На страже Заполярья. 2021 год. Июль.

10 стр. * на ~raжЕ запалIFы 2 июля 2021 года "ВРАГАМ РУКУ НЕ ПОДАЮ" командира полка Панина. В этом бою над террито­ рией немцев Петра под­ били во второй раз. - Я бревно бросил - берег рядом. Думаю, буду плыть, пока не почувствую зем­ лю, - вспоминает вете­ ран. - Доплыл до берега, почти носом воткнулся, по­ чувствовал, что ноги до­ стали землю. Попытался встать, но сразу упал. Всё! Напряжение спало - свои. Старшему поколению памятны кадры фильмов, где жизнерадостные босоногие мальчишки довоенных 30-х годов прошлого столетия, задрав головы, с замиранием сердца вглядываются в синеву неба, наблюдая за аэропланом, кружащим в вышине над золотыми нивами, зелёными лугами, кронами деревьев. Босоногой стайкой летят навстречу лётчику, посадившему крылатую машину прямо посреди колхозного поля, обступив его гурьбой, тянут ручонки, стараясь потрогать лётное снаряжение, и с восхищением провожают самолёт, который, покачивая на прощание крыльями, уходит за облака ... В те годы многие ребята и девчонки грезили авиацией, а развитая сеть учебных заведений Осоавиахима давала возможность осуще­ ствить мечту. Именно в аэроклубах брала начало дорога в небо для многих лётчиков, ставших впоследствии асами отечественной авиа­ ции, заслонивших в годы Великой Отечественной войны наше небо от фашистских стервятников. Один из них - Герой Советского Союза полковник Пётр Алексеевич Рассадкин. Соколёнок Родился Петя в кресть­ янской семье летом 1921 года - 6 июля в подмосков­ ной деревне Спас-Коркоди­ но. Он был четв~ртым ре­ бёнком в семье. А всего их было шестеро - че­ тыре брата и две сестры. Рассадкины считались середняками. В хозяй­ стве имелись корова, овца, поросята, куры, утки. Пруд деревенский рядом с домом. Все по­ читали труд. В общем, BC~ было хорошо, но оставаться в деревне парню не хотелось. Тя­ нуло к цивилизации. Он был смышлёным парнишкой и после окончания семилетки решил, что полученного образования недоста­ точно. Поступил в Мос­ ковский дорожно-меха­ нический техникум, но, если честно, перспек­ тива мотаться по коман­ дировкам - строить до­ роги - как-то не впечат­ ляла. Другое дело - ле­ тать! Летать хотелось. Еще бы: лётчик, сталинский сокол! Престиж! Что ж, двери аэро­ клуба Бауманского района были для всех открыты. Днём занимался в технику­ ме, а по вечерам - в лётную школу, где курсанты изучали теорию, устройство само­ лётов, на которых готови­ лись летать. В 1939 году ребят до­ пустили к полётам. Первый из них Пётр Алексеевич счи­ тает особо знаменатель­ ным для себя. Как же, мальчишка деревенский, ещё на "городского" не по­ хож, а тут с такой машиной управляется! - У-2 отличный самолёт. На нём кто угодно может летать - даже обезьяна и медведи, - шутил в беседе ветеран. вой, - рассказывает Рас­ садкин. 5 декабря началось контрнаступление под Москвой, и лётчики полка начали воевать. Летали на защиту столицы, прикры- вали сухопутные войска, но воздушных бо~в было мало, лишь отдельные встречи с самолётами-разведчиками или истребителями. Про­ скочит один - И уходит. Вы­ ДОХЛИСЬ фашисты к тому времени. На массирован­ ные налёты сил уже не хва­ тало. ... и на затылке "пробоина" цы в это время вели себя пассивно, от воздушных боёв уклонялись. Ударная группа, или Наши крылатые машины - Когда от союзников пошли конвои, для их прикрытия была созда­ на специальная удар­ ная авиагруппа, куда входили несколько мин­ но-торпедных полков, пикировщики и истреби­ тели, - продолжает рас­ сказ Пётр Алексеевич. - В этой ударной группе я сражался до конца вой­ ны. Базировались мы на аэродроме Ваенга, сейчас Североморск называется. Там мы на­ ходились всю войну вплоть до 9 Мая 1945 года. Перелетели туда в июле 42-го. На своих ЛаГГ-3, на которых вое­ вали под Москвой и Ле­ нинградом. Садились ночью - так называется ... Да какая там ночь в по­ лярный день! Светло, солн­ це над горизонтом висит, - рассказывал Пётр Алек­ сеевич об авиационной технике военной поры в беседе с лётчиком-севе­ роморцем капитаном Алек­ сандром Мардановым, по­ сещавшим ветерана во вре­ мя отпуска. - А во 2-м гвар­ дейском "сафоновском" полку были в то время "то­ магавки" и "харрикеЙны". Но это самолёты так себе - "прощай молодость". ЛаГГ-3 был значительно лучше и по скорости, и по манёврен­ ности. Может, только по воо­ ружению послабее - на "харрикейнах" как-никак 12 пулемётов было. "хэмпденов". Немцы об этом узнали и начали нас по ночам бомбить. Как налёт, так обязательно несколько "хэмпденов" сожгут. Они быстро сошли на нет - на боевых заданиях их хорошо сбивали. После нескольких полё­ тов на ЛаГГ-3 лейтенант Рассадкин пересел на Як-1 - 20-й истребительно­ авиационный полк ушёл на переформирование, а ос­ тавшуюся технику принял 255-й ИАП. Пётр в то время был старшим лётчиком, ве­ дущим пары и до получения в 1943 году "аэрокобр" ле­ тал на Яках. Он с большой теплотой вспоминал эти крылатые машины. Считал их луч­ шими даже в сравнении с "аэрокоброй" . - Из всех наших само­ лётов мне Як-1 больше нравился - он мог на равных драться с "мессершмит­ тами" первых выпусков. Лёгкий, поэтому манёврен­ ный, и быстрее скорость набирал. А "аэрокобра" срывалась в штопор. При­ чём каждый раз, как по­ падала в штопор, вела се­ бя по-разному. На ней "свалиться" в штопор было опасно, однако по этой причине у нас никто не по­ гиб. Главными задачами, ко­ торые выполняли одно­ полчане Рассадкина, были прикрытие Северного фло­ та, наземных войск и на­ несение ударов по конвоям и аэродромам противника. Поднимали полк и во вре­ мя налётов в район Мур­ манска, но в последнюю очередь, когда все силы уже были задействованы. Герой Советского Союза рассказывал про первые полёты над морем и вновь волновался, вспоминая пе­ режитое. - Над водой мы до этого не летали! Страшно! Вдруг мотор сдаст? Куда прыгать? В воду? Улетишь чуть даль- , _ .. ~/ .... j . ':~'~~: .. ' ..... ,. . ~ . Для того чтобы увеличить количество топлива, умель­ цы-техники приспособили под крылья добавочные ба­ ки, предназначенные для Пе-2. На них можно было лететь минут 30-40. Сбра­ сывали ёмкости по мере выработки горючего, при подходе к цели и если на­ мечался воздушный бой с истребителями противни­ ка. - Сразу со взлёта под­ нимаемся метров на 300- 500 в зависимости от рельефа местности. Спер­ ва торпедоносцы, сразу за Группа самолётов вы­ шла на фашистскую базу и начала бомбить штабы и корабли. Но "мессеры" ус­ пели взлететь из Луостари, и было их очень много. В том бою подбили двоих се­ вероморцев - его и Алек­ сандра Крохина. Рассадкин выбросился с восточной стороны Рыбачьего, а Кро­ хин с другой. Он умер от переохлаждения через 4 часа - выпрыгнул в воду и ждал, когда придёт катер. Рассадкин же на катера не надеялся сам. и выплывал Бойцы вытащили лёт­ чика из воды. Прямо на берегу переодели в сухое обмундирование. Зажгли костёр. Он был в сознании, но совершенно обессилел. На наблюдательный пункт его тащили фактически во­ локом. - Отношение к лётчикам было очень хорошим. Я попросил воды - пить очень Однажды после выхода из боя Рассадкин стал заметно отставать. Взглянул на приборы - обороты двигателя падают, тяги нет. Понят­ но - подбили зенитчики, до аэродрома не дотянуть. Высота была маленькая, парашютом не воспользоваться. Пошёл на вынужденную прямо на лес. Самолёт от удара разлетелся. Привязные ремни обо­ рвались, Петра выбросило из кабины ними мы, - объяснял ве­ теран, как тактически стро­ ился вылет группы тор­ педоносцев и сил прикры­ тия. - Идут они на низкой высоте, мы обычно зани­ маем позицию сзади, спра­ ва, слева и маневрируем - у нас скорость выше. Меня­ емся местами, змейкой хо­ дим. После разворота на кон­ вой истребители начинают маневрировать более ак­ тивно - если торпедники повернули, значит, цель уже рядом, можно разобрать, где большие корабли, где охранение, и уже точно известно - вот-вот появятся вражеские истребители. Сброшены бачки, наби­ рается высота. Но не очень большая, чтобы не оставить подопечных без прикрытия. Вот и немецкие истреби­ тели подошли. Тактических шаблонов у них не было. Атаку каждый раз следо­ вало ждать откуда угодно. Чаще группу обходили и набрасывались с задней .... / ... "':r. - Там такая "свалка" бы­ ла! - рассказывал лётчик. - А на мне ответственность - я ведь ведомый командира полка. Больше за ним сле­ дил, чем за собой. Уже на отходе пулька попала в систему водяного охлаж­ дения моего ЛаГГа - шаль­ ная пуля. Вода стала брыз­ гать в кабину. Прыгать не­ куда - внизу немцы. Надо спасаться, а до Рыбачьего, где держали оборону наши войска, ещё километров сорок. Вроде береговую черту я перетянул, тут мотор заклинило, и я решил пры­ гать. Отсоединил кислород­ ную маску, разъём радио, отстегнул поясные ремни - плечевыми не пользова­ лись (хотя и поясными не всегда), открыл фонарь, поднялся, ещё раз осмот­ релся - ничего не забыл: главное, чтобы планшет был с собой, и меня вытя­ нуло потоком воздуха. Пётр Алексеевич пояс­ нил, что садиться на воду было опаснее, чем прыгать хотелось. Сколько я выпил! Наверное, от перенапря­ жения. Потом мне дали каши, покормили. Расто­ пили "буржуйку". Сделали всё, чтобы я отогрелся. Я же замёрз, когда плыл. Сна­ чала не чувствовал, а потом меня стало колотить. Через день за лейте­ нантом Рассадкиным с Большой земли пришёл катер и перевёз его домой на аэродром. Отсутствовал он лишь двое суток, а в полку уже была выпущена листовка о его геройской гибели в том бою. - Когда я прибыл, весь тираж уничтожили. Мне не дали даже посмотреть. Хо­ рошо, что родителям из­ вещение не успели отпра­ вить, - с улыбкой вспоминал Пётр Алексеевич. - Ещё полечился, отдохнул дня 2-3. Лицо-то было отёкшим от удара, все в кровопод­ тёках. Наказание "дневальному" Первую победу лейте­ нант Рассадкин одержал на Як-1. Группа, возглавляе­ мая командиром эскад­ рильи Михаилом Харла­ мовым, получила задание встретить группу дальних бомбардировщиков. Они шли с задания, но топлива, чтобы вернуться безопас­ ным окружным маршрутом, не хватало, и лётчики по­ вели машины напрямую, не уходя далеко в море. Пошли шестёркоЙ. Хотя Рассадкин уже был ведущим пары, но в том вылете шёл ведомым у заместителя командира дивизии Попова. К концу года закончилось обучение, и в клуб приехали представители Борисоглеб­ ской школы военных лёт­ чиков имени Валерия Чка­ лова: "Кто хочет в военное училище?". Конечно же, Пётр был в числе первых. В училище прошли мандат­ ную и медицинскую комис­ сии, и началась учёба. В конце декабря 1942 го­ да группа истребителей прикрывала войска на поле боя в районе Наро-Фомин­ ска. Залетали и на терри­ торию противника. Однаж­ ды после выхода из боя Рассадкин стал заметно от­ ставать. Взглянул на прибо­ ры - обороты двигателя па­ дают, тяги нет. Понятно - подбили зенитчики, до аэ­ родрома не дотянуть. Вы­ сота была маленькая, па­ рашютом не воспользовать­ ся. Пош~л на вынужденную прямо на лес. Самолёт от удара разлетелся. Привяз­ ные ремни оборвались, Петра выбросило из каби­ ны. Счастье, что жив остал­ ся, хотя, с другой стороны, замёрзнуть мог - морозы стояли страшные. Когда оч­ нулся, понял, что везут его на санях. Оказалось, жен­ щина проезжала поблизос­ ти за дровам и, увидела л~т­ чика без сознания, затащи­ ла в сани и повезла во фронтовой медицинский пост. Подустали мы, конечно, дали нам отдохнуть. Утром проснулись, смотрим, а "мессершмитты" над аэро­ дромом гоняют "харрикей­ нов". Те в круг встали, а "мессеры" над ними вверх­ вниз шныряют. "Харрикей­ ны" ведь к тому времени в сравнении сдругими уже не истребители были - как наш штурмовик примерно. И американский "томагавк" не сильно от них отличался, чуть-чуть получше - по ско­ рости и манёвренности. Потом пошли "киттихауки" - почти такие же, в общем, нам CTapb~ сплавляли. "АэРО1Собра" Петра РассаiЖuна. Над Рыбачьим висел тонкий слой облачности с разрывами. Впереди по­ казалась группа "мессе­ ров". Оказалось, что они прикрывали "Фокке-Вульф- 189", который фотографи­ ровал наши объекты. Война Занимались по ускорен­ ной программе. Шла со­ ветско-финляндская война, расширялся парк авиации, лётчиков не хватало, а ле­ тать кому-то было нужно. И вот в течение года курсант Рассадки н освоил скорост­ ной истребитель И-16, а в декабре 1940 года в звании младшего лейтенанта уже "выпорхнул" из училища. После школы практичес­ ки весь выпуск направили на "обкатку" в 163-й резерв­ ный авиаполк, базирую­ щийся под Торжком. Там обучение военному делу шло серьёзное. Летали строем в составе звена, стреляли, в полном объёме отрабатывали высший пи­ лотаж. - Полетали мы немного в 163-м РАП, и началась война. Мы уже доучивались, когда немцы приблизились к Москве. Нас перебазиро­ вали в Арзамас. Началось формирование полков для фронта. Наша часть полу­ чила наименование 438-й ИАП. В Горьком получили на заводе новенькие ЛаГГ-3, и снова в Арзамас - об­ летать новую технику, про­ верить её, ведь эти само­ лёты ещё "сырыми" были. Облетали, освоили взлёт­ посадку и высший пилотаж, после этого полк посадили в Арзамас уже как бое- • - Я чувствую, что на чём­ то еду, открыл глаза, гля­ жу - сани. Думаю: значит, буду спасён - и опять поте­ рял сознание, - делился воспоминаниями Пётр Алексеевич. - Потом ока­ зался у фронтовых врачей. Там меня перевязали. Ли­ цо было распухшее - уда- А вот когда привезли "аэрокобры"! Вот это другое дело. Мы были довольны. С "мессершмиттами" они при­ мерно одинаковыми были. Уверенность в них была. В самолёт садились как в такси - комфортно, и ра­ диосвязь по качеству выше была по сравнению с на­ шей - на "кобрах" мы уже за­ просто между собой раз­ говаривали. ше от своих берегов, ка­ жется, что и моторчик всё хуже и хуже работает. Зато потом Баренцево море ста­ ло как дом родной. Если надо оторваться от врага - в море уходи, никто не най­ дёт. Главное - не прозевать атаку Здесь, на Северном флоте, лётчикам, приле­ тевшим с сухопутных фрон­ тов, пришлось осваивать специфику ведения боевых действий на приморском театре. Изучать новую так­ тику, которая заметно ме- Над водой мы до этого не летали! Страшно! Вдруг мотор сдаст? Куда прыгать? В воду? Улетишь чуть дальше от своих берегов, ка­ жется, что и моторчик всё хуже и хуже работает. Зато потом Ба­ ренцево море стало как дом родной. Если надо оторваться от вра­ га - в море уходи, никто не найдёт рился о прицел, зуб сломан, на затылке - "пробоина". Оказали первую помощь и отправили в госпиталь в Москву. В двадцатых числах ян­ варя Рассадки н вернулся в часть, некоторых лётчиков уже не было в живых. Война есть война. Полк пополни­ ли самолётами и направи­ ли в сторону Ленинграда. Там летали на разведку, патрулирование, перехват вражеских самолётов. Нем- В тот момент основной ударной силой авиации Се­ верного флота были тор­ педоносцы ДБ-3Ф, на сме­ ну им пришли "бостоны" и "хэмпдены", которые лёт­ чики в шутку между собой также называли "прощай молодость" или "балалай­ ка". - "Гробы", - характери­ зовал помощь союзников Пётр Алексеевич. - Помню, англичане прилетели к нам целым полком, около 30 • нялась в зависимости от поставленных задач. Соп­ ровождать торпедоносцы - одно, бомбардировщики - другое, смешанные груп­ пы - третье. Например, с торпедо­ носцами приходилось ухо­ дить на полный радиус, то есть на максимальную дальность полёта. За Норд­ кап, Нордкин, Вардё. Ле­ тали на бреющем полёте, чтобы немцы не засекли. Расход горючего большой. полусферы с разных сто­ рон. В первую очередь ата­ ковали ударные самолёты. Истребителей - попутно, чтобы не мешались. Но те и сами завязывали бой, отвлекая фашистов, атакуя их и заставляя отворачи­ вать от боевого курса. - Самое главное, чтобы не прозевать, не подпус­ тить истребитель на дис­ танцию стрельбы по "бом­ беру", - пояснял Пётр Алек­ сеевич. - Даже когда уве­ рен, что не попадёшь, всё равно стреляешь, потому что трассеры, а тем более, 37-мм снаряды "кобры", видны далеко, и хорошо остужают пыл. Очередь, и он отворачивает. Главным было даже не сбить, а не допустить атаку по ударным самолётам. Над самим конвоем на­ чинается схватка с истре­ бителями. Там и "мессер­ шмитты" и "фокке-вульфы". И их всегда было больше. Аэродромы у немцев были недалеко - и в районе Гам­ вика, и в Киркенесе, и в Луостари. Была площадка и в районе Вардё. Мордой об воду Довольно скоро лётчики освоили полёты над морем, и начались боевые зада­ ния. 23 июля 1942 года лей­ тенант Рассадкин участ­ вовал в массированном налёте на объекты немцев в районе Печенги ведомым • с парашютом - некоторые лётчики не успевали вы­ браться из кабины - само­ лёт зарывался в воду и то­ нул. - Выпрыгнул - и тишина ... Никто не гудит, красота! Смотрю, куда падаю. Вро­ де, всё нормально. А потом гляжу, ё-мое! Море подо мной! Меня ветром сдувает в Мотовский залив! Тогда я попытался, подтягивая стропы, скользить в сторону берега. А уже вода при­ ближается. Перед привод­ нением по инструкции надо сбросить парашют, чтобы купол не накрыл тебя. Сбросить я его сбросил, но раньше, чем надо, и плюх­ нулся лицом об воду. Со­ знание не потерял, но мор­ да распухла. Сбросил са­ поги и поплыл к нашему берегу. Спасательный жилет у Петра не надулся. По не­ опытности специалисты парашютной службы, не знакомые с особенностями флотских спасательных средств, не заправили га­ зообразующий прибор. Плыл он около трёх часов. На спине плыл, потихоньку. Чтобы не было перенап­ ряжения. Подплыл к берегу метров на 5, а его уже солдатики с наблюдатель­ ного пункта встречают. Бро­ сили бревно: - Цепляйся! Лётчик за бревно ухва­ тился, а его опять в залив потащило. "Фоккер", заметив се­ вероморцев, решил удрать домой и резко пошёл на пикирование. Немецкие истребители, как и наша группа, оказались выше облачности и потеряли его из виду. - Я это дело заметил - и за ним. Этот самолёт уже всем на земле надоел. Его даже прозвали "дневаль­ ным". Всё время говорили: "Когда же его собьют?", - вновь переживает радость победы ветеран. - Думаю - не уйдёшь! Наша группа пыталась сойтись с "мессерами" , но те, видимо, забеспокои­ лись, что потеряли "раму", и бой не состоялся. Ра­ зошлись как-то. Перед зем­ лёй, на самом выходе из пике, я оказался точно сза­ ди "разведчика". Нажал на все гашетки. Перед моим носом он ткнулся в землю и пошёл кувыркаться. Радость и гордость ох­ ватили молодого лётчика. Он почувствовал, что может воевать по-настоящему. Понял, что может бить вра­ га, как его знаменитые то­ варищи. Появилась уве­ ренность в себе. К тому же с Рыбачьего передали, что войска на полуострове ис­ кренне радовались, на­ блюдая воздушный бой, а командующий Северным флотом адмирал Арсений Головко приказал личное оружие сбитого лётчика •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz