На страже Заполярья. 2021 год. Июль.

* на стrаЖЕ запаЛlrLI 3 НА ЗАЩИТЕ СЕВЕРНОГО НЕБА упражнение, называется "пеше по-лётному" . - Мы выполняем всё так же, как это будет выглядеть в небе. То есть экипаж проходит "пеш­ ком" уменьшенный вариант свое­ го маршрута. В небе это очень помогает, - поясняет старший лейтенант Антоненко. рят: "Ну всё, технарём будешь". Так и получилось, - смеётся Дмитрий Васильевич. Боевая подготовка палубных лётчиков не останавливается никогда По словам инженера, систе­ ма подготовки самолётов к по­ лётам - дело сложное и чрезвы­ чайно ответственное. Но имен­ но она позволяет избежать воз­ никновения непредвиденных ситуаций при эксплуатации авиа­ ционной техники и обеспечить безопасность полётов. ... Фli В различные годы на вооружении части стояли самолёты Як-З8, Як-З8У, МиГ-21УМ, МиГ-21 ПФМ, Су-25, Су-25УБ. Ныне полк укомплек­ тован самолётами Су-25УТГ, Су-ЗОСМ и су-зз. В настоящее время боевая подготовка палубных лётчиков не останавливается ни на минуту. Пилоты ежедневно выполняют сложные и опасные полёты, на подготовку к которым отводится много времени. По словам ко­ мандира подполковника Вяче­ слава Лунина, морские лётчики должны обладать высоким уров­ нем профессионализма. По самолётам, товарищи пилоты! Мне уже не раз удавалось заглядывать к гостеприимным лётчикам-истребителям. И каж­ дый раз - особенный ... Совсем недавно лётный со­ став полка на палубных су-зз выполнил учебно-боевые зада­ чи в небе Кольского Заполярья. Авиаторы тренировались в при­ крытии воздушного пространства над главной базой СФ от атаки условного противника с перехва­ том и условным уничтожением воздушных целей, имитирующих крылатые ракеты и самолёты. Конечно же, любой полёт все­ гда начинается на земле. Все экипажи обязательно проходят предполётную подготовку, ана­ лизируют данные погоды, по­ лучают инструкции по маршру­ там, уточняют задачи. В рамках предварительной подготовки в полку проводят соответствующие занятия, в том числе по мерам безопасности. Пилоты сначала за­ нимаются на тренажёре ктс-зз и только после этого приступают к учебно-тренировочным полё­ там. Любая очередная восьмича­ совая лётная смена, пожалуй, ничем не отличается от преды- дущеЙ. На аэродроме всегда ца­ рит рабочая атмосфера. Воен­ нослужащие спешат к своим боевым машинам, чтобы занять места в кабинах, только что при­ землившиеся самолёты зару­ ливают на техническую стоянку, допуск к полётам в боевом полку. - Авиаторы постепенно втя­ гиваются в работу и уже не пред­ ставляют свою жизнь без неба. Когда-то прибывшие в полк со значком з-го, вскоре становятся лётчиками 2-го, а затем и 1-го Перед nолёто.м лётчиlCи обсуждают фигуры пилотажа. а те, что должны подняться в небо, начинают выезжать на старт. Вот с установленным интер­ валом один за другим заходят на посадку несколько истребите­ лей. Коснувшись бетона, совер­ шают пробег и уже медленно катятся по рулёжной дорожке. Но как только стихает гул одних двигателей, становится слышен рёвдругих. В учебных тренировках при­ няли участие как опытные, так и молодые пилоты. Их подго­ товка проходила с максималь­ ной нагрузкой. Обычно в тече­ ние месяца молодое попол­ нение изучает новую для себя авиационную техник~ район предстоящих полётов, основные документы, регламентирующие лётную деятельность, сдают за­ чёты и таким образом получают класса. В целом же, для подго­ товки "первоклассного" пилота палубной авиации необходимо около пяти лет интенсивной учё­ бы в полку, - объясняет подпол­ ковник Лунин. По словам командира полка, качеством подготовки молодой смены он доволен. С поставлен­ ными задачами они справляют­ ся. В ходе лётных смен авиаторы выполняют учебно-боевые уп­ ражнения по перехвату воздуш­ ных целей, осваивают приёмы ведения воздушного боя с приме­ нением наступательных и обо­ ронительных манёвров на сред­ них и малых высотах, групповые полёты. - В небе они должны чувст­ вовать себя уверенно. Процесс обучения даёт ожидаемые ре­ зультаты. Все лётчики благодаря постоянным тренировкам уве- ренно пилотируют крылатые ма­ шины в сложных условиях Край­ него Севера, - подчёркивает Вя­ чеслав Вячеславович. Пилоты корабельного истре­ бительного авиаполка являются специалистами высочайшего класса. В истребительной авиа­ ции, главное преимущество ко­ торой - быстрота и мобильность, лётчик при интенсивных манёв­ рах испытывает предельные аэродинамические пере грузки, тем не менее он должен уметь концентрировать всё внимание на выполнения задания. Фанаты своего дела Профессия лётчика-истреби- жённый труд, постоянная кро­ потливая работа над собой, не­ уёмное желание совершенство­ вать свои лётные навыки, вы­ держку, характер. Старшие лейтенанты Лазарь Бурылов и Антон Антоненко при­ шли в полк сразу после оконча­ ния Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Совет­ ского Союза Анатолия Серова. Оба в профессию влюблены. - Сложно, но интересно. Каж­ дый полёт для меня особенный, одинаковых не бывает, - делится старший лейтенант Бурылов. Спрашиваю: "Почему лётчик военной авиации?". Лазарь, улы­ баясь, отвечает: - Даже не скажу, почему имен­ но в этом качестве я себя пред­ ставлял, ведь среди моих род­ ственников не было ни военно­ служащих, ни тем более лётчи­ ков. Впрочем, я нисколько не жалею о принятом в своё время решении. Старшего лейтенанта Антона Антоненко с детства манили са­ мые разные профессии. И толь­ ко в старших классах он решил, что будет лётчиком-истребите­ лем. - Только ты, самолёт и небо. Одним словом - романтика, - говорит старший лейтенант Ан- тоненко. Романтика - дело хорошее, но профессия лётчика-истреби­ теля не только не простое, но и очень опасное ре- месло. Даже не в бою, а в обычном полёте Задача - содержать самолёты И вот я направляюсь снова на аэродром. У стальных птиц суе­ тится инженерно-технический состав полка, который отвечает за подцержание в исправности и боеготовности крылатых ма­ шин, за своевременное и полное обеспечение запасными частя­ ми. Без ведома этих специалис­ тов никто не может подойти к воздушному судну. - Проверяем все системы, на­ личие заправки специальными Непосредственно перед вы­ летом техники осуществляют предполётную подготовку: ос­ мотр летательного аппарата, ввод исходных данных в нави­ гационную и специальную си­ стемы, проверка соответствия заправки и зарядки систем кры­ латой машины заданию на по­ лёт. Каждый специалист выпол­ няет те обязанности, которые ему предписаны руководящими в ходе лётных смен авиаторы выполняют учебно­ боевые упражнения по перехвату воздушных целей, осваивают приёмы ведения воздушного боя с приме­ нением наступательных и оборонительных манёвров на средних и малых высотах, групповые полёты жидкостями и газами, - поясняет инженер авиационного комп­ лекса старший лейтенант Дмит­ рий Арланов. Он выпускник Ставрополь­ ского высшего военного авиа­ ционного инженерного учили­ ща имени маршала авиации В. А. Судца. Его отец в своё вре­ мя тоже был техником самолёта. Служба проходила в отдалённых гарнизонах и, безусловно, по- документами. Один занимается радиооборудованием, другой - навигационным, третий - во­ оружением, четвёртый - двига­ телем и так далее. - Предполётная подготовка - процесс, отработанный годами, но требующий высшей степени ответственности каждого техни­ ческого специалиста, - подчёр­ кивает инженер авиационного комплекса. Также важным мо­ ментом в подготовке самолётов является может произойти вся- и послеполётное об- кое. служивание воздуш- Проблем в станов- ных судов. лении у обоих пилотов - Конечно, нагрузки не возникало. В срок у нас колоссальные. были сданы все за- Восьмичасовой лёт- чёты. Конечно, не обо- ной смене предше- шлось без помощи ствует тщательная опытных наставников. подготовка. Наша за- - Уже с первых дней дача - содержать са- лётчики зарекомен- молёты в постоянной довали себя ответст- боевой готовности, - венными и исполни- объясняет Дмитрий тельными военно- Васильевич. служащими, снискали иuжeueр авиационною lCо,мnЛelCса cmаршио леОтенант В любую погоду ин- уважение сослуживцев Д.митрии Арланов проводит предварительную nодго- женерно-авиацион- и командования, - ха- mOBICY воздушного суйна перед лётноо с.менои. ный состав полка - на рактеризует подчи- аэродроме и боль- нённых подполковник Лунин. влияла на выбор сыном жизнен- шей частью выполняет свои В настоящее время парни ного пути. обязанности под открытым не- выполняют задачи лётных смен, - Мне кажется - это судьба! бом. занимаются на тренажёре, вы- Когда мне было 9 лет, я с отцом По тому, как стремительно полняют в небе элементы слож- пришёл на аэродром, и пока взмывают истребители в небо, нога пилотажа. Боевая nодготовlCа палубных лётчиlCов не останавливается ни теля, о которой в детстве меч- на .минуту. Ежедневно в небо вз.мывают са.молёты для выполнения тают многие мальчишки, - это Перед каждым полётом авиа­ торы проводят определённый вид тренировки. Со стороны это выглядит интересно - взрослые мужчины, словно маленькие дети, играют в самолётики. На самом деле при пилотировании в группе - это очень ценное инженерно-технический состав готовил самолёт к полёту, мне ничего не оставалось, как ходить рядышком и просто любоваться крылатыми машинами. И вот под одной из них стоял про­ тивень с керосином. Я взял и опустил туда руки. Мужчины, увидев это, засмеялись и гово- как лётчики успешно выполняют полётные задания и уставшие, но довольные возвращаются на аэродром, можно смело ска­ зать, что техники и пилоты рабо­ тают в тандеме - профессиональ­ но и слаженно. учебuo-боевых задач. ежедневный тяжёлый и напря- КРЕЙСЕР СО СЛАВНОЙ ИСТОРИЕЙ Атомная подводная лодка "Новомосковск" - одна из участниц парада, посвящённого празднованию ДНЯ ВМФ в Североморске ... Фli На каждом этапе модер- низации подводные лодки вооружались новым ракетным комп­ лексом, увеличивалась их автоном­ ность. В 1991 году подводный крейсер К-407 (последний атомный подводный ракетоносец, построенный в СССР) дал залп всеми межконтинентальными ракетами. Тогда была подтверждена безусловная эффективность морских стратегических ядерных сил. По итогам выполнения этого уникального боевого упражнения экипаж ракетного крейсера завоевал приз Главнокомандующего ВМФ "За ракетную стрельбу". В 1998 году РПКСН "Новомосковск" под командованием капитана 1 ранга Александра Моисеева произвёл из-под воды первый в мире коммерческий пуск ракеты-носителя "Штиль-1" с искусствен­ ным спутником Земли. В 2000 году этот же корабль под командованием также капитана 1 ранга Александра Моисеева успешно выполнил испытательную ракетную стрельбу новой ракетой. Среди официальных лиц, в своё время посетивших последний РПКСН советского производства, были коман­ дующий ВМС США адмирал Джереми Майкл Бурда, заместитель Главнокоман­ дующего ВМФ России адмирал Игорь Касатонов. В настоящее время экипаж РПКСН "Новомосковск" под командованием капитана 1 ранга Антона Глодева гото­ вится представить своё соединение на военно-морском параде в честь ДНЯ ВМФ в Североморске. По словам командира атом­ ного крейсера, повседневная работа подводников направ­ лена на выполнение постав- ленных командованием за­ дач. Экипаж слажен и готов в любую минуту защитить тер­ риториальную неприкосно­ венность нашей страны. рей Герасимчик, командир боевой части связи капитан З ранга Роман Баязитов, - Корабль уже не молод, поэтому требования к подцер­ жанию материальной части атомохода в боеготовом со­ стоянии возросли многократ­ но, - продолжает рассказ ко­ мандир. - Костяк экипажа позволяет воспитывать вновь пришедшие молодые кадры. Опыт службы передаётся, тра- Ко.мандир подводного lCjJеОсера lCanumaH 1 paHla диции живут, молодое поко- АнтонГлоОев. ------------------------------------------ ление подводников гордится службой на славном корабле. Постоян­ но поддерживаются и культивируются командованием основные принципы в инженер вычислительной группы ра­ диотехнической боевой части лейтенант Владлена КЛЮШИНА. Фото автора. В настоящее время экипаж готовит корабль к участию в параде в честь Дня Военно-морского флота России. По­ краска атомохода, получение формы одежды нового образца, отработка команд занимает почти всё служебное время личного состава. Экипажу РПКСН "Новомосковск" уже 4-й раз подряд оказана честь пред­ ставить Краснознамённые подводные силы СФ на праЗДновании ДНЯ ВМФ РФ. Все, кто придёт в воскресенье по­ смотреть на это великолепное дейст­ во, наверняка обратят внимание на замерший на рейде Североморска характерный чёрный силуэт подлодки со стоящим на его палубе экипажем. Это одно из самых надёжных творений советских инженеров второй половины прошлого века - подводный крейсер со славной историей РПКСН "Новом ос­ ковск". Уже не за горами то время, когда он уступит место новым крейсерам, станет историей, и мы больше никогда не увидим его на рейде Североморска, как не увидим, например, артиллерийский крейсер "Мурманск" или авианесущий крейсер "Киев". На смену "Новомосков­ ску" заступают на многолетнюю вахту по защите Отчизны более современные и боеспособные ракетоносцы из семей- экипаже - "Научили тебя - обучи молодо­ го", "Не твоё - не тронь", "Достойно выпол­ няй все поставленные задачи" и другие. Экипаж ценен своими специалиста­ ми, подводниками-профессионалами, среди которых - командир ракетной бое­ вой части капитан 2 ранга Александр Половохин, старший помощник коман­ дира корабля капитан З ранга Денис Батылин, командир гидроакустической группы БЧ-7 капитан-лейтенант Алек­ сандр Шапошников, командир штурман­ ской боевой части капитан З ранга Анд- Повседневная работа подводников направлена на выполне­ ние всех поставленных командованием задач. Экипаж слажен и готов в любую минуту защитить территориальную непри- • • косновенность нашей страны Денис Беляков, начальник медицин­ ской службы крейсера капитан меди­ цинской службы Алексей Флёров, на­ чальник службы РХБЗ лейтенант Анд­ рей Изекеев и другие. • ства "Бореев". А пока атомоход - ветеран будет украшением этого праздника. A.telCcauдp ЯКОВЛЕВ. Фото авmoра u Натальu сосновскоЙ. 23 июля 2021 года •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz