На страже Заполярья. 2021 год. Август.
*: на сrrаЖI запаЛlrы 5 чтоБыI ГАРАНТИРОВАТЬ ГОСПОДСТВО В ВОЗДУХЕ Объединённая авиастроительная корпорация реализует планы обновления авиапарка ВКС России Какими преимуществами по сравнению с зарубежными ана логами обладает перспективный однодвигательный лёгкий тактический самолёт Checkmate, который впервые показали на МАКС-2021? Удаётся ли выполнять планы производства авиа техники и поставок самолётов в войска в условиях пандемии COVID-19? Как идёт работа по модернизации и созданию нового самолёта дальней авиации Ту-160М? Что даст применение технологий искусственного интеллекта при конструировании новых авиационных комплексов? На эти и другие вопросы "Красной звезды" отвечает генеральный директор ПАО "ОАК" Юрий СЛЮСАРЬ. - Юрий Борисович, предлагаю на чать беседу с вашей премьеры на Международном авиакосмическом салоне в подмосковном Жуковском. Ею стал новый однодвигательный лёгкий тактический самолёт (ЛТС) Checkmate, который вы лично пред ставляли Президенту ... - Да, мы представили на авиасалоне нашу новую перспективную разработ ку - ЛТС Checkmate, собранный на Ком сомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина, филиале компании "Сухой". Мы планируем под нять самолёт в воздух в 2023 году. - На МАКСе вы говорили о том, что новый лёгкий истребитель Checkmate сможет противостоять зарубежным боевым самолётам пя того поколения и в перспективе - шестого. За счёт чего - лётных ха рактеристик, авиационных средств поражения, снижения заметности в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаруже ния или за счёт размещённых на борту средств РЭБ? - Благодаря совокупности перечис ленных вами свойств. Новый ЛТС создан на основе проверенных решений и но вейших технологий, отработанных и используемых сегодня в нашем флагма не - Су-57. Кабина оснащена системой интеллектуальной поддержки экипажа. Также самолёт оборудован интегриро ванным комплексом радиоэлектрон ного противодействия, который поме шает противнику обнаружить самолёт и применить вооружение. Среди важ ных отличительных особенностей ЛТС Checkmate выделю РЛС с активной фазированной антенной решёткой, встроенные системы оптического обна ружения и наведения и возможность организации сетеориентированных действий как с однотипными самолё тами, так и с другими типами боевых машин. Ключевое преимущество - это стои мость машины и её эксплуатации - становится очевидным в сравнении с конкурентами. Например, Checkmate обладает в 6-7 раз меньшей стоимостью лётного часа, чем его главный междуна родный конкурент F-35. Одновременно закупочная стоимость ЛТС сравнима с Saab Gгiреп NG при несопоставимо больших боевых возможностях. Так что Checkmate - это самолёт для покупа телей, для которых экономика эксплуа тации имеет ключевое значение. - Представители каких стран про явили коммерческий интерес к это му самолёту на МАКС-2021? - Прежде всего отмечу, что это авиа ционный комплекс с высоким потен циалом для модернизации. Самолёт может быть адаптирован под желания заказчика, обладает открытой архитек турой. Это позволяет установить на него бортовое оборудование различных про изводителей. Машина изначально про ектировалась для использования прак тически всего спектра АСП - в том числе перспективных. Эти факторы имеют большое значение для наших зарубеж ных коллег. На МАКСе новым истре бителем интересовались партнёры с Ближнего Востока, из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. - Насколько безоблачны перспек тивы создания на базе Checkmate беспилотника? - Самолёт изначально раз рабаты вался как авиационная платформа, способная стать базовой для целого семейства машин. Беспилотная моди фикация ЛТС Checkmate - не исключе ние. Мы считаем, что она будет востре- • бована у заказчиков, потому что позво лит повысить всеракурсную осведом лённость, живучесть боевой системы, даст возможность применить новые тактические приёмы. - Юрий Борисович, перейдём к де лам более масштабным и поговорим о совокупном вкладе возглавляемой вами корпорации в укрепление воен но-технического потенциала стра ны и техническое перевооружение Российской армии ... - Объединённая авиастроительная корпорация - основной поставщик са молётов различного назначения для Минобороны России, мы несём ответ ственность за своевременное обеспе чение ВКС качественными и современ ными авиационными комплексами. Для нас российское военное ведомство - главный заказчик, который определяет не только план поставок, но и назначе ние, облик и характеристики самолётов. До недавнего времени мы находи лись на этапе замены самолётов треть его поколения самолётами четвёртого: Су-35, МиГ-35, Су-30СМ, Су-34. А с этого года мы вместе поднялись на следую щую ступень - начали поставки нашему главному заказчику самолётов пятого поколения Су-57, на эту платформу у нас очень большие совместные планы. - Выполнение гособоронзаказа - важное направление деятельности вашей компании, которое надёжно обеспечивает занятость персонала и загруженность производственных мощностей на многие годы. Однако в 2020 году работать стало слож нее - из-за распространения в мире коронавируса. Удалось ли Объединён ной авиастроительной корпорации к настоящему времени преодолеть последствия пандемии COV/D-19 и вернуть производственные процес сы в нормальный ритм? Сказалась ли сложная эпидемиологическая обстановка на темпах проведения научно-исследовательских и опыт но-конструкторских работ, на се рийном производстве? - Мы выстроили нашу работу так, чтобы пандемия не оказывала влияния на нашу работу по военным програм мам. Разумеется, при этом на наших площадках соблюдались и соблюдают ся все необходимые меры по предот- вращению распространения корона вируса. Так, в 2020 году предприятия ОАК в рамках гособоронзаказа полностью выполнили крупные долгосрочные контракты на поставку Су-35 и Су-34. В сегменте транспортной авиации на ращиваем темпы производства тяжё лых военно-транспортных самолётов • Ил-76МД-90А, продолжаем испытания лёгкого транспортника Ил-112В. Важный большой проект - это обнов ление стратегических бомбардировщи ков Ту-160, он реализуется в несколько этапов. Во-первых, "Туполев" ведёт глу бокую модернизацию строевых Ту-160. Юрии СЛЮСАРЬ. Первый самолёт этой серии - Ту-160М совершил первый полёт в конце минув шего года, успешно прошёл заводские испытания, а сейчас завершает и пред варительные испытания в Жуковском. На самолёте установлены новые дви гатели НК-32 серии 02 производства ОДК, модернизировано бортовое обо рудование, улучшающее характеристики базовой машины. На Казанском авиационном заводе завершаются работы по изготовлению второго такого самолёта, который сразу подключится к испытаниям. После их выполнения самолёты предъявим на государственные испытания, где их будут оценивать специалисты Министерства обороны, в том числе в условиях, мак симально отвечающих боевой обстанов ке. После этого модернизированные самолёты будут переданы в строевые части дальней авиации. Во-вторых, помимо глубокой модер низации, на "Туполеве" идёт работа по сборке полностью нового, построенного с нуля Ту-160М. Так что все компетенции, которые у нас были в сфере дальней авиации, сохранены и развиваются. В ходе международного военно-тех нического форума "Армия-2020" было подписано несколько крупных контрак тов на поставку авиационной техники в российские ВКС. Эти соглашения стали результатом реализации поручений, выработанных по итогам проведённого Президентом России в мае 2020 года совещания по вопросам поддержки авиационной промышленности и авиа перевозок. Контракты с Минобороны России предусматривают опережающие поставки техники, закупки которой за планированы в государственной прог рамме вооружения. Что особенно важно в сложившейся ситуации, реализация решений о мерах поддержки прошла быстро и в необхо димом объёме. Совместно с коллегами из Министерства обороны, из Мини стерства промышленности и торговли были оперативно подготовлены и ут- ством И уже реализованной программе финансового оздоровления ОАК. Сфор мировавшаяся за десятилетия проб лемная задолженность предприятий, практически блокировавшая их раз витие, была частично погашена, а час тично реструктурирована. Условием та кой поддержки является принятие це лого ряда серьёзных мер по повыше нию эффективности корпорации. В пер вую очередь это сокращение непроиз водственных затрат, избыточных уров ней управления, исключение дублиро вания вспомогательных функций. Важ но, что при оптимизации работы пред приятий и КБ рабочие основных спе циальностей и инженеры сокращаться не будут. - Министерство обороны сегодня уделяет большое внимание органи зации обслуживания вооружения и техники на протяжении всего их жизненного цикла, то есть от раз работки и серийного производства до сервиса, ремонта и утилизации. Скажите, вам уже удалось эффек тивно выстроить всю эту цепочку во взаимодействии с военным ве домством? - Мы уделяем первостепенное вни мание обслуживанию нашей техники на протяжении всего жизненного цикла. Исходим из того, что перед ВКС стоят важные военные задачи, а ремонт и модернизация - это наша работа. Как при мер, вместе с подписанием на фо руме "Армия-2020" соглашения с Мин обороны России о поставке новых тя жёлых военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А было подписано согла шение и на сервисное обслуживание военно-транспортных самолётов ком пании "Ил". - Научно-технический прогресс не стоит на месте. На какие техноло гические вызовы, на ваш взгляд, предстоит ответить в ближайшие годы российскому ОПК? Каково ваше видение будущего оборонной промы шленности в 20-е годы в связи с рос том возможностей искусственного интеллекта, роботизацией произ водства и цифровой трансформа цией технологических процессов? в 2020 году предприятия ОАК. в рамках гособоронзаказа полностью выполнили крупные долгосрочные контракты на поставку су-зs и Су-З4 верждены решения, которые сохранили высокую загрузку наших основных пред приятий. Так, благодаря этим решениям самый крупный завод корпорации в Ком сомольске-на-Амуре фактически вдвое увеличил загрузку в текущем периоде, и теперь до 2028 года включительно предприятию предстоит выполнить на сыщенный производственный план. Нельзя не отметить сохранение вы сокой загрузки и конструкторских бюро ОАК: по всем сегментам продолжается модернизация эксплуатируемых и раз работка перспективных самолётов. Говоря о поддержке государства, надо сказать и о принятой правитель- - Российское авиастроение должно быть передовым. Этот тезис находит поддержку, причём на деле, и у главы государства, и в Минобороны, И В Мин промторге. Благодаря этой поддержке мы существенно модернизировали на ши предприятия, интенсивно разраба тываем новую технику и создаём научно технический задел. Это касается интеллектуализации авиационной техники, которую мы сдер жанно называем "применением тех нологий искусственного интеллекта". По мере совершенствования авиационных комплексов разработчики стали пони мать, что, помимо повышения лётно технических характеристик самолётов, бортовых систем и средств поражения, развитие авиатехники должно идти и в направлении всесторонней оценки и прогнозирования текущей боевой си туации, на основании чего принимаются эффективные и адаптивные к ситуации решения по управлению комплексом и его бортовым оборудованием, а также реализация групповых действий. Это может быть реализовано только на основе технологий искусственного ин теллекта. Эти технологии применяются и ещё активнее будут применяться, например, в истребителе пятого поколения Су-57, а также в проекте тяжёлого ударного беспилотного летательного аппарата. Интеллектуальная поддержка на этих комплексах заключается в выдаче лётчику необходимых рекомендаций по применению авиационных средств поражения, при групповых действиях, преодолении системы ПВО и обороне • самолёта. Она также обеспечивает автоматическое управление режимами бортовых систем. - В последние годы немало гово рится о проблеме импортозамеще ния, возникшей в связи с недруже ственной позицией западных стран в отношении России, особенно после "крымской весны" 2014 года. Говоря шире, речь идёт об обеспечении технологической независимости нашей страны. На каком этапе ре шения этой проблемы сегодня на ходится ОАК? - У нас в ОАК в этом смысле всё прос то - мы добились полного импорто замещения и импортонезависимости в боевой авиации. - Создание современных воору жений, военной и специальной тех ники в настоящее время немыслимо без опоры на фундаментальные и прикладные науки. На этом участке сегодня всё активнее заявляет о себе военный технополис "ЭРА" в Анапе. Осуществляет ли ваша ком пания взаимодействие с ним? - Да, мы стали участником техно полиса "ЭРА" ещё в марте 2021 года, а один из наших специалистов уже за щитил проект по суперкомпьютерным технологиям на выездном заседании совета технополиса. Уверен, что реали- зация инициатив Министерства оборо ны РФ по поддержке науки и передовых разработок ускорит процесс работы над актуальными инновационными проек тами, в том числе и в ОАК. - Президент России не раз обращал внимание на необходимость решать проблемы диверсификации в высо котехнологичных отраслях ОПК в меняющихся рыночных условиях. Есть ли здесь у российских оборон щиков серьёзный задел в этой об ласти? Насколько оборонка способ на стать локомотивом в развитии гражданского сектора промышлен ности? - В России военно-промышленный комплекс всегда был в авангарде техно логий и развития экономики. Конечно, передовые решения, разработанные для военных, со временем перетекают и в гражданские продукты. Так проис ходит не только у нас, а во всех отраслях и во всех странах. И, конечно, перед нами также стоит задача обеспечить диверсификацию производства, добившись, чтобы доля гражданской продукции была выше 50 процентов. В реализации этой за дачи корпорации существенно помогает активно развивающийся сегмент внут ренних региональных пассажирских перевозок. - Оборонно-промышленный комп лекс, как и Вооружённые силы, сла вится своими многолетними тра дициями верного служения Оте честву. Что в ОАК предпринимает ся сегодня для сохранения истори ческой памяти, для героико-патрио тического воспитания нового по коления оборонщиков, которым не довелось пройти через испытания ни Великой Отечественной, ни хо лодной войны? - На предприятиях и в КБ ОАК очень сильны традиции уважения к истории. Мы бережём память о бессмертном подвиге героев, воевавших на фронтах Великой Отечественной, о работавших в тылу на производствах, создававших победные технику и вооружения для нашей армии. За время войны авиа ционные заводы дали фронту десятки тысяч самолётов, которые внесли ог ромный вклад в общее дело защиты Родины. И сегодня наши инженеры и рабочие, сталкиваясь с уже новыми вызовами времени, вдохновляются этими при мерами. Мы видим нашу главную задачу в том, чтобы и в будущем надёжно обеспечить безопасность на шей страны, создавая самые передо- вые самолёты. Александр ТИХОНОВ. "Красная зВезда". 6 августа 2021 года •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz