На страже Заполярья. 2021 год. Июль.
* lа стrаЖI запалlrы ОСОБАЯ МИССИЯ РЕМБАТА Специалисты ремонтно-восстановительного батальона Северного флота возвращают к жизни самые разные виды техники и вооружения От пистолета Макарова до реактивной системы залпового огня "Град", от новейшей техники до танков, которые в годы Великой Оте чественной доставляли в СССР по ленд-лизу, - ассортимент нуж дающегося в ремонте транспорта и оружия, которые отправляют на "лечение" в отдельный ремонтно-восстановительный батальон СФ, очень широк. О работе специалистов рембата, как правило, начинают чаще говорить незадолго до Дня Победы. Ведь именно его силами ведётся подготовка современной и исторической боевой техники к участию в военном параде 9 Мая. На самом же деле, не покладая рук, военнослужащие трудятся круглый год, ведь ремонтный батальон у нас один на весь Северный флот. она капитан Михаил Ключ ников. - Оборудование со временное. В прошлом году поступило почти полтора десятка единиц новой тех- пажам и водителям при выполнении работ по тех ническому обслуживанию и ремонту всех типов танков, боевых машин пехоты, бро- на новичков из числа во еннослужащих, проходящих службу по призыву. Неред ко в рембат попадают ново бранцы, уже успевшие полу чить техническую специаль ность. Но одно дело - про ходить практику или пора ботать в автосервисе со среднестатистическими легковыми автомобилями, и совсем другое - иметь де ло с машинами боевыми. Так что всё чаще, удовлет ворённые интересной ра ботой, условиями службы, перспективами и денеж ным довольствием, моло- В рембате, которым ко мандует подполковник Па вел Шубин, со своими зада чами отлично справляются военнослужащие всех ре монтных рот бронетанко вой, автомобильной техни ки, артиллерийского воору жения, а также ремонтной роты эвакуации и ремонт ного фонда. Се~дня найти руководство по эксплуатации того 1Ке японского танка первой половины прошло~ века очень непросто. Мы искали информацию в Интернете, находили мастеров, специалистов, которые знакомы с нюансами подобной техники и могут дать совет. Ведь нужно не только привести танк в движ:ение, но и воссоздать e~ максимально близко к ориmналу тальона - сохранение ис тории. В 2017 году здесь решением командующего Северным флотом адми рала Николая Евменова работы мастерам хватило. За короткий срок они с ней справились, и в День По беды в 2017 году Т-З4 про шёл в парадном строю по главным улицам и центру столицы Кольского Запо лярья города-героя Мур манска. В настоящее время в рембате СФ идёт работа по восстановлению японского танка "Чи-Ха". Светлые головы и золо тые руки - вот краткая и наиболее точная характе ристика здешних специа листов, которые выполняют свою работу как на терри тории части - в стационар ной базе, так и "в полях". ники. Среди них модерни зированные мастерские технического обслуживания МТО-УБ-1 и УБ-2, ремонт но-слесарные мастерские бронетанковой техники МРС-БТМ. нетранспортёров и колёс ной техники, а также выпол нения демонтажно-мон тажных, электросварочных, слесарно-механических и регулировочных работ в полевых условиях. дые люди решают остаться в части, подписав контракт. Подгото61Са двигателя для яnонсr.оlO "Чи-Ха". - У нас отличные пере движные мастерские, кото рые позволяют выполнять задачи и вне пункта по стоянной дислокации, - объясняет заместитель начальника штаба баталь- Предназначены они для оказания помощи эки- Особенное впечатление такая техника производит схоро "Чи-Ха" пополнит сnисох боевых .маши", воафешённых специалистами ре.мбата. Переводу сюда рады и военные со стажем. Так, командир отделения по ре монту радиолокационных станций и пунктов управ ления сержант Александр Славнов рассказал, что до рембата Северного флота пять лет проходил службу в автобронетанковой воин ской части в городе Остро горжске Воронежской об ласти в качестве коман дира отделения учебного взвода: - Мы готовили механиков, водителей. Но там я в ос новном преподавал. А мне хотелось, чтобы было боль ше именно практической работы, - признаётся сер жант Славнов. - Здесь как раз то, что нужно. Недавно мы выезжали на конкурс "Мастер-оружейник", где неплохо выступили, пока зали на практике своё мас терство. Теперь впереди - выезд "в поля" на ротное тактико-специальное уче ние. Ещё одно направление работы мастеров ремонт но-восстановительного ба- (сегодня - Главнокомандую щего ВМФ России) был сформирован историче ский взвод бронетехники времён Великой Отечест венной войны. Одной из его задач стало воспитание патриотизма благодаря участию отреставрирован ных боевых машин в вы ставках, праздниках, пара дах. Специалистами прак тически до заводского со стояния уже были восста новлены танки "Шерман", поднятый с затонувшего транспорта "Томас До нальдсон", ИС-3 и само ходная артиллерийская установка СУ-100. Ещё не сколько "Шерманов" были подготовлены для экспо зиций различных музеев. Четыре года назад после обращения адмирала Ни колая Евменова в Мин обороны России на Север ный флот был передан ле гендарный Т-34. Ему требо вался не такой масштабный ремонт, как поднятому со дна "Шерману", но всё же - С утра-то он ещё ездил. Но мы поняли, что дви гатель барахлит. Нужно поменять кое-что, - объ яснил командир взвода старший прапорщик Иван Мигунов, "колдуя" над из влечённым из японского танка двигателем. - Когда нам его доставили, он был в плачевном состоянии. По мимо изменений, которые произошли со временем, пока танк находился в воде (весь корпус был забит песком, илом), он, скорее всего, ещё и от огня успел пострадать. По сути, находка пред ставляла собой только ржа вый корпус. Всё остальное пришлось восстанавливать с нуля. И вот теперь "Чи-Ха" уже поставлен на ход. При всём мастерстве здешних спецов без слож ностей при реставрации техники времён Второй ми ровой войны не обходится. - Те же танки достав лялись к нам по ленд-лизу, и не для всех есть методич- 5 ки, руководствуясь которы ми можно было бы легко восстановить их, - объяс няет капитан Михаил Ключ ников. - Сегодня найти ру ководство по эксплуатации того же японского танка первой половины прошлого века очень непросто. Мы искали информацию в Ин тернете, находили масте ров, специалистов, которые знакомы с нюансами по- добной техники и могут дать совет. Ведь нужно не только привести танк в движение, но и воссоздать его макси мально близко к оригина лу. Старший прапорщик Ми гунов, смеясь, рассказал, что, кажется, поездил на всей технике, какая есть в Вооружённых силах России. - Дали бы самолёт почи нить - и на самолёте поле тел бы! Мы ж тут "лётчики испытатели" отремонтиро ванной техники, - шутит он. - Современные машины чи нить проще и понятнее. А вот реставрация боевых машин времён Великой Отечественной войны - ра бота куда более сложная. Но так приятно, когда на ожившую благодаря нам технику с восторгом смот рит молодёжь. Это значит, что мы со своей особой миссией справляемся, со храняем историю для бу дущих поколениЙ. Анна ВИХРОВА. Фото автора. ОРИЕНТАЦИЯ "СЕВЕР" Поисковым отрядам нужно многое успеть тельных предметов сообщать старшему группы, ямы после проверки не остав лять, обязательно закапывать, не отстрелянные патроны не забирать. ДЛЯ НАС ЭТО ЧЕСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за короткое заполярное лето Относительно недавно, а если точнее, то 5 мая этого года, в едином государственном реестре юридических лиц зарегист рировано поисковое объединение "Север" - мурманская ре гиональная общественная организация, призванная содей ствовать увековечению памяти погибших при защите Отечества, патриотическому воспитанию молодёжи, изучению истории и культуры страны и Кольского Заполярья. и хотя как самостоятельная органи зация "Север" (в которой я имею честь состоять) делает первые шаги, поис ковикам ещё многое предстоит, чтобы встать на ноги и окрепнуть, люди, стоя щие у истоков организации, - не новички. Председатель Дмитрий Науменко в поисковиках уже несколько лет, его заместитель Татьяна Алек сандрова погрузилась в эту сферу год назад и Анатолий Ерохин - наш наставник, зани мающийся поисковой дея тельностью в Заполярье и изу чающий военную историю Мурмана уже достаточно дол гое время. Сегодня поисковое объ единение "Север" - это три десятка человек, среди кото рых молодёжь И взрослые, как с опытом, так и новички. Для последних и был орга низован учебно-полевой сбор, состоявшийся в минув шие выходные в районе 52-го километра (по разметке во енного времени) дороги Ми шуково - Титовка. Территория для проведения трени ровок была определена неспроста. Здесь почти восемьдесят лет назад, в середине сентября 1941-го, 1-я Поляр ная дивизия в критической обстановке вела кровопролитные бои с гитлеров скими войсками и преградила путь на Мурманск. Поэтому вероятность обна ружить в заданном квадрате останки • павших воинов достаточно велика. Но, в тоже время, местность удобна для проведения тренировок в плане безо пасности - ранее здесь работали про фессиональные сапёры и проверили район на предмет наличия оставшихся с тех пор времён неразорвавшихся боеприпасов. Прежде чем выйти в поле, для всех были проведены обязательный инст руктаж по требованиям безопасности, знакомство с этикой поисковика, обуче ние работе с оборудованием. Важно уяснить несколько простых правил: увиденные боеприпасы руками не трогать, за торчащую проволоку не тянуть, в случае обнаружения подозри- • Разбившись на три группы, вышли на обследование квадратов. В руках опыт ных поисковиков металлоискатели словно танцуют, у новичков приборы робко скользят вдоль поверхности заполярной тундры. Звуковые сигналы поступают регулярно, а циферблат подсказывает, что земля может прятать под собой металлические предметы. Отрицательное значение - возможен кусок проволоки, положительное - может быть пуговица или жетон, а рядом лежат останки. Найти их - значит, впоследствии предать земле, про водить бойца с почестями в последний путь. Но обнаружить павших в этот раз не удалось. По возвращении в лагерь участники сбора делятся впечатлениями и эмо циями, демонстрируют наход ки. Отстрелянные патроны, пули, пуговицы, осколки гра нат, подковы. Говорят, на счас тье. А счастье у поисковиков "Севера" своё - нужно многое успеть за короткое северное лето: при взаимодействии с военным комиссариатом Мур манской области привести в порядок могилы на воинских захоронениях в посёлке Лии нахамари, на полуострове Ры бачий, установить в Апатит ском районе памятник по гибшему железнодорожнику, проверить территорию пред полагаемого места воинского кладбища с целью опреде- ления наличия оставшихся захоронений, провести поисковые ра боты в тех местах, где в сороковые годы прошлого столетия шли бои. И это только начало полезной и ёмкой ра боты, которую предстоит в будущем выполнить поисковому объединению "Север". Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. Фото их архива ПО " Север" . Полярный - один из лидеров в Мурманской области по коли честву исторических памятников, воинских захоронений, мемориальных досок, расположенных на территории города. Оно и понятно: город, который на днях отметил своё 122-летие, в период Великой Отечественной войны снискал славу города воина. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко фашистскими захватчиками, первая столица Северного флота удостоена почётного наименования "Город воинской славы". Сегодня в его жизни многое изме нилось, неизменным осталось одно - бережное отношение к памяти тех, кто положил жизнь за свободу советского народа. В Полярном насчи тывается 13 памятников бое вой славы, 9 воинских захо ронений, 20 мемориальных плит, 11 памятников архитек туры и градостроительства. За всеми существующими памят никами ухаживают жители го рода. Также немало в этом плане делают соединения и воинские части гарнизона. В канун государственных празд ников и значимых дат воен нослужащие благоустраивают территорию вокруг памятников и воинских захоронений, вы кашивают траву, высаживают цветы в клумбы, чистят дорожки, реконструи руют обветшалые элементы. Присоеди ниться к великому делу сохранения памяти решили и работники жилищно коммунальной службы N24 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-комму нальное управление" по Северному фло ту. Коммунальщики приняли решение взять под опеку мемориал экипажа СКР-31, расположенный в губе Кислой. Памятник на могиле экипажа сто рожевого корабля СКР-31 , погибшего 12 мая 1943 года, представляет собой вер тикальную стелу из чёрного камня, в верхней части - изображение крушения корабля, атакованного фашистскими истребителями. По центру расположе ны списки погибших моряков. • Вот краткая историческая справка - 12 мая 1943 года в результате налёта 6 немецких истребителей потерпел кру шение сторожевой корабль СКР-31. Из 52 членов экипажа выжил только один. Тела 23 моряков смогли поднять из воды и похоронить на кладбище По лярного, остальные погребены в море. Памятник установлен 9 мая 1965 года. - В течение долгого времени за ним ухаживал личный состав соединения охраны водного района, с командованием которого мы договорились О том, что ухаживать за воинским захоронением теперь будем вместе, - говорит начальник ЖКС Ng 4 Александр Шубин. - Для нас это большая честь и ответственность. В ближайшее время работники ор ганизации планируют проложить до рожку к памятнику и обозначить ука зателем место захоронения. Евгения ДРУЗЬЯК. Фото автора. 9 июля 2021 года •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz