На страже Заполярья. 2021 год. Август.

.. на стrаЖЕ запаЛlrы 1 ПРОТИВОБОРСТВО ПУТЬ К УСПЕХУ - На Камчатке прошло уникальное двустороннее ба­ тальонное тактическое учение, главными дейст­ вующими лицами которого стали военнослужащие от­ дельного соединения морской пехоты войск и сил на северо-востоке России. О ходе БТУ, а также его особенностях рассказывает командующий Красно­ знамённым объединением вице-адмирал Александр ЮЛДАШЕВ. условного противника. Путь ко­ раблям был свободен! Пожалуй, не найти на Балтийском флоте части или корабля, военнослужащие которых не были бы благодарны специалистам УТрО за качественное и своев­ ременное обеспечение повседневной деятельности или мероприятий боевой подготовки. Подчинённые капитана 1 ранга Вадима Зыкова планируют, органи­ зуют и осуществляют доставку по земле, воздуху или морским путём почти всего, что необходимо флоту. Для гарантированной реализации всех логистических потребностей БФ в составе управления действуют три ключевые службы - военных сообщений, вспомогательного флота и автомобильно-дорожная. Высадка морского десанта производил ась на необорудо­ ванном побережье методом "на упор". Три БДК выгрузили броне­ транспортёры БТР-82А, реактив­ ные системы залпового огня БМ-21 "Град", другую технику, а также личный состав батальона морской пехоты. Все боевые ма­ шины без промедления выстро­ ились в колонну ивыдвинулись В пункт сосредоточения. ДОСТАВКУ ГАРАНТИРУЕМ! - В соответствии с требова­ ниями начальника Генераль­ ного штаба Вооружённых сил РФ, командующего войсками Восточ­ ного военного округа все учения мы проводим в двустороннем формате, - отмечает вице-адми­ рал Александр Юлдашев. - Про­ шедшее БТУ не стало исклю­ чением. тов" ждал транcnорт, который доста­ вил их в пункт сосредоточения. Специалисты управления транспортного обеспечения (УТрО) Балтийского флота не раз подтверждали высокий уровень профессионального мастерства В нём приняли участие десантно-штурмовой ба­ тальон под командовани­ ем подполковника Анто­ на Олейникова и баталь­ он морской пехоты под­ полковника Владимира Самойлова. Активная фаза БТУ на­ чалась с того, что обе сто­ роны учебного противо­ стояния в ночное время совершили 100-километ­ ровые марши на боевой технике, попутно отрабо­ тав различные тактичес­ кие эпизоды. Затем на по­ лигоне батальоны прове­ ли боевые стрельбы. Не менее зрелищно, захва­ тывающе и масштабно прошла высадка морского десанта. - Камчатское соединение мор­ ской пехоты не имеет своих мор­ ских высадочных средств, - рас­ сказывает вице-адмирал Алек- Самыми зрелищными эпизодами и по тактичес- В amalCe - "чёрные береты". ким задумкам, и по за- действованным в них силам и средствам стали десантирова­ ние с воздуха десантно-штурмо­ вого батальона в полном соста­ ве со штатным вооружением и лёгкой артиллерией и высадка морского десанта на необорудо­ ванное побережье. Воздушный десант насчиты­ вал более 600 парашютистов. Выброска военнослужащихДШБ и грузовых контейнеров, в кото­ рых находились штатные авто­ матические гранатомёты и мино­ мёты, производилась с высоты 800-1500 метров на незнакомую местность с большим снежным покровом, что существенно ос­ ложняло работу личного состава и командования батальона. Ориентироваться на местности и принимать решение по даль­ нейшим действиям необходимо было максимально быстро, а действовать - оперативно. В авангарде десанта, как всег­ да, выступили разведчики. Ус­ ловный неприятель заметил па­ рашютистов в воздухе и открыл по ним огонь. Крылатый спецназ не остался в долгу и ещё во время спуска предпринял ответные ме­ ры. После непродолжительного боестолкновения на земле пе­ редовые силы ДШБ завладели площадкой приземления и вмес­ те с миномётной батареей, кото­ рая десантировалась чуть поз­ же, удерживали плацдарм до высадки основных сил. По завершении всех опера­ тивных мероприятий ДШБ вы­ шел в район, где "чёрных бере- сандр Юлдашев. - В связи с этим мы обратились за помощью к командующему Тихоокеанским флотом, который дал указание предоставить в наше распоря­ жение на период БТУ три боль­ ших десантных корабля. По легенде учения, в месте предполагаемой высадки "про­ тивник" занял прочную оборону и заминировал побережье, поэ­ тому первыми в дело вступили боевые пловцы. Универсальные солдаты под водой добрались до суши и произвели разминирова­ ние береговой полосы, после че­ го удерживали её до подхода тактического десанта. Прибывшие на быстроходных лодках на место три группы бойцов отряда противодиверси­ онных сил и средств развили за­ воёванное преимущество при содействии специальной де­ сантной группы, высадившейся с вертолёта, и окончательно про­ рвали оборону "противника". Укрепившись на завоёванном плацдарме, передовые силы батальона морской пехоты раз­ минировали прибрежную поло­ су. "Неприятель" между тем не собирался сдаваться без боя и оказывал морпехам ожесточён­ ное сопротивление. В этой ситуа­ ции на помощь "чёрным бере­ там" пришла ударно-штурмовая авиация в составе звена палуб­ ных вертолётов Ка-29. Винтокрылые машины мощ­ ными залпами неуправляемых реактивных снарядов оконча­ тельно сломили сопротивление Завершающим этапом двусто­ роннего БТУ стал эпизод непо­ средственного соприкосновения сторон, который продемонстри­ ровал способность коман­ диров нешаблонно мыс­ лить, принимать нестан­ дартные тактические реше­ ния, чтобы переиграть "про­ тивника", а личного соста­ ва - чётко, точно И опе­ ративно выполнять постав­ ленные задачи. Оба ба­ тальона довольно иску­ шённые в подобного рода учениях, поэтому и под­ полковнику Владимиру Са­ мойлову, и его визави под­ полковнику Антону Олей­ никову пришлось рассчи­ тывать исключительно на свой талант и уровень под­ готовленности подчинён­ ных. В итоге соперники из­ рядно потрепали нервы друг другу. Но всё же более удачливым (а удача, как из­ вестно, любит достойных) ока­ зался батальон морской пехоты, который в многоходовой такти­ ческой партии, по мнению наблю­ дателей, обыграл десантно­ штурмовой батальон. По завершении учения коман­ дующий войсками и силами на северо-востоке России отметил, что все поставленные задачи вы­ полнены, цели достигнуты. Ко­ мандиры батальонов проявили себя с лучшей стороны, доказав в том числе, что камчатское со­ единение морской пехоты не случайно второй год подряд при­ знаётся лучшим в Восточном военном округе. - Уникальность прошедшего учения состоит в том, что мы впервые десантировали с воз­ духа десантно-штурмовой ба­ тальон морской пехоты в пол­ ном составе, - резюмирует вице­ адмирал Александр Юлдашев. - Кроме этого, также впервые к нашим манёврам были привле­ чены три больших десантных ко­ рабля, самолёты военно-тран­ спортной авиации флота и окру­ га. Ещё один немаловажный аспект - командиры батальонов действовали на незнакомой местности, а о районах проведе­ ния эпизодов БТУ узнавали пе­ ред постановкой задач. С удов­ летворением хочу отметить, что командиры батальонов подпол­ ковники Владимир Самойлов, Антон Олейников и их подчинён­ ные успешно справились с по­ ставленными задачами. юpud россолов. Фото автора. "Боевая вахта". Служба военных сообщений, начальником которой является капитан 1 ранга Валентин Мань­ ковский, занимается планирова­ нием, организацией и контро­ лем за выполнением перевозок людей и грузов всеми видами транспорта, не относящегося к Министерству обороны РФ. В при­ оритете - обеспечение флота во­ оружением, военной и специаль­ ной техникой, горюче-смазочны­ ми материалами, продовольст­ вием, вещевым имуществом. Сегодня основной транспорт­ ной артерией является желез­ нодорожная паромная перепра­ ва Усть-Луга - Балтийск. Она уже доказала свою надёжность и эф­ фективность. В настоящее время на линии действуют два паро­ ма - "Амбал" и "Балтийск". Время оборота каждого - пять суток. Возможности по объёму перево­ зимого груза колоссальны. Мощ­ ные паромы без проблем прини­ мают на борт крытые железно­ дорожные вагоны с различным ванным подвозом воинских гру­ зов в интересах флота по терри­ тории области. В случае необхо­ димости автотранспорт БФ паро­ мом доставляется в Ленинград­ скую область, и далее машины следуют своим ходом в соответ­ ствии с утверждённым маршру­ том. Загрузив на складах ЗВО не­ обходимое имущество, они на па­ роме возвращаются в Балтийск. Кроме того, автомобильно­ дорожная служба организует внутренние перевозки в инте­ ресах частей и соединений фло­ та, не имеющих собственного гру­ зового автотранспорта. Возмож­ ности автобатальона, которым командует майор Григорий Дов­ галь, позволяют успешно решать подобные задачи. Отряд судов вспомогательно­ го флота под командованием ка­ питана 1 ранга Андрея Качана является единственным средст­ вом комплексного обеспечения корабельных сил, в том числе в удалённых районах морей и океа- Переправа сила.ми дОРОЖНО-lCо.мендантСICОlО батальона. флотским имуществом и техни­ кой, цистерны с топливом. Автомобильная техника заез­ жает самостоятельно, гусенич­ ная - на железнодорожных плат­ формах. Двое суток морем - и груз доставлен адресату. По-прежнему сохраняет свою актуальность воздушный мост между Калининградской об­ ластью и большой Россией. Са­ молёты гражданской авиации служба военных сообщений ис­ пользует в основном для пере­ возки личного состава, в частнос­ ти, для доставки призванных на Балтийский флот военнослужа­ щих или отправку в другие регио­ ны страны тех, кто уволен в за­ пас, а также людей, направленных на учёбу или в командировки. В тесном взаимодействии с ВОСО работает автомобильно­ дорожная служба, врио началь­ ника которой является майор Рустам Сагатов. Это подразде­ ление занимается централ изо- нов. Нередко плавания судов ра­ стягиваются на многие месяцы. Так, танкер "Ельня" выполнял поставленные командованием задачи в дальней морской зоне с октября 2019 по май 2020 года. За этот период экипаж обеспе­ чил порядка 60 заправок в море, передал на борт боевых кораб­ лей более семи тысяч тонн раз­ личных грузов, оставив за кормой свыше 30 тысяч миль. В 2020- 2021 годах в ПОХОДНОМ ордере от­ ряда кораблей Балтийского фло­ та важную миссию выполняли экипажи морского буксира "Яков Гребельский" и танкера "Кола". Большой объём работы как непосредственно в акватории Балтийского моря, так и за его пределами проводят буксиры вспомогательного флота. В част­ ности, в 2020 году они осущест­ вили около двух с половиной ты­ сяч различных по сложности бук­ сировок, в том числе и в рамках межбазовых переходов. Об объёме работ, выполнен­ ных службами управления тран­ спортного обеспечения БФ, крас­ норечиво свидетельствуют циф­ ры статистики. Только за 2020 год железнодорожным транспор­ том перевезено более 900 ваго­ нов общей масоой свыше 77 тысяч тонн. Ещё порядка 78 тысяч тонн воинских грузов перевезли флот­ ские автомобилисты. Более 35 ты­ сяч тонн наливных и сухих грузов в активе судов вспомогательного флота. За этот же период служба военных сообщений обеспечила перевозку воздушным транспор­ том около 15 тысяч человек. В числе лучших специалистов руководство управления отме­ чает врио начальника автомо­ бильно-дорожной службы май­ ора Рустама Сагатова. На хоро­ шем счету возглавляемая капи­ таном 1 ранга Валентином Мань­ ковским служба ВОСО. Всегда достойно и с высоким качеством выполняет обязанности по обес­ печению кораблей в дальней морской зоне экипаж танкера "Кола" во главе с капитаном Вик­ тором Игнатовичем. Стоит отметить, что по итогам прошлого года служба вспомога­ тельного флота управления тран­ спортного обеспечения была при­ знана лучшей в ВМФ РФ, а в Де­ партаменте транспортного обес­ печения Минобороны России уве­ ренно удерживает вторую позицию. Автомобильно-дорожная служба второй год подряд занимает 1-е место в Вооружённых силах РФ. - В августе у нас запланирова­ но очередное учение, - говорит капитан 1 ранга Вадим Зыков. - Очень интересный, сложный и содержательный сценарий. Обста­ новка будет максимально приб­ лижена к боевой. Позиции во­ еннослужащих батальона, врио командира которого является май­ ор Кирилл Шманский, подверг­ нутся ракетно-бомбовому удару и нападению диверсионно-разве­ дывательных групп "противника". Остаётся добавить, что недав­ но командующий Балтийским флотом адмирал Александр Но­ сатов вручил капитану 1 ранга Вадиму Зыкову медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" 11 степени, которой офицер был награждён Указом Президента Российской Федерации за высокие личные показатели в служебной деятельности, заслуги в укрепле­ нии обороноспособности стра­ ны, мужество, отвагу и самоот­ верженность, проявленные при исполнении воинского долга. 1- Влади.мир ДАШЕВСКИИ . Фото из архива управления тра БФ. "СМЕТЛИВЬIЙ" ПРОДОЛЖАЕТ ТРАДИЦИИ к 55-летию закладки корабля Недавно на СКР "Сметливый" состоялся большой сбор вете­ ранов соединения надводных кораблей и Вооружённых сил, руководства парка "Патриот" Южного военного округа МО РФ и представителей молодёжных организаций Севастополя. Встре­ ча и торжественный митинг с рядом церемониальных меро­ приятий были приурочены к 55-летию закладки корабля на стапеле. вый" богатая боевая биография, мо­ рякам есть чем гордиться и чему учить современную молодёжь. Для коллек­ тива парка "Патриот" большая честь поддерживать традиции этого замеча­ тельного корабля. Мы планируем создать на корабле много исторических экспо­ зиций, для чего привлечём к работе на корабле-музее ветеранов "Сметливого" и специалистов из соединения надвод­ ных кораблей. Я уверена, что, работая в тесном контакте с ветеранами СКР "Смет­ ливый", корабль превратится в полно­ ценный плавучий корабль-музей, на ко­ тором мы сообща будем не только под­ держивать, но и приумножать славу и традиции Российского и Советского ВМФ. Пока корабль не передан парку "Па­ триот" ЮВО МО РФ, экипаж корабля про­ должает размеренно нести вахты и содержать корабль в состоянии, соот­ ветствующем состоянию плавучего му­ зея, разве что без гражданских штатов. Будничная работа моряков направле­ на на поддержание плавучести корабля и проведение мероприятий по взрыво­ пожаробезопасности. Сокращённый почти до 30 человек экипаж под коман­ дованием капитана 3 ранга Виталия Линяева исправно несёт службу и обес­ печивает все требования безопасности. После официальной передачи СКР "Сметливый" в состав парка "Патриот" ЮВО МО РФ военный экипаж будет заменён на гражданских специалистов. Вот тогда при подборе кадров мнения и советы ветеранов "Сметливого" будут полностью учтены, и в штаты корабля­ музея будут приняты самые достойные моряки корабля или их коллеги из со­ единения надводных кораблей. Это должно произойти В самом ближайшем будущем. Как известно, последний "поющий фрегат" Советского Военно-морского флота, или проект 61, сохранился только на Черноморском флоте. В настоящее время соединение надводных кораблей ЧФ ведёт работы по передаче корабля парку "Патриот", где его планируют прев­ ратить в плавающий музей отечествен­ ного кораблестроения и истории Черно­ морского флота. На торжественном митинге высту­ пили заместитель командующего Чер­ номорским флотом по военно-полити­ ческой работе капитан 1 ранга Андрей Палий, командир соединения над­ водных кораблей капитан 1 ранга Сергей Тронев, от имени ветеранской общественности - ветеран соединения надводных кораблей капитан 1 ранга в отставке Сергей Пустовалов, дочь одно­ го из членов первого экипажа Наталья Сергеева (Панчук), директор парка "Патриот" ЮВО МО РФ Анна Мити на и другие. • Капитан 1 ранга Андрей Палий позд­ равил ветеранов СКР "Сметливый" с 55-летием закладки корабля, пожелал им здоровья и успехов в военно-патри­ отической работе в ближайшем будущем уже в новом качестве - на борту корабля­ музея. - Я поздравляю моряков соединения надводных кораблей и ветеранов СКР "Сметливый" с 55-летием закладки ко­ рабля на стапеле, - сказала на митинге директор парка "Патриот" ЮВО МО РФ Анна Митина. - Это действительно вы­ дающийся корабль, который после вы­ вода из боевого состава Черноморского флота станет кораблём-музеем и войдёт в этом качестве в парк "Патриот" как ин­ тересный и познавательный для мо­ лодёжи объект. Сегодня уникальный ко­ рабль в строю. Он уже стал точкой при­ тяжения для севастопольцев, вете­ ранов Военно-морского флота, многих соотечественников, людей из ближнего и дальнего зарубежья. У СКР "Сметли- • О боевых заслугах корабля, о том, как "Сметливый" сначала как БПК, а позже как СКР участвовал в боевых походах, рассказали ветераны корабля Юрий Расщекпаев и Владимир Чертов. Рас­ сказы ветеранов плавно перешли в вы­ ступления юнармейцев и детских твор­ ческих коллективов. После окончания митинга члены экипажа СКР "Сме­ тливый" провели экскурсию по кораблю для ветеранов Вооружённых сил, юнар­ мейцев и учащейся молодёжи. Сегодняшний день для моряков СКР "Сметливый" остаётся чисто служебным. Справка Сторожевой корабль "Смет­ ливый" вошёл в состав ВМФ 25 сентября 1969 года. До 1 июня 1992 года классифицировался как большой противолодочный ко­ рабль проекта 61 типа "Комсо­ молец Украины". Корабли про­ екта 61 стали первыми в мире се­ рийными кораблями с газотур­ бинными установками. За харак­ терный высокий звук при работе газовых турбин корабли этого типа получили название "поющие фрегаты". В 2020 году СКР "Сметливый" был включён в Книгу рекордов (достижений) Вооружённых сил Российской Федерации с формули­ ровкой - 50 лет в составе Военно­ морского флота. Главным достижением корабля стало двукратное превышение проектного срока службы. • Андреа ЛУБЯНОВ. "Страж Балтики" . 6 августа 2021 года •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz