На страже Заполярья. 2021 год. Июль.
* на стrаЖЕ запаЛlrы 5 ТЫЛ, КОТОРЫЙ НАСТУПАЕТ ПЕРВЫМ взлётно-посадочная поло са соответствовала предъ явленным требованиям, была способна принимать летательные аппараты. К тому же нужно позаботить ся о нормальных бытовых условиях для лётчиков И технического состава. Специалисты авиационно-технической базы успешно решают поставленные перед ними задачи На аэродроме идут полёты. А это значит, что всё здесь подчинено их обеспечению. С рёвом от взлётно-посадочной полосы (ВПП) отрывается истребитель и взмывает ввысь. Безусловно, зрелище завораживающее. Можно бесконечно долго смотреть, как са молёт выруливает на старт, начинает разбег, восхищаться мастерством пилота. Но мало кто в такие минуты задумывается о том, сколько людей вложили свой труд в то, чтобы кры латая машина поднялась в воздух. нослужащие базы, их вы сокие профессионализм и ответственность, самоот верженный труд и хорошие специальные знания. Размеренный ритм аэ родромной жизни не пре рывается ни на минуту. Ра ботает специальная тех ника, трудятся специалис ты. Вот старший водитель механик старший матрос Николай Прокопов подог нал к самолёту аэродром ный подвижной агрегат, тут же инженер авиационного комплекса лейтенант Дмит рий Титов проверяет у води теля-аппаратчика рядового Леонида Зыбкина докумен тацию, подтверждающую качество кислорода, необ ходимого для заправки не которых систем летатель ных аппаратов. Неподалёку стоят топливозаправщик и машина, доставившая газо образный азот. венстве Вооружённых сил России. Немало добрых слов мож но услышать в части и о старшем прапорщике Ра фаиле Ярлыкапове. После завершения службы по при зыву он остался в аэродром- майор Алексей Токарев, ко мандует аэродромно-тех нической ротой, сын учит ся в Нахимовском военно морском училище, соби рается продолжать семей- Недавно колонна авиа ционно-технической базы, состоящая из двенадцати Авиационно-техничес кую базу, которой команду ет полковник Сергей Саб лин, без преувеличения можно назвать фундамен том, на котором держится весь авиационный гарни зон. Ведь здесь всё, начи ная от обеспечения лично го состава различными ви дами довольствия, достав ки имущества и материаль но-технических средств, ре шения вопросов техничес кой готовности и заканчи вая содержанием в надле жащем состоянии аэродро ма, завязано на подчинён ные ему подразделения. - Сегодня оттачивают лётное мастерство лётчики обоих корабельных авиа полков, - рассказывает пол ковник Сергей Саблин. - Поэтому полёты проходят В две смены. Сначала летает один полк корабельных истребителей, который обеспечивает аэродромно техническая рота под ко мандованием капитана Де ниса Сенченко. Потом эста фету у них принимает другой Помимо аэродромно технических подразделе ний, в обеспечении полётов заняты и специалисты аэ родромно-эксплуатацион ной роты, которой команду ет капитан Евгений Якимен ко. у них забот ничуть не меньше, чем у других воен нослужащихАТБ. И не толь ко во время лётных смен. В их заведовании весь аэрод ром, они постоянно под держивают в рабочем сос тоянии взлётно-посадоч ную полосу. Дело это не простое. Особенно зимой, когда начинаются сильные снегопады. Тогда сутками специалисты роты не поки дают свои рабочие места. А зима в Заполярье, как из вестно, довольно долгая. Авиационно-техничес кая база состоит из четы рёх основных подразде лений. Это две аэродром но-технические роты, аэ родромно-эксплуатацион ное подразделение и груп па газообеспечения. Имен но на её личный состав воз ложена обязанность снаб жать корабельные истре бительные полки кисло родом и азотом для заправ ки летательных аппаратов. Между прочим, в авиации Северного флота только две такие группы, которые имеют в своём распоряже нии и уверенно эксплуати руют автомобильные кисло рододобывающие станции. Поэтому неудивительно, что газами, добытыми их специалистами, обеспечи ваются не только авиаци онные, но и некоторые бе реговые части. Заnра6ICU са.мо ",ётов тon.4ивo.м. В воинском коллекти ве под командованием пол ковника Сергея Сабли на служит немало тех, кто своим ратным трудом вно сит существенный вклад в укрепление боеготовности корабельных истребитель ных полков, помогает их лётчикам совершенство- но-эксплуатационной роте. И вот уже без малого трид цать лет добросовестно выполняет возложенные на него обязанности, осво ил практически все специ альности, которыми вла деют военнослужащие дан ного подразделения. Сей час он старшина роты. ную династию. В коллективе есть и мат росы, проходящие службу по призыву. Их не так много, но они вносят свой посиль ный вклад в обеспечение полётов и содержание аэ родрома. Как правило, все ребята, после того как прой дут в части доподготовку, Да и летом хлопот не меньше. Во время лётных смен нужно выставлять оцепление аэродрома, ре гулярно обследовать сос тояние ВПП. В случае об наружения каких-то дефек тов, оперативно их устра нять. Ведь времени на это отводится совсем мало. Между разлётами самолё тов всего 40 минут. Поэтому надо успеть всё сделать, используя современные материалы, чтобы не до пустить задержки выпол нения плановой таблицы полётов. Несмотря на многообразие решаемых задач, приоритетным направлением деятельности военнослужащих авиационно технической базы БЬLЛО и остаётся обеспечение полётов лётчиков двух корабельных истребительных авиационных полков, надлежащий уход за взлётно-посадочной полосой специальных машин, отпра вилась на аэродромы, с которых будут летать палуб ные истребители, участвую щие в главном военно-мор ском параде в Санкт-Петер бурге. Возглавил её коман дир аэродромно-техничес кой роты капитан Денис Сенченко. Североморцы совершили марш порядка тысячи километров. Это требует хорошей подготов ки водителей спецмашин. Впрочем, за ними дело не станет. Они уже не раз пе ребазировались на много километров от своего гарни зона. В составе колонны топливозаправщики, аэро дромные подвижные агре гаты, кислородные и азот ные машины, установки про верки гидросистем са молётов, кондиционеры аэродромные - то есть весь набор техники, постоянно используемой для надёж ного обеспечения полётов. А уж как "обживутся" на аэ родроме специалисты ба зы, за ними перебазируют ся лётчики на своих само лётах. Инженер авиационного lCoJNn"'etCca ",е"тенант Д.мит ри" Титов nроверяет у водите",я-аnnаратчиlCа доlCУ .ментацию, подтверждающую lCачество lCис",орода. Всё же, несмотря на многообразие решаемых задач, приоритетным на правлением деятельности военнослужащих части бы ло и остаётся обеспечение полётов лётчиков двух ко рабельных истребитель ных авиационных полков, надлежащий уход за взлёт но-посадочной полосой. коллектив пилотов-палуб ников и подразделение, обязанности командира которого сейчас временно исполняет старший лей тенант Андрей Муха. Он - заместитель командира другой аэродромно-техни ческой роты. Несмотря на свою молодость, зареко мендовал себя грамотным специалистом, умело руко водит личным составом, досконально знает вверен ную материальную часть, инициативный и старатель ный. Такая оценка из уст ко мандира части дорогого стоит. вать мастерство. В первую очередь, это относится к начальнику штаба базы подполковнику Константи ну Бакуменко. Он - главный координатор всех меро приятий боевой учёбы и повседневной деятельнос ти части. - Жаль, что Константин Иванович от нас пере ВО дится в другую часть, - се- Настоящим мастером зарекомендовал себя в авиационно-технической базе заместитель команди ра автомобильного взвода старший сержант Павел Миронов. Специалист от бога - так о нём отзываются сослуживцы. Да и что гово рить, когда ему, мастеру на все руки, подвластна любая техника. И пока он не дове- Это одно из старейших на Северном флоте воин ских формирований, кото рое было сформировано в непростое для нашей стра ны время - в ноябре 1941 года. Боевое знамя, вру чённое части в начальный период Великой Отечест венной войны, украсил ор ден Красной Звезды, кото рого личный состав базы удостоился в 1944 году за достойный вклад в разгром немецко-фашистских за хватчиков в Заполярье. С тех пор многое стало иным. Менялись полки, боевую подготовку которых обеспечивали специалисты авиационно-технической базы, на смену поршневым пришли реактивные само лёты, но по-прежнему неиз менным остаются дело, которым занимаются воен- - Это значит, что наши специалисты начали свою работу, предшествующую лётной смене, в четыре часа утра и завершат её, с учётом послеполётной под готовки, в четыре утра сле дующих суток, - продолжает Сергей Юрьевич.- Лётчики, выполнив полётное зада ние, уходят с аэродрома, вместо них места в кабинах воздушных судов занимают другие, самолёты тоже "от дыхают", только наши люди, подменяя друг друга, оста ются на своём посту. Одновременно с обеспе чением лётных смен про водится текущий ремонт второстепенных элементов лётного поля. Этим процес сом руководит начальник инженерно-аэродромной службы АТБ капитан Васи лий Курбатов. Именно он делает все необходимые расчёты, планирует, какую технику нужно задейство вать. Исполнителями его замыслов выступают лич ный состав аэродром НО эксплуатационной роты и приданные военнослужа щие из аэродромно-инже нерного батальона. Кстати, капитан Василий Курбатов не только хороший специа лист, но и отличный спорт смен. Сборная Северно го флота по баскетболу, ка питаном которой он явля ется, в нынешнем году ста ла победителем на пер- Водите",ь-.механиlC азродро.мНОlО подвижного агре гата старти" .матрос HulCo",u" ПРОlCоnов nодаёт з",еlCтроnитание на са.мо" ,ёт. тует полковник Сергей Саб лин. - Его организаторские способности по достоинству оценило вышестоящее ко мандование и направляет на усиление воинского кол лектива. ТЕХНОЛОГИЧНАЯ ДУЭЛЬ На Северном флоте прошло лётное тактическое учение отдельного гвардейского смешанного авиаполка по обеспечению дальнего противолодочного охранения сил флота ... Wlj Под кабиной находит- .... _--_. ся обтекатель антен- ны радиолокационного поис ково-прицельного комплекса. В корме машины за хвостовым оперением расположен обте катель датчика магнитометра. тельные контейнеры (КАС), кас сеты с радиогидроакустичес кими буями РГБ-16. Строится экипаж под командованием гвардии капитана Романа Ела гина. Он состоит из семи че ловек: два пилота - командир корабля и его помощник, штур ман-навигатор, штурман-опе ратор РЛС, оператор самолёт ного приёмного индикаторного устройства, бортинженер, борт радист. Звучит доклад о готов ности к выполнению задачи. И через некоторое время самолёт в воздухе. что и было основной целью этих манёвров - работа по подводным лодкам в морских полигонах боевой подготовки флота: их поиск, обнаружение и условное уничтожение. Лётчики использовали радио локационные и гидроакустичес кие средства обнаружения, отра ботали различную технику пило тирования. дёт её состояние до совер шенства, со службы не уЙдёт. Образцово выполняет свои функции начальникла боратории контроля ка чества топлива сержант Юлия Токарева. Её муж, выполняют обязанности водителей спецтехники. Деятельность специа листов авиационно-техни ческой базы не ограничива ется гарнизоном. Для них стали привычным делом ко мандировки в различные регионы страны. Пилоты палубники иногда решают свои задачи и вне основных пунктов базирования. За ними перемещаются и воен нослужащие авиационно технической базы. Вернее, происходит это наоборот. - Авиация наступает ты лом вперёд, - улыбаясь, рассказывает полковник Сергей Саблин. - Прежде чем на оперативном аэро дроме появятся самолёты, туда должны прийти наши специалисты. Их задача - доставить необходимые материальные средства, вооружение, топливо, тех нику, с помощью которой го товят воздушные суда к вы лету, сделать всё, чтобы Когда завершится глав ный военно-морской па рад, люди и техника вер нутся в места постоянной дислокации, северомор цев опять ожидает коман дировка. На этот раз на аэ родром, где находится тре нажёр НИТКА. Она вызва на необходимостью созда ния условий пилотам-па лубникам для проведения тренировок и возможности оттачивать мастерство по садки на палубу авианесу щего крейсера, которую имитирует тренажёр. Деятельность специалистов авиационно-техни ческой базы на первый взгляд не очень заметна. На общем фоне задач, решаемых авиационными полками, они видятся как бы второстепенными. Тем не менее работа лётчиков и технического состава без них просто немыслима. Их самоотверженный ратный труд даёт возможность пилотам поднимать в небо самолёты. А",еlCсандр БОНДАРь. Фото автора. ко становится ясно, что за лод кой следят, подводники должны моментально вычислить опти мальную скорость хода и глубину погружения, использовать такти ческие приёмы, в том числе с помощью средств гидроакус тического противодействия, что бы не демаскировать корабль. В ходе учения экипажи само лётов ил-зв и Ту-142 в морских полигонах боевой подготов ки флота с высокой эффектив ностью провели поиск, обнару жение и условное уничтожение атомных подводных лодок с фак тической постановкой барье ров из радиогидроакустических буёв. Первый полёт самолёта Ил-ЗВ, пилотируемого лётчиком-испы тателем Владимиром Кокки наки, состоялся почти 60 лет на зад - в сентябре 1961 года. Впер вые экипажи самолётов ил-зв продемонстрировали свои про тиволодочные возможности на манёврах ВМФ "Океан" в 1970 году, и вот уже в течение несколь ких десятилетий самолёты ге ниального авиаконструктора Сергея Ильюшина состоят на вооружении морской авиации, периодически подвергаясь мо дернизации, и ещё послужат многие годы. При проведении лётно-такти ческого учения авиаторы вы полнили приведение подразде лений в высшие степени боевой готовности, их вывод из-под удара условного противника и рассредоточение по запасным аэродромам, а также провели полный спектр противолодоч ных задач в Баренцевом море, В своё время для ил-зв была разработана довольно эффек тивная аппаратура для приёма, обработки и отображения ин формации от пассивных нена правленных буёв РГБ-16, пред назначенных для обнаружения подлодок по создаваемым ими шумам в диапазоне низких зву ковых частот или по отражённым от субмарин сигналам взрывных источников звука. ки четвёртого поколения Красно знамённых подводных сил Се верного флота. Современные атомоходы оснащены систе мами обнаружения радиоло кационного импульса, которые сразу засекают работу РЛС про тиволодочной авиации. Поэтому дуэль подводников и авиато- ров - охотников за ними пред ставлялась не такой уж и простой в условиях применения совре менных технологий, исполь зуемых в боевой технике. На полигоне Лумбовский, рас положенном на Терском берегу Белого моря, лётчики-противо лодочники выполнили боевые упражнения с применением ави ационного противолодочного оружия. По предварительной оценке командования Северного фло та, все поставленные задачи лётного тактического учения противолодочной авиации были успешно выполнены. ... Наконец в очередной само лёт загружены аварийно-спаса- • В состоявшемся учении роль условного противника выпол няли новейшие подводные лод- • Действия моряков в любой ситуации отточены до автома тизма - у них в распоряжении лишь несколько минут. Как толь- • А.4е1ССандр ЯКОВЛЕВ. Фото автора. 16 июля 2021 года •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz