На страже Заполярья. 2021 год. Июль.
10 стр. * на ~raжЕ запалIFы 2 июля 2021 года "ВРАГАМ РУКУ НЕ ПОДАЮ" командира полка Панина. В этом бою над террито рией немцев Петра под били во второй раз. - Я бревно бросил - берег рядом. Думаю, буду плыть, пока не почувствую зем лю, - вспоминает вете ран. - Доплыл до берега, почти носом воткнулся, по чувствовал, что ноги до стали землю. Попытался встать, но сразу упал. Всё! Напряжение спало - свои. Старшему поколению памятны кадры фильмов, где жизнерадостные босоногие мальчишки довоенных 30-х годов прошлого столетия, задрав головы, с замиранием сердца вглядываются в синеву неба, наблюдая за аэропланом, кружащим в вышине над золотыми нивами, зелёными лугами, кронами деревьев. Босоногой стайкой летят навстречу лётчику, посадившему крылатую машину прямо посреди колхозного поля, обступив его гурьбой, тянут ручонки, стараясь потрогать лётное снаряжение, и с восхищением провожают самолёт, который, покачивая на прощание крыльями, уходит за облака ... В те годы многие ребята и девчонки грезили авиацией, а развитая сеть учебных заведений Осоавиахима давала возможность осуще ствить мечту. Именно в аэроклубах брала начало дорога в небо для многих лётчиков, ставших впоследствии асами отечественной авиа ции, заслонивших в годы Великой Отечественной войны наше небо от фашистских стервятников. Один из них - Герой Советского Союза полковник Пётр Алексеевич Рассадкин. Соколёнок Родился Петя в кресть янской семье летом 1921 года - 6 июля в подмосков ной деревне Спас-Коркоди но. Он был четв~ртым ре бёнком в семье. А всего их было шестеро - че тыре брата и две сестры. Рассадкины считались середняками. В хозяй стве имелись корова, овца, поросята, куры, утки. Пруд деревенский рядом с домом. Все по читали труд. В общем, BC~ было хорошо, но оставаться в деревне парню не хотелось. Тя нуло к цивилизации. Он был смышлёным парнишкой и после окончания семилетки решил, что полученного образования недоста точно. Поступил в Мос ковский дорожно-меха нический техникум, но, если честно, перспек тива мотаться по коман дировкам - строить до роги - как-то не впечат ляла. Другое дело - ле тать! Летать хотелось. Еще бы: лётчик, сталинский сокол! Престиж! Что ж, двери аэро клуба Бауманского района были для всех открыты. Днём занимался в технику ме, а по вечерам - в лётную школу, где курсанты изучали теорию, устройство само лётов, на которых готови лись летать. В 1939 году ребят до пустили к полётам. Первый из них Пётр Алексеевич счи тает особо знаменатель ным для себя. Как же, мальчишка деревенский, ещё на "городского" не по хож, а тут с такой машиной управляется! - У-2 отличный самолёт. На нём кто угодно может летать - даже обезьяна и медведи, - шутил в беседе ветеран. вой, - рассказывает Рас садкин. 5 декабря началось контрнаступление под Москвой, и лётчики полка начали воевать. Летали на защиту столицы, прикры- вали сухопутные войска, но воздушных бо~в было мало, лишь отдельные встречи с самолётами-разведчиками или истребителями. Про скочит один - И уходит. Вы ДОХЛИСЬ фашисты к тому времени. На массирован ные налёты сил уже не хва тало. ... и на затылке "пробоина" цы в это время вели себя пассивно, от воздушных боёв уклонялись. Ударная группа, или Наши крылатые машины - Когда от союзников пошли конвои, для их прикрытия была созда на специальная удар ная авиагруппа, куда входили несколько мин но-торпедных полков, пикировщики и истреби тели, - продолжает рас сказ Пётр Алексеевич. - В этой ударной группе я сражался до конца вой ны. Базировались мы на аэродроме Ваенга, сейчас Североморск называется. Там мы на ходились всю войну вплоть до 9 Мая 1945 года. Перелетели туда в июле 42-го. На своих ЛаГГ-3, на которых вое вали под Москвой и Ле нинградом. Садились ночью - так называется ... Да какая там ночь в по лярный день! Светло, солн це над горизонтом висит, - рассказывал Пётр Алек сеевич об авиационной технике военной поры в беседе с лётчиком-севе роморцем капитаном Алек сандром Мардановым, по сещавшим ветерана во вре мя отпуска. - А во 2-м гвар дейском "сафоновском" полку были в то время "то магавки" и "харрикеЙны". Но это самолёты так себе - "прощай молодость". ЛаГГ-3 был значительно лучше и по скорости, и по манёврен ности. Может, только по воо ружению послабее - на "харрикейнах" как-никак 12 пулемётов было. "хэмпденов". Немцы об этом узнали и начали нас по ночам бомбить. Как налёт, так обязательно несколько "хэмпденов" сожгут. Они быстро сошли на нет - на боевых заданиях их хорошо сбивали. После нескольких полё тов на ЛаГГ-3 лейтенант Рассадкин пересел на Як-1 - 20-й истребительно авиационный полк ушёл на переформирование, а ос тавшуюся технику принял 255-й ИАП. Пётр в то время был старшим лётчиком, ве дущим пары и до получения в 1943 году "аэрокобр" ле тал на Яках. Он с большой теплотой вспоминал эти крылатые машины. Считал их луч шими даже в сравнении с "аэрокоброй" . - Из всех наших само лётов мне Як-1 больше нравился - он мог на равных драться с "мессершмит тами" первых выпусков. Лёгкий, поэтому манёврен ный, и быстрее скорость набирал. А "аэрокобра" срывалась в штопор. При чём каждый раз, как по падала в штопор, вела се бя по-разному. На ней "свалиться" в штопор было опасно, однако по этой причине у нас никто не по гиб. Главными задачами, ко торые выполняли одно полчане Рассадкина, были прикрытие Северного фло та, наземных войск и на несение ударов по конвоям и аэродромам противника. Поднимали полк и во вре мя налётов в район Мур манска, но в последнюю очередь, когда все силы уже были задействованы. Герой Советского Союза рассказывал про первые полёты над морем и вновь волновался, вспоминая пе режитое. - Над водой мы до этого не летали! Страшно! Вдруг мотор сдаст? Куда прыгать? В воду? Улетишь чуть даль- , _ .. ~/ .... j . ':~'~~: .. ' ..... ,. . ~ . Для того чтобы увеличить количество топлива, умель цы-техники приспособили под крылья добавочные ба ки, предназначенные для Пе-2. На них можно было лететь минут 30-40. Сбра сывали ёмкости по мере выработки горючего, при подходе к цели и если на мечался воздушный бой с истребителями противни ка. - Сразу со взлёта под нимаемся метров на 300- 500 в зависимости от рельефа местности. Спер ва торпедоносцы, сразу за Группа самолётов вы шла на фашистскую базу и начала бомбить штабы и корабли. Но "мессеры" ус пели взлететь из Луостари, и было их очень много. В том бою подбили двоих се вероморцев - его и Алек сандра Крохина. Рассадкин выбросился с восточной стороны Рыбачьего, а Кро хин с другой. Он умер от переохлаждения через 4 часа - выпрыгнул в воду и ждал, когда придёт катер. Рассадкин же на катера не надеялся сам. и выплывал Бойцы вытащили лёт чика из воды. Прямо на берегу переодели в сухое обмундирование. Зажгли костёр. Он был в сознании, но совершенно обессилел. На наблюдательный пункт его тащили фактически во локом. - Отношение к лётчикам было очень хорошим. Я попросил воды - пить очень Однажды после выхода из боя Рассадкин стал заметно отставать. Взглянул на приборы - обороты двигателя падают, тяги нет. Понят но - подбили зенитчики, до аэродрома не дотянуть. Высота была маленькая, парашютом не воспользоваться. Пошёл на вынужденную прямо на лес. Самолёт от удара разлетелся. Привязные ремни обо рвались, Петра выбросило из кабины ними мы, - объяснял ве теран, как тактически стро ился вылет группы тор педоносцев и сил прикры тия. - Идут они на низкой высоте, мы обычно зани маем позицию сзади, спра ва, слева и маневрируем - у нас скорость выше. Меня емся местами, змейкой хо дим. После разворота на кон вой истребители начинают маневрировать более ак тивно - если торпедники повернули, значит, цель уже рядом, можно разобрать, где большие корабли, где охранение, и уже точно известно - вот-вот появятся вражеские истребители. Сброшены бачки, наби рается высота. Но не очень большая, чтобы не оставить подопечных без прикрытия. Вот и немецкие истреби тели подошли. Тактических шаблонов у них не было. Атаку каждый раз следо вало ждать откуда угодно. Чаще группу обходили и набрасывались с задней .... / ... "':r. - Там такая "свалка" бы ла! - рассказывал лётчик. - А на мне ответственность - я ведь ведомый командира полка. Больше за ним сле дил, чем за собой. Уже на отходе пулька попала в систему водяного охлаж дения моего ЛаГГа - шаль ная пуля. Вода стала брыз гать в кабину. Прыгать не куда - внизу немцы. Надо спасаться, а до Рыбачьего, где держали оборону наши войска, ещё километров сорок. Вроде береговую черту я перетянул, тут мотор заклинило, и я решил пры гать. Отсоединил кислород ную маску, разъём радио, отстегнул поясные ремни - плечевыми не пользова лись (хотя и поясными не всегда), открыл фонарь, поднялся, ещё раз осмот релся - ничего не забыл: главное, чтобы планшет был с собой, и меня вытя нуло потоком воздуха. Пётр Алексеевич пояс нил, что садиться на воду было опаснее, чем прыгать хотелось. Сколько я выпил! Наверное, от перенапря жения. Потом мне дали каши, покормили. Расто пили "буржуйку". Сделали всё, чтобы я отогрелся. Я же замёрз, когда плыл. Сна чала не чувствовал, а потом меня стало колотить. Через день за лейте нантом Рассадкиным с Большой земли пришёл катер и перевёз его домой на аэродром. Отсутствовал он лишь двое суток, а в полку уже была выпущена листовка о его геройской гибели в том бою. - Когда я прибыл, весь тираж уничтожили. Мне не дали даже посмотреть. Хо рошо, что родителям из вещение не успели отпра вить, - с улыбкой вспоминал Пётр Алексеевич. - Ещё полечился, отдохнул дня 2-3. Лицо-то было отёкшим от удара, все в кровопод тёках. Наказание "дневальному" Первую победу лейте нант Рассадкин одержал на Як-1. Группа, возглавляе мая командиром эскад рильи Михаилом Харла мовым, получила задание встретить группу дальних бомбардировщиков. Они шли с задания, но топлива, чтобы вернуться безопас ным окружным маршрутом, не хватало, и лётчики по вели машины напрямую, не уходя далеко в море. Пошли шестёркоЙ. Хотя Рассадкин уже был ведущим пары, но в том вылете шёл ведомым у заместителя командира дивизии Попова. К концу года закончилось обучение, и в клуб приехали представители Борисоглеб ской школы военных лёт чиков имени Валерия Чка лова: "Кто хочет в военное училище?". Конечно же, Пётр был в числе первых. В училище прошли мандат ную и медицинскую комис сии, и началась учёба. В конце декабря 1942 го да группа истребителей прикрывала войска на поле боя в районе Наро-Фомин ска. Залетали и на терри торию противника. Однаж ды после выхода из боя Рассадкин стал заметно от ставать. Взглянул на прибо ры - обороты двигателя па дают, тяги нет. Понятно - подбили зенитчики, до аэ родрома не дотянуть. Вы сота была маленькая, па рашютом не воспользовать ся. Пош~л на вынужденную прямо на лес. Самолёт от удара разлетелся. Привяз ные ремни оборвались, Петра выбросило из каби ны. Счастье, что жив остал ся, хотя, с другой стороны, замёрзнуть мог - морозы стояли страшные. Когда оч нулся, понял, что везут его на санях. Оказалось, жен щина проезжала поблизос ти за дровам и, увидела л~т чика без сознания, затащи ла в сани и повезла во фронтовой медицинский пост. Подустали мы, конечно, дали нам отдохнуть. Утром проснулись, смотрим, а "мессершмитты" над аэро дромом гоняют "харрикей нов". Те в круг встали, а "мессеры" над ними вверх вниз шныряют. "Харрикей ны" ведь к тому времени в сравнении сдругими уже не истребители были - как наш штурмовик примерно. И американский "томагавк" не сильно от них отличался, чуть-чуть получше - по ско рости и манёвренности. Потом пошли "киттихауки" - почти такие же, в общем, нам CTapb~ сплавляли. "АэРО1Собра" Петра РассаiЖuна. Над Рыбачьим висел тонкий слой облачности с разрывами. Впереди по казалась группа "мессе ров". Оказалось, что они прикрывали "Фокке-Вульф- 189", который фотографи ровал наши объекты. Война Занимались по ускорен ной программе. Шла со ветско-финляндская война, расширялся парк авиации, лётчиков не хватало, а ле тать кому-то было нужно. И вот в течение года курсант Рассадки н освоил скорост ной истребитель И-16, а в декабре 1940 года в звании младшего лейтенанта уже "выпорхнул" из училища. После школы практичес ки весь выпуск направили на "обкатку" в 163-й резерв ный авиаполк, базирую щийся под Торжком. Там обучение военному делу шло серьёзное. Летали строем в составе звена, стреляли, в полном объёме отрабатывали высший пи лотаж. - Полетали мы немного в 163-м РАП, и началась война. Мы уже доучивались, когда немцы приблизились к Москве. Нас перебазиро вали в Арзамас. Началось формирование полков для фронта. Наша часть полу чила наименование 438-й ИАП. В Горьком получили на заводе новенькие ЛаГГ-3, и снова в Арзамас - об летать новую технику, про верить её, ведь эти само лёты ещё "сырыми" были. Облетали, освоили взлёт посадку и высший пилотаж, после этого полк посадили в Арзамас уже как бое- • - Я чувствую, что на чём то еду, открыл глаза, гля жу - сани. Думаю: значит, буду спасён - и опять поте рял сознание, - делился воспоминаниями Пётр Алексеевич. - Потом ока зался у фронтовых врачей. Там меня перевязали. Ли цо было распухшее - уда- А вот когда привезли "аэрокобры"! Вот это другое дело. Мы были довольны. С "мессершмиттами" они при мерно одинаковыми были. Уверенность в них была. В самолёт садились как в такси - комфортно, и ра диосвязь по качеству выше была по сравнению с на шей - на "кобрах" мы уже за просто между собой раз говаривали. ше от своих берегов, ка жется, что и моторчик всё хуже и хуже работает. Зато потом Баренцево море ста ло как дом родной. Если надо оторваться от врага - в море уходи, никто не най дёт. Главное - не прозевать атаку Здесь, на Северном флоте, лётчикам, приле тевшим с сухопутных фрон тов, пришлось осваивать специфику ведения боевых действий на приморском театре. Изучать новую так тику, которая заметно ме- Над водой мы до этого не летали! Страшно! Вдруг мотор сдаст? Куда прыгать? В воду? Улетишь чуть дальше от своих берегов, ка жется, что и моторчик всё хуже и хуже работает. Зато потом Ба ренцево море стало как дом родной. Если надо оторваться от вра га - в море уходи, никто не найдёт рился о прицел, зуб сломан, на затылке - "пробоина". Оказали первую помощь и отправили в госпиталь в Москву. В двадцатых числах ян варя Рассадки н вернулся в часть, некоторых лётчиков уже не было в живых. Война есть война. Полк пополни ли самолётами и направи ли в сторону Ленинграда. Там летали на разведку, патрулирование, перехват вражеских самолётов. Нем- В тот момент основной ударной силой авиации Се верного флота были тор педоносцы ДБ-3Ф, на сме ну им пришли "бостоны" и "хэмпдены", которые лёт чики в шутку между собой также называли "прощай молодость" или "балалай ка". - "Гробы", - характери зовал помощь союзников Пётр Алексеевич. - Помню, англичане прилетели к нам целым полком, около 30 • нялась в зависимости от поставленных задач. Соп ровождать торпедоносцы - одно, бомбардировщики - другое, смешанные груп пы - третье. Например, с торпедо носцами приходилось ухо дить на полный радиус, то есть на максимальную дальность полёта. За Норд кап, Нордкин, Вардё. Ле тали на бреющем полёте, чтобы немцы не засекли. Расход горючего большой. полусферы с разных сто рон. В первую очередь ата ковали ударные самолёты. Истребителей - попутно, чтобы не мешались. Но те и сами завязывали бой, отвлекая фашистов, атакуя их и заставляя отворачи вать от боевого курса. - Самое главное, чтобы не прозевать, не подпус тить истребитель на дис танцию стрельбы по "бом беру", - пояснял Пётр Алек сеевич. - Даже когда уве рен, что не попадёшь, всё равно стреляешь, потому что трассеры, а тем более, 37-мм снаряды "кобры", видны далеко, и хорошо остужают пыл. Очередь, и он отворачивает. Главным было даже не сбить, а не допустить атаку по ударным самолётам. Над самим конвоем на чинается схватка с истре бителями. Там и "мессер шмитты" и "фокке-вульфы". И их всегда было больше. Аэродромы у немцев были недалеко - и в районе Гам вика, и в Киркенесе, и в Луостари. Была площадка и в районе Вардё. Мордой об воду Довольно скоро лётчики освоили полёты над морем, и начались боевые зада ния. 23 июля 1942 года лей тенант Рассадкин участ вовал в массированном налёте на объекты немцев в районе Печенги ведомым • с парашютом - некоторые лётчики не успевали вы браться из кабины - само лёт зарывался в воду и то нул. - Выпрыгнул - и тишина ... Никто не гудит, красота! Смотрю, куда падаю. Вро де, всё нормально. А потом гляжу, ё-мое! Море подо мной! Меня ветром сдувает в Мотовский залив! Тогда я попытался, подтягивая стропы, скользить в сторону берега. А уже вода при ближается. Перед привод нением по инструкции надо сбросить парашют, чтобы купол не накрыл тебя. Сбросить я его сбросил, но раньше, чем надо, и плюх нулся лицом об воду. Со знание не потерял, но мор да распухла. Сбросил са поги и поплыл к нашему берегу. Спасательный жилет у Петра не надулся. По не опытности специалисты парашютной службы, не знакомые с особенностями флотских спасательных средств, не заправили га зообразующий прибор. Плыл он около трёх часов. На спине плыл, потихоньку. Чтобы не было перенап ряжения. Подплыл к берегу метров на 5, а его уже солдатики с наблюдатель ного пункта встречают. Бро сили бревно: - Цепляйся! Лётчик за бревно ухва тился, а его опять в залив потащило. "Фоккер", заметив се вероморцев, решил удрать домой и резко пошёл на пикирование. Немецкие истребители, как и наша группа, оказались выше облачности и потеряли его из виду. - Я это дело заметил - и за ним. Этот самолёт уже всем на земле надоел. Его даже прозвали "дневаль ным". Всё время говорили: "Когда же его собьют?", - вновь переживает радость победы ветеран. - Думаю - не уйдёшь! Наша группа пыталась сойтись с "мессерами" , но те, видимо, забеспокои лись, что потеряли "раму", и бой не состоялся. Ра зошлись как-то. Перед зем лёй, на самом выходе из пике, я оказался точно сза ди "разведчика". Нажал на все гашетки. Перед моим носом он ткнулся в землю и пошёл кувыркаться. Радость и гордость ох ватили молодого лётчика. Он почувствовал, что может воевать по-настоящему. Понял, что может бить вра га, как его знаменитые то варищи. Появилась уве ренность в себе. К тому же с Рыбачьего передали, что войска на полуострове ис кренне радовались, на блюдая воздушный бой, а командующий Северным флотом адмирал Арсений Головко приказал личное оружие сбитого лётчика •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz