На страже Заполярья. 2021 год. Декабрь.
8 * на стrаж1 3аnал1rь1 ПРИУМНОЖАТЬ СИЛУ АРМИИ НОВОЙ БРОНЕТЕХНИКОЙ теме с крупными транспортными компаниями . - Что вы думаете о перс пективах государственно-ча стного партнёрства в ОПК? Насколько оно эффективно и взаимовыгодно? Если говорить о завтрашнем дне, то, естественно, чем выше квалификация специалиста, тем лучше будет продукция. Созда вать условия, при которых потен циальные профессионалы, ко торые требуются на предприя тии в своём городе, будут уез жать, - неверный путь. Это одна из приоритетных задач АО "Концерн "Уралваrонзавод" - Приватизация 90-х годов позволила большому количеству предприятий, особенно произ водящих продукцию для Сухо путных войск, существовать в частной форме собственности. Вектор развития у них был раз ный. Кто-то завершал банкрот ством, а кто-то развивался. 4 ф j Мы смотрим не толь- ко на ближайшую, но и дальнюю перспективу, чтобы не отставать и даже превосхо дить потенциального противника. - Какие новые образцы воо ружения в ближайшем буду· щем будут поставляться Уралвагонзаводом в Воору жённые силы?На каком этапе находятся этиразработки? - После успешных государст венных испытаний начали по ставлять новый танк Т-90М "Про рыв". По сути, это не модерниза ция, а совершенно новый танк. Надеемся, в новой программе вооружения он найдёт своё мес то, и уже сегодня мы можем с уверенностью говорить, что у не го серьёзный экспортный потен циал. Нельзя не упомянуть и другой принципиально новый танк Т-14 "Армата" - в следующем году за вершатся его государственные испытания. Сейчас мы обеспе чиваем производство опытной партии для Министерства обо роны. После опытной эксплуа тации решение будет оконча тельно принято, и чётко опреде лятся роль и место этой боевой единицы. Я благодарен руководству Ми нистерства обороны, которое в непростое время дало возмож ность проводить такие ОКР, ко торые позволили двигаться дальше и не останавливаться только на модернизации. • COVID-19 стал вызовом для всего мира. Сказалась ли сложная санитарно-эпидемио логическая обстановка на темпах проведения опытно конструкторских работ, се рийном производстве? - Вызов новый, всеобъемлю щий. Он затрагивал не только головные заводы, которые обес печивают производство, сборку и поставку в Вооружённые силы, но и большое количество пред приятий-кооператоров, которые находятся по всей России. Где то всплески пандемии были бапее серьёзные, где-то менее. Неравномерное распределение очагов неравномерно влияло и на нашу кооперацию. В связи с пандемией нами были приняты соответствующие управленческие решения, и мы не останавливали работу ни на один день. Разве что мы при- остановили работу по граждан ской тематике, но по гособорон заказу работали каждый день. Организовали непрерывный мо ниторинг, исключая риски забо леваемости . Сложно было соблюдать дис танцию 1,5 метра - при сборке танка это значительно бы затя гивало технологический цикл мон тажа. Соответственно, мы по старались нивелировать такие коллизии. Обеспечили закупку нового оборудования для изме рения температуры работников, организовали регулярную сани тарную обработку помещений. Мы не можем уйти на удалёнку и собирать танки, сидя дома. Для нас такая проблема, как COVID-19, не являлась доминан той. За всю историю мы никогда не боялись трудностей и сейчас будем работать, все вызовы вос принимая чётко и уверенно. - Какна Уралвагонзаводв ор ганизуется техническое об служивание техники, стоя щей на вооружении? Какие новыеподходы используются вработе с новыми образцами? - Для нас было и остаётся важным поддержание техниче ской готовности вооружения . Обеспечивается оно выездными промышленными бригадами. Не так давно было принято реше ние о передаче ремонтных зава- 24 декабря 2021 года • дов Минобороны в промышлен ность, после чего ряд ремонтных заводов появился и в нашем хол динге. Это позволило проводить техническое обслуживание уже ААександр ПОТАПОВ. эксплуатируемой техники в наи больших объёмах. Что касается новых, перспек тивных образцов вооружения и военной техники, то важно рас сматривать весь цикл - от раз работки и производства до эксп луатации и последующей утили зации. Эти моменты учитывают ся, и на сегодняшний день уже при формировании документа ции мы планируем обеспечение изделия на период до окончания срока службы. Эти две составляющие явля ются для нас ключевыми и важ ным и, и здесь мы с Министер ством обороны находимся в пол ном взаимодействии. - Как цифровизация и науч но-технический прогресс по влияли наработуконцерна за последнее время? - В этой связи нужно сказать о технологическом прорыве, новых стратегических материалах. Су ществуют определённые заделы с точки зрения максимального гарантирования безопасности для жизни военнослужащего. Для нас все технологические инновации являются вызовами в конструкции и применении но вых материалов. Задачи, кото рые ставятся перед нами Ми нистерством обороны России, а таюке решаемые в рамках ини циативных разработок, связаны с вопросами роботизации и ис- кусственного интеллекта. Работы в этом ключе у нас ведутся ак тивно, и Министерство обороны на них обращает особое внима ние. Мы проводим соответствую щие научно-технические советы, обсуждаем, смотрим текущее состояние перспективных ОКР. Что касается цифровизации, то это, на мой взгляд, уже в порядке вещей. Всё должно перейти в цифру - от проектирования до, условно говоря, обслуживания. У наших коллег, к примеру, уже имеются наработки, благодаря которым мы в цифре понимаем, какая деталь, узел будут тре бовать замены и когда, исходя из времени эксплуатации и дру гих параметров. Благодаря это му мы можем формировать план производства комплектующих, чтобы обеспечить техническую готовность и опосредованно го ворить о жизненном цикле того или иного изделия. Таким об разом, цифра нам очень может помочь . Новые стратегические мате риалы - это тоже очень важное направление. К примеру, сни зить весовые характеристики, из менить манёвренность техники, но при этом сохранить прочно стные характеристики - это очень важные и интересные задачи . - Возможноли в скоромбуду щем получить робот-танк или полностью автоматизи рованную бронетехнику? Ве дутся ли разработки в этом направлении? - Фактически это уже сделано. Переход к цифре, по сути, явля ется определённым заделом и возможностью на следующем этапе перейти к роботизации и автоматизации. Задача сниже ния количества членов экипажа всегда стояла, но здесь должна быть разумность, которая опре деляется боевыми действиями и будет соответствовать требо ваниям Минобороны. Автомати зированное управление техни кой - это, я считаю, уже ближай шее будущее, и такие наработки мы уже демонстрировали воен ному ведомству. • Как проблема импортоза мещения за последние годы повлияла на ОКР и производ ство продукции? Что вам уда лось предпринять для дости жения технологической неза висимости? - Мы очень далеко в этом смысле продвинулись. Мы мак симально быстро ушли от зави симости от комплектаторов и коолераций по линии Украины - это было сделано фактически в течение года. На сегодняшний день порядка 95 процентов сос тавляющих нашей продукции - российского производства. Ос тавшиеся проценты приходятся в основном на электронно-ком понентную базу. При этом у нас есть возможность закупки этих компонентов у дружественных государств и создать страховые запасы. Это вполне нормальная реакция на вызовы внешнего мира, дающая возможность про изводства в рамках Государст венной программы вооружения. Хочу отметить, что санкционная политика зарубежных госу дарств, наоборот, стимулировала работу наших конструкторов, технологов, стимулировала нашу инженерную мысль. Требуется быть максимально независи мыми в части техники, разраба тываемой непосредственно кон церном "Уралвагонзавод", и я считаю, что эта задача факти чески уже решена. - Хотелось бы услышать ваше мнение и относительно инициативыМинобороныРос сии о создании научных и на учно-производственных рот на базе военного технополиса ЭРА. - Вопрос о формировании на учных и научно-производствен ных рот был поднят Министерст вом обороны и поддержан Ми нистерством промышленности и торговли. Я считаю, что это аб солютно правильное решение, и сотрудничество с технополисом приносит большую пользу. Мы периодически проводим научно технические советы, совещания с участием руководства Минис терства обороны, Министерства промышленности, Коллегии ВПК. Молодые, талантливые ребята проходят военную службу в ар мии, при этом наращивают свой потенциал, развивают интеллект в привязке к жизни в армейских условиях, с пониманием задач, которые стоят перед Вооружён ными силами, с пониманием на учно-технического задела. В тех нополисе они только усиливают свою компетенцию. Эти ребята - золотые зёрна, которые нужно проращивать, тогда они будут давать очень хорошие плоды. Иными словами, технопапис ЭРА стал прекрасным полем для вы ращивания одарённых молодых слециалистов. - Осуществляет ли ваш концерн непосредственное взаимодействие с технопо лисом? - Безусловно . Я сделаю ак цент на наших конструкторских бюро: это Уральское конструк торское бюро транспортного ма шиностроения, основной разра ботчик БТВТ, и нижегородское предприятие "Буревестн ик", за нимающееся артиллерией, ми номётной техникой. У технополи са всегда имеется множество свежих разработок, выполненных молодыми людьми . с ними мы часто находим точки пересече ния, соп рикосновения и разви тия. Между нами идёт непрерыв ный диалог и обмен мнениями. • Каково соотношение на Уралвагонзаводе военной и гражданской продукции на се- • годняшний день? Как решае мые вопросы диверсификации влияют на конкурентоспо собность компании на внеш нем и внутреннемрынках? - Уралваrонзавод изначально выпускал большое количество вагонов и подвижных составов. На тот момент у него было 100 процентов гражданской продук ции. Если сегодня брать непосред ственно Уралвагонзавод, то со- Мне лично отрадно и приятно, например, что тульские пред приятия, которые были част ными, сохранили и приумножили потенциал. Их вхождение в госу дарственные структуры - хора- И напротив, есть города с хорошим учебным потенциалом, например, Томск, где из вузов ежегодно выпускаются ценные специалисты, но внутренняя потребность в них избыточна. В таком случае хорошо было бы направлять их работать на пред приятия других городов. После успешных rосударстве1П1ЪIХ испытаний начали поставлять новый танк Т-90М "Прорыв". По сути, это не модернизация, а совершенно новый танк Что касается слесарей, свар щиков и других - сейчас мы заку пили оборудование, требующее очень высокой квалификации. Соответственно, требуются ква лифицированные работники. Эту нишу восполнить тяжело. Хорошо, что сейчас проходят различные конкурсы, пропаган дирующие рабочие профессии. На мой взгляд, важно уделять больше внимания такой дея тельности, популяризировать их, вовлекать в них молодёжь. отношение колеблется в пре делах 40 процентов гражданской продукции на 60 процентов воен ной. Однако эти цифры варьиру ются в зависимости от предприя тия и в меньшей степени каса ются разработчиков. Перед нами Президентом России ставилась задача к 2025 году иметь 30 про центов гражданской продукции, а к 2030-му - 50 на 50. В дости жение этих цифр на сегодняшний день большую долю вносит Урал вагонзавод, а именно подвиж- ной железнодорожный состав , который мы выпускаем. Сейчас мы занимаемся ди версификацией и в части разра боток. Рождаются совершенно новые проекты. Среди них, на пример, направление по оборо ту твёрдых бытовых отходов, в котором мы видим большую перс пективу и полезность. Мы начали производить ретротрамваи, про водя локализацию внутри своего холдинга. В этом случае ком петенция наших предприятий позволяет выпускать, к примеру, электродвигатели, которые ра нее приходилось закупать. Всё это увеличивает насы щенность нашей корпорации внутренними заказами по вы пуску гражданской продукции. Что касается внешнего рынка, то тут есть определённые слож ности. И самая главная - это санкции, и с ними приходится считаться. Для внешнего гражданского рынка мы, в частности, пытаем ся развивать на уровне своих компетенций зарубежные на работки: например, бульдозеры и дорожно-строительную техни ку. Также мы активно развиваем производство танк-контейнеров для сжиженного лриродного га за. Это очень перспективная те матика, на данном этапе мы про шли все сертификации и в ско- ром времени будем продвигать продукцию на рынки. Поскольку растёт доля контейнерных пере возок железнодорожным транс портом, мы занимаемся серти фикацией сухих 40-футовых кон тейнеров, начали производство 40-футовых рефконтейнеров, проводили переговоры по этой ший пример частно-государст венного партнёрства. Другой при мер - такая структура, как Курган машзавод. Он проходил доста точно сложное становление в конце 1990-х - начале 2000-х годов как частное предприятие, будучи, по сути, единственным производителем и разработчи ком БМП, но в настоящее время начинает восстанавливаться благодаря вхождению в Ростех. Объединение государственного и частного - наиболее устойчивая конструкция в современных ус ловиях, но во многом зависит от человеческого фактора. А в ос тальном законодательные акты и нормативные документы со здают все предпосылки для нор мального развития. - В 1990-е годы остро вста ла проблема новых кадров в сфере промышленности. Уда лось ли на сегодняшний день решить вопросы нехватки высококвалифицированных специалистов? - К сожалению, кадровая проб лема остаётся. Причин очень мно го, к тому же они носят как сие- - Уралвагонзавод был по строен в труднейших усло виях. По сути. это был чело веческий подвиг. Что делает ся сегодня для сохранения исторической памяти? - Мы бережём свои традиции, храним их в наших музеях, в на ших умах. История для нас клю чевая и знаковая составляющая с точки зрения воспитания. Фак тически мы начинаем воспиты вать детей наших заводчан со школьной скамьи , а иногда и с детских садов. Мы проводим конкурс династий. Победителем такого конкурса на Уралвагонза воде в 2021 году стала династия Кузнецовых, трудовой стаж кото рой почти 800 лет. Совсем не давно мы с участием Игоря Угольникова локазали молодым ребятам фильм "Подольские курсанты". Так ведь и у нас после войны работал один из подоль ских курсантов - Николай Чуркин. Он пришёл на Уралвагонзавод и прошёл путь от кладовщика до начальника механосборочно го производства. Мы пригласи ли на показ фильма его дочь Ирину Николаевну Чуркину, док тора медицинских наук, профес сора кафедры патологической анатомии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова и Санкт-Петербургского медицин ского госуниверситета. Создаются все условия для комфортной работы и жизни - бассейны, поликлиники и мно гое другое. У нас прекрасный те атр в Нижнем Тагиле, в котором до недавнего времени играла жена Высоцкого - Изольда Конс тантиновна. Это всё собирается в единое целое, двигает мысли, влияет на отношение к работе, а соответственно - повышает ка чество выпускаемой продукции. Чувство патриотизма, особенно на Уралвагонзаводе, сильно развито. Когда человек пересекает проход ную, он понимает всю ответственность перед колле гами, перед великой историей за.вода темный , так и индивидуальный характер, и нельзя сказать одно значно обо всех предприятиях в целом. Нужно учитывать привяз ку к городам. Одна из самых боль ших молодёжных организаций на Уралвагонзаводе - более 1 О тысяч ребят - в ходе недавно проводимой конференции под нимала важный вопрос, и мы, в свою очередь, будем обращать ся с ним в соответствующие ве домства. Это вопрос на предмет того, чтобы не закрывать, по край ней мере в Нижнем Тагиле, фи лиалы высших учебных заведе ний. Я считаю, это будет допол нительным фактором, влияющим на отток молодых специалистов. • В своё время мы проявили инициативу и создали движение, которое, надеюсь, найдёт отра жение в будущем, - "Бессмертный цех". Во время парада 9 Мая в ряде наших городов, прежде всего в Нижнем Тагиле, мы провели это шествие. Приятное удивление вызвало то, что люди даже из других городов приезжали с порт ретами своих предков, работав ших на заводе во время войны. Чувство патриотизма, особен но на Уралвагонзаводе, сильно развито. Когда человек пересе кает проходную, он понимает всю ответственность перед коллега ми, перед великой историей за вода. Такой человек - качествен ный, хороший работник. В прошлом году, как известно, исполнилось 100 лет танкострое нию, и мы с большой гордостью отметили этот праздник. А 80 лет назад был построен лервый танк на Уралвагонзаводе. В этом году нам исполнилось 85 лет. В честь юбилея Президент России на градил нас почётным знаком "За успехи в труде". Мы чувствуем поддержку нашего руководите ля, у нас есть чёткое видение перспектив и понимание важ ности стоящих перед нами задач в конструктивном взаимодей ствии с Министерством обороны. Мы намерены и в дальнейшем на высочайшем уровне выпол нять гособоронзаказ . АнтонАЛЕКСЕЕВ. "Красная з6ез8а" . •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz