На страже Заполярья. 2021 год. Декабрь.

8 * на стrаж1 3аnал1rь1 ПРИУМНОЖАТЬ СИЛУ АРМИИ НОВОЙ БРОНЕТЕХНИКОЙ теме с крупными транспортными компаниями . - Что вы думаете о перс­ пективах государственно-ча­ стного партнёрства в ОПК? Насколько оно эффективно и взаимовыгодно? Если говорить о завтрашнем дне, то, естественно, чем выше квалификация специалиста, тем лучше будет продукция. Созда­ вать условия, при которых потен­ циальные профессионалы, ко­ торые требуются на предприя­ тии в своём городе, будут уез­ жать, - неверный путь. Это одна из приоритетных задач АО "Концерн "Уралваrонзавод" - Приватизация 90-х годов позволила большому количеству предприятий, особенно произ­ водящих продукцию для Сухо­ путных войск, существовать в частной форме собственности. Вектор развития у них был раз­ ный. Кто-то завершал банкрот­ ством, а кто-то развивался. 4 ф j Мы смотрим не толь- ко на ближайшую, но и дальнюю перспективу, чтобы не отставать и даже превосхо­ дить потенциального противника. - Какие новые образцы воо­ ружения в ближайшем буду· щем будут поставляться Уралвагонзаводом в Воору­ жённые силы?На каком этапе находятся этиразработки? - После успешных государст­ венных испытаний начали по­ ставлять новый танк Т-90М "Про­ рыв". По сути, это не модерниза­ ция, а совершенно новый танк. Надеемся, в новой программе вооружения он найдёт своё мес­ то, и уже сегодня мы можем с уверенностью говорить, что у не­ го серьёзный экспортный потен­ циал. Нельзя не упомянуть и другой принципиально новый танк Т-14 "Армата" - в следующем году за­ вершатся его государственные испытания. Сейчас мы обеспе­ чиваем производство опытной партии для Министерства обо­ роны. После опытной эксплуа­ тации решение будет оконча­ тельно принято, и чётко опреде­ лятся роль и место этой боевой единицы. Я благодарен руководству Ми­ нистерства обороны, которое в непростое время дало возмож­ ность проводить такие ОКР, ко­ торые позволили двигаться дальше и не останавливаться только на модернизации. • COVID-19 стал вызовом для всего мира. Сказалась ли сложная санитарно-эпидемио­ логическая обстановка на темпах проведения опытно­ конструкторских работ, се­ рийном производстве? - Вызов новый, всеобъемлю­ щий. Он затрагивал не только головные заводы, которые обес­ печивают производство, сборку и поставку в Вооружённые силы, но и большое количество пред­ приятий-кооператоров, которые находятся по всей России. Где­ то всплески пандемии были бапее серьёзные, где-то менее. Неравномерное распределение очагов неравномерно влияло и на нашу кооперацию. В связи с пандемией нами были приняты соответствующие управленческие решения, и мы не останавливали работу ни на один день. Разве что мы при- остановили работу по граждан­ ской тематике, но по гособорон­ заказу работали каждый день. Организовали непрерывный мо­ ниторинг, исключая риски забо­ леваемости . Сложно было соблюдать дис­ танцию 1,5 метра - при сборке танка это значительно бы затя­ гивало технологический цикл мон­ тажа. Соответственно, мы по­ старались нивелировать такие коллизии. Обеспечили закупку нового оборудования для изме­ рения температуры работников, организовали регулярную сани­ тарную обработку помещений. Мы не можем уйти на удалёнку и собирать танки, сидя дома. Для нас такая проблема, как COVID-19, не являлась доминан­ той. За всю историю мы никогда не боялись трудностей и сейчас будем работать, все вызовы вос­ принимая чётко и уверенно. - Какна Уралвагонзаводв ор­ ганизуется техническое об­ служивание техники, стоя­ щей на вооружении? Какие новыеподходы используются вработе с новыми образцами? - Для нас было и остаётся важным поддержание техниче­ ской готовности вооружения . Обеспечивается оно выездными промышленными бригадами. Не так давно было принято реше­ ние о передаче ремонтных зава- 24 декабря 2021 года • дов Минобороны в промышлен­ ность, после чего ряд ремонтных заводов появился и в нашем хол­ динге. Это позволило проводить техническое обслуживание уже ААександр ПОТАПОВ. эксплуатируемой техники в наи­ больших объёмах. Что касается новых, перспек­ тивных образцов вооружения и военной техники, то важно рас­ сматривать весь цикл - от раз­ работки и производства до эксп­ луатации и последующей утили­ зации. Эти моменты учитывают­ ся, и на сегодняшний день уже при формировании документа­ ции мы планируем обеспечение изделия на период до окончания срока службы. Эти две составляющие явля­ ются для нас ключевыми и важ­ ным и, и здесь мы с Министер­ ством обороны находимся в пол­ ном взаимодействии. - Как цифровизация и науч­ но-технический прогресс по­ влияли наработуконцерна за последнее время? - В этой связи нужно сказать о технологическом прорыве, новых стратегических материалах. Су­ ществуют определённые заделы с точки зрения максимального гарантирования безопасности для жизни военнослужащего. Для нас все технологические инновации являются вызовами в конструкции и применении но­ вых материалов. Задачи, кото­ рые ставятся перед нами Ми­ нистерством обороны России, а таюке решаемые в рамках ини­ циативных разработок, связаны с вопросами роботизации и ис- кусственного интеллекта. Работы в этом ключе у нас ведутся ак­ тивно, и Министерство обороны на них обращает особое внима­ ние. Мы проводим соответствую­ щие научно-технические советы, обсуждаем, смотрим текущее состояние перспективных ОКР. Что касается цифровизации, то это, на мой взгляд, уже в порядке вещей. Всё должно перейти в цифру - от проектирования до, условно говоря, обслуживания. У наших коллег, к примеру, уже имеются наработки, благодаря которым мы в цифре понимаем, какая деталь, узел будут тре­ бовать замены и когда, исходя из времени эксплуатации и дру­ гих параметров. Благодаря это­ му мы можем формировать план производства комплектующих, чтобы обеспечить техническую готовность и опосредованно го­ ворить о жизненном цикле того или иного изделия. Таким об­ разом, цифра нам очень может помочь . Новые стратегические мате­ риалы - это тоже очень важное направление. К примеру, сни­ зить весовые характеристики, из­ менить манёвренность техники, но при этом сохранить прочно­ стные характеристики - это очень важные и интересные задачи . - Возможноли в скоромбуду­ щем получить робот-танк или полностью автоматизи­ рованную бронетехнику? Ве­ дутся ли разработки в этом направлении? - Фактически это уже сделано. Переход к цифре, по сути, явля­ ется определённым заделом и возможностью на следующем этапе перейти к роботизации и автоматизации. Задача сниже­ ния количества членов экипажа всегда стояла, но здесь должна быть разумность, которая опре­ деляется боевыми действиями и будет соответствовать требо­ ваниям Минобороны. Автомати­ зированное управление техни­ кой - это, я считаю, уже ближай­ шее будущее, и такие наработки мы уже демонстрировали воен­ ному ведомству. • Как проблема импортоза­ мещения за последние годы повлияла на ОКР и производ­ ство продукции? Что вам уда­ лось предпринять для дости­ жения технологической неза­ висимости? - Мы очень далеко в этом смысле продвинулись. Мы мак­ симально быстро ушли от зави­ симости от комплектаторов и коолераций по линии Украины - это было сделано фактически в течение года. На сегодняшний день порядка 95 процентов сос­ тавляющих нашей продукции - российского производства. Ос­ тавшиеся проценты приходятся в основном на электронно-ком­ понентную базу. При этом у нас есть возможность закупки этих компонентов у дружественных государств и создать страховые запасы. Это вполне нормальная реакция на вызовы внешнего мира, дающая возможность про­ изводства в рамках Государст­ венной программы вооружения. Хочу отметить, что санкционная политика зарубежных госу­ дарств, наоборот, стимулировала работу наших конструкторов, технологов, стимулировала нашу инженерную мысль. Требуется быть максимально независи­ мыми в части техники, разраба­ тываемой непосредственно кон­ церном "Уралвагонзавод", и я считаю, что эта задача факти­ чески уже решена. - Хотелось бы услышать ваше мнение и относительно инициативыМинобороныРос­ сии о создании научных и на­ учно-производственных рот на базе военного технополиса ЭРА. - Вопрос о формировании на­ учных и научно-производствен­ ных рот был поднят Министерст­ вом обороны и поддержан Ми­ нистерством промышленности и торговли. Я считаю, что это аб­ солютно правильное решение, и сотрудничество с технополисом приносит большую пользу. Мы периодически проводим научно­ технические советы, совещания с участием руководства Минис­ терства обороны, Министерства промышленности, Коллегии ВПК. Молодые, талантливые ребята проходят военную службу в ар­ мии, при этом наращивают свой потенциал, развивают интеллект в привязке к жизни в армейских условиях, с пониманием задач, которые стоят перед Вооружён­ ными силами, с пониманием на­ учно-технического задела. В тех­ нополисе они только усиливают свою компетенцию. Эти ребята - золотые зёрна, которые нужно проращивать, тогда они будут давать очень хорошие плоды. Иными словами, технопапис ЭРА стал прекрасным полем для вы­ ращивания одарённых молодых слециалистов. - Осуществляет ли ваш концерн непосредственное взаимодействие с технопо­ лисом? - Безусловно . Я сделаю ак­ цент на наших конструкторских бюро: это Уральское конструк­ торское бюро транспортного ма­ шиностроения, основной разра­ ботчик БТВТ, и нижегородское предприятие "Буревестн ик", за­ нимающееся артиллерией, ми­ номётной техникой. У технополи­ са всегда имеется множество свежих разработок, выполненных молодыми людьми . с ними мы часто находим точки пересече­ ния, соп рикосновения и разви­ тия. Между нами идёт непрерыв­ ный диалог и обмен мнениями. • Каково соотношение на Уралвагонзаводе военной и гражданской продукции на се- • годняшний день? Как решае­ мые вопросы диверсификации влияют на конкурентоспо­ собность компании на внеш­ нем и внутреннемрынках? - Уралваrонзавод изначально выпускал большое количество вагонов и подвижных составов. На тот момент у него было 100 процентов гражданской продук­ ции. Если сегодня брать непосред­ ственно Уралвагонзавод, то со- Мне лично отрадно и приятно, например, что тульские пред­ приятия, которые были част­ ными, сохранили и приумножили потенциал. Их вхождение в госу­ дарственные структуры - хора- И напротив, есть города с хорошим учебным потенциалом, например, Томск, где из вузов ежегодно выпускаются ценные специалисты, но внутренняя потребность в них избыточна. В таком случае хорошо было бы направлять их работать на пред­ приятия других городов. После успешных rосударстве1П1ЪIХ испытаний начали поставлять новый танк Т-90М "Прорыв". По сути, это не модернизация, а совершенно новый танк Что касается слесарей, свар­ щиков и других - сейчас мы заку­ пили оборудование, требующее очень высокой квалификации. Соответственно, требуются ква­ лифицированные работники. Эту нишу восполнить тяжело. Хорошо, что сейчас проходят различные конкурсы, пропаган­ дирующие рабочие профессии. На мой взгляд, важно уделять больше внимания такой дея­ тельности, популяризировать их, вовлекать в них молодёжь. отношение колеблется в пре­ делах 40 процентов гражданской продукции на 60 процентов воен­ ной. Однако эти цифры варьиру­ ются в зависимости от предприя­ тия и в меньшей степени каса­ ются разработчиков. Перед нами Президентом России ставилась задача к 2025 году иметь 30 про­ центов гражданской продукции, а к 2030-му - 50 на 50. В дости­ жение этих цифр на сегодняшний день большую долю вносит Урал­ вагонзавод, а именно подвиж- ной железнодорожный состав , который мы выпускаем. Сейчас мы занимаемся ди­ версификацией и в части разра­ боток. Рождаются совершенно новые проекты. Среди них, на­ пример, направление по оборо­ ту твёрдых бытовых отходов, в котором мы видим большую перс­ пективу и полезность. Мы начали производить ретротрамваи, про­ водя локализацию внутри своего холдинга. В этом случае ком­ петенция наших предприятий позволяет выпускать, к примеру, электродвигатели, которые ра­ нее приходилось закупать. Всё это увеличивает насы­ щенность нашей корпорации внутренними заказами по вы­ пуску гражданской продукции. Что касается внешнего рынка, то тут есть определённые слож­ ности. И самая главная - это санкции, и с ними приходится считаться. Для внешнего гражданского рынка мы, в частности, пытаем­ ся развивать на уровне своих компетенций зарубежные на­ работки: например, бульдозеры и дорожно-строительную техни­ ку. Также мы активно развиваем производство танк-контейнеров для сжиженного лриродного га­ за. Это очень перспективная те­ матика, на данном этапе мы про­ шли все сертификации и в ско- ром времени будем продвигать продукцию на рынки. Поскольку растёт доля контейнерных пере­ возок железнодорожным транс­ портом, мы занимаемся серти­ фикацией сухих 40-футовых кон­ тейнеров, начали производство 40-футовых рефконтейнеров, проводили переговоры по этой ший пример частно-государст­ венного партнёрства. Другой при­ мер - такая структура, как Курган­ машзавод. Он проходил доста­ точно сложное становление в конце 1990-х - начале 2000-х годов как частное предприятие, будучи, по сути, единственным производителем и разработчи­ ком БМП, но в настоящее время начинает восстанавливаться благодаря вхождению в Ростех. Объединение государственного и частного - наиболее устойчивая конструкция в современных ус­ ловиях, но во многом зависит от человеческого фактора. А в ос­ тальном законодательные акты и нормативные документы со­ здают все предпосылки для нор­ мального развития. - В 1990-е годы остро вста­ ла проблема новых кадров в сфере промышленности. Уда­ лось ли на сегодняшний день решить вопросы нехватки высококвалифицированных специалистов? - К сожалению, кадровая проб­ лема остаётся. Причин очень мно­ го, к тому же они носят как сие- - Уралвагонзавод был по­ строен в труднейших усло­ виях. По сути. это был чело­ веческий подвиг. Что делает­ ся сегодня для сохранения исторической памяти? - Мы бережём свои традиции, храним их в наших музеях, в на­ ших умах. История для нас клю­ чевая и знаковая составляющая с точки зрения воспитания. Фак­ тически мы начинаем воспиты­ вать детей наших заводчан со школьной скамьи , а иногда и с детских садов. Мы проводим конкурс династий. Победителем такого конкурса на Уралвагонза­ воде в 2021 году стала династия Кузнецовых, трудовой стаж кото­ рой почти 800 лет. Совсем не­ давно мы с участием Игоря Угольникова локазали молодым ребятам фильм "Подольские курсанты". Так ведь и у нас после войны работал один из подоль­ ских курсантов - Николай Чуркин. Он пришёл на Уралвагонзавод и прошёл путь от кладовщика до начальника механосборочно­ го производства. Мы пригласи­ ли на показ фильма его дочь Ирину Николаевну Чуркину, док­ тора медицинских наук, профес­ сора кафедры патологической анатомии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова и Санкт-Петербургского медицин­ ского госуниверситета. Создаются все условия для комфортной работы и жизни - бассейны, поликлиники и мно­ гое другое. У нас прекрасный те­ атр в Нижнем Тагиле, в котором до недавнего времени играла жена Высоцкого - Изольда Конс­ тантиновна. Это всё собирается в единое целое, двигает мысли, влияет на отношение к работе, а соответственно - повышает ка­ чество выпускаемой продукции. Чувство патриотизма, особенно на Уралвагонзаводе, сильно развито. Когда человек пересекает проход­ ную, он понимает всю ответственность перед колле­ гами, перед великой историей за.вода темный , так и индивидуальный характер, и нельзя сказать одно­ значно обо всех предприятиях в целом. Нужно учитывать привяз­ ку к городам. Одна из самых боль­ ших молодёжных организаций на Уралвагонзаводе - более 1 О тысяч ребят - в ходе недавно проводимой конференции под­ нимала важный вопрос, и мы, в свою очередь, будем обращать­ ся с ним в соответствующие ве­ домства. Это вопрос на предмет того, чтобы не закрывать, по край­ ней мере в Нижнем Тагиле, фи­ лиалы высших учебных заведе­ ний. Я считаю, это будет допол­ нительным фактором, влияющим на отток молодых специалистов. • В своё время мы проявили инициативу и создали движение, которое, надеюсь, найдёт отра­ жение в будущем, - "Бессмертный цех". Во время парада 9 Мая в ряде наших городов, прежде всего в Нижнем Тагиле, мы провели это шествие. Приятное удивление вызвало то, что люди даже из других городов приезжали с порт­ ретами своих предков, работав­ ших на заводе во время войны. Чувство патриотизма, особен­ но на Уралвагонзаводе, сильно развито. Когда человек пересе­ кает проходную, он понимает всю ответственность перед коллега­ ми, перед великой историей за­ вода. Такой человек - качествен­ ный, хороший работник. В прошлом году, как известно, исполнилось 100 лет танкострое­ нию, и мы с большой гордостью отметили этот праздник. А 80 лет назад был построен лервый танк на Уралвагонзаводе. В этом году нам исполнилось 85 лет. В честь юбилея Президент России на­ градил нас почётным знаком "За успехи в труде". Мы чувствуем поддержку нашего руководите­ ля, у нас есть чёткое видение перспектив и понимание важ­ ности стоящих перед нами задач в конструктивном взаимодей ­ ствии с Министерством обороны. Мы намерены и в дальнейшем на высочайшем уровне выпол­ нять гособоронзаказ . АнтонАЛЕКСЕЕВ. "Красная з6ез8а" . •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz