На страже Заполярья. 2021 год. Июль.

10 КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 2 августа День Воздушно-десантных войск. В 1727 году русский император Пётр 11 издал указ о восстановлении выборной должности гетмана Мало­ россии. Им был избран командир Миргородского полка Даниил Апостол. В 1913 году родился командир эскадрильи 29-го авиаполка Северного флота Герой Советского Союза майор Семён Лапшенков. В 1941 году со 2 п015 августа проходило формиро­ вание Беломорской военной флотилии. В 1941 году стрелок 2-го добровольческого отряда моряков Северного флота краснофлотец Иван Михай­ лович Сивко, прикрывая отход десанта, совершил подвиг, за что посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. Огнём из винтовки И гранатами он сдерживал натиск гитлеровцев и уничтожил 26 фашис­ тов. Не желая сдаваться в плен, подорвал себя и окруживших его врагов последней гранатой. В 1945 году для организации боевых действий с целью разгрома милитаристской Японии директивой Ставки Верховного Главнокомандования на Дальнем Востоке образованы Забайкальский, 1-й и 2-й Даль­ невосточные фронты, а также создан штаб Главного командования советских войск на Дальнем Востоке. В 2007 году на глубоководных обитаемых аппаратах "Мир" впервые в истории человечества было достигнуто дно океана на Северном полюсе. Завгуста В 1849 году экспедиция капитана 1 ранга Г. И. Не­ вельского на транспорте "Байкал" открыла пролив, соединяющий Охотское и Японское моря. Это произо­ шло во время перехода транспорта "Байкал" из Кронштадта в Петропавловск-КамчатскиЙ. В 1911 году родился Герой Советского Союза капитан 1 ранга Леонид Новоспасский, катерник Северного флота. Участвовал во многих морских операциях - успешно высадил 20 десантов в тылу врага, свыше 100 раз эскортировал подводные лодки при выходе в море, 75 раз конвоировал советские и союзные транспорты. В 1918 году родился командир отделения роты автоматчиков 253-го стрелкового полка 45-й стрелковой дивизии 14-й армии Карельского фронта Герой Советского Союза старший сержант Фёдор Компанеец. В 1935 году родился советский военачальник командир 11-й дивизии атомных подводных лодок Краснознамённого Северного флота Герой Советского Союза вице-адмирал Егор Томко. В 1943 году началась "Рельсовая война" - кодовое наименование операции, проведённой советскими партизанами в годы Великой Отечественной войны с 3 августа по 15 сентября в целях дезорганизации работы железнодорожного транспорта и тыла немецко-фа­ шистских войск. Операция способствовала успеху наших войск при проведении Курской битвы 1943 года и общего наступления на советско-германском фронте. В 1968 году в ходе войны между Египтом и Израилем (1967-1970 гг.) в небе Египта советскими ракетами сбито 4 израильских истребителя "Фантом" и один "Мираж". За этот бой командиру зенитно-ракетного дивизиона подполковнику К.И. Попову первому из советских военных специалистов было присвоено звание Герой Советского Союза. 4 августа В 1915 году в Архангельск из Петрограда прибыли две малые подводные лодки N!1 1 и N!! 2. В 1946 году командующим Северным флотом назна­ чен вице-адмирал Василий Платонов. В 1948 году Постановлением Совета Министров СССР в калининграде образовано 2-е Балтийское высшее военно-морское училище - ныне Балтийский военно-морской институт. В 1951 году образован Североморский городской комитет ДОСААФ. 5 августа В 1905 году родился авиаконструктор, лауреат Ленинской и шести Государственных премий СССР, дважды Герой Социалистического Труда академик АН СССР генерал-полковник инженерно-технической службы Артём Иванович Микоян. Под его руководством созданы поршневые истребители МиГ-1 и МиГ-3, реактивные - МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 . 1933 год - открытие Беломорско-Балтийского канала. В 1940 году в составе экспедиции особого назначения ЭОН-1 О начался переход подводной лодки Щ-423 из Полярного во Владивосток - первый поход подводной лодки Северным морским путём. * lа стrаЖЕ запалlrы ГОРЯЧИЙ АВГУСТ АРКТИЧЕСКИХ МОРЕЙ Второе ро~ение Беломорской военной флотилии 2 августа 1941 года считается днём второго формирования Бело­ морской военной флотилии в сос­ таве СФ. Оно проходило со 2 п015 августа 1941 года. Главная база - Архангельск. в первых числах aBrycTa военные моряки CeBepHoro флота отмечают две памятные даты из истории Беломорской военно-морской базы Флотилия обеспечивала защиту арктических и внутренних морских путей в Белом море, восточной части Баренцева моря и Арктике, проводку до Архангельска тран­ спортов из состава внешних кон­ воев, осуществляла оборону Белого моря, новоземельских проливов, портов и станций Северного мор­ ского пути. Корабли флотилии осу- 1 aBrycTa 1916 года, 105 лет назад, началось формирова­ ние флотилии Северного Ледовитого океана из отряда кораблей обороны Кольского залива и Архангельско­ го района. А 2 aBrycTa мы отмечаем ещё один юбилей: 80 лет назад 2 aBrycTa 1941 года - второе рождение Бело­ морской военной флотилии. В начале славных дел - оперативная Северная эскадра В ходе Русско-шведской войны 1741-1743 годов из 10 кораблей сформирована оперативная Север­ ная эскадра, которая базирова­ лась (с зимовкой) в Екатерининской гавани. В 1742 году она совершила первое крейсерство от Норвежско­ го моря до Карского. В 1775-1783 годах для предупреждения капер­ ства в Баренцевом и Белом морях находилась эскадра из 8 кораблей под командованием контр-адмира­ ла Степана Хметевского. В первой четверти XIX века фло­ тилия насчитывала 7 военных тран­ спортав, 4 флотских экипажа, 11 линейных кораблей Балтийского флота. Во второй половине века их было уже 19. Накануне Крымской войны в 1853 году она располагала одним бригом, двумя параходами, 6 малы­ ми судами. Отсюда безнаказан­ ность действий англо-французского флота в морях Русского Севера во время войны. К 1870-м эскадра имела лишь один боевой корабль. Поэтому еже- Походныu ордер 1Сораблеu ФСЛО. годно на Север для обеспечения защиты территориальных вод посы­ лался крейсер Балтийского флота. Отряд судов обороны Кольского залива В начале хх века в Александ­ ровск, Романов-на-Мурмане, Архан­ гельск начали поступать ледоколы. 25 июня 1915 года первые 8 траль­ щиков пришли в порт Александ­ ровск. цев, дивизия траления (44 траль­ щика), 2 подводные лодки, дозор­ ные и посыльные суда, служба связи Белого моря и охрана Архан­ гельского порта. Всего 94 боевых и вспомогательных корабля. Личный состав - 11,4 тыс. офицеров и мат­ росов (из них более половины - на Мурмане). У входа в Кольский залив на его берегах, а также островах и мысах установили артиллерийские бата­ реи, в Цып-Наволоке, Сеть-Наволо­ ке, на Кильдине - наблюдательные посты. Численность и структура флотилии изменялась в течение всего периода её существования. В её составе сформировались отряд судов обороны Кольского залива, сводный отряд судов, дивизия тра­ ления, дирекция маяков и лоции Белого моря, гидрографические эк­ спедиции и т. п. Были созданы шко­ лы прапорщиков, радиотелегра­ фистов, объединённая школа флот­ ских специалистов при дивизии траления. Структура базирования включала: Кольский залив (Але к­ сандровск, позже Мурманск - опе­ ративная база), Иоканга (устар. - Ред.) (маневренная), Архангельск (главная и тыловая). В ходе Первой мировой войны флотилия обеспечила эффективную противолодочную оборону и охрану морских перевозок. Например, в 1916 году германским подлодкам удалось потопить лишь 31 судно из 1582, прошедших по русским ком­ муникациям. Создание ФСЛО наряду со стро­ ительством Мурманской железной дороги и Мурманского порта спо­ собствовало освоению Кольского полуострова, созданию структуры административного управления и выделению края из состава Архан­ гельской губернии. 11 сентября 1917 года введена должность Главного начальника блиндированные поезда "Адмирал Колчак" и "Адмирал Непенин", морской стрелковый полк (а фак­ тически - батальон) и десантные роты. Архангельский военный порт осуществлял тыловое обеспечение войск Северного фронта. Эсминец "ГрозовоU". После окончания Гражданской войны на Севере ФСЛО изрядно поредела, в основном по причине невозврата ряда кораблей союзни­ ками, которым они были переданы правительством Северной области во временное пользование или на ремонт (крейсеры "Аскольд", "Ва­ ряг", миноносцы "Властный", "Гро­ зовой", а также несколько ледоко­ лов и др.). qpлотилия первого формирования 1 марта 1920 года из захвачен­ ных у белогвардейцев кораблей Морских сил Белого моря и Север­ ного Ледовитого океана в Архан­ гельске была создана Беломор­ ская военная флотилия (БВФ) первого формирования под ко­ мандованием Владимира Варваци. Прежняя ФСЛО была объеди­ нена с подразделениями РККФ и включена в Беломорскую военную флотилию. 24-25 апреля того же го­ да преобразована в Морские силы Северного моря (МССМ, коман­ дир - С. П. Рябышкин). Они пред­ назначались для обеспечения бе­ зопасности северных границ Ре­ спублики, подготовки морских пу­ тей Севера к мирному судоходству и охраны рыбных промыслов, для защиты и охраны побережья и территориальных вод, траления мин, подъёма затонувших судов, обеспечения безопасности море­ плавания, проведения гидрогра­ фических исследований и т. д. В состав нового объединения были включены также: управление по обеспечению безопасности ко­ раблевождения на Белом и Барен­ цевом морях, гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, гидрографическая экспе­ диция Белого моря, Архангельский и Мурманский военные порты и морские учреждения, посты наблю­ дения и радиостанции по всему по­ бережью Баренцева, Белого и Кар- ществляли минные постановки в Горле Белого моря и несли дозор­ нуюслужбу. В Архангельске на набережной Северной Двины стоит памятный знак на месте, где в 1941-1945 годах размещался штаб Беломорской военной флотилии. В 1941 году в Беломорскую воен­ ную флотилию входили: дивизион эсминцев и сторожевых кораблей, дивизион минных заградителей, бригада траления, 35 сторожевых катеров, 15 катеров-тральщиков, 2 ледокола, свыше 20 вспомога­ тельных судов, авиагруппа пол­ ковника Ильи Мазурука, 4 бере­ говые батареи, Беломорский укре­ плённый сектор береговой обо­ роны, Иокангская военно-морская база, отдельный зенитный артил­ лерийский дивизион ПВО Северно­ го флота и другие части. Для обороны проливов Карские Ворота, Югорский Шар, портов и полярных станций в составе фло­ тилии в конце августа 1941 года был создан Северный отряд. В него вошли несколько сторожевых ко­ раблей, береговые батареи, авиа­ группа, ледоколы (формировался на период арктической навигации, базы - Амдерма, остров Диксон). Впоследствии в связи с расширени­ ем операционной зоны в составе Беломорской военной флотилии были сформированы Новоземель­ ская (в губе Белушья, 1942 год) и Карская (на острове Диксон, 1944 год) военно-морские базы. В конце 1941 года корабельный состав флотилии насчитывал 98 единиц, в конце 1942 года - 140 единиц (подавляющее большинст­ во из них были мобилизованные бывшие гражданские суда). За годы войны силами флотилии проведе­ но 1082 конвоя в составе 2227 судов, из которых потеряно около 20 судов. 8 февраля 1916 года, 105 лет на­ зад, сформирован отряд судов обороны Кольского залива. В его состав вошли пришедшие на Мур­ ман в зиму 1915-1916 годов мин­ ный заградитель Сибирской фло­ тилии "Уссури", вспомогательный крейсер "Василий Великий", по­ сыльное судно "Колгуев", тральщик "Восток" и транспорт "Харитон Лап­ тев", базировавшиеся в Александ­ ровске-на-Мурмане, британский крейсер "Ифиджения" и английская партия траления. qpлотилия Северного Ледовитого океана Беломорская военная флотилия сыграла важную роль в Великой Отечественной войне, обеспечивая непрерыв­ ную деятельность внешних и внутренних морских ком­ муникаций в восточной части Баренцева моря, Белом и Карском морях Этими силами совместно с 6-й бригадой британских тральщиков (база - Архангельск и Полярный) была обеспечена охрана более 2500 транспортов от нападения германских ПЛ и авиации (потеря­ но 15 транспортов). Перевезено 900 тыс. т грузов, 90 тыс. человек личного состава. 15 апреля 1945 года после расформирования фло­ тилии на её базе был создан Бело­ морский оборонительный район. В декабре 1945 года флотилия воссоздана. С декабря 1956-го ре­ организована в Беломорскую ВМБ. 1 августа 1916 года согласно вы­ сочайше утверждённому приказу (от 19 июля 1916 года по старому стилю) из отряда кораблей оборо­ ны Кольского залива и Архангель­ ского района сформирована фло­ тилия Северного Ледовитого океа­ на (ФСЛО) - оперативное объеди­ нение Российского ВМФ на Север­ ном морском театре военных дей­ ствий - для обеспечения союзных грузовых операций через северные русские порты из кораблей и флот­ ских подразделений (охрана вод­ ного района Архангельского порта, партия траления, береговые бата­ реи, служба связи Белого моря). Общее руководство военно-мор­ скими и транспортными организа­ циями на Севере осуществляло Уп­ равление Беломорско-Мурманским районом при морском министре, возглавляемое помощником на­ чальника морского Генерального штаба капитаном 1 ранга графом Алексеем Капнистом. Временно ФСЛО подчинялась главноначаль­ ствующему Архангельска и водного района Белого моря вице-адми­ ралу Алексею Угрюмову (должность учреждена 7 августа 1915 года). В состав флотилии вошли: отряд судов обороны Кольского залива, в том числе крейсеры "Варяг", "Ас­ кольд", линкор "Чесма", 6 минонос- Мурманского укреплённого райо­ на - Гланамур (вместо Накора - начальника Кольского района. - Ред.), порученная контр-адмиралу Казимиру Кетлинскому, а затем старшему лейтенанту Александру Лободе. В Мурманский укрепрайон вошли Мурманский берег от нор­ вежской границы до Восточной Лицы, города Романов-на-Мурмане, Александровск, Кола, пос. Дро­ вяное и полоса Мурманской желез­ ной дороги и мурманский отряд судов, образованный тогда же из отдельного Отряда судов обороны Кольского залива. После Великой Октябрьской социалистической революции С ноября 1917 по июль 1918 года фактически высшим органом власти на флотилии являлся Целедфлот (Центральный комитет ФСЛО). В годы Гражданской войны фло­ тилия входила в состав вооружён­ ных сил Северной области, но за небольшим исключением непо­ средственного участия в Граждан­ ской войне не принимала. К осени 1919 года в составе ФСЛО дей­ ствовали Севера-Двинская речная, Онежская озёрная и Печёрская транспортная флотилии, морские ского морей. Экипажи МССМ ус­ пешно выполняли боевые задачи. Военные моряки носили фор­ менные бескозырки с надписью "Северный флот". С 19 февраля 1921 года до декабря 1922-го из­ давалась газета "Красный Север­ ный флот". 2 июня 1921 года вышел первый номер военно-морского литературного журнала "Красный полюс". Морские силы Северного моря расформированы 31 декабря 1922 года. Их опыт и наработки были использованы впоследствии при создании Северной военной фло­ тилии и Северного флота. В историю вошли подвиги экипа­ жей СКР-19 "Дежнёв" и ледоколь­ ного парахода "Александр Сибиря­ ков", вступивших в неравный бой с фашистским тяжёлым крейсером "Адмирал Шеер". БВФ сыграла важ­ ную роль в Великой Отечественной войне, обеспечивая непрерывную деятельность внешних и внутрен­ них морских коммуникаций в во­ сточной части Баренцева моря, Бе­ лом и Карском морях. За героизм и мужество, прояв­ ленные воинами-беломорцами в годы Великой Отечественной вой­ ны и послевоенный период, Бело­ морская военно-морская база в 1975 году была награждена ор­ деном Красного Знамени. Современные моряки свято чтут традиции защитников арктических рубежей России. В настоящее время военнослужащие и гражданские специалисты Поморья обеспечивают проведение заводских и государственных испытаний самых современных отечественныхподводныхлодок и оружия Военно-морского флота. Под надёжной защитой БелВМБ находятся расположенные в Северодвинске nроизводственное объединение WСеверное маши­ ностроительное nредnриятие W и Центр судоремонта WЗвёздочка-. За последние годы личный состав базы обеспечил проведение пусков баллистических ракет и ракетные стрельбы крылатыми ракетами. На Беломорской военно-морской базе были nроведены государственные испытания и ввод в состав ВМФ России новейших подводных ракетных крейсеров стратегического назначения, многоцелевых атомных подводныхлодок и крупнотоннажных судов различных видов обеспечения. Под10mовил Вадим СРУБИШЕК. 30 июля 2021 года------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ • • • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz