На страже Заполярья. 2021 год. Июнь.

6 стр. * на стrаЖЕ 3апалlrы 111 ненuе эксперта А.ле1Ссеd ПОДБЕРЁзкин: РОССИЯ выIтупАЕтT ЗА УКРЕПЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ 16 июня в Женеве состоялась встреча российского и американского лидеров, призванная наладить полноценный диалог в интересах обеспечения международной безопасности Для всего экспертного сообщества очевиден факт, что человечество оказалось на грани глобальных потрясений. Поэтому большие надежды на укрепление глобальной стабильности связывались с результатами встречи Владимира Путина и Джо Байдена в Женеве. В центре внимания экспертов встал вопрос, смогут ли лидеры двух ведущих ядерных держав сдвинуть свои межгосударственные отношения с мёртвой точки И перезапустить полноценный диалог, как скажется это на системе обеспечения международной безопасности, будет ли дан толчок выработке новой модели контроля над вооружениями. Этой тематике была посвящена и беседа нашего обозревателя с директором Центра военно-полити­ ческих исследований МГИМО МИД России доктором исторических наук, профес­ сором Алексеем ПОДБЕРЁЗКИНЫМ, состоявшаяся накануне саммита в Женеве. - Алексей Иванович, начнём нашу беседу сДоговора по от­ крытому небу - одного из важ­ нейших соглашений в сфере международной безопасности. Как известно, на днях Пре­ зидент России Владимир Пу­ тин подписал закон о денонса­ ции этого соглашения. - Прежде всего хочу напом­ нить, что подписанный в 1992 году Договор по открытому небу (The ТгеаtуопОрепSkiеs) - мно­ гостороннее соглашение, разре­ шающее свободные полёты не­ вооружённых, специально обо­ рудованных самолётов в воз­ душном пространстве стран-под­ писантов. Целью договора являлось со­ действие укреплению доверия между государствами через со­ вершенствование механизмов контроля за военной деятель­ ностью и за соблюдением дейст­ вующих договоров в области контроля над вооружениями. На 2017 год участниками соглаше­ ния являлись 34 государства. Российская Федерация ратифи­ цировала ДОН в 2001 году, од­ нако фактически участвовала в нём с самого начала. В соответствии с этим дого­ вором государства, подписавшие его, взяли на себя обязательство предоставления возможности совершать наблюдательные по­ лёты (инспекции) над своей тер­ риторией на основании запроса в рамках установленных квот. По­ лёты проводились на уведоми­ тельной основе. Договор предус­ матривал "пассивные" (для на­ блюдаемой стороны) и "актив­ ные" (для наблюдающей сторо­ ны) годовые квоты. Установленная на самолётах аппаратура проходила освиде­ тельствование представителя­ ми государств, участвующих в договоре. На борту всегда при­ сутствовали представители той страны, над территорией кото­ рой проходит полёт. Полёты осу­ ществлялись с определённых аэродромов. В России такие аэ­ родромы были расположены в подмосковной Кубинке, Улан-Удэ, Магадане и Воркуте. Хочу также отметить, что ини­ циатором подписания такого до­ говора была американская сто­ рона, которая, начиная с 1950-х годов, настойчиво доказывала, что без такого контроля про­ гресс в области ограничения воо­ ружений и военной деятельнос­ ти невозможен. Скажу откровен­ но, что в Москве так не считали. Советская сторона исходила из того, что США и их союзники будут стремиться получить информа­ цию о тех районах, куда был за­ крыт доступ иностранцам и где их космические средства были малоэффективны. Тем не менее Россия пошла на подписание этого соглаше­ ния, посчитав, что всё же это по­ служит большей транспарент­ ности и укрепит доверие между государствами-партнёрами в военной области. То есть договор укрепит систему безопасности в мире. Однако вскоре американ­ ская сторона, как всегда, захоте­ ла получить односторонние пре­ имущества, закрыв своё воздуш­ ное пространство для полётов российских самолётов, но сохра­ нив инспекцию российской тер­ ритории со стороны других участ­ ников договора - союзников СШд. Нужен был лишь предлог. • В связи с появлением новых российских инспекционных са­ молётов в США прошла кам­ пания по их запрету институтов международной безо- пасности. Систематически и, главное, последовательно все эти три десяти­ летия шёл процесс ликвидации всей си­ стемы контроля над вооружениями, так как в Вашингтоне считали и продолжа­ ют, по сути, считать, что единственной оставшейся сверх­ державе такая сис­ тема не нужна. в связи с высокими разведывательны­ ми характеристи­ ками. Пик кризиса пришёлся на ап­ рель 2014 года, ког­ да американская газета WееklуStап­ dard опубликовала письмо четырёх членов сенатского комитета по раз­ ведке, в котором заявлял ось, что Россия вводит но- Ал~сеu Подберёзкин. Они могут заклю­ чать временные со­ глашения, которые вые самолёты, ко- торые "поддерживают обору­ дование для цифровой фото­ съёмки, РЛС бокового обзора с синтезированной аппаратурой и инфракрасное оборудование". В итоге 18 апреля того года США запретили России инспекцион­ ный полёт. После этого претензии США к России стали нарастать. Так, американцы начали обвинять нашу страну, что она не допус­ кает их контролёров в зону рос­ сийско-украинской границы. По­ том в Вашингтоне решили до­ биваться полётов "над всей Москвой, Чечнёй, Калинингра­ дом" и воздушной съёмки погра­ ничной зоны вблизи Абхазии и Южной Осетии. У России были свои вопросы к американцам. Мы предлагали решать все спор­ ные проблемы в рамках спе­ циальной комиссии. Но в Ва­ шингтоне предпочли выйти из договора, о чём Дональд Трамп заявил в мае прошлого года. Пришедшая к власти адми­ нистрация Джо Байдена под­ твердила это решение, офи­ циально уведомив в мае ны­ нешнего года Москву о неготов­ ности возвращаться в ДОН - Договор по открытому небу. В этой связи наша страна была вынуждена пойти на денонса­ цию договора. То есть это был ответный шаг России на дейст­ вия США. - Как известно, Договор по открытому небу далеко не единственный договор, от которых отказались США. По сути, на сегодня система международной бе­ зопасности осталась без инструментов контроля над вооружениями,есл~конечно, не считать Договор СНВ-З, который Россия и США до­ говорились продлить ещё на пять лет ... - Это не случайно. Ещё в 1990-х США потеряли всякий интерес к ограничению и сокращению воо­ ружений и военной техники, а также военной деятельности по­ тому, что в России шёл бурный процесс самоликвидации воен­ ных возможностей, а страны - бывшие члены Организации Варшавского договора активно превращались в членов НАТО. Учитывая это, США сознательно развивали параллельно два процесса: во-первых, наращива­ ли свои военные возможности по всему спектру - от стратегиче­ ских наступательных и оборони­ тельных вооружений до сил спе­ циальных операций и, во-вторых, уничтожали договорённости по ограничению и сокращению воо­ ружений либо вообще шли на ликвидацию созданных прежде преследуют цель ог­ раничить развитие тех или иных конкретных систем России или других стран, которые имеют преимущество над США в ка­ ких-то областях. Так было, на­ пример, когда мы опережали США в области систем ПРО - был подписан Договор по ПРО от 1972 года. Или в области стратегиче­ ских наступательных вооруже­ ний, когда США пытались - и не­ безуспешно - ограничить развёр­ тывание наших "тяжёлых" МБР. Переговоры по контролю над вооружениями, повторю, всегда нужны Соединённым Штатам только как временные ограни­ чения, налагаемые на СССР, а теперь - Российскую Федерацию. Такими они для них и останутся. Иллюзий питать не стоит. - То есть вы хотите ска­ зать, что в Вашингтоне ру­ ководствовались именно эти­ ми соображениями, пойдя на продление СНВ-З? - Как известно, предыдущая, республиканская, администра­ ция, откладывая продление это­ го соглашения, надеялась на то, что мы пойдём на односторон­ ние уступки. Прежде всего в об­ ласти испытания и развёртыва­ ния новых систем оружия, на­ пример тяжёлых ракет повы­ шенной дальности с маневри­ рующими боеголовками, гипер­ звуковых систем, неядерного вы­ сокоточного оружия, способного выполнять функции стратегиче­ ских ядерных сил ... Кроме того, в Вашингтоне считали, что к дву­ стороннему соглашению Москва должна привлечь Пекин, кото­ рый категорически отказывался от участия в каких-либо пере­ говорах по сокращению страте­ гического или любого другого оружия. После того как эти надежды не оправдались, Белый дом при новой администрации всё же пошёл на продление СНВ-3. Этот договор позволяет им про­ должать отслеживать ход раз­ вития и модернизации страте­ гических сил ядерного сдержи­ вания. А с другой стороны, США взяли паузу для развития новых систем оружия, причём не толь­ ко и даже не столько страте­ гических, сколько высокоточного оружия в неядерном оснащении, но способного выполнять стра­ тегические задачи. Так, например, на сегодняш­ ний день на море и на суше, а также в воздушных носителях уже размещено порядка шести ты­ сяч крылатых и аэробаллистиче­ ских ракет, которые, как пока- • зывает опыт Сирии, могут нанес­ ти высокоточные и синхронизи­ рованные удары с разных стра­ тегических направлений и раз­ ных носителей - самолётов, над­ водных кораблей, подводных ло­ док. Задача - повысить точность и дальность этих ракет нового поколения, которые, кстати, не ограничены договорённостями. При всех этих расчётах Соеди­ нённых Штатов нельзя не под­ черкнуть, что продление СНВ-3 выгодно и России, и миру в це­ лом. Прежде всего тем, что до­ говор избавляет нас от нового витка дорогостоящей и опасной гонки вооружений. А кроме того, даёт нам возможность знать, что и как делают США в области своих стратегических ядерных сил. И не только в этой области. Договор позволяет нам быть в курсе, как будет проходить мо­ дернизация ядерных вооруже­ ний СШд. - Вопросы обеспечения стратегической стабиль­ ности - одни из главных на встрече Владимира Путина и Джо БаЙдена ... - Бесспорно, вопросы обес­ печения стратегической ста­ бильности и поддержания конт­ роля над вооружениями оста­ ются центральной темой рос­ сийско-американских отноше­ ний. И не приходится особо объ- катастрофическим последствиям. Поэтому, повторюсь, вопросы стратегической стабильности, конечно же, обсуждались на встрече лидеров России и США, но что касается конкретных ре­ шений ... - Что в целом вы ожидаете от этой встречи в верхах? - В принципе любая встреча лидеров хороша. Тем более се­ годня, когда отношения между Россией и США находятся в глу­ боком кризисе, когда все кон­ такты на официальном уровне оказались прерванными и сто­ роны регулярно обмениваются жёсткими заявлениями, порой выходящими за рамки обычной дипломатической практики. Что­ бы диалог был успешным и при­ нёс позитивные результаты, на­ до, чтобы "танго танцевали двое", как образно на днях выразился Вопросы обеспечения стратеrической стабильности и поддержания контроля над вооружениями остаются центральной темой российско-американских от­ ношений яснять, почему они заняли долж­ ное место на переговорах Вла­ димира Путина и Джо БаЙдена. Конечно, хотелось бы, чтобы ре­ зультаты этой встречи послужили толчком для начала совместной работы по выработке новой мо­ дели контроля, которая бы в большей мере отражала воен­ но-политические и военно-тех­ нические реалии XXI века. Однако следует учитывать то обстоятельство, что мы совер­ шенно по-разному понимаем, что такое "стратегическая ста­ бильность". Россия видит в ней основу для развития сотрудни­ чества со всеми странами на основе взаимного уважения, равноправия, поиска баланса интересов. И посему наша страна выступает за укрепление стра­ тегической стабильности. С этой целью она сегодня продвигает целую серию инициатив по недо­ пущению полного развала дого­ ворённостей в сфере контроля над вооружениями. Соединённые Штаты в поня­ тие стратегической стабильнос­ ти вкладывают возможность продвижения по планете амери­ канских интересов, навязывания другим странам своего образа жизни, в том числе и с помощью применения военной силы. По­ этому есть основания утверж­ дать: в Вашингтоне не заинте­ ресованы в обеспечении равной безопасности для всех госу­ дарств и действительной стра­ тегической стабильности. Дело в том, что, как, видимо, предполагают американцы, при определённых условиях, а имен­ но, когда другие силовые средст­ ва (экономические, информа­ ционные, когнитивные, полити­ ко-дипломатические и т.д.) про­ тив России окажутся бесполез­ ны, - им придётся перейти к по­ литике "силового принуждения". А она, замечу, включает и воен­ ный этап эскалации, который должен быть для них макси­ мально безопасным, менее рис­ кованным, то есть не привести к министр иностранных дел Рос­ сии Сергей Викторович Лавров. Если кто-то танцует брейк-данс, то танго не получается ... - Сегодня в медиа- и экс­ пертном сообществе выска­ зываются различные прогно­ зы относительно тактики наших американских партнё­ ров при диалоге с Московой, можно встретить и мнение, что дело может дойти до ультиматумов ... - Естественно, при такой позиции не может быть и речи об улучшении российско-аме­ риканских отношений. Россия готова к диалогу, но на равных условиях. Так или иначе в лю­ бом случае откровенно обме­ няться мнениями на высшем уровне, даже при наличии рас­ хождений, которые многим ка­ жутся непреодолимыми, по­ лезно. - Переговорылидеров Рос­ сии и США по времени про­ ходят после саммита НАТО, на котором Вашингтон на­ мерен был добиваться от своих союзников наращива­ ния усилий по "сдерживанию России и Китая". Что вы ска­ жете по этому поводу? Идёт возврат к дотрамповской по­ литике? - Во-первых, для Джо Байдена было важно на саммите НАТО продемонстрировать европей­ ским союзникам, что он готов восстановить с ними отношения, которые были значительно по­ дорваны при Трампе. Как извест­ но, одним из проблемных воп­ росов был объём бюджетных трат участников Североатлан­ тического альянса на оборону. Дональд Трамп на протяжении своего президентского срока по­ следовательно критиковал евро­ пейских союзников за то, что те, по его мнению, выделяют на эти цели меньше предписанных пра­ вилами альянса двух процентов от ВВП. Кроме того, в 2019 году он добился утверждения новой формулы бюджета альянса, со­ гласно которой доля отчислений США сокращал ась с 22 до 16 процентов. Вряд ли Байден откажется от этих требований, но в их продви­ жении он будет действовать не столь категорично, как Трамп, и всячески подчёркивать едине­ ние интересов союзников по НАТО. Во-вторых, Байден настаивает на наращивании усилий альянса в противостоянии технологиче­ ской и экономической мощи Ки­ тая при нейтрализации, как вы­ ражаются за океаном, "оппор­ тунистического" влияния России, которое может этому помешать. Если обобщать, то на сам мите • 18 июня 2021 года НАТО должна была быть под­ тверждена верность широкой "западной коалиции", продек­ ларирована единая внешняя и технологическая политика по от­ ношению к Китаю и России. Кста­ ти, на это направлена и новая стратегическая концепция НАТО, в разработке которой главную скрипку играл Пентагон и кото­ рую планируется принять на ны­ нешнем саммите альянса. Пред­ ставляя её в феврале, генсек НАТО Йенс Столтенберг указы­ вал, что цель концепции состоит в объединении всех сил для того, "чтобы противостоять тем, кто не разделяет наши ценности, - та- ким странам, как Россия и Ки­ тай". В самом документе отмечает­ ся, что мир возвращается к "гео­ политической конкуренции" и "противостоянию систем", одна­ ко и сам становится многополяр­ ным. Альянс вновь сталкивается с вызовами и должен быть готов реагировать на новые угрозы, которые могут иметь вид как цифровых дезинформационных кампаний, так и атак с приме­ нением химического оружия или "разрушительных технологий", например, гиперзвукового ору­ жия. - Выступая за укрепление международной безопасности и восстановление доверия на мировой арене, Россия тем не менее не может не учиты­ вать те военные приготов­ ления, которые ведут у её границ США со своими союз­ никами по НАТО, и вынуждена уделять повышенное внима­ ние обеспечению своей оборо­ носпособности. - Здесь не может быть ни­ каких сомнений. Нам нужно трез­ во оценивать складывающую военно-политическую обстанов­ ку в Европе и мире в целом. Не стоит искусственно насаждать оптимизм, что уже однажды до­ рого нам стоило. Руководство страны это прекрасно понимает и принимает самые активные и эффективные меры по укреп­ лению обороноспособности на­ шего государства, повышению боеготовности Вооружённых сил РФ. Наша армия ежегодно по­ лучает тысячи новых и модер­ низированных образцов воен­ ной техники. Сегодня доля со­ временных вооружений в вой­ сках превышает 70 процентов. Россия занимает лидирующие позиции в мире по целому списку военных технологий. Взять тот же ракетный комплекс "Аван­ гард", противокорабельный "Циркон" или авиационный "Кин­ жал". Не сомневаюсь, что на НАТО отрезвляюще подействовали и недавние слова министра обо­ роны РФ генерала армии Сергея Шойгу о том, что в ответ на воен­ ные приготовления Североат­ лантического альянса Россия уже в этом году разместит на своих западных рубежах почти 20 новых соединений и частей. И они все будут оснащены совре­ менными вооружениями и тех­ никой. Вместе с тем считаю, что в от­ вете за безопасность Отечества не только Вооружённые силы, но и все государственные струк­ туры, всё общество. Жизнь по­ казывает, что нужна также идео­ логическая и организационная мобилизация, концентрация об­ щества, избавление, простите за резкость, от "вечных конфор­ мистов". Особую важность приоб­ ретает сегодня работа с моло­ дёжью, подрастающим поколе­ нием. Они нуждаются в госу­ дарственной поддержке и пред­ сказуемости жизненных перс­ пектив. Необходимо также акти­ визировать патриотическое вос­ питание молодого поколения, основной задачей которого должно стать формирование у него гордости за свою Родину, за её народных героев, заинте­ ресованности в укреплении госу­ дарственности и державности России, обеспечении её нацио­ нальной безопасности. Ведь в конечном счёте побеждают не военные системы, а люди, кото­ рые ими управляют и командуют. Беседова.л Владимир КУЗАРЬ, •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz