На страже Заполярья. 2021 год. Август.
* на стrаЖI запаЛlr~1 9 СОЛДАТЫ СТАЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИ специализированных частей (мостовых, понтонно-мостовых, путевых, ремонтных) и учрежде ний (научно-исследовательских, образовательных и других). Это специальные войска, предназначенные для вос становления, строительства, эксплуатации, заграж дения и технического прикрытия железных дорог, используемых для воинских перевозок. День Же лезнодорожных войск России установлен Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2006 года "Об установлении профессиональных праздни ков и памятных дней в Вооружённых силах Россий ской Федерации" и празднуется 6 августа. и личного состава народному комиссариату путей сообщения. Датой создания Железнодо рожных войск в РККА считается 5 октября 1918 года, когда при казом NQ 41 главнокомандующе го ВС Республики было объяв лено об их формировании в виде отдельных железнодорожных рот. В 1919 году переформирова ны в железнодорожные диви зионы и сведены в бригады. В 1918-1920 годах ЖДВ восстано вили и обеспечили эксплуатацию 22000 км железных дорог и 3169 железнодорожных мостов. со специальными формирова ниями народного комиссариата путей сообщения было восста новлено и построено более 120 тысяч километров железных до рог и не менее 15 тысяч мостов и железнодорожных сооруже- ных магистралей: Москва - Дон басс, Москва - Кавказ, Москва - Львов, Москва - Брест, Кизел - Пермь, Усть-Каменогорск - Зыря новск, Тюмень - Сургут, Ивдель Обь, Абакан - Тайшет, Транс монгольской магистрали. Каж- В 1995-2005 годах подразде лениями ЖДВ выполнен значи тельный объём работ по восста новлению функционирования железнодорожной сети в Чечен ской Республике, обеспечива лась бесперебойность воинских перевозок, ритмичность достав ки грузов для восстановления экономики республики. По велению императора Железнодорожные войска России ведут отсчёт своей ис тории от 6 августа 1851 года, когда император Николай 1 на завершающем этапе строитель ства Санкт-Петербургско-Мос- Петербургом и Москвой, а спустя некоторое время служба стала отвечать за обеспечение рабо ты всех российских железных дорог. В ходе Первой мировой войны военные железнодорожники по строили около 300 километров ширококолейных железных до- В связи с ростом объёмов же лезнодорожного строительства в 1932 году сформирован осо бый корпус ЖДВ РККА, выпол нявший до 1941 года по задани ям наркомата путей сообщения (НКПС) работы по реконструк ции и строительству железнодо рожных линий. Части ЖДВ обес печивали боевые действия РККА в ходе военных конфликтов на КВЖД (1929 г.), в районе озера Хасан (1938 г.) и реки Халхин-Гол (1939 г.). В тылу, как на передовой В годы Великой Отечествен ной войны железнодорожные пути стали мишенью для врага и постоянно подвергались ата кам. С первых дней войны воен ные железнодорожники выпол няли боевые задачи по заграж дению и техническому прикры тию железных дорог в прифрон товой полосе, по эвакуации под- ний, 46 тоннелей, около 100 ты сяч км железнодорожных линий связи, около 8 тысяч станций и разъездов. Обнаружено и обез врежено свыше 2 миллионов мин, артиллерийских снарядов и фугасов, около 60 тысяч нера зорвавшихся авиабомб. дый девятый километр желез ных дорог в Советском Союзе был электрифицирован желез нодорожниками в погонах. Только за 1946-1950 годы ЖДВ было выполнено 37 млн куб. м земляных работ, построе но 6230 км железнодорожных путей, капитально восстанов лено 2632 моста. В 1953-1965 годах ЖДВ было построено 1720 км железных дорог при освоении целинных и залежных земель. С 2004 года ЖДВ являются самостоятельным родом войск, находящимся в подчинении МО РФ. В 2009 году в ходе реорга низации Тыла ВС РФ в систему МТО ВС РФ на основе управле ний вышеупомянутых железно дорожных корпусов были сфор мированы четыре территориаль ные командования. На них замк нули 10 отдельных бригад пос тоянной готовности и несколько учебных частей. Эти соединения имеют в своей штатной структуре от двух до пяти батальонов, в составе которых находятся око ло 55 тысяч военнослужащих. Современные Железнодо рожные войска по организаци онно-штатной структуре состоят из Главного управления Же лезнодорожных войск и управ лений Железнодорожных войск военных округов и входят в струк туру центрального аппарата ма териал ьно-технического обеспе чения Вооружённых сил Россий ской Федерации (МТО ВС РФ). ковской железной дороги утвер дил положение о составе управ ления Санкт-Петербургско-Мос ковской железной дороги. В со ответствии с этим положением и были созданы первые спе циальные воинские формирова ния для охраны и эксплуатации железной дороги - 14 отдельных военно-рабочих, 2 кондукторские и одна телеграфическая роты, вошедшие в инженерные войска. В их составе служило 4320 че ловек. Главной задачей данной службы являлась охрана двух колейной дороги между Санкт- рог и до 4000 километров узко колейных, восстановили более 4600 километров путей. Силами ЖДВ были построены броне поезда, сыгравшие заметную роль в ходе войны. вижного состава. За заслуги в годы Великой Оте чествен ной войны 18 соедине ний и частей ЖДВ награждены орденами, одна железнодорож ная бригада стала гвардейской. Около 40 тыс. воинов-железно дорожников удостоены орденов и медалей, 28 - звания Героя Социалистического Труда, а сер жант Виктор Мирошниченко - звания Героя Советского Союза (посмертно). Важнейшим этапом в истории Железнодорожных войск стало их участие в строительстве Бай кало-Амурской магистрали, где за период с 1974 по 1989 год личным составом уложено око ло 1466 км главных и 443 км второстепенных путей. В настоящее время продол жается переоснащение ЖДВ. На вооружение поступают новей шие образцы специальной тех ники - вездеходы, болотоходы, амфибии, самоходные понтоны и другая техника. На службе советской власти Декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета от 27 января 1918 года было утверждено решение Все российского съезда Железнодо рожных войск об их расформи ровании и передаче имущества Железнодорожные части и со единения особенно отличились при обороне Москвы и Ленингра да, в битвах под Сталинградом и на Курской дуге, во время стра тегических операций фронтов на Украине, в Белоруссии, Молда вии и Прибалтике, в странах Восточной Европы и Германии. За годы войны Железнодо рожными войсками совместно На мирной службе Участвуя в послевоенном вос становлении страны, ЖДВ сыг рали значительную роль при введении в строй действующих железнодорожных направле ний. Они участвовали в строи тельстве крупнейших транспорт- Военные путейцы России После распада СССР Желез нодорожные войска России ор ганизационно состояли из цент рального органа управления, соединений, различного рода Основное преимущество во енных железнодорожников при строительстве путей - способ ность оперативно прибыть в лю бую местность, в том числе с са мым суровым климатом, обос новаться в чистом поле и выпол нить задачу в короткие сроки. По .материала.м сми. ИННОВАЦИИ ПРОЙДУТ ПРОВЕРКУ НА БАМе Воины-железнодорожники демонстрируют успехи в рационализаторстве и изобретательстве В Железнодорожных войсках России изобретательству и ра ционализаторству уделяют пристальное внимание. Умельцы ЖДВ трудятся под руководством Главного управления Желез нодорожных войск России, возглавляемых генерал-лейте нантом Олегом Косенковым. В первом десятилетии нынешнего века уровень современных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в Железнодорожных войсках РФ составлял менее 20 процен тов. В соответствии с концепцией раз вития техники ЖДВ РФ на период до 2020 года, утверждённой начальником Железнодорожных войск России гене рал-лейтенантом Олегом Косенковым, в войска начал поступать новый наплав ной унифицированный железнодорож ный мост-лента МЛЖ-ВФ-ВТ. Разрабо тан и принят на снабжение Вооружён ных сил РФ мост-эстакада железнодо рожный ИМЖ-500. Рационализаторская работа в ЖДВ по большей части возложена непосред ственно на испытательный полигон (же лезнодорожной техники, Ярославль) 3-го ЦНИИ Минобороны России. Изобретательская работа в силу спе цифики деятельности в большинстве случаев является прерогативой научно исследовательских организаций и вузов Минобороны РФ, осуществляющих дея тельность в интересах Железнодорож ных войск РФ. В 2021 году уровень оснащения Же лезнодорожных войск России новыми образцами военной техники и имуще ства составил более 75 процентов. Сваебойные средства Для погружения одиночных деревян ных, железобетонных и металлических свай, кустовых свай и свай-сплоток за бивным способом, выполнения мон тажных и погрузо-разгрузочных работ при сооружении опор временных и краткосрочных железнодорожных мос тов на базе автомобильного крана спе циального назначения КС-55729-5М1 разработан универсальный сваебойный агрегат УСА-2М. В настоящее время он используется в обустройстве блочно-модульных го родков при реконструкции БАМа, вы полнении монтажных и погрузо-разгру зочных работ. Установки для завинчивания свай Для завинчивания свай и бурения грунтов I-IV категории, включая вечно мёрзлые, разработана установка для завинчивания свай УЗС-85. • Сложность разработки установки заключалась в размещении гидровра щателя на стреле автомобильного кра на, так как усилия, возникающие при его работе, абсолютно не характерны для стрелы автокрана. Гидровращателем развивается максимальный крутящий момент до 85 kH-м, что обеспечивает погружение сваи без наращивания длиной до 11 м. Воплощение идеи Для постановки на рельсовую колею автомобильной и пневмоколёсной техники (без проведения конструктив ной доработки машин), например, для подачи звеньев железнодорожного пути под путеукладчик, доставки грузов к месту выполнения работ, разработаны универсальные устройства комбини рованного хода. Они представляют собой специальные подвижные пло щадки, на которые можно поместить любой автомобиль с осевой нагрузкой до 12 т и любой колёсной формулой. Как возникла идея комбинирован ного хода? Всё началось ещё в 1975 году при строительстве БАМа, когда была поставлена задача произвести плани ровку откосов выемки железнодорож ного пути. Выполнение задачи услож нялось отсутствием автомобильного подъезда к месту работ. Выход нашли - обычный пневмоколёсный экскаватор разместили на путевых железнодо рожных тележках и отбуксировали к месту производства работ. Главным управлением Железнодо рожных войск РФ была поставлена задача обеспечить возможность само стоятельного движения транспортного средства, размещённого на устройствах универсального комбинированного хода. Задача была решена. Специальный бульдозер и тягач-дозировщик Для сооружения земляного полотна, разработки грунтов 1-111 категории и пе ремещения их на расстояние до 100 м, выполнения планировочных рабо~ обратной засыпки и нарезки уступов на косогорах (насыпях), а таюке предвари тельного рыхления скальных и мёрзлых грунтов разработан бульдозер спе циальный БС-1-12. Его особенностью является применение современного • гусеничного трактора с бесступенчатой гидростатической трансмиссией, со поставимого по техническому уровню с лучшими зарубежными образцами. Для дозировки балласта в путь, за сыпки шпальных ящиков, оправки бал ластной призмы, срезки балластного слоя при снятой рельсошпальной ре шётке, очистки пути от снега, подачи звеньев рельсошпальной решётки на путевых тележках под путеукладчик, выполнения маневровых работ в малых объёмах в ходе путевых работ разра ботан тракторный тягач-дозировщик ТТД-3. Особенностью образца является применение комбинированного хода (грунтового и рельсового), возможность передвижения по железнодорожному пути колеи 1520 и 1435 мм в любом диапазоне скоростей, в том числе с воз можностью перемещения железно дорожного состава массой до 600 т. Вышеуказанные образцы техники уже прошли успешную апробацию при возведении автомобильного мостового перехода через реку Енисей у села Кара-Хаак, при ликвидации последствий наводнения в Дальневосточном феде ральном округе и Иркутской области и на других объектах. В год 170-летнего юбилея Железно дорожным войскам поставлена задача приступить к реконструкции и развитию существующих железнодорожных путей Байкало-Амурской магистрали с целью увеличения её пропускной способности и прокладки вторых путей. Как известно, военные железнодорожники строили восточный участок БАМа. Сейчас пер вые воинские части Железнодорожных войск РФ уже приступили к выполнению работ именно на восточном участке БАМа. С учётом предварительных расчётов предстоит отсыпать 5 млн кубических метров земли, уложить 100 км желез нодорожного пути и установить 100 стрелочных переводов, построить 25 же лезнодорожных мостов и водопропуск ныхтруб. МихаиА ОРЕХОВ. "Красная звезОа". (Печатается в сокращении). ТРУДЯГА НА ПОСТАМЕНТЕ Он извлечён из r лубины студёного Баренцева моря На открытой площадке музея авиации Северного флота в посёл ке Сафоново стоит не совсем типичный экспонат - паровоз времён Великой Отечественной войны. Казалось бы, особого отношения к военной технике и вооружению, а тем более к авиации он не име ет, но сколько его стальными собратьями сделано для Победы! Грузовые локомотивы серии "Е", скон струированные русскими инженерами в начале хх века, строились в США и Канаде в годы Первой и Второй мировых войн по заказу России и поставлялись на железные дороги Российской импе рии и Советского Союза для быстрого пополнения паровозного парка. С 1917 года поставлялись как военная помощь, а с 1943-го - по ленд-лизу. В период Великой Отечественной войны на железные дороги СССР от западных союзников пришло 2047 паровозов, в том числе серии "Еа" (литера "а" обозначала американское производство) - 1622. Они эксплуатировались на Москов ско-Киевской, Сталинской, Свердлов ской, Южно-Уральской, Западной, Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной, Приморской, Мос ковско-Донбасской, Амурской и Кара гандинской железных дорогах. Начав свою работу в европейской части стра ны, в послевоенные годы по мере по явления новых паровозов серии "Л", "СО" и "Эр" паровозы "Е" переводились на дороги Сибири, Забайкалья и Даль него Востока. На магистральных линиях они проработали до 1960 года, а на маневровой работе до начала 80-х. Паровоз из состава экспозиции флот ского музея оказался на борту грузового судна "Томас Дональдсон" в начале 1945 года. Американский транспорт типа "Либерти" был построен в 1944 году и входил в состав одного из последних конвоев, отправленных союзниками по антигитлеровской коалиции в Совет ский Союз. Он шёл вокруг Европы в порт Мурманск с грузом военной техники, включая паровоз и танки, оружие и бое припасы, но был торпедирован немец кой подлодкой 20 марта 1945 года и затонул на глубине 55 метров в Барен цевом море в районе западной оконеч ности острова Кильдин - совсем неда леко от входа в Кольский залив. Работы по обследованию и подъёму техники водолазные специалисты УПАСР Северного флота вели с 2010 года. В первый же сезон со дна был извлечён дорожный каток, который передали в экспозицию ледокола-музея "Красин". В последующем из трюмов транспорта достали на поверхность средний танк "Шерман", 90-мм зенитное орудие М2 и ещё два дорожных катка. • 100-тонную махину локомотива под няли со дна Баренцева моря в 2016 году, выполнив в ходе тактико-специального учения уникальную операцию, которая в истории водолазных подводно-техни ческих работ проводилась впервые. Для обеспечения спусков одновременно использовались два водолазных катера с барокамерами и командой медицин ских специалистов на борту. Операция проходила в несколько этапов. Сначала из трюма транспорта была извлечена котельная часть паро воза весом 30 тонн, затем - ходовая, состоящая из пяти колёсных пар общим весом около 60 тонн. Кроме этого, на поверхность были подняты второй американский средний танк "Шерман", 102-мм орудие, зенитный пулемёт и ряд небольших предметов - артиллерий ские гильзы и снаряды. Паровоз был передан музею ВВС СФ и включён В состав экспозиции. Рестав рацию, которая проходила во взаимодей ствии со специалистами филиала "Уп равлениягидротехническихсооружений NQ 433" ФГУП "Главное военно-строи тельное управление NQ 4", командующий Северным флотом адмирал Николай Ев менов поручил личному составу 180-го отдельного морского инженерного ба тальона. Были проведены работы по очистке от ржавчины, покраске имеющих ся частей корпуса и установке их на фраг мент рельсового пути, ставшего постамен том, изготовлены кабина и тендер (ва гон для перевозки угля). В итоге в 2017 году восстановленный трудяга-локомо тив занял достойное место в ряду экс понатов фонда флотского музея, и по знакомиться с ним могут все желающие. BAaдu.миp ЛЕВ ЧУК. Фото автора. 6 августа 2021 года •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz