На страже Заполярья. 2021 год. Декабрь.
4 * lа стrаЖЕ запаЛlrы мыI должныI ПОНЯТЬ, КАК БУДЕТ ОБЕСПЕЧЕНА НАША БЕЗОПАСНОСТЬ В столичном Манеже прошла пресс-конференция Президента Российской Федерации Владимира Путина. В отличие от прошлого года на этот раз она состоялась в очном формате Движение НАТО на Восток неприемлемо .. GJ li По поводу гарантий -- и будет ли что-то зави сеть от хода переговоров [с За падом]. Наши действия будут зависеть не от хода переговоров, а от безусловного обеспечения безопасности России сегодня и на историческую перспективу. В этой связи мы ясно и чётко дали понять, что дальнейшее движение НАТО на восток не приемлемо. Что здесь непонят ного? Мы, что ли, ставим ракеты рядом с границами Соединён ных Штатов? Нет. Это Соединён ные Штаты со своими ракетами пришли к нашему дому, на пороге нашего дома находятся уже. Разве это какое-то избыточное требование - не ставить больше никаких ударных систем у нашего дома? Чего здесь необычного? Как американцы бы отнес лись, если мы бы взяли и на границе между Канадой и США или на границе Мексики и США поставили бы наши ракеты? А что, разве у Мексики и у США не было никогда территориальных вопросов? А Калифорния кому принадлежала раньше? А Те хас? Подзабыли, что ли? Ладно, всё затихло, никто не вспоми нает про это - так, как вспоми нают сегодня про Крым. Замеча тельно. Но и мы стараемся не вспоминать о том, как Украина то складывалась. Кто её создал то? Ленин Владимир Ильич, когда создавал Советский Союз: Договор 1922 года, союзный, и 1924 год - Конституция. Правда, после его смерти, но по его прин ципам созданы. Но вопрос в безопасности сей час - бог с ней, с историей - вопрос в обеспечении безопасности. Поэтому нам важен не ход пере говоров - нам важны результаты. Разве мы не знаем, я же мно го раз уже об этом сказал, и вы наверняка знаете хорошо: ни од ного дюйма на восток, - сказали нам в 90-е годы. Ну и чего? Наду ли. Просто нагло обманули: пять волн расширения НАТО, и теперь уже, пожалуйста, в Румынии, сейчас в Польше появляются со ответствующие системы. Вот о чём речь, поймите же вы, в конце концов. Не мы кому-то угрожаем. Мы, что ли, пришли туда, к границам США? Или к границам Велико британии, или ещё куда-то? К нам пришли и теперь ещё гово рят: нет, теперь и Украина будет в НАТО. Значит, и там будут сис темы. Или, бог с ним, не в НАТО - на двусторонней основе будут базы и ударные системы воору жений. Вот о чём идёт речь. А вы требуете от меня каких то гарантий. Вы должны дать нам гарантии - вы! И немед ленно, сейчас. А не забалтывать это десятилетиями и под такой мягкий говорок о необходимости обеспечения безопасности для всех делать то, что планируют. Вот о чём речь. Ну разве мы угрожаем кому-то? Делаем то, что считаем нужным Мне иногда кажется, в разном мире живём. Я вам сейчас сказал очевидные вещи. Ну как это мож но не понимать? Сказали: не бу дем расширяться. И расширяют ся. Сказали: будут равные гаран тии для всех по ряду междуна родных соглашений. А этой рав ной безопасности не происходит. Вот смотрите, ещё в 1918 году один из помощников Вудро Виль сона, президента Соединённых Штатов, сказал: "Всему миру бу дет спокойнее, если на месте се годняшней огромной России по явятся государство в Сибири и ещё четыре государства в евро пейской части". В 1991 году мы сами себя раз делили на 12, по-моему, частей, да? Но такое впечатление, что нашим партнёрам этого мало: слишком большая Россия, по их мнению, на сегодня, потому что сами европейские страны пре вратились в малые государства - не великие империи, а в неболь шие государства, 60-80 миллио нов человек. Но даже после раз вала Советского Союза, где у нас осталось только 146 миллионов, и это слишком много. Мне кажет ся, только этим можно объяс нить такое постоянное давление. Вот 90-е годы: Советский Со юз всё сделал для того, чтобы выстроить нормальные отноше ния с Западом и с Соединённы ми Штатами. Говорил и ещё раз повторю, пускай ваши слушатели 30 декабря 2021 года • и зрители там увидят, - я уже не помню, из какого вы средства массовой информации, но это неважно, - на наших объектах ядерного цикла, военного цикла, сидели представители амери канских служб соответствующих, ходили туда на работу - на объек- ты ядерного оружейного комп лекса России, - каждый день, они жили там. В Правительстве Рос сии работали советники мно гочисленные, в том числе кад ровые сотрудники ЦРУ. Чего вам ещё больше-то надо было? Зачем надо было под держивать террористов на Се верном Кавказе и использовать явно террористические органи зации для попыток развала Рос сийской Федерации? Но это же делали, и я как бывший директор ФСБ это знаю наверняка: мы ра ботали с двойной агентурой, они нам докладывали, какие задачи перед ними ставили западные спецслужбы. Но зачем это надо было делать? Наоборот, надо было относиться к России как к возможному союзнику, укреп лять её. Нет, всё наоборот: по пытка дальнейшего развала. А потом начали расширять НАТО на восток. Естественно, мы же говорили: не надо этого де лать, вы нам обещали не делать. А нам говорят: "А где это напи сано на бумажке? Нету? Ну и всё, идите вы подальше, плевать мы хотели на ваши озабоченности". И так из года в год. Каждый раз мы огрызались, пытались вос препятствовать чему-то, озабо ченности высказывали. Нет - иди те вы со своими озабоченностя ми, будем делать то, что считаем нужным. Раз, два, три, четыре, пять - пять волн расширения. Так что в чём нас не понимают? Я не знаю. Вы спросите, что здесь не понятного. Мне кажется, всё. Важнейший элемент сегодня - это стабильность я постараюсь очень коротко, но всё-таки "от печки". Ведь обострение началось в 2014 году. До этих пор мы, несмотря на то, что Советский Союз прекратил существование, часть истори ческих российских территорий с населением исторической Рос сии оказалась за пределами Рос сийской Федерации, прежде все го на Украине, мы же с этим сми рились, нормально к этому от неслись, более того, способство вали становлению новых госу дарств и работали, и готовы были работать, и работаем со всеми правительствами, какой бы внеш неполитической ориентации они не придержи вались. Достаточно вспомнить наши отношения с президентом Ющен ко и с премьер-министром Тимо шенко, которые так же, как и се годняшнее руководство Украины, говорили о своей абсолютной прозападной ориентации. Мы же с ними работали. Да, спорили из за газа, были конфликты, но, в конце концов, обо всём догово рились И работали, и готовы бы ли и дальше работать, и никакие действия в отношении Крыма нам в голову даже не приходили. Но что произошло в 2014 го ду? Госпереворот кровавый, лю дей убивали и сжигали. Сейчас я не говорю, кто прав, кто ви новат. Ясно, что было законное возмущение инедовольство граждан Украины по поводу того, что происходило в стране. Так действующий тогда президент Янукович - он же со всем согла сился. Три министра иностран ных дел - Польши, ФРГ и Фран ции - дали гарантии мирного развития ситуации и мирного процесса. Я разговаривал тогда с президентом США по его ини- циативе. Он меня попросил тоже поддержать этот процесс. Все согласились. Через день, через два - госпереворот. Зачем? От вета нет. Ну зачем? Президент Янукович и так со всем согласил ся, он готов был уйти хоть завтра от власти. Выборы, победа оппо- зиции была неминуема, это все прекрасно понимали. Ну зачем это сделали? После этого возник Крым. А как мы могли отказать Севас тополю и Крыму, людям, которые там проживают, взять их под свою защиту и под крыло? Не возможно. Просто нас постави ли в ситуацию, когда мы не могли поступить иначе. Или что, мы должны были совсем безвольно смотреть на то, что происходит на юго-востоке, в Донбассе, кото рый изначально, даже при орга низации Советского Союза в 1922-1924 годах, не мыслил се- людей. Вмешаетесь, будете за щищать - вот такие-то и такие-то новые санкции последуют". И го товятся, может быть, к этому . Первый вариант, на который мы должны реагировать и, думая об этом, что-то делать. Второй вариант - это в целом создание (я уже говорил это в своей статье) на этой террито рии такой "анти-России" с посто янной накачкой современным оружием, с промыванием мозгов населению. Представляете, как в исторической перспективе Рос сия должна жить, жить дальше? Всё время с оглядкой: что там происходит, какие новые сис темы вооружения поставлены? А потом под прикрытием этих новых систем вооружения толк нуть радикалов и на решение вопроса в Донбассе вооружён ным путём, и, кстати говоря, по Крыму. "Крымскую платформу" зачем поддержали? Если так в кулуарах говорят: "Ну ладно, с Крымом всё, забыли". Нет! Тол кают и туда тоже. Но мы же должны думать о перспективах обеспечения сво ей безопасности даже не на сегодняшний день и не на сле дующей неделе, а на ближайшую перспективу. Как Россия должна жить-то с этим? Всё время с оглядкой, что там будет и когда долбанут? Это серьёзный вопрос. Я сей час говорил о наших планах инф раструктурного развития, со циальной политики, здравоох ранения. Что это всё значит, если это всё приведёт к конфликтам, о которых вы сейчас спросили? Но это не наш выбор, мы этого не хотим. Не мы кому-то угрожаем. Мы, что ли, пришли туда, к границам CIIIA? Или к границам Великобритании, или ещё куда-то? К нам пришли и теперь ещё говорят: теперь и Украина будет в НАТО бя иначе как частью России. Но его туда Ленин с сотоварищами затолкнули силой. Сначала ре шили взять в Россию, а потом ска зали: надо перерешить. Перерешили. Создали страну, которая никогда раньше не су ществовала. Сейчас не будем об этом говорить, но так и произо шло. Засунули туда исторические территории с народом, у кото рого никто не спрашивал о том, как и где он хочет жить. Ладно, это произошло, мы согласны. Но мы вынуждены были что-то де лать в 2014 году, и так возник кри зис, который сегодня развивается. Хорошо, дважды украинские власти предприняли попытку с помощью силы решить вопрос в Донбассе. Хотя их уговаривали не делать этого. Я лично угова ривал Порошенко: только не во енные операции! "Да-да", - и на чал. Результат? Окружение, по тери и минские соглашения. Они хорошие или нет? Я считаю, что единственно возможные. Так проблема в чём? Не хотят исполнять. Приняли закон о коренных народах, объявили русских, проживающих на этой территории, на их собственной территории, некоренным на родом. Так же, кстати, как и поляков, венгров, румын. От сюда и противоречия в меж государственных отношениях Украины с этими странами. Они есть. Просто не выпячи вают, но они есть. Потом о языке. Просто вы давливают русских и русско язычное население с их исто рической территории - вот что происходит. Ладно. Все гово рят: Россия должна исполнять минские соглашения. Мы со гласны. Взяли и внесли в пар ламент страны, правительство внесло, закон о переходном периоде. Где же там минские соглашения? Там вместо ам нистии - запрет амнистии, чуть ли не уголовное преследование за эту амнистию. Там вместо выборов военно-администра тивное управление вводится, а вместо амнистии - люстрация населения. Что это такое? И провели через Венецианскую комиссию. Ну как нам на это реагировать-то? Ну хорошо, это внутриполити ческая составляющая. Теперь нам говорят: война, война, вой на. Складывается впечатление, что, может быть, готовят третью военную операцию? И нас за ранее предупреждают: "Не вме шивайтесь, не защищайте этих • Именно поэтому я и ответил на предложение президента Байдена, который в телефонном разговоре предложил назна чить ответственных представи телей для того, чтобы вести пе реговоры по вопросам страте гической стабильности. Ясно, что один из важнейших элементов сегодня - это стабильность и бе зопасность, обеспечение безо пасности на этом участке, на этом направлении. И мы должны понять, как будет обеспечена на ша безопасность. Поэтому без всяких хитростей мы просто пря мо поставили вопрос, что ни какого движения НАТО на восток дальше быть не должно. Мяч на их стороне. Они должны нам что то ответить. В этой связи хотел бы под черкнуть, что в целом мы видим пока положительную реакцию. Американские партнёры нам говорят о том, что они готовы к началу этой дискуссии, этих пе реговоров в самом начале года в Женеве. Представители с обе их сторон назначены. Надеюсь, что развитие ситуации пойдёт именно по этому пути. Экономика справилась скоронавирусным вызовом Продолжается эта борьба, мы знаем об опасностях распрост ранения "омикрона" - нового штамма. Думаю, что в ходе сегод няшней встречи удастся ещё об этом поговорить. Как вы знаете, группа наших учёных, специалистов находится в Южно-Африканской Республи ке, где, собственно, и был колле гами обнаружен этот штамм. Они там работают и работают успеш но. Сказать хочу ещё раз, побла годарить наших коллег из Юж ной Африки. У нас, надеюсь, уже не будет никаких дефицитов, хотя напря жение недавно возникло с кисло родом. Спасибо Вооружённым силам и промышленности, кото рые справились и с этим вызо вом. Повторяю ещё раз: надеюсь, ничего этого в будущем не будет. Не составит труда сказать, что наша экономика, столкнувшись с вызовами коронавирусной ин фекции и необходимыми вынуж денными ограничениями в этой связи в экономике и в социаль ной сфере, всё-таки оказалась более мобилизованной и го товой к таким шокам, чем многие другие развитые экономики ми ра, если считать пять, шесть, семь или десять ведущих эко номик мира, даже если двад цатку взять. У нас уровень спада эконо мики составил три процента, что гораздо ниже, чем во многих ведущих экономиках мира, и мы восстановились гораздо быст рее, чем другие страны. Вы знаете эти цифры, уже даже в прошлом году мы могли говорить об этих тенденциях, а сегодня - я, естественно, и таб личку взял, сейчас скажу об этом, чтобы здесь ничего не придумы вать: рост ВВП - 4,5 процента ожидается в этом году. Сейчас он 4,6 [процента] - по октябрь включительно. Промышленное ПРОИЗВОДСТВО растёт темпами в пять процентов, переработка, перерабатывающая [промыш ленность] - 5,2. Урожай зерновых у нас чуть меньше, чем в прошлом году, из за погодных условий: было 133,5, стало 123 [миллиона тонн], но это очень хороший результат, который даст нам возможность не только обеспечить себя, но и сохранит нам очень существен ный экспортный потенциал. Хорошие очень показатели в стройке, рекордные показатели - 90 миллионов квадратных мет ров. Впервые такой результат достигнут в новейшей истории России. Среднемесячная зарплата начала расти в реальном выра жении, слава богу. Изменения и в реальных располагаемых дохо дах населения: если был минус два процента, то в этом году мы ожидаем рост. Оценка работы правительства Поговорим и об инфляции, ко нечно. Инфляция восемь про центов ожидается. Это гораздо больше, чем прогнозировали. Но всё равно рост реальных [дохо дов] за вычетом этих инфляци онных расходов всё-таки 4,1 про цента. По году будет - специа листы ожидают, эксперты наши, - 3,5 процента рост реальных до ходов. Конечно, далеко не у всех категорий граждан. Конечно, это средние показатели, я хочу ещё раз это подчеркнуть, когда граж- дане будут смотреть, слушать, скажут: ну вот, опять там средние. Но мы вынуждены средними циф рами оперировать, для того что бы у нас были определённые ориентиры. Мы поговорим о до ходах населения, наверное, ещё более подробно. Уровень безработицы, конеч но, - мы ставили перед собой цель вернуться к допандемий ному уровню, - так он стал ниже. Допандемийный уровень у нас был 4,6-4,7 процента, сейчас 4,3. До конца года, может, чуть-чуть подрастёт, будет 4,4. Это очень хороший показатель работы эко номики в целом, хотя здесь воз никают и определённые слож ности и трудности, связанные с • рынком труда, - с количеством людей, работающих на той же стройке, кстати говоря. Это серь ёзный вопрос. Примерно так. Так что в целом я считаю, что и работа прави тельства, и работа Централь ного банка заслуживает - будем вести себя скромно - удовлетво рительной оценки. Результаты положительные. Драйверы роста Смотрите, мы уже много раз говорили об этих драйверах рос та для нашей страны, исходя из конкретной ситуации, сложив шейся за достаточно длитель ный период времени, даже мож но брать с послевоенного перио да, с 1945 года. Какие у нас вы зовы и какие, соответственно, драйверы? Я сейчас говорил о снижении, к сожалению, продолжитель ности жизни, увеличение смерт ности у нас наблюдается, и в этой связи обостряется одна из важ нейших проблем, одна из самых главных задач, которые стоят пе ред нами, - в сфере демографии. Она и с гуманитарной точки зре ния, и с геополитической точки зрения, имея в виду народона селение страны, - 146 миллионов для такой огромной территории совершенно недостаточно, и с экономической точки зрения: у нас же рабочих рук не хватает. У нас сейчас 81 снебольшим, по-моему, миллион человек в ра ботоспособном возрасте. Мы должны серьёзно увеличить это к 2024-му, К 2030 году. Это один из факторов экономического роста. Так что сбережение народа, о котором говорил Солженицын, становится и является одной из важнейших задач и одним из драйверов роста. Второе. Какие драйверы рос та? Это инфраструктура, разви тие инфраструктуры. В этой свя зи могу сказать, что мы предпри нимаем очень серьёзные усилия в этом направлении. Вы знаете, что 500 миллиардов [рублей] у нас идёт из бюджета фактически на развитие инфраструктуры на прямую. Затем в рамках нацпро ектов у нас было 260, по-моему, миллиардов, потом 400 с лиш ним, и на следующий год, по моему, уже 460 дополнительно. Из Фонда национального благо состояния в ближайшие годы 2,5 триллиона рублей мы планиру ем направить на эти цели - 2,5 триллиона в целом. И, конечно, третий драйвер роста - это повышение произво дительности труда, но здесь це лый набор: начиная от образова ния, цифровизации и заканчивая тем же самым здравоохранени ем - целый набор программ. Они у нас практически все свёрстаны, мы знаем, что надо делать. Ре сурсы, для того чтобы работать по этому направлению, предус мотрены и выделяются ритмич но, они у нас есть. Важно только грамотно организовать эту рабо ту и добиться максимальной отдачи от каждого вложенного в решение этих задач рубля. Вакцинация жизненно необходима У нас, к сожалению, так же, как во многих других странах, - возь мите некоторые европейские страны, они тоже переживают по поводу того, что низкий уровень вакцинации, - скажем, в Федеративной Респуб лике Германия, в стране с очень хорошо развитой системой здравоохране ния, хотя и там тоже мно го критики в адрес систе мы здравоохранения, но всё-таки одна из наибо лее эффективных сис тем в Европе, - низкий уровень. У нас он какой? 59,4 процента на сегодняш ний день или на вчераш ний вечер. Я вчера толь ко, зная наверняка, что это будет чуть ли не ос новной темой нашей се годняшней встречи, го ворил с Анной Юрьев ной Поповой и с Тать яной Алексеевной Голи ковой. 59,4 процента - это кол лективный иммунитет сегодня в России. Имеются в виду и перебо левшие наши граждане, и при вившиеся. У нас около 70 миллио нов сделали первую прививку, 70 с небольшим сделали два укола. Но этого недостаточно: нам нужен коллективный иммунитет где-то под 80 процентов. Наде юсь, в следующем году, хотя бы в конце первого квартала - во вто ром квартале, мы достигнем это го уровня. В некоторых странах сейчас уже говорят о необходи мости достижения коллективно го иммунитета в 90-95 процен- тов. Леонид ХАИРЕМДИНОВ. "Красная з8езда". •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz