На страже Заполярья. 2021 год. Декабрь.
* на стrаЖЕ запаЛlrLl 3 ПРАВА НА ОШИБКУ НЕТ шее образование. Также поощряется заочное обуче ние военнослужащих в выс ших и средних специальных учебных заведениях по про филю основной деятель ности. Понятно, что у таких ребят появляются перспек тивы служебного роста. На пример, старший лейтенант Николай Харюшин. Он слу жил по призыву на БПК "Ви це-адмирал Кулаков", по том остался в экипаже уже военнослужащим по конт ракту. Одновременно со службой учился в институте. Знания Николая, его опыт, добросовестность и ответ ственность были замечены командованием. Неудиви тельно, что через некоторое время ему было присвоено офицерское звание. Сейчас он командует электротехни ческой группой БЧ-5 на БПК "Североморск" . но, в меру своих сил и воз можностей. Но в море ему приходится трудиться уже с полной самоотдачей. Воз- - У меня в боевой части после года службы решили заключить контракт пять человек, - говорит командир Специалисты БЧ-5 - решающая сила при выполнении экипажем задач в море .. Ф[j Поэтому задача электромехани ческой службы соединения, специалистов БЧ-5 БПК - своевременно про водить обслуживание материаль ной части, поддерживать на должном уровне работо способность всех механиз мов, агрегатов и устройств, а также беречь моторесурс и грамотно эксплуатировать технику. Чтобы достигнуть этих це лей, необходимо тщатель но придерживаться нор мативной базы, которая определяет периоды, спо собы и регламент проведе ния установленных работ. Ответственность за соблю дением этих норм лежит на командирах электромеха нических боевых частей ко раблей. С этой задачей они и под чин~нные им специалис ты успешно справляются. И это - отрадный факт, если учитывать, что интенсив ность боевой уч~бы моря ков БПК соединения до вольно высокая. Доста точно отметить, что про тиволодочные корабли со вершают по два, а порой и три дальних похода в год механиках лежит большая нагрузка, - продолжает ка питан 1 ранга Андрей Пет ров. - По большому сч~ту, они держат на своих плечах весь корабль. И это вовсе не преувеличение. Именно личный состав БЧ-5 делает BC~, чтобы экипаж мог в полном объ~ме решать в море поставленные перед ним задачи. Без стараний машинистов-газотурбинис тов, машинистов трюмных, электриков сильного и сла бого тока не смогут рабо тать ни штурмана, ни ракет чики, ни связисты. Даже приготовить пищу и органи зовать помывку личного сос тава будет сложно без учас тия моряков электроме ханической боевой части. Взять, например, снаб жение водой того же кам буза, бытоустройств или кают. Это возможно только при правильной эксплуа тации водоопреснительных установок, насосов и ма гистрали. Если что-то будет неисправно, то выполнение задач похода будет пробле матично. То же самое мож но сказать и об обеспече нии электропитанием всех приборов, начиная от нави- Э.леlCтриlC си.льного mOlCa стjшина 1 статьи Па6е.л Ларцин (БПК "Ce6epoMopclC" несёт 6ахту 6 ПЭЖ lCороб.ля. продолжительностью от двух до пяти месяцев. Иног да этот срок достигает и восьми месяцев. Случа ется, что БПК вернулся из длительного плавания, а через три месяца снова экипаж начинает готовить ся к походу. А в этот период нужно дать и людям от дохнуть, и материальную часть обиходить. А она ведь не новая, ещ~ советского производства. Для e~ ре монта трудно найти запас ные части. Моряки электро механических боевых час тей поддерживают рабо тоспособность заведова ния во многом благодаря бережной эксплуатации, своевременным профилак тическим ремонтам. - В дальнем походе на гационных и заканчивая комплексами корабель ного вооружения. Одним словом, специалисты БЧ-5 полностью обеспечивают боеготовность и жизнеде ятельность корабля. При ч~м делают это успешно. О том, что это именно так, говорят итоги дальних по ходов кораблей соедине ния. Так, ещ~ летом от правился в длительное пла вание БПК "Вице-адмирал Кулаков". Проходило оно в основном у африканского побережья. Моряки успеш но справились с постав ленными задачами. Сущест венный вклад в это BH~C личный состав БЧ-5, кото рой командует капитан 2 ранга Андрей Проява. Ни в ч~м не уступали своим коллегам специалисты элект ромеханической боевой части БПК "Североморск", экипаж которого уверенно отработал в Арктике. В мо ре они вышли под руковод ством капитана 2 ранга Дмитрия Воронина. - Образно говоря, мы стреляем каждый день, - улыбается Андрей Алексе евич. - И права на ошибку у нас нет. Потому что один какой-то вовремя не вы полненный элемент обслу живания узлов и механиз мов может привести к не- первого дня пребывания в экипаже качественно вы полнять служебные обязан ности, трудно. Ведь, каким бы ни был уровень их выуч ки, многое нужно начинать с нуля. Тем более что на большие противолодочные корабли приходят служить по контракту парни, имею щие специальности порой дал~кие от электромехани ческого профиля. Безусловно, неподготов ленного специалиста в мо ре никто не пошл~т. Поэто му С новичками на кораблях Моряки электромеханической боевой части трудятся постоянно, у них нет выходных. Просто бывают больше или меньше заrpу женные дни удаче. Поэтому командир электромеханической бое вой части, подчин~нные ему офицеры должны не только обеспечивать пра вильную эксплуатацию ма териальной части, но и осуществлять контроль за несением ходовых вахт, выполнением регламент ного обслуживания узлов и механизмов на ходу, не снижая установленной го товности корабля. Так, ра боты проводятся поочер~д но, скажем, сначала в но совой машине, затем в кор мовой, или выполняется профилактика левого, по том правого эшелонов. Та кие же процедуры проде лываются на генераторах, главных распределитель ныхщитах. Моряки электромехани ческой боевой части трудят ся постоянно, у них нет вы ходных. Просто бывают больше или меньше загру женные дни. Выполнять сложные опе рации на технике, обслу живать e~ и эксплуатиро вать должны хорошо под готовленные специалисты. И таких настоящих мастеров своего дела в электроме ханических боевых частях кораблей соединения про ТИВОЛОДОЧНИКОВ служит не мало. Все они профессио налы в полном смысле сло ва. Экипажи БПК, которые ходят в длительные плава ния, состоят только из во еннослужащих, проходящих службу по контракту. Прав да, на кораблях, что вре менно не ходят в море, команды комплектуются по смешанному принципу - мо ряками, проходящими служ бу как по контракту, так и по призыву. Конечно, подобрать в коллектив БЧ-5 ребят для службы на профессиональ ной основе, способных с проводят занятия по спе циальности старшины ко манд, командиры групп. Сначала теоретические, потом практические на ма териальной части. Затем командир БЧ-5 принимает от них зач~ты и допускает к несению вахт, обслужива нию заведованиЙ. Благо, в соединении все корабли однотипные, и у командова ния есть возможность ко мандировать моряков для краткосрочных выходов в другие экипажи. - С началом комплек тования экипажей больших противолодочных кораблей военнослужащими, прохо дящими службу по контрак ту, уровень профессиональ ной подготовки личного состава значительно повы сился, - считает капитан 1 ранга Андрей Петров. - Если раньше была частая сменяемость личного сос тава в коллективах, то сей час корабельные специа листы служат на контракт ной основе. Соответствен но, с возрастом, со сроком службы прибавляются зна ния, опыт и прак тические навыки. Текучки кадров поч ти нет. Люди выпол няют возложенные на них обязанности с удовольствием. Вместе с тем, что бы пополнить ряды моряков БЧ-5 боль ших противолодоч ных кораблей, нуж но пройти соответ ствующий отбор. Ведь сюда не каж дого берут. В первую очередь, претен дент в контрактники должен окончить одиннадцать клас сов средней школы. Более того, привет ствуется среднее специальное и выс- И таких примеров много. На этом же БПК, например, успешно решают поставлен ные перед ними задачи старшина трюмной коман ды мичман Павел Гусев, старшина машинной ко манды мичман Юрий Бу тенко. Начинали они свой путь на флоте со службы по контракту, заочно учились. Старание, хорошая выучка и профессиональная под готовка позволили им стать мичманами. Планируется к назначению на вышестоя щую должность и старший маши нист-газотурбинист БПК "Вице-адмирал Кула ков" главный старшина Кон стантин Ружников. Вскоре он станет старшиной ма шинной команды БПК "Ад мирал Левченко". Молодые офицеры, по полнившие ряды соеди нения, тоже набираются опыта эксплуатации мате риальной части. Безуслов но, для них лучшая школа - это работа в море. - Случается, - говорит ка питан 1 ранга Андрей Пет ров, - что лейтенант, недав ний выпускник ввмуза, по падает служить на корабль, экипаж которого готовится кдальнему походу. Соответ ственно, он тоже в этом процессе участвует. Конеч- Капитан 1 ранга Андреа петрО6 и lCanumaH 2 ранга Д,митриа Воронин lCонтро.лируют работу г.ла6ноti си.лО60ti устаНО61Cи. вращается из длительного плавания, как правило, хорошо подготовленным специалистом. Это в полной мере отно сится к лейтенанту Антону Николаеву, который служит инженером машинной груп пы БЧ-5 БПК "Северо морск". Его становление проходило в походе по мо рям Северного Ледовитого океана. Молодой офицер справился в полной мере с возложенными на него обя занностями. - Детально изучает мате риальную часть, интересу ется спецификой e~ эк сплуатации, перспективный офицер, - так характеризует подчин~нного командир электромеханической бо евой части корабля капитан 2 ранга Дмитрий Воронин. На БПК "Адмирал Лев ченко" добросовестно вы полняет свой воинский долг лейтенант Максим Воло дин. За полтора года служ бы на корабле он много сделал для восстановления его технической готовности. Между прочим, моряки, отслужившие в соединении по призыву, часто заключа ют контракт с Министерст вом обороны РФ. БЧ-5 БПК "Адмирал Лев ченко" капитан З ранга Ев гений Бочаров. - Один из них - матрос Владислав Безгодко, который до при зыва окончил техникум, по лучил специальность техни ка-электрика. Его навыки и знания пригодились в элект ротехнической группе. Чтобы корабли ходили в море регулярно, отвечали современным требовани ям, их материальную часть время от времени нужно ремонтировать и модерни зировать. И такая работа постоянно проводится. Так, несколько лет большой про тиволодочный корабль "Ад мирал Левченко" считался неходовым. После решения задач дальнего похода ему потребовался ремонт глав ных двигателей. Понятно, что это длительный про цесс. Даже бытовало мне ние, что без выполнения работ в заводских условиях корабль восстановить не возможно. Тем не менее усилиями личного состава электромеханической бое вой части под руководст вом капитана З ранга Ев гения Бочарова и поддерж ке специалистов судоре монтного предприятия тех ническую готовность кораб ля восстановили. В декабре нынешнего года БПК "Ад мирал Левченко" вышел в море на ходовые испыта ния. Они подтвердили, что корабль готов к использо ванию в дальней морской зоне. Также проводятся необ ходимые работы на БПК "Адмирал Чабаненко". Не смотря на то, что он самый "молодой" в соединении, ему тоже потребовались ремонт и глубокая модер низация. По всем предпо сылкам к концу 2022 года корабль отойд~т от завод ского причала и направится в море на ходовые испы тания. А.леlCсандр БОНДАРЬ. Фото автора. "КАЛУГА" АТАКУЕТ на. Зато практические стрельбы выполняли регулярно. В лето пись Северного флота золотыми буквами вписаны легендарные атаки подводных лодок типа "Щука", "Малютка", "Крейсер ская", "Средняя", "Ленинец" и "Декабрист". С того времени, конечно, проекты кораблей пре терпели значительные изме нения. Современные подлодки оснащены уникальным обору дованием и мощным вооруже нием, однако суть торпедных атак осталась прежней - необ ходимо по картам верно рас считать все параметры. Азы и секреты мастерства передаются от одного поколения подвод ников другому, и я передам их своим последователям. По сумме баллов, выставлен ных за каждый критерий, победу в состязаниях одержал личный состав ДЭПЛ "Калуга". в ходе состязаний прежде всего легла на плечи военнослужащих штурманской и радиотехничес кой боевых частей и группу ко- .. Ф [j Основная задача : по- разить главную цель - флагманский корабль отряда. После атаки лодка быстро уходит из района. Конечно, подводникам не обой тись без практических навыков. До автоматизма отработав "на суше" методы расч~та парамет ров при торпедной атаке, экипаж выходит в море. И здесь бразды правления бер~т в свои руки корабельный боевой расч~~ Моряки рассчитывают позицию атаки, вводят параметры точно по времени, либо по залповому пеленгу выполняют стрельбу. Стоит учитывать, что ДЭПЛ "Калуга" оснащена самонаводя щимися торпедами. Залог ус пешной стрельбы формируется в несколько этапов: верно опре дел~нные параметры движения цели, выработанные на этом основании данные стрельбы, безошибочное введение пара метров стрельбы в торпеду и своевременный залп. И только если сделать правильный рас ч~т - торпеда достигнет цели, в противном случае отклонится от курса, и корабль противника не будет пораж~н. Торпедная атака • длится считанные минуты. От момента обнаружения до атаки цели проходит обычно не больше часа. Экипаж лодки стремится уничтожить врага на максималь ной дистанции. - Атака кораблей - скрупул~з ный труд И большая ответствен ность, - говорит Виталий Влади- мирович. - Мы учимся на опыте наших предшественников. Если углубиться в историю, то очень богатый опыт был наработан экипажами подводных лодок во время Великой Отечественной войны. Правда, тогда в теории отрабатывать свои действия морякам было некогда - шла вой- Ко,мандир ДЭПЛ "Ка.луга" lCanumaH 2 ранга Вита.лиti ПОnО6 с nереходящи,м lCубlCО,м nобедите.ля состязаниti ,между дизе.льны,ми nод60дны,ми .лодlCа,ми по уничтожению lCораб.леti npomU6HUICa с 6ыnо.лнение,м торnедноа стре.льбы отряда бое6ЫХ lCораб.леti. • Соревнования на приз глав кома ВМФ рф проходили на каждом флоте, в разных так тических и климатических усло виях. Но итог должен был быть один - успешное наведение тор педы на цель и e~ условное пора жение. Также учитывались но вые тактические при~мы и алго ритмы, разработанные экипа жем для облегчения поиска цели и стрельбы, упрощение расч~тов для быстрого унич тожения цели, усовершенство вание при~мов обмана против ника. Современные подлодки оснащены уникальным оборудованием и мощным вооружением, однако суть торпедных атак осталась прежней - необходимо по картам верно рассчитать все параметры Церемония награждения эки пажа переходящим кубком сос тоялась в Главном штабе Воен но-морского флота в Санкт-Пе тербурге. Заслуженную награду из рук главкома ВМФ адмирала Николая Евменова принял ко мандир "Калуги" капитан 2 ранга Виталий Попов. Надо отметить, что для лич ного состава это не единствен ное достижение. В 2017 году эки паж "Калуги" получил статус "Ударный", и ежегодно его подт верждает. Теперь рядом с вым пелом "Ударный корабль" на по ч~тном месте разместится пере ходящий кубок за торпедную атаку. - Завоевать кубок - это заслу га всего экипажа, - резюмиру ет капитан 2 ранга Виталий По пов. - Большая ответственность • мандования, непосредственно осуществлявшую общее руко водство. Хотел бы отметить стар шего помощника капитана 3 ран га Алексея Черемных, коман дира штурманской боевой части капитана З ранга Тимофея Тка ч~ва, командира боевой части связи и радиотехнической капи тана 3 ранга Дмитрия Прохоро ва - это основное звено, на котором держалось выполне ние поставленных задач в день стрельб. Но уверен, что вклад в победу BH~C каждый член эки пажа. Конечно, борьба за кубок нас сплотила и подняла боевой дух. Мы считаем, что это не толь ко награда за наш ратный труд, но и весомый новогодний пода рок всему соединению. Е6гения ДРУЗЬЯК. Фото автора и из архива АЭПА "Калуzа". ЗО декабря 2021 года •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz