На страже Заполярья. 2021 год. Июль.

* lа стrаЖI запаЛlrы 9 НА ГРАНИ ДВУХ СТИХИЙ Всего за годы Великой Отечест­ венной войны советские мор­ ские лётчики совершили более 35 тыс. боевых вылетов, пото­ пили 407 кораблей и 371 судно противника. На их счету свыше 5,5 тыс. уничтоженных самолё­ тов противника. 241 авиатору было присвоено звание Герой Советского Союза, а пять чело­ век удостоены его дважды - Бо­ рис Сафонов (второй раз - за три оформились противолодочная и морская ракетоносная авиация, совершенствовались разведы­ вательные авиационные под­ разделения. 105 лет морской авиации России - дата праздника выбрана в память о первой победе русских морских лётчиков В воздушном бою над Балтийским морем 4' GJ li В 1909 году капитан - -- Лев Мациевич на засе­ дании Морского технического ко­ митета в докладе "О типе мор­ ского аэроплана" изложил идею о возможности использования летательных аппаратов с кораб­ лей. Он же разработал проект специального аэроплана с уси­ ленным шасси, что вызывалось условиями посадки на корабль. В 1910 году при "Особом коми­ тете по усилению русского флота для учреждения опытной авиа­ ционной станции Балтийского флота, которая стала первой войсковой частью морской ави­ ации, официально сформиро­ ванной в соответствии с решени­ ем правительства России. В 1913 году в Российском флоте впер­ вые в мире было начато перео­ борудование пароходов в авиа­ транспорты. Тогда же русские авиаконструкторы создали ряд удачных моделей гидропланов, ция стала вести поиск подвод­ ных лодок, прикрывать корабли и пункты базирования, наносить бомбовые удары по морским и наземным целям. Незадолго до Февральской революции, 13 декабря (30 но­ ября по старому стилю) 1916 го­ да император Николай 11 издал приказ о формировании воздуш­ ных дивизий Балтийского и Чёр­ ного морей, в тот же день началь­ ник Морского генерального шта- К началу Великой Отечественной войны морская авиация включала ВВС Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов, отдельные авиационные части Каспийской, Амурской, Пинской военных флотилий, части центрального подчинения. ВВС ВМФ насчитьmала около 2,5 тысячи самолётов, из них 45% истребителей, 25% разведчиков, 14% бомбардировщиков и 10% торпедоносцев ной армии, ВВС РККА), но в опе­ ративном отношении остава­ лась в подчинении командую­ щих морскими силами и фло­ тами. Активно участвовала в освоении Северного морского пути, морские лётчики и техники составили ядро созданной в конце 1920-х годов полярной авиации. В числе первых семи Героев Советского Союза, на­ граждённых в 1934 году за спа­ сение экспедиции парохода "Че­ люскин", были морские лётчики Анатолий Ляпидевский, Сигиз­ мунд Леваневский, Василий Мо­ локов и Иван Доронин. В декабре 1920 года были созданы воздушные флоты (с 1924 года - ВВС) Балтийского, Чёрного и Азовского морей, а в середине 1930-х годов - Тихо­ океанского и Северного флотов. После распада СССР части морской авиации, находившие­ ся на территории РСФСр, вошли в состав Вооружённых сил Рос­ сийской Федерации. С тех дале­ ких пор их роль значительно возросла. В числе задач - обна- на добровольные пожертвова­ ния" был образован отдел воз­ душного флота. Весной 191 О года группа рос­ сийских морских офицеров и нижних чинов была отправлена для обучения воздухоплаванию за границу. Первые летающие лодки (гидросамолёты) закупили которые могли при меняться для бомбардировок и обстрелов с воздуха. К началу Первой мировой войны Россия имела всего 18 гидросамолётов, а на Балтий­ ском и Черноморском флотах имелось по одному гидроави­ ационному отряду, предназна- ба ставки Верховного главно­ командующего адмирал Алек­ сандр Русин утвердил "Положе­ ние о службе авиации флота". К 1917 году морская авиация ВМФ Российской империи насчиты­ вала 269 гидросамолётов, летаю­ щих лодок отечественных кон­ струкций и колёсных истреби­ телей иностранного производст­ ва. В июле 1917 года в составе Морского министерства было сформировано Управление морской авиации и воздухопла­ вания. С мая 1935 по январь 1937 года морская авиация входила в состав Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ), затем вновь была переподчинена ВВС РККА. Она участвовала в боевых действиях в районе озера Хасан и в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. дня до гибели), Алексей Мазу­ ренко, Василий Раков, Николай Челноков и Нельсон Степанян (второй раз - посмертно). ружение и уничтожение подвод­ ных лодок противника, уничто­ жение надводных кораблей (в первую очередь - авианосцев и авианосных соединений), а так­ же авиации морского базирова­ ния. Управляют и обслужива­ ют технику профессионалы высо­ чайшего класса. К осени 1917 года морская авиация имела в своём составе более 260 гидро- и аэропланов разных типов. 28 ноября была учреждена должность комисса­ ра при управлении, её занял во­ енный пилот Андрей Онуфриев. В послевоенные годы мор­ ская авиация прошла переВО­ оружение на реактивные само­ лёты, получила новые средст­ ва поражения - управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы, торпеды и ракеты с ядерны­ ми зарядами и др. В 1960-1961 годах с созданием советских ави­ анесущих кораблей появилась палубная авиация. В состав ВМФ вошли и противолодочные крейсеры-вертолётоносцы "Москва" и "Ленинград" проекта 1123 "Кондор". Первый космонавт Юрий Га­ гарин был лётчиком Северного флота. В начале 1960-х годов в са­ мостоятельные рода авиации Боевая деятельность морс­ кой авиации на протяжении всей истории Военно-морского флота отличал ась беззаветной стой­ костью и мужеством, высокой бо­ евой активностью и воинским мастерством её авиаторов. На протяжении многих десятилетий она надёжно защищает воздуш­ ное пространство над моря­ ми нашего государства, вносит весомый вклад в обеспечение национальной безопасности, ук­ репление обороноспособности страны. в 1911 году во Франции, Англии и других странах. А первый оте­ чественный поплавковый само­ лёт построил инженер Яков Гаккель в феврале 1911 года. ченному для наблюдения за рай­ онами подходов к пунктам бази­ рования и побережью. Уже че­ рез год число самолётов увели­ чилось до 77. После Октябрьской револю­ ции 1917 года осталось лишь 40% парка авиации России. Большая часть самолётов была неисправной. Регулярные части советской морской авиации были созданы в 1918 году и принимали участие в Гражданской войне, взаимо­ действуя с кораблями и войска­ ми в боях под Петроградом, на Балтике, Чёрном море, на реках Волга, Кама, Северная Двина и Онежском озере. К началу Великой Отечест­ венной войны морская авиация включала ВВС Северного, Бал­ тийского, Черноморского и Тихо­ океанского флотов, отдельные авиационные части Каспийской, Амурской, Пинской военных флотилий, части центрального подчинения. На каждом флоте было по две авиационные бри­ гады и по несколько отдельных эскадрилий. ВВС ВМФ насчиты­ вала около 2,5 тысячи самолё­ тов, из них 45% истребителей, 25% разведчиков, 14% бомбар­ дировщиков и 10% торпедонос­ цев. 3начительная часть лета­ тельных аппаратов была уста­ ревшей конструкции. Уже в ходе войны авиация ВМФ перевоору­ жалась на новую авиационную технику. В начале Великой Отечест­ венной войны морская авиация действовала в основном на су­ хопутных фронтах и была глав­ ной угрозой для фашистских за­ хватчиков в боях на море. В ав­ густе-сентябре 1941 года её са­ молёты стали первыми, кто на­ нёс удар в самое сердце врага, - лётчики Балтийского флота со­ вершили восемь налётов на Бер­ лин и другие объекты Германии. На современном этапе развитие морской авиации идёт в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продол­ жительности nолёта, оснащения высокоточным управ­ ляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычис­ лительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказаний для поражения любых целей с высокой точ­ ностью, создания средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических nринциnах, повышения их незаметности и боевой устойчивости. В составе Российского импе­ раторского флота морская авиа­ ция смогла утвердиться после одобрения в конце 1912 года письменного доклада начальни­ ка Морского генерального штаба вице-адмирала Александра Ли­ вена о плане создания на флотах авиационных отрядов. Этот до­ кумент послужил основанием В 1915-1916 годах на вооруже­ ние поступили отечественные летающие лодки М-5 и М-9 Дмит­ рия Григоровича, отличавшиеся высокими для того времени лёт­ ными характеристиками. В ходе боевых действий, наряду с зада­ чами дозора, разведки, целеу­ казания и корректировки артил­ лерийского огня, морская авиа- В 1920 году морская авиация была передана в Рабоче-кресть­ янский Красный воздушный флот (с 1924 года - Военно-воздушные силы Рабоче-крестьянской Крас- РОТА УШЛА В ЗАПАС В июле завершили службу по призыву в рядах Вооружённых сил Российской Федерации 70 военнослужащих 5-го при­ зыва научно-производствен­ ной роты, сформированной в интересах крупнейшего судо­ строительного комплекса Рос­ сии, расположенного в городе Северодвинске Архангель­ ской области, - "Северного машиностроительного пред­ приятия". В объединённом учебном центре ВМФ состоялось торжественное по­ строение и вручение особо отличившим­ ся военнослужащим благодарственных писем от командования части и руко­ водства предприятия. Начальник управ­ ления кадров Севмаша Андрей Мо­ ногаров отметил, что теперь предприя­ тие ждёт матросов 5-й научно-произ­ водственной роты для того, чтобы при­ нять их в ряды корабелов. Сейчас в военном комиссариате идёт шестой по счёту набор в новую научно-производственную роту. 70 ново­ бранцев в учебном подразделении пройдут программу совершенствования начальной военной подготовки, полу­ ченной до призыва на военную службу, известную в народе как курс молодого бойца, общевойсковую подготовку в целях приобретения знаний и навыков, необходимых для прохождения воен- • ной службы, примут военную присягу и уже в сентябре приступят к службе в рядах Вооружённых сил на Севмаше. У всех ребят - начальное, среднее профессиональное или профильное высшее кораблестроительное образо­ вание. Они окончили базовые учебные заведения Севмаша - техникум судо­ строения и машиностроения, филиалы Северного Арктического федерального университета имени М. В. Ломоносова в Архангельской области - технический колледж и Институт судостроения и морской арктической техники. Это глав­ ный критерий для того, чтобы быть за­ численным в научно-производственную роту. Напомним, что на предприятии реа­ лизуется Указ Президен­ та РФ о функционирова­ нии на судостроительных предприятиях научно-про­ изводственных рот. Сев- • маш стал первым заво­ дом Объединённой судо­ строительной корпорации и отрасли в целом, где функционируют такие роты. пресс-с.лужба АО "ПО "Сев.маш". Ceвepoдвuшж. СУДОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЕТСЯ Архангельск уже в четвёртый раз принял международный форум "Судостроение в Аркти­ ке", объединивший предста­ вителей различных структур и компаний. В нём участвовали представители российских и иностранных судострои­ тельных и судоремонтных заводов, су­ доходных компаний, федеральных и ре­ гиональных органов власти, учреждений науки и образования, финансовых и проектных организаций. В связи с эпи­ дограничениями большая часть деле­ гатов работала на мероприятиях в он­ лай н-режиме. Безусловным приоритетом форума • стала тема укрепления позиций регио­ нальных предприятий в сфере строи­ тельства и ремонта судов. Как отметили собравшиеся, развитие взаимодейст­ вия между предприятиями региона - важнейший шаг к тому, чтобы Архангель­ ская область стала центром строи­ тельства современного гражданского флота для Арктики. Говоря о развитии этого направле­ ния, министр экономического развития, промышленности и науки Архангельс­ кой области Виктор Иконников сообщил о старте конкретных проектов, реализа­ цией которых будут заниматься судост­ роительные предприятия Архангельс­ кой области. Одним из них станет строи­ тельство пассажирских судов ледового класса - договорённость о выделении федеральных средств на реализацию этого проекта была достигнута губерна­ тором Архангельской области Александ­ ром Цыбульским в ходе встречи с ми­ нистром промышленности и торговли Российской Федерации Денисом Манту­ ровым. Развитие судостроительного комп­ лекса, увеличение количества субпод­ рядных организаций, поставщиков и производителей оборудования позво­ ляют укреплять и экономический потен­ циал Архангельской области. Пресс-служба губернатора и nравительства АрхангеЛЬС1Соd области. ФАЛЬШИВАЯ СПРАВКА - УГОЛОВНОЕ ДЕЛО Дознавателями ОМВД России по городу Усинску возбуждено четыре уголовных дела по признакам составов преступ­ лений, предусмотренных Уго­ ловным кодексом Российской Федерации за использование заведомо подложных доку­ ментов и мошенничество. Как сообщает пресс-служба МВД по Республике Коми, фигурант одного уго- Традиции флотских ветеранов-авиаторов свято хранит и приумножает сегодняшнее поколение морских лётчиков. ловного дела самостоятельно изготовил справку о результатах тестирования на наличие коронавирусной инфекции на 11 сотрудников предприятия. Заведомо подложный документ он предоставил в организацию, после чего работники бы­ ли допущены к дальнейшему ведению трудовой деятельности. В отношении ранее не судимого мужчины возбуждено уголовное дело. Другой фигурант подозревается в совершении мошенничества. Мужчи­ на приобрёл у неизвестного лица ре­ зультаты экспресс-исследований ан­ тител на COVID-19, а также тести­ рования методом ПЦР. Сог- ласно документам у него об­ наружены антитела к корона­ вирусной инфекции и нет РНК коронавируса. Документы, а также чеки об оплате подозре­ ваемый предоставил в органи­ зацию, где трудится. На осно­ вании этого ему были пере­ числены на счёт свыше 6000 рублей. Ведётся расследо­ вание. МВД предупреждает, что за использование заведомо под­ ложного документа предусмот­ рено наказание в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей, заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, обязательными работами на срок до 480 часов, исправительными ра­ ботами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев. Максимальная санкция предусмат­ ривает лишение свободы на срок до двух лет. Ко.миинфор.м. "ЭСКАНДОР" ПРОВЕРИТ ПРОЧНОСТЬ Уcuшж. Передвижная автолаборато­ рия РОСДОРНИИ "3скандор" прибыла в Мурманскую об­ ласть для исследования проч- • Подготовил Вади.м СРУБИШЕК. ности автомобильных дорог. Регион стал первым в стра­ не субъектом, где система со сканерами и радарами выпол­ нит диагностику дорожного по­ крытия в рамках реализации национального проекта "Безо­ пасные качественные дороги". - Мурманская область стала пер­ вым регионом, на территории которо­ го будет проведена непрерывная диаг­ ностика автодорог. Наша задача - оцифровать дорожное полотно, чтобы в дальнейшем принимать решения, ка- кие участки ремонтировать в первую очередь не только на основании жалоб северян и нашей оценки, а на осно­ вании чётко выверенной технической экспертизы, - сказал на оператив­ ном совещании губернатор Андрей Чибис, поблагодарив региональный минтранс за активную работу. Специальный автомобиль способен обследовать дороги по нескольким параметрам одновременно. В частнос­ ти, оценить прочность асфальта, про­ дольную и поперечную ровность, глу­ бину и профиль колеи, сцепные свой­ ства. Данные, собранные лаборато­ рией, будут переданы в базу системы контроля дорожных фондов (СКДФ) в унифицированном виде. Мшmcтepcтвo инфор.мацuoннoU no.лuтulШ Myp.мaНC1COli области. 16 июля 2021 года •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz