На страже Заполярья. 2021 год. Июнь.
6 стр. * на стrаЖЕ 3апалlrы 111 ненuе эксперта А.ле1Ссеd ПОДБЕРЁзкин: РОССИЯ выIтупАЕтT ЗА УКРЕПЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ 16 июня в Женеве состоялась встреча российского и американского лидеров, призванная наладить полноценный диалог в интересах обеспечения международной безопасности Для всего экспертного сообщества очевиден факт, что человечество оказалось на грани глобальных потрясений. Поэтому большие надежды на укрепление глобальной стабильности связывались с результатами встречи Владимира Путина и Джо Байдена в Женеве. В центре внимания экспертов встал вопрос, смогут ли лидеры двух ведущих ядерных держав сдвинуть свои межгосударственные отношения с мёртвой точки И перезапустить полноценный диалог, как скажется это на системе обеспечения международной безопасности, будет ли дан толчок выработке новой модели контроля над вооружениями. Этой тематике была посвящена и беседа нашего обозревателя с директором Центра военно-полити ческих исследований МГИМО МИД России доктором исторических наук, профес сором Алексеем ПОДБЕРЁЗКИНЫМ, состоявшаяся накануне саммита в Женеве. - Алексей Иванович, начнём нашу беседу сДоговора по от крытому небу - одного из важ нейших соглашений в сфере международной безопасности. Как известно, на днях Пре зидент России Владимир Пу тин подписал закон о денонса ции этого соглашения. - Прежде всего хочу напом нить, что подписанный в 1992 году Договор по открытому небу (The ТгеаtуопОрепSkiеs) - мно гостороннее соглашение, разре шающее свободные полёты не вооружённых, специально обо рудованных самолётов в воз душном пространстве стран-под писантов. Целью договора являлось со действие укреплению доверия между государствами через со вершенствование механизмов контроля за военной деятель ностью и за соблюдением дейст вующих договоров в области контроля над вооружениями. На 2017 год участниками соглаше ния являлись 34 государства. Российская Федерация ратифи цировала ДОН в 2001 году, од нако фактически участвовала в нём с самого начала. В соответствии с этим дого вором государства, подписавшие его, взяли на себя обязательство предоставления возможности совершать наблюдательные по лёты (инспекции) над своей тер риторией на основании запроса в рамках установленных квот. По лёты проводились на уведоми тельной основе. Договор предус матривал "пассивные" (для на блюдаемой стороны) и "актив ные" (для наблюдающей сторо ны) годовые квоты. Установленная на самолётах аппаратура проходила освиде тельствование представителя ми государств, участвующих в договоре. На борту всегда при сутствовали представители той страны, над территорией кото рой проходит полёт. Полёты осу ществлялись с определённых аэродромов. В России такие аэ родромы были расположены в подмосковной Кубинке, Улан-Удэ, Магадане и Воркуте. Хочу также отметить, что ини циатором подписания такого до говора была американская сто рона, которая, начиная с 1950-х годов, настойчиво доказывала, что без такого контроля про гресс в области ограничения воо ружений и военной деятельнос ти невозможен. Скажу откровен но, что в Москве так не считали. Советская сторона исходила из того, что США и их союзники будут стремиться получить информа цию о тех районах, куда был за крыт доступ иностранцам и где их космические средства были малоэффективны. Тем не менее Россия пошла на подписание этого соглаше ния, посчитав, что всё же это по служит большей транспарент ности и укрепит доверие между государствами-партнёрами в военной области. То есть договор укрепит систему безопасности в мире. Однако вскоре американ ская сторона, как всегда, захоте ла получить односторонние пре имущества, закрыв своё воздуш ное пространство для полётов российских самолётов, но сохра нив инспекцию российской тер ритории со стороны других участ ников договора - союзников СШд. Нужен был лишь предлог. • В связи с появлением новых российских инспекционных са молётов в США прошла кам пания по их запрету институтов международной безо- пасности. Систематически и, главное, последовательно все эти три десяти летия шёл процесс ликвидации всей си стемы контроля над вооружениями, так как в Вашингтоне считали и продолжа ют, по сути, считать, что единственной оставшейся сверх державе такая сис тема не нужна. в связи с высокими разведывательны ми характеристи ками. Пик кризиса пришёлся на ап рель 2014 года, ког да американская газета WееklуStап dard опубликовала письмо четырёх членов сенатского комитета по раз ведке, в котором заявлял ось, что Россия вводит но- Ал~сеu Подберёзкин. Они могут заклю чать временные со глашения, которые вые самолёты, ко- торые "поддерживают обору дование для цифровой фото съёмки, РЛС бокового обзора с синтезированной аппаратурой и инфракрасное оборудование". В итоге 18 апреля того года США запретили России инспекцион ный полёт. После этого претензии США к России стали нарастать. Так, американцы начали обвинять нашу страну, что она не допус кает их контролёров в зону рос сийско-украинской границы. По том в Вашингтоне решили до биваться полётов "над всей Москвой, Чечнёй, Калинингра дом" и воздушной съёмки погра ничной зоны вблизи Абхазии и Южной Осетии. У России были свои вопросы к американцам. Мы предлагали решать все спор ные проблемы в рамках спе циальной комиссии. Но в Ва шингтоне предпочли выйти из договора, о чём Дональд Трамп заявил в мае прошлого года. Пришедшая к власти адми нистрация Джо Байдена под твердила это решение, офи циально уведомив в мае ны нешнего года Москву о неготов ности возвращаться в ДОН - Договор по открытому небу. В этой связи наша страна была вынуждена пойти на денонса цию договора. То есть это был ответный шаг России на дейст вия США. - Как известно, Договор по открытому небу далеко не единственный договор, от которых отказались США. По сути, на сегодня система международной бе зопасности осталась без инструментов контроля над вооружениями,есл~конечно, не считать Договор СНВ-З, который Россия и США до говорились продлить ещё на пять лет ... - Это не случайно. Ещё в 1990-х США потеряли всякий интерес к ограничению и сокращению воо ружений и военной техники, а также военной деятельности по тому, что в России шёл бурный процесс самоликвидации воен ных возможностей, а страны - бывшие члены Организации Варшавского договора активно превращались в членов НАТО. Учитывая это, США сознательно развивали параллельно два процесса: во-первых, наращива ли свои военные возможности по всему спектру - от стратегиче ских наступательных и оборони тельных вооружений до сил спе циальных операций и, во-вторых, уничтожали договорённости по ограничению и сокращению воо ружений либо вообще шли на ликвидацию созданных прежде преследуют цель ог раничить развитие тех или иных конкретных систем России или других стран, которые имеют преимущество над США в ка ких-то областях. Так было, на пример, когда мы опережали США в области систем ПРО - был подписан Договор по ПРО от 1972 года. Или в области стратегиче ских наступательных вооруже ний, когда США пытались - и не безуспешно - ограничить развёр тывание наших "тяжёлых" МБР. Переговоры по контролю над вооружениями, повторю, всегда нужны Соединённым Штатам только как временные ограни чения, налагаемые на СССР, а теперь - Российскую Федерацию. Такими они для них и останутся. Иллюзий питать не стоит. - То есть вы хотите ска зать, что в Вашингтоне ру ководствовались именно эти ми соображениями, пойдя на продление СНВ-З? - Как известно, предыдущая, республиканская, администра ция, откладывая продление это го соглашения, надеялась на то, что мы пойдём на односторон ние уступки. Прежде всего в об ласти испытания и развёртыва ния новых систем оружия, на пример тяжёлых ракет повы шенной дальности с маневри рующими боеголовками, гипер звуковых систем, неядерного вы сокоточного оружия, способного выполнять функции стратегиче ских ядерных сил ... Кроме того, в Вашингтоне считали, что к дву стороннему соглашению Москва должна привлечь Пекин, кото рый категорически отказывался от участия в каких-либо пере говорах по сокращению страте гического или любого другого оружия. После того как эти надежды не оправдались, Белый дом при новой администрации всё же пошёл на продление СНВ-3. Этот договор позволяет им про должать отслеживать ход раз вития и модернизации страте гических сил ядерного сдержи вания. А с другой стороны, США взяли паузу для развития новых систем оружия, причём не толь ко и даже не столько страте гических, сколько высокоточного оружия в неядерном оснащении, но способного выполнять стра тегические задачи. Так, например, на сегодняш ний день на море и на суше, а также в воздушных носителях уже размещено порядка шести ты сяч крылатых и аэробаллистиче ских ракет, которые, как пока- • зывает опыт Сирии, могут нанес ти высокоточные и синхронизи рованные удары с разных стра тегических направлений и раз ных носителей - самолётов, над водных кораблей, подводных ло док. Задача - повысить точность и дальность этих ракет нового поколения, которые, кстати, не ограничены договорённостями. При всех этих расчётах Соеди нённых Штатов нельзя не под черкнуть, что продление СНВ-3 выгодно и России, и миру в це лом. Прежде всего тем, что до говор избавляет нас от нового витка дорогостоящей и опасной гонки вооружений. А кроме того, даёт нам возможность знать, что и как делают США в области своих стратегических ядерных сил. И не только в этой области. Договор позволяет нам быть в курсе, как будет проходить мо дернизация ядерных вооруже ний СШд. - Вопросы обеспечения стратегической стабиль ности - одни из главных на встрече Владимира Путина и Джо БаЙдена ... - Бесспорно, вопросы обес печения стратегической ста бильности и поддержания конт роля над вооружениями оста ются центральной темой рос сийско-американских отноше ний. И не приходится особо объ- катастрофическим последствиям. Поэтому, повторюсь, вопросы стратегической стабильности, конечно же, обсуждались на встрече лидеров России и США, но что касается конкретных ре шений ... - Что в целом вы ожидаете от этой встречи в верхах? - В принципе любая встреча лидеров хороша. Тем более се годня, когда отношения между Россией и США находятся в глу боком кризисе, когда все кон такты на официальном уровне оказались прерванными и сто роны регулярно обмениваются жёсткими заявлениями, порой выходящими за рамки обычной дипломатической практики. Что бы диалог был успешным и при нёс позитивные результаты, на до, чтобы "танго танцевали двое", как образно на днях выразился Вопросы обеспечения стратеrической стабильности и поддержания контроля над вооружениями остаются центральной темой российско-американских от ношений яснять, почему они заняли долж ное место на переговорах Вла димира Путина и Джо БаЙдена. Конечно, хотелось бы, чтобы ре зультаты этой встречи послужили толчком для начала совместной работы по выработке новой мо дели контроля, которая бы в большей мере отражала воен но-политические и военно-тех нические реалии XXI века. Однако следует учитывать то обстоятельство, что мы совер шенно по-разному понимаем, что такое "стратегическая ста бильность". Россия видит в ней основу для развития сотрудни чества со всеми странами на основе взаимного уважения, равноправия, поиска баланса интересов. И посему наша страна выступает за укрепление стра тегической стабильности. С этой целью она сегодня продвигает целую серию инициатив по недо пущению полного развала дого ворённостей в сфере контроля над вооружениями. Соединённые Штаты в поня тие стратегической стабильнос ти вкладывают возможность продвижения по планете амери канских интересов, навязывания другим странам своего образа жизни, в том числе и с помощью применения военной силы. По этому есть основания утверж дать: в Вашингтоне не заинте ресованы в обеспечении равной безопасности для всех госу дарств и действительной стра тегической стабильности. Дело в том, что, как, видимо, предполагают американцы, при определённых условиях, а имен но, когда другие силовые средст ва (экономические, информа ционные, когнитивные, полити ко-дипломатические и т.д.) про тив России окажутся бесполез ны, - им придётся перейти к по литике "силового принуждения". А она, замечу, включает и воен ный этап эскалации, который должен быть для них макси мально безопасным, менее рис кованным, то есть не привести к министр иностранных дел Рос сии Сергей Викторович Лавров. Если кто-то танцует брейк-данс, то танго не получается ... - Сегодня в медиа- и экс пертном сообществе выска зываются различные прогно зы относительно тактики наших американских партнё ров при диалоге с Московой, можно встретить и мнение, что дело может дойти до ультиматумов ... - Естественно, при такой позиции не может быть и речи об улучшении российско-аме риканских отношений. Россия готова к диалогу, но на равных условиях. Так или иначе в лю бом случае откровенно обме няться мнениями на высшем уровне, даже при наличии рас хождений, которые многим ка жутся непреодолимыми, по лезно. - Переговорылидеров Рос сии и США по времени про ходят после саммита НАТО, на котором Вашингтон на мерен был добиваться от своих союзников наращива ния усилий по "сдерживанию России и Китая". Что вы ска жете по этому поводу? Идёт возврат к дотрамповской по литике? - Во-первых, для Джо Байдена было важно на саммите НАТО продемонстрировать европей ским союзникам, что он готов восстановить с ними отношения, которые были значительно по дорваны при Трампе. Как извест но, одним из проблемных воп росов был объём бюджетных трат участников Североатлан тического альянса на оборону. Дональд Трамп на протяжении своего президентского срока по следовательно критиковал евро пейских союзников за то, что те, по его мнению, выделяют на эти цели меньше предписанных пра вилами альянса двух процентов от ВВП. Кроме того, в 2019 году он добился утверждения новой формулы бюджета альянса, со гласно которой доля отчислений США сокращал ась с 22 до 16 процентов. Вряд ли Байден откажется от этих требований, но в их продви жении он будет действовать не столь категорично, как Трамп, и всячески подчёркивать едине ние интересов союзников по НАТО. Во-вторых, Байден настаивает на наращивании усилий альянса в противостоянии технологиче ской и экономической мощи Ки тая при нейтрализации, как вы ражаются за океаном, "оппор тунистического" влияния России, которое может этому помешать. Если обобщать, то на сам мите • 18 июня 2021 года НАТО должна была быть под тверждена верность широкой "западной коалиции", продек ларирована единая внешняя и технологическая политика по от ношению к Китаю и России. Кста ти, на это направлена и новая стратегическая концепция НАТО, в разработке которой главную скрипку играл Пентагон и кото рую планируется принять на ны нешнем саммите альянса. Пред ставляя её в феврале, генсек НАТО Йенс Столтенберг указы вал, что цель концепции состоит в объединении всех сил для того, "чтобы противостоять тем, кто не разделяет наши ценности, - та- ким странам, как Россия и Ки тай". В самом документе отмечает ся, что мир возвращается к "гео политической конкуренции" и "противостоянию систем", одна ко и сам становится многополяр ным. Альянс вновь сталкивается с вызовами и должен быть готов реагировать на новые угрозы, которые могут иметь вид как цифровых дезинформационных кампаний, так и атак с приме нением химического оружия или "разрушительных технологий", например, гиперзвукового ору жия. - Выступая за укрепление международной безопасности и восстановление доверия на мировой арене, Россия тем не менее не может не учиты вать те военные приготов ления, которые ведут у её границ США со своими союз никами по НАТО, и вынуждена уделять повышенное внима ние обеспечению своей оборо носпособности. - Здесь не может быть ни каких сомнений. Нам нужно трез во оценивать складывающую военно-политическую обстанов ку в Европе и мире в целом. Не стоит искусственно насаждать оптимизм, что уже однажды до рого нам стоило. Руководство страны это прекрасно понимает и принимает самые активные и эффективные меры по укреп лению обороноспособности на шего государства, повышению боеготовности Вооружённых сил РФ. Наша армия ежегодно по лучает тысячи новых и модер низированных образцов воен ной техники. Сегодня доля со временных вооружений в вой сках превышает 70 процентов. Россия занимает лидирующие позиции в мире по целому списку военных технологий. Взять тот же ракетный комплекс "Аван гард", противокорабельный "Циркон" или авиационный "Кин жал". Не сомневаюсь, что на НАТО отрезвляюще подействовали и недавние слова министра обо роны РФ генерала армии Сергея Шойгу о том, что в ответ на воен ные приготовления Североат лантического альянса Россия уже в этом году разместит на своих западных рубежах почти 20 новых соединений и частей. И они все будут оснащены совре менными вооружениями и тех никой. Вместе с тем считаю, что в от вете за безопасность Отечества не только Вооружённые силы, но и все государственные струк туры, всё общество. Жизнь по казывает, что нужна также идео логическая и организационная мобилизация, концентрация об щества, избавление, простите за резкость, от "вечных конфор мистов". Особую важность приоб ретает сегодня работа с моло дёжью, подрастающим поколе нием. Они нуждаются в госу дарственной поддержке и пред сказуемости жизненных перс пектив. Необходимо также акти визировать патриотическое вос питание молодого поколения, основной задачей которого должно стать формирование у него гордости за свою Родину, за её народных героев, заинте ресованности в укреплении госу дарственности и державности России, обеспечении её нацио нальной безопасности. Ведь в конечном счёте побеждают не военные системы, а люди, кото рые ими управляют и командуют. Беседова.л Владимир КУЗАРЬ, •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz