На страже Заполярья. 2021 год. Июль.
* lа стrаЖI запаЛlrы 9 НА ГРАНИ ДВУХ СТИХИЙ Всего за годы Великой Отечест венной войны советские мор ские лётчики совершили более 35 тыс. боевых вылетов, пото пили 407 кораблей и 371 судно противника. На их счету свыше 5,5 тыс. уничтоженных самолё тов противника. 241 авиатору было присвоено звание Герой Советского Союза, а пять чело век удостоены его дважды - Бо рис Сафонов (второй раз - за три оформились противолодочная и морская ракетоносная авиация, совершенствовались разведы вательные авиационные под разделения. 105 лет морской авиации России - дата праздника выбрана в память о первой победе русских морских лётчиков В воздушном бою над Балтийским морем 4' GJ li В 1909 году капитан - -- Лев Мациевич на засе дании Морского технического ко митета в докладе "О типе мор ского аэроплана" изложил идею о возможности использования летательных аппаратов с кораб лей. Он же разработал проект специального аэроплана с уси ленным шасси, что вызывалось условиями посадки на корабль. В 1910 году при "Особом коми тете по усилению русского флота для учреждения опытной авиа ционной станции Балтийского флота, которая стала первой войсковой частью морской ави ации, официально сформиро ванной в соответствии с решени ем правительства России. В 1913 году в Российском флоте впер вые в мире было начато перео борудование пароходов в авиа транспорты. Тогда же русские авиаконструкторы создали ряд удачных моделей гидропланов, ция стала вести поиск подвод ных лодок, прикрывать корабли и пункты базирования, наносить бомбовые удары по морским и наземным целям. Незадолго до Февральской революции, 13 декабря (30 но ября по старому стилю) 1916 го да император Николай 11 издал приказ о формировании воздуш ных дивизий Балтийского и Чёр ного морей, в тот же день началь ник Морского генерального шта- К началу Великой Отечественной войны морская авиация включала ВВС Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов, отдельные авиационные части Каспийской, Амурской, Пинской военных флотилий, части центрального подчинения. ВВС ВМФ насчитьmала около 2,5 тысячи самолётов, из них 45% истребителей, 25% разведчиков, 14% бомбардировщиков и 10% торпедоносцев ной армии, ВВС РККА), но в опе ративном отношении остава лась в подчинении командую щих морскими силами и фло тами. Активно участвовала в освоении Северного морского пути, морские лётчики и техники составили ядро созданной в конце 1920-х годов полярной авиации. В числе первых семи Героев Советского Союза, на граждённых в 1934 году за спа сение экспедиции парохода "Че люскин", были морские лётчики Анатолий Ляпидевский, Сигиз мунд Леваневский, Василий Мо локов и Иван Доронин. В декабре 1920 года были созданы воздушные флоты (с 1924 года - ВВС) Балтийского, Чёрного и Азовского морей, а в середине 1930-х годов - Тихо океанского и Северного флотов. После распада СССР части морской авиации, находившие ся на территории РСФСр, вошли в состав Вооружённых сил Рос сийской Федерации. С тех дале ких пор их роль значительно возросла. В числе задач - обна- на добровольные пожертвова ния" был образован отдел воз душного флота. Весной 191 О года группа рос сийских морских офицеров и нижних чинов была отправлена для обучения воздухоплаванию за границу. Первые летающие лодки (гидросамолёты) закупили которые могли при меняться для бомбардировок и обстрелов с воздуха. К началу Первой мировой войны Россия имела всего 18 гидросамолётов, а на Балтий ском и Черноморском флотах имелось по одному гидроави ационному отряду, предназна- ба ставки Верховного главно командующего адмирал Алек сандр Русин утвердил "Положе ние о службе авиации флота". К 1917 году морская авиация ВМФ Российской империи насчиты вала 269 гидросамолётов, летаю щих лодок отечественных кон струкций и колёсных истреби телей иностранного производст ва. В июле 1917 года в составе Морского министерства было сформировано Управление морской авиации и воздухопла вания. С мая 1935 по январь 1937 года морская авиация входила в состав Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ), затем вновь была переподчинена ВВС РККА. Она участвовала в боевых действиях в районе озера Хасан и в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. дня до гибели), Алексей Мазу ренко, Василий Раков, Николай Челноков и Нельсон Степанян (второй раз - посмертно). ружение и уничтожение подвод ных лодок противника, уничто жение надводных кораблей (в первую очередь - авианосцев и авианосных соединений), а так же авиации морского базирова ния. Управляют и обслужива ют технику профессионалы высо чайшего класса. К осени 1917 года морская авиация имела в своём составе более 260 гидро- и аэропланов разных типов. 28 ноября была учреждена должность комисса ра при управлении, её занял во енный пилот Андрей Онуфриев. В послевоенные годы мор ская авиация прошла переВО оружение на реактивные само лёты, получила новые средст ва поражения - управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы, торпеды и ракеты с ядерны ми зарядами и др. В 1960-1961 годах с созданием советских ави анесущих кораблей появилась палубная авиация. В состав ВМФ вошли и противолодочные крейсеры-вертолётоносцы "Москва" и "Ленинград" проекта 1123 "Кондор". Первый космонавт Юрий Га гарин был лётчиком Северного флота. В начале 1960-х годов в са мостоятельные рода авиации Боевая деятельность морс кой авиации на протяжении всей истории Военно-морского флота отличал ась беззаветной стой костью и мужеством, высокой бо евой активностью и воинским мастерством её авиаторов. На протяжении многих десятилетий она надёжно защищает воздуш ное пространство над моря ми нашего государства, вносит весомый вклад в обеспечение национальной безопасности, ук репление обороноспособности страны. в 1911 году во Франции, Англии и других странах. А первый оте чественный поплавковый само лёт построил инженер Яков Гаккель в феврале 1911 года. ченному для наблюдения за рай онами подходов к пунктам бази рования и побережью. Уже че рез год число самолётов увели чилось до 77. После Октябрьской револю ции 1917 года осталось лишь 40% парка авиации России. Большая часть самолётов была неисправной. Регулярные части советской морской авиации были созданы в 1918 году и принимали участие в Гражданской войне, взаимо действуя с кораблями и войска ми в боях под Петроградом, на Балтике, Чёрном море, на реках Волга, Кама, Северная Двина и Онежском озере. К началу Великой Отечест венной войны морская авиация включала ВВС Северного, Бал тийского, Черноморского и Тихо океанского флотов, отдельные авиационные части Каспийской, Амурской, Пинской военных флотилий, части центрального подчинения. На каждом флоте было по две авиационные бри гады и по несколько отдельных эскадрилий. ВВС ВМФ насчиты вала около 2,5 тысячи самолё тов, из них 45% истребителей, 25% разведчиков, 14% бомбар дировщиков и 10% торпедонос цев. 3начительная часть лета тельных аппаратов была уста ревшей конструкции. Уже в ходе войны авиация ВМФ перевоору жалась на новую авиационную технику. В начале Великой Отечест венной войны морская авиация действовала в основном на су хопутных фронтах и была глав ной угрозой для фашистских за хватчиков в боях на море. В ав густе-сентябре 1941 года её са молёты стали первыми, кто на нёс удар в самое сердце врага, - лётчики Балтийского флота со вершили восемь налётов на Бер лин и другие объекты Германии. На современном этапе развитие морской авиации идёт в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продол жительности nолёта, оснащения высокоточным управ ляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычис лительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказаний для поражения любых целей с высокой точ ностью, создания средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических nринциnах, повышения их незаметности и боевой устойчивости. В составе Российского импе раторского флота морская авиа ция смогла утвердиться после одобрения в конце 1912 года письменного доклада начальни ка Морского генерального штаба вице-адмирала Александра Ли вена о плане создания на флотах авиационных отрядов. Этот до кумент послужил основанием В 1915-1916 годах на вооруже ние поступили отечественные летающие лодки М-5 и М-9 Дмит рия Григоровича, отличавшиеся высокими для того времени лёт ными характеристиками. В ходе боевых действий, наряду с зада чами дозора, разведки, целеу казания и корректировки артил лерийского огня, морская авиа- В 1920 году морская авиация была передана в Рабоче-кресть янский Красный воздушный флот (с 1924 года - Военно-воздушные силы Рабоче-крестьянской Крас- РОТА УШЛА В ЗАПАС В июле завершили службу по призыву в рядах Вооружённых сил Российской Федерации 70 военнослужащих 5-го при зыва научно-производствен ной роты, сформированной в интересах крупнейшего судо строительного комплекса Рос сии, расположенного в городе Северодвинске Архангель ской области, - "Северного машиностроительного пред приятия". В объединённом учебном центре ВМФ состоялось торжественное по строение и вручение особо отличившим ся военнослужащим благодарственных писем от командования части и руко водства предприятия. Начальник управ ления кадров Севмаша Андрей Мо ногаров отметил, что теперь предприя тие ждёт матросов 5-й научно-произ водственной роты для того, чтобы при нять их в ряды корабелов. Сейчас в военном комиссариате идёт шестой по счёту набор в новую научно-производственную роту. 70 ново бранцев в учебном подразделении пройдут программу совершенствования начальной военной подготовки, полу ченной до призыва на военную службу, известную в народе как курс молодого бойца, общевойсковую подготовку в целях приобретения знаний и навыков, необходимых для прохождения воен- • ной службы, примут военную присягу и уже в сентябре приступят к службе в рядах Вооружённых сил на Севмаше. У всех ребят - начальное, среднее профессиональное или профильное высшее кораблестроительное образо вание. Они окончили базовые учебные заведения Севмаша - техникум судо строения и машиностроения, филиалы Северного Арктического федерального университета имени М. В. Ломоносова в Архангельской области - технический колледж и Институт судостроения и морской арктической техники. Это глав ный критерий для того, чтобы быть за численным в научно-производственную роту. Напомним, что на предприятии реа лизуется Указ Президен та РФ о функционирова нии на судостроительных предприятиях научно-про изводственных рот. Сев- • маш стал первым заво дом Объединённой судо строительной корпорации и отрасли в целом, где функционируют такие роты. пресс-с.лужба АО "ПО "Сев.маш". Ceвepoдвuшж. СУДОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЕТСЯ Архангельск уже в четвёртый раз принял международный форум "Судостроение в Аркти ке", объединивший предста вителей различных структур и компаний. В нём участвовали представители российских и иностранных судострои тельных и судоремонтных заводов, су доходных компаний, федеральных и ре гиональных органов власти, учреждений науки и образования, финансовых и проектных организаций. В связи с эпи дограничениями большая часть деле гатов работала на мероприятиях в он лай н-режиме. Безусловным приоритетом форума • стала тема укрепления позиций регио нальных предприятий в сфере строи тельства и ремонта судов. Как отметили собравшиеся, развитие взаимодейст вия между предприятиями региона - важнейший шаг к тому, чтобы Архангель ская область стала центром строи тельства современного гражданского флота для Арктики. Говоря о развитии этого направле ния, министр экономического развития, промышленности и науки Архангельс кой области Виктор Иконников сообщил о старте конкретных проектов, реализа цией которых будут заниматься судост роительные предприятия Архангельс кой области. Одним из них станет строи тельство пассажирских судов ледового класса - договорённость о выделении федеральных средств на реализацию этого проекта была достигнута губерна тором Архангельской области Александ ром Цыбульским в ходе встречи с ми нистром промышленности и торговли Российской Федерации Денисом Манту ровым. Развитие судостроительного комп лекса, увеличение количества субпод рядных организаций, поставщиков и производителей оборудования позво ляют укреплять и экономический потен циал Архангельской области. Пресс-служба губернатора и nравительства АрхангеЛЬС1Соd области. ФАЛЬШИВАЯ СПРАВКА - УГОЛОВНОЕ ДЕЛО Дознавателями ОМВД России по городу Усинску возбуждено четыре уголовных дела по признакам составов преступ лений, предусмотренных Уго ловным кодексом Российской Федерации за использование заведомо подложных доку ментов и мошенничество. Как сообщает пресс-служба МВД по Республике Коми, фигурант одного уго- Традиции флотских ветеранов-авиаторов свято хранит и приумножает сегодняшнее поколение морских лётчиков. ловного дела самостоятельно изготовил справку о результатах тестирования на наличие коронавирусной инфекции на 11 сотрудников предприятия. Заведомо подложный документ он предоставил в организацию, после чего работники бы ли допущены к дальнейшему ведению трудовой деятельности. В отношении ранее не судимого мужчины возбуждено уголовное дело. Другой фигурант подозревается в совершении мошенничества. Мужчи на приобрёл у неизвестного лица ре зультаты экспресс-исследований ан тител на COVID-19, а также тести рования методом ПЦР. Сог- ласно документам у него об наружены антитела к корона вирусной инфекции и нет РНК коронавируса. Документы, а также чеки об оплате подозре ваемый предоставил в органи зацию, где трудится. На осно вании этого ему были пере числены на счёт свыше 6000 рублей. Ведётся расследо вание. МВД предупреждает, что за использование заведомо под ложного документа предусмот рено наказание в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей, заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, обязательными работами на срок до 480 часов, исправительными ра ботами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев. Максимальная санкция предусмат ривает лишение свободы на срок до двух лет. Ко.миинфор.м. "ЭСКАНДОР" ПРОВЕРИТ ПРОЧНОСТЬ Уcuшж. Передвижная автолаборато рия РОСДОРНИИ "3скандор" прибыла в Мурманскую об ласть для исследования проч- • Подготовил Вади.м СРУБИШЕК. ности автомобильных дорог. Регион стал первым в стра не субъектом, где система со сканерами и радарами выпол нит диагностику дорожного по крытия в рамках реализации национального проекта "Безо пасные качественные дороги". - Мурманская область стала пер вым регионом, на территории которо го будет проведена непрерывная диаг ностика автодорог. Наша задача - оцифровать дорожное полотно, чтобы в дальнейшем принимать решения, ка- кие участки ремонтировать в первую очередь не только на основании жалоб северян и нашей оценки, а на осно вании чётко выверенной технической экспертизы, - сказал на оператив ном совещании губернатор Андрей Чибис, поблагодарив региональный минтранс за активную работу. Специальный автомобиль способен обследовать дороги по нескольким параметрам одновременно. В частнос ти, оценить прочность асфальта, про дольную и поперечную ровность, глу бину и профиль колеи, сцепные свой ства. Данные, собранные лаборато рией, будут переданы в базу системы контроля дорожных фондов (СКДФ) в унифицированном виде. Мшmcтepcтвo инфор.мацuoннoU no.лuтulШ Myp.мaНC1COli области. 16 июля 2021 года •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz