На страже Заполярья. 2021 год. Декабрь.
* на стrаЖЕ зааалlrы 1 ФЛАГМАНЬI ПОГОДЬI Как важная составная часть гидрографической службы БФ, начальником которой является капитан 1 ранга Андрей Анисин, подразделение флотских метеорологов постоянно отслеживает состояние погоды, прогнозирует её изменения, непосредственно участвует в мероприятиях боевой подготовки, обеспечении походов кораблей и судов Балтийского флота. Корабельный устав обязывает матроса "добросовестно изучать военно-морское дело и свою специальность, старательно и твёрдо запоминать всё, чему его обучают начальники, образцово выполнять действия по вводным, твёрдо знать своё место и обязанности по всем корабельным расписаниям". Уже в январе флотские ме теорологи начали готовиться к самому значимому событию - совместному стратегическому учению "Запад-2021" . В мае в Санкт-Петербурге на базе Во енной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М.Будённого проходил все армейский этап конкурса спе циалистов гидрометеорологи ческой службы "Центр управ ления". Со своими задачами бал тийцы справились отлично. В июле на флоте прошли спе циальные учения по гидроме теорологическому обеспечению под руководством начальника гидрометеорологической служ бы Вооружённых сил Российской Федерации полковника Вла димира Удриша. В них были задействованы около 100 воен нослужащих, спецтехника и гид рографические суда. Во время учения наращи валась система наблюдения за погодными явлениями в Ка лининградской области и в ак ватории Балтийского моря. Ре шить столь масштабные задачи помогли современные техни ческие средства мониторинга погодных условий, которые не давно получил Балтийский флот, в частности, специальные метео локаторы. Грозовые фронты, мощные кучевые облака, на ходившиеся на расстоянии при мерно 150 километров, на ин дикаторе РЛС были видны отчётливо, что позволяло обеспечить безопасную работу са молётов и вертолётов. В качестве экспери мента подобное обору дование было установ лено и на одном из гидрографических су дов. тийского флота в течение всего года обеспечивали повседнев ную боевую подготовку соеди нений, частей и кораблей БФ. Одних только высадок морского десанта различного масштаба было свыше десятка. Занимаясь повседневной деятельностью, гидрометцентр БФ обеспечил большое количе ство дальних походов, межба зовых и межфлотских переходов судов и кораблей. Здесь очень важен тот факт, что у балтий цев налажено постоянное взаи модействие с коллегами с Север ного и Черноморского флотов. Успешно решать весь комп лекс задач метеорологам, по мимо опыта и профессиональ ных знаний, помогает умная Суворова, Петра Сунцова и граж данского служащего Дмитрия Войкова самостоятельно раз работала эксклюзивный софт. - Мы впервые в ВМФ создали программу по визуализации ме теорологической информации "Метеоинфо", - пояснил Максим Суворов. - Мы уже представляли нашу разработку командующим Балтийским флотом и ЗВО. При сохранении преемствен ности поколений в корпусе флот ских метеорологов постоянно происходит обновление кадров. Есть у метеорологов БФ и ещё одно негласное правило. Все офицеры, прежде чем занять руководящие должности в во инских частях и соединениях, проходят службу в гидромет центре. Здесь они при обретают необходи мые опыт и знания, по нимание процессов, происходящих в масш табах флота. Продол жая службу в войсках, специалисты уже зна ют, как работает голов ная структура, какие требования предъяв ляет к подчинённым частям и подразделе ниям, как выстраива ется их взаимодейст вие. Второе схожее по замыслу учение по ви дам обеспечения сос тоялось непосредст венно перед "Запад- 2021". Оно проходи ло под руководством главкома ВМФ адми рала Николая Евмено ва. В рамках меро Прuё.м lUдро.метеоuнфор.мацuu 6 nо.ле6Ь1X ус.лО6UЯХ. С учётом того, что сейчас подготовку офи церов-метеорологов производят ВУНЦ ВВС приятия флотские метеорологи опять же осуществили наращи вание сил, но уже по другой схеме. Много работы у специалистов метеослужбы было и в ходе совместного стратегического учения "Запад-2021". Как всегда, забот им прибавила калинин градская погода. Синоптики Балтийского флота сумели найти относительно спокойное место, где с транспортных самолётов Ил-76 впервые было успешно осуществлено десантирование целого подразделения "голубых беретов". Помимо крупных мероприя тий, "предсказатели стихии" Бал- техника. В последнее время её обновление происходит регу лярно. Специализированное программное обеспечение даёт возможность производить все необходимые расчёты, форми ровать карты погоды. Новая техника способна кратно по высить эффективность работы. На следующий год балтийцы ожидают поступление очеред ных новинок, в том числе комп лексов "Автоматизированное рабочее место военного гид рометеоролога". Впрочем, и сами метеорологи БФ стараются совершенствовать методы ра боты. В частности, группа в сос таве капитанов 2 ранга Максима и Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайско го, прибывающие на Балтику лей тенанты знакомятся с морской спецификой, проходя допол нительную подготовку на про фильных кафедрах в вузе ВМФ. Флот активно развивается, совершенствуется система под готовки корабельных и лётных экипажей, расширяется геогра фия походов кораблей и судов старейшего военно-морского объединения страны, а значит, и у балтийских флагманов по годы прибавится много сложных и интересных задач. В.ладu.мuр ДАШЕВСКИИ. "Страж Балтики". Фото из архива ГМЦ БФ. С позиций высокой ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ Твёрдо знать своё место. Это значит, что по сигналу тревоги матрос обязан без промедления прибыть на боевой пост и в соответствии с нормативным временем привести его в полную готовность. Это также значит, что любая последовавшая за сиг налом тревоги вводная не долж на застать его врасплох. Выучка матроса должна быть доведена до такой степени совершенства, чтобы он мог грамотно дейст вовать в полной темноте, при крене и дифференте, в случае поступления воды в помещение, пожаров, повреждения оружия и технических средств, а также в условиях заражения корабля радиоактивными и отравляю щими веществами. Более того, в особых случаях военнослужащий обязан проявить разумную ини циативу, быть готовым к реши тельным самостоятельным дей- ствиям. Такая выучка достигается на занятиях по специальности и тренировках, на одиночных и частных боевых учениях. Проч ные знания и твёрдые навыки приобретаются напряжённым трудом. Дорога каждая минута учебного времени. Корабельная служба требует от военных моряков высокой боевой активности, выдержки, собранности, самодисциплины. Нередко матрос несёт вахту на месте, изолированном от других боевых постов. В этом случае особое значение приобретает личная дисциплинированность воина. Факты убедительно го ворят о том, что даже малейшая беспечность, отклонение от ко рабельных правил чреваты са мыми тяжёлыми последствия ми. Вот один лишь случай, про изошедший в годы Великой Оте чественной войны. Изношенная батарея ин тенсивно выделяла газ. В плохо провентилированных отсеках стали появляться вспышки пла мени, в результате чего и про изошёл взрыв. Этот случай - суровый урок для всех военных моряков. Безопас ность плавания, борьба за без аварийность всегда были и ос таются в центре внимания при подготовке личного состава. При этом следует учитывать и то об стоятельство, что современные корабли вооружены сложной техникой. Грамотная эксплуа тация её требует от корабельных специалистов не только прочных знаний, но и высокой дисципли- Старшud .леdтенант Андреd Антонов. нированности. Именно в сочета нии этих качеств достигается боевая слаженность коллек тива. Хорошо известно: чтобы побе дить в бою, нужна крепкая воин ская дисциплина. Не секрет, что Выучка матроса должна быть доведена до совершен ства, чтобы он мог грамотно действовать в полной темноте, при крене и дифференте, в случае поступле ния воды в помещение, пожаров, повреждения ору жия и технических средств, а также в условиях за ражения корабля радиоактивными и отравляющими веществами Подводная лодка Щ-402 нахо дилась на боевой позиции. Но чью, когда большая часть лич ного состава отдыхала, про изошёл взрыв аккумуляторной батареи. Корабль получил тя жёлые повреждения. В случив шемся были повинны два электрика. Они проявили край нюю недисциплинированность: самовольно сократили срок вентиляции аккумуляторной батареи и ушли с боевых постов. сила сотни может превышать си лутысячи, если эта сотня хорошо организована. В условиях воен но-морской службы это требо вание приобретает особо важ ное значение. В самом деле, на ходясь в море, корабль должен быть в постоянной боевой готов ности. В любую минуту может резко измениться обстановка, потребуются решительные дей ствия. И вдруг в такой ответствен ный момент матрос из-за недис- циплинированности опоздает выполнить срочное приказание или, хуже того, его не окажется на боевом посту. Современная техника очень сложная. Чтобы привести её в действие, тре буются исключительная чёт кость, синхронность В работе всего экипажа. Беспечность да же одного военнослужащего от рицательно скажется на сла женности целого коллектива. Сегодня главная задача лич ного состава - научиться тому, что необходимо в современном бою. Морские походы, корабельные учения создают наиболее благо приятные условия для решения этой задачи. Ещё Сергей Осипо вич Макаров говорил, что плава ние в мирное время есть школа для войны. Только в море, под чёркивал он, корабль представ ляет собранную единицу. Уси лия командиров направлены на то, чтобы экипаж стал именно такой собранной боевой едини цей. В решении этой важной за дачи командирам подразделе ний помогают старшины. Под нять мастерство воинов до выс ших пределов, развить чувство личной ответственности за бое готовность корабля - в этом видят они своё призвание. Можно при вести немало примеров, сви детельствующих о том, как сов местные усилия приносят свои результаты. Так, на малом про тиволодочном корабле "Метель" уже длительное время лидирует в военно-морском соревнова нии штурманская боевая часть под командованием старшего лейтенанта Андрея Антонова. Воины проявляют в работе высо кую организованность. Намного сокращая нормативное время, они тем самым демонстрируют своё высокое мастерство. Их боевая слаженность зиждется на крепкой самодисциплине, повышенной требовательности к себе и своим товарищам. Вот почему подразделение все учеб но-боевые задачи решает толь ко на хорошо и отлично. На каждом корабле есть рас чёты, команды, отличающиеся высокой боевой слаженностью. Они должны служить примером для всего личного состава. Пере нимая передовой опыт, следует комплексно подходить к обуче нию и воспитанию воинов. На копленные знания, навыки - хо рошо, но они должны приме няться на практике в точном со ответствии с наставлениями, правилами и инструкциями для повышения боевой готовности корабля. В.ладu.мuр КРЮЧКОВ. "Боевая вахта". Фото Владимира БОЧАРОВА. В НАДЁЖНЬIХ РУКАХ версальный корабельный стрельбовый комплекс "Ка либр-НК" с пусковыми уста новками на 8 ракет, автома тизированный модуль само обороны "Гибка", 100-мил ли метровая артустановка А-190-01, 30-миллиметро вая АУ АК-630М-2 "Дуэт". ре профессорско-пре подавательский состав никому спуску не даёт, а за знание дисципли ны всегда спрашивал с полным пристрастием? И кто, как не выпускники альма-матер и капитан лейтенант Александр Бурчик, и старший лей тенант Артём Худяков, и командир зенитно-ра кетной батареи старший лейтенант Никита Кочи нов, знает об этом лучше других?! благодарен своим под чинённым, среди ко торых и техник зенит но-ракетной батареи мичман Геннадий Ла дан, и механик ра кетной команды мат рос контрактной служ бы Рамиль Насибул лин, и электрик ракет ной команды матрос контрактной службы Анас Харисов. "Как настроение после дальнего похода?" - живо интересуюсь у старшины ракетной команды МРК "Ингушетия" мичмана Дмитрия Сергеева. "Боевое!" - незамедлительно отвечает собеседник, словно намекая на то, что именно в его руках современное и грозное оружие - ракетный комплекс "Калибр-Н К", способный от супостата камня на камне не оставить. Как утверждает флаг манский специалист ра кетного оружия - начальник ПВО бригады ракетных ко раблей и катеров капитан лейтенант Александр Бур чик, в соединении БЧ-2 старшего лейтенанта Алек сандра Вевеля на хорошем счету, а его подчинённые всегда именно так и на строены - по-боевому. Ина че просто и быть не может: МРК "Ингушетия" под командовани- ем капитана 2 ран- га Александра Ер моленко только недавно вернулся с боевой службы, в ходе которой в те чение трёх с поло виной месяцев с честью выполнил все поставленные задачи в ближней и дальней мор ских зонах. А тот самый Вевель по её результатам за проявленные са моотверженность, • мужество, отвагу и высокий профессионализм пред ставлен к медали "За раз минирование" Министер ства обороны РФ. Ему как командиру ра кетно-артиллерийской бое вой части, считай, повез ло и с командованием ко рабля, и с подчинённы ми - грамотными и ответ ственными специалиста ми, настоящими профес- сионалами своего дела. - Экипаж у нас немногим более полусотни человек, - поясняет мичман Сергеев. - А задач не меньше, чем перед экипажем корабля первого ранга будет. Но справляемся, потому как с любовью относимся к ко раблю и осознаём, какое мощное оружие в наших руках. Судите сами: только на вооружении состоят уни- • - Можете спать спокой но, - с улыбкой говорит по мощник командира МРК старший лейтенант Артём Худяков, с интересом оце нивая непривычный для него мой гражданский внешний вид. Молодого офицера знал ещё в его бытность кур сантом Черноморского выс шего военно-морского учи лища имени П.С. Нахимова, когда преподавал пятому курсу дисциплину "Орга- низация работы с личным составом в Вооружённых си лах Российской Фе- дерации". Впро чем, и для меня самого столь же непривычны и офи церские погоны, и нынешний статус вчерашнего выпуск ника факультета ракетного вооруже ния надводных ко раблей ЧВВМУ. Но стоит ли этому удивляться, памя туя о том, что на вы пускающей кафед- Тот же Худяков начинал своё офицерское станов ление в должности ко мандира ракетной бата реи РКВП "Самум", затем командовал ракетно-ар тиллерийской боевой час тью ракетного катера "Ива новец", где впоследствии был помощником его командира. Согласитесь, за три года после выпуска из училища достаточно серьёзный опыт службы. Не случайно, став сви детелем нашего разговора под диктофон со старшим лейтенантом Вевелем - вы пускником 2019 года фи лиала ВУНЦ ВМФ "Военно морская академия" (город Калининград), помощник командира МРК "Ингуше тия" особо обратил вни- мание на его желание про двинуться по командир ской линии и с улыбкой заметил, что эту запись необходимо обязательно показать командиру ко рабля.Впрочем,Александр Вевель и не собирается отказываться от своих слов. Мол, не всем же выпуск никам севастопольского вмуза командные долж ности занимать, пора и калининградцам, как гово рится, на передовые пози ции выдвигаться. Благо за дел, и достаточно неплохой, уже сделан. За что коман дир БЧ-2 в первую очередь ~ Да и само прохожде ~ ние службы крас норечиво говорит в пользу здоровых карь ерных амбиций моло дого офицера. Должнос ти командира зенитно ракетной батареи МРК "Мираж", командира БЧ-2 ракетного катера "Набе режные Челны" и нынеш ний статус - пока убеди тельное тому доказатель ство. Что же касается боевой готовности, лишний раз убеждаюсь в том, что на Черноморском флоте она на высоком уровне. И не малая заслуга в этом при надлежит экипажу ракетно артиллерийской боевой части МРК "Ингушетия". "Ка либры" в надёжных руках! д.мuтрud МАКАРОВ. "Флаг Роди1lье". Фото автора. Материалы публикуются в сокращении. 17 декабря 2021 года • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz