На страже Заполярья. 2021 год. Февраль.
3 стр. на mЖЕ 3anDЛIFLI 19 февраля 2021 года ПРОФЕССИОНАЛИ3М И МОРСКАЯ выIчкА совых задач, другим меро приятиям боевой подготов ки. Понятно, что за этим стоит труд офицеров, мич манов, старшин и матросов экипажей . ~оряки десантных кораблей уверенно действуют на просторах ~ирового океана .. Фli В первую оч~- редь, их создает сложная ледовая обстанов ка, плавание во льдах за ледоколами. Также не просто было осущест влять подходы и высадку морского десанта на но вые десантнодоступные места на арктических ос тровах, на которых мы рань ше ещё не бывали. За время наших походов в Арктику экипажи БДК впервые высаживали де санты на архипелаг Новоси бирские острова, доставля ли туда личный состав и технику тактической группы для развёртывания на ост рове Котельный нашей во енной базы. Освоили кора бельные специалисты сое динения и десантирование морских пехотинцев и мото стрелков на архипелаг Зем ля Франца-Иосифа, остров Большевик. Одним словом, острова Северного Ледови того океана становятся для нас привычным местом для проведения десантных опе раций. При этом основная слож ность для экипажей БДК заключалась в том, чтобы вклад в то, чтобы на карте Арктики оставалось всё меньше белых пятен. Плавание в высоких ши ротах - большая школа не только для экипажей БДК. ТО, что отряд боевых кораб лей и судов обеспечения прошёл без проблем Север ным морским путём, много говорит О совершенстве подготовки корабельных боевых расчётов ГКП-БИЦ штурман (главный команд ный пункт - боевой инфор мационный пост - штур ман - расчёты, напрямую связанные с обеспечением навигационной безопас ности. - Ред.). Также впер вые был высажен морской десант на Чукотский полу остров. До этого за всю историю ВМФ подобные задачи военные моряки не решали. Уникальная десантная операция нами первый раз была проведена и на реке Енисей. Ведь ни до этого, ни после, кроме северо- в Дудин/Се /Сорабли посетили о/Соло 10 тысяч жителеd Tad.мыpa. досконально освоить вы садку морского десанта на незнакомое побережье, провести её грамотно и с соблюдением всех требо ваний безопасности. А это не совсем просто - влияют достаточно сильно ветра, айсберги, не изученные до конца течения. Всё это в совокупности может оказы вать влияние на конечный результат выполнения по ставленной задачи. Но се вероморцы всему этому противопоставили хорошую морскую выучку и профес сионализм. Более того, иногда случа ется так, что мы впервые исследуем какой-то остров. Сначала для своих целей - про ведения мероприятий боевой подготовки. Смот рим, имеется ли, скажем, возможность высадить на нём морской десант. Потом уже изучаем как обычные исследователи, в том числе и с гидрографической точки зрения, вносим и свой морцев, никто не десанти ровался на берега рек с таких крупных кораблей. А для нас с той поры данный элемент боевой подготовки стал обычным явлением. Теперь каждый год мы участвуем в подобных уче ниях. Показателем высокой выучки экипажей больших десантных кораблей, под готовленности офицеров штаба соединения можно назвать то, что мы перево зили и десантировали пред ставителей разных родов войск, не только морских пехотинцев, которые гото вятся к этому и целенаправ ленно проходят специаль ную подготовку, но и мо тострелков, и военнослужа щих воздушно-десантных войск. И результаты прове дения десантных операций свидетельствуют, что наш штаб способен спланиро вать любую из них, а эки пажи БДК высадить всякий десант. - Кроме задач боевой подготовки, экипажи боль ших десантных кораблей ещё выполняют и пред ставительскую мис сию в различных рай онах Мирового океана. Какое впечатление се вероморцыпроизводили как на иностранных граж дан, так и на соотечест венников? - За 70 лет существования соединения его корабли не единожды посещали с ви зитами иностранные пор ты. И как не раз отмеча лось, в том числе и сотруд никами посольств, матро сов Северного флота всегда отличают тактичность, вы держка, общая и морская культура, они очень доро жат званием российских моряков. Ими постоянно восторгались местные жи тели. Более того, посеще ние наших кораблей у них вызывало восхищение и массу положительных эмо ций. Ведь представление о нашей стране порой скла дывается довольно однобо кое, сформированное под впечатлением тех сообще ний, что им преподносят средства массовой ин формации. А когда по бывают на нашем ко рабле, увидят воочию лицо русского человека, одетого во флотскую фор му, их отношение к Рос сии меняется. Радушно нас встре чают и в российских пор тах во время арктичес ких ПОХОДОВ. Уже стало традицией проводить дни открытых дверей при заходе в порт Ду динка для жителей это го населённого пункта, а также города Нориль ска. Можно сказать, мы поставили своеобраз ный рекорд - в период нашей стоянки там ко рабли ОБК посетили по рядка 1 О тысяч местных жителей. Даже скажу больше - в Норильске и Дудинке на предприя тиях устанавливают спе циально выходной день, выделяют автобусы, что бы люди смогли побы- вать на экскурсии на ко раблях. На Чукотке в Энгвекинот мы заходили буквально на несколько часов. И за этот непродолжительный срок корабли посетили около двух тысяч человек, прак тически всё население по сёлка. В этом нет ничего удивительного. Жители по луострова впервые видели у себя военные корабли и военных моряков. - Помимо всего проче го, моряки-десантники выполняют и другие за дания командования. Как решаются эти задачи? - В прошлом году моряки участвовали в экологичес ком десанте. Так, БДК "Александр Отраковский" после выполнения задач в море был задействован в вывозе металлолома с ост рова Кильдин. Экипаж большого десантного кораб ля с этой задачей справил ся успешно, что и было от мечено в приказе команду- ющего Северным флотом. Кроме того, функциони- К тому же данные меропри ятия тесно сопряжены с БДК "Иван Грен" и "Пётр Моргунов". Нашими флаг- северо,морцы штур,муют о/Сеаu. В дальuе,м ,морс/Со,м nоходе БДК "Але/Ссаuдр Ompa/CoBc/Cud ". Высокой оценки заслу живает работа капитанов 3 ранга Алексея Гудкова и Олега Ефимова - флагман ских штурмана и связиста. Грамотным наставником и организатором зарекомен довал себя командир БДК "Иван Грен" капитан 2 ранга Андрей Жарков, который проходил службу почти на всех БДК соеди нения. Образцом для сос луживцев стали командир БЧ-1 БДК "Кондопога" капи тан-лейтенант Анвар Буга динов и командир зенитной батареи БДК "Александр Отраковский" лейтенант Иван Трегуб. Добросовест но справляются со своими обязанностями командиры десантных катеров старшие мичманы Роман Коньков и Вячеслав Небыков. рование многих отдалён ных постов района наблю дения Кольской флотилии обеспечивается во многом благодаря действиям моря ков десантных катеров сое динения. На них лежит до ставка личного состава, гру зов в эти малодоступные места. Им приходится ре шать и какие-то срочные за дания.Допустим,необходи мо снять с поста больного, а погода нелётная, и тогда на помощь спешит экипаж какого-то из катеров. В этой связи можно заметить, что их наплаваность ничуть не меньше, чем корабельных специалистов БДК. - Чтобы кораблиходuли в море, нужно постоянно поддерживать их техни ческую готовность. Как удаётся с этим справ ляться в соединении? - В этом нужно отдать должное заместителю ко мандира соединения по электромеханической час ти капитану 3 ранга Антону Шульге. У него налажено тесное взаимодействие с техническим управлением Северного флота, техни ческим отделом Кольской флотилии разнородных сил. Наши корабли регуляр но ремонтируются, поло женные технологические операции на них выполня- планами боевой подготов ки. А в этом немалая роль принадлежит штабу соеди нения, который грамотно координирует ход ремонт но-восстановительных ра бот с ходом боевой учёбы моряков-десантников. В поддержании высокой технической готовности нель зя сбрасывать со счетов и профессионализм кора бельных специалистов, ко- манскими специалистами была проведена большая работа по изучению и ос воению личным составом современной техники. Так, экипаж большого десант ного корабля "Пётр Моргу нов" формировался из лич ного состава соединения. Перед тем как отправиться на новый БДК, его моряки детально ознакомились с устройством однотипного Высококлассными спе циалистами зарекомендо вали себя старшина элект ротехнической команды БДК "Александр Отраков ский" старший мичман Ва силий Ракевич, старшина радиотехнической коман ды мичман Владимир Хмель ницкий, старший радио телеграфист главный ко рабельный старшина Вла димир Токовой. Кстати, по- Мы десантировали не только морских пехотинцев, которые готовятся к этому и целенаправленно проходят специальную под готовку, но и мотострелков, и военнослужащих воздушно-десантных войск торые со знанием дела об служивают вверенную им материальную часть. В скором времени пла нируется возвращение в базу после заводского ре монта БДК "Оленегорский горняк". Как только его эки паж отработает курсовые задачи, корабль будет вклю чён во все планы боевой подготовки этого года. - В последнее время большое внимание уделя ется оснащению армии и флота новой современ ной техникой. Насколько это коснулось вашего соединения? корабля, особенностями его эксплуатации. Поэтому по мере достройки БДК "Пётр Моргунов" на основе опыта эксплуатации голов ного корабля проекта "Иван Грен" нами вносились пред ложения по некоторому усовершенствованию его материальной части. И в этом нужно отдать должное начальнику штаба соедине ния капитану 1 ранга Юрию Давитяну и помощнику флагманского механика капитану 3 ранга Евгению Громакову. Именно они были инициаторами всех этих изменений. - Даже полнос тью исправные механизмы и обо рудование сами по себе просто ·железо·. Только благодаря людям оружие и техни ка способны ра ботать беспе ребойно. Что вы можете сказать о специалистах, которые обслу живают матери альную часть ко раблей, выполня ют в море по ставленные за дачи? следних двое военнослужа щих прилагают немало уси лий, чтобы поддерживать в работоспособном состоя нии радиотехническое обо рудование и аппаратуру связи на всех кораблях со единения. - С какими результа тами моряки-десантники встречают свой юбилей, какие планы на будущее? - В минувшем году соеди нение завоевало приз Глав кома ВМФ по десантной подготовке. В этих состяза ниях мы участвуем в основ ном в двух номинациях - вы садка морского десанта и минные постановки, в 2018 году завоевали призы в обе их. Между прочим, ещё не было ни одного года, чтобы соединение осталось без трофеев. Такими результа тами могут похвастаться не все корабельные соедине ния. Также моряки-десант ники вошли в тройку лиде ров Кольской флотилии. Штаб соединения сос тоит из специалистов, кото рые имеют опыт службы на кораблях, а также плани рования и выполнения раз ных задач в различных ре гионах Мирового океана - от Арктики до южных широт. Они могут спланировать и провести любую десантную операцию. Священни/С благословил э/Сиnаж и десант Mopc/Cod nехоты на дальниd поход. - Моряки соеди нения немало де лают для того, что бы поддерживать техническую готов ность кораблей, своих заведова ниЙ. Не зря почти Сейчас экипажи кораб лей нацелены на сдачу кур совых задач. Все БДК и десантные катера вклю чены в планы проведения различных учений, других мероприятий боевой под готовки нынешнего года. лись С высоким качеством и в срок. И здесь главное - системность в этой работе. - За два последних года в состав соединения вош ли два новых корабля - каждый год на наших ко раблях проводятся показ ные занятия по приёму кур- - Спасибо за беседу. Для каждого штурмана Военно-морского флота ха рактерны стремление к точным расчётам, аккурат ность в работе, молниеносная реакция и высокая со образительность. Такими качествами обладает и ко мандир штурманской боевой части подводной лодки "Кронштадт" старший лейтенант Руслан Гумеров. ВПЕРЁД ВЕРНЬIМ КУРСОМ! межфлотский переход из Поляр ного в Санкт-Петербург. Это ста ло серьёзным испытанием для старшего лейтенанта Гумерова - прокладывать маршрут перехо да ему пришлось в водах четы рёх морей - Баренцева, Норвеж ского, Северного, Балтийского. В свои 14 лет воспитанник Кронштадтского военно-морс кого кадетского корпуса Руслан Гумеров твёрдо знал - быть ему подводником. О романтике покорения морских глубин он не раз слышал от пре подавателей. Но и всю слож ность и ответственность выб ранной профессии парнишка хорошо понимал. Поступая в Во енно-морской институт в Санкт Петербурге, Гумеров предпочёл штурманский факультет - он уже знал, что его выпускники имеют большие перспективы служеб ного роста по командной линии. - Плох тот лейтенант, который не мечтает стать адмиралом, - улыбаясь, перефразировал изре чение известного военачальника Руслан Радикович. Пока на кителе Гумерова погоны старшего лейтенанта, в удостоверении личности зна- • чится должность командира штурманской боевой части ПЛ "Кронштадт", но за плечами офицера бесценный опыт уп равления корабля- ми и подводны ми лодками в дальних похо дах. Во время прохождения прак тики на учебном корабле "Смольный" он участвовал в походе по маршруту, который после выхода из Кронштадта охватил Алжир, Севастополь, остров Мальту и завершился в Балтийске. А став курсантом 5 курса, впервые вышел в море на подводной лодке. - Более 20 суток на ПЛ "Ли пецк" Кольской флотилии разно родных сил Северного флота с экипажем под командованием капитана 2 ранга Андрея Кова лёва я находился на выполнении важнейшего мероприятия учеб но-боевой деятельности соеди- нения, - говорит Руслан Радико вич. - Пожалуй, это был один из самых будоражащих периодов моей службы - первое погру жение, когда я прислушивался и к работе механизмов на лодке, и к своему организму, и выпол нил первое серьёзное задание наставника - командира БЧ-1 капитана 3 ранга Дмитрия Фа деева - прокладку курса корабля. Тогда же случилось знакомство • с понятием "подводническое братство", о котором столько слышал, но только в море убе дился: воинский коллектив под водников - самый сплочённый, здесь все равны перед судьбой, и жизни личного состава - в ру ках каждого из нас. В деле уви дел работу профессионалов и понял - я выбрал верный путь! После выпуска из институ та лейтенант Гумеров был рас- пределён в соединение под водных лодок Кольской флоти лии. И снова выходы в море, и не только на испытанных време нем "Варшавянках", но и на под водной лодке проекта "Лада". - Мне довелось участвовать в опытовых испытаниях подвод ной лодки "Санкт-Петербург", - говорит Руслан Радикович. - Надо сказать, что между "Вар- - Самым непредсказуемым оказалось Норвежское море, - делится впечатлениями Руслан Радикович. - Сложные климати ческие условия, постоянное вол нение моря, сильные ветра, а вот на Балтике наблюдалась вы- Воинский коллектив подводников - самый спло чённый, здесь все равны перед судьбой, и жизни личного состава - в руках каждого из нас шавянками" и вступающей в строй "Ладой" разница заметно ощутима: "Лада", конечно, мень ше размером, и в бытовом плане условия для экипажа стеснён ные. Но при этом на таких лодках установлено современное высо коточное оборудование, в том числе и штурманское, которое позволяет выполнять постав ленные задачи наиболее эф фективно. В 2020 году экипаж совершил • сокая интенсивность судоходст ва. В целом я как штурман при обрёЛ большой опыт плавания. Свои умения и навыки, полу ченные в дальних походах, стар шему лейтенанту Гумерову пред стоит проявить в полной мере в ближайшее время, впереди от ветственная задача - принять от промышленности новую суб марину "Кронштадт". Евгeuuя ДРУЗЬЯК Фото автора. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz