На страже Заполярья. 2021 год. Июль.
10 КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 26 июля В 1789 году эскадры Балтийского флота под об щим командованием адмирала Василия Чичагова близ острова Эланд нанесли поражение шведско му флоту, которым командовал герцог Зюдерман ландскиЙ. В 1940 году командующим Северным флотом назначен контр-адмирал Арсений Головко. В 1945 году на Потсдамской конференции от имени глав правительств США, Великобритании и Китая публикуется декларация с требованием безоговороч ной капитуляции Японии. После отклонения этих требований японским правительством 8 августа к декларации присоединится СССР и объявит Японии войну. В 1981 году в Североморске на площади Мужества открыт памятник авиаторам-североморцам "Самолёт Ил-4". 27 июля В 1784 году родился генерал-лейтенант Денис Да выдов - герой Отечественной войны 1812 года, один из инициаторов и организаторов партизанского движения, военный писатель и поэт. В 1905 году родился участник Петсамо-Киркенесской операции командир отделения 1-го отдельного стрел кового батальона 69-й отдельной Печенгской Крас нознамённой орденов Красной Звезды и Богдана Хмельницкого 11 степени морской стрелковой бригады полный кавалер орденов Славы старший сержант Николай Гурьянов. В 1915 году в состав Балтийского флота вошло аварийно-спасательное судно-катамаран "Волхов", впоследствии "Коммуна". За сто лет службы на флоте принимало участие в подъёме более 100 кораблей и судов. В 1944 году погибла подводная лодка Северного флота В-1 (командир Герой Советского Союза капитан 2 ранга Израиль Фисанович). В 1953 году закончилась война в Корее, в которой принимали участие советская истребительная авиация и зенитная артиллерия, 28 июля Памятная дата России. День крещения Руси. Го сударственная памятная дата Российской Федерации, законодательно установленная 31 мая 201 О года в память о крещении Руси, отнесённом к 988 году. С 1015 года отмечается День памяти святого равноапостольного князя Владимира Святославича (Владимир Красное Солнышко), впоследствии был назван Крестителем Руси. Русская православная цер ковь чтит его память. В результате походов на вятичей, литовцев, радимичей и болгар он укрепил границы Киевского княжества. Для организации обороны от печенегов соорудил несколько оборонительных рубе жей с системой крепостей на юго-восточных границах - "первая засечная черта". В его княжение (988 г.) на Руси принято христианство. В период его правления окон чательно сформировалось Древнерусское государство и укрепилось международное положение Руси. В 1900 году родился адмирал Владимир Трибуц, командующий Краснознамённым Балтийским флотом в период Великой Отечественной войны. В 1914 году началась Первая мировая война. В 1915 году открылась Петроградская офицерская школа морской авиации. В 1919 году родился командир звена бригады торпедных катеров Северного флота Герой Советского Союза старший лейтенант Борис Павлов. В 1932 году началось первое сквозное плавание в одну навигацию по Северному морскому пути из Ар хангельска ледокольного парохода "Александр Сиби ряков". В 1942 году издан Приказ наркома обороны СССР N!! 227 "Ни шагу назад!". В 1943 году авиация СФ нанесла массированный удар по немецкой базе в Киркенессе. 29 ИЮЛЯ В 1696 году в ходе второго Азовского похода русские войска под фактическим руководством всеми силами Петра 1 овладели мощной турецкой крепостью Азов. Это была первая крупная победа при взаимодействии русской армии и флота в борьбе России за выход к морям. Россия получила выход в Азовское море. В 1769 году началась Первая архипелагская экспе диция под командованием адмирала Григория Спири дова. В 1817 году родился живописец-маринист Иван Айвазовский. В 1938 году нападением японских войск на советскую территорию начались бои на озере Хасан. В 1941 году родился советский и российский офицер подводник, первый командир атомной глубоководной станции проекта 191 О АС-13 29-й отдельной бригады подводных лодок Краснознамённого Северного флота Герой Российской Федерации капитан 1 ранга Геннадий Попов. 23 июля 2021 года • * на стrаЖЕ запDлlrы МОРСКОЙ ДЕРЖАВЕ - БЬIТЬ! 325 лет назад русские войска овладели крепостью Азов, и Россия получила выход в Азовское и Чёрное моря 29 июля 1696 года свершилась первая крупная победа русских регулярных армий и флота в борьбе России за выходы к морю: во главе с Петром I русские войска заняли крепость Азов, выбив турецкий гарнизон. Овладение этой крепостью, закрывавшей выход России в Азовское и Чёрное моря, было главной целью Азовских походов в 1695-1696 годах, которые во время Русско турецкой войны 1686-1700 годов под предво дительством Петра I осуществили русская армия и флот. В целом, походы были нап равлены на защиту южных земель России от османо-татарской агрессии. Штурмы крепости 15 ав густа и 5 октября привели к большим потерям русских войск и не имели успеха. Причины неудач были сле дующие: отсутствие единого командования, плохая ор ганизация и слабая подго товка к осадным действия стрельцов и дворянской конницы, нападения кон ницы крымских татар. Кро ме того, турецкие войска снаб жались морским путём. Вви ду приближавшейся зимы из за больших потерь и необ ходимости более тщатель ной подготовки войск Пётр 1 снял осаду Азова, и 2 декаб ря русские войска верну лись в Валуйки и Воронеж. Второй Азовский подход начался в апреле 1696 го да. С 13 мая по 3 июня из Воронежа к Азову направи лись четыре отряда галер флота, первыми из которых командовал Пётр 1. часть наружного крепост ного вала Азова. Решающую роль в атаках сыграло ис пользование массирован ного огня артиллерии на главных направлениях. 29 июля турецкий гарнизон крепости капитулировал. Успешное завершение Азовских походов открыло России выход в Азовское и Чёрное моря, послужило началом превращения её в морскую державу, укрепило безопасность южных гра ниц страны (по Константи- Авангард войск и первый отряд галер прибыли в рай- Первый Азовский поход был предпринят в 1695 году. Русские войска (около 31 тысячи человек) состоя ли из стрельцов, солдат, полков "нового строя" и поместной дворянской кон ницы. В походе участвовали первые регулярные полки - Семёновский, Преобра женский и Лефортовский. Войска возглавляли три командующих - Автоном Головин, Франц Лефорт и Пётр Гордон. Их решения утверждал Пётр 1. Чтобы отвлечь внимание турок и крымских татар от Азова, в низовья Днепра были направлены войска под командованием Бори са Шереметева (около 120 тысяч человек). Авангард русской армии под коман дованием Гордона высту пил из Москвы к Азову в на чале марта. По дороге к не му присоединились 5 тысяч донских казаков. В конце апреля на судах по рекам Москва, Ока, Волга, Дон двинулись главные силы под командованием Голо вина и Лефорта. 15 июля вся армия сосредоточи лась в районе Азова и окру жила крепость с гарнизо ном в 7 тысяч человек. Первый Азовский поход показал необходимость создания в России сильного военного флота и регуляр ной армии и их тесного взаимодействия. Начиная с конца 1695 года Петр 1 приступил к под готовке второго Азовского похода: создавался Азов ский флот, формировалась новая армия из солдатских и стрелецких полков, кото рые обучались фортифика ции и осадным боевым дей ствиям. К весне 1696 года были построены два 36-пу шечных корабля, 23 галеры, 1300 стругов, 4 брандера и др., личный состав комплек товался солдатами Преоб раженского и Семёнов ского полков. Командовать Азовским флотом был на значен Франц Лефорт. Бы ла создана 75-тысячная Азовская армия под коман дованием Алексея Шеина. Общее руководство походом осуществлял сам Пётр 1. он Черкасска (одна из баз русской армии и флота) 24 мая. 6 июня главные силы русского флота вышли в Азовское море в районе Азова и к 22 июня блокиро вали его, а армия осадила крепость с суши. Прорвать ся к Азову и оказать помощь гарнизону турецкий флот не смог из-за больших потерь. нопольскому мирному до говору 1700 года ликвиди ровались турецкие крепос ти в Приднестровье), повы сило международный прес тиж Российского государ ства. Кроме того, победа обеспечила нейтралитет Турции накануне Северной войны. Азовские походы показали возросшую роль флота в войне, высокие боевые качества полков регулярной армии, способ ствовали формированию постоянной армии в Рос сии. Полученный опыт был использован Петром 1 при проведении военных ре форм и реорганизации во оружённых сил России в первой четверти XVIII века. 24 июня против устья До на появился турецкий флот (шесть кораблей, 17 галер с десантом около 4 тысяч человек, предназначенные для пополнения гарнизона Азова), но, увидев снимаю щиеся с якоря русские га леры, ушёл в море. 27 июля после массированной бом бардировки одновременно с суши и моря запорожские и донские казаки захватили Подготовuл Вади,м покровскии. выIорp КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА тийской культуры, но постепенно в стране возник собственный непов торимый стиль. Православие не вытесняло, а сливалось с древне русскими культурными традиция ми, стало органичной частью рус ской национальной культуры. Единая государственная религия стёрла различия между многочисленными славянскими племенами .. Фll Владимир Святославо- вич понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей. Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 году крещение приняла княгиня Ольга, бабушка князя. Христиана ми становились люди из ближай шего княжеского окружения. К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иеруса лим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии. Доклад посланников со держал такие сведения: - мусульманство (Волжская Бул гария): "нет в них веселья, только печаль и смрад великий"; - католичество (Священная Рим ская империя): "красоты не видели никакой"; - православие (Византия): "служ ба их лучше, чем во всех других странах". Посоветовавшись с боярами, Владимир остановил свой выбор на византийской вере. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные политические причины, среди которых - огромное влияние византийской культуры на славян скую Русь, давние торговые и дип ломатические контакты, могущест во Византийской империи. Крещение князя Владимира Несмотря на решение крестить ся, Владимир Святославович ос тавался типичным воином-языч ником, который привык действо вать с помощью военной силы. В 987 году он начал войну с Визан тией и осадил Корсунь (Херсонес Таврический). "Корсунская легенда" гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались. Владимир потребовал от византийских сопра вителей Василия и Константина отдать ему в жёны сестру Анну. Им ператоры согласились с условием, что князь обязательно примет кре- • щение. Летопись рассказывает об очередном "чуде": Владимир ослеп, но после крещения сразу же про зрел. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Крещение Руси Общепризнанной датой креще ния Руси считается 988 год. После возвращения в Киев Вла димир сразу же приказал раз рушить пантеон языческих богов. Князь обратился к киевлянам с заявлением: на следующий день все обязаны явиться к Днепру для крещения. Массовое крещение прошло достаточно мирно. Влади мир активно занимался распро странением новой религии. По всей Руси начинают строиться церкви и назначаться священники. Перуна подвергли "наказанию": бросили статую в реку и не давали пристать к берегу до самых днепровских порогов (т. е. до границ Русской земли). Значение и результаты крещения Руси Крещение Руси князем Влади миром привело древнюю языче скую Русь в семью христианских государств, противостоящих Вос току или мусульманству, столкнуло её со всем мусульманским и язы ческим миром. С другой стороны, в результате слияния христианства с язычест вом на Руси сложилась оригиналь ная форма - русское православие. В истории России наметился осо бый путь развития. Принятие ви зантийского православия сделало Россию естественным союзником Византийской империи, отделило Русь от католического мира, была проведена резкая граница между Русью и Западом. На западных славянских территориях развер нулась многовековая борьба меж ду православием и католичеством. Таким образом, к концу Х века в Киевской Руси сложились все пред посылки для принятия общегосу дарственной религии. В 988 году состоялось крещение Руси по ви зантийскому образцу. После за воевания Константинополя турка ми в 1453 году Россия стала миро вым центром православия, что позволило ей решительнее заяв лять о своих имперских правах. В результате возникает великодер жавная идея - "Москва - третий Рим". Крещение Руси оказало влияние на развитие не только нашей стра ны, но и всего мира, его значение за прошедшее тысячелетие не ослабло. Культурное значение и последствия В результате усилилось влияние византийской культуры. Широкий поток византийских мастеров (архи текторов, иконописцев и т. д.) хлы нул на Русь и дал мощный толчок в развитии культуры. Поначалу Древняя Русь просто копировала лучшие образцы визан- • Грамотность на Руси возникла ещё до крещения, но только после него началось систематическое "учение книжное". Первые лето писцы были священниками или монахами. Древнерусские лето писи - ценный вклад в мировую культуру. Особого восхищения заслужи вают храмовая архитектура и ико нопись. Об этом говорит появление таких шедевров, как киевская цер ковь Пресвятой Богородицы (пер вая каменная церковь на Руси, 991-996 гг.), Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке (вре мя правления Ярослава Мудрого), Спасо-Преображенский собор в Чер нигове (заложен в 1030 г.), Остро мирово Евангелие (1056-1057 гг.), "Повесть временных лет" (Несто рова летопись, (1110-1113 гг.), "Сло во о полку Игореве" (XII век). Национальное самосознание и нравственное значение Крещение Руси способствовало процессу формирования русской нации из многочисленных славян ских племен. Единая государст венная религия постепенно стира ла различия между многочислен ными славянскими племенами. В былинном фольклоре и нацио нальном самосознании появилось понятие "Святая Русь". Христиан ство провозглашало новые ценнос ти: добродетельная жизнь, смире ние, покаяние, любовь к ближнему. В христианстве декларируется воз можность выбора, в истинно хрис тианском понимании личной, доб ровольной связи человека с Хрис том, когда-то сознательно и доб ровольно выбравшим свой крест ный путь. Христианство - это та ре лигия, которая позволяет и да же ждёт свободного выбора чело века. Выбранный путь принёс нам приобщение к цивилизации, в ос нове которой лежит свободное и ответственное решение - выбор, воля как принцип внутренней ду ховной и общественно-граждан ской жизни. В этом и состоит вели кое историческое и даже симво лическое значение Крещения Руси, события, пере вернувшего судьбу народов Восточной Европы тысячу лет назад. Подготовил Вади,м СРУБИШЕК. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz