На страже Заполярья. 2021 год. Июль.

8 * на стrаЖЕ запаЛlrы Нынешний год стал юбилейным для Военно-морско­ го флота России. Ровно 320 лет назад было положено начало формированию военно-морского образования в нашей стране. В преддверии праЗДнования ДНЯ ВМФ РФ корреспондент газеты "На страже Родины" встре­ тился с начальником ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" вице-адмиралом Виктором СОКОЛОВЫМ. На Северном флоте Виктор Николаевич командовал Краснознамённой Кольской флотилией разнородных сил, в 2013 году был назначен заместителем коман­ дующего Северным флотом, после чего в 2020 году возглавил главное учебное заведение Российского военного флота. КУЗНИЦА КАДРОВ ДЛЯ ФЛОТА Профессиональная база для развития флота Настоящее и будущее - Виктор Николаевич, рас­ скажите, как сегодня разви­ вается военно-морское обра­ зование, какие появляются новые дисциплины и направ­ ления? Чем гордитесь? - В декабре 2019 года ми­ нистр обороны Российской Фе­ дерации Сергей Шойгу утвердил программу развития нашего вуза до 2026 года. В ней заложены цели, которые определяют бу­ дущее, созвучные текущим и дальнейшим задачам строи­ тельства и развития флота, а также являются базисом нашего поступательного движения впе­ рёд. Уже сейчас из нескольких десятков военных специальнос­ тей и специализаций, преемст­ венных для всех реализуемых в ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" уровней образова- военных специальностей, подго­ товка и аттестация по которым проводится вне аудиторий ака­ демии, на катерах, кораблях и судах, в пунктах базирования и полигонах боевой подготовки, в учебных центрах, базах оружия и прочее. Новые компьютерные техно­ логии, модульная компоновка учебно-тренировочных средств позволят не только обеспечить практическую подготовку по су­ ществующим специальностям, но и начать обучение по новым, например, связанным с приме­ нением и эксплуатацией беспи­ лотных летательных аппаратов корабельного базирования, морских роботизированных и безэкипажных систем. Кадровый заказ - Недавно состоялся вы­ пуск из академии. Кого сегодня готовят в ВУНЦ ВМФ? командиров подводных лодок и надводных кораблей, а также флагманских специалистов со­ единений ВМФ. На третьем, высшем уровне дополнительного профессио­ нального образования, обуче­ ние проходит в Военно-морской академии. Повышение квалифи­ кации и профессиональную пе­ реподготовку на этом уровне проходят старшие, а в отдельных случаях и высшие офицеры - от оперативно-тактического до стратегического звена управ­ ления. Важным аспектом является профессиональная переподго­ товка офицеров к новому виду деятельности - преподаватель­ ской и научно-исследователь­ ской. Все офицеры, назначен­ ные или спланированные к наз­ начению на преподавательские должности в вузы ВМФ, неза­ висимо от того, какие должности до этого они занимали на флоте, в обязательном порядке про­ ходят такую ПРОфессиональную переподготовку. Подготовка экипажей подвод­ ных лодок в учебных центрах ВУНЦ ВМФ в настоящее время проводится также в рамках до­ полнительного профессиональ­ ного образования - повышения квалификации или профессио­ нальной переподготовки в за­ висимости от достигнутого уров­ ня боевой подготовки. Таким образом, в настоящее время ВУНЦ ВМФ в полном объ­ ёме выполняет кадровый заказ Министерства обороны Россий­ ской Федерации и заказчиков подготовки военных кадров дру­ гих федеральных органов ис­ полнительной власти. Ежегодно, не считая обучаю­ щихся в системе дополнитель­ ного профессионального об­ разования, выпускается более 1000 офицеров и мичманов. вручение ГлавНО1со.мандующи.м Boehho-м0рсICUМ флото.м золо­ тых .медалеи лучши.м BblnYCICHUlCaM ВУНЦ ВМФ "Boehho-.мОРСlCая аlCаде.мия". - Расскажите о среднем профессиональном военном образовании. - Система подготовки военно­ служащих по программам сред­ него профессионального об­ разования действует в ВУНЦ ВМФ уже более десяти лет. В настоящее время подготовка мичманов в наших высших воен­ но-морских училищах осущест­ вляется по 20 военным спе­ циальностям, при этом все реа­ лизуемые в ВУНЦ ВМФ военные специальности являются высо­ котехнологичными, наукоёмки­ ми и очень востребованными в Военно-морском флоте. ния, целый ряд является уни­ кальным не только для военного, но и для гражданского образо­ вания России. При разработке соответствующих федеральных государственных образователь­ ных стандартов поколения "три плюс плюс" для этих специаль­ ностей ВУНЦ ВМФ являлся го­ ловным. Среди них специальности, связанные с эксплуатацией мор­ ских средств навигации, навига­ ционно-гидрографических и гид­ рометеорологических средств, применением и эксплуатацией вооружения надводных кораб­ лей и подводных лодок, раз­ витием, обеспечением ядерной безопасности и государствен­ ным контролем за её уровнем для объектов атомной энерге­ тики и объектов с ядерными установками военного назна­ чения. Мы гордимся своей уникаль­ ностью, но в перспективе гаран­ тированную подготовку компе­ тентных военно-морских кадров с высокой степенью готовности к самостоятельной профессио­ нальной деятельности плани­ руем обеспечить введением но­ вых образовательных стандар­ тов и программ, в том числе до одной трети из них разработан­ ных самостоятельно. - Как совершенствуется материальная и научная обра­ зовательные базы? - Мы стараемся повысить фундаментальность военно­ морского образования за счёт реализации полученных научных знаний по траектории - "из науч­ ной лаборатории в учебную ауди­ торию". Уже к концу этого года в обра­ зовательном процессе ВУНЦ ВМФ "Военно-морская акаде­ мия" будет широко использовать­ ся новейший многофункцио­ нальный имитационно-модели­ рующий комплекс ВМФ (МИМК ВМФ) на основе суперкомпью­ тера. Он создаётся для повыше­ ния эффективности научных ис­ следований в области строитель­ ства и применения сил и войск флота. - ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" является ядром сети военно-морских учебных заве­ дений Военно-морского флота. Он обеспечивает не только 85% кадрового заказа ВМФ в части подготовки офицеров и мичма­ нов, но и реализует все уровни подготовки - от средней военно­ специальной до высшей воен­ ной оперативно-тактической в магистратуре. Входящие в состав ВУНЦ ВМФ военно-морские учи­ лища, Высшие специальные офицерские классы, факультеты высшей военной оперативно­ тактической подготовки обес- Средняя военно-специаль­ ная подготовка ориентирована на выпуск высококлассных спе­ циалистов в области эксплуата­ ции и ремонта вооружения и во- IIз нескольких десятков военных специальностей и специализаций ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" целый ряд является уникальным не только для военного, но и для гражданского об­ разования России печивают карьерный рост офи­ цера от первичной должности до командиров соединений под­ водных лодок и надводных ко­ раблей и офицеров органов во­ енного управления оперативного и оперативно-стратегического уровней. Кроме того, у нас со­ средоточен практически весь научный потенциал Военно­ морского флота. ВУНЦ ВМФ, наряду с основ­ ными образовательными про­ граммами, реализует програм­ мы дополнительного профес­ сионального образования. В учебных группах ежегодно обу­ чаются более 900 специалистов. Это без учёта подготовки экипа­ жей подводных лодок, проходя­ щих обучение в двух учебных центрах. На первом уровне в военно­ морских училищах повышение квалификации и профессио­ нальную переподготовку в груп­ пах различных специальностей проходят в основном младшие офицеры. енной техники, систем управле­ ния и связи, энергетических и общекорабельных систем над­ водных кораблей и подводных лодок. По окончании обучения вы­ пускникам присваивается воин­ ское звание мичман и выдаётся диплом о среднем профессио­ нальном образовании государ­ ственного образца. В основу обучения наших мич­ манов положен принцип ориен­ тирования на практическую под­ готовку, на привитие навыков обслуживания и ремонта совре­ менных образцов вооружения, военной и специальной техники, с которыми выпускник будет работать непосредственно на корабле в своём заведовании. С 1 сентября 2021 года мы начинаем реализацию обра­ зовательной программы СПО по федеральному государствен- государственного экзамена по общеобразовательным пред­ метам: русский язык, математи­ ка и физика, для некоторых спе­ циальностей - химия. Помимо этого, кандидаты на поступление отметить, что высокий конкурс на поступление из числа абиту­ риентов-девушек (а в этом году он составляет более 14 канди­ датов на одно место) позволяет нам отобрать для обучения дей­ ствительно лучших из лучших. Для обучения девушек-кур­ сантов у нас созданы самые оптимальные условия. Это каса­ ется и организации образова­ тельного процесса, быта, заня­ тий спортом, участия в различ­ ных культурных мероприятиях. Поэтому уровень подготовки наших выпускниц является очень высоким. По результатам их служебной деятельности на во­ инских должностях мы получаем от командования соединений и воинских частей только поло­ жительные отзывы. Образование, наука и практика НачальниlC ВУНЦ ВМФ "Boehho-.мОРСlCая аlCаде.мuя" вице-ад.мирал BUlCmop COICO.4Q6, - В июне в Санкт-Петербур­ ге прошёл Х Международный военно-морской салон. Что представила Военно-морская академия? ному образовательному стан­ дарту "Сетевое и системное ад­ министрирование". Такие спе­ циальности, безусловно, являют­ ся крайне актуальными на сов­ ременном рынке труда и по­ пулярными среди молодёжи. Приём кандидатов на обуче­ ние по специальностям СПО производится на основе сред­ него балла аттестата о полном среднем образовании. Допол­ нительно, как и к кандидатам, поступающим на специальности высшего образования, к абитури­ ентам предъявляются требо­ вания к уровню физической под­ готовленности и состоянию здо­ ровья. - Есть ли обратная связь с флотами, какие отзывы по­ ступают на ваших выпуск­ ников? - Мы постоянно поддержи­ ваем связь с заказчиком кадров и флотами по оценке качества подготовки на основе анализа содержания отзывов на выпуск­ ников. В подавляющем боль­ шинстве эти отзывы положи­ тельные, так как подготовка на всех уровнях образования носит практическую направленность, а на заключительных её этапах учитывает предполагаемое рас­ пределение выпускников на конкретные должности, корабли и в части ВМФ и даже образцы вооружения, военной и спе­ циальной техники, которые вы­ пускникам придётся эксплуати­ ровать и при менять. В последние годы ВУНЦ ВМФ последовательно работает над совершенствованием органи­ зации разработки и использо­ вания результатов отзывов на выпускников. Так, внедрение новых информационных и теле­ коммуникационных технологий в организацию оперативного взаи­ модействия ВУНЦ ВМФ с ор­ ганами военного управления, соединениями и объединения­ ми Вооружённых сил по разра­ ботке и использованию резуль­ татов отзывов на выпускников обеспечат совершенствование уровня военно-профессиональ­ ной подготовки выпускников, учёт опыта учебно-боевой и по­ вседневной практики войск (сил) в образовательном процессе, а также сокращение сроков адап­ тации молодых офицеров в во­ инских должностях. Желающим поступить ... - Лето - пора вступитель­ ных экзаменов. Каковы основ­ ные требования к абитури­ ентам, желающим поступить в ВУНЦВМФ? - В первую очередь мы рас­ сматриваем результаты Единого в высшие военно-морские учи­ лища проходят испытания по физической подготовке, тести­ рование на профессионально­ психологическую при годность. А по состоянию здоровья они должны быть при годными для прохождения военной службы в плавсоставе. В этом году, как и в прошлом, в связи со сложной эпидемиче­ ской обстановкой набор в ВУНЦ ВМФ для большинства абитури­ ентов организован в регионах их проживания, без прибытия бу­ дущих курсантов в вуз. В регионы направлены специальные вы­ ездные группы, в которые вошли представители вузов - специа­ листы профессионального пси­ хологического отбора и физи­ ческой подготовки. Они осу­ ществляют отбор кандидатов на базе военных комиссариатов всех регионов России. На сайте ВУНЦ ВМФ имеются контактные данные приёмных комиссий, - Традиционно экспозиция ВУНЦ ВМФ в первую очередь ориентирована на будущих аби­ туриентов, которые хотят свою жизнь связать с Военно-мор­ ским флотом. На нашем стенде в этом году были представлены разработанные профессорско­ преподавательским составом современные интерактивные электронные учебники, компью­ терные образовательные про­ граммы, позволяющие курсан­ там качественно, интенсивно, а, главное, в доступной и интерес­ ной форме осваивать профес­ сию военного моряка. Видеофильмы, демонстриро­ вавшиеся на стенде, показали не только учебный процесс военно­ морских училищ, базирующийся на использовании современных цифровых образовательных тех­ нологий с применением новей­ ших тренажёрных комплексов, но и интересную, насыщенную Да.4ьниU штур.маНСlCиU поход lCypcaHmoB на учебно.м lCораб.4е "ПереICОn". специалисты которых подробно объяснят будущему абитуриенту правила поступления и порядок направления документов. Приёмные комиссии с 1 по 25 июля, опираясь на результаты работы выездных групп, ре­ зультаты ЕГЭ кандидатов и инди­ видуальные достижения аби­ туриентов, проведут окончатель­ ный профессиональный отбор. Кандидаты, успешно прошедшие профессиональный отбор, будут зачислены в военные учебные заведение. Учебный год в ВУНЦ ВМФ нач­ нётся планово 1 сентября. - Виктор Николаевич, а учатся ли у вас девушки? - Конечно! Девушки проходят обучение по двум военным спе­ циальностям высшего образо­ вания и по двум военным спе­ циальностям среднего профес­ сионального образования, кото­ рые связаны с эксплуатацией систем связи и управления. Хочу жизнь наших курсантов, связан­ ную с их участием в дальних оке­ анских походах с посещением экзотических стран, а также культурные, спортивные меро­ приятия, жилищные и бытовые условия. Кроме того, была продемон­ стрирована выставка современ­ ной и исторической литературы, посвящённой 320-летию военно­ морского образования в России. В рамках Салона проведён ряд официальных встреч с пред­ ставителями иностранных деле­ гаций, на которых были опре­ делены направления нашего дальнейшего сотрудничества в области подготовки высококва­ лифицированных военных кад­ ров для вооружённых сил друже­ ственных государств. Безуслов­ но, наша экспозиция вызвала большой интерес у официальных делегаций военно-морских сил иностранных государств, кото­ рые планируют обучать своих военнослужащих в ВУНЦ ВМФ. В завершение интервью Виктор Николаевич рассказал, в ка­ ком объёме принимают участие военнослужащие академии в празднованииДНЯ ВМФ и главном военно-морском параде. Как и было заявлено, в сухопутной части парада на Сенатской площади перед памятником основателю флота Петру t уже традиционно торжественным маршем прошли шесть парад­ ныхрасчётов, офицеров и курсантов, представляющих все об­ разовательные и научно-исследовательские институты ВУНЦ ВМФ, дислоцированные в Санкт-Петербурге. Для повышения интенсив­ ности и качества обучения, обес­ печения режима подготовки слу­ шателей и курсантов, максималь­ но приближенного к условиям прохождения военной службы в силах и войсках, мы планируем в три раза увеличить количество На втором уровне обучение проходит на Высших специаль­ ных офицерских классах (ВСОК ВМФ), которые занимают особое место в системе дополнитель­ ного профессионального обра­ зования. Здесь осуществляются профессиональная переподго­ товка и повышение квалифи­ кации офицеров тактического уровня для назначения на клю­ чевые должности на флотах - Сводная рота lCурсантов-девушеlC ВУНЦ ВМФ "Boehho-.мОРСlCая аlCaде.мия ". - Это символично. Можно с уверенностью утверждать, что прославленные традиции, заложенные ещё Петром Великим, на современном этапе не только сохранены, но и приумножа­ ются. Основополагающая триада - образование, наука и военно­ морская практика - является залогом успешности дальней­ шего инновационного развития старейшего вуза России - ВУНЦ ВМФ ·Военно-морская академия·t - констатировал вице-адми­ рал Виктор Соколов. Подготовила Наида ДЖИГЕРОВА. Фото из архива ВУНЦ ВМФ "ВМА". 30 июля 2021 года • • • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz