На страже Заполярья. 2021 год. Февраль.
5 сТр. на СТFaЖI 3апаЛIrLl 19 февраля 2021 года 100 пет vправпению поисковых и ГАРАНТ БЕЗОПАСНОСТИ, И ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА гружению (255 метров в 1952 году). Впрочем, в мире так и не узнали его имени. Рекорд нигде не зафиксиро ван, так как все работы ве лись в строгой секретности. и аварийно-спасатепьных ~~~~;3: раПот СФ .. М. В дореволю- - -- ционной России не существовало единой аварийно-спасательной службы, и вопросы судо подъi!ма и оказания помо щи терпящим бедствие на море кораблям и су- дам решались различ ными организациями. 5 января 1921 года был издан Декрет Со вета народных комис саров, по которому все судоподъёмные сред ства передавались в ведение Наркомата по морским делам, а лич ный состав, занятый судоподъi!мными ра ботами, считался сос тоящим на военной службе. - Чем отличились в те годы спасатели? - К наиболее значи мым операциям Северной ЭПРОН следует отнести подъi!м в Белом море с глу бины 25 м ледокола "Сад- ------- .. ...... -- .. ":\ - В послевоенный пери од аварийно-спасательная служба флота решала зада чи поисково-спасатель ного обеспечения сил фло та, боевой подготовки, по подъёму затонувших мин, разминированию аквато рий портов. 14 октября 1952 года отдел аварийно спасательной службы и судоподъёмной служ бы был переформи рован в управление начальника аварий но-спасательной службы с дислока цией в Мурманске. В 1955 году про ведены большие ра боты по обеспече нию испытаний атом ного оружия на Но вой Земле, где лич ный состав проявил мужество и героизм. Также было органи зовано аварийно спасательное обес печение вновь пост- Этот день является днём рождения ныне существующего Управ ления поисковых и ава рийно-спасательных работ Военно-морско го флота России, родо- НаЧa./lьниlC УПАСР СФ "аnитан 1 ран га Владимир горбань. роенных подводных лодок на Белом мо ре. 15 декабря 1964 года была сформи- начальником которого была экспедиция подвод ных работ особого назначе ния (ЭПРОН). Так что УПАСР ВМФ России в нача ле этого года отметило 100- летний юбилей. ко" водоизмещением 3480 тонн. Это был самый круп ный пароход из всех под нятых ЭПРОН. На Севере до начала войны эпроновцы подняли рована 88-я бригада спасательных судов Север ного флота. В 60-70-е годы прошлого столетия на во оружение поступали новые спасательные суда "Алдан", "Агатан", "Алтай", "Бештау", За заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны 80% личного состава спасателей были удостоены государственных наград, отмечены благодарностями Верховного главнокоман дующего, грамотами командующего Северным флотом - Владимир Владими рович, с чего началась спасательная служба Се верного флота? - Днём образования УПАСР Северного флота принято считать 21 фев раля 1921 года, когда выш ло постановление Совета народных комиссаров об объединении работ по подъ ёму затонувших судов на Балтийском, Баренцевом и Белом морях под эгидой Наркомата по морским де лам. На основании этого постановления сформиро- 74 судна общим водоиз мещением 25760 тонн. С 1936 года, когда при спасении ледокола "Алек сандр Сибиряков" впервые была применена подвод ная электросварка, появи лась возможность заделы вать повреждения стальны ми листами. С 23 июня 1941 года Северная экспедиция была передана в подчинение командующему Северным флотом, а 28 июня 1942 года ЭПРОН СФ реоргани зована в отдел аварийно- "Владимир Трефолев", "Кар паты", "Памир" и новое оборудование. С использованием спа сательного колокола СК-57 начали отрабатываться учения по фактическому выводу личного состава подводной лодки, лежащей на грунте, "сухим способом" с глубины 120 метров, а затем и 180 метров. Прове дено учение по подъёму ПЛ-болванки с глубины 150 метров с использованием штокового устройства ШУ- 200. Прошли испытания Учение по спасению людеd на воде. вано управление по судо подъёму затонувших судов на Северном море и в Мур манском районе, которое дислоцировалось в городе Архангельске. Первым ру ководителем управления по судоподъёму был Павел Владимирович Симонов. В ознаменование заслуг Павла Симонова в разви тии водолазного дела на Крайнем Севере приказом Главнокомандующего Во енно-морским флотом Рос сийской Федерации от 14 апреля 2020 года рейдово му водолазному катеру РВК-2188, который попол нил отряд (аварийно-спа сательный) Беломорской военно-морской базы в декабре 2020 года, было присвоено наименование "Павел Симонов". 30 мая 1930 года - дата образования и прибытия в город Полярный Северной ЭПРОН. В 1934 году управ ление Северной ЭПРОН перебазировалось в город Мурманск. В 1936 году силы Северной ЭПРОН дислоци ровались в ПОСёлке Дро вяное. • спасательной и судоподъ ёмной службы Северного флота. В 1944 году спасатели участвовали в освобожде нии и разминировании пор тов Лиинахамари и Кир кенес. Двумя судоподъём ными группами в озёрах Карело-Финской ССР было поднято 30 малых судов. В этом же году организуется экспедиция по поиску зато нувших кораблей в Карском море. За заслуги перед Роди ной в годы Великой Оте чественной войны 80% лич ного состава спасателей были удостоены государст венных наград, отмечены благодарностями Верхов ного главнокомандующего, грамотами командующе го Северным флотом. Всего за годы войны спасате ли Северного флота ока зали помощь экипажам 173 судов и боевых кораб лей. Как развивалась структура УПАСР Се верного флота в после военный период? рабочей камеры РК-680 на глубинах до 300 метров, ис следования условий дли тельного пребывания в хо лодной воде человека, оде того в космический ска фандр, контрольные опро бования аппаратуры под водного телевидения. Во долазы обследовали дно акваторий 250000 квадрат ных метров. На протяжении 13 лет, начиная с 1974 по 1987 год, аварийно-спасательный от дел, а затем поисково-спа сательную службу Север ного флота возглавлял участник Великой Отечест венной войны капитан 1 ран га Юрий Васильевич Коно ненко. В ознаменование зас луг капитана 1 ранга Юрия Кононенко приказом Глав нокомандующего Военно морским флотом от 1 де кабря 2016 года многофунк циональному катеру поис ково-спасательного обес печения СМК-2176 проек та 23370м 86-го отря да (аварийно-спасатель ного) Северного флота присвоено наименование • "Спасатель Кононенко". - Какими силами сейчас решает задачи УПАСР Северного флота? - В составе УПАСР СФ действует АСО (аварийно спасательный отряд) Се верного флота под коман дованием капитана 1 ран га Валерия Рекало, в ко торый входят две группы спасательных судов и ава рийно-спасательная пар тия, а также Аса Бело морской военно-морской базы. Начальник службы поисковых и аварийно-спа сательных работ Беломор ской военно-морской базы капитан 2 ранга Сергей Назаренко, а командир АСО Беломорской ВМБ ка питан 2 ранга Евгений Ба каушин - оба высокопро фессиональные и опытные офицеры. - Какие задачи выпол няли спасатели в послед ниегоды? - Соединение спасатель ных судов Северного флота продолжает славные тра диции своих предшествен ников, примером тому слу жат успешно выполненные буксировки крупнотоннаж ных атомных надводных кораблей "Адмирал Уша ков", "Адмирал Нахимов" и подводных крейсеров в порт Северодвинск на ре монт, подводных лодок с использованием судоподъ ёмных понтонов ССП-400 на большие расстояния в сложных метеоусловиях. Осуществляются водолаз ные работы на глубинах до 60 метров, проводятся су доподъёмные работы в губах и заливах Баренцева моря. Очищаются фарва теры и выполняются под водно-технические работы, проходят ежегодные уче ния по выводу личного сос тава из подводной лодки, лежащей на грунте, с глу бины 58 метров при помо щи автономных глубоко водных аппаратов АС-34 и АС-36. Участвовали в совмест ных учениях с ВМС НАТО по спасению на море "Болд Монарх-2008", в ходе ко торых моряки-спасатели Северного флота показали высочайшие навыки и про фессионализм. Экипаж ав тономного глубоководного аппарата АС-34 "Приз" вы вел из четырёх подводных лодок ВМС НАТО в общей сложности 68 подводников. Отработано на отлично использование с борта СС "Георгий Титов" НТПА "Ве ном", нормабарического скафандра "Хардсьюит- 1200". Ежегодно мы участвуем совместно с силами бере говой обороны ВМС Нор вегии в международных уче ниях по спасению на море. Систематически прохо дят тактико-специальные учения по проведению во долазных и подводно-тех нических работ на глубинах 40-60 метров в условиях открытого моря. Осущест вляется подъём техники и вооружения периода Вели кой Отечественной войны с затонувшего в 1945 году американского транспорта "Томас Дональдсон". Спасательные судаУПАСР СФ "Георгий Титов" и "Миха ил Рудницкий" в Норвеж ском море обеспечили по гружение автономного глу боководного аппарата АС- 34 на глубину 1005 метров. Продолжается ус пешное освоение мо бильного комплекса "Пантера Плюс". Про ведено дооборудо вание тёплых боксов хранения, оборудо ван рабочий пост об служивания. Его эки паж отрабатывает в базовых и морских ус ловиях. Продолжает ся освоение ПОК "Кальмар" на ВМ -72. Моряки СБС "Алтай", "Николай Чикер", СБ- 406 ежегодно успеш но решают задачи по исково-спасательно го обеспечения сил Северного флота в море. СБС "Николай Чи кер" совершил круго светное плавание в составе отряда бо евых кораблей Север ного флота и успешно выполнил задачи по поисково-спасатель ному обеспечению сил Военно-морского флота России в Ин дийском, Тихом, Се верном Ледовитом и Атлантическом океа нах. В настоящее вре мя он также решает задачи в составе от ряда кораблей Се верного флота в юж- ных широтах. В мае 2018 года были ус пешно выполнены полигон ные испытания спасатель ного глубоководного ап парата АС-40. Силами судоподъi!мно го отряда СФ впервые за более чем 1 О лет были практически применены стальные судоподъ ёмные понтоны ссп- 400. После подъi!ма затонувшего объекта на поверхность сила ми личного состава АСП произведена от качка воды из отсеков с использованием М КВ-1 000, постанов ка на плав, расстроп ка ССП-400 и перевод в плавдок ПД-72. Задачи,поставлен ные судоподъёмному отряду, были выпол нены на высокопро фессиональном уров не, с опережением сроков и получили высокую оценку ко мандования Военно морского флота. Поднятие maHlCa с глубины. службы. О своей военной жизни пишет очень скупо: "На КСФ служил с июля 1941 по июль 1967 года. Прошёл все стадии профес сионального роста: сроч ную служил 8 лет, сверхсроч ную - 2 года, затем курсан том военного училища 2 го- Не так давно в ознаме нование заслуг старшего водолазного специалис та УПАСР Северного фло та рейдовому водолазно му катеру РВК-1229 ава рийно-спасательного от ряда Северного флота бы ло присвоено почётное наименование "Иван Швец". - УПАСР Северно го флота активно участвует в экспе дициях в Арктику? героа России "аnитан 1 ранга запаса Анатолиd Храмов. В УПАСР Се верного флота в различные перио ды прошли закал ку и оставили след в истории извест ный писатель-ма ринист бывший штурман спасатель ного катера СК-40 Владимир Канец кий, бывший ко мандир группы во долазов-глубоко водников СС "Вла димир Трефолев" лётчик-космонавт Герой Советского Союза полковник Валерий Рождест венский, началь ник поисково-спа сательной службы СС "Владимир Тре фолев" водолаз глубоководник Ге- В соответствии с указаниями министра обо роны РФ о проведении в 2019 году комплексной эк спедиции ОСК Северный флот на архипелаге Земля Франца-Иосифа группа NQ1 на спасательном буксир ном судне "Алтай" УПАСР СФ в период с 15 августа по 27 сентября 2019 года ус пешно выполнила постав ленные задачи. Были от крыты пять новых островов в бухте Визе архипелага Новая Земля. - Расскажите о наи более известных спаса- телях военного и после военного периода. - Например, Иван Ва сильевич Швец. Он служил на Северном флоте водо лазом, был специалистом аварийно-спасательной На Земле Франца-Иосифа. • да и 15 лет - офицером". В запас капитан 2 ранга Иван Швец ушёл с долж ности старшего водолазно го специалиста АСС, имея более 6000 часов работы под водой. Будучи матросом на спасательном буксире "Мурман", в мае 1945 года он участвовал в операции по спасению английского крейсера "Эдинбург" с со ветским золотом на борту. В период войны и после неё работал во многих спа сательных судоподъёмных и подводно-технических командах как на севере нашей страны, так и в пор тах Норвегии. Он награж дён боевыми орденами и медалями. А ещi! Иван Ва сильевич мировой рекорд смен по подводному по- рой России капитан 1 ранга запаса Анатолий Храмов, совершивший эксперимен тальное погружение в глу боководном водолазном комплексе ГВК-500 на глу бину 532 метра. Посвятили свою жизнь спасательному делу на Се верном флоте и продолжа ют трудиться на благо УПАСР флота капитаны 1 ранга в отставке Анато лий Конкин, Дульфат Ханка ев, Анатолий Захаров, Алек сандр Иванцов, Александр Тесленко, Валерьян Суха нов, Игорь Андреев, Евгений Смирнов, Игорь Плишкин, подполковник медицинс кой службы в отставке Олег Бурый, капитаны 2 ранга в отставке Леонид Гонтарь, Арслан Галиев, капитан 1 ранга запаса Юрий Парфи ненко, капитаны 2 ранга запаса Юрий Федичев, Олег Цукрий, Вячеслав Крыса нов, Александр Донцов, Сергей Вокуев, Владимир Терещенко, Игорь Белка нов, а также действующие военнослужащие капитаны 1 ранга Михаил Белов, Игорь Сергеев, капитаны 2 ранга Василий Фролов, Андрей Белокопытов, капи таны 3 ранга Леонид Артюх, Владислав Федичев, Анд рей Волков, Алексей Беля ев, капитан-лейтенанты Юрий Маркичев, Алексей Федичев, подполковник ме дицинской службы Максим Опарин, старший мичман в отставке Дмитрий Прода ненко, старшие мичманы Евгений Янышев, Влади мир Хохлов, мичман Сергей Щербов и другие. Фomo aвmopa и из архива УПАСРСФ. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz