На страже Заполярья. 2021 год. Декабрь.

8 * на стrаж1 3аnал1rь1 СКРЬIТАЯ МОЩЬ ПРОЕКТОВ ''РУБИНА'' заданному маршруту. Он создан по инициативе и заказу Фонда перспектив­ ных исследований. Также спроекти­ рован и построен аппарат типа "Клаве­ син" , спроектирован робот-мишень "Суррогат", созданы аппарат лёгкого класса "Юнона", семейство малых ро­ ботов "Амулет", телеуправляемый не­ обитаемый подводный аппарат "Та­ лисман", а также целый ряд других аппаратов, в том числе тяжёлого класса. Вот уже на протяжении 120 лет здесь рождается облик будущих субмарин С момента своего образования вся деятельность этой компании неразрывно связана с обеспечением обороноспособности госу­ дарства. Причём тех его рубежей, которые скрыты под толщею вод. По проектам ЦКБ "Рубин" построено более 85 процентов подводных лодок, входивших в разное время в состав ВМФ СССР и России, включая несколько поколений стратегических подводных ракетоносцев. На сегодняшний день их общий счёт • 1065 единиц. При постройке и испытаниях каждой из них присутствуют проектанты, тщательно следя, как отсек за отсеком рождается корабль, который делает свои первые шаги в море. К слову, и дальнейшие успехи кораблей, уже заступивших на службу Отечества, не остаются без внимания конструкторов, которые ещё и внедряют новые модернизационные решения в процессе эксплуатации подводных лодок. Сегодня это можно наблюдать на примере сходящих с заводских стапелей знаме­ нитых "Варшавянок", прозванных "чёрными дырами" из-за нового электродвигателя, сделавшего субмарины этого проекта практически бесшумными, и усовершенствованных "Бореев" - основы группировки Стратегических ядерных сил ВМФ России. Какие модернизационные решения предусмотрены проектан­ тами на современных подводных лодках? Как происходит про­ цесс их рождения и совершенствования? Роботы под водой • это далёкое будущее или уже реальность? Об этом корреспон­ денту "Красной звезды" рассказал генеральный директор АО "ЦКБ "Рубин" Игорь ВИЛЬНИТ. - Игорь Владимирович, вскоре бу­ дет подписан приёмный акт о пере­ даче ракетоносца "Князь Олег" Во­ енно-морскомуфлотуРоссии. Третья дизельная подводная лодка для Ти­ хоокеанского флота ·магадан" сов­ сем недавно, в октябре, вступила в строй. поделитесь, какие эмоции при поднятии флага на очередном кораб­ леиспытываете вы, еёпроектанты? - Мы взяли хороший темп: с2019 года государственному заказчику ежегодно передаются один-два корабля , по­ строенные по проектам ЦКБ "Рубин". В 2019 и в 2020 годах "Адмиралтейские верфи" и "Рубин" обеспечили ввод в со­ став Военно-морского флота России не­ атомных подводных лодок "Петропав­ ловск-Камчатский" и "Волхов". В прош­ лом году принят на вооружение голов­ ной корабль проекта 955А " Князь Вла­ димир", спроектированный "Рубином" и построенный производственным объ­ единением "Севмаш". В октябре этого года поднят Андреевский флаг на не­ атомной подводной лодке "Магадан". Планируется передача ракетоносца "Князь Олег". Каждый подъём флага для нас - это праздник. Радостно видеть воплощение нашего общего труда - проектанта , завода-строителя, контрагентов, пред­ ставителей государственного заказчика. - Можно ли перечислить, каких именно? - Поясню на примере экспортных мо­ дификаций "Варшавянки". Самый за­ метный аспект модернизации проекта - установка на лодку крылатых ракет комплекса Club-S. Это привело к "цеп­ ной реакции" в совершенствовании це­ лого ряда систем, без которых приме­ нение ракет немыслимо. В первую оче­ редь это коснулось одной из "изюминок" исходного проекта - боевой информа­ ционно-управляющей системы, прорыв­ ной по тем временам для 1980-х годов. Она получила достойного наследника в лице автоматизированной информа- Иlорь ВИЛЬНИТ. Замечу, что подводная лодка проекта 636.3 лишь внешне похожа на исходную "Варшавянку" сорокалетней давности. Боевая эффективность современных дизель-электрических подводных лодок проекта 636 существенно выше тех, ко­ торые строились в прошлом. Подводная лодка "Магадан", пере­ данная флоту в октябре, - 72-я под­ водная лодка серии "Варшавянка". Такая большая серия, одна из наиболее успешных в мировом неатомном под­ водном кораблестроении конца ХХ - начала XXI века, просто не состоялась бы , если бы не представляла собой продукт, востребованный как россий­ ским, так и экспортными заказчиками. Этот опыт учтён в проекте "Лада" : по­ мимо типового запаса на модерниза­ цию, включён запас на установку новых систем , поскольку радиоэлектроника обновляется чрезвычайно быстрыми темпами . - Есть ли ещё подобные проекты, над модернизацией которых вы се­ годня работаете? Для нас важно мнение военных мо­ ряков , мы гордимся, что результат на­ шей многолетней работы - "Князь Вла­ димир" за время испытани й и начала службы получил высокую оценку коман­ дира, личного состава и руководства Военно-морского флота за свои боевые и эксплуатационные качества . "Князь Олег" также находится в надёжных руках военных моряков и готов нести боевую службу. "Князь Oot1el ", второdракетооосец npoeiana 955А. - Есть мнение, что проект 636 "Варшавянка·, спроектированный много лет назад, устарел, мол, неужели сегодня нет научного по­ тенциала для создания чего-то но­ вого ... ционно-управляющей системы . Новому оружию потребовался и новый , более совершенный и компактный цифровой навигационный комплекс, обладающий более высокой точностью определения координат лодки. И наконец, развитие ударных возможностей поставило воп­ рос улучшения средств связи с берего­ выми командными пунктами . С 2019 года государственному заказчику ежегодно передаются один-два корабля, построеппые по проектам ЦКБ "Рубив" - Потенциал, безусловно, есть, и луч­ шее тому подтверждение - заказ Во­ ен но-морским флотом серии подвод­ ных лодок следующего , четвёртого, по­ коления проекта 677 "Лада". Однако размер серии "Варшавянка" прекрасно иллюстрирует задачу, кото­ рую госзаказчик всегда ставит перед проектантом, - создать продукт, который будет эффективен не одно десятилетие. Благодаря высокому модернизаци­ онному потенциалу подводные лодки проекта 636, которые сходят сегодня со стапелей , отвечают всем современным требованиям. Ещё на этапе техпроекта, кроме типового для всех боевых кораб­ лей запаса на модернизацию, был пре­ дусмотрен запас на установку целого ряда новых систем. Модернизация затронула не только функционал основных комплексов, но и удобство управления ими . Внедрение современной элементной базы и новых и нтерфейсов коснулось как пул ьтов боевых систем , так и управления манев­ рированием и общекорабельными си­ стемам и . Появилась новая с исте ма контроля и диагностики аккумуляторных батарей. В этих и многих других систе­ мах переход от аналоговой к цифро­ вой технике пов ысил удобство и ка­ чество управления. И наконец, совер­ шенствование вспомогательного обо­ рудования не так заметно, но играет не меньшую роль в сохранении актуаль­ ности проекта . И так далее, потому что не стоит на месте и развитие радио­ электроники. Подводная оt1одка проек.та 636 "Маlадан" в октябре вошоt1а в состав Военно­ морскоlО фоt1ота. 1 О декабря 2021 года • • - Скажем так: все корабли, спроекти­ рованные "Рубином", имеют модерни­ зационный запас, и как проектант мы работаем над тем, чтобы он был реали­ зован. Есть конкретные крупные про­ граммы , которые мы сейчас выполня­ ем, но комментировать их - компетен­ ция государственного заказчика. - Проект ·Борей" тоже был модер­ низирован и совсем неспроста се­ годня имеет в названии букву •А•. Как быстро должен реагировать проектант на достижения научно­ технического прогресса и новые требования госзаказчика в связи с длительностью процесса построй­ ки лодки? - Про е ктант обязательно должен работать на п ерс п екти ву. И п роект "Борей-А" тому подтверждение. Пред­ проектные проработки по нему нача­ лись в 2000-х годах. Тогда ГОЛОВНОЙ ко­ рабль базового проекта "Борей" - "Юрий Долгорукий" - ещё находился на стапеле. Но задача конструктора - уметь про­ считать вперёд. Государственный заказ­ чик заключал контракт на разработку "Борея-А", уже имея все необходимые проработки с нашей стороны. Мы пони­ мали свою задачу - усовершенствовать базовый проект за счёт модернизации оборудования и повышения безопас­ ности - и гордимся о ценкой военных моряков, свидетельствующей, что нам это удалось. - Вы уже упомянули о том, что "Рубинn участвует в обслуживании техники на протяжении всего жиз­ ненного цикла. Как налажен этот процесс и взаимодействие с Мини­ стерством обороны? - "Рубин" так же, как другие фирмы, участвующие в создании корабля, несёт ответственность за свою работу. На каж­ дой базе ВМФ, к которой "приписаны" сп роектированн ые нашим бюро под­ водные лодки , постоянно находится представитель конструкторского бюро. Он поддержи вает связь с экипажами лодок, провожает их в море и встречает на пирсе. Он всегда в курсе состояния матч асти каждого корабля и готов консультировать экипаж по вопросам её обслуживания, оказать помощь пр и возни кновении неисправностей. Пред­ ставитель "Рубина" в любой момент мо­ жет получить необходимые ему сведе­ ния от специалистов бюро. Он, как при- нято сейчас говорить, - "интерфейс" между проектантом и флотом. Ещё одна важная функция предста­ вителя бюро - это сбор информации о том , как моряки-подводники представ­ ляют себе подводную лодку, какие качества наиболее значимы , что можно улучшить в оборудовании, как сделать службу на глубине более комфортной. Вся эта информация помогает "Рубину" в разработке новых проектов. Техническое сопровождение обслу­ живания подводных лодок, построенных по нашим проектам и включённых в состав ВМФ России, выполняется по контрактам с Министерством обороны. Завершается эта работа только после того, как лодка выводится из состава флота и передаётся на утилизацию. - Бытует мнение, что атомные лодки скоро полностью вытеснят дизельные ... - Эти классы кораблей выполняют разные задачи. Атомные стратегиче­ ские ракетоносцы - морская состав­ ляющая ядерного щита. В России и за рубежом признано, что эти лодки и находящиеся на них баллистические ракеты представляют собой наиболее - По какому пути идёт развитие робототехники, какие тенденциивы бы отметили? - Расширяется круг задач, которые возлагаются на роботов, поэтому перс­ пективные модели несут больше обо­ рудования, их миссии становятся более продолжительными , увеличивается дальность хода , растут объём и раз­ нообразие собираемой информации. Изменения технических характеристик перспективных аппаратов требуют но­ вых подходов к формированию их энер­ гетических установок - например, при­ менению в дополнение к традицион­ ным аккумуляторным батареям бата­ рей топливных элементов. Длительное нахождение аппаратов в подводном положении без контакта с оператором, который контролирует работу морских роботов по каналам радио- или гид­ роакустической связи , требует исполь­ зования систем управления, построен­ ных на принципах искусственного ин- Размер серии "Варшавянка" прекрасно иллюстрирует задачу, которую госзаказчик всегда ставит перед проектантом: создать продукт, который будет эффективен не одно десятилетие жизнеспособную составляющую ядер­ ной триады с высокой боевой устойчи­ востью. Неатомные подводные лодки - противолодочная оборона, неядерное сдерживание. Кроме того, в отличие от США, Великобритании и Франции для нас важны закрытые и окраинные мо­ ря, такие, как Баренцево , Охотское , Японское , где использовать атомные лодки избыточно дорого и не всегда разумно. Здесь нужны компактные, скрытные и имеющие высокий поис­ ковый потенциал неатомные подлодки, как "Лада". Кроме того, они нужны на Балтийском и Чёрном морях, имеющих статус безъядерных. - Выполнение гособоронзаказа - важное направление деятельности вашего бюро, надёжно обеспечи­ вающее занятость персонала и загруженность производственных мощностей на многие годы. А граж­ данские заказы вы имеете в своём портфеле? - Проектирование морских сооруже­ ний гражданского назначения - одно из направлений нашей деятельности. "Ру­ бин" участвовал в нескольких шельфо­ вых проектах: создании первой в мире ледостойкой платформы "Приразлом­ ная'', морских ледостойких платформ проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", спроектировал батопорты дамбы Санкт­ Петербурга. Наши специалисты выпол­ нили ряд работ по технологиям , свя­ зан ным с проектированием морских сооружений по производству сжижен­ ного природного газа. Мы сопровождаем эксплуатацию платформы "Приразлом­ ная": разработали систему мониторинга влияния окружающей среды на конст­ рукции платформы. Эта система позво- теллекта. Совершенствуются навига­ ционные системы. Развитие подводной робототехники идёт по пути взаимодействия подводных аппаратов с другими подводными или надводными объектами. Например, так называемые резидентные роботы в течение длительного времени работают в заданном районе совместно с дон­ ными станциями , которые обеспечи ­ вают зарядку этих автономных необи­ таемых подводных аппаратов, передачу им сценариев очередных миссий , ска­ чивание с аппаратов данных, собранных ими в ходе миссий. Такие комплексы в ближайшем буду­ щем начнут активно применяться на морских нефтегазовых месторожде­ ниях. - Как обстоят дела с кадровым вопросом в вашем бюро, сохранилась ли преемственность передачи опы­ та? Есть ли потенциал унынешних молодыхконструкторов стать ког­ да-нибудь на одну ступень с такими известнымиличностями, как Сергей Никитич Ковалёв, Игорь Дмитри­ евич Спасский, Юрий Николаевич Кормилицин? - Работа конструктора - это поиск и вызов , широкий круг интереснейших задач , поэтому, как мы видим по сту­ дентам и выпускникам ведущих техни­ ч еских вузо в , наша спе циальн о сть конкурирует даже со сверхпопулярным сегодня сектором IT. "Рубин" тесно взаимодействует с вуз а ми. Высококвалифицированные сп ециалисты бюро читают ле кции в таких престижных технических вузах, как "Корабелка" (СПбГМТУ), "Военмех", сту­ денты проходят у нас практику. Вчераш- "Кронштадт", вторая подводная лодка проекта 677. ляет оперативно получать информацию о состоянии корпуса и трубопроводов, повышая безопасность её работы, да­ вая возможность прогнозировать тех­ ническое состояние и в будущем при­ нимат ь решен ие о продлен и и срока эксплуатации. Совместно с Фондом перспективных исследовани й мы выполнили ряд про­ работок по проекту "Айсберг", нацелен­ ному на сейсморазведку и добычу угле­ водородов в Арктике, а также охрану подводных сооружений с помощью ро­ ботизированных комплексов. Среди них - автономный необитае­ мый подводный излучатель , оснащён­ ный источником сейсмического сигна­ ла . Аппарат п редназначен для сейс­ моразведки в труднодоступных районах морей с тяжёлыми ледовыми и гидро­ метеорологическими условиями. - Сегодня много говорится о ро­ ботизации. Каковы ваши достижения в этой области? - Самый наш известный аппарат - глубоководн ы й " Витязь-Д", первый в мире беспилотник, который исследовал часть Марианской впадины, пройдя по • них выпускников, пришедших в бюро на работу, курируют ведущие сотрудники . Молодые специалисты командируются на заводы, где они изучают реальные условия, в которых конструкторская до­ кументация воплощается в корабле. В ходе ежегодной молодёжной научно-тех­ нической конференции "Взгляд в буду­ щее" десятки молодых инженеров наше­ го бюро, заводов-строителей и наших контрагентов п редставляют свои идеи и получают объективную оценку своих работ от опытных сотрудников "Рубина". Если говорить о преемствен ности, то нашей конструкторской школе уже 120 лет, и сегодня у руля стоят ученики тех генерал ьных конструкторов и руково­ дителей, которых вы упомянули. Мы опи­ раемся на свои традиции и вниматель­ но изучаем современные тенде нции , чтобы должным образом выполнять задачи, поставленные государственным заказчиком . Юоt1ияКОЗАК. ·· Краспая звезда" . Фото Дмитрия СОКОЛОВА , Олеzа КУЛЕШОВА , пресс-службьt АО "ЦКБ "Рубип". •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz