На страже Заполярья. 2021 год. Июнь.

18 июня 2021 года *: на стrаЖI 3aIIDлlrы БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЬIШЕ ВСЕГО Профессионалы из морской пехоты постигают науку побеждать .. Ф, Кстати, разведчики совершают прыжки, как правило, с парашютами спе­ циальных систем. На них они мо­ гут десантироваться в тыл про­ тивника на удаление за тридцать километров от назначенного объекта. ... Коснувшись ногами земли и едва освободившись от подвес­ ной системы, гвардии майор довые" парашютисты, которым нужно всего-навсего выполнить установленную норму прыжков. - Сейчас совершают парашют­ ные прыжки военнослужащие, проходящие службу по контрак­ ту, - даёт пояснения заместитель командира соединения мор­ ской пехоты по воздушно-де­ сантной подготовке подполков­ ник Виталий Некрасов, который ных прыжков. Нынешним днём они не заканчиваются. Будем и дальше продолжать в зависи­ мости от погодных условий и наличия воздушного транспорта. Должен заметить, что непосред­ ственно перед каждым практи­ чески м занятием все парашю­ тисты, которым предстоит под­ ниматься в небо, получают до­ пуски на нашей учебно-мате­ риальной базе. Тем временем воздушное суд­ но, сделав разворот, направ­ ляется к месту десантирования. В эфир летит команда руково­ дителя выброски: - Выход на боевой - разрешаю! Винтокрылая машина ложит­ ся на курс, к точке десантирова­ ния морских пехотинцев. Секун­ ды - и опять за летательным ап­ паратом потянул ась цепочка раскрывшихся белоснежных па­ рашютных куполов. Так, в обязанности старшего лейтенанта Павла Комиссарова входит постоянное наблюдение за площадкой приземления, чтобы там не оказалось какой- либо техники, животных, посто- ронних людей, что обеспечивает безопасность приземления. Также он ведёт учёт корабель­ ных групп, руководит работой наряда по площадке. Если вдруг у приземлившегося парашютиста возникнут трудности, военнослу­ жащие из состава наряда не­ медленно придут на помощь. Здесь же находится дежурный врач лейтенант медицинской службы Константин Зотов. Как только десантники при­ землились, гвардии майор Анд­ рей Гладков даёт новую команду экипажу вертолёта, которым руко­ водит капитан Григорий Азанов: - Выброску наблюдаю. Вам заход на второй круг. И тут же поясняет: Точное nризе.м..4ение. Зстр. Тут же с земли дежурный по площадке приземления стар­ ший лейтенант Павел Комисса­ ров, используя мегафон, даёт па­ рашютистам указание, слышное на всю округу: ----------------------------- Перед те.м, lcalC oМopclCue nехотинцы nоднu.мутся на борт воз­ душного судна, старшиd леdтенант Иван HumlCUH тщательно nроверяem lCjJеnление noдвecнod систе.мы nарашюта. Андрей Гладков приступает к выполнению обязанностей руко­ водителя выброски. В его задачу входит корректировка действий экипажа воздушного судна над площадкой при проведении де­ сантирования. Вертолёт, совершив пролёт над полем и высадив парашю­ тистов, заходит на посадку. К не­ му тут же устремляется корабель­ ная группа морских пехотинцев, сформированная для соверше­ ния прыжка. Как правило, эти группы состоят из личного соста­ ва одного подразделения - отде­ ления, взвода, роты. Десантиро­ ваться первыми были назначе­ ны парни десантно-штурмового взвода под командованием стар­ шего лейтенанта Олега Колосо­ ва. Вместе с ними поднимается в небо и старший сержант Алек­ сандр Морошкин. Он командир десантно-штурмового отделе­ ния, но, помимо этого, нештатно выполняет обязанности инс­ труктора по воздушно-десантной подготовке, в совершенстве вла­ деет всеми парашютными си­ стемами, которыми оснащены подразделения морской пехоты, получил необходимые допуски для прыжков с различной высо­ ты и разной степени сложности. Без преувеличения можно сказать, что старший сержант Морошкин - настоящий фанат этого дела, и в этот раз ему пред­ стоит выполнять на борту вер­ толёта функции выпускающего. Морские пехотинцы без суеты занимают места в воздушном судне. Мгновение - и винтокры­ лая машина в воздухе. Гвардии майор Гладков даёт экипажу команду: руководит этим занятием. - Сре­ ди парашютистов в данный мо­ мент нет тех, кто совершает пер­ вый прыжок. На поле только те, кто уже имеет определённый опыт десантирования. Тем не менее "перворазники" и матро­ сы, проходящие службу по при­ зыву, К парашютным прыжкам подготовлены, прошли теорети­ ческое обучение, в полном объ­ ёме освоили на тренажёрах воз­ душно-десантного комплекса все необходимые упражнения. Но климатические условия в пер­ вом полугодии выдались для них не совсем благоприятными. И в этот раз их не взяли только по­ тому, что погода не очень рас­ полагает к первой пробе сил. Например, при десантировании новичков скорость ветра при приземлении не должна пре­ вышать 4 метров в секунду, а сегодня она достигает порывами 5-6 метров. Как раз подходящие условия для тех, кто уже не раз выходил в синеву через рампу вертолёта. Всего в нынешнем году мы провели уже 50 занятий по воздушно-десантной подго­ товке с выполнением парашют- - Развернуться по ветру! Такое распоряжение не лиш­ нее и, скорее всего, более чем своевременное. Парашютистам для безопасного приземления необходимо учитывать этот фак­ тор, своевременно реагировать на команду и принимать меры, чтобы быть готовыми к встрече с землёЙ. Чтобы десантникам было про­ ще разобраться с направлени­ ем ветра, на поле, где проводит­ ся занятие, выложена огромная стрелка, указывающая, с какой стороны он дует. С высоты птичь­ его полёта она прекрасно видна, но всё же подкорректировать их действия в воздухе бывает порой необходимо. В этих же целях раз­ вевается полосатый чулок "кол­ дуна" и установленного ветро­ указателя. В реальных условиях ни ру­ ководителя выброски, ни этой стрелки, ни дежурного по пло­ щадке приземления не будет. Вполне понятно, почему. Но, ког­ да идут занятия по ВДП и "чёр­ ные береты" совершенствуют навыки штурмовать противника не только с моря, но и буквально сваливаться ему с неба прямо на голову, меры предосторож­ ности и безопасности необхо­ димы. ___ ......... 0:-- - С машины в воздухе не вид- но, как прошло десантирование. Поэтому нужно с земли сооб­ щать его результаты. И снова винтокрылая машина проходит над полем, оставляя за собой висящих в воздухе на па­ рашютах морских пехотинцев. Раз за разом корабельные группы поднимаются на борт воздушного судна. Перед тем как совершить прыжок, выпускаю­ щий одной из групп старший сер- следующую корабельную группу. Парашютисты на линии старта выстраиваются в колонну, прежде всего по весу: кто потяжелей - ста­ новятся вперёд, более лёгкие - сзади. Затем он проверяет пра­ вильность крепления подвес­ ной системы парашюта, оружия и снаряжения, контровки. Также смотрит, чтобы все карабины бы­ ли застёгнуты, как надо, надёжно ли подвешен запасной парашют, в воздухе действуем быстро и без задержек. Как только один переступил через рампу, второй сразу же становится на его место. И эта очерёдность не должна прерываться ни на секунду жант Роман Сёмин ещё на зем­ ле инструктирует своих сослу­ живцев: - В воздухе действуем быстро и без задержек. Как только один переступил через рампу, второй сразу же становится на его мес­ то. И эта очерёдность не должна прерываться ни на секунду. Со следующей группой выпус­ кающим идёт уже старший сер­ жант Андрей Трофимов. Нужно заметить, что эти парни доста­ точно опытные парашютисты, выполняют обязанности нештат­ ных инструкторов по воздушно­ десантной подготовке, соверша­ ют прыжки с парашютами спе­ циального назначения. - Сейчас будут десантировать­ ся разведчики, - информирует заместитель командира десант­ но-штурмового батальона по воздушно-десантной подготовке майор Александр Каунов. - У них задание несколько другое - со­ вершить прыжок с обычным па­ рашютом с задержкой его рас­ крытия. В отличие от военнослу­ жащих ДШБ, они выходят на вы­ соте 1200 метров, а открывают купол на 700 метрах. Понятно, что для выполнения такой зада­ чи нужны соответствующая под­ готовка и немалый опыт выпол­ нения парашютных прыжков. зачекована ли стабилизирующая система на ранце. Потом по его команде десантники закрывают друг у друга клапаны шнура вклю­ чения страхующего прибора и двухконусного замка. - Безопасность превыше все­ го, - рассказывает Иван Нико­ лаевич. - Поэтому всё так тща­ тельно, по несколько раз прове­ ряется перед прыжком. Напри­ мер, прибыв на занятие в поле, сначала выставляем парашюты в козлы, осматриваем всю пара­ шютную и стабилизирующую си­ стемы, страхующие приборы. Как только всё необходимое для прыжка будет надето, проверку осуществляет сначала прибо­ рист батальона прапорщик Илья Волков, затем я. И лишь после этого можно подниматься на борт воздушного судна. Снова вертолёт в воздухе. Очередная корабельная группа выполняет прыжки. - Пятый год пошёл, как я начал прыгать с парашютом, вот и сегодня уже выполнил один пры­ жок, - делится впечатлением ко­ мандир десантно-штурмового от­ деления сержант Максим Стад­ ник. - До закрытия годовой нор­ мы остался ещё один. Думаю, что на этом занятии её выполню. Всё зависит от авиации. Нравится мне это, интересно. Когда ле­ тишь в воздухе, появляется чувст­ во, которое не передать словами. С одной стороны, вроде бы и страшновато, с другой - хочется ещё раз совершить прыжок, ис­ пытать себя. Ведь нужно иметь самообладание, чтобы ступить из воздушного судна в пустоту, быть готовым к любым разви­ тиям ситуации. Авиаторы, выработав запас топлива, возвращаются на аэро­ дром. Завершается тренировоч­ ное десантирование и у морских пехотинцев. Они начинают соби­ рать имущество, чтобы убыть к месту постоянной дислокации. - Все справились с постав­ ленной задачей, - комментирует ход занятия майор Александр Каунов. - Главное в нём было выработать у военнослужащих умение совершать парашютные прыжки в соответствии с зада­ ниями командования. Напри­ мер, сейчас десантировались с оружием и снаряжением. Что несколько сложнее, чем пры­ жок "налегке". Замечаний ника­ ких не было. Кстати, в числе десантников был и командир десантно-штур­ мового батальона подполков­ ник Илья Титов. В ходе занятия он совершил свой 72-й прыжок с парашютом. Офицеры любого воинского коллектива обязаны быть примером для своих подчи­ нённых. Они С одинаковой уве­ ренностью решают задачи бое­ вой учёбы разного уровня, мето­ дически грамотно обучают науке побеждать личный состав под­ разделений. - Без сомнения можно ска­ зать, что десантирование в этот раз прошло без замечаний, с хо­ рошей оценкой, - подводит итоги подполковник Илья Титов. - Для нас это важно. "Чёрные береты" должны с одинаковой эффектив­ ностью атаковать противника как с моря, так и с воздуха. Этому учимся постоянно. - Работу разрешаю. Вертолёт поднимается на нужную высоту. В данном случае морские пехотинцы совершают прыжки с 600 метров. Это самое оптимальное удаление от земли для проведения тренировочного десантирования. Тем более что в этом занятии в основном за­ действованы, так сказать, "ря- ВЫnУClCающиd старшиd сержант Ро.ман Сё.мин 1C0нтролирует nосаiЖу в вертолёт 1C0рабельноd группы. Перед тем как морские пехо­ тинцы поднимутся на борт верто­ лёта, заместитель командира десантно-штурмовой роты - инс­ труктор по воздушно-десантной подготовке старший лейтенант Иван Ниткин на специально от­ ведённой площадке формирует Для военнослужащих соединения морской nехоты стало не­ пременным правилом все мероприятия боевой подготовки проводить с высоким качеством. Независимо от того, какой они сложности - обычные стрельбы, тактико-строевые заня­ тия с экипажами десантных кораблей или воздушно-десантная подготовка. Ведь они - nрофессионалы. И этим всё сказано. "мыI ВИДЕЛИ РОЖДЕНИЕ КОРАБЛЯ" Экипаж БДК "Пётр Моргунов" по достоинству оценил его возможности .. Ф, Нет необходи- мости находить­ ся в машинном отделении для изменения скорости, - рассказал старшина мотор­ ной команды прапорщик Вячеслав Дрожжин. - От кораблей более раннего года постройки наш БДК отличается ещё и разме­ ром. У нас танковый трюм намного больше, можно выезжать на верхнюю палу­ бу, есть вертолётный ангар, в котором могут стоять два вертолёта, очень комфорт­ ные условия для десанта. Как заверяет экипаж, на новом корабле всё проду­ мано: откажет одна систе­ ма, сразу заработает дуб­ лирующая, при поломке автоматики управление дизелями, компрессорами можно вести с местного поста. Если уж и тут что-то пойдёт не так, то есть ава­ рийное управление непо­ средственно на двигателе. Но расслабляться у моря- • ков точно не получится, потому что борьба за жи­ вучесть - неотъемлемая часть подготовки. - С момента завершения постройки мы регулярно проводим тренировки по разным сценариям, вклю­ чая самые невероятные, потому сейчас уверенно ощупь или с фонариком, мы должны выполнить все за­ дачи. С восторгом в глазах Вя­ чеслав Дрожжин вспоми­ нает, как экипаж проходил обучение в Санкт-Петербур­ ге в течение двух месяцев, а после этого отправился в Калининград на завод "Ян- Главное оружие боль­ шого десантного корабля, как ясно из названия, его десант. Для него на БДК "Пётр Моргунов" есть носо­ вое и кормовое высадоч­ ное устройство. - В мои обязанности вхо­ дит открытие носового вы­ садочного устройства, куда "Пётр Моргунов" является вторым БДК, построенным по проекту 11711 разработки Невского проектно-конструкторского бюро. При его строительстве использовались самые современные технологии. И это уже успел оценить экипаж, который не может нарадоваться тому, насколько корабль соответствует времени можем сказать, что готовы ко всему. И "затопление" бывает у нас регулярно, и "пожары" тушим, - продолжа­ ет прапорщик Дрожжин. - На занятиях мы отрабаты­ ваем разные вводные. К примеру, в машинном от­ делении пропало элект­ ричество. И в темноте, на тарь", где строили БДК "Пётр Моргунов": - Мы фактически видели рождение корабля! Мы бы­ ли здесь, когда он имел аб­ солютно другой вид: не бы­ ло ни освещения, ни вен­ тиляции, да ничего ещё не было. Потом потихоньку всё менялось. • заезжает спецтехника, тан­ ки с необорудованного по­ бережья, а также кормово­ го, где мы можем высадить или принять десант, - объ­ ясняет старшина моторной команды. - Кроме того, я обеспечиваю работоспо­ собность главной энергети­ ческой установки, нужно следить за работой главно­ го двигателя, вспомога­ тельных дизель-генерато­ ров, которые вырабатывают электроэнергию для нужд корабля, компрессоров для запуска дизелей. Рассказывая о своих обя­ занностях, Вячеслав Дрож­ жин не опирается исключи­ тельно на теорию, потому что все навыки ему уже при­ ходилось при менять на практике. - Мы же участвовали в испытаниях, которые про­ ходили в Балтийске. В море выходили довольно часто, постепенно осваивая уп­ равление кораБЛёМ. В ходе тех испытаний мы и десант на необорудованное побе­ режье высаживали, и танки, бронетранспортёры, само­ ходные артустановки с при­ чала принимали, - говорит Вячеслав Дрожжин. - Ко­ нечно, надо было сначала "притереться" к каждому узлу, к каждому агрегату. К • А..4еlCсандр БОНДАРЬ. Фото автора. И перед сенсорны.ми nанеля.мu , и в .машинно.м отде..4eJШи ВячеС..4ав Дрожжин от..4ично справляется со свои.ми обя­ занностямu. тому же у любой техники есть свойство ломаться, и на стадии испытаний мы мог­ ли увидеть, где и какие по­ ломки возможны, учились их устранять. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что корабль даже превзо­ шёл мои ожидания. К тому же я родом из Севастополя, поэтому особенно горд слу­ жить на БДК, который носит такое имя. Пока БДК "Пётр Моргу- нов" находится у причала, экипаж занимается под­ готовкой матчасти, про­ веркой готовности к выходу в море, ведь приказ может поступить в любой момент. С первой задачей курса боевой подготовки над­ водных кораблей моряки справились. И приступ или к выполнению задач уже в Баренцевом море. Анна ВИХРОВА. Фото автора. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz