На страже Заполярья. 2021 год. Июль.

2 июля 2021 года .. на стraЖЕ 3aIIDлlrы ЛЕТЯЩИЕ ПО ВОЛНАМ Сплочённый коллектив десантного корабля на воздушной подушке успешно решает поставленные задачи В начале 60-х годов прошлого столетия у флота появились задачи по обеспечению крупных десант­ ных операций морской пехоты и быстрой переброски войск на большие расстояния. Были построены средние и большие десантные корабли проектов 770, 1171 соответственно, а для обеспечения внезап­ ности и стремительности высадки личного состава и техники стали разрабатывать малые десантные ко­ рабли на подводных крыльях, на воздушной подушке (МДКВП) и даже экранопланы. 2017 года МДКВП принимает участие в Международных мор­ ских салонах в Санкт-Петербурге. ленные задачи. Ответ­ ственно к выполнению служебных обязаннос­ тей относятся все, но не­ которые делают свою работу лучше других. Это командир БЧ-5 стар­ ший лейтенант Алек­ сандр Чернов, его подчи­ нённый мичман Семён Федькин, старший боц­ ман главный старшина 7 стр. В конце 70-х годов был создан новый корабль проекта 12322 корабля оказывает ракетное вооружение: две пусковые уста- Управление десантными ко­ раблями на воздушной подушке имеет массу отличий: высокая скорость требует очень быстрой реакции на воздействия по курсу, крену и дифференту. Поэтому в ВМФ России только на таких кораблях за штурвалом, весьма похожим на самолётный, нахо­ дится лично командир, а не ру­ левой, которого и в штате нет. Дм итрий Пухальский, Paf(,emHbIU удар по оБЪef(,та.м береlО60U обороны неnрuятеля. связист младший сер- "Зубр", головной из которых вошёл в бо­ евой состав ВМФ в 1988 году. За всё вре­ мя производства со стапелей сошли 14 МДКВП "Зубр", два из которых в настоя­ щее время остаются на Балтийском фло­ те в составе Красно­ знамённой бригады десантных кораб­ лей. Один из них но­ сит имя начальника штаба береговых войск ВМФ России, командира брига- Капитан 3 ранга Сергей Конов уже десять лет уве­ ренно держит в своих руках штурвал "Евгения Кочешкова". жант контрактной службы Алек­ сандр Окишев, артиллерийский электрик матрос Вячеслав День- чев. Профессионалом военного дела, пользующимся в экипаже заслуженным авторитетом, яв­ ляется главный старшина Пу­ хальскиЙ. Вырос он в посёлке в 2013 году вернулся во флотский строй и стал военным профес­ сионалом - радиотелеграфистом на большом десантном корабле "Королёв". Затем перешёл на должность боцмана-комендора новейшего десантного катера "Мичман Лермонтов". Год назад главный старшина Дмитрий Пу- рийский матрос контрактной службы Вячеслав Деньчев ро­ дом из столицы Мордовии. Окон­ чил Саранский государственный пром ы шленно-эконом ически й колледж и был призван на Бал­ тийский флот. В 2007-2009 годах служил штурманским радио­ метристом на МДКВП "Евгений r лавныu С11Шршина Д.митрии Пуха..,ь~иU на посту ynрав.лe1lия аnnарелью. В 2003 году он окончил факультет ракетно-артил­ лерийского вооружения Балтийского военно-мор­ ского института имени ад­ мирала Ф.Ф. Ушакова. С тех пор вся его служба связана с кораблями на воздушной подушке. На­ чинал командиром БЧ-2 на "Евгении Кочешкове", служил в такой же долж­ ности на "Мордовии", там МДКВП "Евгений Кочешков", как и его собрат "Мордовия", даже через тридцать лет является самым большим в мире десантным кораблём на ВОздylllНой подymке. Он способен развивать скорость до 60 узлов, брать на борт до 500 десантников или боевую технику весом до 150 тонн ды морской пехоты Балтийского флота Героя Рос­ сийской Федерации генерал­ майора Евгения Кочешкова. новки С 22 направляющими в каждой для 140-мм неуправ­ ляемых реактивных снарядов, и две шестиствольные автома­ тические артиллерийские уста­ новки АК-630. же стал помощником ко­ мандира корабля. В 2011 году назначен командиром МДКВП "Евгений Кочешков". Дзержинское Славского района янтарного края. Службу по при­ зыву проходил связистом В мор­ ских частях погранвойск в Бал­ тийске. После увольнения в за­ пас длительное время работал в лесном хозяйстве, с теплотой вспоминая годы службы. В итоге хальский стал старшим боцма­ ном МДКВП "Евгений Кочешков". - Служба на таком корабле, как наш, имеет много специ­ фики, - рассказывает Дмитрий. - Мои обязанности несколько от­ личаются от традиционных боц­ манских. Мы, к примеру, не от­ Кочешков". После завершения службы по призыву гражданской жизнью наслаждался недолго и, оставив работу в полиции, в 2015 году подписал контракт, вер­ нулся в родной экипаж, и в общей сложности служит на корабле уже восьмой год. МДКВП "Евгений Кочешков", как и его собрат "Мордовия", даже через тридцать лет яв­ ляется самым большим в мире десантным кораблём на воз­ душной подушке. Он способен развивать скорость до 60 узлов, брать на борт до 500 десант­ ников или боевую технику весом до 150 тонн. Дальность пла­ вания - 300 морских миль при волнении моря до пяти баллов. Он может передвигаться по земле, преодолевая или обходя небольшие препятствия, мин­ ные заграждения, высаживать десант прямо на берег и даже в глубине обороны противника. Для корабля нет разницы - при­ нимать на борт подразделения морской пехоты с техникой с оборудованного или необорудо­ ванного побережья. МДКВП "Евгений Кочешков", половину экипажа которого со­ ставляют военнослужащие, про­ ходящие службу по призыву, неоднократно выполнял пере­ броску десантно-штурмовых под­ разделений морской пехоты с бронетранспортёрами БТР-82А, проводил высадку десанта на необорудованное побережье в районе полигона Хмелёвка, морские пехотинцы отрабаты­ вали задачи по захвату плац­ дарма. Личный состав ракетно­ артиллерийской боевой части проводил стрельбы из авто­ матических установок комплек­ са АК-630 по воздушным и над­ водным целям. - У нас нет равнодушных лю­ дей, - подчеркнул офицер. - Для экипажа стало традицией с вы­ соким качеством решать постав- - Сплочённый коллектив, хо­ роший командир, настоящее мужское дело и серьёзные за­ дачи в комплексе приносят мне удовлетворение от службы, - заверяет матрос Деньчев. Отношение к выполнению воинского долга по защите Ро­ дины личного состава МДКВП "Евгений Кочешков" в очередной раз убеждает, что наравне с мощными системами вооруже­ ния и техники именно люди являются тем нержавеющим оружием, без которого невоз­ можно выполнить задачи по предназначению. BUf(,mop МАКСИМЕНКО. Мощную огневую поддержку десанту, боевую устойчивость "Евгений Кочешков" является постоянным участником военно­ морских парадов в Балтийске, с Bыca~ oМOpcrolO десанта на необорудованное побережье в ходе таf(,тиче~ОlО учения сил Ба..,тиU~ОlО флота. даём швартовы и не швартуемся, а сходим и выходим на площад­ ку. Не при меняются у нас и кранцы - пред­ мет особой заботы любого корабельного боцмана. Одной из моих обязанностей является открытие и закрытие аппарели, что я делаю со спе­ циального боевого поста. Особенностей много, но, когда слу­ жишь в дружном кол­ лективе, трудности не страшны, товарищи всегда придут на по­ мощь. Электрик артилле- "Страж Балтики" . Фото автора и из архива zазеты. Два десятка бронетранспортёров в кильватерном строю бороздят просторы бухты Малой Лагерной. На фоне камчатских пейзажей новейшие БТР-82А на плаву совершают сложные манёвры, а после выходят на берег, рассредоточившись в боевой порядок. Всё это - учение морской пехоты, которое проходило в акватории Авачинской губы. МОРПЕХИ выIодятT НА ВОДУ Учение морской пехоты в акватории Авачинской губы Учение проводилось в несколько этапов. Первым делом подготовка к выходу на плав - герметизация и замочка, чтобы исключить попадание воды внутрь корпуса бронетранспорТё­ ра. Когда все процедуры за­ кончены, БТРы выстраива­ ются на берегу в две колон­ ны. По команде первая группа начинает движение и заходит в воду. Механики­ водители поднимают вол­ ноотводы, включают водо­ мёты и, не снижая скорости, переходят из одной стихии в другую. Выстроившись в ровную колонну, машины двигаются по сложному маршруту, совершая манёв­ ры и огибая выставленные на воде знаки. Задача - от­ работать взаимодействие между машинами на плаву и слаженность действий в составе подразделения. Экипажи должны чётко вы- • держивать дистанцию меж­ ду машинами. Кроме того, "чёрные бе­ реты" научились на плаву оказывать помощь в бук- сировке техники с заглох­ шими двигателями. Участок водного полигона в районе бухты Малой Лагерной был обследован водолазами от­ деления десантных вы­ садочных средств соеди­ нения морской пехоты. При выполнении всех упражне­ ний на воде дежурные экипажи и водолазная ко­ манда находятся в готов­ ности к немедленному ока­ занию помощи. Как и у предшественни­ ков - легендарных советских и российских БТР-80 - у на­ ших новых машин высо­ кие водоходные качества. БТР-82А имеет мореход­ ность до трёх баллов, то есть без ограничений может двигаться по водной по- верхности при высоте вол­ ны более одного метра. Но в этот день морпехам по­ везло с погодой, и бро­ нетранспортёры двигались по практически зеркальной вод­ ной глади. Выполнив за­ дачи, первая группа вышла на берег и ушла вглубь камчат­ ского леса. За­ дача второго подразделения - выход и занятие плацдарма на неподготовлен­ нам побережье. От точки старта до цели около километра по воде, на марш­ руте необходи- мо рассредото­ читься, набрать установ­ ленные боковые интер­ валы и одновременно вый­ ти на берег. Практические занятия продлятся две недели, де­ сантно-штурмовые роты в полном составе научатся высаживаться на необору­ дованное побережье с де­ сантных кораблей, преодо­ левать значительные пре­ грады, в том числе водные участки протяжённостью в несколько километров. К занятиям привлекает­ ся свыше 200 военнослу­ жащих, более 50 единиц бронированной и автомо­ бильной техники. Михаил ЮДАЕВ. "Боевая вахта" Тихоокеанский флот: • ИМЯ НА БОРТУ Памяти спасателя В Севастополе на причале отряда спасательных судов Черно­ морского флота в бухте Стрелецкая прошла торжественная цере­ мония подъёма флага на спасательном буксире, получившем на­ именование "Спасатель Василий Бех". В этой торжественной церемонии приняли учас­ тие начальник штаба ЧФ - первый заместитель коман­ дующего Черноморским фло­ том контр-адмирал Игорь Смоляк, начальник службы поисковых и аварийно-спа­ сательных работ ВМФ ка­ питан 1 ранга Дамир Шай­ хутдинов, начальник управ­ ления поисковых и аварий­ но-спасательных работ ЧФ капитан 1 ранга Александр Ульянов, командир отряда спасательных судов ЧФ ка­ питан 1 ранга Вадим Джа­ нунц, вдова Василия Беха Елена Константиновна, чле­ ны экипажей спасательных судов флота. Почётное наименование по инициативе ветеранов УПАСР и командования от­ ряда спасательных судов ЧФ присвоено спасатель­ ному буксиру Черноморско­ го флота СБ-739 (капитан "Очаков" в Чёрном море, - говорит капитан 1 ранга Дамир Шайхутдинов, хоро­ шо знавший Василия Беха по совместной службе на Черноморском флоте. Выступивший на ми­ тинге контр-адмирал Игорь Смоляк сказал о славных и богатых традициях мо­ ряков-спасателей, выра­ зил уверенность в том, что экипаж буксира, получив­ шего имя "Спасатель Ва­ силий Бех", будет с честью и гордостью нести Андрее­ вский флаг и имя заслу­ женного спасателя-черно­ морца, а почётный предсе­ датель Севастопольского Морского собрания Виктор Кот после выступления вру­ чил экипажу прекрасно ил­ люстрированную книгу "Бо­ евые традиции Русского флота". - Спасатели Черномор­ ского флота выражают ис- дачи боевой службы на хо­ довом мостике. Но мы пом­ ним о них, их имена ос­ таются с нами. - Судно "Спасатель Ва­ силий Бех" предназначено для буксировки терпящих бедствие кораблей и судов, тушения пожаров на ко­ раблях, судах, плавучих и береговых объектах, откач­ ки воды и выдачи элект­ ропитания на аварийное судно, эвакуации людей и Василий Фёдорович Бех ещё при жизни стал легендой среди флотских спасателей, был талантливым инженером, уникальным специа­ листом, принимал участие в 20 спасательных работах и в 10 - по снятию кораблей и судов с мели судна Андрей Барабохин) в честь заслуженного военно­ го водолазного специалиста России главного инженера УПАСР ЧФ капитана 1 ранга Василия Фёдоровича Беха, который ушёл из жизни 27 января 2021 года. - Василий Фёдорович Бех ещё при жизни стал ле­ гендой среди флотских спа­ сателей, был талантливым инженером, уникальным специалистом, принимал участие в 20 спасательных работах и в 1 О - по снятию кораблей и судов с мели, в том числе участвовал в подъёме АПРК "Курск" в Баренцевом море и БПК креннюю благодарность Главному командованию ВМФ за присвоение имени Василия Беха современ­ ному спасательному букси­ ру, - сказал Анатолий Иши­ нов, в прошлом командир бригады спасателей ЧФ. - Это здорово и правильно, что имена заслуженных мо­ ряков остаются жить на фла­ те. Это добрая традиция. Так было, когда новейшему спасательному буксиру это­ го же проекта 22870 при­ своили имя "Капитан Гурь­ ев". Он возглавлял экипаж спасательного буксира "Шах­ тёр" и ушёл из жизни в даль­ нем походе, выполняя за- • оказания медицинской по­ мощи пострадавшим, вы­ полнения водолазных работ на глубинах до 60 м, веде­ ния поисковых и обследо­ вательских работ, а также сбора нефтепродуктов, - объясняет Андрей Бара­ бохин. - Спасательное оборудо­ вание - лебёдка, гак, грузо­ подъёмные устройства, во­ долазный комплекс с баро­ камерой, средства пожаро­ тушения, включающие в се­ бя 3 лафетных ствола про­ изводительностью по 500 кубометров в час. На борту судна имеется 36 мест для спасаемых. Также для дис- танционного обследования есть необитаемый подвод­ ный аппарат "Марлин-350" с глубиной работы до 400 метров. За четыре года эксплуатации мы соверши­ ли пять боевых служб, пять дальних пахадов в Среди­ земное и другие моря, при­ няли участие в семи уче­ ниях, в том числе и меж­ дународных. И нигде ни разу не запятнали честь Черно­ морского флота. Экипаж всегда достойно выполнял боевые задачи. - В этом немалая заслуга старшего механика судна Николая Соляника, боц­ мана Юрия Петрова, стар­ шего матроса Андрея Вер­ нидуба, - продолжает ка­ питан Андрей Барабохин. - А теперь, с присвоением спасательному буксирному судну имени известного на Черноморском флоте и в ВМФ спасателя, мы просто не имеем права сплохо­ вать. Это нас ко многому обязывает. Андрей Барабохин сооб­ щил, что после приказа Главкома ВМФ оприсвоении судну имени "Спасатель Василий Бех", 26 апреля оно было поставлено в плавдок ПД-30, и на его борту были наварены стальные буквы толщиной 8 миллиметров, известившие о новом имени буксирного судна. 25 мая судно вышло из дока и готовится к дальнему походу, межфлотскому пе­ реходу в Северную столицу России. Семь футов под ки­ лем тебе, "Спасатель Ва­ силий Бех"! Владu.мир ПАСНКИН. "Флаz Родинье". Фото автора. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz