На страже Заполярья. 2021 год. Декабрь.
4 * на стrаЖI заnDлlrы КУРС ПРОЛОЖЕН ВЕРНО Специалисты штурманской боевой части БДК "Пётр Моргунов" успешно решают задачи 4ф!j Молодой офицер после окончания ввуза по распределению попал на БДК "Пётр Моргунов". Он стреми тельно набирался опыта, при обретал недостающие знания, легко и быстро освоил свои обязанности и в 2019 году был назначен командиром штурман ской боевой части БДК "Пётр Моргунов". В этом году он вместе с экипажем отправился с Бал тики на Северный флот. - За время, проведённое в Калининграде, мы успели изу чить материальную часть штур манской боевой части и прошли подготовку в объединённом учебном центре ВМФ России. На новом корабле всё продумано, циалистов. Командование ха рактеризует офицера как усерд ного, ответственного и исполни тельного. Успех в море Часть работы штурман вы полняет на карте, где отобра жается основная информация, которую специалисты БЧ-1 ис пользуют для принятия реше ния. Ошибка даже в один градус при прокладке курса корабля на карте в реальности приводит к отклонению от точки рандеву на мили. Поэтому каждый раз штур ман тщательно делает пред варительную прокладку. Штурманы с помощью при боров отслеживают местонахож- Штурман, кроме знаний, должен обладать ещё и интуитивным навигационным чутьём. Такое качество приобретается практикой всё цифровое. Системы удобны и понятны, - говорит старший лейтенант Исмаилов. По его словам, без постоян ных выходов в море, участия в учениях и дальних походах ни один специалист не получит хороших профессиональных на выков. - Все боевые задачи я вос принимаю как проверку на про фессионализм, - объясняет офи цер. Старший лейтенант Наиль Исмаилов считается на корабле одним из лучших молодых спе- На службе Отечеству дение корабля, корректируют курс, выдают рекомендации командиру. - Наша профессия, - считает старший лейтенант Наиль Ис маилов, - предполагает наличие таких качеств, как ответствен ность, точность, аккуратность и внимательность. Причём требо вания к штурману увеличиваются в море. Он отвечает за безопас ность плавания. По словам офицера, избе жать каких-либо неточностей и ошибок можно только доско нально изучив перед выходом в море район плавания и отлично подготовив технику - от сложных спутниковых систем навигации до визира. - Штурман, кроме знаний, должен обладать ещё и интуи тивным навигационным чутьём. Такое качество приобретается практикой, - подчёркивает спе циалист. У старшего лейтенанта Ис маилова в заведовании есть хорошие помощники - автома тизированный комплекс нави гации и гиростабилизации "Чар даш", предназначенный для не прерывного автоматического определения и местоположе ния БДК, навигационных и спе циальных параметров его дви жения, и комплекс гидрометео рологического обеспечения "Сюжет-КМ", позволяющий опе ративно оценивать гидроме теорологическую обстановку. - С помощью "Сюжета-КМ" я могу быстро получить необхо димые данные о погоде: ско рость и направление ветра, ат мосферное давление, темпе ратура и влажность воздуха, многое другое, - поясняет штур ман. Во избежание ошибок при выполнении учебно-боевых уп ражнений специалистам нужно своевременно рассчитывать по правки гиро- и магнитного ком пасов. Чтобы определить по грешности навигационных при боров, штурман в течение не скольких дней занимается их поверкой. Не умаляя достоинств и пре- имуществ современного обо рудования, старший лейтенант Исмаилов считает важным по стоянно практиковаться в так называемых ручных способах определения местоположения корабля: - Техника может дать сбой, а "ручные" средства не подведут никогда. Вблизи берега мы опре деляем место по пеленгам, по дистанциям, по береговой чер те, а современные спутниковые навигационные системы помо гают нам проверить себя и убе диться в точности обсервован ного места. Бывают такие ситуа ции, что местонахождение ко рабля на электронной карте не соответствует его реальному положению. Это надо своевре менно заметить и выдать ко мандиру соответствующие ре комендации. Не только техника является хорошим помощником, главны ми на корабле всё равно ос таются люди. Старший рулевой старшина 2 статьи Владимир Но саченко так называемый хра нитель времени. Он производит сверку корабельных часов и определяет точное время по ра- диосигналам и хронометрам, находящимся в штурманской рубке. Также командир БЧ-1 старший лейтенант Исмаилов отмечает радиста-кодировщика главного старшину Александра Казакова. Он занимается наблюдением за погодой. Ориентир - звёзды Прежде чем выйти в море, штурман делает предваритель- ную прокладку, уточняет нави гационную обстановку в районе плавания. - При подготовке к выходу в море мы поднимаем карты, наносим необходимую инфор мацию, прокладываем предва рительный курс, рассчитываем скорость и время движения. При непосредственном выходе из базы специалисты БЧ-1 обеспе чивают навигационную безо пасность плавания. Они выдают командиру свои рекомендации, производят расчёт расхождения с целью и многое другое, - по ясняет старший лейтенант Ис маилов. Большое внимание на БДК "Пётр Моргунов" уделяется штур- манской подготовке членов эки пажа. Командир БЧ-1 старший лейтенант Исмаилов проводит занятия с офицерским составом, занимается подготовкой вах тенных офицеров и специалис тов боевого информационного центра (БИЦ). - В нашем деле учиться нужно постоянно - отслеживать и за поминать все изменения в ло циях, совершенствовать навыки ведения сложных расчётов, не забывая о проверенных вре менем способах обсервации по солнцу и звёздам, - делится офи цер. И тут у меня возникает вопрос: "А вы умеете ориентироваться по звёздам?". Ответ последовал незамедлительно: - Конечно, это один из самых интересных способов. Штурман должен находить и уверенно опо знавать астрономические ори ентиры и по ним определять местоположение. Современные навигационные системы, ко нечно, точно показывают место корабля, но и мореходную за бывать нельзя. Офицер поделился, что мес тоположение корабля можно определить и по глубине. Тогда в ход идёт эхолот - прибор для измерения глубины под ки лем. - Каждый выход в море раз ный. Бывают очень сложные ме теорологические условия, - под чёркивает командир БЧ-1. - В се верных широтах в море хорошо летом, а в остальные сезоны по года ведёт себя непредсказуемо. В общем, быть штурманом очень интересно, эта профессия во многом творческая, но ответст венная, требующая мастерства. Владлена КЛЮШИНА. Фоmоавmoра и из архива 'Корабля. НАМ В МОРЕ ВИДНО ВСЁ Береговая система наблюдения Беломорской ВМБ готова к выполнению задач в зимних условиях 11 декабря на плацу учебного центра подготовки младших специа листов ОУЦ ВМФ России состоялось торжественное построение в честь увольнения в запас военнослужащих научно-производственной роты (НПР), выслуживших установленный законом срок военной службы. Для того чтобы сложная военная структура эффективно работала, необходимо оперативно получать и передавать информацию о воздушной и надводной обстановке. Эту задачу успешно решает береговая система наблюдения, являющаяся неотъемлемой частью информационного поля Военно-морского флота. История создания системы наблюдения и оповещения на море насчитывает не одну сотню лет, а на берегах Белого моря она одна из старейших. Там несёт службу личный состав района наблюдения Беломорской военно морской базы. На побережье и остро вах Белого моря сейчас действует несколько под разделений. Среди них ра диотехнические роты на мысе Большой Городецкий (Кольский полуостров), на острове Мудьюг, а также радиотехнические взводы на острове Жижгин, мысах Вепревский, Никодимский и Орлов-Терский Толстый. Наша газета год назад подробно рассказывала о службе личного состава района наблюдения. Что же изменилось за это время? тивоминного наблюдения и отслеживания гидрометео условий, - делится офицер. В летнем периоде обу чения подразделение ус пешно сдало курсовые за дачи БН-1 (береговое наблюдение), БН-2. хозяйственную деятель- ность. Кроме выполнения сво их прямых обязанностей, личный состав постов на целен на сохранение пер- Кроме того, на острове место концентрации птиц в период массовой весенней миграции и гнездования. -Доставка на посты зимо вочных запасов в этом году была произведена гидро графическими судами. Уже два года военнослужащие несут круглогодичный ре жим службы на радиотех нических постах независи- мо от ледостава, - продол жает свой рассказ капитан 3 ранга Сергей Негреба. - Минувшим летом была про делана большая ра бота, для того чтобы и в зимние месяцы район наблюдения успешно выполнил все поставленные за дачи. Получены но вые снегоходы и дру гое имущество. Главная новость - сме нился его командир. Вете ран подразделения капи тан 3 ранга Владлен Бых назначен на вышестоящую должность в штаб Беломор ской военно-морской базы. Службу специалис там облегчает совре менная техника, кото рая автоматически ре шает многие задачи. Посты оснащены аппа ратурой АИС (автома тическая идентифика ция судов), которая позволяет в режиме реального времени пе редавать данные об обнаруженных целях в центр управления Бе ломорской ВМБ. _1 ........_ ___ ..... Вдали от цивили зации достойно несут службу опытные во еннослужащие, сре ди которых капитан 3 ранга Сергей Негре ба называет коман дира роты (пост на мы се Большой Городец кий) капитана 3 ранга Владимира Непоча- О задачах, стоящих перед районом наблюдения, и подготовке подразделения к зимнему периоду обуче ния нам рассказал новый командир капитан 3 ранга Сергей Негреба. - Личный состав постов, как и прежде, решает за дачи освещения обстановки на Белом море, контроля за судоходством, нави гационного ориентирова ния кораблей и судов обес печения ВМФ, ведения про- ВЫlРУ31Са техники. 17 декабря 2021 года • Командир раЙона наблюдения Бе ЛОМОРС1Соd ВМБ капитан 3 ранга Сергей НефООа. - Среди главных проблем района на блюдения остаётся под бор и подготовка воен нослужащих к длительному выполнению обязанностей в отрыве от цивилизации, - считает офицер. В наиболее суровых кли матических условиях несёт службу радиотехническая рота, дислоцированная на мысе Большой Городецкий, но и на других постах тоже нелегко: приходится самим организовывать быт, вести возданной природы побе режья Белого моря, объек тов культурно-историческо го наследия. Например, на острове Мудьюг имеются по селение эпохи ранней брон зы и комплекс памятников времён Гражданской вой ны, железная дорога и хо зяйственные постройки вре мён Первой мировой и Ве ликой Отечественной войн. • това, командира роты на острове Мудьюг капитана 3 ранга Сергея Гусева, ве теранов части старшего тех ника роты (мыс. Большой Городецкий) старшего мич мана Игоря Марейчева, за местителя командира взво да РТС (мыс Орлов-Терский Толстый) главного старшину Александра Иванова, а так же старшего сигнальщика старшего матроса Максима Мельникова, командира от деления сигнальщиков главного старшину Сергея Ипатова, старшего техника роты на острове Мудьюг мичмана Станислава Боча рова, техника отделения радиотехнических средств старшего мичмана Сергея Безгодова и других. Впро чем, весь личный состав района наблюдения как всегда мотивирован на ка чественное выполнение возложенных на него за дач. АЛeICсандр ЯКОВЛЕВ. Фото автора и из архива части. СПАСИБО ЗА СЛУЖБУ Начальник учебного цент ра капитан 1 ранга Алексей Пазлиев поздравил вои нов, увольняемых в запас, с этим событием, поблаго дарил их за службу, поже лал успехов в гражданской жизни. Приказом командира части за особые заслуги, разумную инициативу и отличие по службе военно служащие НПР были по ощрены ценными подар ками и грамотами, многим объявлена благодарность. В торжественной цере монии принял участие за меститель генерального директора АО "ПО "Сев маш" по управлению персо налом Андрей Моногаров, который поблагодарил во еннослужащих НПР за вклад в строительство со временных подводных ло док, экипажи которых несут боевую службу на просто рах Мирового океана. Он выразил уверенность, что все увольняемые в запас из научно-производственной роты учебного центра при- дут работать на прослав ленное предприятие и бу- дут столь же образцово вы полнять трудовые обязан ности. От имени родителей ма ма старшего матроса Сергея Базанова Анаста сия Александровна побла годарила командиров и начальников учебного цент ра за воспитание сыновей, которые за год стали на стоящими мужчинами. Со словами поздравле ния к личному составу об ратился заместитель руко- водителя епархиального отдела по работе с Воо- ружёнными силами и пра воохранительными орга нами священник Олег Зга ма. Он прочитал молит ву благодарности Госпо ду Богу и благословил лич ный состав НПР на благие дела. Завершилось построе ние прохождением торже ственным маршем личного состава научно-производст венной роты. Олег МАЛЫШЕВ. Фото Бориса СЕРАЮКА. Продопжае'СR подписка на ервое попvrодие 2022 rода на rазе,v "на стrажI3аnaJllrы' 01461- подписной индекс двя подписчиков по KaJaoory АО "ПОЧJа России" 39901- подписной индекс дпя подписчиков, ПРОlКивающих в Респ\/Ооике Нрым и r. СеваСJопопе, по оliъединённом\/ KaJanory "Пресса России" череа ОАО "АР3М " 339901- подписной индекс по ИНJернеJ-каJаооry" Пресса России" дпя подписчиков всех реrионов Также подписку на rазетv можно ОФОРМИТЬ: - по ИНJернеJ-каJаооrам areHJCJB на саЙJах: www.podplska.pochta.ru ; www.akc.ru ; www.pressa-rl.ru иои ДОСJавкой raaeJbI liандеропью ... • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz