На страже Заполярья. 2021 год. Июль.

* на стrаЖЕ запаЛlrы 5 ТЫЛ, КОТОРЫЙ НАСТУПАЕТ ПЕРВЫМ взлётно-посадочная поло­ са соответствовала предъ­ явленным требованиям, была способна принимать летательные аппараты. К тому же нужно позаботить­ ся о нормальных бытовых условиях для лётчиков И технического состава. Специалисты авиационно-технической базы успешно решают поставленные перед ними задачи На аэродроме идут полёты. А это значит, что всё здесь подчинено их обеспечению. С рёвом от взлётно-посадочной полосы (ВПП) отрывается истребитель и взмывает ввысь. Безусловно, зрелище завораживающее. Можно бесконечно долго смотреть, как са­ молёт выруливает на старт, начинает разбег, восхищаться мастерством пилота. Но мало кто в такие минуты задумывается о том, сколько людей вложили свой труд в то, чтобы кры­ латая машина поднялась в воздух. нослужащие базы, их вы­ сокие профессионализм и ответственность, самоот­ верженный труд и хорошие специальные знания. Размеренный ритм аэ­ родромной жизни не пре­ рывается ни на минуту. Ра­ ботает специальная тех­ ника, трудятся специалис­ ты. Вот старший водитель­ механик старший матрос Николай Прокопов подог­ нал к самолёту аэродром­ ный подвижной агрегат, тут же инженер авиационного комплекса лейтенант Дмит­ рий Титов проверяет у води­ теля-аппаратчика рядового Леонида Зыбкина докумен­ тацию, подтверждающую качество кислорода, необ­ ходимого для заправки не­ которых систем летатель­ ных аппаратов. Неподалёку стоят топливозаправщик и машина, доставившая газо­ образный азот. венстве Вооружённых сил России. Немало добрых слов мож­ но услышать в части и о старшем прапорщике Ра­ фаиле Ярлыкапове. После завершения службы по при­ зыву он остался в аэродром- майор Алексей Токарев, ко­ мандует аэродромно-тех­ нической ротой, сын учит­ ся в Нахимовском военно­ морском училище, соби­ рается продолжать семей- Недавно колонна авиа­ ционно-технической базы, состоящая из двенадцати Авиационно-техничес­ кую базу, которой команду­ ет полковник Сергей Саб­ лин, без преувеличения можно назвать фундамен­ том, на котором держится весь авиационный гарни­ зон. Ведь здесь всё, начи­ ная от обеспечения лично­ го состава различными ви­ дами довольствия, достав­ ки имущества и материаль­ но-технических средств, ре­ шения вопросов техничес­ кой готовности и заканчи­ вая содержанием в надле­ жащем состоянии аэродро­ ма, завязано на подчинён­ ные ему подразделения. - Сегодня оттачивают лётное мастерство лётчики обоих корабельных авиа­ полков, - рассказывает пол­ ковник Сергей Саблин. - Поэтому полёты проходят В две смены. Сначала летает один полк корабельных истребителей, который обеспечивает аэродромно­ техническая рота под ко­ мандованием капитана Де­ ниса Сенченко. Потом эста­ фету у них принимает другой Помимо аэродромно­ технических подразделе­ ний, в обеспечении полётов заняты и специалисты аэ­ родромно-эксплуатацион­ ной роты, которой команду­ ет капитан Евгений Якимен­ ко. у них забот ничуть не меньше, чем у других воен­ нослужащихАТБ. И не толь­ ко во время лётных смен. В их заведовании весь аэрод­ ром, они постоянно под­ держивают в рабочем сос­ тоянии взлётно-посадоч­ ную полосу. Дело это не­ простое. Особенно зимой, когда начинаются сильные снегопады. Тогда сутками специалисты роты не поки­ дают свои рабочие места. А зима в Заполярье, как из­ вестно, довольно долгая. Авиационно-техничес­ кая база состоит из четы­ рёх основных подразде­ лений. Это две аэродром­ но-технические роты, аэ­ родромно-эксплуатацион­ ное подразделение и груп­ па газообеспечения. Имен­ но на её личный состав воз­ ложена обязанность снаб­ жать корабельные истре­ бительные полки кисло­ родом и азотом для заправ­ ки летательных аппаратов. Между прочим, в авиации Северного флота только две такие группы, которые имеют в своём распоряже­ нии и уверенно эксплуати­ руют автомобильные кисло­ рододобывающие станции. Поэтому неудивительно, что газами, добытыми их специалистами, обеспечи­ ваются не только авиаци­ онные, но и некоторые бе­ реговые части. Заnра6ICU са.мо ",ётов тon.4ивo.м. В воинском коллекти­ ве под командованием пол­ ковника Сергея Сабли­ на служит немало тех, кто своим ратным трудом вно­ сит существенный вклад в укрепление боеготовности корабельных истребитель­ ных полков, помогает их лётчикам совершенство- но-эксплуатационной роте. И вот уже без малого трид­ цать лет добросовестно выполняет возложенные на него обязанности, осво­ ил практически все специ­ альности, которыми вла­ деют военнослужащие дан­ ного подразделения. Сей­ час он старшина роты. ную династию. В коллективе есть и мат­ росы, проходящие службу по призыву. Их не так много, но они вносят свой посиль­ ный вклад в обеспечение полётов и содержание аэ­ родрома. Как правило, все ребята, после того как прой­ дут в части доподготовку, Да и летом хлопот не меньше. Во время лётных смен нужно выставлять оцепление аэродрома, ре­ гулярно обследовать сос­ тояние ВПП. В случае об­ наружения каких-то дефек­ тов, оперативно их устра­ нять. Ведь времени на это отводится совсем мало. Между разлётами самолё­ тов всего 40 минут. Поэтому надо успеть всё сделать, используя современные материалы, чтобы не до­ пустить задержки выпол­ нения плановой таблицы полётов. Несмотря на многообразие решаемых задач, приоритетным направлением деятельности военнослужащих авиационно­ технической базы БЬLЛО и остаётся обеспечение полётов лётчиков двух корабельных истребительных авиационных полков, надлежащий уход за взлётно-посадочной полосой специальных машин, отпра­ вилась на аэродромы, с которых будут летать палуб­ ные истребители, участвую­ щие в главном военно-мор­ ском параде в Санкт-Петер­ бурге. Возглавил её коман­ дир аэродромно-техничес­ кой роты капитан Денис Сенченко. Североморцы совершили марш порядка тысячи километров. Это требует хорошей подготов­ ки водителей спецмашин. Впрочем, за ними дело не станет. Они уже не раз пе­ ребазировались на много километров от своего гарни­ зона. В составе колонны топливозаправщики, аэро­ дромные подвижные агре­ гаты, кислородные и азот­ ные машины, установки про верки гидросистем са­ молётов, кондиционеры аэродромные - то есть весь набор техники, постоянно используемой для надёж­ ного обеспечения полётов. А уж как "обживутся" на аэ­ родроме специалисты ба­ зы, за ними перебазируют­ ся лётчики на своих само­ лётах. Инженер авиационного lCoJNn"'etCca ",е"тенант Д.мит­ ри" Титов nроверяет у водите",я-аnnаратчиlCа доlCУ­ .ментацию, подтверждающую lCачество lCис",орода. Всё же, несмотря на многообразие решаемых задач, приоритетным на­ правлением деятельности военнослужащих части бы­ ло и остаётся обеспечение полётов лётчиков двух ко­ рабельных истребитель­ ных авиационных полков, надлежащий уход за взлёт­ но-посадочной полосой. коллектив пилотов-палуб­ ников и подразделение, обязанности командира которого сейчас временно исполняет старший лей­ тенант Андрей Муха. Он - заместитель командира другой аэродромно-техни­ ческой роты. Несмотря на свою молодость, зареко­ мендовал себя грамотным специалистом, умело руко­ водит личным составом, досконально знает вверен­ ную материальную часть, инициативный и старатель­ ный. Такая оценка из уст ко­ мандира части дорогого стоит. вать мастерство. В первую очередь, это относится к начальнику штаба базы подполковнику Константи­ ну Бакуменко. Он - главный координатор всех меро­ приятий боевой учёбы и повседневной деятельнос­ ти части. - Жаль, что Константин Иванович от нас пере ВО­ дится в другую часть, - се- Настоящим мастером зарекомендовал себя в авиационно-технической базе заместитель команди­ ра автомобильного взвода старший сержант Павел Миронов. Специалист от бога - так о нём отзываются сослуживцы. Да и что гово­ рить, когда ему, мастеру на все руки, подвластна любая техника. И пока он не дове- Это одно из старейших на Северном флоте воин­ ских формирований, кото­ рое было сформировано в непростое для нашей стра­ ны время - в ноябре 1941 года. Боевое знамя, вру­ чённое части в начальный период Великой Отечест­ венной войны, украсил ор­ ден Красной Звезды, кото­ рого личный состав базы удостоился в 1944 году за достойный вклад в разгром немецко-фашистских за­ хватчиков в Заполярье. С тех пор многое стало иным. Менялись полки, боевую подготовку которых обеспечивали специалисты авиационно-технической базы, на смену поршневым пришли реактивные само­ лёты, но по-прежнему неиз­ менным остаются дело, которым занимаются воен- - Это значит, что наши специалисты начали свою работу, предшествующую лётной смене, в четыре часа утра и завершат её, с учётом послеполётной под­ готовки, в четыре утра сле­ дующих суток, - продолжает Сергей Юрьевич.- Лётчики, выполнив полётное зада­ ние, уходят с аэродрома, вместо них места в кабинах воздушных судов занимают другие, самолёты тоже "от­ дыхают", только наши люди, подменяя друг друга, оста­ ются на своём посту. Одновременно с обеспе­ чением лётных смен про­ водится текущий ремонт второстепенных элементов лётного поля. Этим процес­ сом руководит начальник инженерно-аэродромной службы АТБ капитан Васи­ лий Курбатов. Именно он делает все необходимые расчёты, планирует, какую технику нужно задейство­ вать. Исполнителями его замыслов выступают лич­ ный состав аэродром НО­ эксплуатационной роты и приданные военнослужа­ щие из аэродромно-инже­ нерного батальона. Кстати, капитан Василий Курбатов не только хороший специа­ лист, но и отличный спорт­ смен. Сборная Северно­ го флота по баскетболу, ка­ питаном которой он явля­ ется, в нынешнем году ста­ ла победителем на пер- Водите",ь-.механиlC азродро.мНОlО подвижного агре­ гата старти" .матрос HulCo",u" ПРОlCоnов nодаёт з",еlCтроnитание на са.мо" ,ёт. тует полковник Сергей Саб­ лин. - Его организаторские способности по достоинству оценило вышестоящее ко­ мандование и направляет на усиление воинского кол­ лектива. ТЕХНОЛОГИЧНАЯ ДУЭЛЬ На Северном флоте прошло лётное тактическое учение отдельного гвардейского смешанного авиаполка по обеспечению дальнего противолодочного охранения сил флота ... Wlj Под кабиной находит- .... _--_. ся обтекатель антен- ны радиолокационного поис­ ково-прицельного комплекса. В корме машины за хвостовым оперением расположен обте­ катель датчика магнитометра. тельные контейнеры (КАС), кас­ сеты с радиогидроакустичес­ кими буями РГБ-16. Строится экипаж под командованием гвардии капитана Романа Ела­ гина. Он состоит из семи че­ ловек: два пилота - командир корабля и его помощник, штур­ ман-навигатор, штурман-опе­ ратор РЛС, оператор самолёт­ ного приёмного индикаторного устройства, бортинженер, борт­ радист. Звучит доклад о готов­ ности к выполнению задачи. И через некоторое время самолёт в воздухе. что и было основной целью этих манёвров - работа по подводным лодкам в морских полигонах боевой подготовки флота: их поиск, обнаружение и условное уничтожение. Лётчики использовали радио­ локационные и гидроакустичес­ кие средства обнаружения, отра­ ботали различную технику пило­ тирования. дёт её состояние до совер­ шенства, со службы не уЙдёт. Образцово выполняет свои функции начальникла­ боратории контроля ка­ чества топлива сержант Юлия Токарева. Её муж, выполняют обязанности водителей спецтехники. Деятельность специа­ листов авиационно-техни­ ческой базы не ограничива­ ется гарнизоном. Для них стали привычным делом ко­ мандировки в различные регионы страны. Пилоты­ палубники иногда решают свои задачи и вне основных пунктов базирования. За ними перемещаются и воен­ нослужащие авиационно­ технической базы. Вернее, происходит это наоборот. - Авиация наступает ты­ лом вперёд, - улыбаясь, рассказывает полковник Сергей Саблин. - Прежде чем на оперативном аэро­ дроме появятся самолёты, туда должны прийти наши специалисты. Их задача - доставить необходимые материальные средства, вооружение, топливо, тех­ нику, с помощью которой го­ товят воздушные суда к вы­ лету, сделать всё, чтобы Когда завершится глав­ ный военно-морской па­ рад, люди и техника вер­ нутся в места постоянной дислокации, северомор­ цев опять ожидает коман­ дировка. На этот раз на аэ­ родром, где находится тре­ нажёр НИТКА. Она вызва­ на необходимостью созда­ ния условий пилотам-па­ лубникам для проведения тренировок и возможности оттачивать мастерство по­ садки на палубу авианесу­ щего крейсера, которую имитирует тренажёр. Деятельность специалистов авиационно-техни­ ческой базы на первый взгляд не очень заметна. На общем фоне задач, решаемых авиационными полками, они видятся как бы второстепенными. Тем не менее работа лётчиков и технического состава без них просто немыслима. Их самоотверженный ратный труд даёт возможность пилотам поднимать в небо самолёты. А",еlCсандр БОНДАРь. Фото автора. ко становится ясно, что за лод­ кой следят, подводники должны моментально вычислить опти­ мальную скорость хода и глубину погружения, использовать такти­ ческие приёмы, в том числе с помощью средств гидроакус­ тического противодействия, что­ бы не демаскировать корабль. В ходе учения экипажи само­ лётов ил-зв и Ту-142 в морских полигонах боевой подготов­ ки флота с высокой эффектив­ ностью провели поиск, обнару­ жение и условное уничтожение атомных подводных лодок с фак­ тической постановкой барье­ ров из радиогидроакустических буёв. Первый полёт самолёта Ил-ЗВ, пилотируемого лётчиком-испы­ тателем Владимиром Кокки­ наки, состоялся почти 60 лет на­ зад - в сентябре 1961 года. Впер­ вые экипажи самолётов ил-зв продемонстрировали свои про­ тиволодочные возможности на манёврах ВМФ "Океан" в 1970 году, и вот уже в течение несколь­ ких десятилетий самолёты ге­ ниального авиаконструктора Сергея Ильюшина состоят на вооружении морской авиации, периодически подвергаясь мо­ дернизации, и ещё послужат многие годы. При проведении лётно-такти­ ческого учения авиаторы вы­ полнили приведение подразде­ лений в высшие степени боевой готовности, их вывод из-под удара условного противника и рассредоточение по запасным аэродромам, а также провели полный спектр противолодоч­ ных задач в Баренцевом море, В своё время для ил-зв была разработана довольно эффек­ тивная аппаратура для приёма, обработки и отображения ин­ формации от пассивных нена­ правленных буёв РГБ-16, пред­ назначенных для обнаружения подлодок по создаваемым ими шумам в диапазоне низких зву­ ковых частот или по отражённым от субмарин сигналам взрывных источников звука. ки четвёртого поколения Красно­ знамённых подводных сил Се­ верного флота. Современные атомоходы оснащены систе­ мами обнаружения радиоло­ кационного импульса, которые сразу засекают работу РЛС про­ тиволодочной авиации. Поэтому дуэль подводников и авиато- ров - охотников за ними пред­ ставлялась не такой уж и простой в условиях применения совре­ менных технологий, исполь­ зуемых в боевой технике. На полигоне Лумбовский, рас­ положенном на Терском берегу Белого моря, лётчики-противо­ лодочники выполнили боевые упражнения с применением ави­ ационного противолодочного оружия. По предварительной оценке командования Северного фло­ та, все поставленные задачи лётного тактического учения противолодочной авиации были успешно выполнены. ... Наконец в очередной само­ лёт загружены аварийно-спаса- • В состоявшемся учении роль условного противника выпол­ няли новейшие подводные лод- • Действия моряков в любой ситуации отточены до автома­ тизма - у них в распоряжении лишь несколько минут. Как толь- • А.4е1ССандр ЯКОВЛЕВ. Фото автора. 16 июля 2021 года •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz