На страже Заполярья. 2021 год. Июль.
6 * на стrаЖЕ запалlrы БоЕвыIE крыIьяя НАД ОКЕАНОМ Лётчики из края вулканов не оставят шанса противнику та", который постоянно со общал о том, что необходи мо контролировать скорость. Авиаторы войск и сил на северо-востоке России приняли активное участие в крупно масштабном учении на Тихом океане. Воз душные асы Камчатского отдельного сме шанного авиационного полка участвовали в нескольких эпизодах манёвров, подтвердив готовность выполнять поставленные задачи на высоком профессиональном уровне. подводной лодки на свой противолодочный корабль. Существуют и другие спо собы обнаружения целей. Противолодочная авиация может активировать в райо не поиска датчики магнит ных аномалий, которые ре агируют на присутствие больших масс ферромагне тиков. А ещё самолёты мо гут нести газоанализаторы для выявления выхлопов дизельных подводных ло док. ми часов, не считая вре мени на перелёт в задан ный район и обратно. Во время одного из таких мероприятий трём из шес ти экипажей была постав лена дополнительная зада ча. По завершении дейст вий по противолодочной ох ране, которые, напомню, длились около 11 часов, им надлежало отправиться на авиационный полигон и выполнить бомбометание. Одиночными самолётами такое упражнение противо лодочники выполняли не однократно. А вот чтобы над полигоном одновременно находилось три самолёта - впервые. Впрочем, и эта задача оказалась по силам лётчикам из края вулканов. стоянии 60 метров друг от друга и на таком же отста вании с превышением пять метров. ник авиации и ПВО войск и сил на северо-востоке полковник Александр Кар тавцев, при сопровождении противолодочных сил фло та ведущий истребитель МиГ-З1 БМ осуществлял ра диолокационную разведку по маршруту полёта само лётов Ту-142МЗ, а ведомый МиГ-З1 БМ обеспечивал их Кроме этого, экипажи МиГ-З1 отразили условный массированный ракетно авиационный удар. Воз душный бой проходил на удалении 500 км от пункта базирования. Задачу при шлось решать в районе од ного из проливов Курильс кой гряды со стороны Охот ского моря. Действия эки пажей были осложнены тем, что искать непрошеных гостей и "крылатые ракеты" приходилось в режиме са мостоятельного поиска без помощи средств наведе ния, полагаясь исключитель но на мастерство и бор товое оборудование МиГов. лишает её главного преи мущества - скрытности. При поиске самолёты Ил-З8 расходятся по районам пат рулирования, а чпены эки пажа внимательно наблю дают не только за прибора ми, но и за водной гладью. В солнечный день силуэт подводной лодки можно увидеть невооружённым глазом, если она находится на малой глубине. По итогам учения проти володочники заслужили хо- Довольно объёмную ра боту и по протяжённости, И по площади, и по времени пребывания в воздухе, и по количеству задействован ных самолётов проделали противолодочники. Экипа жи турбовинтовых трудяг Ил-З8 и Ил-38Н выполняли свойственные им задачи в интересах сил Тихоокеанс кого флота в дальней мор ской зоне, на удалении 1,5-2 тысячи километров от пунк та своего базирования. В рамках учения кам чатские противолодочники продемонстрировали спо собность выполнять подоб ные задачи как одиночны ми самолётами, так и в сос таве эскадрильи. В целом мероприятия по противолодочной обороне сил флота можно разде лить на несколько этапов: поиск, обнаружение, сле жение и уничтожение ко раблей и подводных лодок противника. Приоритетная цель - определение местона хождения подводной лодки. Обнаружение субмарины Кроме того, экипажи Ил-З8 используют поисковую ап паратуру - гидроакустичес кие буи. Сбросив их в за данном районе, самолёт летает кругами, снимая по казания аппаратуры. Как - Работая в интересах от ряда кораблей ТОФ, мы не однократно в составе эскад рильи выполняли задачи по противолодочному охра нению, - рассказывает ко мандир противолодочного отряда капитан Роман Бо ровков. - Потенциальных неприятелей искали шестью бортами и израсходовали в общей сложности более тысячи гидроакустических буёв различного типа. в одном из проливов островной зоны ответственности ТОФ экипажи Ил-З8 провели серийное минометание парой самолётов в сомкнутом боевом порядке только срабатывает "мая чок", экипаж фиксирует и передаёт данные о место нахождении неопознанной Как отметил собеседник, при патрулировании и раз ведке каждый борт нахо дился в воздухе около вось- - В одном из проливов островной зоны ответствен ности ТОФ два экипажа Ил-38 провели серийное минометание парой само лётов в сомкнутом боевом порядке, - отмечает капи тан Роман Боровков. - У эскадрильи был опыт ана логичных минных поста новок в других районах зоны ответственности, в том чис ле и в арктических широтах. Нынешняя задача была ос ложнена тем, что работать приходилось на ограничен ном пространстве со слож ным рельефом местности. рошие и отличные оценки. Под стать коллегам вы полнили поставленные за дачи и экипажи самых быст рых в мире сверхзвуковых самолётов МиГ-З1 истреби тельной эскадрильи полка. Во время учения модер низированные МиГ-З1 БМ обеспечили авиационное прикрытие и безопасность полёта дальних противоло дочныхсамолётов Ту-142М3 и расчистили воздушное про странство для выполнения ими учебно-боевых задач. прикрытие на малой дис танции. - Во время выполнения такого рода задач истре бителям приходится лететь на скоростях, близких к эволютивным, то есть мини мально допустимым, - гово рит командир отряда ис требительной эскадрильи майор Денис Новожилов. - Поэтому лётчики должны максимально точно выдер живать соответствующий параметр полёта. А забы вать об этом не позволял речевой информатор "Ри- В качестве оппонентов выступили сослуживцы из противолодочной эскад рильи. Как отметил майор Денис Новожилов - один из участников этих событий - экипажи МиГ-ЗБМ условно уничтожили все цели ещё на подлёте. Таким образом, противо лодочники и истребители из края вулканов проде монстрировали способ ность дать решительный отпор и нанести непопра вимый урон любому агрес сору - будь то подводные лодки или воздушные сред ства нападения. Дальне восточные территории стра ны надёжно защищены. юриd РОССОЛОВ. "Красная звезда". Пemроnавловск Камчатский. Самолёты шли на рас- Как рассказал началь- АРМЕЙСКОЕ ПЛЕЧО В БОРЬБЕ С ОГНЕННОЙ СТИХИЕЙ Авиация Министерства обороны России продолжает участвовать в тушении лесных пожаров в Республике Саха (Якутия) За сутки экипажи самолётов Ил-76 военно-транспорт ной авиации сбросили 336 тонн воды на очаги круп ных природных пожаров, а экипажи армейской авиа ции на вертолётах Ми-8 перевезли 55 специалистов противопожарной службы и порядка 1,5 тонны грузов, а также выполнили сброс 54 тонн воды. Указания о создании авиаци онной группировки Минобороны РФ для оказания помощи в борь бе с лесными пожарами на тер ритории самого большого субъ екта нашей страны были даны министром обороны Российской Федерации генералом армии Сергеем Шойгу по поручению Президента Российской Федера ции Владимира Путина. няют задачи по мониторингу воз гораний и переброске десанта из одного очага в другие. - Тушим пожары с помощью водосливного устройства, - от метил майор Заболотских. - Вез де горит по-разному. Территория возгорания очень большая. Ра боту усложняет плохая гори зонтальная видимость. Сегодня направляемся на северо-восток Самолёты Ил-76, задействованные в тушении пожара в Якутии, оборудованы выливными авиационными приборами ёмкостью 42 тонны, вертолёты Ми-8 - водосливными устройствами ёмкостью 5 тонн - В настоящее время авиаци онная группировка продолжает выполнять задачу по тушению пожаров в лесных зонах на всей территории Респубпики Саха (Яку тия) в круглосуточном режиме, - отметил командующий объеди нением ВВС и ПВО Восточного военного округа генерал-лейте нант Владимир Кравченко. - Лёт чиками военно-транспортной и армейской авиации проводится постоянный мониторинг проти вопожарной обстановки. В туше нии пожаров в Респубпике Саха (Якутия) от Министерства оборо ны Российской Федерации за действовано по четыре самолё та Ил-76 и вертолёта Ми-8. Самолёты Ил-76, задействован ные в тушении пожара в Якутии, оборудованы выливными авиа ционными приборами (ВАП-2) ёмкостью 42 тонны, вертолёты Ми-8 - водосливными устройст вами ВСУ-5 ёмкостью 5 тонн. Лётчики задействованной авиа техники прошли соответствую щую подготовку к выполнению подобных задач. - Вернулись с тушения пожа ра, - рассказывает командир экипажа Ил-76 капитан Антон Ан тонов. - Произвели манёвр со снижением до высоты 100 мет ров и последовательный слив ог негасящей жидкости в объё ме 42 тонн, что привело к его локализации и прекращению развития в сторону населённого пункта. В свою очередь, командир экипажа Ми-8 майор Евгений Заболотских отметил, что, поми мо непосредственно тушения пожара, вертолётчики выпол- 30 июля 2021 года • республики, где продолжим лик видировать пожар с помощью водосливного устройства. Кроме того, необходимо перебросить пожарные расчёты к новому очагу возгорания. Мы обязатель но справимся с этой бедой - у нас получится. Тем временем заместитель Председателя Правительства РФ - полномочный представи тель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев 14 июля провёл сове щание по вопросам ликвидации последствий пожаров на тер ритории Дальневосточного фе дерального округа. Об этом сообщила пресс-служ ба главы Республики Саха (Яку тия) и правительства региона. - В Якутии пожароопасная обстановка характеризуется как чрезвычайная. На долю Якутии сегодня приходится почти 70 процентов всех пожаров Даль невосточного федерального ок руга, - отметил Юрий Трутнев. В борьбе с лесными пожа рами задействованы все лесо пожарные формирования, силы противопожарной службы и мо билизованное население. В на стоящее время прямой угрозы населённым пунктам нет, но с начала пожароопасного сезона З3 населённых пункта в 12 райо нах республики подвергались угрозе лесных пожаров. На осо бом контроле три населённых пункта, где пожары отодвинуты от деревень на расстояние бо лее 1 О километров. - Огромную помощь нам ока зывают силы авиалесоохраны, службы наземной охраны лесов, прибывшие из регионов Даль него Востока и Сибири, общей численностью более 800 чело век. В силу значительного коли чества действующих пожаров осуществляется постоянное ма неврирование силами и средст вами пожаротушения. Для пере броски групп, задействованных в тушении пожаров, в республику при влечена авиация Минобо роны РФ, МЧС России, а также авиапредприятия республики. В целях снижения класса пожа роопасности в ряде районов республики ведутся мероприя тия по искусственному вызыва нию осадков. В этой работе свою эффективность показал БОРТ зондировщик авиалесоохраны, - отметил глава региона Айсен Николаев. За помощь в организации ту шения лесных пожаров руково дитель республики выразил бла годарность Министерству обо роны РФ, Федеральному агент ству лесного хозяйства, Мини стерству природных ресурсов и экологии РФ, МЧС России, а также губернаторам Забайкаль ского, Приморского, Хабаровс кого краёв, Амурской и Еврей ской автономных областей и главе Республики Бурятия. • РcмtанБИРЮЛИн. "Красная звезда". Среди морских авиаторов немало ветеранов боевых действий, одни прошли "горячие точки" J другие участвовали в дальних походах кораблей Тихоокеанского флота к берегам Африки и стран Ближнего Востока. И неизменно везде от них требовались высокий профессионализм и мужество, готовность выполнить любую поставленную командованием задачу. БЕсцЕнныIй опыIT МОРСКИХ АВИАТОРОВ Ветераны морской авиации прошли суровую школу боевых действий, спасая жизнь товарищей по оружию Они обычно не любят назы вать своих имён-фамилий, не стремятся попасть в объективы фотокамер и выпуски теленово стей. Это не скромность, это пусть небольшая, но всё же га рантия личной безопасности. За любую информацию о пилотах "вертушек" во всех вооружённых конфликтах противник был готов заплатить большие деньги. Су ществовал даже своего рода преЙскурант. И удивляться тут нечему: авиация, наносившая авиаудары по выявленным объ ектам и базам противника, была для них как кость в горле. Однако ещё пуще охотился враг за авианаводчиками - теми, кто наводил авиацию на его по зиции и схроны. Своими воспо минаниями об этом поделились ветераны морской авиации - герои минувших войн. Полковник запаса Юрий Со колов, которого я многие годы знал как командира эскадрильи, а потом и командира противо лодочного отряда морской ави ации Тихоокеанского флота, по пал в разведывательное под разделение и, по его скупым рас сказам о том времени, познал многие опасности войны на зем ле. Он ходил с боевыми това рищами по неприятельским ты лам, чтобы корректировать отту да воздушные атаки вертолётов. По их наводкам винтокрылые машины доставали противника и в горных пещерах, и в лесах, и в укреплённых "опорниках". За разведчиками, в свою очередь, тоже охотились. Юрий отчётливо осознавал, что будет с ним и его разведгруппой, если они попадут в лапы врага. Но, как говорится, бог мило вал. Да и врождённый талант разведчика не раз выручал мор- в качестве передового авиа на водчика на афганской войне. - После учёбы в Ворошилов градском высшем военном авиа ционном училище штурманов я был распределён в истребитель- ную авиацию на западе страны, - рассказывает Александр Ана тольевич. - А когда контингент со ветских войск был введён в Аф ганистан, на ту войну потребова лись и мы, штурманы боевого уп равления в качестве авианавод чиков. И мне, стало быть, при шлось повариться в той войне с ноября 1983 по 14 февраля 1985 года. Действовал в составе мото стрелкового батальона 40-й обще войсковой армии, выявлял огне вые точки, различные объекты и места скопления боевиков, на водил на них Су-24 и Су-25, мно гоцелевые истребители МиГ-2З. Не раз выезжал на боевые операции в горы, на прочёсыва ние кишлаков, не раз и сам по падал под ракетные обстрелы со стороны бандформирований. Ещё один ветеран морской авиации ТОФ и ныне служит в её штабе старшим инспектором лётчиком отдела боевой подго товки. Это полковник Владимир Ковальчук, награждённый орде- Ветераны боевых действий и морской авиации сегодня охотно делятся бесценным опытом с молодой лётной сменой ского офицера в критических си туациях. Память о тех тревожных днях и ночах - медаль ордена "За заслуги перед Отечеством". Испытание войной прошёл и кавалер двух орденов Красной Звезды бывший оперативный дежурный ВВС Тихоокеанского флота майор в отставке Алек сандр Волощук. Он проявил себя ном Мужества за участие в опе рации у берегов Африки. Именно в морскую зону Африканского Рога ещё не так давно совершали дальние походы наши корабли, и на их борту обязательно на ходились вертолёты Ка-27, гото вые выполнить любую задачу, связанную с выявлением и по имкой пиратов. В вертолётах Ка-27 находи лись и группы антитеррористи ческой деятельности соедине ний морской пехоты из Влади востока или Камчатки, которые в случае необходимости были го- товы К решительным действиям. Например, во время несения боевой службы у берегов Африки отрядом кораблей во главе с "Адмиралом Виноградовым" пришлось поднять в воздух по тревоге вертолёты лётчиков-ин структоров полковника Игоря Шлыкова и подполковника Алек сандра Воронина. Было получе но сообщение о нападении трёх пиратских судов на нидерланд ский контейнеровоз "Нэдмолд Баренс". Только предупреди тельным огнём с борта Ка-27 бандитов остановили, а потом и разоружили, доставили на берег и сдали йеменским властям. В одном из походов В Индий ский океан ОБК ТОФ во главе с большим противолодочным ко раБЛёМ "Маршал Шапошников" с помощью наших моряков 11 лет назад был освобождён захва ченный сомалийскими пирата ми танкер "Московский универ ситет". Тогда провели операцию, которая была гораздо сложнее всех предыдущих. Обнаружил-то пиратов экипаж майора Алек сандра Данилы, а когда у его вертолёта стало заканчиваться топливо, над судном завис Ка-27 подполковника Владимира Ко вальчука, держа пиратов на при целе. Точку же в той операции по обезвреживанию бандитов поставил спецназ во главе с за местителем начальника штаба соединения морской пехоты по морской подготовке подпол ковником Андреем Ежовым. Константин ЛОБКОВ. "Красная звезда". Владивосток. Материалы публикуются в сокращении. • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz