На страже Заполярья. 2021 год. Август.

* на стrаЖI запаЛlr~1 9 СОЛДАТЫ СТАЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИ специализированных частей (мостовых, понтонно-мостовых, путевых, ремонтных) и учрежде­ ний (научно-исследовательских, образовательных и других). Это специальные войска, предназначенные для вос­ становления, строительства, эксплуатации, заграж­ дения и технического прикрытия железных дорог, используемых для воинских перевозок. День Же­ лезнодорожных войск России установлен Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2006 года "Об установлении профессиональных праздни­ ков и памятных дней в Вооружённых силах Россий­ ской Федерации" и празднуется 6 августа. и личного состава народному комиссариату путей сообщения. Датой создания Железнодо­ рожных войск в РККА считается 5 октября 1918 года, когда при­ казом NQ 41 главнокомандующе­ го ВС Республики было объяв­ лено об их формировании в виде отдельных железнодорожных рот. В 1919 году переформирова­ ны в железнодорожные диви­ зионы и сведены в бригады. В 1918-1920 годах ЖДВ восстано­ вили и обеспечили эксплуатацию 22000 км железных дорог и 3169 железнодорожных мостов. со специальными формирова­ ниями народного комиссариата путей сообщения было восста­ новлено и построено более 120 тысяч километров железных до­ рог и не менее 15 тысяч мостов и железнодорожных сооруже- ных магистралей: Москва - Дон­ басс, Москва - Кавказ, Москва - Львов, Москва - Брест, Кизел - Пермь, Усть-Каменогорск - Зыря­ новск, Тюмень - Сургут, Ивдель­ Обь, Абакан - Тайшет, Транс­ монгольской магистрали. Каж- В 1995-2005 годах подразде­ лениями ЖДВ выполнен значи­ тельный объём работ по восста­ новлению функционирования железнодорожной сети в Чечен­ ской Республике, обеспечива­ лась бесперебойность воинских перевозок, ритмичность достав­ ки грузов для восстановления экономики республики. По велению императора Железнодорожные войска России ведут отсчёт своей ис­ тории от 6 августа 1851 года, когда император Николай 1 на завершающем этапе строитель­ ства Санкт-Петербургско-Мос- Петербургом и Москвой, а спустя некоторое время служба стала отвечать за обеспечение рабо­ ты всех российских железных дорог. В ходе Первой мировой войны военные железнодорожники по­ строили около 300 километров ширококолейных железных до- В связи с ростом объёмов же­ лезнодорожного строительства в 1932 году сформирован осо­ бый корпус ЖДВ РККА, выпол­ нявший до 1941 года по задани­ ям наркомата путей сообщения (НКПС) работы по реконструк­ ции и строительству железнодо­ рожных линий. Части ЖДВ обес­ печивали боевые действия РККА в ходе военных конфликтов на КВЖД (1929 г.), в районе озера Хасан (1938 г.) и реки Халхин-Гол (1939 г.). В тылу, как на передовой В годы Великой Отечествен­ ной войны железнодорожные пути стали мишенью для врага и постоянно подвергались ата­ кам. С первых дней войны воен­ ные железнодорожники выпол­ няли боевые задачи по заграж­ дению и техническому прикры­ тию железных дорог в прифрон­ товой полосе, по эвакуации под- ний, 46 тоннелей, около 100 ты­ сяч км железнодорожных линий связи, около 8 тысяч станций и разъездов. Обнаружено и обез­ врежено свыше 2 миллионов мин, артиллерийских снарядов и фугасов, около 60 тысяч нера­ зорвавшихся авиабомб. дый девятый километр желез­ ных дорог в Советском Союзе был электрифицирован желез­ нодорожниками в погонах. Только за 1946-1950 годы ЖДВ было выполнено 37 млн куб. м земляных работ, построе­ но 6230 км железнодорожных путей, капитально восстанов­ лено 2632 моста. В 1953-1965 годах ЖДВ было построено 1720 км железных дорог при освоении целинных и залежных земель. С 2004 года ЖДВ являются самостоятельным родом войск, находящимся в подчинении МО РФ. В 2009 году в ходе реорга­ низации Тыла ВС РФ в систему МТО ВС РФ на основе управле­ ний вышеупомянутых железно­ дорожных корпусов были сфор­ мированы четыре территориаль­ ные командования. На них замк­ нули 10 отдельных бригад пос­ тоянной готовности и несколько учебных частей. Эти соединения имеют в своей штатной структуре от двух до пяти батальонов, в составе которых находятся око­ ло 55 тысяч военнослужащих. Современные Железнодо­ рожные войска по организаци­ онно-штатной структуре состоят из Главного управления Же­ лезнодорожных войск и управ­ лений Железнодорожных войск военных округов и входят в струк­ туру центрального аппарата ма­ териал ьно-технического обеспе­ чения Вооружённых сил Россий­ ской Федерации (МТО ВС РФ). ковской железной дороги утвер­ дил положение о составе управ­ ления Санкт-Петербургско-Мос­ ковской железной дороги. В со­ ответствии с этим положением и были созданы первые спе­ циальные воинские формирова­ ния для охраны и эксплуатации железной дороги - 14 отдельных военно-рабочих, 2 кондукторские и одна телеграфическая роты, вошедшие в инженерные войска. В их составе служило 4320 че­ ловек. Главной задачей данной службы являлась охрана двух­ колейной дороги между Санкт- рог и до 4000 километров узко­ колейных, восстановили более 4600 километров путей. Силами ЖДВ были построены броне­ поезда, сыгравшие заметную роль в ходе войны. вижного состава. За заслуги в годы Великой Оте­ чествен ной войны 18 соедине­ ний и частей ЖДВ награждены орденами, одна железнодорож­ ная бригада стала гвардейской. Около 40 тыс. воинов-железно­ дорожников удостоены орденов и медалей, 28 - звания Героя Социалистического Труда, а сер­ жант Виктор Мирошниченко - звания Героя Советского Союза (посмертно). Важнейшим этапом в истории Железнодорожных войск стало их участие в строительстве Бай­ кало-Амурской магистрали, где за период с 1974 по 1989 год личным составом уложено око­ ло 1466 км главных и 443 км второстепенных путей. В настоящее время продол­ жается переоснащение ЖДВ. На вооружение поступают новей­ шие образцы специальной тех­ ники - вездеходы, болотоходы, амфибии, самоходные понтоны и другая техника. На службе советской власти Декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета от 27 января 1918 года было утверждено решение Все­ российского съезда Железнодо­ рожных войск об их расформи­ ровании и передаче имущества Железнодорожные части и со­ единения особенно отличились при обороне Москвы и Ленингра­ да, в битвах под Сталинградом и на Курской дуге, во время стра­ тегических операций фронтов на Украине, в Белоруссии, Молда­ вии и Прибалтике, в странах Восточной Европы и Германии. За годы войны Железнодо­ рожными войсками совместно На мирной службе Участвуя в послевоенном вос­ становлении страны, ЖДВ сыг­ рали значительную роль при введении в строй действующих железнодорожных направле­ ний. Они участвовали в строи­ тельстве крупнейших транспорт- Военные путейцы России После распада СССР Желез­ нодорожные войска России ор­ ганизационно состояли из цент­ рального органа управления, соединений, различного рода Основное преимущество во­ енных железнодорожников при строительстве путей - способ­ ность оперативно прибыть в лю­ бую местность, в том числе с са­ мым суровым климатом, обос­ новаться в чистом поле и выпол­ нить задачу в короткие сроки. По .материала.м сми. ИННОВАЦИИ ПРОЙДУТ ПРОВЕРКУ НА БАМе Воины-железнодорожники демонстрируют успехи в рационализаторстве и изобретательстве В Железнодорожных войсках России изобретательству и ра­ ционализаторству уделяют пристальное внимание. Умельцы ЖДВ трудятся под руководством Главного управления Желез­ нодорожных войск России, возглавляемых генерал-лейте­ нантом Олегом Косенковым. В первом десятилетии нынешнего века уровень современных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в Железнодорожных войсках РФ составлял менее 20 процен­ тов. В соответствии с концепцией раз­ вития техники ЖДВ РФ на период до 2020 года, утверждённой начальником Железнодорожных войск России гене­ рал-лейтенантом Олегом Косенковым, в войска начал поступать новый наплав­ ной унифицированный железнодорож­ ный мост-лента МЛЖ-ВФ-ВТ. Разрабо­ тан и принят на снабжение Вооружён­ ных сил РФ мост-эстакада железнодо­ рожный ИМЖ-500. Рационализаторская работа в ЖДВ по большей части возложена непосред­ ственно на испытательный полигон (же­ лезнодорожной техники, Ярославль) 3-го ЦНИИ Минобороны России. Изобретательская работа в силу спе­ цифики деятельности в большинстве случаев является прерогативой научно­ исследовательских организаций и вузов Минобороны РФ, осуществляющих дея­ тельность в интересах Железнодорож­ ных войск РФ. В 2021 году уровень оснащения Же­ лезнодорожных войск России новыми образцами военной техники и имуще­ ства составил более 75 процентов. Сваебойные средства Для погружения одиночных деревян­ ных, железобетонных и металлических свай, кустовых свай и свай-сплоток за­ бивным способом, выполнения мон­ тажных и погрузо-разгрузочных работ при сооружении опор временных и краткосрочных железнодорожных мос­ тов на базе автомобильного крана спе­ циального назначения КС-55729-5М1 разработан универсальный сваебойный агрегат УСА-2М. В настоящее время он используется в обустройстве блочно-модульных го­ родков при реконструкции БАМа, вы­ полнении монтажных и погрузо-разгру­ зочных работ. Установки для завинчивания свай Для завинчивания свай и бурения грунтов I-IV категории, включая вечно­ мёрзлые, разработана установка для завинчивания свай УЗС-85. • Сложность разработки установки заключалась в размещении гидровра­ щателя на стреле автомобильного кра­ на, так как усилия, возникающие при его работе, абсолютно не характерны для стрелы автокрана. Гидровращателем развивается максимальный крутящий момент до 85 kH-м, что обеспечивает погружение сваи без наращивания длиной до 11 м. Воплощение идеи Для постановки на рельсовую колею автомобильной и пневмоколёсной техники (без проведения конструктив­ ной доработки машин), например, для подачи звеньев железнодорожного пути под путеукладчик, доставки грузов к месту выполнения работ, разработаны универсальные устройства комбини­ рованного хода. Они представляют собой специальные подвижные пло­ щадки, на которые можно поместить любой автомобиль с осевой нагрузкой до 12 т и любой колёсной формулой. Как возникла идея комбинирован­ ного хода? Всё началось ещё в 1975 году при строительстве БАМа, когда была поставлена задача произвести плани­ ровку откосов выемки железнодорож­ ного пути. Выполнение задачи услож­ нялось отсутствием автомобильного подъезда к месту работ. Выход нашли - обычный пневмоколёсный экскаватор разместили на путевых железнодо­ рожных тележках и отбуксировали к месту производства работ. Главным управлением Железнодо­ рожных войск РФ была поставлена задача обеспечить возможность само­ стоятельного движения транспортного средства, размещённого на устройствах универсального комбинированного хода. Задача была решена. Специальный бульдозер и тягач-дозировщик Для сооружения земляного полотна, разработки грунтов 1-111 категории и пе­ ремещения их на расстояние до 100 м, выполнения планировочных рабо~ обратной засыпки и нарезки уступов на косогорах (насыпях), а таюке предвари­ тельного рыхления скальных и мёрзлых грунтов разработан бульдозер спе­ циальный БС-1-12. Его особенностью является применение современного • гусеничного трактора с бесступенчатой гидростатической трансмиссией, со­ поставимого по техническому уровню с лучшими зарубежными образцами. Для дозировки балласта в путь, за­ сыпки шпальных ящиков, оправки бал­ ластной призмы, срезки балластного слоя при снятой рельсошпальной ре­ шётке, очистки пути от снега, подачи звеньев рельсошпальной решётки на путевых тележках под путеукладчик, выполнения маневровых работ в малых объёмах в ходе путевых работ разра­ ботан тракторный тягач-дозировщик ТТД-3. Особенностью образца является применение комбинированного хода (грунтового и рельсового), возможность передвижения по железнодорожному пути колеи 1520 и 1435 мм в любом диапазоне скоростей, в том числе с воз­ можностью перемещения железно­ дорожного состава массой до 600 т. Вышеуказанные образцы техники уже прошли успешную апробацию при возведении автомобильного мостового перехода через реку Енисей у села Кара-Хаак, при ликвидации последствий наводнения в Дальневосточном феде­ ральном округе и Иркутской области и на других объектах. В год 170-летнего юбилея Железно­ дорожным войскам поставлена задача приступить к реконструкции и развитию существующих железнодорожных путей Байкало-Амурской магистрали с целью увеличения её пропускной способности и прокладки вторых путей. Как известно, военные железнодорожники строили восточный участок БАМа. Сейчас пер­ вые воинские части Железнодорожных войск РФ уже приступили к выполнению работ именно на восточном участке БАМа. С учётом предварительных расчётов предстоит отсыпать 5 млн кубических метров земли, уложить 100 км желез­ нодорожного пути и установить 100 стрелочных переводов, построить 25 же­ лезнодорожных мостов и водопропуск­ ныхтруб. МихаиА ОРЕХОВ. "Красная звезОа". (Печатается в сокращении). ТРУДЯГА НА ПОСТАМЕНТЕ Он извлечён из r лубины студёного Баренцева моря На открытой площадке музея авиации Северного флота в посёл­ ке Сафоново стоит не совсем типичный экспонат - паровоз времён Великой Отечественной войны. Казалось бы, особого отношения к военной технике и вооружению, а тем более к авиации он не име­ ет, но сколько его стальными собратьями сделано для Победы! Грузовые локомотивы серии "Е", скон­ струированные русскими инженерами в начале хх века, строились в США и Канаде в годы Первой и Второй мировых войн по заказу России и поставлялись на железные дороги Российской импе­ рии и Советского Союза для быстрого пополнения паровозного парка. С 1917 года поставлялись как военная помощь, а с 1943-го - по ленд-лизу. В период Великой Отечественной войны на железные дороги СССР от западных союзников пришло 2047 паровозов, в том числе серии "Еа" (литера "а" обозначала американское производство) - 1622. Они эксплуатировались на Москов­ ско-Киевской, Сталинской, Свердлов­ ской, Южно-Уральской, Западной, Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной, Приморской, Мос­ ковско-Донбасской, Амурской и Кара­ гандинской железных дорогах. Начав свою работу в европейской части стра­ ны, в послевоенные годы по мере по­ явления новых паровозов серии "Л", "СО" и "Эр" паровозы "Е" переводились на дороги Сибири, Забайкалья и Даль­ него Востока. На магистральных линиях они проработали до 1960 года, а на маневровой работе до начала 80-х. Паровоз из состава экспозиции флот­ ского музея оказался на борту грузового судна "Томас Дональдсон" в начале 1945 года. Американский транспорт типа "Либерти" был построен в 1944 году и входил в состав одного из последних конвоев, отправленных союзниками по антигитлеровской коалиции в Совет­ ский Союз. Он шёл вокруг Европы в порт Мурманск с грузом военной техники, включая паровоз и танки, оружие и бое­ припасы, но был торпедирован немец­ кой подлодкой 20 марта 1945 года и затонул на глубине 55 метров в Барен­ цевом море в районе западной оконеч­ ности острова Кильдин - совсем неда­ леко от входа в Кольский залив. Работы по обследованию и подъёму техники водолазные специалисты УПАСР Северного флота вели с 2010 года. В первый же сезон со дна был извлечён дорожный каток, который передали в экспозицию ледокола-музея "Красин". В последующем из трюмов транспорта достали на поверхность средний танк "Шерман", 90-мм зенитное орудие М2 и ещё два дорожных катка. • 100-тонную махину локомотива под­ няли со дна Баренцева моря в 2016 году, выполнив в ходе тактико-специального учения уникальную операцию, которая в истории водолазных подводно-техни­ ческих работ проводилась впервые. Для обеспечения спусков одновременно использовались два водолазных катера с барокамерами и командой медицин­ ских специалистов на борту. Операция проходила в несколько этапов. Сначала из трюма транспорта была извлечена котельная часть паро­ воза весом 30 тонн, затем - ходовая, состоящая из пяти колёсных пар общим весом около 60 тонн. Кроме этого, на поверхность были подняты второй американский средний танк "Шерман", 102-мм орудие, зенитный пулемёт и ряд небольших предметов - артиллерий­ ские гильзы и снаряды. Паровоз был передан музею ВВС СФ и включён В состав экспозиции. Рестав­ рацию, которая проходила во взаимодей­ ствии со специалистами филиала "Уп­ равлениягидротехническихсооружений NQ 433" ФГУП "Главное военно-строи­ тельное управление NQ 4", командующий Северным флотом адмирал Николай Ев­ менов поручил личному составу 180-го отдельного морского инженерного ба­ тальона. Были проведены работы по очистке от ржавчины, покраске имеющих­ ся частей корпуса и установке их на фраг­ мент рельсового пути, ставшего постамен­ том, изготовлены кабина и тендер (ва­ гон для перевозки угля). В итоге в 2017 году восстановленный трудяга-локомо­ тив занял достойное место в ряду экс­ понатов фонда флотского музея, и по­ знакомиться с ним могут все желающие. BAaдu.миp ЛЕВ ЧУК. Фото автора. 6 августа 2021 года •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz