На страже Заполярья. 2021 год. Декабрь.

* lа стrаЖЕ заПDЛlr~1 ВИКТОРИЯ У БРАЦЦО 22 декабря 1806 года русский морской десант высадился на остров Браццо и после короткого боя захватил его В 1805 году Российская империя вступила в войну на стороне Третьей антифранцузской коалиции, в которую входили Австрийская империя, Россия, Великобритания, Швеция и Неаполитанское королевство. Им противостояли Франция, Испания, Бавария и Италия. Опасаясь появления в Адриатике французского флота, Александр I направил к Ионическим островам отряд кораблей под командованием вице­ адмирала Дмитрия Сенявина. В январе 1806 года эскадра Сенявина, состоявшая из пяти линейных кораблей, благополучно пришла к острову Корфу и объединилась с эскадрой контр-адмирала Грейга. тяжёлое поражение и от­ ступили. Адмирал Сенявин был восхищён храбростью своих подчинённых и приказал в знак победы устроить сол­ датам и матросам хороший острове Курцало. Но 11 де­ кабря 1806 года Сенявин с небольшой частью эскад­ ры подошёл к острову, и на следующий день после об­ стрела с русских судов французы сдались всем гарнизоном во главе с ко­ мендантом. Оборонявших­ ся к моменту сдачи оказа­ лось 403 человека. Убито у французов было 156 че­ ловек, потери русских - 24 убитых и 75 раненых. Большое значение име­ ло окончательное овла­ дение островом Браццо (ныне остров Брач, Хор­ ватия), где держался ма­ ленький французский гар­ низон. 22 декабря русская морская пехота высади­ лась на остров и после короткого боя 83 француза сдались в плен, русским достались ещё 4 пушки. В 1806-1807 годах отряд Сенявина проводил Вторую архипелагскую экспедицию, в ходе которой сражался с турецким флотом в Среди­ земном и Эгейском морях и одержал блестящие по­ беды в Дарданелльском и Афонском морских сраже­ ниях. В сентябре 1806 года французские войска (20000 солдат и офицеров) под командованием прослав­ ленного генерала Огюста Фредерика Мармона полу­ чили приказ занять область Бокка-ди-Каттаро (ныне Черногория). Однако мест­ ные жители - бокезцы и черногорцы - не собира­ лись подчиняться францу­ зам. Они запросили по­ мощь и вскоре к ним при­ был русский флот под ко­ мандованием адмирала Сенявина. Морской десант россиян высадился в Бок­ ка-ди-Каттаро. 2-3 октября 1806 года под крепостью Костельнуо­ во (ныне город Херцег-Но­ ви, Черногория) произошло сражение между француз­ скими войсками и русской морской пехотой, а также отрядами черногорцев (2000 бойцов) при поддерж­ ке русских кораблей, в ко­ тором французы потерпели А в самом конце года сенявинская эскадра одержала на море у острова Браццо победу настолько Ba~, что она обеспокоила самого Наполеона Боd брига "Александр"с французскими судами. обед с выдачей вина, а особенно отличившихся наградил. Черногорцы то­ же были восхищены храб­ ростью россиян, которые не только доблестно сра­ жались, но и не грабили население, не мародёрст­ вовали, не насиловали. Чего нельзя было сказать о французских солдат, кото­ рые устраивали массовые грабежи и бесчинства в хорватских и черногорских поселениях. Все попытки французов бороться против усиления русской позиции на Адриа­ тическом море окончились крахом. Им удалось было высадить десант и на ко­ роткое время снова утвер­ диться на отнятом у них А в самом конце года сенявинская эскадра одер­ жала на море у острова Браццо победу настолько важную, что она обеспо­ коила самого Наполеона. В составе русской эскадры действовал бриг "Алек­ сандр" под командованием лейтенанта Ивана Скалов­ ского. Он крейсировал у острова Браццо, наблюдая за французскими войсками в Далмации. Генерал Мар­ мон решил захватить бриг. Для этого было выделено пять небольших француз­ ских кораблей: тартана "На­ полеон", 3 канонерские лод­ ки и требака. На бриге "Алек­ сандр" было 16 пушек и 75 человек команды. На фран­ цузских кораблях было 26 пушек и только в абордаж­ ных командах 500 солдат. Местные жители симпа­ тизировали русским и пре­ дупредили лейтенанта Ска­ ловского о готовящемся нападении, пообещав за­ жечь на берегу костры, как только французские ко­ рабли выйдут из Сполар­ то. И сдержали своё обе­ щание. Как только ночью 29 декабря 1806 года француз­ ские корабли вышли в мо­ ре, хорваты зажгли 5 кост­ ров. Бой шёл три часа и за­ кончился полной победой русских моряков. Разочарованию и ярости генерала Мармона не было предела. Его так разозли­ ло это поражение, что он арестовал командира фло­ тилии и всех уцелевших офицеров и посадил их в тюрьму, а потом отдал под трибунал. По представлению ад­ мирала Сенявина лейте­ нант Иван Семёнович Ска­ ловский был награждён орденом Святого Георгия IV степени. Весь экипаж бри­ га, геройски сражавшийся, также получил награды. Больше никаких попыток отбить острова французы не предпринимали. Победа, одержанная рус­ ской эскадрой, имела очень важные стратегические ре­ зультаты. Остров Курцало (или Корзола) явился свя­ зующим звеном между ос­ новной русской военно­ морской базой на Иониче­ ских островах и занятой Сенявиным территорией бокезской области. Отны­ не русские могли себя чув­ ствовать в Боко-ди-Катта­ ро вполне прочно. Господст­ во русского флота на Ад­ риатике было бесспор- ным. подгomо6Uf Филипп ПОКРОВСКИИ. ПОСЛЕДНИЙ БОЙ - ОН ТРУДНЬIЙ сАмыIй lIа счету боевого лётчика-истребителя Виктора Крупского 330 боевых вылетов, 9 лично уничтоженных вражеских самолётов и 1 О - в группе Виктор Крупский родился 21 декабря 1921 года в городе Кременчуге, ныне Полтавской области Украины, в семье рабочего. До войны окончил один курс механического техникума, успел немного поработать на заводе. Но го­ лубоглазого парня манило небо - он занимался в аэ­ роклубе. И когда в 1939 году его призвали в ряды Красной армии, то направили в знаменитое Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, выпускниками которого стали десятки героев, в том числе и трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. В июле 1941 года молодой лётчик был направлен в 147 -й истреби­ тельный авиационный полк Ка­ рельского фронта, где одержал свою первую победу, летая на би­ плане И-153. Произошло это 1 О июля 1941 года. Возвращаясь с боевого задания на своей "Чайке", Крупский встре­ тился с одиночным "мессершмит­ том". Когда "мессер" подошёл почти вплотную, отважный лётчик за­ ложил крутой вираж и оказался в хвосте немецкого истребителя. Метким огнём он сбил врага. Лейтенант Виктор Крупский быст­ ро стал одним из лучших лётчиков полка. Личная отвага сочеталась у него с мастерством воздушного боя и отличным знанием техники. В начале 1942 года старший лей­ тенант Крупский был переведён на должность командира звена в 760-й авиаполк, нёсший боевую вахту по защите Кировской железной дороги воздуха более сотни гитлеровцев. Летом 1942 года нападениям на Мурманск и объекты Кировской железной дороги обычно пред­ шествовало появление над ними вражеских самолётов-разведчи­ ков. С ними успешно сражались многие советские лётчики и в том числе заместитель командира эскадрильи 760-го истребитель­ ного авиационного полка старший лейтенант Виктор Крупский. При­ крывая объекты железной дороги, он за 5 дней июля 1942 года унич­ тожил 3 вражеских самолёта Ю-88. 8 июля 1942 года немецкий самолёт на высоте 8000 метров кружил над нашей территорией, наблюдал и фотографировал воен­ ные объекты. Враг чувствовал себя в безопасности, полагая, что со­ ветские истребители не заберутся на такую высоту. Но Виктор Круп­ ский после сигнала с постов на­ блюдения и связи сумел на своём ____. ..':'~ ... ~.Е:.I~.~_.!3.0 .. ~ .. '.1!!.ы~ • ... 'п;~.~.<::..11>..!'I.~ •.... !'IoМ~~.!._70 ... Q9..~.!!~.;J, .... !l!Ш. I. 'fQ.!!.. LL.!Q.1!9».1I......._ dHe РГИ'lIlIolI! во З.;УIП !liltI . БО'~!L.~_ .• Р.!J!_по!!..\!.JtliIl~11 о ррм ЭalULJLО.!: . .&.оА_PJ..ОО ЖС. .. .т.!I .•.................. _ _..•..•_.'2.1111'1 ".!.!_ВО е~'!!!J.;_l\.\!.~ .. 9..'!!I.~_.'r.,.!!.lш!.9.!!-"!!i .... !!j!!I.Q.;lНН.\t.I.."':LВJ!.Il.!!и .... Коы.а ~ ,ира ЗВС"' ,"сре J[J(И СЩl!J.")RQГ~. PUJ ПОРУЛАD 8 С" ГР}!IIП.- ... &С.!f.р • . б_IN-··,- _1.!.!I..!!.... ~ ..... Р.!.Т ..•.... !!.... Оn_J!.Ii.!lО~II .... .а.а.Шt .в.ИJ \._R1I. ... 1Il.тУ .. pШUll!.~ .... Ii.OJ1"'IL.. . n.ро. .~.и1!.JIiiШi ...... _~.~.1';~.'!.~.\!' •... УЦ.Р..~ . .mI. .!!\;JI..• "Q.I).Q!u.Q..• :А.QJLJoIi!) .•.. .аа .•. ~~ .• Rie.Ji.. ·t;.Ii-МJ!·~·I'I!···.ш..с.ЩIl ..... ищ;е .. 'I'. .2.а .• _О.Q.~ !'.I!!.L.Ы!.IlI;..:ша ... .!J!!.... .IU.. 'l'Y.. t1'UО . .II.I!~ .•. ..IiQЙII..н_.Пр>.'rll.l!.lliliJj ... ~.I!.!tIl!1!.i!.o.c.!tI._Jij __ А" 'п2 в П.!2..1I.:tШ.JJ\Iх..:l!.!I .•. .в.II. ~.IШ.J!Шi .. R.QII.м.iuaв.a.l!aeJl.т.э.а. ,ТО ~ !lР~ПGК 1111 ~I!i i W ~'~АРЯОО"J. ОТ ко'(м Е!JJ>ы;;lивB 42 СИ • "; она.nс n C OIiЬtrrM 1& 4Р4oI1t~ и её объектов. В боях апреля - мая 1942 года авиационное звено под командованием лейтенанта Викто­ ра Крупского успешно атаковало скопления вражеских войск на Кестеньгском направлении: было уничтожено 2 танка, 5 автомашин с боеприпасами, расстреляно с • истребителе отыскать в безбреж­ ном небе маленькую тёмную точку, оказавшуюся двухмоторным са­ молётом Ю-88, и атаковать врага. Немецкий пилот сначала пытался уйти в облака, потом при кинулся подбитым и перевёл самолёт в резкое пикирование. Но Крупский ни на минуту не выпускал врага из виду, преследовал его и бил из пулемётов. В конце концов "юнкерс" загорелся и упал на землю. К июлю 1942 года Виктор Круп­ ский совершил 240 боевых вылетов, провёл 28 воздушных бо~в, одер­ жал 3 победы лично и 8 в группе с товарищами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немеЦКО-фашист­ скими захватчиками и проявленные при этом мужество и ге­ роизм старшему лейтенанту Крупско­ му Виктору Иосифо­ вичу присвоено зва­ ние Герой Советско­ го Союза с вручени­ ем ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". А вскоре, 25 мар­ та, словно отмечая это знаменательное событие, он уничто­ жил ещё один само­ лёт противника. Но этот бой стал роковым для героя. Согласно записи в лётной книж­ ке Виктора Крупского, хранящейся в фондах Кременчугского краевед­ ческого музея, в тот день он выпол­ нял уже второй вылет на истре­ бителе Р-40 "Киттихаук". Главная задача состояла в сопровождении пяти Ил-2 на штурмовку вражеского аэродрома в районе Луостари. Во время этого вылета пилот вёл воздушный бой с двумя Ме-109. Один самолёт врага Me-109F он сбил У Луостари, но в районе дерев­ ни Юркино был сам подбит. Немецкий истребитель выва­ лился из-за облаков внезапно и с ходу шарахнул из пушек и пулемётов по нашему самолёту. Став практи­ чески неуправляемым, истреби­ тель начал падать. С большим тру­ дом Крупскому удалось направить машину в сторону запасного зим­ него аэродрома, располагавшегося на льду реки Ковды. Едва дотянув до места, самолёт рухнул на лёд, пробив его. При этом отлетели шасси и крылья, а фюзеляж стал погружаться в воду. Какие-то облом­ ки, упершиеся в лёд, не дали само­ лёту затонуть мгновенно. Зато почти моментально к месту его падения • прибежали колхозники. Чей самолёт, они не разобрали: хвостовая часть с опознаватель­ ными знаками отсутствовала, да и другие звёзды оказались под струя­ ми вытекавшего топлива. И вот, едва вскрыли мужики кабину, как какая-то женщина, прибежавшая с лопатой, огрела контуженого лёт­ чика по голове. Лицо пилота обаг­ рилось кровью. В сознание Виктор Крупский пришёл уже в канда­ лакшском госпитале после слож­ ной операции. Внук Виктора Круп­ ского позже свиде­ тельствовал, что, по воспоминаниям де­ да, его продолжали избивать, пока во­ локли почти безжиз­ ненное тело в сель­ совет. Только там, стащив верхнюю одежду и увидев "Зо­ лотую Звезду", поня­ ли, что это советский лётчик. Травма у Крупско­ го оказалась очень серьёзной - осколь- чатый пролом лоб­ ной кости. Но как она была по­ лучена, установить доподлинно теперь уже невозможно. Дело в том, что на уровне лица в кабине самолёта располагался оптиче­ ский прицел, и пролом лобной кости мог быть как результатом ранения головы, так и удара ло- патой по голове. После такой травмы летать Крупскому уже было нельзя. Вер­ нувшись в родной полк после про­ должительного лечения, он стал помощником командира по воз­ душно-стрелковой службе, затем служил в управлении 257-й истре­ бительной авиационной дивизии. В 1946 году его комиссовали по здоровью, но, в отличие от неко­ торых героев войны, Виктор Круп­ ский не затерялся в гражданской жизни: был депутатом Верховного Совета РСФСР, работал замести­ телем уполномоченного министер­ ства заготовок в Полтавской облас­ ти Украины, последний занимае­ мый им пост - председатель Ор­ ловского облисполкома. Его не стало 1 О сентября 2000 года. ПодгоmО6ила Олыа ЧЕРНЫШЕВА. Фото из архива. • КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 11 В 2011 году с атомной подводной лодки стратеги­ ческого назначения К-535 "Юрий Долгорукий" Северного флота по полигону Кура был успешно осуществлён залповый пуск двух ракет "Булава". 24 декабря День воинской славы России - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под коман­ дованием Александра Суворова (1790 год). В 1815 году по указу императора Александра 1 учреждён Главный штаб Его Императорского Вели­ чества, выполнявший роль Генерального штаба сухопут­ ных сил России. В 1921 году Реввоенсоветом Республики утверждена судостроительная программа восстановления старых кораблей. Программа легла в основу Декрета "О воссоздании Морских сил РСФСР". В 1955 году состоялось объединение 4-го и В-го флотов в единый Балтийский флот. В 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР установлены воинские звания "старший пра­ порщик" и "старший мичман". 1982 год - первый полёт опытного образца военно­ транспортного самолёта Ан-124 "Руслан". В 1998 году первый полёт совершил вертолёт Ка-60 "Касатка". 25 декабря В 1898 году родился начальник управления боевой подготовки флота - заместитель начальника Главного штаба ВМФ (в годы Великой Отечественной войны - начальник артиллерии морской обороны Ленинграда, затем начальник артиллерии Балтийского флота и главный артиллерист Управления боевой подготовки Главного штаба ВМФ) вице-адмирал Иван Грен. Награждён двумя орденами Ленина, четырьмя Крас­ ного Знамени, орденом Нахимова 1 степени, медалями СССР. Его именем назван большой десантный корабль Северного флота. В 1919 году родился участник Петсамо-Киркенесской операции помощник командира взвода пешей разведки отдельного стрелкового батальона 69-й отдельной Печенгской Краснознамённой орденов Красной Звезды и Богдана Хмельницкого 11 степени морской стрелковой бригады, полный кавалер ордена Славы старший сержант Андрей Володин. В 1920 году родился командир полуглиссера 1-го отдельного отряда полуглиссеров 1-й Бобруйской бригады речных кораблей Днепровской военной флотилии Герой Советского Союза старшина 1 статьи Александр Пашков. Служил на тральщиках Северного флота. С началом Великой Отечественной войны с июня 1941 года - в отряде морских пехотинцев, участвовал в битве за Москву, обороне Сталин града, освобождении Белоруссии, в Висло-Одерском наступлении, штурме Берлина. В 1962 году на Новоземельском полигоне осущест­ влён последний воздушный ядерный взрыв. 1980 год - вступление в строй эскадренного мино­ носца "Современный" Северного флота - головного корабля проекта 956. В 1990 году в строй Краснознамённого Северного флота вступил тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5 "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". 26 декабря Восстание декабристов в 1825 году. Участие моряков гвардейского экипажа в восстании на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. В 1919 году Совнарком РСФСР принял Декрет "О ликвидации безграмотности в РСФСР". Согласно ему всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). В 1940 году началось первое в истории групповое плавание подо льдом подводных лодок Тихоокеанского флота: М-2, М-19, М-20, М-24. В 1941 году началась Керченско-ФеоДосийская десантная операция. В 1967 году учреждена юбилейная медаль "50 лет Вооружённых Сил СССР". 1975 год - начало эксплуатации советского сверх­ звукового пассажирского самолёта Ту-144. В 1991 году Совет Республик Верховного Совета СССР принял Декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. 17 декабря 2021 года •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz