На страже Заполярья. 2021 год. Февраль.

3 стр. на mЖЕ 3anDЛIFLI 19 февраля 2021 года ПРОФЕССИОНАЛИ3М И МОРСКАЯ выIчкА совых задач, другим меро­ приятиям боевой подготов­ ки. Понятно, что за этим стоит труд офицеров, мич­ манов, старшин и матросов экипажей . ~оряки десантных кораблей уверенно действуют на просторах ~ирового океана .. Фli В первую оч~- редь, их создает сложная ледовая обстанов­ ка, плавание во льдах за ледоколами. Также не­ просто было осущест­ влять подходы и высадку морского десанта на но­ вые десантнодоступные места на арктических ос­ тровах, на которых мы рань­ ше ещё не бывали. За время наших походов в Арктику экипажи БДК впервые высаживали де­ санты на архипелаг Новоси­ бирские острова, доставля­ ли туда личный состав и технику тактической группы для развёртывания на ост­ рове Котельный нашей во­ енной базы. Освоили кора­ бельные специалисты сое­ динения и десантирование морских пехотинцев и мото­ стрелков на архипелаг Зем­ ля Франца-Иосифа, остров Большевик. Одним словом, острова Северного Ледови­ того океана становятся для нас привычным местом для проведения десантных опе­ раций. При этом основная слож­ ность для экипажей БДК заключалась в том, чтобы вклад в то, чтобы на карте Арктики оставалось всё меньше белых пятен. Плавание в высоких ши­ ротах - большая школа не только для экипажей БДК. ТО, что отряд боевых кораб­ лей и судов обеспечения прошёл без проблем Север­ ным морским путём, много говорит О совершенстве подготовки корабельных боевых расчётов ГКП-БИЦ­ штурман (главный команд­ ный пункт - боевой инфор­ мационный пост - штур­ ман - расчёты, напрямую связанные с обеспечением навигационной безопас­ ности. - Ред.). Также впер­ вые был высажен морской десант на Чукотский полу­ остров. До этого за всю историю ВМФ подобные задачи военные моряки не решали. Уникальная десантная операция нами первый раз была проведена и на реке Енисей. Ведь ни до этого, ни после, кроме северо- в Дудин/Се /Сорабли посетили о/Соло 10 тысяч жителеd Tad.мыpa. досконально освоить вы­ садку морского десанта на незнакомое побережье, провести её грамотно и с соблюдением всех требо­ ваний безопасности. А это не совсем просто - влияют достаточно сильно ветра, айсберги, не изученные до конца течения. Всё это в совокупности может оказы­ вать влияние на конечный результат выполнения по­ ставленной задачи. Но се­ вероморцы всему этому противопоставили хорошую морскую выучку и профес­ сионализм. Более того, иногда случа­ ется так, что мы впервые исследуем какой-то остров. Сначала для своих целей - про ведения мероприятий боевой подготовки. Смот­ рим, имеется ли, скажем, возможность высадить на нём морской десант. Потом уже изучаем как обычные исследователи, в том числе и с гидрографической точки зрения, вносим и свой морцев, никто не десанти­ ровался на берега рек с таких крупных кораблей. А для нас с той поры данный элемент боевой подготовки стал обычным явлением. Теперь каждый год мы участвуем в подобных уче­ ниях. Показателем высокой выучки экипажей больших десантных кораблей, под­ готовленности офицеров штаба соединения можно назвать то, что мы перево­ зили и десантировали пред­ ставителей разных родов войск, не только морских пехотинцев, которые гото­ вятся к этому и целенаправ­ ленно проходят специаль­ ную подготовку, но и мо­ тострелков, и военнослужа­ щих воздушно-десантных войск. И результаты прове­ дения десантных операций свидетельствуют, что наш штаб способен спланиро­ вать любую из них, а эки­ пажи БДК высадить всякий десант. - Кроме задач боевой подготовки, экипажи боль­ ших десантных кораблей ещё выполняют и пред­ ставительскую мис­ сию в различных рай­ онах Мирового океана. Какое впечатление се­ вероморцыпроизводили как на иностранных граж­ дан, так и на соотечест­ венников? - За 70 лет существования соединения его корабли не единожды посещали с ви­ зитами иностранные пор­ ты. И как не раз отмеча­ лось, в том числе и сотруд­ никами посольств, матро­ сов Северного флота всегда отличают тактичность, вы­ держка, общая и морская культура, они очень доро­ жат званием российских моряков. Ими постоянно восторгались местные жи­ тели. Более того, посеще­ ние наших кораблей у них вызывало восхищение и массу положительных эмо­ ций. Ведь представление о нашей стране порой скла­ дывается довольно однобо­ кое, сформированное под впечатлением тех сообще­ ний, что им преподносят средства массовой ин­ формации. А когда по­ бывают на нашем ко­ рабле, увидят воочию лицо русского человека, одетого во флотскую фор­ му, их отношение к Рос­ сии меняется. Радушно нас встре­ чают и в российских пор­ тах во время арктичес­ ких ПОХОДОВ. Уже стало традицией проводить дни открытых дверей при заходе в порт Ду­ динка для жителей это­ го населённого пункта, а также города Нориль­ ска. Можно сказать, мы поставили своеобраз­ ный рекорд - в период нашей стоянки там ко­ рабли ОБК посетили по­ рядка 1 О тысяч местных жителей. Даже скажу больше - в Норильске и Дудинке на предприя­ тиях устанавливают спе­ циально выходной день, выделяют автобусы, что­ бы люди смогли побы- вать на экскурсии на ко­ раблях. На Чукотке в Энгвекинот мы заходили буквально на несколько часов. И за этот непродолжительный срок корабли посетили около двух тысяч человек, прак­ тически всё население по­ сёлка. В этом нет ничего удивительного. Жители по­ луострова впервые видели у себя военные корабли и военных моряков. - Помимо всего проче­ го, моряки-десантники выполняют и другие за­ дания командования. Как решаются эти задачи? - В прошлом году моряки участвовали в экологичес­ ком десанте. Так, БДК "Александр Отраковский" после выполнения задач в море был задействован в вывозе металлолома с ост­ рова Кильдин. Экипаж большого десантного кораб­ ля с этой задачей справил­ ся успешно, что и было от­ мечено в приказе команду- ющего Северным флотом. Кроме того, функциони- К тому же данные меропри­ ятия тесно сопряжены с БДК "Иван Грен" и "Пётр Моргунов". Нашими флаг- северо,морцы штур,муют о/Сеаu. В дальuе,м ,морс/Со,м nоходе БДК "Але/Ссаuдр Ompa/CoBc/Cud ". Высокой оценки заслу­ живает работа капитанов 3 ранга Алексея Гудкова и Олега Ефимова - флагман­ ских штурмана и связиста. Грамотным наставником и организатором зарекомен­ довал себя командир БДК "Иван Грен" капитан 2 ранга Андрей Жарков, который проходил службу почти на всех БДК соеди­ нения. Образцом для сос­ луживцев стали командир БЧ-1 БДК "Кондопога" капи­ тан-лейтенант Анвар Буга­ динов и командир зенитной батареи БДК "Александр Отраковский" лейтенант Иван Трегуб. Добросовест­ но справляются со своими обязанностями командиры десантных катеров старшие мичманы Роман Коньков и Вячеслав Небыков. рование многих отдалён­ ных постов района наблю­ дения Кольской флотилии обеспечивается во многом благодаря действиям моря­ ков десантных катеров сое­ динения. На них лежит до­ ставка личного состава, гру­ зов в эти малодоступные места. Им приходится ре­ шать и какие-то срочные за­ дания.Допустим,необходи­ мо снять с поста больного, а погода нелётная, и тогда на помощь спешит экипаж какого-то из катеров. В этой связи можно заметить, что их наплаваность ничуть не меньше, чем корабельных специалистов БДК. - Чтобы кораблиходuли в море, нужно постоянно поддерживать их техни­ ческую готовность. Как удаётся с этим справ­ ляться в соединении? - В этом нужно отдать должное заместителю ко­ мандира соединения по электромеханической час­ ти капитану 3 ранга Антону Шульге. У него налажено тесное взаимодействие с техническим управлением Северного флота, техни­ ческим отделом Кольской флотилии разнородных сил. Наши корабли регуляр­ но ремонтируются, поло­ женные технологические операции на них выполня- планами боевой подготов­ ки. А в этом немалая роль принадлежит штабу соеди­ нения, который грамотно координирует ход ремонт­ но-восстановительных ра­ бот с ходом боевой учёбы моряков-десантников. В поддержании высокой технической готовности нель­ зя сбрасывать со счетов и профессионализм кора­ бельных специалистов, ко- манскими специалистами была проведена большая работа по изучению и ос­ воению личным составом современной техники. Так, экипаж большого десант­ ного корабля "Пётр Моргу­ нов" формировался из лич­ ного состава соединения. Перед тем как отправиться на новый БДК, его моряки детально ознакомились с устройством однотипного Высококлассными спе­ циалистами зарекомендо­ вали себя старшина элект­ ротехнической команды БДК "Александр Отраков­ ский" старший мичман Ва­ силий Ракевич, старшина радиотехнической коман­ ды мичман Владимир Хмель­ ницкий, старший радио­ телеграфист главный ко­ рабельный старшина Вла­ димир Токовой. Кстати, по- Мы десантировали не только морских пехотинцев, которые готовятся к этому и целенаправленно проходят специальную под­ готовку, но и мотострелков, и военнослужащих воздушно-десантных войск торые со знанием дела об­ служивают вверенную им материальную часть. В скором времени пла­ нируется возвращение в базу после заводского ре­ монта БДК "Оленегорский горняк". Как только его эки­ паж отработает курсовые задачи, корабль будет вклю­ чён во все планы боевой подготовки этого года. - В последнее время большое внимание уделя­ ется оснащению армии и флота новой современ­ ной техникой. Насколько это коснулось вашего соединения? корабля, особенностями его эксплуатации. Поэтому по мере достройки БДК "Пётр Моргунов" на основе опыта эксплуатации голов­ ного корабля проекта "Иван Грен" нами вносились пред­ ложения по некоторому усовершенствованию его материальной части. И в этом нужно отдать должное начальнику штаба соедине­ ния капитану 1 ранга Юрию Давитяну и помощнику флагманского механика капитану 3 ранга Евгению Громакову. Именно они были инициаторами всех этих изменений. - Даже полнос­ тью исправные механизмы и обо­ рудование сами по себе просто ·железо·. Только благодаря людям оружие и техни­ ка способны ра­ ботать беспе­ ребойно. Что вы можете сказать о специалистах, которые обслу­ живают матери­ альную часть ко­ раблей, выполня­ ют в море по­ ставленные за­ дачи? следних двое военнослужа­ щих прилагают немало уси­ лий, чтобы поддерживать в работоспособном состоя­ нии радиотехническое обо­ рудование и аппаратуру связи на всех кораблях со­ единения. - С какими результа­ тами моряки-десантники встречают свой юбилей, какие планы на будущее? - В минувшем году соеди­ нение завоевало приз Глав­ кома ВМФ по десантной подготовке. В этих состяза­ ниях мы участвуем в основ­ ном в двух номинациях - вы­ садка морского десанта и минные постановки, в 2018 году завоевали призы в обе­ их. Между прочим, ещё не было ни одного года, чтобы соединение осталось без трофеев. Такими результа­ тами могут похвастаться не все корабельные соедине­ ния. Также моряки-десант­ ники вошли в тройку лиде­ ров Кольской флотилии. Штаб соединения сос­ тоит из специалистов, кото­ рые имеют опыт службы на кораблях, а также плани­ рования и выполнения раз­ ных задач в различных ре­ гионах Мирового океана - от Арктики до южных широт. Они могут спланировать и провести любую десантную операцию. Священни/С благословил э/Сиnаж и десант Mopc/Cod nехоты на дальниd поход. - Моряки соеди­ нения немало де­ лают для того, что­ бы поддерживать техническую готов­ ность кораблей, своих заведова­ ниЙ. Не зря почти Сейчас экипажи кораб­ лей нацелены на сдачу кур­ совых задач. Все БДК и десантные катера вклю­ чены в планы проведения различных учений, других мероприятий боевой под­ готовки нынешнего года. лись С высоким качеством и в срок. И здесь главное - системность в этой работе. - За два последних года в состав соединения вош­ ли два новых корабля - каждый год на наших ко­ раблях проводятся показ­ ные занятия по приёму кур- - Спасибо за беседу. Для каждого штурмана Военно-морского флота ха­ рактерны стремление к точным расчётам, аккурат­ ность в работе, молниеносная реакция и высокая со­ образительность. Такими качествами обладает и ко­ мандир штурманской боевой части подводной лодки "Кронштадт" старший лейтенант Руслан Гумеров. ВПЕРЁД ВЕРНЬIМ КУРСОМ! межфлотский переход из Поляр­ ного в Санкт-Петербург. Это ста­ ло серьёзным испытанием для старшего лейтенанта Гумерова - прокладывать маршрут перехо­ да ему пришлось в водах четы­ рёх морей - Баренцева, Норвеж­ ского, Северного, Балтийского. В свои 14 лет воспитанник Кронштадтского военно-морс­ кого кадетского корпуса Руслан Гумеров твёрдо знал - быть ему подводником. О романтике покорения морских глубин он не раз слышал от пре­ подавателей. Но и всю слож­ ность и ответственность выб­ ранной профессии парнишка хорошо понимал. Поступая в Во­ енно-морской институт в Санкт­ Петербурге, Гумеров предпочёл штурманский факультет - он уже знал, что его выпускники имеют большие перспективы служеб­ ного роста по командной линии. - Плох тот лейтенант, который не мечтает стать адмиралом, - улыбаясь, перефразировал изре­ чение известного военачальника Руслан Радикович. Пока на кителе Гумерова погоны старшего лейтенанта, в удостоверении личности зна- • чится должность командира штурманской боевой части ПЛ "Кронштадт", но за плечами офицера бесценный опыт уп­ равления корабля- ми и подводны­ ми лодками в дальних похо­ дах. Во время прохождения прак­ тики на учебном корабле "Смольный" он участвовал в походе по маршруту, который после выхода из Кронштадта охватил Алжир, Севастополь, остров Мальту и завершился в Балтийске. А став курсантом 5 курса, впервые вышел в море на подводной лодке. - Более 20 суток на ПЛ "Ли­ пецк" Кольской флотилии разно­ родных сил Северного флота с экипажем под командованием капитана 2 ранга Андрея Кова­ лёва я находился на выполнении важнейшего мероприятия учеб­ но-боевой деятельности соеди- нения, - говорит Руслан Радико­ вич. - Пожалуй, это был один из самых будоражащих периодов моей службы - первое погру­ жение, когда я прислушивался и к работе механизмов на лодке, и к своему организму, и выпол­ нил первое серьёзное задание наставника - командира БЧ-1 капитана 3 ранга Дмитрия Фа­ деева - прокладку курса корабля. Тогда же случилось знакомство • с понятием "подводническое братство", о котором столько слышал, но только в море убе­ дился: воинский коллектив под­ водников - самый сплочённый, здесь все равны перед судьбой, и жизни личного состава - в ру­ ках каждого из нас. В деле уви­ дел работу профессионалов и понял - я выбрал верный путь! После выпуска из институ­ та лейтенант Гумеров был рас- пределён в соединение под­ водных лодок Кольской флоти­ лии. И снова выходы в море, и не только на испытанных време­ нем "Варшавянках", но и на под­ водной лодке проекта "Лада". - Мне довелось участвовать в опытовых испытаниях подвод­ ной лодки "Санкт-Петербург", - говорит Руслан Радикович. - Надо сказать, что между "Вар- - Самым непредсказуемым оказалось Норвежское море, - делится впечатлениями Руслан Радикович. - Сложные климати­ ческие условия, постоянное вол­ нение моря, сильные ветра, а вот на Балтике наблюдалась вы- Воинский коллектив подводников - самый спло­ чённый, здесь все равны перед судьбой, и жизни личного состава - в руках каждого из нас шавянками" и вступающей в строй "Ладой" разница заметно ощутима: "Лада", конечно, мень­ ше размером, и в бытовом плане условия для экипажа стеснён­ ные. Но при этом на таких лодках установлено современное высо­ коточное оборудование, в том числе и штурманское, которое позволяет выполнять постав­ ленные задачи наиболее эф­ фективно. В 2020 году экипаж совершил • сокая интенсивность судоходст­ ва. В целом я как штурман при­ обрёЛ большой опыт плавания. Свои умения и навыки, полу­ ченные в дальних походах, стар­ шему лейтенанту Гумерову пред­ стоит проявить в полной мере в ближайшее время, впереди от­ ветственная задача - принять от промышленности новую суб­ марину "Кронштадт". Евгeuuя ДРУЗЬЯК Фото автора. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz