На страже Заполярья. 2021 год. Июнь.
18 июня 2021 года *: на стrаЖI 3aIIDлlrы БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЬIШЕ ВСЕГО Профессионалы из морской пехоты постигают науку побеждать .. Ф, Кстати, разведчики совершают прыжки, как правило, с парашютами спе циальных систем. На них они мо гут десантироваться в тыл про тивника на удаление за тридцать километров от назначенного объекта. ... Коснувшись ногами земли и едва освободившись от подвес ной системы, гвардии майор довые" парашютисты, которым нужно всего-навсего выполнить установленную норму прыжков. - Сейчас совершают парашют ные прыжки военнослужащие, проходящие службу по контрак ту, - даёт пояснения заместитель командира соединения мор ской пехоты по воздушно-де сантной подготовке подполков ник Виталий Некрасов, который ных прыжков. Нынешним днём они не заканчиваются. Будем и дальше продолжать в зависи мости от погодных условий и наличия воздушного транспорта. Должен заметить, что непосред ственно перед каждым практи чески м занятием все парашю тисты, которым предстоит под ниматься в небо, получают до пуски на нашей учебно-мате риальной базе. Тем временем воздушное суд но, сделав разворот, направ ляется к месту десантирования. В эфир летит команда руково дителя выброски: - Выход на боевой - разрешаю! Винтокрылая машина ложит ся на курс, к точке десантирова ния морских пехотинцев. Секун ды - и опять за летательным ап паратом потянул ась цепочка раскрывшихся белоснежных па рашютных куполов. Так, в обязанности старшего лейтенанта Павла Комиссарова входит постоянное наблюдение за площадкой приземления, чтобы там не оказалось какой- либо техники, животных, посто- ронних людей, что обеспечивает безопасность приземления. Также он ведёт учёт корабель ных групп, руководит работой наряда по площадке. Если вдруг у приземлившегося парашютиста возникнут трудности, военнослу жащие из состава наряда не медленно придут на помощь. Здесь же находится дежурный врач лейтенант медицинской службы Константин Зотов. Как только десантники при землились, гвардии майор Анд рей Гладков даёт новую команду экипажу вертолёта, которым руко водит капитан Григорий Азанов: - Выброску наблюдаю. Вам заход на второй круг. И тут же поясняет: Точное nризе.м..4ение. Зстр. Тут же с земли дежурный по площадке приземления стар ший лейтенант Павел Комисса ров, используя мегафон, даёт па рашютистам указание, слышное на всю округу: ----------------------------- Перед те.м, lcalC oМopclCue nехотинцы nоднu.мутся на борт воз душного судна, старшиd леdтенант Иван HumlCUH тщательно nроверяem lCjJеnление noдвecнod систе.мы nарашюта. Андрей Гладков приступает к выполнению обязанностей руко водителя выброски. В его задачу входит корректировка действий экипажа воздушного судна над площадкой при проведении де сантирования. Вертолёт, совершив пролёт над полем и высадив парашю тистов, заходит на посадку. К не му тут же устремляется корабель ная группа морских пехотинцев, сформированная для соверше ния прыжка. Как правило, эти группы состоят из личного соста ва одного подразделения - отде ления, взвода, роты. Десантиро ваться первыми были назначе ны парни десантно-штурмового взвода под командованием стар шего лейтенанта Олега Колосо ва. Вместе с ними поднимается в небо и старший сержант Алек сандр Морошкин. Он командир десантно-штурмового отделе ния, но, помимо этого, нештатно выполняет обязанности инс труктора по воздушно-десантной подготовке, в совершенстве вла деет всеми парашютными си стемами, которыми оснащены подразделения морской пехоты, получил необходимые допуски для прыжков с различной высо ты и разной степени сложности. Без преувеличения можно сказать, что старший сержант Морошкин - настоящий фанат этого дела, и в этот раз ему пред стоит выполнять на борту вер толёта функции выпускающего. Морские пехотинцы без суеты занимают места в воздушном судне. Мгновение - и винтокры лая машина в воздухе. Гвардии майор Гладков даёт экипажу команду: руководит этим занятием. - Сре ди парашютистов в данный мо мент нет тех, кто совершает пер вый прыжок. На поле только те, кто уже имеет определённый опыт десантирования. Тем не менее "перворазники" и матро сы, проходящие службу по при зыву, К парашютным прыжкам подготовлены, прошли теорети ческое обучение, в полном объ ёме освоили на тренажёрах воз душно-десантного комплекса все необходимые упражнения. Но климатические условия в пер вом полугодии выдались для них не совсем благоприятными. И в этот раз их не взяли только по тому, что погода не очень рас полагает к первой пробе сил. Например, при десантировании новичков скорость ветра при приземлении не должна пре вышать 4 метров в секунду, а сегодня она достигает порывами 5-6 метров. Как раз подходящие условия для тех, кто уже не раз выходил в синеву через рампу вертолёта. Всего в нынешнем году мы провели уже 50 занятий по воздушно-десантной подго товке с выполнением парашют- - Развернуться по ветру! Такое распоряжение не лиш нее и, скорее всего, более чем своевременное. Парашютистам для безопасного приземления необходимо учитывать этот фак тор, своевременно реагировать на команду и принимать меры, чтобы быть готовыми к встрече с землёЙ. Чтобы десантникам было про ще разобраться с направлени ем ветра, на поле, где проводит ся занятие, выложена огромная стрелка, указывающая, с какой стороны он дует. С высоты птичь его полёта она прекрасно видна, но всё же подкорректировать их действия в воздухе бывает порой необходимо. В этих же целях раз вевается полосатый чулок "кол дуна" и установленного ветро указателя. В реальных условиях ни ру ководителя выброски, ни этой стрелки, ни дежурного по пло щадке приземления не будет. Вполне понятно, почему. Но, ког да идут занятия по ВДП и "чёр ные береты" совершенствуют навыки штурмовать противника не только с моря, но и буквально сваливаться ему с неба прямо на голову, меры предосторож ности и безопасности необхо димы. ___ ......... 0:-- - С машины в воздухе не вид- но, как прошло десантирование. Поэтому нужно с земли сооб щать его результаты. И снова винтокрылая машина проходит над полем, оставляя за собой висящих в воздухе на па рашютах морских пехотинцев. Раз за разом корабельные группы поднимаются на борт воздушного судна. Перед тем как совершить прыжок, выпускаю щий одной из групп старший сер- следующую корабельную группу. Парашютисты на линии старта выстраиваются в колонну, прежде всего по весу: кто потяжелей - ста новятся вперёд, более лёгкие - сзади. Затем он проверяет пра вильность крепления подвес ной системы парашюта, оружия и снаряжения, контровки. Также смотрит, чтобы все карабины бы ли застёгнуты, как надо, надёжно ли подвешен запасной парашют, в воздухе действуем быстро и без задержек. Как только один переступил через рампу, второй сразу же становится на его место. И эта очерёдность не должна прерываться ни на секунду жант Роман Сёмин ещё на зем ле инструктирует своих сослу живцев: - В воздухе действуем быстро и без задержек. Как только один переступил через рампу, второй сразу же становится на его мес то. И эта очерёдность не должна прерываться ни на секунду. Со следующей группой выпус кающим идёт уже старший сер жант Андрей Трофимов. Нужно заметить, что эти парни доста точно опытные парашютисты, выполняют обязанности нештат ных инструкторов по воздушно десантной подготовке, соверша ют прыжки с парашютами спе циального назначения. - Сейчас будут десантировать ся разведчики, - информирует заместитель командира десант но-штурмового батальона по воздушно-десантной подготовке майор Александр Каунов. - У них задание несколько другое - со вершить прыжок с обычным па рашютом с задержкой его рас крытия. В отличие от военнослу жащих ДШБ, они выходят на вы соте 1200 метров, а открывают купол на 700 метрах. Понятно, что для выполнения такой зада чи нужны соответствующая под готовка и немалый опыт выпол нения парашютных прыжков. зачекована ли стабилизирующая система на ранце. Потом по его команде десантники закрывают друг у друга клапаны шнура вклю чения страхующего прибора и двухконусного замка. - Безопасность превыше все го, - рассказывает Иван Нико лаевич. - Поэтому всё так тща тельно, по несколько раз прове ряется перед прыжком. Напри мер, прибыв на занятие в поле, сначала выставляем парашюты в козлы, осматриваем всю пара шютную и стабилизирующую си стемы, страхующие приборы. Как только всё необходимое для прыжка будет надето, проверку осуществляет сначала прибо рист батальона прапорщик Илья Волков, затем я. И лишь после этого можно подниматься на борт воздушного судна. Снова вертолёт в воздухе. Очередная корабельная группа выполняет прыжки. - Пятый год пошёл, как я начал прыгать с парашютом, вот и сегодня уже выполнил один пры жок, - делится впечатлением ко мандир десантно-штурмового от деления сержант Максим Стад ник. - До закрытия годовой нор мы остался ещё один. Думаю, что на этом занятии её выполню. Всё зависит от авиации. Нравится мне это, интересно. Когда ле тишь в воздухе, появляется чувст во, которое не передать словами. С одной стороны, вроде бы и страшновато, с другой - хочется ещё раз совершить прыжок, ис пытать себя. Ведь нужно иметь самообладание, чтобы ступить из воздушного судна в пустоту, быть готовым к любым разви тиям ситуации. Авиаторы, выработав запас топлива, возвращаются на аэро дром. Завершается тренировоч ное десантирование и у морских пехотинцев. Они начинают соби рать имущество, чтобы убыть к месту постоянной дислокации. - Все справились с постав ленной задачей, - комментирует ход занятия майор Александр Каунов. - Главное в нём было выработать у военнослужащих умение совершать парашютные прыжки в соответствии с зада ниями командования. Напри мер, сейчас десантировались с оружием и снаряжением. Что несколько сложнее, чем пры жок "налегке". Замечаний ника ких не было. Кстати, в числе десантников был и командир десантно-штур мового батальона подполков ник Илья Титов. В ходе занятия он совершил свой 72-й прыжок с парашютом. Офицеры любого воинского коллектива обязаны быть примером для своих подчи нённых. Они С одинаковой уве ренностью решают задачи бое вой учёбы разного уровня, мето дически грамотно обучают науке побеждать личный состав под разделений. - Без сомнения можно ска зать, что десантирование в этот раз прошло без замечаний, с хо рошей оценкой, - подводит итоги подполковник Илья Титов. - Для нас это важно. "Чёрные береты" должны с одинаковой эффектив ностью атаковать противника как с моря, так и с воздуха. Этому учимся постоянно. - Работу разрешаю. Вертолёт поднимается на нужную высоту. В данном случае морские пехотинцы совершают прыжки с 600 метров. Это самое оптимальное удаление от земли для проведения тренировочного десантирования. Тем более что в этом занятии в основном за действованы, так сказать, "ря- ВЫnУClCающиd старшиd сержант Ро.ман Сё.мин 1C0нтролирует nосаiЖу в вертолёт 1C0рабельноd группы. Перед тем как морские пехо тинцы поднимутся на борт верто лёта, заместитель командира десантно-штурмовой роты - инс труктор по воздушно-десантной подготовке старший лейтенант Иван Ниткин на специально от ведённой площадке формирует Для военнослужащих соединения морской nехоты стало не пременным правилом все мероприятия боевой подготовки проводить с высоким качеством. Независимо от того, какой они сложности - обычные стрельбы, тактико-строевые заня тия с экипажами десантных кораблей или воздушно-десантная подготовка. Ведь они - nрофессионалы. И этим всё сказано. "мыI ВИДЕЛИ РОЖДЕНИЕ КОРАБЛЯ" Экипаж БДК "Пётр Моргунов" по достоинству оценил его возможности .. Ф, Нет необходи- мости находить ся в машинном отделении для изменения скорости, - рассказал старшина мотор ной команды прапорщик Вячеслав Дрожжин. - От кораблей более раннего года постройки наш БДК отличается ещё и разме ром. У нас танковый трюм намного больше, можно выезжать на верхнюю палу бу, есть вертолётный ангар, в котором могут стоять два вертолёта, очень комфорт ные условия для десанта. Как заверяет экипаж, на новом корабле всё проду мано: откажет одна систе ма, сразу заработает дуб лирующая, при поломке автоматики управление дизелями, компрессорами можно вести с местного поста. Если уж и тут что-то пойдёт не так, то есть ава рийное управление непо средственно на двигателе. Но расслабляться у моря- • ков точно не получится, потому что борьба за жи вучесть - неотъемлемая часть подготовки. - С момента завершения постройки мы регулярно проводим тренировки по разным сценариям, вклю чая самые невероятные, потому сейчас уверенно ощупь или с фонариком, мы должны выполнить все за дачи. С восторгом в глазах Вя чеслав Дрожжин вспоми нает, как экипаж проходил обучение в Санкт-Петербур ге в течение двух месяцев, а после этого отправился в Калининград на завод "Ян- Главное оружие боль шого десантного корабля, как ясно из названия, его десант. Для него на БДК "Пётр Моргунов" есть носо вое и кормовое высадоч ное устройство. - В мои обязанности вхо дит открытие носового вы садочного устройства, куда "Пётр Моргунов" является вторым БДК, построенным по проекту 11711 разработки Невского проектно-конструкторского бюро. При его строительстве использовались самые современные технологии. И это уже успел оценить экипаж, который не может нарадоваться тому, насколько корабль соответствует времени можем сказать, что готовы ко всему. И "затопление" бывает у нас регулярно, и "пожары" тушим, - продолжа ет прапорщик Дрожжин. - На занятиях мы отрабаты ваем разные вводные. К примеру, в машинном от делении пропало элект ричество. И в темноте, на тарь", где строили БДК "Пётр Моргунов": - Мы фактически видели рождение корабля! Мы бы ли здесь, когда он имел аб солютно другой вид: не бы ло ни освещения, ни вен тиляции, да ничего ещё не было. Потом потихоньку всё менялось. • заезжает спецтехника, тан ки с необорудованного по бережья, а также кормово го, где мы можем высадить или принять десант, - объ ясняет старшина моторной команды. - Кроме того, я обеспечиваю работоспо собность главной энергети ческой установки, нужно следить за работой главно го двигателя, вспомога тельных дизель-генерато ров, которые вырабатывают электроэнергию для нужд корабля, компрессоров для запуска дизелей. Рассказывая о своих обя занностях, Вячеслав Дрож жин не опирается исключи тельно на теорию, потому что все навыки ему уже при ходилось при менять на практике. - Мы же участвовали в испытаниях, которые про ходили в Балтийске. В море выходили довольно часто, постепенно осваивая уп равление кораБЛёМ. В ходе тех испытаний мы и десант на необорудованное побе режье высаживали, и танки, бронетранспортёры, само ходные артустановки с при чала принимали, - говорит Вячеслав Дрожжин. - Ко нечно, надо было сначала "притереться" к каждому узлу, к каждому агрегату. К • А..4еlCсандр БОНДАРЬ. Фото автора. И перед сенсорны.ми nанеля.мu , и в .машинно.м отде..4eJШи ВячеС..4ав Дрожжин от..4ично справляется со свои.ми обя занностямu. тому же у любой техники есть свойство ломаться, и на стадии испытаний мы мог ли увидеть, где и какие по ломки возможны, учились их устранять. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что корабль даже превзо шёл мои ожидания. К тому же я родом из Севастополя, поэтому особенно горд слу жить на БДК, который носит такое имя. Пока БДК "Пётр Моргу- нов" находится у причала, экипаж занимается под готовкой матчасти, про веркой готовности к выходу в море, ведь приказ может поступить в любой момент. С первой задачей курса боевой подготовки над водных кораблей моряки справились. И приступ или к выполнению задач уже в Баренцевом море. Анна ВИХРОВА. Фото автора. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz