На страже Заполярья. 2021 год. Декабрь.

* на стrаЖЕ запаЛlrLl 3 ПРАВА НА ОШИБКУ НЕТ шее образование. Также поощряется заочное обуче­ ние военнослужащих в выс­ ших и средних специальных учебных заведениях по про­ филю основной деятель­ ности. Понятно, что у таких ребят появляются перспек­ тивы служебного роста. На­ пример, старший лейтенант Николай Харюшин. Он слу­ жил по призыву на БПК "Ви­ це-адмирал Кулаков", по­ том остался в экипаже уже военнослужащим по конт­ ракту. Одновременно со службой учился в институте. Знания Николая, его опыт, добросовестность и ответ­ ственность были замечены командованием. Неудиви­ тельно, что через некоторое время ему было присвоено офицерское звание. Сейчас он командует электротехни­ ческой группой БЧ-5 на БПК "Североморск" . но, в меру своих сил и воз­ можностей. Но в море ему приходится трудиться уже с полной самоотдачей. Воз- - У меня в боевой части после года службы решили заключить контракт пять человек, - говорит командир Специалисты БЧ-5 - решающая сила при выполнении экипажем задач в море .. Ф[j Поэтому задача электромехани­ ческой службы соединения, специалистов БЧ-5 БПК - своевременно про водить обслуживание материаль­ ной части, поддерживать на должном уровне работо­ способность всех механиз­ мов, агрегатов и устройств, а также беречь моторесурс и грамотно эксплуатировать технику. Чтобы достигнуть этих це­ лей, необходимо тщатель­ но придерживаться нор­ мативной базы, которая определяет периоды, спо­ собы и регламент проведе­ ния установленных работ. Ответственность за соблю­ дением этих норм лежит на командирах электромеха­ нических боевых частей ко­ раблей. С этой задачей они и под­ чин~нные им специалис­ ты успешно справляются. И это - отрадный факт, если учитывать, что интенсив­ ность боевой уч~бы моря­ ков БПК соединения до­ вольно высокая. Доста­ точно отметить, что про­ тиволодочные корабли со­ вершают по два, а порой и три дальних похода в год механиках лежит большая нагрузка, - продолжает ка­ питан 1 ранга Андрей Пет­ ров. - По большому сч~ту, они держат на своих плечах весь корабль. И это вовсе не преувеличение. Именно личный состав БЧ-5 делает BC~, чтобы экипаж мог в полном объ~ме решать в море поставленные перед ним задачи. Без стараний машинистов-газотурбинис­ тов, машинистов трюмных, электриков сильного и сла­ бого тока не смогут рабо­ тать ни штурмана, ни ракет­ чики, ни связисты. Даже приготовить пищу и органи­ зовать помывку личного сос­ тава будет сложно без учас­ тия моряков электроме­ ханической боевой части. Взять, например, снаб­ жение водой того же кам­ буза, бытоустройств или кают. Это возможно только при правильной эксплуа­ тации водоопреснительных установок, насосов и ма­ гистрали. Если что-то будет неисправно, то выполнение задач похода будет пробле­ матично. То же самое мож­ но сказать и об обеспече­ нии электропитанием всех приборов, начиная от нави- Э.леlCтриlC си.льного mOlCa стjшина 1 статьи Па6е.л Ларцин (БПК "Ce6epoMopclC" несёт 6ахту 6 ПЭЖ lCороб.ля. продолжительностью от двух до пяти месяцев. Иног­ да этот срок достигает и восьми месяцев. Случа­ ется, что БПК вернулся из длительного плавания, а через три месяца снова экипаж начинает готовить­ ся к походу. А в этот период нужно дать и людям от­ дохнуть, и материальную часть обиходить. А она ведь не новая, ещ~ советского производства. Для e~ ре­ монта трудно найти запас­ ные части. Моряки электро­ механических боевых час­ тей поддерживают рабо­ тоспособность заведова­ ния во многом благодаря бережной эксплуатации, своевременным профилак­ тическим ремонтам. - В дальнем походе на гационных и заканчивая комплексами корабель­ ного вооружения. Одним словом, специалисты БЧ-5 полностью обеспечивают боеготовность и жизнеде­ ятельность корабля. При­ ч~м делают это успешно. О том, что это именно так, говорят итоги дальних по­ ходов кораблей соедине­ ния. Так, ещ~ летом от­ правился в длительное пла­ вание БПК "Вице-адмирал Кулаков". Проходило оно в основном у африканского побережья. Моряки успеш­ но справились с постав­ ленными задачами. Сущест­ венный вклад в это BH~C личный состав БЧ-5, кото­ рой командует капитан 2 ранга Андрей Проява. Ни в ч~м не уступали своим коллегам специалисты элект­ ромеханической боевой части БПК "Североморск", экипаж которого уверенно отработал в Арктике. В мо­ ре они вышли под руковод­ ством капитана 2 ранга Дмитрия Воронина. - Образно говоря, мы стреляем каждый день, - улыбается Андрей Алексе­ евич. - И права на ошибку у нас нет. Потому что один какой-то вовремя не вы­ полненный элемент обслу­ живания узлов и механиз­ мов может привести к не- первого дня пребывания в экипаже качественно вы­ полнять служебные обязан­ ности, трудно. Ведь, каким бы ни был уровень их выуч­ ки, многое нужно начинать с нуля. Тем более что на большие противолодочные корабли приходят служить по контракту парни, имею­ щие специальности порой дал~кие от электромехани­ ческого профиля. Безусловно, неподготов­ ленного специалиста в мо­ ре никто не пошл~т. Поэто­ му С новичками на кораблях Моряки электромеханической боевой части трудятся постоянно, у них нет выходных. Просто бывают больше или меньше заrpу­ женные дни удаче. Поэтому командир электромеханической бое­ вой части, подчин~нные ему офицеры должны не только обеспечивать пра­ вильную эксплуатацию ма­ териальной части, но и осуществлять контроль за несением ходовых вахт, выполнением регламент­ ного обслуживания узлов и механизмов на ходу, не снижая установленной го­ товности корабля. Так, ра­ боты проводятся поочер~д­ но, скажем, сначала в но­ совой машине, затем в кор­ мовой, или выполняется профилактика левого, по­ том правого эшелонов. Та­ кие же процедуры проде­ лываются на генераторах, главных распределитель­ ныхщитах. Моряки электромехани­ ческой боевой части трудят­ ся постоянно, у них нет вы­ ходных. Просто бывают больше или меньше загру­ женные дни. Выполнять сложные опе­ рации на технике, обслу­ живать e~ и эксплуатиро­ вать должны хорошо под­ готовленные специалисты. И таких настоящих мастеров своего дела в электроме­ ханических боевых частях кораблей соединения про­ ТИВОЛОДОЧНИКОВ служит не­ мало. Все они профессио­ налы в полном смысле сло­ ва. Экипажи БПК, которые ходят в длительные плава­ ния, состоят только из во­ еннослужащих, проходящих службу по контракту. Прав­ да, на кораблях, что вре­ менно не ходят в море, команды комплектуются по смешанному принципу - мо­ ряками, проходящими служ­ бу как по контракту, так и по призыву. Конечно, подобрать в коллектив БЧ-5 ребят для службы на профессиональ­ ной основе, способных с проводят занятия по спе­ циальности старшины ко­ манд, командиры групп. Сначала теоретические, потом практические на ма­ териальной части. Затем командир БЧ-5 принимает от них зач~ты и допускает к несению вахт, обслужива­ нию заведованиЙ. Благо, в соединении все корабли однотипные, и у командова­ ния есть возможность ко­ мандировать моряков для краткосрочных выходов в другие экипажи. - С началом комплек­ тования экипажей больших противолодочных кораблей военнослужащими, прохо­ дящими службу по контрак­ ту, уровень профессиональ­ ной подготовки личного состава значительно повы­ сился, - считает капитан 1 ранга Андрей Петров. - Если раньше была частая сменяемость личного сос­ тава в коллективах, то сей­ час корабельные специа­ листы служат на контракт­ ной основе. Соответствен­ но, с возрастом, со сроком службы прибавляются зна­ ния, опыт и прак­ тические навыки. Текучки кадров поч­ ти нет. Люди выпол­ няют возложенные на них обязанности с удовольствием. Вместе с тем, что­ бы пополнить ряды моряков БЧ-5 боль­ ших противолодоч­ ных кораблей, нуж­ но пройти соответ­ ствующий отбор. Ведь сюда не каж­ дого берут. В первую очередь, претен­ дент в контрактники должен окончить одиннадцать клас­ сов средней школы. Более того, привет­ ствуется среднее специальное и выс- И таких примеров много. На этом же БПК, например, успешно решают поставлен­ ные перед ними задачи старшина трюмной коман­ ды мичман Павел Гусев, старшина машинной ко­ манды мичман Юрий Бу­ тенко. Начинали они свой путь на флоте со службы по контракту, заочно учились. Старание, хорошая выучка и профессиональная под­ готовка позволили им стать мичманами. Планируется к назначению на вышестоя­ щую должность и старший маши нист-газотурбинист БПК "Вице-адмирал Кула­ ков" главный старшина Кон­ стантин Ружников. Вскоре он станет старшиной ма­ шинной команды БПК "Ад­ мирал Левченко". Молодые офицеры, по­ полнившие ряды соеди­ нения, тоже набираются опыта эксплуатации мате­ риальной части. Безуслов­ но, для них лучшая школа - это работа в море. - Случается, - говорит ка­ питан 1 ранга Андрей Пет­ ров, - что лейтенант, недав­ ний выпускник ввмуза, по­ падает служить на корабль, экипаж которого готовится кдальнему походу. Соответ­ ственно, он тоже в этом процессе участвует. Конеч- Капитан 1 ранга Андреа петрО6 и lCanumaH 2 ранга Д,митриа Воронин lCонтро.лируют работу г.ла6ноti си.лО60ti устаНО61Cи. вращается из длительного плавания, как правило, хорошо подготовленным специалистом. Это в полной мере отно­ сится к лейтенанту Антону Николаеву, который служит инженером машинной груп­ пы БЧ-5 БПК "Северо­ морск". Его становление проходило в походе по мо­ рям Северного Ледовитого океана. Молодой офицер справился в полной мере с возложенными на него обя­ занностями. - Детально изучает мате­ риальную часть, интересу­ ется спецификой e~ эк­ сплуатации, перспективный офицер, - так характеризует подчин~нного командир электромеханической бо­ евой части корабля капитан 2 ранга Дмитрий Воронин. На БПК "Адмирал Лев­ ченко" добросовестно вы­ полняет свой воинский долг лейтенант Максим Воло­ дин. За полтора года служ­ бы на корабле он много сделал для восстановления его технической готовности. Между прочим, моряки, отслужившие в соединении по призыву, часто заключа­ ют контракт с Министерст­ вом обороны РФ. БЧ-5 БПК "Адмирал Лев­ ченко" капитан З ранга Ев­ гений Бочаров. - Один из них - матрос Владислав Безгодко, который до при­ зыва окончил техникум, по­ лучил специальность техни­ ка-электрика. Его навыки и знания пригодились в элект­ ротехнической группе. Чтобы корабли ходили в море регулярно, отвечали современным требовани­ ям, их материальную часть время от времени нужно ремонтировать и модерни­ зировать. И такая работа постоянно проводится. Так, несколько лет большой про­ тиволодочный корабль "Ад­ мирал Левченко" считался неходовым. После решения задач дальнего похода ему потребовался ремонт глав­ ных двигателей. Понятно, что это длительный про­ цесс. Даже бытовало мне­ ние, что без выполнения работ в заводских условиях корабль восстановить не­ возможно. Тем не менее усилиями личного состава электромеханической бое­ вой части под руководст­ вом капитана З ранга Ев­ гения Бочарова и поддерж­ ке специалистов судоре­ монтного предприятия тех­ ническую готовность кораб­ ля восстановили. В декабре нынешнего года БПК "Ад­ мирал Левченко" вышел в море на ходовые испыта­ ния. Они подтвердили, что корабль готов к использо­ ванию в дальней морской зоне. Также проводятся необ­ ходимые работы на БПК "Адмирал Чабаненко". Не­ смотря на то, что он самый "молодой" в соединении, ему тоже потребовались ремонт и глубокая модер­ низация. По всем предпо­ сылкам к концу 2022 года корабль отойд~т от завод­ ского причала и направится в море на ходовые испы­ тания. А.леlCсандр БОНДАРЬ. Фото автора. "КАЛУГА" АТАКУЕТ на. Зато практические стрельбы выполняли регулярно. В лето­ пись Северного флота золотыми буквами вписаны легендарные атаки подводных лодок типа "Щука", "Малютка", "Крейсер­ ская", "Средняя", "Ленинец" и "Декабрист". С того времени, конечно, проекты кораблей пре­ терпели значительные изме­ нения. Современные подлодки оснащены уникальным обору­ дованием и мощным вооруже­ нием, однако суть торпедных атак осталась прежней - необ­ ходимо по картам верно рас­ считать все параметры. Азы и секреты мастерства передаются от одного поколения подвод­ ников другому, и я передам их своим последователям. По сумме баллов, выставлен­ ных за каждый критерий, победу в состязаниях одержал личный состав ДЭПЛ "Калуга". в ходе состязаний прежде всего легла на плечи военнослужащих штурманской и радиотехничес­ кой боевых частей и группу ко- .. Ф [j Основная задача : по- разить главную цель - флагманский корабль отряда. После атаки лодка быстро уходит из района. Конечно, подводникам не обой­ тись без практических навыков. До автоматизма отработав "на суше" методы расч~та парамет­ ров при торпедной атаке, экипаж выходит в море. И здесь бразды правления бер~т в свои руки корабельный боевой расч~~ Моряки рассчитывают позицию атаки, вводят параметры точно по времени, либо по залповому пеленгу выполняют стрельбу. Стоит учитывать, что ДЭПЛ "Калуга" оснащена самонаводя­ щимися торпедами. Залог ус­ пешной стрельбы формируется в несколько этапов: верно опре­ дел~нные параметры движения цели, выработанные на этом основании данные стрельбы, безошибочное введение пара­ метров стрельбы в торпеду и своевременный залп. И только если сделать правильный рас­ ч~т - торпеда достигнет цели, в противном случае отклонится от курса, и корабль противника не будет пораж~н. Торпедная атака • длится считанные минуты. От момента обнаружения до атаки цели проходит обычно не больше часа. Экипаж лодки стремится уничтожить врага на максималь­ ной дистанции. - Атака кораблей - скрупул~з­ ный труд И большая ответствен­ ность, - говорит Виталий Влади- мирович. - Мы учимся на опыте наших предшественников. Если углубиться в историю, то очень богатый опыт был наработан экипажами подводных лодок во время Великой Отечественной войны. Правда, тогда в теории отрабатывать свои действия морякам было некогда - шла вой- Ко,мандир ДЭПЛ "Ка.луга" lCanumaH 2 ранга Вита.лиti ПОnО6 с nереходящи,м lCубlCО,м nобедите.ля состязаниti ,между дизе.льны,ми nод60дны,ми .лодlCа,ми по уничтожению lCораб.леti npomU6HUICa с 6ыnо.лнение,м торnедноа стре.льбы отряда бое6ЫХ lCораб.леti. • Соревнования на приз глав­ кома ВМФ рф проходили на каждом флоте, в разных так­ тических и климатических усло­ виях. Но итог должен был быть один - успешное наведение тор­ педы на цель и e~ условное пора­ жение. Также учитывались но­ вые тактические при~мы и алго­ ритмы, разработанные экипа­ жем для облегчения поиска цели и стрельбы, упрощение расч~тов для быстрого унич­ тожения цели, усовершенство­ вание при~мов обмана против­ ника. Современные подлодки оснащены уникальным оборудованием и мощным вооружением, однако суть торпедных атак осталась прежней - необходимо по картам верно рассчитать все параметры Церемония награждения эки­ пажа переходящим кубком сос­ тоялась в Главном штабе Воен­ но-морского флота в Санкт-Пе­ тербурге. Заслуженную награду из рук главкома ВМФ адмирала Николая Евменова принял ко­ мандир "Калуги" капитан 2 ранга Виталий Попов. Надо отметить, что для лич­ ного состава это не единствен­ ное достижение. В 2017 году эки­ паж "Калуги" получил статус "Ударный", и ежегодно его подт­ верждает. Теперь рядом с вым­ пелом "Ударный корабль" на по­ ч~тном месте разместится пере­ ходящий кубок за торпедную атаку. - Завоевать кубок - это заслу­ га всего экипажа, - резюмиру­ ет капитан 2 ранга Виталий По­ пов. - Большая ответственность • мандования, непосредственно осуществлявшую общее руко­ водство. Хотел бы отметить стар­ шего помощника капитана 3 ран­ га Алексея Черемных, коман­ дира штурманской боевой части капитана З ранга Тимофея Тка­ ч~ва, командира боевой части связи и радиотехнической капи­ тана 3 ранга Дмитрия Прохоро­ ва - это основное звено, на котором держалось выполне­ ние поставленных задач в день стрельб. Но уверен, что вклад в победу BH~C каждый член эки­ пажа. Конечно, борьба за кубок нас сплотила и подняла боевой дух. Мы считаем, что это не толь­ ко награда за наш ратный труд, но и весомый новогодний пода­ рок всему соединению. Е6гения ДРУЗЬЯК. Фото автора и из архива АЭПА "Калуzа". ЗО декабря 2021 года •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz