На страже Заполярья. 2021 год. Август.

8 * на стrаЖЕ запаЛlrы ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОД АНДРЕЕВСКИМ ФЛАГОМ Корабелы вносят огромный вклад в планомерное обновление Военно-морского флота России .. Фll Мы используем са- мые современные ма­ териалы, такие, как, скажем, композиты. Примером может служить тральщик проекта "Алек­ сандрит". В 2016 году состоялась передача ВМФ головного ко­ рабля проекта, а в этом году уже шестой тральщик с самым боль­ шим в мире корпусом из моно­ литного стеклопластика готовит­ ся к швартовным испытаниям. Нами была усовершенствова­ на технология серийного строи­ тельства атомных подводных лодок четвёртого поколения. В прошлом году вошёл в состав флота головной крейсер проекта 955А "Князь Владимир" (четвёр­ тая субмарина проекта "Борей"), а в этом - вторая АПЛ проекта 885М "Ясень" - "Казань". Развёрнуто серийное строи­ тельство надводных кораблей класса "корвет" и "фрегат". В прош­ лом году сдан первый серийный фрегат проекта 22350 "Адмирал флота Касатонов" - корабль дальней морской зоны с мощ­ ным ракетным вооружением. Минобороны заказало ещё два таких фрегата, которые станут седьмым и восьмым представи­ телями этого типа кораблей. Мы же ждём, что после окон­ чания модернизации нашей Се­ верной верфи площадка при­ ступит к ускоренному созданию фрегатов модернизированного проекта 22350М - ещё более мощных и хорошо вооружённых. - Гособоронзаказ ОСК вы­ полняет, производственные мощности загружены на годы вперёд, занятость персонала обеспечена ... То есть можно говорить о преодолении кор­ порацией последствий двух волн пандемии COVID-19? - Пандемия новой коронави­ русной инфекции стала крайне серьёзным вызовом для всего человечества. Она заставила ме­ нять представления о нацио­ нальных границах, эффективнос­ ти тех или иных экономических механизмов в период кризиса, о поведении каждого из нас на работе и в быту. В ОСК и сейчас в наличии бо­ лее 3 млн масок и более 1 О ты­ сяч литров антисептиков, готовых к использованию в любой мо­ мент. - Сказалась ли сложная эпи­ демиологическая ситуация на темпах проведения научно­ исcnедовательских и опытно­ конструкторских работ, на серийном производстве? - Нам удалось не допустить массового заболевания сотруд­ ников и одновременно не сло­ мать график работы. Ни научно­ исследовательские и опытно­ конструкторские работы, ни се­ рийное производство заметно не пострадали. - В Министерстве обороны сегодня большое внимание уделяется организации об­ cnуживания вооружения и тех- ники на протяжении всего их жизненного цикла. Алексей Львович, а Объединённой судо­ строительной корпорации уже удалось эффективно вы­ строить всю эту цепочку во взаимодействии с военным ведомством? - Для того чтобы цепочка рабо­ тала без сбоев в рамках жизнен­ ного цикла, должно происходить проектирование, потом строи­ тельство, потом формирование Обеспечение Российского ВМФ новейшими об­ разцами техники - наша ключевая задача. Только за 2020 год было завершено строительство и ремонт 11 кораблей и судов (9 построено и 2 отремон­ тировано) для отечественного флота Введение национальных лок­ даунов разными странами "съело", по некоторым оценкам, не ме­ нее 12 процентов мирового ВВП. Естественно, такие масштабные процессы не могли не оказывать влияния и на жизнь ОСК. Последствия закрытия границ и связанные с этим производст­ венные проблемы не заставили себя ждать: часть иностранных подрядчиков отодвинула сроки выполнения работ, многие спе­ циалисты не приехали для осу­ ществления пуско-наладки и так далее. Однако мы постарались так скорректировать свои подхо­ ды, чтобы это минимально отра­ зилось на сроках наших собст­ венных обязательств. Одновременно были приняты все необходимые меры по обес­ печению безопасности людей в части организации раздачи средств индивидуальной защи­ ты, централизованного тестиро­ вания, соблюдения дистанциро­ вания. 6 августа 2021 года • крупной серии кораблей. А к за­ вершению жизненного цикла этого поколения - проектирова­ ние следующего. Чтобы к мо­ менту выхода техники на утили­ зацию начиналось замещение. Раньше нам часто приходи­ лось сталкиваться с ситуацией, когда заказчик начинал пере­ проектирование корабля уже в процессе строительства, что сразу сказывалось и на сроках сдачи, и на перспективах серий­ ности, и на стоимости изделия. Сейчас мы гораздо ближе к тому, чтобы нащупать верный алгоритм взаимодействия. Так, успешно создана серия под­ водных лодок проекта 636 для Черноморского флота, и сейчас строится вторая - для Тихооке­ анского. То же самое можно ска­ зать и о надводных кораблях, приведя в пример корветы про­ екта 20380 (которые строят два наших предприятия - в Санкт-Пе­ тербурге и на Дальнем Востоке) или инновационные тральщики с корпусом из стеклопластика проекта 12700. Мы же в ОСК приняли "Комп­ лексную концепцию цифровой трансформации", в соответствии с которой теперь выстраиваем работу всех предприятий кор­ порации. Цель - выйти на обес­ печение всех этапов жизненного цикла кораблей и судов на осно­ ве виртуальных систем модели­ рования и 3D-проектирования. - Вы привели один из приме­ ров инноваций в кораблест­ роении - использование ком­ позитного материала в изго­ товлении корпуса тральщи­ ка. Хотелось бы в связи с этим продолжить тему влия­ ния научно-технического про­ гресса на работу оборонной отраcnи. Алексей Львович, на какие технологические вызо­ вы, по вашему мнению, пред- стоит ответить в ближай­ шие годы российскому ОПК? Каково ваше видение будуще­ го оборонной промышленнос­ ти в связи с ростом возмож­ ностей искусственного ин­ теллекта, роботизацией про­ изводства и цифровой транс­ формацией технологических процессов? - Привычный многим поколе­ ниям корабелов облик судо­ строения уходит в прошлое. Ме­ няются материалы, технологии, подходы к организации производ­ ства. Магистральное направле­ ние и главный "агент будущего" - цифровая трансформация. Она, можно сказать, на атомарном уровне меняет природу отрасли - как техническую, так и коммер­ ческую её составляющие: и в плане условий работы, взаимо­ действия проектантов и строите­ лей, и в части судовых рынков. Она же закладывает технологи­ ческую основу и для контрактов жизненного цикла. Подсчитано, что внедрение цифровых технологий снижает затраты на создание кораблей и судов как минимум на 10-15 процентов. На некоторых наших пред­ приятиях цифровая трансфор­ мация уже "дала всходы". Напри­ мер, на Севмаше действует си­ стема подготовки производства на основе трёхмерных моделей. Там был создан первый в России цифровой макет атомной под­ лодки, включивший весь набор проектных данных, по которому осуществлялась компоновка от­ секов. Отработка конструкций ко­ рабля в таком режиме позволила ускорить производство, сущест­ венно уменьшив непроизводст­ венные трудозатраты на стапеле. Из других важных новаций от­ мечу всё более широкое приме- • нение аддитивных технологий. Что, в свою очередь, формирует совершенно иные подходы к производству многих компонен­ тов техники. В ОСК развитие ад­ дитивных технологий выделено в отдельное направление, рабо­ та по которому ведётся с 2017 года: от производства прекурсо­ ров и оборудования аддитивного производства до сертификации технологий и изделий. К примеру, в прошлом году на­ шей "Звёздочке" были переданы две установки по ремонту и вы­ ращиванию крупногабаритных изделий судового машинострое­ ния, разработанные Санкт-Пе­ тербургским государственным морским техническим универси­ тетом. Сейчас уже выращены опытные образцы изделий. Дру­ гой пример - получение на Сев­ маше опытного образца турбин- ного колеса. Удалось снизить его массу на 75 процентов и сокра­ тить цикл производства с месяца до недели. Рассчитываем, что из проекта по аддитивным технологиям постепенно вырастет инжини­ ринговый центр аддитивных тех- нологий ОСК. Он будет аккуму­ лировать компетенции в области адцитивных технологий по мате­ риалам, сертификации технологий, обучению и транслировать их в центры компетенций ОСК по дви­ жению, машиностроению и т.д. - В последние годы немало говорится о проблеме импор­ тозамещения, возникшей в связи с недружественной по­ зицией западных стран в от­ ношении России, особенно пос­ ле Крымской весны 2014 года. Говоря шире, речь идёт об обес­ печении технологической не­ зависимости нашей страны. На каком этапе решения это­ го вопроса мы сегодня нахо­ димся? - Российская наука и промыш­ ленность способны решить зада­ чу импортозамещения и локали­ зации. Во многих сегментах уже есть значительные успехи, где­ то ещё нужно поднажать. Но главное, что хочется здесь ска­ зать, - нам не обойтись без соз­ дания мощных игроков, закры­ вающих определённые отрасли, способных выстраивать на св 0- ём направлении внятную техни­ ческую политику. Необходимо найти баланс между квазимо­ нопольным положением такого национального чемпиона и объ­ ёмом производства, обеспечи- вающим окупаемость инвес­ тиций. К примеру, мы видим настоя­ тельную необходимость в фор­ мировании рынкообразующего игрока в сегменте судового ком­ плектующего оборудования (СКО). В наш мейкерс-лист на прош­ лый год были включены 113 рос- A."e1l:ced РАХМАНОВ. сийских поставщиков СКО. Мы поддерживаем компании в от­ крытии ОКР по разработке рос­ сийских аналогов иностранных образцов и постановке их на про­ изводство. И всё же пока зачастую уро­ вень локализации устанавлива­ ем не мы, а наш заказчик, кото­ рый диктует состав изделия. И если он настаивает на импорт­ ном оборудовании, мы не мо­ жем ему отказать. - Хотелось бы услышать ваше мнение и относительно инициативы Минобороны Рос­ сии о создании научных и науч­ но-производственныхрот ... - В своё время ОСК активно поддержала эту инициативу. В этом году Объединённый учеб­ ный центр ВМФ в Северодвин­ ске должен принять уже шестой набор призывников - тех, кто бу­ дет служить в нашей научно-про­ изводственной роте Севмаша. Традиционно призывники про­ ходят курс молодого бойца, при­ нимают присягу и приступают одновременно к службе в рядах Вооружённых сил и К работе на Севмаше. Бойцы научно-производствен­ ной роты зачастую проявляют себя не только на службе, но и на производстве - при строитель­ стве новейших атомных подвод­ ных лодок. По нашей статистике, после демобилизации предыду­ щих призывов порядка 80 про­ центов ребят возвращались на предприятие. И это важный мар- путь и Единая глубоководная си­ стема европейской части Рос­ сии. Их выполнение во многом связано с тем, насколько судо­ строительная отрасль готова обеспечить потребности компа­ ний в транспортном и обслужи­ вающем флоте на упомянутых направлениях. Это значит, что ледоколы и суда ледовых классов, суда дно­ углубления, буксиры, спасатель­ ную технику, а также грузовые суда - всё это надо будет строить, чтобы заместить выбывающий устаревший флот и расширять грузооборот. Как следствие - вчерашние сугубо "военные" верфи получа­ ют и гражданские заказы, а те, кто уже имел опыт коммерческо­ го судостроения, увеличивают загрузку "гражданкой". Есть свежий успешный опыт перезапуска строительства ры­ бопромысловых судов, техноло­ гия создания которых на отече­ ственных верфях была утеряна несколько десятилетий назад. Заработала государственная программа "квот под киль", увя­ зывающая получение квот на вылов с размещением заказов на отечественных верфях. В ре­ зультате заказы пришли на вер­ фи ОСК, сейчас строим больше 40 рыболовецких судов разных типов. - Заключительный вопрос - о сфере не менее важной, о ду­ ховной. Конкретнее - о тради­ циях служения Отечеству, которыми cnавятся не толь­ ко Вооружённые силы, но и оборонно-промышленныйкомп­ лекс России. Что делается сегодня в ОСК для сохранения исторической памяти, для ге­ роико-патриотического вос­ питания нового поколения оборонщиков, которым не до­ велось пройти через испыта­ ния ни Великой Отечествен­ ной, ни холодной войны? - К 75-й годовщине Победы ОСК подготовила проект "Кора­ белы Великой Победы", рас­ сказывающий о работе и жизни кораблестроителей в грозный период Великой Отечественной войны. Был создан специальный портал, на котором мы собрали материалы о деятельности пред­ приятий, в дальнейшем вошед- ших в корпорацию, о трудовом подвиге корабелов, о боевых кораблях, принявших участие в защите страны. Ведь в условиях острой не­ хватки мощностей, ресурсов, лю­ дей наши предшественники про­ должили свою работу, создавая и возвращая в строй корабли, выпуская другую необходимую Подсчитано, что внедрение цифровых технологий снижает затраты на создание кораблей и судов как минимум на 10-15 процентов кер того, что программа научно­ производственных рот работает. - Президент России Влади­ мир Путин не раз обращал внимание на необходимость решать проблемы диверсифи­ кации в высокотехнологич­ ных отраслях ОПК в меняю­ щихсярыночныхуcnовиях. Об­ ладает ли ОСК серьёзным заделом в этой области? На­ сколько оборонка в целом спо­ собна стать локомотивом в развитии гражданского сек­ тора промышленности? - Президентом России постав­ лены задачи по всё более ак­ тивному использованию таких уникальных транспортных кори­ доров, как Северный морской • фронту продукцию. Вместо ушед­ ших на фронт мужчин к станкам нередко вставали женщины и дети. Например, в какой-то мо­ мент из 6500 рабочих на Севма­ ше было только 500 человек взрослых. При участии подразделений по управлению персоналом - как в головной компании, так и на предприятиях - мы продолжаем рассказывать о примерах изоб­ ретательности, трудолюбия, са­ моотверженности корабелов во времена Великой Отечествен­ ной войны. Таких примеров было с избытком. Беседу вё." А."е1l:сандр ТИХОНОВ. "Красная звезда". •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz