На страже Заполярья. 2021 год. Июль.

* lа стrаЖI запалlrы ОСОБАЯ МИССИЯ РЕМБАТА Специалисты ремонтно-восстановительного батальона Северного флота возвращают к жизни самые разные виды техники и вооружения От пистолета Макарова до реактивной системы залпового огня "Град", от новейшей техники до танков, которые в годы Великой Оте­ чественной доставляли в СССР по ленд-лизу, - ассортимент нуж­ дающегося в ремонте транспорта и оружия, которые отправляют на "лечение" в отдельный ремонтно-восстановительный батальон СФ, очень широк. О работе специалистов рембата, как правило, начинают чаще говорить незадолго до Дня Победы. Ведь именно его силами ведётся подготовка современной и исторической боевой техники к участию в военном параде 9 Мая. На самом же деле, не покладая рук, военнослужащие трудятся круглый год, ведь ремонтный батальон у нас один на весь Северный флот. она капитан Михаил Ключ­ ников. - Оборудование со­ временное. В прошлом году поступило почти полтора десятка единиц новой тех- пажам и водителям при выполнении работ по тех­ ническому обслуживанию и ремонту всех типов танков, боевых машин пехоты, бро- на новичков из числа во­ еннослужащих, проходящих службу по призыву. Неред­ ко в рембат попадают ново­ бранцы, уже успевшие полу­ чить техническую специаль­ ность. Но одно дело - про­ ходить практику или пора­ ботать в автосервисе со среднестатистическими легковыми автомобилями, и совсем другое - иметь де­ ло с машинами боевыми. Так что всё чаще, удовлет­ ворённые интересной ра­ ботой, условиями службы, перспективами и денеж­ ным довольствием, моло- В рембате, которым ко­ мандует подполковник Па­ вел Шубин, со своими зада­ чами отлично справляются военнослужащие всех ре­ монтных рот бронетанко­ вой, автомобильной техни­ ки, артиллерийского воору­ жения, а также ремонтной роты эвакуации и ремонт­ ного фонда. Се~дня найти руководство по эксплуатации того 1Ке японского танка первой половины прошло~ века очень непросто. Мы искали информацию в Интернете, находили мастеров, специалистов, которые знакомы с нюансами подобной техники и могут дать совет. Ведь нужно не только привести танк в движ:ение, но и воссоздать e~ максимально близко к ориmналу тальона - сохранение ис­ тории. В 2017 году здесь решением командующего Северным флотом адми­ рала Николая Евменова работы мастерам хватило. За короткий срок они с ней справились, и в День По­ беды в 2017 году Т-З4 про­ шёл в парадном строю по главным улицам и центру столицы Кольского Запо­ лярья города-героя Мур­ манска. В настоящее время в рембате СФ идёт работа по восстановлению японского танка "Чи-Ха". Светлые головы и золо­ тые руки - вот краткая и наиболее точная характе­ ристика здешних специа­ листов, которые выполняют свою работу как на терри­ тории части - в стационар­ ной базе, так и "в полях". ники. Среди них модерни­ зированные мастерские технического обслуживания МТО-УБ-1 и УБ-2, ремонт­ но-слесарные мастерские бронетанковой техники МРС-БТМ. нетранспортёров и колёс­ ной техники, а также выпол­ нения демонтажно-мон­ тажных, электросварочных, слесарно-механических и регулировочных работ в полевых условиях. дые люди решают остаться в части, подписав контракт. Подгото61Са двигателя для яnонсr.оlO "Чи-Ха". - У нас отличные пере­ движные мастерские, кото­ рые позволяют выполнять задачи и вне пункта по­ стоянной дислокации, - объясняет заместитель начальника штаба баталь- Предназначены они для оказания помощи эки- Особенное впечатление такая техника производит схоро "Чи-Ха" пополнит сnисох боевых .маши", воафешённых специалистами ре.мбата. Переводу сюда рады и военные со стажем. Так, командир отделения по ре­ монту радиолокационных станций и пунктов управ­ ления сержант Александр Славнов рассказал, что до рембата Северного флота пять лет проходил службу в автобронетанковой воин­ ской части в городе Остро­ горжске Воронежской об­ ласти в качестве коман­ дира отделения учебного взвода: - Мы готовили механиков, водителей. Но там я в ос­ новном преподавал. А мне хотелось, чтобы было боль­ ше именно практической работы, - признаётся сер­ жант Славнов. - Здесь как раз то, что нужно. Недавно мы выезжали на конкурс "Мастер-оружейник", где неплохо выступили, пока­ зали на практике своё мас­ терство. Теперь впереди - выезд "в поля" на ротное тактико-специальное уче­ ние. Ещё одно направление работы мастеров ремонт­ но-восстановительного ба- (сегодня - Главнокомандую­ щего ВМФ России) был сформирован историче­ ский взвод бронетехники времён Великой Отечест­ венной войны. Одной из его задач стало воспитание патриотизма благодаря участию отреставрирован­ ных боевых машин в вы­ ставках, праздниках, пара­ дах. Специалистами прак­ тически до заводского со­ стояния уже были восста­ новлены танки "Шерман", поднятый с затонувшего транспорта "Томас До­ нальдсон", ИС-3 и само­ ходная артиллерийская установка СУ-100. Ещё не­ сколько "Шерманов" были подготовлены для экспо­ зиций различных музеев. Четыре года назад после обращения адмирала Ни­ колая Евменова в Мин­ обороны России на Север­ ный флот был передан ле­ гендарный Т-34. Ему требо­ вался не такой масштабный ремонт, как поднятому со дна "Шерману", но всё же - С утра-то он ещё ездил. Но мы поняли, что дви­ гатель барахлит. Нужно поменять кое-что, - объ­ яснил командир взвода старший прапорщик Иван Мигунов, "колдуя" над из­ влечённым из японского танка двигателем. - Когда нам его доставили, он был в плачевном состоянии. По­ мимо изменений, которые произошли со временем, пока танк находился в воде (весь корпус был забит песком, илом), он, скорее всего, ещё и от огня успел пострадать. По сути, находка пред­ ставляла собой только ржа­ вый корпус. Всё остальное пришлось восстанавливать с нуля. И вот теперь "Чи-Ха" уже поставлен на ход. При всём мастерстве здешних спецов без слож­ ностей при реставрации техники времён Второй ми­ ровой войны не обходится. - Те же танки достав­ лялись к нам по ленд-лизу, и не для всех есть методич- 5 ки, руководствуясь которы­ ми можно было бы легко восстановить их, - объяс­ няет капитан Михаил Ключ­ ников. - Сегодня найти ру­ ководство по эксплуатации того же японского танка первой половины прошлого века очень непросто. Мы искали информацию в Ин­ тернете, находили масте­ ров, специалистов, которые знакомы с нюансами по- добной техники и могут дать совет. Ведь нужно не только привести танк в движение, но и воссоздать его макси­ мально близко к оригина­ лу. Старший прапорщик Ми­ гунов, смеясь, рассказал, что, кажется, поездил на всей технике, какая есть в Вооружённых силах России. - Дали бы самолёт почи­ нить - и на самолёте поле­ тел бы! Мы ж тут "лётчики­ испытатели" отремонтиро­ ванной техники, - шутит он. - Современные машины чи­ нить проще и понятнее. А вот реставрация боевых машин времён Великой Отечественной войны - ра­ бота куда более сложная. Но так приятно, когда на ожившую благодаря нам технику с восторгом смот­ рит молодёжь. Это значит, что мы со своей особой миссией справляемся, со­ храняем историю для бу­ дущих поколениЙ. Анна ВИХРОВА. Фото автора. ОРИЕНТАЦИЯ "СЕВЕР" Поисковым отрядам нужно многое успеть тельных предметов сообщать старшему группы, ямы после проверки не остав­ лять, обязательно закапывать, не отстрелянные патроны не забирать. ДЛЯ НАС ЭТО ЧЕСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за короткое заполярное лето Относительно недавно, а если точнее, то 5 мая этого года, в едином государственном реестре юридических лиц зарегист­ рировано поисковое объединение "Север" - мурманская ре­ гиональная общественная организация, призванная содей­ ствовать увековечению памяти погибших при защите Отечества, патриотическому воспитанию молодёжи, изучению истории и культуры страны и Кольского Заполярья. и хотя как самостоятельная органи­ зация "Север" (в которой я имею честь состоять) делает первые шаги, поис­ ковикам ещё многое предстоит, чтобы встать на ноги и окрепнуть, люди, стоя­ щие у истоков организации, - не новички. Председатель Дмитрий Науменко в поисковиках уже несколько лет, его заместитель Татьяна Алек­ сандрова погрузилась в эту сферу год назад и Анатолий Ерохин - наш наставник, зани­ мающийся поисковой дея­ тельностью в Заполярье и изу­ чающий военную историю Мурмана уже достаточно дол­ гое время. Сегодня поисковое объ­ единение "Север" - это три десятка человек, среди кото­ рых молодёжь И взрослые, как с опытом, так и новички. Для последних и был орга­ низован учебно-полевой сбор, состоявшийся в минув­ шие выходные в районе 52-го километра (по разметке во­ енного времени) дороги Ми­ шуково - Титовка. Территория для проведения трени­ ровок была определена неспроста. Здесь почти восемьдесят лет назад, в середине сентября 1941-го, 1-я Поляр­ ная дивизия в критической обстановке вела кровопролитные бои с гитлеров­ скими войсками и преградила путь на Мурманск. Поэтому вероятность обна­ ружить в заданном квадрате останки • павших воинов достаточно велика. Но, в тоже время, местность удобна для проведения тренировок в плане безо­ пасности - ранее здесь работали про­ фессиональные сапёры и проверили район на предмет наличия оставшихся с тех пор времён неразорвавшихся боеприпасов. Прежде чем выйти в поле, для всех были проведены обязательный инст­ руктаж по требованиям безопасности, знакомство с этикой поисковика, обуче­ ние работе с оборудованием. Важно уяснить несколько простых правил: увиденные боеприпасы руками не трогать, за торчащую проволоку не тянуть, в случае обнаружения подозри- • Разбившись на три группы, вышли на обследование квадратов. В руках опыт­ ных поисковиков металлоискатели словно танцуют, у новичков приборы робко скользят вдоль поверхности заполярной тундры. Звуковые сигналы поступают регулярно, а циферблат подсказывает, что земля может прятать под собой металлические предметы. Отрицательное значение - возможен кусок проволоки, положительное - может быть пуговица или жетон, а рядом лежат останки. Найти их - значит, впоследствии предать земле, про­ водить бойца с почестями в последний путь. Но обнаружить павших в этот раз не удалось. По возвращении в лагерь участники сбора делятся впечатлениями и эмо­ циями, демонстрируют наход­ ки. Отстрелянные патроны, пули, пуговицы, осколки гра­ нат, подковы. Говорят, на счас­ тье. А счастье у поисковиков "Севера" своё - нужно многое успеть за короткое северное лето: при взаимодействии с военным комиссариатом Мур­ манской области привести в порядок могилы на воинских захоронениях в посёлке Лии­ нахамари, на полуострове Ры­ бачий, установить в Апатит­ ском районе памятник по­ гибшему железнодорожнику, проверить территорию пред­ полагаемого места воинского кладбища с целью опреде- ления наличия оставшихся захоронений, провести поисковые ра­ боты в тех местах, где в сороковые годы прошлого столетия шли бои. И это только начало полезной и ёмкой ра­ боты, которую предстоит в будущем выполнить поисковому объединению "Север". Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. Фото их архива ПО " Север" . Полярный - один из лидеров в Мурманской области по коли­ честву исторических памятников, воинских захоронений, мемориальных досок, расположенных на территории города. Оно и понятно: город, который на днях отметил своё 122-летие, в период Великой Отечественной войны снискал славу города­ воина. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко­ фашистскими захватчиками, первая столица Северного флота удостоена почётного наименования "Город воинской славы". Сегодня в его жизни многое изме­ нилось, неизменным осталось одно - бережное отношение к памяти тех, кто положил жизнь за свободу советского народа. В Полярном насчи­ тывается 13 памятников бое­ вой славы, 9 воинских захо­ ронений, 20 мемориальных плит, 11 памятников архитек­ туры и градостроительства. За всеми существующими памят­ никами ухаживают жители го­ рода. Также немало в этом плане делают соединения и воинские части гарнизона. В канун государственных празд­ ников и значимых дат воен­ нослужащие благоустраивают территорию вокруг памятников и воинских захоронений, вы­ кашивают траву, высаживают цветы в клумбы, чистят дорожки, реконструи­ руют обветшалые элементы. Присоеди­ ниться к великому делу сохранения памяти решили и работники жилищно­ коммунальной службы N24 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-комму­ нальное управление" по Северному фло­ ту. Коммунальщики приняли решение взять под опеку мемориал экипажа СКР-31, расположенный в губе Кислой. Памятник на могиле экипажа сто­ рожевого корабля СКР-31 , погибшего 12 мая 1943 года, представляет собой вер­ тикальную стелу из чёрного камня, в верхней части - изображение крушения корабля, атакованного фашистскими истребителями. По центру расположе­ ны списки погибших моряков. • Вот краткая историческая справка - 12 мая 1943 года в результате налёта 6 немецких истребителей потерпел кру­ шение сторожевой корабль СКР-31. Из 52 членов экипажа выжил только один. Тела 23 моряков смогли поднять из воды и похоронить на кладбище По­ лярного, остальные погребены в море. Памятник установлен 9 мая 1965 года. - В течение долгого времени за ним ухаживал личный состав соединения охраны водного района, с командованием которого мы договорились О том, что ухаживать за воинским захоронением теперь будем вместе, - говорит начальник ЖКС Ng 4 Александр Шубин. - Для нас это большая честь и ответственность. В ближайшее время работники ор­ ганизации планируют проложить до­ рожку к памятнику и обозначить ука­ зателем место захоронения. Евгения ДРУЗЬЯК. Фото автора. 9 июля 2021 года •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz