На страже Заполярья. 2021 год. Август.
8 * на стrаЖЕ запаЛlrы ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОД АНДРЕЕВСКИМ ФЛАГОМ Корабелы вносят огромный вклад в планомерное обновление Военно-морского флота России .. Фll Мы используем са- мые современные ма териалы, такие, как, скажем, композиты. Примером может служить тральщик проекта "Алек сандрит". В 2016 году состоялась передача ВМФ головного ко рабля проекта, а в этом году уже шестой тральщик с самым боль шим в мире корпусом из моно литного стеклопластика готовит ся к швартовным испытаниям. Нами была усовершенствова на технология серийного строи тельства атомных подводных лодок четвёртого поколения. В прошлом году вошёл в состав флота головной крейсер проекта 955А "Князь Владимир" (четвёр тая субмарина проекта "Борей"), а в этом - вторая АПЛ проекта 885М "Ясень" - "Казань". Развёрнуто серийное строи тельство надводных кораблей класса "корвет" и "фрегат". В прош лом году сдан первый серийный фрегат проекта 22350 "Адмирал флота Касатонов" - корабль дальней морской зоны с мощ ным ракетным вооружением. Минобороны заказало ещё два таких фрегата, которые станут седьмым и восьмым представи телями этого типа кораблей. Мы же ждём, что после окон чания модернизации нашей Се верной верфи площадка при ступит к ускоренному созданию фрегатов модернизированного проекта 22350М - ещё более мощных и хорошо вооружённых. - Гособоронзаказ ОСК вы полняет, производственные мощности загружены на годы вперёд, занятость персонала обеспечена ... То есть можно говорить о преодолении кор порацией последствий двух волн пандемии COVID-19? - Пандемия новой коронави русной инфекции стала крайне серьёзным вызовом для всего человечества. Она заставила ме нять представления о нацио нальных границах, эффективнос ти тех или иных экономических механизмов в период кризиса, о поведении каждого из нас на работе и в быту. В ОСК и сейчас в наличии бо лее 3 млн масок и более 1 О ты сяч литров антисептиков, готовых к использованию в любой мо мент. - Сказалась ли сложная эпи демиологическая ситуация на темпах проведения научно исcnедовательских и опытно конструкторских работ, на серийном производстве? - Нам удалось не допустить массового заболевания сотруд ников и одновременно не сло мать график работы. Ни научно исследовательские и опытно конструкторские работы, ни се рийное производство заметно не пострадали. - В Министерстве обороны сегодня большое внимание уделяется организации об cnуживания вооружения и тех- ники на протяжении всего их жизненного цикла. Алексей Львович, а Объединённой судо строительной корпорации уже удалось эффективно вы строить всю эту цепочку во взаимодействии с военным ведомством? - Для того чтобы цепочка рабо тала без сбоев в рамках жизнен ного цикла, должно происходить проектирование, потом строи тельство, потом формирование Обеспечение Российского ВМФ новейшими об разцами техники - наша ключевая задача. Только за 2020 год было завершено строительство и ремонт 11 кораблей и судов (9 построено и 2 отремон тировано) для отечественного флота Введение национальных лок даунов разными странами "съело", по некоторым оценкам, не ме нее 12 процентов мирового ВВП. Естественно, такие масштабные процессы не могли не оказывать влияния и на жизнь ОСК. Последствия закрытия границ и связанные с этим производст венные проблемы не заставили себя ждать: часть иностранных подрядчиков отодвинула сроки выполнения работ, многие спе циалисты не приехали для осу ществления пуско-наладки и так далее. Однако мы постарались так скорректировать свои подхо ды, чтобы это минимально отра зилось на сроках наших собст венных обязательств. Одновременно были приняты все необходимые меры по обес печению безопасности людей в части организации раздачи средств индивидуальной защи ты, централизованного тестиро вания, соблюдения дистанциро вания. 6 августа 2021 года • крупной серии кораблей. А к за вершению жизненного цикла этого поколения - проектирова ние следующего. Чтобы к мо менту выхода техники на утили зацию начиналось замещение. Раньше нам часто приходи лось сталкиваться с ситуацией, когда заказчик начинал пере проектирование корабля уже в процессе строительства, что сразу сказывалось и на сроках сдачи, и на перспективах серий ности, и на стоимости изделия. Сейчас мы гораздо ближе к тому, чтобы нащупать верный алгоритм взаимодействия. Так, успешно создана серия под водных лодок проекта 636 для Черноморского флота, и сейчас строится вторая - для Тихооке анского. То же самое можно ска зать и о надводных кораблях, приведя в пример корветы про екта 20380 (которые строят два наших предприятия - в Санкт-Пе тербурге и на Дальнем Востоке) или инновационные тральщики с корпусом из стеклопластика проекта 12700. Мы же в ОСК приняли "Комп лексную концепцию цифровой трансформации", в соответствии с которой теперь выстраиваем работу всех предприятий кор порации. Цель - выйти на обес печение всех этапов жизненного цикла кораблей и судов на осно ве виртуальных систем модели рования и 3D-проектирования. - Вы привели один из приме ров инноваций в кораблест роении - использование ком позитного материала в изго товлении корпуса тральщи ка. Хотелось бы в связи с этим продолжить тему влия ния научно-технического про гресса на работу оборонной отраcnи. Алексей Львович, на какие технологические вызо вы, по вашему мнению, пред- стоит ответить в ближай шие годы российскому ОПК? Каково ваше видение будуще го оборонной промышленнос ти в связи с ростом возмож ностей искусственного ин теллекта, роботизацией про изводства и цифровой транс формацией технологических процессов? - Привычный многим поколе ниям корабелов облик судо строения уходит в прошлое. Ме няются материалы, технологии, подходы к организации производ ства. Магистральное направле ние и главный "агент будущего" - цифровая трансформация. Она, можно сказать, на атомарном уровне меняет природу отрасли - как техническую, так и коммер ческую её составляющие: и в плане условий работы, взаимо действия проектантов и строите лей, и в части судовых рынков. Она же закладывает технологи ческую основу и для контрактов жизненного цикла. Подсчитано, что внедрение цифровых технологий снижает затраты на создание кораблей и судов как минимум на 10-15 процентов. На некоторых наших пред приятиях цифровая трансфор мация уже "дала всходы". Напри мер, на Севмаше действует си стема подготовки производства на основе трёхмерных моделей. Там был создан первый в России цифровой макет атомной под лодки, включивший весь набор проектных данных, по которому осуществлялась компоновка от секов. Отработка конструкций ко рабля в таком режиме позволила ускорить производство, сущест венно уменьшив непроизводст венные трудозатраты на стапеле. Из других важных новаций от мечу всё более широкое приме- • нение аддитивных технологий. Что, в свою очередь, формирует совершенно иные подходы к производству многих компонен тов техники. В ОСК развитие ад дитивных технологий выделено в отдельное направление, рабо та по которому ведётся с 2017 года: от производства прекурсо ров и оборудования аддитивного производства до сертификации технологий и изделий. К примеру, в прошлом году на шей "Звёздочке" были переданы две установки по ремонту и вы ращиванию крупногабаритных изделий судового машинострое ния, разработанные Санкт-Пе тербургским государственным морским техническим универси тетом. Сейчас уже выращены опытные образцы изделий. Дру гой пример - получение на Сев маше опытного образца турбин- ного колеса. Удалось снизить его массу на 75 процентов и сокра тить цикл производства с месяца до недели. Рассчитываем, что из проекта по аддитивным технологиям постепенно вырастет инжини ринговый центр аддитивных тех- нологий ОСК. Он будет аккуму лировать компетенции в области адцитивных технологий по мате риалам, сертификации технологий, обучению и транслировать их в центры компетенций ОСК по дви жению, машиностроению и т.д. - В последние годы немало говорится о проблеме импор тозамещения, возникшей в связи с недружественной по зицией западных стран в от ношении России, особенно пос ле Крымской весны 2014 года. Говоря шире, речь идёт об обес печении технологической не зависимости нашей страны. На каком этапе решения это го вопроса мы сегодня нахо димся? - Российская наука и промыш ленность способны решить зада чу импортозамещения и локали зации. Во многих сегментах уже есть значительные успехи, где то ещё нужно поднажать. Но главное, что хочется здесь ска зать, - нам не обойтись без соз дания мощных игроков, закры вающих определённые отрасли, способных выстраивать на св 0- ём направлении внятную техни ческую политику. Необходимо найти баланс между квазимо нопольным положением такого национального чемпиона и объ ёмом производства, обеспечи- вающим окупаемость инвес тиций. К примеру, мы видим настоя тельную необходимость в фор мировании рынкообразующего игрока в сегменте судового ком плектующего оборудования (СКО). В наш мейкерс-лист на прош лый год были включены 113 рос- A."e1l:ced РАХМАНОВ. сийских поставщиков СКО. Мы поддерживаем компании в от крытии ОКР по разработке рос сийских аналогов иностранных образцов и постановке их на про изводство. И всё же пока зачастую уро вень локализации устанавлива ем не мы, а наш заказчик, кото рый диктует состав изделия. И если он настаивает на импорт ном оборудовании, мы не мо жем ему отказать. - Хотелось бы услышать ваше мнение и относительно инициативы Минобороны Рос сии о создании научных и науч но-производственныхрот ... - В своё время ОСК активно поддержала эту инициативу. В этом году Объединённый учеб ный центр ВМФ в Северодвин ске должен принять уже шестой набор призывников - тех, кто бу дет служить в нашей научно-про изводственной роте Севмаша. Традиционно призывники про ходят курс молодого бойца, при нимают присягу и приступают одновременно к службе в рядах Вооружённых сил и К работе на Севмаше. Бойцы научно-производствен ной роты зачастую проявляют себя не только на службе, но и на производстве - при строитель стве новейших атомных подвод ных лодок. По нашей статистике, после демобилизации предыду щих призывов порядка 80 про центов ребят возвращались на предприятие. И это важный мар- путь и Единая глубоководная си стема европейской части Рос сии. Их выполнение во многом связано с тем, насколько судо строительная отрасль готова обеспечить потребности компа ний в транспортном и обслужи вающем флоте на упомянутых направлениях. Это значит, что ледоколы и суда ледовых классов, суда дно углубления, буксиры, спасатель ную технику, а также грузовые суда - всё это надо будет строить, чтобы заместить выбывающий устаревший флот и расширять грузооборот. Как следствие - вчерашние сугубо "военные" верфи получа ют и гражданские заказы, а те, кто уже имел опыт коммерческо го судостроения, увеличивают загрузку "гражданкой". Есть свежий успешный опыт перезапуска строительства ры бопромысловых судов, техноло гия создания которых на отече ственных верфях была утеряна несколько десятилетий назад. Заработала государственная программа "квот под киль", увя зывающая получение квот на вылов с размещением заказов на отечественных верфях. В ре зультате заказы пришли на вер фи ОСК, сейчас строим больше 40 рыболовецких судов разных типов. - Заключительный вопрос - о сфере не менее важной, о ду ховной. Конкретнее - о тради циях служения Отечеству, которыми cnавятся не толь ко Вооружённые силы, но и оборонно-промышленныйкомп лекс России. Что делается сегодня в ОСК для сохранения исторической памяти, для ге роико-патриотического вос питания нового поколения оборонщиков, которым не до велось пройти через испыта ния ни Великой Отечествен ной, ни холодной войны? - К 75-й годовщине Победы ОСК подготовила проект "Кора белы Великой Победы", рас сказывающий о работе и жизни кораблестроителей в грозный период Великой Отечественной войны. Был создан специальный портал, на котором мы собрали материалы о деятельности пред приятий, в дальнейшем вошед- ших в корпорацию, о трудовом подвиге корабелов, о боевых кораблях, принявших участие в защите страны. Ведь в условиях острой не хватки мощностей, ресурсов, лю дей наши предшественники про должили свою работу, создавая и возвращая в строй корабли, выпуская другую необходимую Подсчитано, что внедрение цифровых технологий снижает затраты на создание кораблей и судов как минимум на 10-15 процентов кер того, что программа научно производственных рот работает. - Президент России Влади мир Путин не раз обращал внимание на необходимость решать проблемы диверсифи кации в высокотехнологич ных отраслях ОПК в меняю щихсярыночныхуcnовиях. Об ладает ли ОСК серьёзным заделом в этой области? На сколько оборонка в целом спо собна стать локомотивом в развитии гражданского сек тора промышленности? - Президентом России постав лены задачи по всё более ак тивному использованию таких уникальных транспортных кори доров, как Северный морской • фронту продукцию. Вместо ушед ших на фронт мужчин к станкам нередко вставали женщины и дети. Например, в какой-то мо мент из 6500 рабочих на Севма ше было только 500 человек взрослых. При участии подразделений по управлению персоналом - как в головной компании, так и на предприятиях - мы продолжаем рассказывать о примерах изоб ретательности, трудолюбия, са моотверженности корабелов во времена Великой Отечествен ной войны. Таких примеров было с избытком. Беседу вё." А."е1l:сандр ТИХОНОВ. "Красная звезда". •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz