На страже Заполярья. 2021 год. Февраль.

5 сТр. на СТFaЖI 3апаЛIrLl 19 февраля 2021 года 100 пет vправпению поисковых и ГАРАНТ БЕЗОПАСНОСТИ, И ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА гружению (255 метров в 1952 году). Впрочем, в мире так и не узнали его имени. Рекорд нигде не зафиксиро­ ван, так как все работы ве­ лись в строгой секретности. и аварийно-спасатепьных ~~~~;3: раПот СФ .. М. В дореволю- - -- ционной России не существовало единой аварийно-спасательной службы, и вопросы судо­ подъi!ма и оказания помо­ щи терпящим бедствие на море кораблям и су- дам решались различ­ ными организациями. 5 января 1921 года был издан Декрет Со­ вета народных комис­ саров, по которому все судоподъёмные сред­ ства передавались в ведение Наркомата по морским делам, а лич­ ный состав, занятый судоподъi!мными ра­ ботами, считался сос­ тоящим на военной службе. - Чем отличились в те годы спасатели? - К наиболее значи­ мым операциям Северной ЭПРОН следует отнести подъi!м в Белом море с глу­ бины 25 м ледокола "Сад- ------- .. ...... -- .. ":\ - В послевоенный пери­ од аварийно-спасательная служба флота решала зада­ чи поисково-спасатель­ ного обеспечения сил фло­ та, боевой подготовки, по подъёму затонувших мин, разминированию аквато­ рий портов. 14 октября 1952 года отдел аварийно­ спасательной службы и судоподъёмной служ­ бы был переформи­ рован в управление начальника аварий­ но-спасательной службы с дислока­ цией в Мурманске. В 1955 году про­ ведены большие ра­ боты по обеспече­ нию испытаний атом­ ного оружия на Но­ вой Земле, где лич­ ный состав проявил мужество и героизм. Также было органи­ зовано аварийно­ спасательное обес­ печение вновь пост- Этот день является днём рождения ныне существующего Управ­ ления поисковых и ава­ рийно-спасательных работ Военно-морско­ го флота России, родо- НаЧa./lьниlC УПАСР СФ "аnитан 1 ран­ га Владимир горбань. роенных подводных лодок на Белом мо­ ре. 15 декабря 1964 года была сформи- начальником которого была экспедиция подвод­ ных работ особого назначе­ ния (ЭПРОН). Так что УПАСР ВМФ России в нача­ ле этого года отметило 100- летний юбилей. ко" водоизмещением 3480 тонн. Это был самый круп­ ный пароход из всех под­ нятых ЭПРОН. На Севере до начала войны эпроновцы подняли рована 88-я бригада спасательных судов Север­ ного флота. В 60-70-е годы прошлого столетия на во­ оружение поступали новые спасательные суда "Алдан", "Агатан", "Алтай", "Бештау", За заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны 80% личного состава спасателей были удостоены государственных наград, отмечены благодарностями Верховного главнокоман­ дующего, грамотами командующего Северным флотом - Владимир Владими­ рович, с чего началась спасательная служба Се­ верного флота? - Днём образования УПАСР Северного флота принято считать 21 фев­ раля 1921 года, когда выш­ ло постановление Совета народных комиссаров об объединении работ по подъ­ ёму затонувших судов на Балтийском, Баренцевом и Белом морях под эгидой Наркомата по морским де­ лам. На основании этого постановления сформиро- 74 судна общим водоиз­ мещением 25760 тонн. С 1936 года, когда при спасении ледокола "Алек­ сандр Сибиряков" впервые была применена подвод­ ная электросварка, появи­ лась возможность заделы­ вать повреждения стальны­ ми листами. С 23 июня 1941 года Северная экспедиция была передана в подчинение командующему Северным флотом, а 28 июня 1942 года ЭПРОН СФ реоргани­ зована в отдел аварийно- "Владимир Трефолев", "Кар­ паты", "Памир" и новое оборудование. С использованием спа­ сательного колокола СК-57 начали отрабатываться учения по фактическому выводу личного состава подводной лодки, лежащей на грунте, "сухим способом" с глубины 120 метров, а затем и 180 метров. Прове­ дено учение по подъёму ПЛ-болванки с глубины 150 метров с использованием штокового устройства ШУ- 200. Прошли испытания Учение по спасению людеd на воде. вано управление по судо­ подъёму затонувших судов на Северном море и в Мур­ манском районе, которое дислоцировалось в городе Архангельске. Первым ру­ ководителем управления по судоподъёму был Павел Владимирович Симонов. В ознаменование заслуг Павла Симонова в разви­ тии водолазного дела на Крайнем Севере приказом Главнокомандующего Во­ енно-морским флотом Рос­ сийской Федерации от 14 апреля 2020 года рейдово­ му водолазному катеру РВК-2188, который попол­ нил отряд (аварийно-спа­ сательный) Беломорской военно-морской базы в декабре 2020 года, было присвоено наименование "Павел Симонов". 30 мая 1930 года - дата образования и прибытия в город Полярный Северной ЭПРОН. В 1934 году управ­ ление Северной ЭПРОН перебазировалось в город Мурманск. В 1936 году силы Северной ЭПРОН дислоци­ ровались в ПОСёлке Дро­ вяное. • спасательной и судоподъ­ ёмной службы Северного флота. В 1944 году спасатели участвовали в освобожде­ нии и разминировании пор­ тов Лиинахамари и Кир­ кенес. Двумя судоподъём­ ными группами в озёрах Карело-Финской ССР было поднято 30 малых судов. В этом же году организуется экспедиция по поиску зато­ нувших кораблей в Карском море. За заслуги перед Роди­ ной в годы Великой Оте­ чественной войны 80% лич­ ного состава спасателей были удостоены государст­ венных наград, отмечены благодарностями Верхов­ ного главнокомандующего, грамотами командующе­ го Северным флотом. Всего за годы войны спасате­ ли Северного флота ока­ зали помощь экипажам 173 судов и боевых кораб­ лей. Как развивалась структура УПАСР Се­ верного флота в после­ военный период? рабочей камеры РК-680 на глубинах до 300 метров, ис­ следования условий дли­ тельного пребывания в хо­ лодной воде человека, оде­ того в космический ска­ фандр, контрольные опро­ бования аппаратуры под­ водного телевидения. Во­ долазы обследовали дно акваторий 250000 квадрат­ ных метров. На протяжении 13 лет, начиная с 1974 по 1987 год, аварийно-спасательный от­ дел, а затем поисково-спа­ сательную службу Север­ ного флота возглавлял участник Великой Отечест­ венной войны капитан 1 ран­ га Юрий Васильевич Коно­ ненко. В ознаменование зас­ луг капитана 1 ранга Юрия Кононенко приказом Глав­ нокомандующего Военно­ морским флотом от 1 де­ кабря 2016 года многофунк­ циональному катеру поис­ ково-спасательного обес­ печения СМК-2176 проек­ та 23370м 86-го отря­ да (аварийно-спасатель­ ного) Северного флота присвоено наименование • "Спасатель Кононенко". - Какими силами сейчас решает задачи УПАСР Северного флота? - В составе УПАСР СФ действует АСО (аварийно­ спасательный отряд) Се­ верного флота под коман­ дованием капитана 1 ран­ га Валерия Рекало, в ко­ торый входят две группы спасательных судов и ава­ рийно-спасательная пар­ тия, а также Аса Бело­ морской военно-морской базы. Начальник службы поисковых и аварийно-спа­ сательных работ Беломор­ ской военно-морской базы капитан 2 ранга Сергей Назаренко, а командир АСО Беломорской ВМБ ка­ питан 2 ранга Евгений Ба­ каушин - оба высокопро­ фессиональные и опытные офицеры. - Какие задачи выпол­ няли спасатели в послед­ ниегоды? - Соединение спасатель­ ных судов Северного флота продолжает славные тра­ диции своих предшествен­ ников, примером тому слу­ жат успешно выполненные буксировки крупнотоннаж­ ных атомных надводных кораблей "Адмирал Уша­ ков", "Адмирал Нахимов" и подводных крейсеров в порт Северодвинск на ре­ монт, подводных лодок с использованием судоподъ­ ёмных понтонов ССП-400 на большие расстояния в сложных метеоусловиях. Осуществляются водолаз­ ные работы на глубинах до 60 метров, проводятся су­ доподъёмные работы в губах и заливах Баренцева моря. Очищаются фарва­ теры и выполняются под­ водно-технические работы, проходят ежегодные уче­ ния по выводу личного сос­ тава из подводной лодки, лежащей на грунте, с глу­ бины 58 метров при помо­ щи автономных глубоко­ водных аппаратов АС-34 и АС-36. Участвовали в совмест­ ных учениях с ВМС НАТО по спасению на море "Болд­ Монарх-2008", в ходе ко­ торых моряки-спасатели Северного флота показали высочайшие навыки и про­ фессионализм. Экипаж ав­ тономного глубоководного аппарата АС-34 "Приз" вы­ вел из четырёх подводных лодок ВМС НАТО в общей сложности 68 подводников. Отработано на отлично использование с борта СС "Георгий Титов" НТПА "Ве­ ном", нормабарического скафандра "Хардсьюит- 1200". Ежегодно мы участвуем совместно с силами бере­ говой обороны ВМС Нор­ вегии в международных уче­ ниях по спасению на море. Систематически прохо­ дят тактико-специальные учения по проведению во­ долазных и подводно-тех­ нических работ на глубинах 40-60 метров в условиях открытого моря. Осущест­ вляется подъём техники и вооружения периода Вели­ кой Отечественной войны с затонувшего в 1945 году американского транспорта "Томас Дональдсон". Спасательные судаУПАСР СФ "Георгий Титов" и "Миха­ ил Рудницкий" в Норвеж­ ском море обеспечили по­ гружение автономного глу­ боководного аппарата АС- 34 на глубину 1005 метров. Продолжается ус­ пешное освоение мо­ бильного комплекса "Пантера Плюс". Про­ ведено дооборудо­ вание тёплых боксов хранения, оборудо­ ван рабочий пост об­ служивания. Его эки­ паж отрабатывает в базовых и морских ус­ ловиях. Продолжает­ ся освоение ПОК "Кальмар" на ВМ -72. Моряки СБС "Алтай", "Николай Чикер", СБ- 406 ежегодно успеш­ но решают задачи по­ исково-спасательно­ го обеспечения сил Северного флота в море. СБС "Николай Чи­ кер" совершил круго­ светное плавание в составе отряда бо­ евых кораблей Север­ ного флота и успешно выполнил задачи по поисково-спасатель­ ному обеспечению сил Военно-морского флота России в Ин­ дийском, Тихом, Се­ верном Ледовитом и Атлантическом океа­ нах. В настоящее вре­ мя он также решает задачи в составе от­ ряда кораблей Се­ верного флота в юж- ных широтах. В мае 2018 года были ус­ пешно выполнены полигон­ ные испытания спасатель­ ного глубоководного ап­ парата АС-40. Силами судоподъi!мно­ го отряда СФ впервые за более чем 1 О лет были практически применены стальные судоподъ­ ёмные понтоны ссп- 400. После подъi!ма затонувшего объекта на поверхность сила­ ми личного состава АСП произведена от­ качка воды из отсеков с использованием М КВ-1 000, постанов­ ка на плав, расстроп­ ка ССП-400 и перевод в плавдок ПД-72. Задачи,поставлен­ ные судоподъёмному отряду, были выпол­ нены на высокопро­ фессиональном уров­ не, с опережением сроков и получили высокую оценку ко­ мандования Военно­ морского флота. Поднятие maHlCa с глубины. службы. О своей военной жизни пишет очень скупо: "На КСФ служил с июля 1941 по июль 1967 года. Прошёл все стадии профес­ сионального роста: сроч­ ную служил 8 лет, сверхсроч­ ную - 2 года, затем курсан­ том военного училища 2 го- Не так давно в ознаме­ нование заслуг старшего водолазного специалис­ та УПАСР Северного фло­ та рейдовому водолазно­ му катеру РВК-1229 ава­ рийно-спасательного от­ ряда Северного флота бы­ ло присвоено почётное наименование "Иван Швец". - УПАСР Северно­ го флота активно участвует в экспе­ дициях в Арктику? героа России "аnитан 1 ранга запаса Анатолиd Храмов. В УПАСР Се­ верного флота в различные перио­ ды прошли закал­ ку и оставили след в истории извест­ ный писатель-ма­ ринист бывший штурман спасатель­ ного катера СК-40 Владимир Канец­ кий, бывший ко­ мандир группы во­ долазов-глубоко­ водников СС "Вла­ димир Трефолев" лётчик-космонавт Герой Советского Союза полковник Валерий Рождест­ венский, началь­ ник поисково-спа­ сательной службы СС "Владимир Тре­ фолев" водолаз­ глубоководник Ге- В соответствии с указаниями министра обо­ роны РФ о проведении в 2019 году комплексной эк­ спедиции ОСК Северный флот на архипелаге Земля Франца-Иосифа группа NQ1 на спасательном буксир­ ном судне "Алтай" УПАСР СФ в период с 15 августа по 27 сентября 2019 года ус­ пешно выполнила постав­ ленные задачи. Были от­ крыты пять новых островов в бухте Визе архипелага Новая Земля. - Расскажите о наи­ более известных спаса- телях военного и после­ военного периода. - Например, Иван Ва­ сильевич Швец. Он служил на Северном флоте водо­ лазом, был специалистом аварийно-спасательной На Земле Франца-Иосифа. • да и 15 лет - офицером". В запас капитан 2 ранга Иван Швец ушёл с долж­ ности старшего водолазно­ го специалиста АСС, имея более 6000 часов работы под водой. Будучи матросом на спасательном буксире "Мурман", в мае 1945 года он участвовал в операции по спасению английского крейсера "Эдинбург" с со­ ветским золотом на борту. В период войны и после неё работал во многих спа­ сательных судоподъёмных и подводно-технических командах как на севере нашей страны, так и в пор­ тах Норвегии. Он награж­ дён боевыми орденами и медалями. А ещi! Иван Ва­ сильевич мировой рекорд­ смен по подводному по- рой России капитан 1 ранга запаса Анатолий Храмов, совершивший эксперимен­ тальное погружение в глу­ боководном водолазном комплексе ГВК-500 на глу­ бину 532 метра. Посвятили свою жизнь спасательному делу на Се­ верном флоте и продолжа­ ют трудиться на благо УПАСР флота капитаны 1 ранга в отставке Анато­ лий Конкин, Дульфат Ханка­ ев, Анатолий Захаров, Алек­ сандр Иванцов, Александр Тесленко, Валерьян Суха­ нов, Игорь Андреев, Евгений Смирнов, Игорь Плишкин, подполковник медицинс­ кой службы в отставке Олег Бурый, капитаны 2 ранга в отставке Леонид Гонтарь, Арслан Галиев, капитан 1 ранга запаса Юрий Парфи­ ненко, капитаны 2 ранга запаса Юрий Федичев, Олег Цукрий, Вячеслав Крыса­ нов, Александр Донцов, Сергей Вокуев, Владимир Терещенко, Игорь Белка­ нов, а также действующие военнослужащие капитаны 1 ранга Михаил Белов, Игорь Сергеев, капитаны 2 ранга Василий Фролов, Андрей Белокопытов, капи­ таны 3 ранга Леонид Артюх, Владислав Федичев, Анд­ рей Волков, Алексей Беля­ ев, капитан-лейтенанты Юрий Маркичев, Алексей Федичев, подполковник ме­ дицинской службы Максим Опарин, старший мичман в отставке Дмитрий Прода­ ненко, старшие мичманы Евгений Янышев, Влади­ мир Хохлов, мичман Сергей Щербов и другие. Фomo aвmopa и из архива УПАСРСФ. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz