На страже Заполярья. 2021 год. Август.

*: на сrrаЖI запаЛlrы 5 чтоБыI ГАРАНТИРОВАТЬ ГОСПОДСТВО В ВОЗДУХЕ Объединённая авиастроительная корпорация реализует планы обновления авиапарка ВКС России Какими преимуществами по сравнению с зарубежными ана­ логами обладает перспективный однодвигательный лёгкий тактический самолёт Checkmate, который впервые показали на МАКС-2021? Удаётся ли выполнять планы производства авиа­ техники и поставок самолётов в войска в условиях пандемии COVID-19? Как идёт работа по модернизации и созданию нового самолёта дальней авиации Ту-160М? Что даст применение технологий искусственного интеллекта при конструировании новых авиационных комплексов? На эти и другие вопросы "Красной звезды" отвечает генеральный директор ПАО "ОАК" Юрий СЛЮСАРЬ. - Юрий Борисович, предлагаю на­ чать беседу с вашей премьеры на Международном авиакосмическом салоне в подмосковном Жуковском. Ею стал новый однодвигательный лёгкий тактический самолёт (ЛТС) Checkmate, который вы лично пред­ ставляли Президенту ... - Да, мы представили на авиасалоне нашу новую перспективную разработ­ ку - ЛТС Checkmate, собранный на Ком­ сомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина, филиале компании "Сухой". Мы планируем под­ нять самолёт в воздух в 2023 году. - На МАКСе вы говорили о том, что новый лёгкий истребитель Checkmate сможет противостоять зарубежным боевым самолётам пя­ того поколения и в перспективе - шестого. За счёт чего - лётных ха­ рактеристик, авиационных средств поражения, снижения заметности в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаруже­ ния или за счёт размещённых на борту средств РЭБ? - Благодаря совокупности перечис­ ленных вами свойств. Новый ЛТС создан на основе проверенных решений и но­ вейших технологий, отработанных и используемых сегодня в нашем флагма­ не - Су-57. Кабина оснащена системой интеллектуальной поддержки экипажа. Также самолёт оборудован интегриро­ ванным комплексом радиоэлектрон­ ного противодействия, который поме­ шает противнику обнаружить самолёт и применить вооружение. Среди важ­ ных отличительных особенностей ЛТС Checkmate выделю РЛС с активной фазированной антенной решёткой, встроенные системы оптического обна­ ружения и наведения и возможность организации сетеориентированных действий как с однотипными самолё­ тами, так и с другими типами боевых машин. Ключевое преимущество - это стои­ мость машины и её эксплуатации - становится очевидным в сравнении с конкурентами. Например, Checkmate обладает в 6-7 раз меньшей стоимостью лётного часа, чем его главный междуна­ родный конкурент F-35. Одновременно закупочная стоимость ЛТС сравнима с Saab Gгiреп NG при несопоставимо больших боевых возможностях. Так что Checkmate - это самолёт для покупа­ телей, для которых экономика эксплуа­ тации имеет ключевое значение. - Представители каких стран про­ явили коммерческий интерес к это­ му самолёту на МАКС-2021? - Прежде всего отмечу, что это авиа­ ционный комплекс с высоким потен­ циалом для модернизации. Самолёт может быть адаптирован под желания заказчика, обладает открытой архитек­ турой. Это позволяет установить на него бортовое оборудование различных про­ изводителей. Машина изначально про­ ектировалась для использования прак­ тически всего спектра АСП - в том числе перспективных. Эти факторы имеют большое значение для наших зарубеж­ ных коллег. На МАКСе новым истре­ бителем интересовались партнёры с Ближнего Востока, из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. - Насколько безоблачны перспек­ тивы создания на базе Checkmate беспилотника? - Самолёт изначально раз рабаты­ вался как авиационная платформа, способная стать базовой для целого семейства машин. Беспилотная моди­ фикация ЛТС Checkmate - не исключе­ ние. Мы считаем, что она будет востре- • бована у заказчиков, потому что позво­ лит повысить всеракурсную осведом­ лённость, живучесть боевой системы, даст возможность применить новые тактические приёмы. - Юрий Борисович, перейдём к де­ лам более масштабным и поговорим о совокупном вкладе возглавляемой вами корпорации в укрепление воен­ но-технического потенциала стра­ ны и техническое перевооружение Российской армии ... - Объединённая авиастроительная корпорация - основной поставщик са­ молётов различного назначения для Минобороны России, мы несём ответ­ ственность за своевременное обеспе­ чение ВКС качественными и современ­ ными авиационными комплексами. Для нас российское военное ведомство - главный заказчик, который определяет не только план поставок, но и назначе­ ние, облик и характеристики самолётов. До недавнего времени мы находи­ лись на этапе замены самолётов треть­ его поколения самолётами четвёртого: Су-35, МиГ-35, Су-30СМ, Су-34. А с этого года мы вместе поднялись на следую­ щую ступень - начали поставки нашему главному заказчику самолётов пятого поколения Су-57, на эту платформу у нас очень большие совместные планы. - Выполнение гособоронзаказа - важное направление деятельности вашей компании, которое надёжно обеспечивает занятость персонала и загруженность производственных мощностей на многие годы. Однако в 2020 году работать стало слож­ нее - из-за распространения в мире коронавируса. Удалось ли Объединён­ ной авиастроительной корпорации к настоящему времени преодолеть последствия пандемии COV/D-19 и вернуть производственные процес­ сы в нормальный ритм? Сказалась ли сложная эпидемиологическая обстановка на темпах проведения научно-исследовательских и опыт­ но-конструкторских работ, на се­ рийном производстве? - Мы выстроили нашу работу так, чтобы пандемия не оказывала влияния на нашу работу по военным програм­ мам. Разумеется, при этом на наших площадках соблюдались и соблюдают­ ся все необходимые меры по предот- вращению распространения корона­ вируса. Так, в 2020 году предприятия ОАК в рамках гособоронзаказа полностью выполнили крупные долгосрочные контракты на поставку Су-35 и Су-34. В сегменте транспортной авиации на­ ращиваем темпы производства тяжё­ лых военно-транспортных самолётов • Ил-76МД-90А, продолжаем испытания лёгкого транспортника Ил-112В. Важный большой проект - это обнов­ ление стратегических бомбардировщи­ ков Ту-160, он реализуется в несколько этапов. Во-первых, "Туполев" ведёт глу­ бокую модернизацию строевых Ту-160. Юрии СЛЮСАРЬ. Первый самолёт этой серии - Ту-160М­ совершил первый полёт в конце минув­ шего года, успешно прошёл заводские испытания, а сейчас завершает и пред­ варительные испытания в Жуковском. На самолёте установлены новые дви­ гатели НК-32 серии 02 производства ОДК, модернизировано бортовое обо­ рудование, улучшающее характеристики базовой машины. На Казанском авиационном заводе завершаются работы по изготовлению второго такого самолёта, который сразу подключится к испытаниям. После их выполнения самолёты предъявим на государственные испытания, где их будут оценивать специалисты Министерства обороны, в том числе в условиях, мак­ симально отвечающих боевой обстанов­ ке. После этого модернизированные самолёты будут переданы в строевые части дальней авиации. Во-вторых, помимо глубокой модер­ низации, на "Туполеве" идёт работа по сборке полностью нового, построенного с нуля Ту-160М. Так что все компетенции, которые у нас были в сфере дальней авиации, сохранены и развиваются. В ходе международного военно-тех­ нического форума "Армия-2020" было подписано несколько крупных контрак­ тов на поставку авиационной техники в российские ВКС. Эти соглашения стали результатом реализации поручений, выработанных по итогам проведённого Президентом России в мае 2020 года совещания по вопросам поддержки авиационной промышленности и авиа­ перевозок. Контракты с Минобороны России предусматривают опережающие поставки техники, закупки которой за­ планированы в государственной прог­ рамме вооружения. Что особенно важно в сложившейся ситуации, реализация решений о мерах поддержки прошла быстро и в необхо­ димом объёме. Совместно с коллегами из Министерства обороны, из Мини­ стерства промышленности и торговли были оперативно подготовлены и ут- ством И уже реализованной программе финансового оздоровления ОАК. Сфор­ мировавшаяся за десятилетия проб­ лемная задолженность предприятий, практически блокировавшая их раз­ витие, была частично погашена, а час­ тично реструктурирована. Условием та­ кой поддержки является принятие це­ лого ряда серьёзных мер по повыше­ нию эффективности корпорации. В пер­ вую очередь это сокращение непроиз­ водственных затрат, избыточных уров­ ней управления, исключение дублиро­ вания вспомогательных функций. Важ­ но, что при оптимизации работы пред­ приятий и КБ рабочие основных спе­ циальностей и инженеры сокращаться не будут. - Министерство обороны сегодня уделяет большое внимание органи­ зации обслуживания вооружения и техники на протяжении всего их жизненного цикла, то есть от раз­ работки и серийного производства до сервиса, ремонта и утилизации. Скажите, вам уже удалось эффек­ тивно выстроить всю эту цепочку во взаимодействии с военным ве­ домством? - Мы уделяем первостепенное вни­ мание обслуживанию нашей техники на протяжении всего жизненного цикла. Исходим из того, что перед ВКС стоят важные военные задачи, а ремонт и модернизация - это наша работа. Как при мер, вместе с подписанием на фо­ руме "Армия-2020" соглашения с Мин­ обороны России о поставке новых тя­ жёлых военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А было подписано согла­ шение и на сервисное обслуживание военно-транспортных самолётов ком­ пании "Ил". - Научно-технический прогресс не стоит на месте. На какие техноло­ гические вызовы, на ваш взгляд, предстоит ответить в ближайшие годы российскому ОПК? Каково ваше видение будущего оборонной промы­ шленности в 20-е годы в связи с рос­ том возможностей искусственного интеллекта, роботизацией произ­ водства и цифровой трансформа­ цией технологических процессов? в 2020 году предприятия ОАК. в рамках гособоронзаказа полностью выполнили крупные долгосрочные контракты на поставку су-зs и Су-З4 верждены решения, которые сохранили высокую загрузку наших основных пред­ приятий. Так, благодаря этим решениям самый крупный завод корпорации в Ком­ сомольске-на-Амуре фактически вдвое увеличил загрузку в текущем периоде, и теперь до 2028 года включительно предприятию предстоит выполнить на­ сыщенный производственный план. Нельзя не отметить сохранение вы­ сокой загрузки и конструкторских бюро ОАК: по всем сегментам продолжается модернизация эксплуатируемых и раз­ работка перспективных самолётов. Говоря о поддержке государства, надо сказать и о принятой правитель- - Российское авиастроение должно быть передовым. Этот тезис находит поддержку, причём на деле, и у главы государства, и в Минобороны, И В Мин­ промторге. Благодаря этой поддержке мы существенно модернизировали на­ ши предприятия, интенсивно разраба­ тываем новую технику и создаём научно­ технический задел. Это касается интеллектуализации авиационной техники, которую мы сдер­ жанно называем "применением тех­ нологий искусственного интеллекта". По мере совершенствования авиационных комплексов разработчики стали пони­ мать, что, помимо повышения лётно­ технических характеристик самолётов, бортовых систем и средств поражения, развитие авиатехники должно идти и в направлении всесторонней оценки и прогнозирования текущей боевой си­ туации, на основании чего принимаются эффективные и адаптивные к ситуации решения по управлению комплексом и его бортовым оборудованием, а также реализация групповых действий. Это может быть реализовано только на основе технологий искусственного ин­ теллекта. Эти технологии применяются и ещё активнее будут применяться, например, в истребителе пятого поколения Су-57, а также в проекте тяжёлого ударного беспилотного летательного аппарата. Интеллектуальная поддержка на этих комплексах заключается в выдаче лётчику необходимых рекомендаций по применению авиационных средств поражения, при групповых действиях, преодолении системы ПВО и обороне • самолёта. Она также обеспечивает автоматическое управление режимами бортовых систем. - В последние годы немало гово­ рится о проблеме импортозамеще­ ния, возникшей в связи с недруже­ ственной позицией западных стран в отношении России, особенно после "крымской весны" 2014 года. Говоря шире, речь идёт об обеспечении технологической независимости нашей страны. На каком этапе ре­ шения этой проблемы сегодня на­ ходится ОАК? - У нас в ОАК в этом смысле всё прос­ то - мы добились полного импорто­ замещения и импортонезависимости в боевой авиации. - Создание современных воору­ жений, военной и специальной тех­ ники в настоящее время немыслимо без опоры на фундаментальные и прикладные науки. На этом участке сегодня всё активнее заявляет о себе военный технополис "ЭРА" в Анапе. Осуществляет ли ваша ком­ пания взаимодействие с ним? - Да, мы стали участником техно­ полиса "ЭРА" ещё в марте 2021 года, а один из наших специалистов уже за­ щитил проект по суперкомпьютерным технологиям на выездном заседании совета технополиса. Уверен, что реали- зация инициатив Министерства оборо­ ны РФ по поддержке науки и передовых разработок ускорит процесс работы над актуальными инновационными проек­ тами, в том числе и в ОАК. - Президент России не раз обращал внимание на необходимость решать проблемы диверсификации в высо­ котехнологичных отраслях ОПК в меняющихся рыночных условиях. Есть ли здесь у российских оборон­ щиков серьёзный задел в этой об­ ласти? Насколько оборонка способ­ на стать локомотивом в развитии гражданского сектора промышлен­ ности? - В России военно-промышленный комплекс всегда был в авангарде техно­ логий и развития экономики. Конечно, передовые решения, разработанные для военных, со временем перетекают и в гражданские продукты. Так проис­ ходит не только у нас, а во всех отраслях и во всех странах. И, конечно, перед нами также стоит задача обеспечить диверсификацию производства, добившись, чтобы доля гражданской продукции была выше 50 процентов. В реализации этой за­ дачи корпорации существенно помогает активно развивающийся сегмент внут­ ренних региональных пассажирских перевозок. - Оборонно-промышленный комп­ лекс, как и Вооружённые силы, сла­ вится своими многолетними тра­ дициями верного служения Оте­ честву. Что в ОАК предпринимает­ ся сегодня для сохранения истори­ ческой памяти, для героико-патрио­ тического воспитания нового по­ коления оборонщиков, которым не довелось пройти через испытания ни Великой Отечественной, ни хо­ лодной войны? - На предприятиях и в КБ ОАК очень сильны традиции уважения к истории. Мы бережём память о бессмертном подвиге героев, воевавших на фронтах Великой Отечественной, о работавших в тылу на производствах, создававших победные технику и вооружения для нашей армии. За время войны авиа­ ционные заводы дали фронту десятки тысяч самолётов, которые внесли ог­ ромный вклад в общее дело защиты Родины. И сегодня наши инженеры и рабочие, сталкиваясь с уже новыми вызовами времени, вдохновляются этими при мерами. Мы видим нашу главную задачу в том, чтобы и в будущем надёжно обеспечить безопасность на­ шей страны, создавая самые передо- вые самолёты. Александр ТИХОНОВ. "Красная зВезда". 6 августа 2021 года •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz