тем, кто всерьёз увлекается этим вопросом, все "тропинки" и объекты давно известны. Раньше главной проблемой было отсутст- - В 2019 году, когда мы неделю работапи на перешейке Средний - Рыбачий, думали в конце "захва тить" Лиинахамари. Но поняли, что не укладываемся в сроки. Там каж дый объект достоин отдельной экс педиции. В Лиинахамари можно хоть всё лето провести, занимаясь поиском и восстановлением воен но-исторических объектов, - расска зал руководитель экспедиции на чальник отделения службы ракет но-артиллерийского вооружения подполковник Дмитрий Дулич. Мвоше экспонаты уже отреставрированы и недавно были отправлены в Москву. Но совсем скоро они ДOJDКНы вернуться на Север, где попадут в фонды Музея Се верного флота - Всё активнее развивается во енно-патриотический туризм, и сей час в планах установка меток с QR– кодами, по которым с помощью смартфона можно получить краткую информацию об объекте, - объяснил подполковник Дмитрий Дулич. - Не мало людей бывает на местах сра жений, смотрят на различные по стройки времён войны, оставшиеся артефакты, и не понимают, что это. А QR-код будет переадресовывать на специальный интернет-ресурс, где можно получить нужную информа цию. Ведь сохранять историю сегод ня проще, идя в ногу со временем, используя современные технологии. вие сведений, теперь же информа ции слишком много, и важно её правильно обработать, структури ровать. Поэтому осень, зима и вес на - период подготовки, работы с документами, архивами, анедолгое северное лето - время непосредст венной экспедиции, - объяснил Дмитрий Дулич. - Но и одних знаний недостаточно. Доехать-то до места лось, что оно находится не у берега, а за постом наблюдения на горе. Действительно, территория эта нуждается в тщательном обследо вании. Операция по освобождению Лиинахамари началась с внезап ной атаки позиций фашистских еге рей нашими разведчиками. Они штурмовали крепость на мысе Крес- - Это более чем в двух кило метрах от катера. Когда мы поняли, что с находкой можно только "об няться", что никто её никуда ута щить не сможет, пошли назад. И на берегу нашли точно такую же проти вотанковую пушку, - вспоминает Дмитрий Дулич. - На полуострове РЕАКТИВНАЯ ЛЕТАЮЩАЯ ЛОДКА 20 июня исполняется 65 лет со дня первого полёта гидроплана Бе-l0 После того как в средине 50-х годов прошлого столетия при испы таниях был разбит первый отечественный реактивный гидросамолёт Р-1, командующий авиацией ВМФ генерал-полковник Евгений Пре ображенский выступил с инициативой о создании нового гидроса молёта. Предложение поддержал Главком ВМФ Николай Кузнецов. Дело было поручено та ганрогскому ОКБ-49, воз главляемому Георгием Бе риевым. Вскоре на свет по явился проект нового реак тивного гидросамолёта под названием Бе-10. Эта ма шина предназначалась для ведения разведки в инте ресах Военно-морского фло та, нанесения бомбовых и торпедных ударов по бере говым объектам и кораблям противника, минных поста новок и многого другого. объёмы фюзеляжа были разделены перебарками с герметичными дверями на девять отсеков. Обеспечи валась плавучесть само лёта при повреждении и заполнении водой двух от секов. Носовой и кормовой отсеки предназначались для размещения экипажа и выполнялись герметичными. там, крейсерская скорость Бе-10 равнялась 800 км/ч, максимальная (на высоте 5000 м) должна была до стигать 91 О км/ч. Практи ческий потолок - 12 км. Мак симальная дальность по лёта - 2900 км. Заводские испытания нового гидроплана старто вали 20 декабря 1955 года. Однако при включении дви гателей были выявлены первые проблемы конст- года опытный 6е-10 вы полнил 76 полётов общей продолжительностью бо лее 83 часов. По результатам государ- Анна ВИХРОВА. Фото из архива АмитРия АУАИЧА. лет 6е-1 О был единствен ным реактивным гидроса молётом в составе авиации Военно-морского флота СССР. Несмотря на это, ко мандование флота вскоре разочаровалось в нём. Са молёт имел недостаточную мощность двигателей, его конструкция была подвер жена коррозии, а море ходные характеристики серьёзно сказы вались на гибкости применения. По этому с 1964 года командо вание морской авиации вы ступало с предложением прекратить эксплуатацию имеющихся 6е-10. Со вре менем флот фактически от казался от этой техники, и самолёты простаивали на берегу. Только в 1968 году Главком ВМФ Адмирал Фло- Требования командова ния ВМФ к Бе-10 были очень высоки: максимальная ско рость - 950-1000 км/ч, даль ность полёта - не менее 3000 км, практический по толок - не менее 12-14 км. Взлёт и посадку требова лось осуществлять при вет ре до 20 м/с и волне высо той до 1,5 м. Первый прото тип летающей лодки Бе-10 должен был выйти на испы тания в ноябре 1955 года. Бе-1 О комплектовался двумя турбореактивными двигателями АМ-7 тягой по 7350 кг, которые оснаща лись турбостартёрами. В составе топливной системы имелось 16 непротектиро ванных мягких крыльевых баков. По мере выработки топлива баки заполнялись нейтральным газом. Бе-lО предназначалея для ведения разведки в интересах Военно морского флота, нанесения бомбовых и торпедных ударов по береговым объектам и кораблям противника, минных постановок и многого другого Несмотря на ряд весьма серьёзных проблем, пер вый образец гидросамолё та Бе-1 О был построен в оговоренный срок - в октяб ре 1955 года. Появилась возможность начать испы тания. В середине ноября Бе-10 в частично разобран ном виде погрузили в спе циальный док и доставили в Геленджик. 20 декабря начались первые завод ские испытания. Самолёт Бе-1 О был цель нометаллическим с высоко расположенным стрело видным крылом размахом 28,6 м, площадью 130 кв. м и стреловидностью 350. Крыло было выполнено по схеме "чайка". Гидроплан имел фюзеляж-лодку дли ной 31,45 м. Нижняя часть фюзеляжа изготавливалась на основе 77 шпангоутов, соединённых стрингерами и обшивкой. Внутренние • Полезная нагрузка са молёта составляла 1500 кг. В перегруз он брал на борт до 3300 кг бомб, торпед или мин. Бе-10 мог перевозить и применять до 20 авиабомб весом 100 кг, до двух бомб БРАБ-1500, две или три торпеды РАТ-52 или столь ко же мин АМД-2М, либо до четырёх мин ЧМД-500М. Новый образец получал ся значительно крупнее и тяжелее своего предшест венника. Его нормальный взлётный вес достигал 45 т, максимальный - 48,5 т. Мас са пустого самолёта - 27,64 т. Объём баков позволял перевозить до 18,75 т ке росина и масла. По расчё- рукции. Из-за реактивных струй хвостовая часть ма шины начала вибрировать, из-за чего в нескольких де талях появились трещины и открутились некоторые гай ки. Пришлось доработать конструкцию мотогондол, увеличив угол развала дви- гателей, а также усилить не которые элементы хвос товой части фюзеляжа. Полёты нового самолёта начались 20 июня 1956 го да. 20-минутное нахождение в воздухе прошло нормаль но, однако при посадке са молёт лишился нижнего люка стрелка-радиста. До середины декабря 1958 • ственных испытаний гидро самолёт 6е-1 О рекомендо вался к принятию на воору жение авиации ВМФ. ДО 1961 года в Таганроге построили 27 серийных ма шин новой модели. Приме чательно, что объёмы про изводства постоянно меня- лись. Так, пик строитель ства пришёлся на 1959 год, когда заказчику пере- дали 12 новых машин. Все 6е-10 отправлялись в 977-й отдельный морской дальнеразведыватель ный авиационный полк, который в 1961 году был переименован в 318-й от дельный морской проти володочный авиацион ный полк. В 1961 году состоялся первый показ нового гидр 0- самолёта широкой общест венности. Четыре машины приняли участие в торже ственных мероприятиях, приуроченных ко ДНЮ ВМФ, и пролетели над Ленингра дом. Несколько 6е-1 О так же участвовали в воздуш ном параде в Тушине. В течение нескольких та Советского Союза Сергей Горшков одобрил предло жение о списании 6е-10. Все построенные гидро планы были утилизирова ны. По некоторым данным, две машины в течение ка кого-то времени хранились на таганрогском заводе NQ86, одну из них план и ровалось сделать памят ником. Тем не менее эти планы не были реализо ваны, а оба планера отпра вились на утилизацию. До настоящего времени не сохранилось ни одного гид росамолёта 6е-10. Несмотря на не слишком продолжительную эксплуа тацию, не сопровождав шуюся особыми успехами, гидросамолёт 6е-10 зани мает важное место в исто рии советской (российской) и мировой авиации. Он стал первой серийной летающей лодкой с турбореактивны ми двигателями. Кроме то го, этот самолёт установил 12 мировых рекордов, часть которых удерживалась дли тельное время. Подzonювuл TepeHmud МИНАКОВ. • 7стр. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 21 июня В 1613 году в Москве состоялась коронация Михаила Фёдоровича Романова - родоначальника новой динас тии на российском престоле. В 1941 году на вооружение РККА принята реактивная артиллерия - пусковые установки 6М-13 "Катюша". 1944 год - начало завершающего эпизода в битве за Ленинград - Свирско-Петрозаводской наступательной операции войск левого крыла Карельского фронта во взаимодействии с Ладожской и Онежской военными флотилиями. В 1944 году Совет народных комиссаров СССР при нял Постановление об открытии в Ленин граде Нахи мовского военно-морского училища на 500 воспитан ников. В 1957 году создана служба радиоэлектронной борь бы Северного флота. В 1958 году совершил первый полёт опытный само лёт "105". Серийное производство нового бомбарди ровщика под названием Ту-22 началось в 1960 году. В 1961 году принят Указ Президиума Верховного Со вета СССР об учреждении медали "За оборону Киева". 22 июня Памятная дата России - День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны (1941 год). В 1915 году в Петрограде спущен на воду головной в серии линейный крейсер "Измаил". В 1939 году вышло Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР об установлении ежегодного праздника - Дня Во енно-морского флота СССР. 1941 год - вероломное нападение фашистской Герма нии на СССР. Начало Великой Отечественной войны. В этот день 221-я береговая артиллерийская батарея под командованием старшего лейтенанта Павла Космачёва открыла боевой счёт Северного флота, уничтожив в Печенгской губе вражеский тральщик. В 1943 году состоял ось первое награждение советских воинов иностранными наградами. Президент США Рузвельт наградил группу советских моряков, участвовавших в проводке северных конвоев, орденами "Морской крест" и "За выдающиеся заслуги". В 1944 году в Полярном открыт памятник героям подводникам, павшим в боях за Родину. 23 июня В 1820 году на Соломбальской верфи в Архангельске заложен 36-пушечный фрегат "Крейсер". В 1906 году родился бессменный командующий Северным флотом в годы Великой Отечественной войны адмирал Арсений Головко. В 1909 году родился Герой Советского Союза майор Цезарь Куников. В ночь на 4 февраля 1943 года во главе спецотряда высадился в районе Мысхако и овладел плацдармом, получившим название "Малая земля". В 1934 году в Кремле чествовали первых Героев Со ветского Союза. 24 июня В 1812 году войска Наполеона форсировали Неман и вторглись в пределы России. Началась Отечественная война. В 1881 году родился герой Гражданской войны ко мандир 2-го кавалерийского корпуса Григорий Котов ский. В 1941 году старший лейтенант 60РИС Сафонов, сбив фашистский самолёт Хе-111, открыл боевой счёт лёт чикав Северного флота. В 1945 году на Красной площади в Москве состоял ся Парад Победы, в котором прини мали участие свод ные полки десяти фронтов, нарко матов обороны и ВМФ, военно-учеб ных заведений и войск Московского гарнизона. В составе парадного расчёта принимал участие батальон севе роморцев. 25 июня В 1771 году вторая русская армия под командо ванием генерал-аншефа Василия Долгорукова, взяв Перекоп, вошла в Крым. 7 августа был подписан акт о независимости Крыма от Турции. Крымский хан принёс присягу на верность России, и в ноябре 1772 года Крым перешёл под протекторат России. 26 июня День памяти североморцев, погибших в Чеченской Республике. В 1712 году со стапелей Санкт-Петербургского адми ралтейства спущен 54-пушечный корабль "Полтава" - первый линейный корабль, построенный отечественны ми мастерами. В 1914 году родился разведчик 181-го особого раз ведывательного отряда Северного флота Герой Со ветского Союза старший краснофлотец Андрей Пше ничных. В 1923 году родился пулемётчик 28-го гвардейского стрелкового полка 10-й гвардейской стрелковой дивизии 14-й армии Карельского фронта Герой Советского Союза гвардии рядовой Павел Стрельцов. В 1941 году при бомбёжке войск противника на дороге Молодечно - Радошковичи бомбардировщик Д6-3ф (Ил-4) капитана Николая Гастелло был подбит огнём зенитной артиллерии. Гастелло совершил "огненный таран" - он и члены его экипажа лейтенанты Анатолий Бурденюк, Григорий Скоробогатый, старший сержант Алексей Калинин направили горящий самолёт на механизированную колонну немцев. В 1945 году в СССР учреждено звание Генералисси мус Советского Союза. В 1974 году Минску присвоено почётное звание "Го род-герой" с вручением ордена Ленина и медали "Зо лотая Звезда". 27 июня День молодёжи в России. В 1696 году Пётр I ввёл в России звание генера лиссимус и наградил им боярина Алексея Шеина за Азовский поход. Впоследствии это звание получили Александр Меншиков и Александр Суворов. А в этот же день, но в 1945 году звание Генералиссимус Советского Союза было присвоено Иосифу Сталину. В 1905 году на эскадренном броненосце "Князь По тёмкин-Таврический" Черноморского флота вспыхнуло восстание матросов. В 1941 году состоялась первая атака подводных лодок Северного флота. Подлодка Щ-401, проникнув на рейд Вардё в бухте 60тен, произвела выстрел торпедой по транспорту противника. 27-28 июня 1944 года авиация Северного флота на несла серию массированных ударов по порту Киркенес и конвою противника на подходах к Печенгской губе. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz