На страже Заполярья. 2021 год. Июль.
4 * lа стrаЖЕ заПDЛlrы От теории 1(, nра1(,ти1(,е ВНИМАНИЕ! ДЕСАНТ, ПРИГОТОВИТЬСЯ! - Многое зависит от ко мандира экипажа, как он объясняе~ - добавляет младший сержант Глотов. - Первый выход на воду - это всегда интересно, но и страшно немного. А потом уже привыкаешь. Главное, слушать старших, которые знают всё лучше тебя, конт ролирую~ корректируют твои действия. Каждый обладатель чёрного берета должен пройти морскую десантную подготовку .. W II В течение года - -- с экипажами бое вых машин проводятся за нятия по вождению, мини мум 2-3 раза в неделю. Ал горитм действий, которые необходимо проделать при высадке на воду, оттачи вается сначала на берегу. Всю последовательность действий доводят до авто матизма. На территории полигона отдельной брига ды морской пехоты Север ного флота установлен ма кет корабля, на котором сводные роты десанта про водят тренировки по по грузке и выгрузке техники, её расстановке и крепле нию в твиндеках. Помимо этого, командиры экипа жей изучают нюансы рабо ты на средствах связи, при нимая, выполняя и дубли руя специальные для дан ной ситуации команды. Это крайне важно, учитывая условия минимального об зора при нахождении БТРа в воде, - зачастую данные о внешней обстановке эки паж получает только извне. лось бы нам, потому что ко рабли задействованы в сво их мероприятиях. Но перед Днём Военно-морского фло та мы имеем возмож ность заниматься в достаточном объё военнослужащих, замены нежелательны и происхо дят, только когда без этого совсем не обойтись. Каж- замедлительно её поки дать. Кстати, а все ли "чёр ные береты" умеют пла вать? Оказывается, да, это ко мгновений находится под водой, - объясняет ру ководитель занятия. - Всег да страшно, когда делаешь это впервые, как бы ты не был подготовлен. Но вот чтобы эти переживания не перешли в панику, мы сна чала оттачиваем все навы ки на берегу. Так, например, коман дир экипажа сержант Ники та Сафонов и старший во дитель младший сержант Александр Глотов - зенит чики, проходят службу в ба тарее ПЗРК, в состав морс кого десанта включены пер вый раз. Оба подтвержда ю~ что волнение перед первым "заныриванием" действительно присутству ет, но при этом после выпол нения этого упражнения появляется азарт возвра щаться к нему снова и сно ва, учиться чему-то боль шему. ме, - рассказывает в беседе со мной за меститель командира десантно-штурмового батальона майор Де нис Иванов, который вот уже пятый год ру ководит подготовкой морских пехотинцев накануне ДНЯ ВМФ. Денис Сергеевич констатирует: време ни морские пехотинцы зря не теряют, нара батывают все необхо димые навыки. При вождении на плаву особо важна слаженность экипажа, умение доверять друг другу и работать в ко манде. По признанию водителя, управлять бронетранспор тёром на суше и на воде - это две совершенно разные вещи. На берегу руль по вернул, и БТР развернулся, а на воде требуется гораздо больше физических усилий. Машину необходимо по стоянно держать "на оборо тах" и непрерывно подру ливать, чуть расслабишься, и всё, обязательно снесёт и будет качать по волнам из стороны в сторону. Но даже такие занятия по уровню сложности мож но назвать теоретическими, ведь ничто не сравнится с реальными действиями, непосредственной работой на настоящем корабле. - Прежде чем подгото вить личный состав к высад ке, кропотливо проводятся подготовительные меро приятия - замочка техники, замазка швов и люков, ос мотр на предмет различных утечек, проверка исправ ности всех узлов и агрега тов, которые необходимы при действиях на воде, - водомётных движителей, в первую очередь. Всё это делает экипаж - командир, водитель и на водчик - никакого дополни тельного инженерного сос тава не предусмотрено. Причём за каждой маши ной закреплён свой состав дый БТР имеет свои осо бенности, которые хорошо знает лишь тот водитель, который его постоянно экс плуатирует. Однако прежде чем приступить к занятиям на воде, каждую машину "прогоняет" руководитель лично, таковы правила бе зопасности. Да и вообще безопасность важнее всего, а люди - важ нее техники. Все работают только в спасательных жи летах, на воде непрерыв но дежурит спасательное средство, морские пехо тинцы проинструктирова ны - в случае экстренного притопления машины, не- необходимый элемент проф компетенции. Так как всем рано или поздно приходит ся выполнять задачи в сос таве морского десанта, пе ред выходом в море воен нослужащие проходят спе циальные тренировки в бассейне - по борьбе за жи вучесть, покиданию кораб ля, поэтому боязни воды У них нет. Но вот волнение перед первым спуском с ап парели остаётся. Все, это значит, все. Води тели на берегу тренируются выстраиваться в предбое вой порядок, разворачи ваться в боевую линию, дер жать дистанцию и вообще действовать, ориентируясь исключительно на команды командиров, а те, в свою оче редь, учатся работать по вводным руководителя за нятием. Помимо этого, изуча ется и последовательность действий при выходе из строя какой-либо машины. В этом году тщательность такой предварительной подготовки особая, потому - Чтобы наладить согла сованность, требуется вре мя, с первого раза, конеч но, не получится, - призна ётся сержант Никита Сафо- Бронетранспортёр сам по себе не лёгкий, плюс загружен десантом, боеприпасами, и когда идёт выrpузка способом "на плав", он подныривает и несколько мгновений нахо дится под водой Кстати, таким поведе нием боевых машин объяс няют военнослужащие и то, что загружаться в БДК с плава значительно слож нее, чем высаживаться с него. При посадке очень легко потерять управление, а если хоть чуть снесло машину, она уже не войдёт, размер входа в кормовой трюм возможности для ма нёвра не даёт. Тем не менее посадка с воды на корабль - важней ший элемент морской де сантной подготовки. - Совместные трениров ки с БДК происходят не так часто, как, скажем, хоте- - Бронетранспортёр сам по себе не лёгкий, плюс загружен десантом, бое припасами, и когда идёт вы грузка способом "на плав", он подныривает и несколь- что экипажи, задействован- нов. - Всегда тяжело, когда ные в высадке в День ВМФ, новый человек в коллек- впервые взаимодействуют тиве появляется, но со вре- с реальным кораблём. менем всё сглаживается. - В ходе ведения бое выхдействий, после выпол нения задач на побережье за нами должен прийти Наверное, в Беломорской фло тилии Северного флота Мария Алексеевна Кожевникова (Вол кова) из чувашского села Ишлеи БЕскозыIкА БЕЛАЯ, В ПОЛОСКУ была единственной женщиной, которой, вопреки всем морским традициям, разрешали подниматься на любой боевой корабль. Сегодня о тех далеких днях 98-летняя участница Великой Отечественной войны вспоминает с улыбкой и грустью. Долгие три часа я слушаю её, не замечая времени. Она с одного события перескакивает на другое, возвращается к уже рассказанному, вспоминает, как рыла окопы на оборонительных рубежах ... И складывается полная удивительных событий картина её жизни. Накануне rpозы - После школы я поступила в Чебоксарский кооперативный техникум, была там на хорошем счету. Техникум тогда нахо дился рядом с пединститутом, а пединститут - где сейчас глав почтамт. Забор нашего тех никума сохранился до сих пор, но самих зданий уже нет. Я поступила туда в 1936-1937 учебном году, в 1940-м окон чила, а с 1 августа того же года начала трудовую деятель ность. У меня 74 года трудо вого стажа. ём С председателем райпотреб союза и главным бухгалтером по ложили вещи на подводы и отправились пешком. Семья у нас была очень бедная. Когда я в техникуме училась, два года подряд на улицу почти не выходила - у меня не было зимнего пальто. Девчонки давали свои, когда надо было куда-то сходить. Такои красивои девушкоu заnо.м нили МаРию Волкову красно флотцы Бело.морскоU флотилии. Очень жалею, что не полу чила высшее образование. Меня уговаривали пойти учить ся в пединститут, а я говорю: "У меня одно-единственное платье, одна юбка, зимнего пальто нет, надо работать, мне надеть нечего". Так и не пошла, оста лась со средним образованием, о чём очень жалею. Всю жизнь мне очень хотелось учиться. У меня три брата, и все кандидаты наук. Первое задание Уже в техникуме мы изучали не только винтовку Мосина, но и А в Шумерле у железнодорож ной станции плачут женщины и дети. Каждый военнообязан ный, если начнётся война, дол жен был самостоятельно, без приглашения явиться в воен комат. Люди пришли, и их уже отправляли. Там стон стоял ужасный. Вот в такой обстановке у нас совещание состоялось. Нам сказали: "Езжайте срочно обратно. Все винно-водочные изделия в сорок градусов взять Когда сводки составляли, самое страшное было, сколько погибших, сколько раненых. Вот это я не люблю вспоминать. Было очень тяжело и больно. Не хочу рассказывать, время было тяжёлое не только для нас - для всех настоящие миномёты, выходили стрелять из них в поле. Но всё равно война наступила неожи данно. Я уже работала в районе по направлению, нам предстояло составить полугодовой отчёт. Всех экономистов, бухгалтеров районных собирали на "кустовое" совещание. Оно должно было состояться в Шумерле. Автобусы туда не ходили, поэтому мы втро- 23 июля 2021 года • на учёт, ни одной капли не расхо довать". Мы поехали обратно, обошли ночью все свои торговые точки, всё спиртное в одном месте соб рали, закрыли и доложили, сколько его у нас. Такое мы срочное задание получили. А правительство потом по фрон там распределяло - люди же замерзали. Вскоре нам, комсомольцам, дали другое задание. В район прибыли эвакуированные из Ленинграда и Москвы, в основ ном женщины с детьми. Мужей их отправили с фабриками-заво дами, а жёны к нам эвакуиро вались. Их нужно было размес тить по деревням, устроить, най ти квартиры, выдать по 1 О кг му ки. А никто не хотел пускать к се бе чужих людей, тем более с детьми. Наши не знают русского языка, эвакуированные - чуваш ского. Но мы справились. Ходили по деревням, устраивали. Потом люди привыкли, эвакуированные работали в колхозах. Утром - пшёнка, вечером - пшёнка Осенью-зимой 1941 года ник то не говорил: Сурский и Казан ский оборонительные рубежи. Тогда всё было скромнее, речь шла о рытье окопов и противо танковых рвов. Нас вызвали в райком комсомола и сказали: "С завтрашнего дня вас увольняют, с работы отпускают и сразу от правляют на рытьё противотан ковых рвов на берег Суры". Это по старому руслу, в Красноче тайском районе, у деревни Ми жеркасы. На квартире мы спали на полу по 10-15 человек. На од ну полу пальто ложишься, другой укрываешься. Я тогда только купила своё первое пальто, в этом новом пальто и пришлось окопы копать. Техничка райпотребсоюза да ла мне свой халат, чтобы можно было сверху надеть, вот этим ха латом я своё пальто и спасла не множко. Обувь - в чём ходила, в том и работала. Я не помню, ка кие-то полуботинки были муж ские. Не помню, чтобы нам выда вали какие-нибудь рукавицы, работали в том, в чём приехали. Хозяйкам домов, где нас раз местили, выдавали лишь пшён ную крупу. Они утром нам её ва рили, вечером приходим - на сто ле та же пшённая крупа на воде. Потом им сказали - сколько кар тошки дадите нам, столько мы вам вернём пшенной крупой. Они нам давали картошку, и мы её пекли в горячей золе. С тех пор я пшённую крупу никогда не по купала и не покупаю. А мясо ... Какое там мясо - капельки жира не было. От деревни до места ра бот - два километра, каждый день мы ходили пешком туда и обратно. По законам военного времени Норму надо было выполнять каждый день. Не выполнишь - ругают, грозят трибуналом ... Мой будущий муж и его мать тоже были со мной на окопах. У них дома корова отелилась, её надо • было доить, за телёнком ухажи вать. Моя будущая свекровь, Анисия Григорьевна, без разре шения уехала с этих окопов, и её взяли под стражу. Две недели она просидела в заключении. Сын приехал, поднял скандал, и её отпустили. Нельзя было от лучаться с работ, по законам во енного времени могли наказать как мобилизованных. А за телён ком и коровой соседи смотрели. В деревне была церковь, в помещении которой работал клуб. Целый день работаем, а вечером идём на танцы - моло дость брала своё. Муж каждый вечер приносил мне кусочек пирога или хлеб - их семья жила в пяти-шести километрах от Ми жеркасов. Какие танцы танцевали в то время? Краковяк в основном, что-то ещё. Я уже не помню названий. Не помню, какие пе ли песни. Не помню ничего, кроме того, как мерзли и ра ботали на окопах. Земля была мёрзлая, не поддавалась, пока её расковыряешь ... Му- жики сверху пешней или ломом работают, а мы вслед за ними лопатой откидываем. Страшная, тяжёлая была работа. Но её надо было делать, и мы де лали. Верили, что спра вимся, даже в голову не приходило, что не спра вимся. И, конечно, каж дый хотел вернуться до мой, к своей семье. Как и что строить - подсказывали военные инженеры, которые то же были там. Фамилий их не помню уже. Эваку ированных женщин на окопах не было, они в колхозах работали. Они все с детьми были, у каждой по трое-чет веро ... меня сразу на фронт!". А в следу ющий раз меня вызвали и сказа ли: "Через два часа - выезд!" А мне что - вышла и пошла. Пришла в райпотребсоюз обрат но, а мне уже расчёт составили, уже уволили, сухари принесли. В райпотребсоюзе хлебопекарня была, сухари сушили для фронта. Оттуда 4 кг сухарей мне выпи сали на дорогу. Через два часа прибыла к районному клубу. Нас четыре девушки было - одна медсестра и две такие же служащие, как я. Все из других районов - за своих, видимо, заступались, а за нас никто не заступился. Списки комсомол составлял. Посадили нас на подводы и повезли в Шумерлю, где уже ждали воен ные моряки Северного флота. Они нас и забрали. На станциях в туалет выпус кали по одному - боялись, как бы мы не сбежали. Нас, девчонок, собрали из Горьковской области и Чувашии, всего 250 человек. Из Чувашии подружка со мной бы- монетки, остальные растеря лись по дороге. Он свои тоже сохранил. О любви мы не гово рили. Дружили, разговаривали. Обнимались, что уж там гово рить. Целовались ли на про щанье? Нет, конечно, народ же кругом. Встреча с Северным флотом В Архангельске нас встречали с музыкой. А мы, девчонки, дума ли: Господи, что тут днём танцы? А это нас моряки встречают с оркестром. Когда нас провожали из Шу мерли, там уже было лето, мы в одних тапочках поехали, в чу вашских платьях вышитых. А при были в Архангельск - там снега полметра. Вначале нас перео дели в пехотную форму, под ходящей флотской не было. Мо ряки звали насдеревянными ма тросами: "Вот деревянные мат росы идут". Смеялись над нами. Выдали мужские ботинки 40-го размера, чулки какие-то чёрные Зима была очень су ровая, холодная. Птицы девушки-краснофлотцы Бело.морскоU флотилии. Краuняя слева в nерво.м замерзали и падали на ряду - старшина 2 статьи Мария Волкова. землю, особенно во- робьи. Но случаев, когда кто-то заболевал или умирал, у ла, Захарова Наталья Григорь- нас не было. Видно, некогда евна, мы с ней всю войну вместе было болеть. Да и врачей мы там были. Любовь и война не видели - наверное, их моби лизовали на фронт. А когда мы завершили работы, нас просто С мужем мы познакомились ещё до войны. Его мать, будущая отпустили домой. Сказали: "Больше копать не будем". Призыв Это было в 1942 году. Од нажды меня вызвали в воен комат и сказали, что надо по ехать в Казань на какие-то трёх месячные курсы. Я говорю: "В Казань не поеду, отправляйте моя свекровь, в этот день пираги стряпала. Она пирог мне при несла в дорогу. А будущий муж проводил меня до Шумерли - шёл пешком рядом с подводой. Он тогда дал мне десять мо нет копеечных и сказал: "Чтобы мы встретились, сохрани хоть одну монету". Я сохранила две • для нас нашли (тут, возможно, Мария Алексеевна чуть запа мятовала: в её краснофлотской книжке указано, что ей выданы ботинки 42-го размера. - Авт.). ШУТКИ ДЕВИЧЬИ ЗАБЫТЬ ... К нам в отряд морской пехоты, В отделенье первой роты, Прибыл новенький боец. Сразу видно: удалец - Рукава длины не в меру, Сапоги не по размеру, Носит юбку и берет, И на вид 15 лет. Мы с приятелем спросили: Вы зачем к нам прикатили? •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz