На страже Заполярья. 2021 год. Декабрь.
* lа стrаЖЕ заПDЛlr~1 ВИКТОРИЯ У БРАЦЦО 22 декабря 1806 года русский морской десант высадился на остров Браццо и после короткого боя захватил его В 1805 году Российская империя вступила в войну на стороне Третьей антифранцузской коалиции, в которую входили Австрийская империя, Россия, Великобритания, Швеция и Неаполитанское королевство. Им противостояли Франция, Испания, Бавария и Италия. Опасаясь появления в Адриатике французского флота, Александр I направил к Ионическим островам отряд кораблей под командованием вице адмирала Дмитрия Сенявина. В январе 1806 года эскадра Сенявина, состоявшая из пяти линейных кораблей, благополучно пришла к острову Корфу и объединилась с эскадрой контр-адмирала Грейга. тяжёлое поражение и от ступили. Адмирал Сенявин был восхищён храбростью своих подчинённых и приказал в знак победы устроить сол датам и матросам хороший острове Курцало. Но 11 де кабря 1806 года Сенявин с небольшой частью эскад ры подошёл к острову, и на следующий день после об стрела с русских судов французы сдались всем гарнизоном во главе с ко мендантом. Оборонявших ся к моменту сдачи оказа лось 403 человека. Убито у французов было 156 че ловек, потери русских - 24 убитых и 75 раненых. Большое значение име ло окончательное овла дение островом Браццо (ныне остров Брач, Хор ватия), где держался ма ленький французский гар низон. 22 декабря русская морская пехота высади лась на остров и после короткого боя 83 француза сдались в плен, русским достались ещё 4 пушки. В 1806-1807 годах отряд Сенявина проводил Вторую архипелагскую экспедицию, в ходе которой сражался с турецким флотом в Среди земном и Эгейском морях и одержал блестящие по беды в Дарданелльском и Афонском морских сраже ниях. В сентябре 1806 года французские войска (20000 солдат и офицеров) под командованием прослав ленного генерала Огюста Фредерика Мармона полу чили приказ занять область Бокка-ди-Каттаро (ныне Черногория). Однако мест ные жители - бокезцы и черногорцы - не собира лись подчиняться францу зам. Они запросили по мощь и вскоре к ним при был русский флот под ко мандованием адмирала Сенявина. Морской десант россиян высадился в Бок ка-ди-Каттаро. 2-3 октября 1806 года под крепостью Костельнуо во (ныне город Херцег-Но ви, Черногория) произошло сражение между француз скими войсками и русской морской пехотой, а также отрядами черногорцев (2000 бойцов) при поддерж ке русских кораблей, в ко тором французы потерпели А в самом конце года сенявинская эскадра одержала на море у острова Браццо победу настолько Ba~, что она обеспокоила самого Наполеона Боd брига "Александр"с французскими судами. обед с выдачей вина, а особенно отличившихся наградил. Черногорцы то же были восхищены храб ростью россиян, которые не только доблестно сра жались, но и не грабили население, не мародёрст вовали, не насиловали. Чего нельзя было сказать о французских солдат, кото рые устраивали массовые грабежи и бесчинства в хорватских и черногорских поселениях. Все попытки французов бороться против усиления русской позиции на Адриа тическом море окончились крахом. Им удалось было высадить десант и на ко роткое время снова утвер диться на отнятом у них А в самом конце года сенявинская эскадра одер жала на море у острова Браццо победу настолько важную, что она обеспо коила самого Наполеона. В составе русской эскадры действовал бриг "Алек сандр" под командованием лейтенанта Ивана Скалов ского. Он крейсировал у острова Браццо, наблюдая за французскими войсками в Далмации. Генерал Мар мон решил захватить бриг. Для этого было выделено пять небольших француз ских кораблей: тартана "На полеон", 3 канонерские лод ки и требака. На бриге "Алек сандр" было 16 пушек и 75 человек команды. На фран цузских кораблях было 26 пушек и только в абордаж ных командах 500 солдат. Местные жители симпа тизировали русским и пре дупредили лейтенанта Ска ловского о готовящемся нападении, пообещав за жечь на берегу костры, как только французские ко рабли выйдут из Сполар то. И сдержали своё обе щание. Как только ночью 29 декабря 1806 года француз ские корабли вышли в мо ре, хорваты зажгли 5 кост ров. Бой шёл три часа и за кончился полной победой русских моряков. Разочарованию и ярости генерала Мармона не было предела. Его так разозли ло это поражение, что он арестовал командира фло тилии и всех уцелевших офицеров и посадил их в тюрьму, а потом отдал под трибунал. По представлению ад мирала Сенявина лейте нант Иван Семёнович Ска ловский был награждён орденом Святого Георгия IV степени. Весь экипаж бри га, геройски сражавшийся, также получил награды. Больше никаких попыток отбить острова французы не предпринимали. Победа, одержанная рус ской эскадрой, имела очень важные стратегические ре зультаты. Остров Курцало (или Корзола) явился свя зующим звеном между ос новной русской военно морской базой на Иониче ских островах и занятой Сенявиным территорией бокезской области. Отны не русские могли себя чув ствовать в Боко-ди-Катта ро вполне прочно. Господст во русского флота на Ад риатике было бесспор- ным. подгomо6Uf Филипп ПОКРОВСКИИ. ПОСЛЕДНИЙ БОЙ - ОН ТРУДНЬIЙ сАмыIй lIа счету боевого лётчика-истребителя Виктора Крупского 330 боевых вылетов, 9 лично уничтоженных вражеских самолётов и 1 О - в группе Виктор Крупский родился 21 декабря 1921 года в городе Кременчуге, ныне Полтавской области Украины, в семье рабочего. До войны окончил один курс механического техникума, успел немного поработать на заводе. Но го лубоглазого парня манило небо - он занимался в аэ роклубе. И когда в 1939 году его призвали в ряды Красной армии, то направили в знаменитое Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, выпускниками которого стали десятки героев, в том числе и трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. В июле 1941 года молодой лётчик был направлен в 147 -й истреби тельный авиационный полк Ка рельского фронта, где одержал свою первую победу, летая на би плане И-153. Произошло это 1 О июля 1941 года. Возвращаясь с боевого задания на своей "Чайке", Крупский встре тился с одиночным "мессершмит том". Когда "мессер" подошёл почти вплотную, отважный лётчик за ложил крутой вираж и оказался в хвосте немецкого истребителя. Метким огнём он сбил врага. Лейтенант Виктор Крупский быст ро стал одним из лучших лётчиков полка. Личная отвага сочеталась у него с мастерством воздушного боя и отличным знанием техники. В начале 1942 года старший лей тенант Крупский был переведён на должность командира звена в 760-й авиаполк, нёсший боевую вахту по защите Кировской железной дороги воздуха более сотни гитлеровцев. Летом 1942 года нападениям на Мурманск и объекты Кировской железной дороги обычно пред шествовало появление над ними вражеских самолётов-разведчи ков. С ними успешно сражались многие советские лётчики и в том числе заместитель командира эскадрильи 760-го истребитель ного авиационного полка старший лейтенант Виктор Крупский. При крывая объекты железной дороги, он за 5 дней июля 1942 года унич тожил 3 вражеских самолёта Ю-88. 8 июля 1942 года немецкий самолёт на высоте 8000 метров кружил над нашей территорией, наблюдал и фотографировал воен ные объекты. Враг чувствовал себя в безопасности, полагая, что со ветские истребители не заберутся на такую высоту. Но Виктор Круп ский после сигнала с постов на блюдения и связи сумел на своём ____. ..':'~ ... ~.Е:.I~.~_.!3.0 .. ~ .. '.1!!.ы~ • ... 'п;~.~.<::..11>..!'I.~ •.... !'IoМ~~.!._70 ... Q9..~.!!~.;J, .... !l!Ш. I. 'fQ.!!.. LL.!Q.1!9».1I......._ dHe РГИ'lIlIolI! во З.;УIП !liltI . БО'~!L.~_ .• Р.!J!_по!!..\!.JtliIl~11 о ррм ЭalULJLО.!: . .&.оА_PJ..ОО ЖС. .. .т.!I .•.................. _ _..•..•_.'2.1111'1 ".!.!_ВО е~'!!!J.;_l\.\!.~ .. 9..'!!I.~_.'r.,.!!.lш!.9.!!-"!!i .... !!j!!I.Q.;lНН.\t.I.."':LВJ!.Il.!!и .... Коы.а ~ ,ира ЗВС"' ,"сре J[J(И СЩl!J.")RQГ~. PUJ ПОРУЛАD 8 С" ГР}!IIП.- ... &С.!f.р • . б_IN-··,- _1.!.!I..!!.... ~ ..... Р.!.Т ..•.... !!.... Оn_J!.Ii.!lО~II .... .а.а.Шt .в.ИJ \._R1I. ... 1Il.тУ .. pШUll!.~ .... Ii.OJ1"'IL.. . n.ро. .~.и1!.JIiiШi ...... _~.~.1';~.'!.~.\!' •... УЦ.Р..~ . .mI. .!!\;JI..• "Q.I).Q!u.Q..• :А.QJLJoIi!) .•.. .аа .•. ~~ .• Rie.Ji.. ·t;.Ii-МJ!·~·I'I!···.ш..с.ЩIl ..... ищ;е .. 'I'. .2.а .• _О.Q.~ !'.I!!.L.Ы!.IlI;..:ша ... .!J!!.... .IU.. 'l'Y.. t1'UО . .II.I!~ .•. ..IiQЙII..н_.Пр>.'rll.l!.lliliJj ... ~.I!.!tIl!1!.i!.o.c.!tI._Jij __ А" 'п2 в П.!2..1I.:tШ.JJ\Iх..:l!.!I .•. .в.II. ~.IШ.J!Шi .. R.QII.м.iuaв.a.l!aeJl.т.э.а. ,ТО ~ !lР~ПGК 1111 ~I!i i W ~'~АРЯОО"J. ОТ ко'(м Е!JJ>ы;;lивB 42 СИ • "; она.nс n C OIiЬtrrM 1& 4Р4oI1t~ и её объектов. В боях апреля - мая 1942 года авиационное звено под командованием лейтенанта Викто ра Крупского успешно атаковало скопления вражеских войск на Кестеньгском направлении: было уничтожено 2 танка, 5 автомашин с боеприпасами, расстреляно с • истребителе отыскать в безбреж ном небе маленькую тёмную точку, оказавшуюся двухмоторным са молётом Ю-88, и атаковать врага. Немецкий пилот сначала пытался уйти в облака, потом при кинулся подбитым и перевёл самолёт в резкое пикирование. Но Крупский ни на минуту не выпускал врага из виду, преследовал его и бил из пулемётов. В конце концов "юнкерс" загорелся и упал на землю. К июлю 1942 года Виктор Круп ский совершил 240 боевых вылетов, провёл 28 воздушных бо~в, одер жал 3 победы лично и 8 в группе с товарищами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немеЦКО-фашист скими захватчиками и проявленные при этом мужество и ге роизм старшему лейтенанту Крупско му Виктору Иосифо вичу присвоено зва ние Герой Советско го Союза с вручени ем ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". А вскоре, 25 мар та, словно отмечая это знаменательное событие, он уничто жил ещё один само лёт противника. Но этот бой стал роковым для героя. Согласно записи в лётной книж ке Виктора Крупского, хранящейся в фондах Кременчугского краевед ческого музея, в тот день он выпол нял уже второй вылет на истре бителе Р-40 "Киттихаук". Главная задача состояла в сопровождении пяти Ил-2 на штурмовку вражеского аэродрома в районе Луостари. Во время этого вылета пилот вёл воздушный бой с двумя Ме-109. Один самолёт врага Me-109F он сбил У Луостари, но в районе дерев ни Юркино был сам подбит. Немецкий истребитель выва лился из-за облаков внезапно и с ходу шарахнул из пушек и пулемётов по нашему самолёту. Став практи чески неуправляемым, истреби тель начал падать. С большим тру дом Крупскому удалось направить машину в сторону запасного зим него аэродрома, располагавшегося на льду реки Ковды. Едва дотянув до места, самолёт рухнул на лёд, пробив его. При этом отлетели шасси и крылья, а фюзеляж стал погружаться в воду. Какие-то облом ки, упершиеся в лёд, не дали само лёту затонуть мгновенно. Зато почти моментально к месту его падения • прибежали колхозники. Чей самолёт, они не разобрали: хвостовая часть с опознаватель ными знаками отсутствовала, да и другие звёзды оказались под струя ми вытекавшего топлива. И вот, едва вскрыли мужики кабину, как какая-то женщина, прибежавшая с лопатой, огрела контуженого лёт чика по голове. Лицо пилота обаг рилось кровью. В сознание Виктор Крупский пришёл уже в канда лакшском госпитале после слож ной операции. Внук Виктора Круп ского позже свиде тельствовал, что, по воспоминаниям де да, его продолжали избивать, пока во локли почти безжиз ненное тело в сель совет. Только там, стащив верхнюю одежду и увидев "Зо лотую Звезду", поня ли, что это советский лётчик. Травма у Крупско го оказалась очень серьёзной - осколь- чатый пролом лоб ной кости. Но как она была по лучена, установить доподлинно теперь уже невозможно. Дело в том, что на уровне лица в кабине самолёта располагался оптиче ский прицел, и пролом лобной кости мог быть как результатом ранения головы, так и удара ло- патой по голове. После такой травмы летать Крупскому уже было нельзя. Вер нувшись в родной полк после про должительного лечения, он стал помощником командира по воз душно-стрелковой службе, затем служил в управлении 257-й истре бительной авиационной дивизии. В 1946 году его комиссовали по здоровью, но, в отличие от неко торых героев войны, Виктор Круп ский не затерялся в гражданской жизни: был депутатом Верховного Совета РСФСР, работал замести телем уполномоченного министер ства заготовок в Полтавской облас ти Украины, последний занимае мый им пост - председатель Ор ловского облисполкома. Его не стало 1 О сентября 2000 года. ПодгоmО6ила Олыа ЧЕРНЫШЕВА. Фото из архива. • КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 11 В 2011 году с атомной подводной лодки стратеги ческого назначения К-535 "Юрий Долгорукий" Северного флота по полигону Кура был успешно осуществлён залповый пуск двух ракет "Булава". 24 декабря День воинской славы России - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под коман дованием Александра Суворова (1790 год). В 1815 году по указу императора Александра 1 учреждён Главный штаб Его Императорского Вели чества, выполнявший роль Генерального штаба сухопут ных сил России. В 1921 году Реввоенсоветом Республики утверждена судостроительная программа восстановления старых кораблей. Программа легла в основу Декрета "О воссоздании Морских сил РСФСР". В 1955 году состоялось объединение 4-го и В-го флотов в единый Балтийский флот. В 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР установлены воинские звания "старший пра порщик" и "старший мичман". 1982 год - первый полёт опытного образца военно транспортного самолёта Ан-124 "Руслан". В 1998 году первый полёт совершил вертолёт Ка-60 "Касатка". 25 декабря В 1898 году родился начальник управления боевой подготовки флота - заместитель начальника Главного штаба ВМФ (в годы Великой Отечественной войны - начальник артиллерии морской обороны Ленинграда, затем начальник артиллерии Балтийского флота и главный артиллерист Управления боевой подготовки Главного штаба ВМФ) вице-адмирал Иван Грен. Награждён двумя орденами Ленина, четырьмя Крас ного Знамени, орденом Нахимова 1 степени, медалями СССР. Его именем назван большой десантный корабль Северного флота. В 1919 году родился участник Петсамо-Киркенесской операции помощник командира взвода пешей разведки отдельного стрелкового батальона 69-й отдельной Печенгской Краснознамённой орденов Красной Звезды и Богдана Хмельницкого 11 степени морской стрелковой бригады, полный кавалер ордена Славы старший сержант Андрей Володин. В 1920 году родился командир полуглиссера 1-го отдельного отряда полуглиссеров 1-й Бобруйской бригады речных кораблей Днепровской военной флотилии Герой Советского Союза старшина 1 статьи Александр Пашков. Служил на тральщиках Северного флота. С началом Великой Отечественной войны с июня 1941 года - в отряде морских пехотинцев, участвовал в битве за Москву, обороне Сталин града, освобождении Белоруссии, в Висло-Одерском наступлении, штурме Берлина. В 1962 году на Новоземельском полигоне осущест влён последний воздушный ядерный взрыв. 1980 год - вступление в строй эскадренного мино носца "Современный" Северного флота - головного корабля проекта 956. В 1990 году в строй Краснознамённого Северного флота вступил тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5 "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". 26 декабря Восстание декабристов в 1825 году. Участие моряков гвардейского экипажа в восстании на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. В 1919 году Совнарком РСФСР принял Декрет "О ликвидации безграмотности в РСФСР". Согласно ему всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). В 1940 году началось первое в истории групповое плавание подо льдом подводных лодок Тихоокеанского флота: М-2, М-19, М-20, М-24. В 1941 году началась Керченско-ФеоДосийская десантная операция. В 1967 году учреждена юбилейная медаль "50 лет Вооружённых Сил СССР". 1975 год - начало эксплуатации советского сверх звукового пассажирского самолёта Ту-144. В 1991 году Совет Республик Верховного Совета СССР принял Декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. 17 декабря 2021 года •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz