На страже Заполярья. 2021 год. Июнь.

18 июня 2021 года * на стrажЕ 3аПОШLl ЭХО ВОЙНЬI - в ТЕЛЕФОН И В МУЗЕЙ Участники экспедиции Северного флота и Русского географического общества сохраняют историю и несут её в массы • GJ lj Научно-исследователь- ские экспедиции уже по­ бывали в Алакуртти, на хребте Мус­ та-Тунтури. В прошлом году иссле­ дователи отправились в Лиинаха­ мари, чтобы потом рассказать о во­ енно-исторической значимости этого порта и его окрестностей. товом, который находится на другой стороне залива. Десант советских воинов, высадившийся в порту, со­ ставил более шестисот человек. можно, а вот взять что-то получится только при наличии спецсредств. К примеру, одна из главных на­ ходок прошлого года - французская Романов мы обнаружили танковую башню "Сомуа" С-35. И были увере­ ны, что без особых трудностей по­ грузим её на катер. Но даже по Главной задачей экспедиции ста- После того штурма 14 бойцов стали Героями Советского Союза. Так что ещё с 40-х годов прошлого столетия Лиинахамари хранит не только память о событиях тех лет, пушка образца 1897 года, которая ещё в Первую ми­ ровую использовалась. Немцы взяли её как трофей, водрузили на лафет, и она стреляла по кораблям, ка­ терам, по всему, что двига­ лось по Печенгскому зали­ ву. Она лежала там с 1945 года. И только прошлым ле­ том участники экспедиции её забрали, а раньше та­ кой возможности просто не было. - Для эвакуации пушки использовались две стальные тру­ бы. Пятнадцать человек с их помо­ щью вручную перекатили орудие на берег полуострова, откуда по пол­ ной воде её погрузили на десант­ ный катер, - вспоминает руководи­ тель экспедиции. большой воде к берегу было не по­ дойти из-за большого количества камней. Наступил момент пусть не отчаяния, но смятения. И тут на по­ мощь пришли водолазы. Они сбро­ сили нашу находку в воду. Потом с помощью судоподъёмных меха­ низмов подняли на свой катер. ло исследование мест боёв в Запо­ лярье - Печенгского залива, порта Лиинахамари, осмотр оборони­ тельных сооружений, приведение в порядок воинских захоронений и мемориалов на побережье. но и вполне материальные свиде­ тельства боёв. И до сих пор отго­ лоски войны встречаются там едва ли не на каждом шагу. Интересно, что даже при столь тщательной подготовке случаются сюрпризы - как приятные, так и не очень. Исследователи после изу­ чения отчёта об организации обо­ роны немцев, который находился в Музее Северного флота, были уве­ рены, что где-то на берегу непо­ далёку от бухты Аарес-вуоно нахо­ дится укрытие с установленной в нём чешской противотанковой каземат­ ной пушкой образца 1936 года. Бы­ ло решено силами 1 О - 12 человек перекатить орудие к воде. Но оказа- Многие экспонаты уже отрестав­ рированы и недавно были отправ­ лены в Москву. Но совсем скоро они должны вернуться на Север, где по­ падут в фонды Музея Северного флота. При этом многие объекты так и остаются на местах боёв, потому что их транспортировать невозможно. Но исследователи уверены, что это и ни к чему. - Тем, кто всерьёз увлекается этим вопросом, все "тропинки" и объекты давно известны. Раньше главной проблемой было отсутст- - В 2019 году, когда мы неделю работапи на перешейке Средний - Рыбачий, думали в конце "захва­ тить" Лиинахамари. Но поняли, что не укладываемся в сроки. Там каж­ дый объект достоин отдельной экс­ педиции. В Лиинахамари можно хоть всё лето провести, занимаясь поиском и восстановлением воен­ но-исторических объектов, - расска­ зал руководитель экспедиции на­ чальник отделения службы ракет­ но-артиллерийского вооружения подполковник Дмитрий Дулич. Мвоше экспонаты уже отреставрированы и недавно были отправлены в Москву. Но совсем скоро они ДOJDКНы вернуться на Север, где попадут в фонды Музея Се­ верного флота - Всё активнее развивается во­ енно-патриотический туризм, и сей­ час в планах установка меток с QR– кодами, по которым с помощью смартфона можно получить краткую информацию об объекте, - объяснил подполковник Дмитрий Дулич. - Не­ мало людей бывает на местах сра­ жений, смотрят на различные по­ стройки времён войны, оставшиеся артефакты, и не понимают, что это. А QR-код будет переадресовывать на специальный интернет-ресурс, где можно получить нужную информа­ цию. Ведь сохранять историю сегод­ ня проще, идя в ногу со временем, используя современные технологии. вие сведений, теперь же информа­ ции слишком много, и важно её правильно обработать, структури­ ровать. Поэтому осень, зима и вес­ на - период подготовки, работы с документами, архивами, анедолгое северное лето - время непосредст­ венной экспедиции, - объяснил Дмитрий Дулич. - Но и одних знаний недостаточно. Доехать-то до места лось, что оно находится не у берега, а за постом наблюдения на горе. Действительно, территория эта нуждается в тщательном обследо­ вании. Операция по освобождению Лиинахамари началась с внезап­ ной атаки позиций фашистских еге­ рей нашими разведчиками. Они штурмовали крепость на мысе Крес- - Это более чем в двух кило­ метрах от катера. Когда мы поняли, что с находкой можно только "об­ няться", что никто её никуда ута­ щить не сможет, пошли назад. И на берегу нашли точно такую же проти­ вотанковую пушку, - вспоминает Дмитрий Дулич. - На полуострове РЕАКТИВНАЯ ЛЕТАЮЩАЯ ЛОДКА 20 июня исполняется 65 лет со дня первого полёта гидроплана Бе-l0 После того как в средине 50-х годов прошлого столетия при испы­ таниях был разбит первый отечественный реактивный гидросамолёт Р-1, командующий авиацией ВМФ генерал-полковник Евгений Пре­ ображенский выступил с инициативой о создании нового гидроса­ молёта. Предложение поддержал Главком ВМФ Николай Кузнецов. Дело было поручено та­ ганрогскому ОКБ-49, воз­ главляемому Георгием Бе­ риевым. Вскоре на свет по­ явился проект нового реак­ тивного гидросамолёта под названием Бе-10. Эта ма­ шина предназначалась для ведения разведки в инте­ ресах Военно-морского фло­ та, нанесения бомбовых и торпедных ударов по бере­ говым объектам и кораблям противника, минных поста­ новок и многого другого. объёмы фюзеляжа были разделены перебарками с герметичными дверями на девять отсеков. Обеспечи­ валась плавучесть само­ лёта при повреждении и заполнении водой двух от­ секов. Носовой и кормовой отсеки предназначались для размещения экипажа и выполнялись герметичными. там, крейсерская скорость Бе-10 равнялась 800 км/ч, максимальная (на высоте 5000 м) должна была до­ стигать 91 О км/ч. Практи­ ческий потолок - 12 км. Мак­ симальная дальность по­ лёта - 2900 км. Заводские испытания нового гидроплана старто­ вали 20 декабря 1955 года. Однако при включении дви­ гателей были выявлены первые проблемы конст- года опытный 6е-10 вы­ полнил 76 полётов общей продолжительностью бо­ лее 83 часов. По результатам государ- Анна ВИХРОВА. Фото из архива АмитРия АУАИЧА. лет 6е-1 О был единствен­ ным реактивным гидроса­ молётом в составе авиации Военно-морского флота СССР. Несмотря на это, ко­ мандование флота вскоре разочаровалось в нём. Са­ молёт имел недостаточную мощность двигателей, его конструкция была подвер­ жена коррозии, а море­ ходные характеристики серьёзно сказы вались на гибкости применения. По­ этому с 1964 года командо­ вание морской авиации вы­ ступало с предложением прекратить эксплуатацию имеющихся 6е-10. Со вре­ менем флот фактически от­ казался от этой техники, и самолёты простаивали на берегу. Только в 1968 году Главком ВМФ Адмирал Фло- Требования командова­ ния ВМФ к Бе-10 были очень высоки: максимальная ско­ рость - 950-1000 км/ч, даль­ ность полёта - не менее 3000 км, практический по­ толок - не менее 12-14 км. Взлёт и посадку требова­ лось осуществлять при вет­ ре до 20 м/с и волне высо­ той до 1,5 м. Первый прото­ тип летающей лодки Бе-10 должен был выйти на испы­ тания в ноябре 1955 года. Бе-1 О комплектовался двумя турбореактивными двигателями АМ-7 тягой по 7350 кг, которые оснаща­ лись турбостартёрами. В составе топливной системы имелось 16 непротектиро­ ванных мягких крыльевых баков. По мере выработки топлива баки заполнялись нейтральным газом. Бе-lО предназначалея для ведения разведки в интересах Военно­ морского флота, нанесения бомбовых и торпедных ударов по береговым объектам и кораблям противника, минных постановок и многого другого Несмотря на ряд весьма серьёзных проблем, пер­ вый образец гидросамолё­ та Бе-1 О был построен в оговоренный срок - в октяб­ ре 1955 года. Появилась возможность начать испы­ тания. В середине ноября Бе-10 в частично разобран­ ном виде погрузили в спе­ циальный док и доставили в Геленджик. 20 декабря начались первые завод­ ские испытания. Самолёт Бе-1 О был цель­ нометаллическим с высоко­ расположенным стрело­ видным крылом размахом 28,6 м, площадью 130 кв. м и стреловидностью 350. Крыло было выполнено по схеме "чайка". Гидроплан имел фюзеляж-лодку дли­ ной 31,45 м. Нижняя часть фюзеляжа изготавливалась на основе 77 шпангоутов, соединённых стрингерами и обшивкой. Внутренние • Полезная нагрузка са­ молёта составляла 1500 кг. В перегруз он брал на борт до 3300 кг бомб, торпед или мин. Бе-10 мог перевозить и применять до 20 авиабомб весом 100 кг, до двух бомб БРАБ-1500, две или три торпеды РАТ-52 или столь­ ко же мин АМД-2М, либо до четырёх мин ЧМД-500М. Новый образец получал­ ся значительно крупнее и тяжелее своего предшест­ венника. Его нормальный взлётный вес достигал 45 т, максимальный - 48,5 т. Мас­ са пустого самолёта - 27,64 т. Объём баков позволял перевозить до 18,75 т ке­ росина и масла. По расчё- рукции. Из-за реактивных струй хвостовая часть ма­ шины начала вибрировать, из-за чего в нескольких де­ талях появились трещины и открутились некоторые гай­ ки. Пришлось доработать конструкцию мотогондол, увеличив угол развала дви- гателей, а также усилить не­ которые элементы хвос­ товой части фюзеляжа. Полёты нового самолёта начались 20 июня 1956 го­ да. 20-минутное нахождение в воздухе прошло нормаль­ но, однако при посадке са­ молёт лишился нижнего люка стрелка-радиста. До середины декабря 1958 • ственных испытаний гидро­ самолёт 6е-1 О рекомендо­ вался к принятию на воору­ жение авиации ВМФ. ДО 1961 года в Таганроге построили 27 серийных ма­ шин новой модели. Приме­ чательно, что объёмы про­ изводства постоянно меня- лись. Так, пик строитель­ ства пришёлся на 1959 год, когда заказчику пере- дали 12 новых машин. Все 6е-10 отправлялись в 977-й отдельный морской дальнеразведыватель­ ный авиационный полк, который в 1961 году был переименован в 318-й от­ дельный морской проти­ володочный авиацион­ ный полк. В 1961 году состоялся первый показ нового гидр 0- самолёта широкой общест­ венности. Четыре машины приняли участие в торже­ ственных мероприятиях, приуроченных ко ДНЮ ВМФ, и пролетели над Ленингра­ дом. Несколько 6е-1 О так­ же участвовали в воздуш­ ном параде в Тушине. В течение нескольких та Советского Союза Сергей Горшков одобрил предло­ жение о списании 6е-10. Все построенные гидро­ планы были утилизирова­ ны. По некоторым данным, две машины в течение ка­ кого-то времени хранились на таганрогском заводе NQ86, одну из них план и­ ровалось сделать памят­ ником. Тем не менее эти планы не были реализо­ ваны, а оба планера отпра­ вились на утилизацию. До настоящего времени не сохранилось ни одного гид­ росамолёта 6е-10. Несмотря на не слишком продолжительную эксплуа­ тацию, не сопровождав­ шуюся особыми успехами, гидросамолёт 6е-10 зани­ мает важное место в исто­ рии советской (российской) и мировой авиации. Он стал первой серийной летающей лодкой с турбореактивны­ ми двигателями. Кроме то­ го, этот самолёт установил 12 мировых рекордов, часть которых удерживалась дли­ тельное время. Подzonювuл TepeHmud МИНАКОВ. • 7стр. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 21 июня В 1613 году в Москве состоялась коронация Михаила Фёдоровича Романова - родоначальника новой динас­ тии на российском престоле. В 1941 году на вооружение РККА принята реактивная артиллерия - пусковые установки 6М-13 "Катюша". 1944 год - начало завершающего эпизода в битве за Ленинград - Свирско-Петрозаводской наступательной операции войск левого крыла Карельского фронта во взаимодействии с Ладожской и Онежской военными флотилиями. В 1944 году Совет народных комиссаров СССР при­ нял Постановление об открытии в Ленин граде Нахи­ мовского военно-морского училища на 500 воспитан­ ников. В 1957 году создана служба радиоэлектронной борь­ бы Северного флота. В 1958 году совершил первый полёт опытный само­ лёт "105". Серийное производство нового бомбарди­ ровщика под названием Ту-22 началось в 1960 году. В 1961 году принят Указ Президиума Верховного Со­ вета СССР об учреждении медали "За оборону Киева". 22 июня Памятная дата России - День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны (1941 год). В 1915 году в Петрограде спущен на воду головной в серии линейный крейсер "Измаил". В 1939 году вышло Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР об установлении ежегодного праздника - Дня Во­ енно-морского флота СССР. 1941 год - вероломное нападение фашистской Герма­ нии на СССР. Начало Великой Отечественной войны. В этот день 221-я береговая артиллерийская батарея под командованием старшего лейтенанта Павла Космачёва открыла боевой счёт Северного флота, уничтожив в Печенгской губе вражеский тральщик. В 1943 году состоял ось первое награждение советских воинов иностранными наградами. Президент США Рузвельт наградил группу советских моряков, участвовавших в проводке северных конвоев, орденами "Морской крест" и "За выдающиеся заслуги". В 1944 году в Полярном открыт памятник героям­ подводникам, павшим в боях за Родину. 23 июня В 1820 году на Соломбальской верфи в Архангельске заложен 36-пушечный фрегат "Крейсер". В 1906 году родился бессменный командующий Северным флотом в годы Великой Отечественной войны адмирал Арсений Головко. В 1909 году родился Герой Советского Союза майор Цезарь Куников. В ночь на 4 февраля 1943 года во главе спецотряда высадился в районе Мысхако и овладел плацдармом, получившим название "Малая земля". В 1934 году в Кремле чествовали первых Героев Со­ ветского Союза. 24 июня В 1812 году войска Наполеона форсировали Неман и вторглись в пределы России. Началась Отечественная война. В 1881 году родился герой Гражданской войны ко­ мандир 2-го кавалерийского корпуса Григорий Котов­ ский. В 1941 году старший лейтенант 60РИС Сафонов, сбив фашистский самолёт Хе-111, открыл боевой счёт лёт­ чикав Северного флота. В 1945 году на Красной площади в Москве состоял­ ся Парад Победы, в котором прини­ мали участие свод­ ные полки десяти фронтов, нарко­ матов обороны и ВМФ, военно-учеб­ ных заведений и войск Московского гарнизона. В составе парадного расчёта принимал участие батальон севе­ роморцев. 25 июня В 1771 году вторая русская армия под командо­ ванием генерал-аншефа Василия Долгорукова, взяв Перекоп, вошла в Крым. 7 августа был подписан акт о независимости Крыма от Турции. Крымский хан принёс присягу на верность России, и в ноябре 1772 года Крым перешёл под протекторат России. 26 июня День памяти североморцев, погибших в Чеченской Республике. В 1712 году со стапелей Санкт-Петербургского адми­ ралтейства спущен 54-пушечный корабль "Полтава" - первый линейный корабль, построенный отечественны­ ми мастерами. В 1914 году родился разведчик 181-го особого раз­ ведывательного отряда Северного флота Герой Со­ ветского Союза старший краснофлотец Андрей Пше­ ничных. В 1923 году родился пулемётчик 28-го гвардейского стрелкового полка 10-й гвардейской стрелковой дивизии 14-й армии Карельского фронта Герой Советского Союза гвардии рядовой Павел Стрельцов. В 1941 году при бомбёжке войск противника на дороге Молодечно - Радошковичи бомбардировщик Д6-3ф (Ил-4) капитана Николая Гастелло был подбит огнём зенитной артиллерии. Гастелло совершил "огненный таран" - он и члены его экипажа лейтенанты Анатолий Бурденюк, Григорий Скоробогатый, старший сержант Алексей Калинин направили горящий самолёт на механизированную колонну немцев. В 1945 году в СССР учреждено звание Генералисси­ мус Советского Союза. В 1974 году Минску присвоено почётное звание "Го­ род-герой" с вручением ордена Ленина и медали "Зо­ лотая Звезда". 27 июня День молодёжи в России. В 1696 году Пётр I ввёл в России звание генера­ лиссимус и наградил им боярина Алексея Шеина за Азовский поход. Впоследствии это звание получили Александр Меншиков и Александр Суворов. А в этот же день, но в 1945 году звание Генералиссимус Советского Союза было присвоено Иосифу Сталину. В 1905 году на эскадренном броненосце "Князь По­ тёмкин-Таврический" Черноморского флота вспыхнуло восстание матросов. В 1941 году состоялась первая атака подводных лодок Северного флота. Подлодка Щ-401, проникнув на рейд Вардё в бухте 60тен, произвела выстрел торпедой по транспорту противника. 27-28 июня 1944 года авиация Северного флота на­ несла серию массированных ударов по порту Киркенес и конвою противника на подходах к Печенгской губе. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz