На страже Заполярья. 2021 год. Декабрь.
8 * на стrаж1 3аnал1rь1 СКРЬIТАЯ МОЩЬ ПРОЕКТОВ ''РУБИНА'' заданному маршруту. Он создан по инициативе и заказу Фонда перспектив ных исследований. Также спроекти рован и построен аппарат типа "Клаве син" , спроектирован робот-мишень "Суррогат", созданы аппарат лёгкого класса "Юнона", семейство малых ро ботов "Амулет", телеуправляемый не обитаемый подводный аппарат "Та лисман", а также целый ряд других аппаратов, в том числе тяжёлого класса. Вот уже на протяжении 120 лет здесь рождается облик будущих субмарин С момента своего образования вся деятельность этой компании неразрывно связана с обеспечением обороноспособности госу дарства. Причём тех его рубежей, которые скрыты под толщею вод. По проектам ЦКБ "Рубин" построено более 85 процентов подводных лодок, входивших в разное время в состав ВМФ СССР и России, включая несколько поколений стратегических подводных ракетоносцев. На сегодняшний день их общий счёт • 1065 единиц. При постройке и испытаниях каждой из них присутствуют проектанты, тщательно следя, как отсек за отсеком рождается корабль, который делает свои первые шаги в море. К слову, и дальнейшие успехи кораблей, уже заступивших на службу Отечества, не остаются без внимания конструкторов, которые ещё и внедряют новые модернизационные решения в процессе эксплуатации подводных лодок. Сегодня это можно наблюдать на примере сходящих с заводских стапелей знаме нитых "Варшавянок", прозванных "чёрными дырами" из-за нового электродвигателя, сделавшего субмарины этого проекта практически бесшумными, и усовершенствованных "Бореев" - основы группировки Стратегических ядерных сил ВМФ России. Какие модернизационные решения предусмотрены проектан тами на современных подводных лодках? Как происходит про цесс их рождения и совершенствования? Роботы под водой • это далёкое будущее или уже реальность? Об этом корреспон денту "Красной звезды" рассказал генеральный директор АО "ЦКБ "Рубин" Игорь ВИЛЬНИТ. - Игорь Владимирович, вскоре бу дет подписан приёмный акт о пере даче ракетоносца "Князь Олег" Во енно-морскомуфлотуРоссии. Третья дизельная подводная лодка для Ти хоокеанского флота ·магадан" сов сем недавно, в октябре, вступила в строй. поделитесь, какие эмоции при поднятии флага на очередном кораб леиспытываете вы, еёпроектанты? - Мы взяли хороший темп: с2019 года государственному заказчику ежегодно передаются один-два корабля , по строенные по проектам ЦКБ "Рубин". В 2019 и в 2020 годах "Адмиралтейские верфи" и "Рубин" обеспечили ввод в со став Военно-морского флота России не атомных подводных лодок "Петропав ловск-Камчатский" и "Волхов". В прош лом году принят на вооружение голов ной корабль проекта 955А " Князь Вла димир", спроектированный "Рубином" и построенный производственным объ единением "Севмаш". В октябре этого года поднят Андреевский флаг на не атомной подводной лодке "Магадан". Планируется передача ракетоносца "Князь Олег". Каждый подъём флага для нас - это праздник. Радостно видеть воплощение нашего общего труда - проектанта , завода-строителя, контрагентов, пред ставителей государственного заказчика. - Можно ли перечислить, каких именно? - Поясню на примере экспортных мо дификаций "Варшавянки". Самый за метный аспект модернизации проекта - установка на лодку крылатых ракет комплекса Club-S. Это привело к "цеп ной реакции" в совершенствовании це лого ряда систем, без которых приме нение ракет немыслимо. В первую оче редь это коснулось одной из "изюминок" исходного проекта - боевой информа ционно-управляющей системы, прорыв ной по тем временам для 1980-х годов. Она получила достойного наследника в лице автоматизированной информа- Иlорь ВИЛЬНИТ. Замечу, что подводная лодка проекта 636.3 лишь внешне похожа на исходную "Варшавянку" сорокалетней давности. Боевая эффективность современных дизель-электрических подводных лодок проекта 636 существенно выше тех, ко торые строились в прошлом. Подводная лодка "Магадан", пере данная флоту в октябре, - 72-я под водная лодка серии "Варшавянка". Такая большая серия, одна из наиболее успешных в мировом неатомном под водном кораблестроении конца ХХ - начала XXI века, просто не состоялась бы , если бы не представляла собой продукт, востребованный как россий ским, так и экспортными заказчиками. Этот опыт учтён в проекте "Лада" : по мимо типового запаса на модерниза цию, включён запас на установку новых систем , поскольку радиоэлектроника обновляется чрезвычайно быстрыми темпами . - Есть ли ещё подобные проекты, над модернизацией которых вы се годня работаете? Для нас важно мнение военных мо ряков , мы гордимся, что результат на шей многолетней работы - "Князь Вла димир" за время испытани й и начала службы получил высокую оценку коман дира, личного состава и руководства Военно-морского флота за свои боевые и эксплуатационные качества . "Князь Олег" также находится в надёжных руках военных моряков и готов нести боевую службу. "Князь Oot1el ", второdракетооосец npoeiana 955А. - Есть мнение, что проект 636 "Варшавянка·, спроектированный много лет назад, устарел, мол, неужели сегодня нет научного по тенциала для создания чего-то но вого ... ционно-управляющей системы . Новому оружию потребовался и новый , более совершенный и компактный цифровой навигационный комплекс, обладающий более высокой точностью определения координат лодки. И наконец, развитие ударных возможностей поставило воп рос улучшения средств связи с берего выми командными пунктами . С 2019 года государственному заказчику ежегодно передаются один-два корабля, построеппые по проектам ЦКБ "Рубив" - Потенциал, безусловно, есть, и луч шее тому подтверждение - заказ Во ен но-морским флотом серии подвод ных лодок следующего , четвёртого, по коления проекта 677 "Лада". Однако размер серии "Варшавянка" прекрасно иллюстрирует задачу, кото рую госзаказчик всегда ставит перед проектантом, - создать продукт, который будет эффективен не одно десятилетие. Благодаря высокому модернизаци онному потенциалу подводные лодки проекта 636, которые сходят сегодня со стапелей , отвечают всем современным требованиям. Ещё на этапе техпроекта, кроме типового для всех боевых кораб лей запаса на модернизацию, был пре дусмотрен запас на установку целого ряда новых систем. Модернизация затронула не только функционал основных комплексов, но и удобство управления ими . Внедрение современной элементной базы и новых и нтерфейсов коснулось как пул ьтов боевых систем , так и управления манев рированием и общекорабельными си стемам и . Появилась новая с исте ма контроля и диагностики аккумуляторных батарей. В этих и многих других систе мах переход от аналоговой к цифро вой технике пов ысил удобство и ка чество управления. И наконец, совер шенствование вспомогательного обо рудования не так заметно, но играет не меньшую роль в сохранении актуаль ности проекта . И так далее, потому что не стоит на месте и развитие радио электроники. Подводная оt1одка проек.та 636 "Маlадан" в октябре вошоt1а в состав Военно морскоlО фоt1ота. 1 О декабря 2021 года • • - Скажем так: все корабли, спроекти рованные "Рубином", имеют модерни зационный запас, и как проектант мы работаем над тем, чтобы он был реали зован. Есть конкретные крупные про граммы , которые мы сейчас выполня ем, но комментировать их - компетен ция государственного заказчика. - Проект ·Борей" тоже был модер низирован и совсем неспроста се годня имеет в названии букву •А•. Как быстро должен реагировать проектант на достижения научно технического прогресса и новые требования госзаказчика в связи с длительностью процесса построй ки лодки? - Про е ктант обязательно должен работать на п ерс п екти ву. И п роект "Борей-А" тому подтверждение. Пред проектные проработки по нему нача лись в 2000-х годах. Тогда ГОЛОВНОЙ ко рабль базового проекта "Борей" - "Юрий Долгорукий" - ещё находился на стапеле. Но задача конструктора - уметь про считать вперёд. Государственный заказ чик заключал контракт на разработку "Борея-А", уже имея все необходимые проработки с нашей стороны. Мы пони мали свою задачу - усовершенствовать базовый проект за счёт модернизации оборудования и повышения безопас ности - и гордимся о ценкой военных моряков, свидетельствующей, что нам это удалось. - Вы уже упомянули о том, что "Рубинn участвует в обслуживании техники на протяжении всего жиз ненного цикла. Как налажен этот процесс и взаимодействие с Мини стерством обороны? - "Рубин" так же, как другие фирмы, участвующие в создании корабля, несёт ответственность за свою работу. На каж дой базе ВМФ, к которой "приписаны" сп роектированн ые нашим бюро под водные лодки , постоянно находится представитель конструкторского бюро. Он поддержи вает связь с экипажами лодок, провожает их в море и встречает на пирсе. Он всегда в курсе состояния матч асти каждого корабля и готов консультировать экипаж по вопросам её обслуживания, оказать помощь пр и возни кновении неисправностей. Пред ставитель "Рубина" в любой момент мо жет получить необходимые ему сведе ния от специалистов бюро. Он, как при- нято сейчас говорить, - "интерфейс" между проектантом и флотом. Ещё одна важная функция предста вителя бюро - это сбор информации о том , как моряки-подводники представ ляют себе подводную лодку, какие качества наиболее значимы , что можно улучшить в оборудовании, как сделать службу на глубине более комфортной. Вся эта информация помогает "Рубину" в разработке новых проектов. Техническое сопровождение обслу живания подводных лодок, построенных по нашим проектам и включённых в состав ВМФ России, выполняется по контрактам с Министерством обороны. Завершается эта работа только после того, как лодка выводится из состава флота и передаётся на утилизацию. - Бытует мнение, что атомные лодки скоро полностью вытеснят дизельные ... - Эти классы кораблей выполняют разные задачи. Атомные стратегиче ские ракетоносцы - морская состав ляющая ядерного щита. В России и за рубежом признано, что эти лодки и находящиеся на них баллистические ракеты представляют собой наиболее - По какому пути идёт развитие робототехники, какие тенденциивы бы отметили? - Расширяется круг задач, которые возлагаются на роботов, поэтому перс пективные модели несут больше обо рудования, их миссии становятся более продолжительными , увеличивается дальность хода , растут объём и раз нообразие собираемой информации. Изменения технических характеристик перспективных аппаратов требуют но вых подходов к формированию их энер гетических установок - например, при менению в дополнение к традицион ным аккумуляторным батареям бата рей топливных элементов. Длительное нахождение аппаратов в подводном положении без контакта с оператором, который контролирует работу морских роботов по каналам радио- или гид роакустической связи , требует исполь зования систем управления, построен ных на принципах искусственного ин- Размер серии "Варшавянка" прекрасно иллюстрирует задачу, которую госзаказчик всегда ставит перед проектантом: создать продукт, который будет эффективен не одно десятилетие жизнеспособную составляющую ядер ной триады с высокой боевой устойчи востью. Неатомные подводные лодки - противолодочная оборона, неядерное сдерживание. Кроме того, в отличие от США, Великобритании и Франции для нас важны закрытые и окраинные мо ря, такие, как Баренцево , Охотское , Японское , где использовать атомные лодки избыточно дорого и не всегда разумно. Здесь нужны компактные, скрытные и имеющие высокий поис ковый потенциал неатомные подлодки, как "Лада". Кроме того, они нужны на Балтийском и Чёрном морях, имеющих статус безъядерных. - Выполнение гособоронзаказа - важное направление деятельности вашего бюро, надёжно обеспечи вающее занятость персонала и загруженность производственных мощностей на многие годы. А граж данские заказы вы имеете в своём портфеле? - Проектирование морских сооруже ний гражданского назначения - одно из направлений нашей деятельности. "Ру бин" участвовал в нескольких шельфо вых проектах: создании первой в мире ледостойкой платформы "Приразлом ная'', морских ледостойких платформ проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", спроектировал батопорты дамбы Санкт Петербурга. Наши специалисты выпол нили ряд работ по технологиям , свя зан ным с проектированием морских сооружений по производству сжижен ного природного газа. Мы сопровождаем эксплуатацию платформы "Приразлом ная": разработали систему мониторинга влияния окружающей среды на конст рукции платформы. Эта система позво- теллекта. Совершенствуются навига ционные системы. Развитие подводной робототехники идёт по пути взаимодействия подводных аппаратов с другими подводными или надводными объектами. Например, так называемые резидентные роботы в течение длительного времени работают в заданном районе совместно с дон ными станциями , которые обеспечи вают зарядку этих автономных необи таемых подводных аппаратов, передачу им сценариев очередных миссий , ска чивание с аппаратов данных, собранных ими в ходе миссий. Такие комплексы в ближайшем буду щем начнут активно применяться на морских нефтегазовых месторожде ниях. - Как обстоят дела с кадровым вопросом в вашем бюро, сохранилась ли преемственность передачи опы та? Есть ли потенциал унынешних молодыхконструкторов стать ког да-нибудь на одну ступень с такими известнымиличностями, как Сергей Никитич Ковалёв, Игорь Дмитри евич Спасский, Юрий Николаевич Кормилицин? - Работа конструктора - это поиск и вызов , широкий круг интереснейших задач , поэтому, как мы видим по сту дентам и выпускникам ведущих техни ч еских вузо в , наша спе циальн о сть конкурирует даже со сверхпопулярным сегодня сектором IT. "Рубин" тесно взаимодействует с вуз а ми. Высококвалифицированные сп ециалисты бюро читают ле кции в таких престижных технических вузах, как "Корабелка" (СПбГМТУ), "Военмех", сту денты проходят у нас практику. Вчераш- "Кронштадт", вторая подводная лодка проекта 677. ляет оперативно получать информацию о состоянии корпуса и трубопроводов, повышая безопасность её работы, да вая возможность прогнозировать тех ническое состояние и в будущем при нимат ь решен ие о продлен и и срока эксплуатации. Совместно с Фондом перспективных исследовани й мы выполнили ряд про работок по проекту "Айсберг", нацелен ному на сейсморазведку и добычу угле водородов в Арктике, а также охрану подводных сооружений с помощью ро ботизированных комплексов. Среди них - автономный необитае мый подводный излучатель , оснащён ный источником сейсмического сигна ла . Аппарат п редназначен для сейс моразведки в труднодоступных районах морей с тяжёлыми ледовыми и гидро метеорологическими условиями. - Сегодня много говорится о ро ботизации. Каковы ваши достижения в этой области? - Самый наш известный аппарат - глубоководн ы й " Витязь-Д", первый в мире беспилотник, который исследовал часть Марианской впадины, пройдя по • них выпускников, пришедших в бюро на работу, курируют ведущие сотрудники . Молодые специалисты командируются на заводы, где они изучают реальные условия, в которых конструкторская до кументация воплощается в корабле. В ходе ежегодной молодёжной научно-тех нической конференции "Взгляд в буду щее" десятки молодых инженеров наше го бюро, заводов-строителей и наших контрагентов п редставляют свои идеи и получают объективную оценку своих работ от опытных сотрудников "Рубина". Если говорить о преемствен ности, то нашей конструкторской школе уже 120 лет, и сегодня у руля стоят ученики тех генерал ьных конструкторов и руково дителей, которых вы упомянули. Мы опи раемся на свои традиции и вниматель но изучаем современные тенде нции , чтобы должным образом выполнять задачи, поставленные государственным заказчиком . Юоt1ияКОЗАК. ·· Краспая звезда" . Фото Дмитрия СОКОЛОВА , Олеzа КУЛЕШОВА , пресс-службьt АО "ЦКБ "Рубип". •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz