На страже Заполярья. 2021 год. Февраль.
6 стр. КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 8 февраля День военного топографа. В 1812 году было утвержде но положение для военного топографического дела. Структура, созданная царским указом, несколько раз меняла статус. В наши дни это Военно-топографическое управление Генерального штаба Вооружённых сил РФ. В 1834 году родился великий русский химик, основа тель Русского химического общества, открывший Периодическую систему элементов, педагог и общест венный деятель Дмитрий Иванович Менделеев. В 1890 году изобрёл новый вид бездымного пороха, а в 1892-м организовал его производство. В 1888 году родился пионер полётов над льдами Арктики русский морской лётчик-гидроавиатор Ян Ио сифович НагурскиЙ. Первым совершил полёты на са молёте севернее полярного круга, первым в мире вы полнил "мёртвую петлю" на гидросамолёте. В 1909 году родился участник советско-финляндской войны доктор военных наук профессор дважды Герой Советского Союза генерал-майор Василий Иванович Раков. В 1916 году родился Герой Советского Союза гене рал-майор авиации Александр Павлович Шипов, в годы Великой Отечественной войны - штурман 20-го истре бительного авиаполка 14-й смешанной авиационной ди визии военно-воздушных сил Северного флота. В 1945 году советский лётчик Михаил Девятаев, на ходясь в плену, захватил фашистский самолёт и пере летел на территорию, занятую нашими войсками. 9 февраля День гражданской авиации России. Начало Русско-японской войны 1904-1905 годов. В 1904 году происходил героический бой крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" с японской эскад рой. В 1930 году родился командир 13-й дивизии подвод ных лодок 3-й флотилии подводных лодок Красно знамённого Северного флота Герой Советского Союза контр-адмирал Анатолий Иванович Павлов. 10 февраля В 1827 году при Морском кадетском корпусе создан офицерский класс, ныне Военно-морская орденов Ле нина, Октябрьской Революции и Ушакова академия име ни Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова - высшее военно-морское учебное заведение и военный учебно-научный центр Военно-морского флота России. В 1939 году родился советский и российский воена чальник, кандидат военных наук, первый заместитель Главнокомандующего ВМФ России адмирал Игорь Вла димирович Касатонов. Командовал Кольской флоти лией разнородных сил СФ, с 9 апреля 1988 года по 14 сентября 1991 года - заместитель командующего Север ным флотом, возглавлял первый после окончания Вто рой мировой войны визит советских военных кораблей в США, командующий Черноморским флотом ВМФ России. 201 О год - в гарнизоне Северного флота Заозёрск состоялась передача исторического Знамени и ордена Красного Знамени от эскадры атомных подводных ло док СФ новому объединению - Краснознамённым под водным силам Северного флота. 11 февраля В 1720 году заведено дело о постройке "потаённого судна" мастера Ефима Прокопь евича Никоно ва. От этого со бытия идёт ис тория подвод ного кораблест роения в Рос сии. В 1831 году приказом на .., чальника Глав ного морского штаба в Российском флоте образован корпус корабельных инженеров, в качестве главной задачи которому было поставлено строительство и постоянное совершенствование кораблей отечест венного флота. В 1944 году по распоряжению ГКО в Ленинграде образован научно-исследовательский минно-торпед ный институт Ng 400, ныне ЦНИИ "Гидроприбор". В 1944 году североморской авиацией нанесён удар по линейному кораблю "Тирпиц" в Альтен-фьорде. 12 февраля В 1900 году родился дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков. В 1942 году постановлением ГКО на вооружение принята 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3, разработан ная коллективом под руководством Василия Гаврило вича Грабина. Эта пушка стала самым массовым ору дием Второй мировой войны и первым в мире орудием, поставленным на конвейерную сборку. В 1971 году принято Постановление Совета минист ров СССР о разработке переносного ракетного ком плекса "Игла", принятого на вооружение Советской ар мии и ВМФ в 1983 году. В 1999 году на полигоне Капустин Яр в присутствии министра обороны РФ состоялись первые демон страционные пуски ракет нового ЗРК С-400 большой и средней дальности, разработанного МКБ "Факел". В 1999 году Государственная дума приняла закон о возвращении городу Скалистому имени Героя Советско го Союза подводника Магомета Имадутдиновича Гад жиева. 13 февраля В 1903 году родился авиаконструктор генерал-майор инженерно-технической службы Георгий Михайлович Бериев. Под его руководством разработаны морской ближний разведчик МБР-2, корабельный катапультный самолёт КОР-1 со складывающимися крыльями, а затем летающая лодка КОР-2 (Бе-4), гидросамолёты Бе-6 и Бе-8, первая в мире скоростная летающая лодка М-10 и лодка-амфибия Бе-12 "Чайка". В 1934 году пароход "Челюскин" при попытке пройти Северным морским путём был затёрт льдами и погиб в Чукотском море. Экипаж судна во главе с начальником экспедиции О.Ю. Шмидтом высадился на льдину. В 1945 году советскими войсками при активном участии моряков и кораблей Дунайской военной флотилии взят штурмом город Будапешт. 14 февраля В 1943 году войска Южного фронта освободили город Ростов-на-Дону, а войска Юго-Западного фронта - Ворошиловград (современный Луганск). В 1950 году заключён Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи между СССР и кнр, а также соглашение о современном использовании военно-морской базы Порт-Артур. В 1990 году поднят флаг на ракетном корабле на воздушной подушке "Бора", не имеющем аналогов в мировом кораблестроении. • на стrаЖЕ 3апаЛlrLl 5 февраля 2021 года ~~~~IJ::===== ЗОПОТblЕ ЗВЕЗДbl ЗАДАЧА - ПРИКРЬIВАТЬ CeBePHOrO Ibпота Выполняя eё~ генерал-майор авиации Александр Шипов одержал главные nобедыl в 1944 году авиация CeBepHoro флота проводи ла интенсивные налёты на фашистские кара ваны, военно-морские базы и дрyrие объекты. Моральное превосходство и успех в боях нашим воинам обеспечивали хорошая проработка задания на земле инепосредственная доroворён ность между лётчиками, что было бы невоз можно без rpaMoTHorO руководства. И одним из таких умелых командиров был Герой Совет CKOro Союза генерал-майор авиации Александр Шипов. печивало бы мне наблюде ние за ходом воздушно го боя. Находясь несколь ко выше и видя весь ход боя, я мог оказывать по мощь дерущимся", - гово рится в воспоминаниях ге нерал-майора авиации Александра Шипова, вклю чённых в сборник "Сто ста линских соколов" под наз ванием "Руководство воз душным боем". средственного прикрытия. решли в атаку, начав топ мачтовое бомбометание. И практически в тот же мо Шипов вспоминает, что после взлёта группа собра- Родился Александр Ши пов 8 февраля 1916 года в Москве в простой рабочей семье. В 1935 году окончил Московский техникум точ ной механики. В августе то го же года начал службу в Ну а фронтовиком Шипов стал в июне 1943 года. Свой боевой путь он прошёл в составе 20-го истребитель ного авиаполка 14-й сме шанной авиационной диви зии ВВС Северного флота. мент сверху возникли ещё 6 истребителей против ника. Им противостояло звено резерва под коман дованием Шипова. Завязался воздушный бой 14 истребителей про тивника против 12 истре бителей Як-9 и 6 штурмо виков Ил-2. По возмож ности самолёты Ил-2 по могали группе огнём сво их пушек и пулемётов. Приказав истребите лям оттягиваться в сто рону самолётов Ил-2, Ши пов настаивал, чтобы они не увлекались, не теря- Большую часть своих побед, будучи коман диром rpуппы прикрытия' Александр Шипов одержал именно при сопровождении штур мовиков, отражая атаки истребителей противника Военно-морском флоте. В ноябре 1937 года окончил Военно-морское авиацион ное училище имени И.В. Ста лина в Ейске, где и остался на должности лётчика-ин структора. Сначала был командиром звена, а в сентябре 1943 го да назначен штурманом полка. К октябрю 1944 года ка питан Шипов совершил 68 боевых вылетов, в том числе 23 на прикрытие с воздуха главной базы флота, кораблей и конво ев в море, 35 - на сопро вождение штурмовиков и бомбардировщиков, 1 О - на разведку. В 21-м воз душном бою сбил 11 вра жеских самолётов и ещё один повредил. В этом сборнике со слов Шипова описано одно из сражений, состоявшееся летом 1944 года. Тогда был дан приказ шестёрке само лётов Ил-2 топ мачтовым бомбометанием уничто жить немецкий транспорт, идущий с эскортом в район Варангер-фиорда. После получения прика за лётчики шестёрки Ил-2 под командованием капи тана Ильи Катунина и груп пы из 12 истребителей при крытия Як-9 под коман дованием Александра Ши пова изучили и прорабо тали задание. Были наме чены маршрут и профиль полёта, место сбора после атаКИ,сигналыуправления. лась над своим аэродро мом и бреющим полё том пошла вдоль Кольского залива с последующим уда лением на 3000 метров от береговой черты. Когда до цели оставалось 10-15 ки лометров, справа от совет ских самолётов на одной высоте внезапно показа лись 4 истребителя про тивника, а вскоре снизу по дошли ещё4. ли из виду штурмови ки, прикрытие которых сос тавляло главную задачу группы. В результате этого вылета был потоплен один тран спорт и сбито 3 фашистских самолёта. С советской сто роны потерь не было. 5 ноября 1944 года за му жество и воинскую доб лесть, проявленные в боях с врагом, Александр Шипов был удостоен звания Героя После начала Великой Отечественной войны учи лище было эвакуировано в Моздок. К августу 1941 года Шипов стал командиром звена, инструктором эскад рильи переучивания, ещё через полгода - команди ром учебного авиаотряда. Большую часть своих побед, будучи команди ром группы прикрытия, Александр Шипов одер жал именно при сопро вождении штурмовиков, отражая атаки истреби телей противника. "Ведя воздушный бой, В июле 1942 года Алек сандра Шипова перевели во 2-й авиационный полк ВВС ВМФ. С августа - он пилот 65-го авиаполка спе циального назначения, ко торый базировался на под московном аэродроме Из майлово и выполнял за дачи обеспечения боевой работы: совершал грузовые перевозки, транспортиров ку личного состава, доставку боевых приказов и доку ментов в части ВМФ, пере гонку самолётов с авиаза водов в действующие части. я старался главным обра зом не упустить из виду са молёты Ил-2, чтобы в слу чае необходимости оказать им помощь; одновременно я стремился занять такое положение, которое обес- Истребители разбились на пары, за каждой из которых закрепили штурмовик Ил-2. При выходе последнего из строя сопровождающие его самолёты должны были пе реходить в режим его непо- Предупредив группу по радио о появлении вра га, Шипов приказал двум парам истребителей Як-9 отвернуть в сторону немцев и связать их боем. Тем вре менем самолёты Ил-2 пе- Советского Союза. Его бюст установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота в посёлке Сафоново. Подготовила Анна ВИХРОВА. "ИГЛА" БЬЁТ ТОЧНО головки самонаведения ЗУР, на личие единого пускового механиз ма, обеспечивавшего пуски и наве дение ракет как комплекса "Игла", так и переносного ЗРК "Игла-1 ". 50 лет назад на смену "Стрелам" пришло новое мощное оружие 12 февраля 1971 года принято IIостановление Совета министров СССР о разработке переносного зенитного paкemoro комплекса "Игла", поступившего на вооружение армии и флота в 1983 roдy. При создании комплекса перед конструкторами ставились задачи повышения за щи- чтобы создать ракету с лучшей стойкостью к мерам противодей ствия и более вы щённости тепловой t8 головки самонаве- '8 дения (ГСН) от оп тических помех-ло- Й, сокой боевой эфIIJI фективностью, чем комплексы оружие Отечества вушек, отстреливаемых самолёта ми и вертолётами противника, бо лее надёжного поражения цели при прямом попадании зенитной управляемой ракеты в неё, уве личения дальности стрельбы по целям на встречных курсах, а также более достоверного определения государственной принадлежности (опознавания) цели для исключе ния обстрела своих самолётов. Головным разработчиком пере носного ЗРК "Игла" было опреде лено Министерство оборонной про- мышленности СССР, а тепловая головка самонаведения создава лась трижды ордена Ленина Ле нинградским оптико-механическим объединением имени В. И. Ленина. Главные цели состояли в том, • предыдущего по коления типа "Стрела". В отличие от модернизацион ного характера работ при созда нии комплексов "Стрела-2М" и "Стрела-3", разработка перенос ного зенитного ракетного ком плекса "Игла" предусматривала масштабную реализацию новых конструктивно-схемных решений и, соответственно, была сопряжена с повышенным уровнем технического риска. Заданный постановлением 1971 года срок представления переносного ЗРК "Игла" на совмест- J ные испытания (IV квартал 1973 года) не был выдержан - разработ ка затянулась более чем на десять лет, что определялось в основном трудностями с созданием высоко чувствительной и помехоустой- чивой тепловой головки самонаве дения. В связи с этим в 1981 году на во оружение Советской армии прини мается несколько упрощённый вариант ПЗРК 9К31 О "Игла-1" с ракетой 9М313. По сравнению со "Стрелой-2" "Игла-1" могла по ражать скоростные цели как на ДОГОННЫХ, так и на встречных кур сах. Работа оператора упрощалась применением аппаратуры авто матического разворота ракеты в упреждённую точку на начальном "Игла" была максимально уни фицирована с "Иглой-1" и име ла единые с ней двигатель, боевую часть, пусковой механизм и источ ник питания. В то же время в "Иг ле" применили принципиально новую оптическую двухцветовую головку самонаведения с логичес ким блоком селекции, которая дала возможность эффективно по ражать цели в условиях постанов ки ими искусственных помех в ин фракрасном диапазоне. Приме нение новой тепловой ГСН поз- Комплекс обеспечивал поражение воздушных целей на встречных и догонных курсах, отстреливающих с промежутками времени от 0,3 сек. и более тепловые помехи с превышением суммарной мощности излучения над мощностью излучения цели до шести раз участке траектории. Ракета авто матически наводилась на наи более уязвимые агрегаты цели. "Игла-1" имела радиолокацион ный запросчик "свой-чужой", встро енный в пусковой механизм, что исключало обстрел своих само лётов. Остатки ракетного топлива в двигательной установке раке ты при попадании в цель детони руют от взрыва боевой части, что су щественно повышает поражаю щее действие ракеты. В 1982 году на Донгузском по лигоне были проведены государ ственные испытания комплекса "Игла", который был принят на во оружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 23 сентября 1983 года. Такие составные части и эле менты переносного 3РК "Игла", как боевое снаряжение 3УР (зенитная управляемая ракета) и запросчик, были заимствованы из комплекса "Игла-1", в другие были внесены различные изменения. К новым качествам комплекса относились: возможность борьбы на встречных и ДОГОННЫХ курсах с современными и перспективными воздушными целями в условиях применения ими искусственных тепловых помех, увеличенная даль ность поражения целей на встреч ных курсах за счёт повышения предстартовой чувствительности • волило применить для снижения аэродинамического сопротивления не "треножник", использовавший ся на ракете комплекса "Игла-1 ", а изящную иглоподобную конструк цию. Комплекс обеспечивал пора жение воздушных целей на встреч ных и ДОГОННЫХ курсах, отстре ливающих с промежутками вре мени от 0,3 сек. и более тепловые помехи с превышением суммар ной мощности излучения над мощ ностью излучения цели до шес ти раз. При отстреле целями тепло вых помех на встречных и догон ных курсах одиночно или залпа ми (до шести штук в залпе) средняя вероятность поражения цели од ной зенитной управляемой ракетой 9М39 составляла 0.31 при стрель бе навстречу и 0.24 при стрель бе вдогон. П3РК "Игла" превзош ла по эффективности новей ший американский ПЗРК "Стин гер" в два раза, будучи при этом зна чительно дешевле в производ стве. В нашем Военно-морском флоте для "Игл" не стали делать специ альные пусковые установки, а прос то выделили места на кораблях, откуда стрелок-зенитчик может вести стрельбу. Подготовила Владлена КЛЮШИНА. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz